На главную Лекции и практикум по психологии Возрастная психология Психологические особенности молодежи - Развитие самосознания молодежи
Психологические особенности молодежи - Развитие самосознания молодежи
Лекции и практикум по психологии - Возрастная психология
Индекс материала
Психологические особенности молодежи
Кризис перехода к молодости
Развитие самосознания молодежи
Трансформация личных отношений как составляющая молодости
Профессиональная деятельность в период молодости
Все страницы

 


1.3. Развитие самосознания молодежи


Итак, развитие самосознания — центральное новообразование в период молодости. Под самосознанием в психологии понимают совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, а его представления о самом себе складываются в определенный «образ Я». Самосознание может выступать и как процесс, и как результат деятельности. В качестве результатов В. В. Столин выделяет систему «образов Я», И. И. Чеснокова — систему самооценок, И. С. Кон — «образ Я».
Рассмотрим некоторые особенности формирования самосознания в период молодости (по исследованиям В. С. Мухиной) .
В основу структуры личности ложится выделение взрослеющим человеком себя как персоны. Становится значимым собственное имя. В отличие от подросткового возраста, для которого характерно экспериментирование с именами, употребление так называемых подростковых имен (Димон, Серый и т. п.), в юношестве закрепляется неотделимость имени от человека, полное отождествление с ним. Но наиболее сильно меняется отношение
к своей фамилии — общесемейному имени. Она становится знаком принадлежности к роду, связующим звеном с живущими или уже ушедшими из жизни родственниками. Независимо от того, имеет ли человек знания об обстоятельствах получения фамилии, ее толковании, она становится объектом оценивания. Может быть, поэтому называние по фамилии теперь употребляется не только в официальных ситуациях, но и в дружеских компаниях как знак особой близости. Иногда становятся болезненными ситуации смены фамилии, связанные с новым браком родителей, поскольку смена фамилии может символически восприниматься как смена семейного рода. Вызывают интерес однофамильцы.
Притязание на признание. По сравнению с подростковым возрастом в молодости меньшее значение придается внешним параметрам: одежде, обуви, фигуре. Уязвимыми и важными становятся притязание на профессиональный успех, собственная способность к созданию чего-то значимого. Поэтому для многих молодых людей особый характер могут приобрести успеваемость / участие в профессиональных конкурсах или конференциях, где есть возможность профессионального самопредъявления, иные способы притязания на признание. Кроме того, для молодых людей остается важным признание в сфере межличностных отношений, в особенности признание другими своей индивидуальности.
Поскольку в период молодости активно идет процесс формирования новой, взрослой, идентичности, необходимым становится ее признание другими людьми, особенно значимыми взрослыми, родителями, референтной группой. Большая часть конфликтов с ними как раз и происходит в случае депривации ими притязания на признание взрослой идентичности, т. е. когда родители не принимают во внимание новую взрослую идентичность молодых людей.
Временное осознание. Наиболее важная особенность временного осознания в молодости — это изменение отношения к настоящему и будущему. Вспомним, как активно подростки стремятся быстрее повзрослеть, стараются выглядеть старше. Престижным для них является наличие более взрослых друзей. Молодость же — это последний возраст, когда у части молодых людей остается желание стать старше. Остальные или хотели бы подольше побыть в настоящем, или уже с некоторой ностальгией думают о прошлом. Может быть, поэтому впервые происходит осмысление собственного возраста, появляются вопросы к самому себе, касающиеся времени прожитой жизни.
В отличие от подростков и с их устремленностью в будущее для молодых людей особую значимость приобретает настоящее. Однако потребность обращаться к будущему сохраняется, она становится особой формой жизни в настоящем. Размышления о будущем во многом определяют основные формы активности молодых людей, направленные на обеспечение будущего жизненного успеха. Для кого-то это обучение в вузе, работа по специальности, т. е. создание предпосылок профессионального успеха. У тех, для кого жизненный успех связывается, прежде всего, с семейной жизнью, идет активный поиск семейного партнера. Таким образом, идеальный образ будущего определяет активность в настоящем.
