Страница 2 из 5
1.2. Кризис перехода к молодости
Итак, в психологии понятие «возраст» плавает. Поэтому границы психологического возраста «молодость» можно определить по специфическим признакам, точнее, системе признаков, наличие которых указывает на состояние перехода возрастной границы. Как уже говорилось выше, любой кризис характеризуется симптоматикой; кризис перехода к молодости также не является исключением. Родители, близкие, учителя замечают то, что «лежит на поверхности». 1. «Философская интоксикация» сознания — молодой человек становится задумчив, сомневается, размышляет. Объясняется это тем, что в 18 лет происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Человек научается объяснять, а следовательно, регулировать свои действия. 2. Обострение потребности к обособлению, стремления оградить свой внутренний мир от вторжения сторонних и близких людей для того, чтобы через рефлексию укрепить чувство личности, чтобы сохранить свою индивидуальность, реализовать свои притязания на признание. 3. Невротизация, эмоциональное напряжение, нестабильность, связанные со сменой привычного хода событий, с необходимостью жизненного определения (выбора профессии, поступления в учебное заведение или поиска работы). В нашем обществе принято, что по окончании школы человек уже знает, что ему делать дальше, так как общество уже ожидает от него профессионального самоопределения. Такие ожидания могут очень напрячь нервную систему и психику юного человека, а учитывая трудности, ныне связанные с окончанием школы, можно констатировать, что это стрессовый период, механизмов переживания которого у выпускника пока нет. 4. Появление особых страхов. Ответственность перед собой и своими родными за выбор, реальные достижения в это время — уже большой груз. Плюс прибавляется страх перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в вуз, а у юношей — еще и страх перед армией. Высокая тревожность и на ее фоне — выраженный страх могут привести к возникновению невротических реакций, таких как повышение температуры, головные боли, вегетососудистая дистония, психотические явления и т. п. Может начаться обострение гастрита, нейродермита или другого хронического заболевания. 5. Проявления эмансипации. Эмансипация — стремление освободиться от руководства, опеки, противопоставить себя старшим по возрасту. В случае психологической оппозиции ко всему «старшему», неблагополучия в семье и (или) невысокого уровня интеллекта «отравление свободой» может осложняться асоциальным поведением. Взрослеющий человек вместо неактуальных для него на данный момент систем семьи, образования и др. включается в неформальные группы, которые выполняют ряд важных функций: — адаптируют к обществу; — присваивают первичный статус; — облегчают потерю связей с родительским домом; — передают специфические для данного молодежного социокультурного слоя ценностные представления; — сплачивают «силы сопротивления» авторитаризму взрослых. Социально-психологический механизм становления неформальных молодежных объединений примерно одинаков и мало зависит от направленности их деятельности и от социокультурной среды. Главное значение группы для участника — «твое слабое Я поддерживается сильным МЫ». В поведении взрослеющего человека проявляется внутренняя неуверенность в себе, часто сопровождающаяся внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятности и даже представлением о собственной неполноценности либо, наоборот, крикливыми заявлениями: «Я сам!» В этот период молодые люди впервые сталкиваются с экзистенциальным кризисом — кризисом смысла жизни. Для них становятся актуальны вопросы о смысле жизни вообще и смысле своей жизни, о назначении человека, о собственном Я. Отсюда — интерес к нравственно-этическим проблемам, психологии самопознания и самовоспитании. Отсутствие внутренних средств разрешения кризиса приводит к негативным вариантам развития, аддикциям, девиациям. Крайняя форма неспособности справиться с кризисом приводит к суициду. Из протеста против массовости и обезличенности отношений взрослой жизни вырастают неформальные объединения и экстремистские движения. Однако не все внутренние механизмы прохождения кризиса имеют внешние индикаторы; многое остается «за кадром» для внешнего наблюдателя и либо никогда не станет достоянием гласности, либо, внутренне консолидировавшись, получит критическое воплощение. Причина состоит в появлении у взрослеющего человека новых потребностей, удовлетворение которых серьезно затруднено. С одной стороны, вследствие быстрого физического и умственного развития молодой человек становится способным размышлять и самостоятельно принимать решения относительно своей жизни. С другой стороны, родители и другие взрослые по инерции продолжают относиться к нему как к ребенку, не замечая, что в некоторых сферах ему уже вполне можно передать ответственность. В этой ситуации страдают обе стороны: молодой человек — от недоверия родителей его личностным силам, родители — от расширения зоны ответственности, ведь по мере взросления в жизнь вчерашнего подростка включаются все новые сферы деятельности. Можно предположить, что противоречие между ощущением взрослости и прежним отношением родителей было бы не таким острым, если бы родители вовремя передали ответственность молодому человеку и перестроили свое отношение к нему исходя из его новой потребности в самостоятельности. С учетом непростой ситуации жизненного выбора, который необходимо согласовывать с родителями, и ценности самостоятельности, свободы, завоеванной молодым человеком, еще вчера — подростком, становится понятно его нелогичное поведение: он как будто специально нарывается на запреты, преднамеренно «принуждает» родителей к ним, чтобы иметь возможность собственными усилиями раздвинуть рамки старых норм и правил, задающих границы его возможностям. В этом есть свой позитивный смысл: в борьбе за независимость в относительно безопасных условиях у молодого человека формируются и чувство уверенности в себе, и способы поведения, позволяющие ему и в дальнейшем справляться с жизненными трудностями. Это позволяет рассматривать кризис независимости как конструктивный с точки зрения заложенных в нем возможностей для формирования личности. Вместе с тем крайние проявления кризиса независимости чаще всего непродуктивны. Кризис перехода к молодости не всегда протекает в форме кризиса независимости. Иногда молодые люди предпочитают не ввязываться в борьбу за свою личностную автономию, которая может закончиться не в их пользу. Они выбирают сохранение прежней системы отношений с родителями, которая давала им эмоциональное благополучие и чувство защищенности. Эту форму протекания кризиса перехода к молодости определяют как кризис зависимости, для которого характерен выбор (часто неосознанный) самоопределения по типу «Я ребенок и хочу оставаться им». Родители обычно воспринимают такой вариант взросления положительно, радуясь тому, что им удалось сохранить благоприятные отношения с ребенком. Однако для личностного развития человека это вариант неблагоприятный, его результатом является затяжная инфантильная позиция «ребенка», сохраняющаяся не только в период молодости, но и в зрелом возрасте. Выбор зависимой по отношению к родителям позиции может определяться как внутренними, так и внешними причинами. К внутренним причинам можно отнести такие личностные особенности молодого человека, как тревожность, неуверенность в себе. Такой взрослеющий человек будет избегать ситуаций с неопределенными последствиями (в том числе конфронтации со взрослыми), поскольку у него нет уверенности в том, что он сможет добиться своего. Внешней причиной выбора занимаемой позиции может являться принятый в семье стиль взаимодействия родителей с ребенком. Авторитарный родитель может заставить молодого человека смириться со своим подчиненным положением, что приведет к неизбежному искажению его личностного развития. Еще одним следствием сглаженного, бесконфликтного протекания кризиса перехода к молодости может быть его смещение во времени. Не прошедший в положенный срок кризис настигает человека позже. Кризис независимости и у 17-18-летнего обычно протекает бурно, а будучи смещенным на более поздний возраст, он осложняется еще и необходимостью решения задач, свойственных периоду молодости. Дж. Марсиа, профессор психологии в Колумбийском университете, сделал важное дополнение к трудам Э. Эриксона, экспериментально выявив и предложив четыре «нормальных» положения, в которых оказываются люди, переживающие кризис перехода к молодости. В соответствии с этими положениями взрослеющих людей можно разделить на 4 группы. Первая группа — это молодые люди, придерживающиеся моратория. Они еще не приняли на себя никаких обязательств и не определились в своих ценностях, но находятся в процессе активного их поиска. Эти люди переживают кризис, который еще не разрешился, и пережидают. Вторая группа — люди с предопределенной судьбой личности, твердо знающие, кем они хотят стать. Они выбрали свой дальнейший путь, и этому не предшествовал напряженный поиск. Эти люди пассивно приняли путь, проложенный их родителями. Третья группа — молодые люди с подавленным собственным Я, уклонившиеся от выбора своего жизненного пути. Родители, учителя, друзья ожидают от них чего-то большего, нежели то, что они могут выполнить. Они не способны восстать против родителей, норм и принятых правил или бороться за право самим принимать решения. Внешне преуспевающие, они постоянно ощущают себя неудачниками. Часто при попытках определиться в жизни у них развивается комплекс неполноценности и появляется чувство отчуждения. По сравнению с представителями группы моратория они не находятся в состоянии кризиса, но ни к чему не стремятся. Четвертая группа — молодые люди с определившейся личностью, они переживают кризис и успешно его проходят. Эти люди сформировали жизненные цели и приоритеты в соответствии со своим мировоззрением. Они, вероятно, чувуствуют себя очень повзрослевшими. Кризис перехода к молодости — это начало становления подлинного авторства в определении и реализации своего собственного взгляда на жизнь и индивидуального способа жизни. Обособляясь от образа себя в глазах ближайшего окружения, преодолевая профессионально-позиционные и политические детерминации поколения, человек становится ответственным за собственную субъектность, которая зачастую складывалась не по воле и без ведома ее носителя. Этот мотив пристрастного и неустанного рассекречивания собственной самости, переживания чувств утраты прежних ценностей, представлений, интересов и связанное с ними разочарование и позволяют квалифицировать данный период как критический. Переход к взрослой жизни, как и всякий переходный этап, содержит в себе внутренние противоречия, обусловленные особенностями развития личности. С одной стороны, молодой человек, начинающий самостоятельную жизнь в обществе, приобретает статус взрослого человека. Но, с другой стороны, опыта «взрослой» жизни у него еще нет, молодому человеку еще только предстоит его приобрести. Различные «взрослые» роли усваиваются им не сразу и не одновременно. Молодые люди стараются всячески подчеркнуть свою самостоятельность в выборе и принятии решений, однако сам этот выбор нередко осуществляется импульсивно, под влиянием обстоятельств. Взрослеющий человек болезненно воспринимает ситуации, когда, как