На главную Лекции и практикум по психологии Возрастная психология Психологические особенности молодежи - Трансформация личных отношений как составляющая молодости
Психологические особенности молодежи - Трансформация личных отношений как составляющая молодости
Лекции и практикум по психологии - Возрастная психология
Индекс материала
Психологические особенности молодежи
Кризис перехода к молодости
Развитие самосознания молодежи
Трансформация личных отношений как составляющая молодости
Профессиональная деятельность в период молодости
Все страницы

 


1.4. Трансформация личных отношений как составляющая молодости


В рассматриваемый период адекватное взросление происходит через отраженную оценку, т. е. «отзеркаливание» себя, своей личности, поступков и поведения глазами референтных лиц, а, как известно, к ним начинают относиться уже не члены семьи или социально значимые фигуры взрослых, а ровесники, друзья, новые авторитеты, появившиеся любимые.
Молодость часто называют возрастом любви. Для нее характерно оптимальное сочетание психологических, физиологических, социальных и других факторов, благоприятствующих выбору спутника жизни и созданию семьи. В этот период подавляющее большинство людей заключают первые браки, это обычно возраст наибольшей половой активности, время, когда организм женщины лучше всего приспособлен к рождению первого ребенка. В молодости люди легче всего знакомятся и узнают друг друга, легче адаптируются к условиям совместной жизни. Молодость с полным основанием можно считать возрастом, сенситивным к созданию семьи. После 30 лет первые браки заключаются редко. Социологические исследования показывают, что люди, не создавшие семьи до 28-30 лет, в дальнейшем, как правило, этого сделать уже не в состоянии. Они привыкают жить в одиночестве, становятся излишне требовательны к другому человеку, у них появляется ригидность привычек, что часто делает совместную жизнь трудной.
Создание семьи чрезвычайно важно для личностного развития. Человек реализует очень значимую для себя и других составляющих своего предназначения, приобретает новый общественный статус, связанный с ответственностью за продолжение рода и воспитание будущего поколения, вступает в новый этап своего жизненного устройства. Одновременно он удовлетворяет одну из своих главных потребностей (для многих — главную) в сфере отношений с другими людьми. От того, как складывается семейная жизнь, во многом зависит общее развитие человека — его духовный рост, реализация способностей и т. д.
Особенно большое значение имеет рождение детей. С появлением ребенка родители уже не просто женщина и мужчина, они становятся матерью и отцом. Созданная ими семья приобретает новое качество, получает окончательное завершение как важнейший институт продолжения человеческого рода и преемственности поколений. Меняется весь строй и уклад семейной жизни, у супругов появляются новые обязанности, новые аспекты ответственности друг перед другом и новая общая ответственность за судьбу человека, которому они дали жизнь.
Выбор спутника жизни и создание семьи — один из элементов социальной ситуации развития в молодости. Соответствующая этой ситуации деятельность является в жизни одной из главных.
Несмотря на сенситивность молодости к созданию семьи и все сопутствующие данному возрасту благоприятные факторы, задача выбора спутника жизни далеко не всегда решается успешно. Статистика разводов, совершаемых в молодости же, очень красноречива — более 50 %.
В отличие от родительской любви в любви между мужчиной и женщиной безусловность сущностных отношений встречается крайне редко. Здесь единение сутью происходит в первую очередь на основе созвучия, близости качественных связей с миром. Обязательно должны быть какие-то очень значимые, важные стороны жизни, которые объединяли бы обоих. Прежде всего это касается, конечно, самой их любви. Она должна быть не только взаимной, но и одинаково значимой, ее роль в жизни каждого из них должна быть равноценной. Иначе невозможна полная, подлинная разделенность.
Выше было отмечено, что каждая связь с миром раскрывает какую-то грань личности человека. Это относится, безусловно, и к любви между молодыми мужчиной и женщиной. В то же время любовь между мужчиной и женщиной означает гораздо больше, чем одна из — пусть и чрезвычайно важных — качественных связей с миром.
Следует отметить, что представления об обязательности в любви между мужчиной и женщиной дополняющих друг друга противоположностей обычно не подтверждается жизненной практикой. В счастливых парах между любящими гораздо чаще наблюдается сходство, а не различие. Конечно, бывает, что «крайности сходятся». Вполне понятно, что это можно объяснить и взаимным дополнением противоположностей. Но не в этом заключается главная особенность любви мужчины и женщины.