У многих молодых людей переход к такому восприятию взаимосвязи между настоящим и будущим сопровождается внутренним конфликтом. Содержание его определяет необходимость выбора между желанием жить настоящим, получением удовольствия от богатых возможностей юности и мыслями о будущем: о построении карьеры, профессиональном росте, создании семьи и т. п. Во многом усиливают этот внутренний конфликт имеющиеся в обществе установки на период юности и студенчества в особенности как на самый счастливый жизненный этап, с одной стороны, и на самый важный для будущего профессионального роста — с другой. Получается, что молодой человек должен получить в это время удовольствие на всю оставшуюся жизнь и обеспечить предпосылки своего будущего благосостояния и профессионального успеха.
Если молодой человек не в состоянии осуществить выбор между жизнью в настоящем и направленностью в будущее, то возможно либо полное пренебрежение интересами будущего в различных формах (отрицание будущего вплоть до ухода в алкоголь, наркотики), либо абсолютное лишение радостей в настоящем (полный уход в учебу, в построение профессиональной карьеры). Однако достижение гармонии между ориентацией на будущее и умением жить в настоящем необходимо не только в период молодости, но и на протяжении всей последующей жизни, поэтому осмыслению данного вопроса следует уделить особое внимание.
Понятно, что достижение гармонии происходит не сразу. Обычно преобладают акцент на настоящем и некоторое пренебрежение интересами будущего сразу после окончания школы, на 1-2-м курсах института. Отсюда — ощущение замедления скорости течения времени, некой «законсервированности» во времени. Настоящее не бережется, потому что оно кажется бесконечным.
К старшим курсам института постепенно появляется направленность на будущее. Остро чувствуется бег времени, его начинает не хватать.
Таким образом, через колебания от направленности на будущее к настоящему, опять только к будущему и снова на настоящее молодые люди ищут и находят гармонию между «завтра» и «здесь и сейчас».
Важной особенностью самосознания молодости помимо изменения отношения к настоящему и будущему является реальное осознание конечности бытия. Безусловно, конечность бытия понимается намного раньше, впервые с ней знакомится еще дошкольник. Остро это переживает подросток. Но для подростков это происходит в воображении, как бы не с ними, поэтому так часто они и экспериментируют с различными рисками. Ощущение реальности ограниченности жизни, т. е. возможности собственной смерти, появляется именно в молодости.
Изменяется отношение к собственному прошлому. Появляется интерес к своему детству, стремление к его анализу. Вместо подросткового отрицания в себе детских черт из-за стремления казаться взрослее появляется их принятие. Полная уверенность в своей взрослости, формирование взрослой идентичности дают возможность открытому проявлению «внутреннего ребенка».
Подводя итоги обсуждению специфики осознания прошлого, настоящего и будущего в юности, можно заключить, что молодость — это период, когда человеку нужно научиться думать о времени, осмыслять его течение, управлять им.
Однако необходимо иметь в виду, что одного осознания течения времени недостаточно. В юности берет начало индивидуальный способ организации времени жизни — способ практического волевого воздействия на объективные условия и обстоятельства собственной жизни и деятельности. Эти жизненные условия и обстоятельства иногда безразличны, а иногда противостоят устремлениям и идеалам личности, поэтому их освоение является не приспособлением, а, скорее, преодолением и борьбой. Поэтому стремление к регуляции жизненного времени может потребовать большого напряжения всех душевных и физических сил человека.
Самооценка. Молодой человек имеет более или менее адекватные представления о себе, это является его реальным Я-образом. Реальный Я-образ может совпадать с идеальным Я-образом; расхождения между реальным и идеальным Я-образами могут приводить как к позитивным, так и к негативным последствиям. Рассогласование между реальным возрастом человека и его самооценкой объясняется закономерностями трансформации социально-временных отношений в жизнедеятельности личности (Е. И. Костромина) .
На самооценку человека влияет уровень его достижений, она повышается при успехах и понижается при неудачах. По мере взросления личности, приобретения ею опыта самооценка становится более дифференцированной. Возможно, единая Я-концепция с возрастом распадается на ряд независимых друг от друга Я-концепций. Я-концепция формируется в связи с самоактуализацией личности (красивый — некрасивый, здоровый — нездоровый и т. д.). Мотивирующим стимулом развития Я-концепции является стремление к актуализации. В период молодости этот процесс контролируется в основном принятием личностью социальных (нравственных, культурологических и др.) понятий и ценностей. В первую очередь — понятий и ценностей социальных групп, к которым относится личность.
