Страница 5 из 5
1.5. Профессиональная деятельность в период молодости
Специфика молодости как возрастного периода не исчерпывается развитием самосознания, выбором спутника жизни, дружбой. Вторая составляющая социальной ситуации развития в этот период — овладение выбранной профессией. Напомним, что в юности происходит личностное и профессиональное самоопределение, выбирается жизненный путь. В молодости человек утверждает себя в выбранном деле, обретает профессиональное мастерство. В молодости завершается профессиональная подготовка, сроки которой в связи с научно-техническим прогрессом сейчас значительно расширены. А. В. Толстых подчеркивает, что в молодости человек максимально работоспособен, выдерживает наибольшие физические и психические нагрузки, наиболее предрасположен к овладению сложными способами интеллектуальной деятельности . В молодости легче всего приобретаются все необходимые для выбранной профессии знания, умения и навыки, развиваются требуемые специальные личностные и функциональные качества (организаторские способности, инициативность, мужество и находчивость, нужные для ряда профессий, четкость и аккуратность, быстрота реакции и т. д.). Серьезного внимания заслуживает пора студенчества, так как она непосредственно влияет на качество профессиональной подготовки, на формирование личности профессионала. Назовем некоторые мотивы учебной деятельности студента: — познавательные; — профессиональные; — потребность в творческих достижениях; — потребность в личном престиже; — потребность в сохранении и повышении статуса; — потребность в самореализации; — потребность в самоутверждении (доминировании); — материальные мотивы. Существенным мотивационным фактором эффективности учебной деятельности студентов является потребность в творческих достижениях. Потребность в достижениях стимулирует поиск человеком таких ситуаций, в которых он мог бы испытывать удовлетворение от того, что добился успеха. Поскольку учебная деятельность (обычные занятия, зачет, экзамен и т. д.) содержит много возможностей для реализации данных ситуаций, можно предположить, что лица с высокой потребностью в достижениях должны испытывать большее удовлетворение от учения, вкладывать больше усилий в учебный процесс, что приведет и к более высоким результатам в учении (к более высокой успеваемости студента). Обратная сторона потребности в достижениях — потребность в избегании неудачи, которая лежит в основе рутинного выполнения деятельности, догматического следования инструкциям как в молодости, так и в дальнейшей жизни. Для студентов с преобладающей потребностью в избегании неудачи характерны повышенная тревожность, неконструктивное отношение к учению (чаще проявляется защитная установка относительно учебной деятельности). Согласно Э. Эриксону особое значение в жизни взрослеющих людей имеет выстраивание интимных отношений и продуктивность (генеративность), связанная с любой созидательной работой. Некоторые исследователи подчеркивают значение мотивов аффи- лиации (причастности к некоей группе) и достижений, в то время как другие основное внимание уделяют потребностям в признании другими людьми и в приобретении компетентности. Большое место в молодости занимает общение. Учебная деятельность (прежде всего аудиторные занятия) проходит в группе, в среде однокурсников. Обнаружился, например, такой факт: у лиц с высокой потребностью в аффилиации и низким социометрическим статусом в группе довольно высокая частота психосоматических заболеваний . Потребность в общении, мотив аффилиации значительно влияют на учебную деятельность студентов, либо затрудняя ее, либо улучшая, вызывая удовлетворенность учением. Потребность в самоутверждении (доминировании), зародившаяся в отрочестве, интенсивно продолжает развиваться в молодости. Данная потребность проявляется в стремлении человека влиять на других людей, контролировать их поведение, быть авторитетным, убедительным. В студенческой учебной деятельности эта потребность повышает удовлетворенность учением, облегчает его, стимулирует ответственность в отношении к учению. Стремление доминировать усиливает эффективность учебной деятельности, особенно тогда, когда в нее вносится элемент соревновательности, а также тогда, когда оно сочетается с потребностью в достижениях. Одним из адекватных мотивов учения (в том числе и студентов) является познавательная потребность. Она проявляется в том, что человек стремится расширить свой опыт, знания, упорядочить то и другое, ставит перед собой цель быть компетентным, свободно оперировать знаниями, фактами, понимать существо проблемы, вопроса, систематизирует опыт посредством умственных действий, старается создать логически непротиворечивую и обоснованную картину мира. Познавательная потребность в сочетании с потребностью в достижениях оказывает очень сильное влияние на повышение успеваемости, создает глубокую удовлетворенность учебой в вузе (или ином специальном учебном заведении, готовящем специалистов-профессионалов в той или иной области деятельности). Время учебы в вузе условно можно разделить на два основных этапа: этап младших курсов, когда происходит адаптация молодого человека к учебному заведению, к деятельности в условиях вуза, и этап старших курсов (обычно начиная с третьего) — этап профессионального самоопределения студента как будущего специалиста. Наиболее сложный — первый этап вузовского периода. Он связан порою с коренной ломкой сложившихся представлений, привычек школьника, с необходимостью менять и перестраивать свое поведение и деятельность, адаптироваться к новым условиям. Именно на этом этапе происходит наибольший отсев из вузов. И поскольку младшекурсник еще не участвует в решении реальных задач, возникающих в условиях производства (в том числе и в условиях педагогического труда), главной и вполне осмысленной его целью становится овладение способами и приемами учебной деятельности, приобретение нужной системы фундаментальных знаний, адаптация к социальному статусу студента. У студентов младших курсов отношение к будущей профессии не носит еще выраженного характера и, соответственно, мало влияет на их успеваемость. Постепенно с приобретением профессиональных знаний студенты глубже осмысливают тонкости своей будущей специальности, у них формируется определенное отношение к ней. У многих студентов, достигших достаточно высокого уровня социальной зрелости, наступает пора выраженного профессионального самоопределения. Главными признаками этого являются осмысленная и твердая готовность к активной самостоятельной деятельности по выбранной специальности, стремление постоянно совершенствоваться в ней. Наряду с анализом динамики профессионального самоопределения студента существенную роль для понимания процесса формирования его личности играет анализ противоречий, присущих студенческому возрасту. 