Мужчина и женщина во взаимной любви действительно становятся более завершенными, взаимно дополняют друг друга. Другие связи с миром тоже завершают человека, но каждая из них раскрывает какую-то одну сторону его личности. В любви же между мужчиной и женщиной раскрывается, находит свое отражение вся суть каждого из них. В этой любви человек проявляется весь, целиком.
Любовь между мужчиной и женщиной нельзя противопоставлять другим видам любви, поскольку она в определенном смысле синтезирует их, ее содержание определяется их наличием. Гипотетический человек, не знающий никаких других видов любви, был бы не способен на это чувство.
Итак, любовь между мужчиной и женщиной, как и все другие сущностные связи с миром, имеет две главные особенности: разделенность и непреходящесть. С разделенностью связана самая важная для любящих функция любви — понимание. Любовь дает знание объекта любви. В любви, в сущностном единении мужчина и женщина обретают знание друг друга, и это взаимное знание рождает между любящими понимание, так необходимое каждому человеку.
Понимание со стороны близкого тебе человека предполагается во всех сущностных связях с миром, в том числе и не являющихся отношениями между людьми. Оно выступает ключевой составляющей чувства разделенности и способности быть самим собой. Но если понимание в любви к природе, своему делу, родным местам принимается безусловным, то понимание со стороны любимой женщины (мужчины) целиком зависит от сущностности ответного чувства. В. Франкл писал, что любовь позволяет наиболее глубоко проникнуть в личностную структуру любимого человека, понять его «духовное ядро» .
В то же время распространено мнение, что «любовь слепа», что она вводит в заблуждение, «ослепляет» любящего. Стендаль, например, полагал, что для любви характерна «особая деятельность ума, который из всего, с чем он сталкивается, извлекает открытие, что любимый предмет обладает новыми совершенствами» . «Достаточно подумать о каком-нибудь совершенстве, чтобы увидеть его в любимом существе» . Этот процесс Стендаль назвал «кристаллизацией» .
Различают два феномена пристрастности.
Первый феномен — особая зоркость любящего. Вспомним секрет Лиса, поведанный им Маленькому принцу: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». Видение любящим положительных сторон личности любимого и даже их преувеличение не есть ослепление. С. Л. Рубинштейн отмечал, что любовь выступает как пристрастный проявитель всех хороших качеств в двояком смысле: делает их более видимыми для любящего (делает его более зорким) и, кроме того, вызывает их к жизни .
Согласно В. С. Соловьеву идеализированное восприятие любимого человека — это не неправильное, а другое восприятие, при котором любящий видит в объекте своей любви не только то, что там есть на сегодняшний день, но и то, что там будет или, по крайней мере, может быть. Идеализация в данном случае не противоречит
знанию, знание любимого человека — действительно другое, отличное от представлений о нем беспристрастных людей и, в определенном смысле, более точное знание.
Второй феномен связан именно с «ослеплением», когда, по выражению Стендаля, «действительность спешит придать себе форму, соответствующую желаниям» . Здесь пристрастность не делает человека более зорким, не способствует формированию у него более точного знания объекта своих чувств, а, наоборот, вводит в заблуждение, воплощает в воображении не существующие в настоящем и невозможные в будущем идеальные качества. Идеализация выступает не как проявление, открытие потенциала другого человека, а как самообман.
Этот феномен имеет место тогда, когда нет единения сутью, когда чувства, направленные на другого человека, целиком определяются лишь их субъектом — его собственными личностными особенностями, идеалами, ожиданиями. В таких случаях, в случаях отсутствия главного признака любви — единения сутью, правомерно говорить не о любви, а о влюбленности.
Влюбленности свойственно бурное, интенсивное проявление. С этим обстоятельством во многом связано наделение объекта желаемыми для влюбленного идеальными чертами. Любовь тоже обычно начинается бурным «половодьем чувств», что позволяет говорить о влюбленности и как о первоначальной фазе собственно любви.
В аспекте феноменологии переживания чувства влюбленность достаточно близка любви. Этому способствует механизм веры — актуализация ощущения единения сутью с объектом, который наделяется желаемыми качествами. Тем не менее и в этом плане между любовью и влюбленностью существуют очень важные принципиальные различия. 