Если выбранная профессия соответствует Я-концепции молодого человека, то он добивается caмоактуализализации. А. А. Реан вводит понятие «профессиональная Я-концепция личности» и выделяет в нем реальную и идеальную составляющие . В структуре профессиональной самооценки это:
а) самооценка результата (оценка достигнутого);
б) самооценка потенциала (оценка своих профессиональных возможностей отражает веру в себя, свои силы).
Низкая самооценка результата наряду с высокой самооценкой потенциала являются фактором профессионального саморазвития личности. В период молодости Я-концепция продолжает обогащаться опытом активного самопроявления личности как сексуального партнера, супруга, родителя, профессионала и гражданина. В целостную Я-концепцию включаются новообразования, отражающие уровень зрелости личности. На общей самооценке отражается степень удовлетворенности человеком своим телесным образом. Собственная физическая привлекательность рассматривается как основание для счастья в большей мере женщиной, нежели мужчиной.
Мотивы поведения молодых людей в основном обусловлены личными и социальными причинами:
— поиском своего места в жизни, учебой;
— выбором профессионального пути и работы;
— браком и рождением детей.
События в жизни человека могут быть как ожидаемыми (учеба, поиск работы и т. д.), так и неожидаемыми (болезнь, разочарование в любимом и т. д.). Неожидаемые события способны побуждать молодого человека к необдуманным поступкам, меняющим подчас всю последующую жизнь. На своих поступках молодой человек учится принимать взвешенные решения. Происходит становление социально зрелой личности.
Права и обязанности. Молодым людям, в отличие от подростков, уже нет необходимости отстаивать свои права. Более того, выпускники школ сразу же получают множество прав, и не факт, что все эти права они смогут использовать. Некоторым молодым людям начинает казаться, что обязанности для них вообще перестали существовать, хотя на самом деле просто снижается количество обязанностей, выполнение которых строго контролируется авторитетными взрослыми. Отсюда выраженное переживание чувства свободы и стремление различным образом экспериментировать со своими правами.
Основная задача и трудность данного периода — научиться действовать в соответствии с интериоризированными обязанностями, что выглядит как возможность выполнять необходимое с опорой на внутренний, а не на внешний контроль. Такая возможность появляется на основе понимания приоритета обязанностей человека над его правами. Об этом убедительно писал Н. А. Бердяев. Обязанности человека, по его мнению, глубже прав, и именно они обосновывают права. Сами права вытекают из обязанностей. Если все будут сознавать только права, но не обязанности, то права никем не будут уважаться и поэтому не смогут быть реализованы . Путь, на котором права человека отрываются от его обязанностей, чреват и опасен.
Важным для юности является также осознание и принятие обязанностей перед самим собой, т. е. принятие ответственности за собственную жизнь. Сегодня много говорится об этом, однако само понятие ответственности не раскрывается.
Ответственность — это осознание собственных выборов как предпосылок тех или иных жизненных событий; ответственность предполагает понимание того, что события происходят потому, что «я выбрал, чтобы они произошли».
Появление ответственности за свою жизнь — необходимая предпосылка и одновременно возможность принятия ответственности за другого человека. Это очень важная характеристика, поскольку, как отмечал Э. Фромм, умение принять ответственность за другого — необходимая составляющая любви, к которой активно стремятся все люди. По его мнению, любящий всегда чувствует себя ответственным. Быть ответственным — это добровольная потребность отвечать и заботиться о другом на основе достижения собственной независимости и возможности «стоять на ногах» без посторонней помощи. При принятии ответственности за другого человека может появиться искушение переделать, переучить другого в соответствии с собственными желаниями и требованиями . Как отмечают многие авторы, необходимо научиться позволять человеку быть таким, каким он хочет, не требовать соответствия своим ожиданиям.
Говоря об ответственности, нельзя не подчеркнуть наличия в ней и моральных аспектов. Л. Шестов полагал, что ответственность и есть нравственное начало, живущее в сердце каждого, и приводил размышления Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого о Наполеоне, не ставившем вопроса о собственной ответственности за бедствия, которые он принес в мир . Бесспорно, ответственность должна быть нравственной, хотя к нравственности она не сводится и имеет самостоятельную сферу приложения.
Итак, в области прав и обязанностей в молодости происходят очень важные изменения, во многом они являются фундаментом будущей полноценной жизни молодого человека.