ему кажется, ограничивают его самостоятельность, когда критикуют его непродуманные решения, однако внутренний самоконтроль у него развит еще недостаточно. Как и всякий критический период в психическом развитии, кризис перехода к молодости имеет свои негативные и позитивные стороны. Негативные моменты связаны с утратой налаженных форм жизни (взаимоотношений с другими, способов и форм учебной деятельности, привычных условий жизнедеятельности) и вступлением в новый период жизни, для которого нет еще необходимых механизмов жизнедеятельности. Позитивное начало кризиса перехода к молодости связано с новыми возможностями становления индивидуальности человека, формирования гражданской ответственности, сознательного и целенаправленного самообразования. Начало ступени индивидуализации (по периодизации В. И. Слободчикова) означает вступление человека в период не только возрастного (общего для всех), но и индивидуального становления и поиска ответа на вопрос: «А кто же я сам?». Л. С. Выготский перечислил несколько основных групп наиболее ярких интересов молодых людей, которые он назвал доминантами. Это «эгоцентрическая доминанта» (интерес к собственной личности); «доминанта дали» (установка на обширные, большие масштабы, которые для молодого человека гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние); «доминанта усилия» (тяга к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда выражаются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, в протесте и других негативных проявлениях); «доминанта романтики» (стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму) . Центральным моментом кризиса перехода к молодости Л. И. Божович считает развитие самосознания молодых людей. Развитие самосознания и его важнейшей стороны — самооценки — это сложный и длительный процесс, сопровождающийся у человека целой гаммой специфических (часто внутренне конфликтных) переживаний, на которые обращали внимание буквально все психологи, занимавшиеся возрастом перехода к молодости. Они отмечали свойственную этому возрасту неуравновешенность, вспыльчивость, частые смены настроения, иногда подавленность и пр. Незрелые попытки анализа своих возможностей у молодого человека сопровождаются то взлетом самоуверенности, то, напротив, сомнениями в себе и колебаниями. Такого рода неуверенность в себе часто приводит к ложным формам самоутверждения (бравированию, развязности, нарушению дисциплины, нелогичным поступкам) исключительно с целью показать свою независимость. Часто самооценка оказывается у молодого человека внутренне противоречивой; сознательно он воспринимает себя как личность значительную, даже исключительную, верит в себя, в свои способности, ставит себя выше других людей. Вместе с тем внутри такой молодой человек испытывает сомнения, которые он старается не допустить в свое сознание. Но эта подсознательная неуверенность дает о себе знать в переживании, подавленности, плохом настроении, упадке активности и пр. Причину данных состояний взрослеющий человек сам не понимает, но они находят свое выражение в его обидчивости («ранимости»), грубости, частых конфликтах с окружающими взрослыми. В основе развития самосознания — центрального новообразования на «входе» в молодость лежит развитие рефлексии , побуждающей у взрослеющего молодого человека потребность понять самого себя и быть на уровне собственных к себе требований, т. е. достигнуть избранного образца. А неумение удовлетворить эти потребности определяет целый «букет» психологических особенностей, специфичных для людей, переживающих кризис перехода к молодости. Переходный критический период завершается возникновением особого личностного новообразования, которое можно обозначить термином «самоопределение». С точки зрения самосознания субъекта данное новообразование характеризуется тем, что человек осознает себя в качестве члена общества, и конкретизируется в новой, общественно значимой позиции. Центральной деятельностью 18-летнего человека является социальное взаимодействие. Постепенно отходя от родительской ядерной семьи, человек начинает поиск самого себя. Цель этого поиска достигается не тогда, когда человек определяется с решением, кто он такой и что собирается делать в этом мире, — подобные решения переоцениваются со временем. К. Юнг называет отход от родительской ядерной семьи индивидуализацией, А. Маслоу — самоактуализацией, другие авторы — интеграцией или автономией. По сути, дистанцирование от ядерной семьи есть достижение подлинности, достижение того внутреннего состояния, в котором мы узнаем обо всех наших потенциальных возможностях и обретаем силу, позволяющую полностью их реализовать. Вне зависимости от формы протекания кризиса перехода к молодости его симптомы не проявляются постоянно, это, скорее, эпизодические, хотя порой и достаточно длительные явления, различающиеся по интенсивности и способам выражения. И еще раз: если человек не испытал кризиса в период, когда он должен иметь место, этот кризис разразится на более поздней ступени развития и будет протекать более тяжело. Кризис необходим для полного становления личности. 1. Составьте эссе по художественным фильмам на выбор о кризисе перехода к молодости (фильмы: «Тринадцать», «Пропащая Августа», «Жгучая тайна», «Остров детей», «Игры мотыльков», «Детки», «Домашняя работа», «Куколка», «Неадекватные люди», «Хорошо быть тихоней» или другие). 2. Вспомните и опишите собственный кризис перехода к молодости. Кто помог и что помогло вам пережить его, что мешало и осложняло переживания? Сделайте выводы. 3. Укажите, чем отличается кризис перехода к молодости от более раннего подросткового кризиса (по материалам курса «Психология развития»).
|