Механизм веры не может дать знания; оно появляется только тогда, когда есть действительное единение сутью. Даже при взаимной влюбленности (не говоря уже о безответном чувстве) отсутствие единения сутью не позволяет прийти к знанию, а значит, и к пониманию друг друга. Сама взаимность при обоюдной влюбленности оказывается, таким образом, неполной. А главное, отсутствие полного понимания означает невозможность до конца раскрыться, быть до конца самими собой в отношениях друг с другом.
Отсутствие единения сутью и обусловленного им знания определяет еще одно существенное отличие влюбленности от истинной любви. Важнейшим свойством любви между мужчиной и женщиной, как и всех других сущностных отношений, является непре- ходящесть. Непреходящесть своей любви осознается любящими, дана им как непосредственное знание. Это знание является очень значимой характеристикой субъективного переживания чувства любви. Непосредственное знание непреходящести своей любви вместе с ощущением полной ее разделенности, понимания со стороны любимого человека до конца раскрывают любовь, делают ее полноценной и завершенной.
При влюбленности нет непосредственного знания непреходя- щести чувства, и этот дефицит вынужденно восполняется верой. Но у веры совсем другая феноменология, поэтому указанный дефицит также сказывается на полноте и завершенности чувства.
Даже утрата любимого человека не способна перечеркнуть связанную с ним сторону сущности любящего. Она продолжает жить в нем, оставаясь очень важной частью его самого. Она остается частью его самого и в том случае, если спустя время будет встречена другая любовь, произойдет единение сутью с другим человеком. Но это будет уже другая сторона, другая часть его сущности.
Есть еще один принципиальный аспект: в отношениях между мужчиной и женщиной нередко присутствует ревность. Согласно распространенной точке зрения ревность — признак подлинности любви («ревнует, значит, любит»). Вместе с тем ревность обычно признается чувством негативным, чувством, очень осложняющим отношения.
Вопреки приведенной выше точке зрения ревности нет места там, где отношения основаны на полной разделенности, на единении сутью. Единение сутью дает знание сущности объекта и взаимности его ответного чувства. Знание же исключает сомнения и подозрительность, не оставляет места ревности. Как справедливо подчеркивал В. Франкл, «истинная любовь несовместима с ревностью» .
Ревность проявляется в тех случаях, когда отсутствует единение сутью, когда отношения нельзя назвать полностью взаимными. Она вполне может быть при обоюдной влюбленности, если отношения основаны лишь на страстной потребности любить. Она тем более вероятна в случае безответного чувства, чувства невостребованного и потому еще более неполного. Наконец, ревность легко расцветает и там, где эротические отношения вообще не имеют ничего общего с любовью.
Итак, ревность не является непременным атрибутом любви. Если мужчину и женщину объединяет любовь, ревность исключена, во всех остальных случаях она вероятна, но не обязательна. Ревность особенно характерна для людей с демонстративной и возбудимой (эпилептоидной) психикой, причем независимо от их собственного отношения к эротическому партнеру. У эпилептоидов она выступает как одно из проявлений чувства собственности, распространяемого ими и на отношения с людьми.
Таким образом, все главные особенности любви между молодыми людьми вытекают из ее сущностного характера. Любовь по природе своей может быть только разделенной, она завершает человека, делает его более целостным, более самим собой, она дает ему чувство понимания со стороны любимого (любимой), она непреходяща, вечна, ей чужда ревность.
Эти свойства любви исключают крах основанных на ней семейных отношений по наиболее часто называемым причинам. Ни проблемы, связанные с различиями в характерах, ни тем более неурядицы быта не в состоянии разрушить отношения, соединяющие любящих сутью. К такому же выводу приводит и библейское понимание любви, изложенное в Новом завете: «Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» .
Несостоявшиеся семейные отношения, начинавшиеся «по любви», — это результат влюбленности, принимавшейся за любовь, но не ставшей ею. Там, где супружеский союз не основан на сущностном единении, во всей полноте проявляются трудности в этих отношениях: становятся очень значимыми все негативные черты характера партнера, в нем вообще может неодобрительно восприниматься все, что не свойственно характеру второй половины, появляется отчужденность, во весь голос заявляют о себе проблемы быта, все более осложняется коммуникация.