Однако у той части молодежи, которая вплоть до окончания школы жила в ситуации жесткого внешнего контроля или гиперопеки, может наблюдаться слишком резкое стремление к экспериментированию правами или же подростковое острое отстаивание своих прав при отвержении обязанностей. Это проявляется, к примеру, в уходе из дома, не вызванном необходимостью, или же в стремлении наполнить свою жизнь только развлечениями без желания учиться или работать и т. д. Тогда установление баланса между правами и обязанностями будет происходить несколько медленнее и с большими трудностями. В некоторых случаях понимание роли обязанностей приходит через столкновение с тяжелыми жизненными обстоятельствами, но довольно часто проблема обязанностей (в частности, принятие ответственности за себя и других) остается неразрешенной до старости, и тогда она встает перед человеком с особой остротой.
Половая идентификация. Обсуждение возрастной специфики этого структурного компонента самосознания сложно из-за многоаспектности данного феномена. В последнее время появилось большое количество так называемых гендерных исследований. Гендер — это социальный пол. В отличие от пола биологического он рассматривается как социальный конструкт, в основе которого лежат три группы характеристик: биологический пол; полоролевые стереотипы, распространенные в том или ином обществе; «гендерный дисплей» — многообразие проявлений, связанных с предписанными обществом нормами мужского и женского взаимодействия. Однако часто под гендерными исследованиями понимают исследования феминистские. Мужская психология только зарождается, поэтому мужская часть выборки обычно выступает
треннего мира. Для ребенка единственной сознаваемой реальностью является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию. Вполне отдавая себе отчет в своих поступках, ребенок обычно еще не осознает собственных психических состояний. Напротив, для юноши и молодого человека, внешний физический мир — только одна из возможностей субъективного опыта, сосредоточением которого является он сам. Обретая способность погружаться в себя и наслаждаться своими переживаниями, взрослеющий человек открывает целый мир новых чувств, красоту природы, звуки музыки, ощущение собственного тела. Он начинает воспринимать
и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояния своего собственного Я. Даже объективная, безличная информация нередко стимулирует молодого человека к интроспекции, размышлению о себе и своих проблемах.
Молодость особенно чувствительна к «внутренним», психологическим проблемам. Чем старше человек становится (не только по возрасту, но и по уровню развития), тем больше волнует его психологическое содержание происходящего, действительности, и тем меньше начинает значить «внешний» событийный контекст.
Открытие своего внутреннего мира — очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических переживаний. Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Молодое Я еще не определено, расплывчато, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда растет потребность в общении и одновременно повышается его избирательность, потребность в уединении.
До перехода к подростковому возрасту свое отличие от других привлекает внимание ребенка только в исключительных, конфликтных обстоятельствах. Его Я практически сводится к сумме его идентификаций с разными значимыми другими людьми. У подростка картина меняется. Ориентация одновременно на нескольких значимых других делает его психологическую ситуацию неопределенной, внутренне конфликтной. Бессознательное желание избавиться от прежних идентификаций активизирует у него рефлексию, а также чувство своей особенности, непохожести на других, что вызывает весьма характерное для ранней юности чувство одиночества и страх одиночества.
Развитие самосознания, как и развитие любого сложного психического новообразования, проходит ряд сменяющих друг друга стадий. С этой точки зрения возраст молодости можно охарактеризовать как период формирования нового уровня самосознания, как период развития и углубления интегративных качеств. Интенсивное развитие этого уровня самосознания будет осуществляться и далее. Специфические черты данного уровня самосознания (повышение значимости для формирования Я-концепции системы собственных ценностей и усиление личностного, психологического, динамического аспекта восприятия) позволяют оценивать его как уровень, характерный для зрелой личности.
Основной механизм самопознания молодым человеком самого себя, своего внутреннего мира — личностная рефлексия, которая, в отличие от логической рефлексии, направленной на решение задач, понимается как деятельность личного самопознания, как особый исследовательский акт, при котором человек не просто постигает свой внутренний мир, но при этом еще и изучает самого себя как исследователя. Феноменом личностной рефлексии являются рефлексивные ожидания, т. е. представления человека о том, что о нем думают люди, составляющие круг его общения, другие люди. Рефлексия в этот период выполняет большую духовную работу, именно с ее помощью совершается самое главное открытие юности — открытие своего внутреннего мира . Развитая рефлексия молодого человека полифонична: она дает возможность и тонко отобразить игру собственных чувств и переживаний, и с холодной логикой просчитать меру искренности чувств кого-то другого по отношению к себе, и с философской отстраненностью балансировать мыслью на проблеме бренности своего существования. У находящегося в периоде взросления человека рефлексия заполняет все пространство внутреннего мира, делая его динамичным, живым, а порой и драматичным.