1. Социально-психологические противоречия. Это противоречия между расцветом физических и интеллектуальных сил студента и строгим лимитом времени и имеющихся экономических возможностей для удовлетворения возросших потребностей; противоречия между результатами деятельности студента, проявившимися у него индивидуально-психологическими свойствами и складывающимися в группе межличностными отношениями, отношением к нему окружающих сокурсников. К группе социально-психологических противоречий могут быть отнесены и противоречия адаптационного процесса: между новыми для студента требованиями, условиями и сложившимися у него до вуза стереотипами поведения. 2. Противоречие между стремлением к самостоятельности в отборе знаний и способов их приобретения и довольно жесткими формами и методами подготовки специалиста определенного профиля. Это противоречие имеет дидактический характер и может порождать неудовлетворенность студентов и преподавателей результатами учебного процесса. 3. Противоречие между поступающим через разные источники огромным количеством информации, расширяющей знания студентов, и ограниченным временем для ее осмысления. Это противоречие может привести как к поверхностным знаниям, так и к поверхностному мышлению. Речь здесь должна идти, вероятно, о развитии, формировании и совершенствовании информационной культуры в широком смысле этого слова (т. е. о разработке, создании информации и о ее восприятии, осмыслении, использовании). При всем многообразии моделей подготовки учащихся и студентов в учебных заведениях различного уровня необходимо всегда помнить о некоторой выходной модели, которая характеризует образ личности специалиста в соответствии с потребностями современного общества и производства. Под моделью принято понимать совокупность обобщенных качеств, которыми должен обладать специалист определенного профиля для успешного решения всех задач, возникающих в условиях производственной деятельности, а также для саморазвития и самосовершенствования. Ориентация на карьеру и профессиональное самоопределение во многом влияют на выбор жизненного пути молодого человека. При удачном выборе жизненного пути человек уже в молодости достигает в своей профессии достаточно высокого уровня мастерства и его объективного признания. Нередко именно в молодости люди приходят к наиболее интересным идеям и успешно развивают их в дальнейшем. Во всех видах искусства новые таланты тоже в основном заявляют о себе в молодости. Те, кто решил посвятить себя научной деятельности, как правило, становятся в молодости кандидатами наук, а выбравшие инженерно-техническую деятельность уже в молодости проявляют себя организаторами производства, высококвалифицированными специалистами-технологами, конструкторами и т. д. Наиболее талантливые из них в молодые годы становятся руководителями производственных коллективов или главными специалистами предприятий по соответствующим направлениям. Не составляют исключения и те, кто предпочел рабочие профессии. Если выбор сделан не случайно, уже в молодости рабочий становится мастером в своем деле и получает заслуженное признание в производственном коллективе. Как и при других вариантах удачного профессионального самоопределения, вместе с мастерством обретается чувство профессиональной компетентности, чрезвычайно важное для личностного развития в молодости. Особенно благотворно развитие по этой линии идет в том случае, когда выбранная профессия соответствует призванию, становится сущностной связью с миром. Для удачного самоопределения и реализации в профессии, развития профессионального потенциала необходимо использовать специальные курсы и методики выбора профессии как призвания. В рамках учебного пособия обратим внимание на следующие рекомендации для молодых людей. 1. Необходимо работать с собой. Существует огромное количество психологических техник, тестов, способных объективировать интерес. Взрослеющему человеку нужно понять, чем ему нравится заниматься в значении «делать». Это создаст поле для обозначения типа деятельности. 2. Нужно отслеживать тенденции, профессии существующие и профессии появляющиеся (мир меняется, возникают новые специальности, часто на стыке направлений). Это поможет не потерять имеющийся «багаж» и одновременно укрепиться профессионально. И тогда реально сделать новый шаг в развитии, учитывая риски, и стать обладателем уникального конкурентного преимущества на рынке труда. 3. Важно выходить «в среду». Участвовать в проектах (в качестве волонтера, удаленного работника), проходить стажировки. Не забывать про любительские клубы и профессиональные сообщества. Молодому человеку необходимо пробовать новое; только опыт помогает понять, правильным ли курсом идет профессиональное развитие. Часто требуется сделать несколько таких шагов, чтобы очертить более точный контур «работы мечты». Таким образом, в молодости, в существующей социальной ситуации развития, происходит формирование нескольких важных новообразований, позволяющих человеку адекватно перейти на следующий этап развития: формируются рефлексия, самосознание и отшлифовывается образ Я; выбирается self-объект для дружбы, создания семьи, человек развивается и реализуется, утверждая себя в выбранном деле, приобретая профессиональное мастерство и компетентность. Центральными возрастными новообразованиями этого периода можно считать близкие (семейные) отношения и чувство профессиональной компетентности.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ 1. Выполните упражнение «Контрольные списки», помещенное в Приложении 2. 2. Перечислите признаки, по которым можно определить, что вы в профессии — на верном пути. 3. Задайте себе вопросы: «Чего я хочу от жизни? Чем НА САМОМ ДЕЛЕ я хочу заниматься? Какую профессию я ХОЧУ получить?» Искренние ответы на них позволят вам не потерять годы собственной жизни. Источник: Крутько, И. С. Психотехнологии в работе с молодежью : учеб. пособие / И. С. Крутько ; [науч. ред. А. В. Пономарев] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2017. — 188 с.
|