В этих условиях раньше или позже обнаруживается несостоятельность веры в гармонию, в духовное созвучие. Влюбленность проходит, и совместная жизнь сама по себе теряет смысл. Предотвратить распад семьи может высокая ответственность обоих супругов за судьбу детей.
Причины того, что семьи создаются не на основе любви, а на основе преходящей влюбленности, исследуются. Так, Э. Фромм указывает на страстное стремление человека преодолеть свое одиночество, отчужденность от себя и от мира . По-видимому, можно говорить и о более общей причине, не обязательно связанной с одиночеством, — о стремлении реализовать свою потребность любить, которая в молодости проявляется особенно сильно. Нередко, будучи в данном возрасте доминантной, эта потребность реализуется вне зависимости от того, насколько соответствует данному человеку выбранный им объект любви. И уже потом, по мере узнавания друг друга, обнаруживается случайность выбора, несоответствие сущностных характеристик супругов.
Проходящая со временем влюбленность — это вынужденная, ложная реализация потребности в любви к женщине (мужчине). Ее вынужденность, ошибочность адресности, имеет не только те социальные причины, о которых говорит Э. Фромм: тотальную коммерциализацию общественного и индивидуального сознания, примат материальных ценностей над духовными . Очевидна и более глубинная причина — современное развитие общества еще не дает большинству людей возможности проявить свою индивидуальность, раскрыть свою сущность, реализовать потребность стать самим собой. Отсюда и неразвитость отношений между мужчиной и женщиной, случайность выбора, ведущая к угасанию влюбленности, к феномену несостоявшейся любви.
Выше было отмечено, что для гармонии в семейных отношениях большое значение имеет одинаковая значимость любви в жизни супругов, созвучность их отношения к ней. Для большинства людей любовь между мужчиной и женщиной является чрезвычайно важным, решающим фактором создания семьи. В связи с этим проблемы любви обычно считаются центральными в проблеме семьи в целом.
В то же время надо иметь в виду, что как отношение к любви, так и сама любовь для разных людей различны.
В этом многообразии «родов любви» в качестве одной из крайностей встречаются случаи, когда человек вообще не способен к полноценным, включающим духовную близость, эротическим отношениям. Такое бывает, в частности, по причине общей неразвитости духовной сферы, что обычно при гедонистической направленности личности. Но бывает и так, что неспособность к полноценной эротической любви сочетается с общей развитостью эмоционально-мотивационной сферы.
Аналогичным образом ряд молодых мужчин, при разнообразных жизненных интересах, видят в женщине главным образом средство продолжения рода, обеспечение удобного уклада жизни (если она посвящает себя семье) либо источник чувственных удовольствий.
В случае отсутствия потребности в любви, но присутствия потребности создать семью и иметь детей условием благополучия семьи является общий принцип: семья должна завершать человека, делать его более самим собой. Если каждый из супругов получает от семьи то, что ему необходимо получить, если он чувствует себя в ней более самим собой, значит, их семейный союз не случаен. Супруги должны соответствовать друг другу, взаимно удовлетворять свои потребности в отношении брака и семьи. Они могут быть очень похожи друг на друга, близки во всем, могут быть и во многом противоположны. Но если они взаимно удовлетворяют друг друга, если оба в семье больше раскрываются, получают возможность стать более самими собой, их отношения стабильны и прочны.
Большинство людей, как уже отмечалось, связывают стабильность семьи с отношениями взаимной супружеской любви, имея в виду прежде всего духовную близость. Однако существует мнение, что основа устойчивости семьи — гармония в сексуальных отношениях. Данное мнение не подтверждается практикой: психологи, занимающиеся семейным консультированием, нередко отмечают распад семей и при полной сексуальной гармонии супругов.
Сексуальная гармония не может быть гарантией стабильности семьи по той причине, что все потребности, подконтрольные принципу удовольствия (в том числе все биологические потребности, к которым относятся и сексуальные), подвержены пресыщению и привыканию. Н. В. Самоукина отмечает, что при физической близости может возникнуть сексуальная зависимость, «которая связывает людей на какой-то период даже тогда, когда они психологически не подходят друг другу» .
Уровень развития психики человека определяет доминирование в его жизни психологического, а не физиологического начала. А. В. Толстых обращает внимание на то, что «так называемый психологический пол сильнее пола физиологического, то есть можно с помощью медицины изменить свой физиологический пол в соответствии с самоощущением (кем вы себя считаете — мужчиной или женщиной?), и практически невозможно поменять само это самоощущение» .
Исследования транссексуалов свидетельствуют о том, что они в своей первоначальной половой принадлежности люди совершенно нормальные с точки зрения физиологии. К смене пола их побуждают чисто психологические причины. Эти факты, так же, как и практика семейного консультирования, убедительно показывают, что сексуальная гармония не может быть гарантией благополучия семьи.
В то же время сексопатологи утверждают, что практически нет таких проблем в сексуальных отношениях молодых людей, которые нельзя было бы преодолеть при обоюдном желании. Определяющая роль в судьбе брака принадлежит не физиологическим, а психологическим факторам. Даже если молодые супруги быстро разводятся
по причине сексуальных затруднений, это свидетельствует лишь о том, что ничто существенное их не объединяло.
Важной стороной жизни в молодости является также установление и развитие дружеских связей. По мнению многих психологов, дружба в этот период, как и любовь, выходит на новый качественный уровень. Дружба, в отличие от простых приятельских отношений, предполагает ту или иную степень духовной близости. Согласно Словарю русского языка С. И. Ожегова (М., 2016), дружба — это «близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов». В словаре «Психология» под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского (М., 2003) дружба определяется как «вид устойчивых, индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующийся взаимной привязанностью их участников...».
Будем понимать под дружбой вид сущностных отношений, в которых также имеет место единение сутью (по крайней мере, в отношении какой-то одной общей для их участников важной стороны жизни). Соответственно этому любовь между мужчиной и женщиной включает в себя и дружбу. Любовь обычно выступает как более полная сущностная связь с миром, она придает целостность личности, делает человека более самим собой. В отдельных ситуациях, при единении сутью по многим сторонам жизни, дружба может быть в этом отношении близка любви. В общем же случае в дружбе человек раскрывается и становится самим сбой в рамках одной или нескольких значимых для него «единиц» жизни.
И. С. Кон, обсуждая вопросы возникновения дружбы, отмечает, что питательной средой для нее являются товарищеские отношения, складывающиеся в совместной деятельности. С одной стороны, возникающее чувство групповой солидарности, сопричастности к целому (идентификация с коллективом) невозможно без взаимной поддержки и заботы. «Недаром большую часть своих друзей люди приобретают именно в процессе совместной деятельности, в своих
производственных или учебных коллективах...» Роль совместной деятельности в появлении дружбы установлена многими социальнопсихологическими экспериментальными исследованиями.
С другой стороны, для дружбы помимо созвучия в той или иной значимой «единице» жизни имеет значение и общее сходство. Чаще всего у друзей близкий возраст, социальное положение, культурный уровень, ценности и социальные установки. Кроме того, дружба обычно возникает между лицами одного пола. Характерность для дружбы общего сходства участников данных отношений тоже подтверждается экспериментальными данными.
Наряду с этим довольно обычны дружеские отношения молодых людей с представителями старшего возраста, чаще всего — поколения отцов или дедов. Эти отношения складываются, как правило, также в совместной деятельности, прежде всего — в производственной. И здесь, как и в других видах дружбы, решающее значение принадлежит «созвучию» в тех или иных сторонах жизни. Следует отметить, что дружба с представителями старших поколений более характерна для тех молодых людей, у которых не было соответствующих отношений в семье, например для выросших в неполных семьях либо испытывающих дефицит внимания со стороны родителей. Определение дружбы как вида сущностных связей с миром позволяет говорить о спонтанности, естественности ее появления. Дружба, как и любовь, не возникает по желанию, она есть результат того или иного значимого для ее субъектов «созвучия». Нельзя замыслить, нельзя выбрать близкого человека, можно лишь встретить его, открыть его для себя.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ
1. Как вы считаете, что может означать выражение «любовь по- взрослому» с психологической точки зрения?
2. В чем суть дружеских отношений?
3. «Неважно, сколько у тебя хороших отношений, важно, чтоб не было плохих». Значит ли это, что если есть друзья, то обязательно будут и враги? Можно ли обойтись без врагов, а если они есть, то как строить отношения/взаимодействовать с ними?

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.