Изучение особенностей ранней рефлексии у молодежи, проведенное Н. И. Гуткиной, показало, что стимулом к выходу в рефлексивную позицию служат конфликтные ситуации в общении (для 82 % испытуемых), которые становятся у молодых людей объектом самоанализа .
В социальном контексте рефлексия конструктивна: она помогает личности определить собственную позицию по отношению к внешнему миру. В молодом возрасте человек сознательно выбирает путь своего дальнейшего развития: либо в направлении духовного и личностного роста, либо с ориентацией на приоритет материального благополучия. Этот выбор определяет разрыв между молодыми людьми как в сфере ценностных ориентаций, так и в их способности к рефлексии. Богатейший по своему духовному потенциалу возраст может ничего не дать человеку в плане развития способности к рефлексии и духовности. Как замечает В. С. Мухина, «прожив этот период, выросший человек может остаться в психологическом статусе подростка» .
Сенситивный период в развитии рефлексии — подростковый возраст и молодость. Исследования по изучению рефлексивных способностей взрослых показывают, что дальнейший прирост в развитии рефлексии не так уж значителен по сравнению с его динамикой в молодости и является результатом специально организованного обучения . Иными словами, с годами взрослый человек может прибавлять в мере своей житейской мудрости как форме организации интеллектуального опыта, но не в рефлексивных свойствах своего ума: «автоматического» развития рефлексии не происходит . К тому же, как показывает опыт, юношеская рефлексивная устремленность ума с годами притупляется (как случается, например, с юношескими чувствами).
В связи с этим возникает вопрос: как сохранить и развить эту замечательную способность к внутреннему диалогу с самим собой? Не только здравый смысл, но и результаты исследований свидетельствуют, что единственное средство сохранения способности к рефлексии — культурно обогащенная, насыщенная пытливой мыслью среда . Установлено также, что прогрессирующие изменения рефлексии обусловлены постоянным и целенаправленным подкреплением, отражающим сознание человека «на себя».
Что это значит в практическом плане? Современная литература по рефлексии предлагает широкий диапазон методов и приемов ее развития. Далее некоторые из них будут рассмотрены. Здесь же мы приведем лишь один, пожалуй, наиболее доступный и вместе с тем эффективный способ побуждения человека к рефлексии. «Первым ключом к мудрости является постоянное и частое вопрошание», — говорил французский философ Пьер Абеляр. Иными словами, путь к рефлексии — задавать себе вопросы, искать на них ответы, а затем анализировать — и свои вопросы, и свои ответы.
Молодость — это период, когда человек ценит свои рефлексивные упражнения, содержанием которых является он сам, его друг, его возлюбленный(ая), все человечество.
1. Молодой человек продолжает открывать путем постоянного размышления свою ускользающую сущность. Он остается легкоранимым — ироничный взгляд, меткое слово другого человека могут разом обезоружить его и сбить с него так часто демонстрируемый апломб.
2. Развитая рефлексия дает возможность для тонкого вчув- ствования в собственные переживания, побуждения, взаимодействующие мотивы и единовременно — для холодного анализа и соотнесения интимного с нормативным.
3. Рефлексия выводит молодого человека за пределы его внутреннего мира и позволяет понять собственную позицию в этом мире. Именно в этом возрасте человек либо обращается к нравственному цинизму, становясь «нравственным пылесосом», либо начинает сознательно стремиться к духовному росту, к построению жизни на основе традиционных и новых нравственных ориентаций.
Развитие рефлексии в молодости определяется дальнейшим развитием механизма идентификации/обособления. Идентификация-обособление в этот период имеет свою специфику: молодой человек одновременно и «горячее», и «холоднее», чем человек в других возрастных периодах. Это проявляется в непосредственном общении с другими людьми, с животными, с природой. Молодость — пора возможной безоглядной влюбленности и возможной неудержимой ненависти. Любовь — всегда идентификация в высшей степени. Ненависть — всегда отчуждение в крайней степени.
Итак, в молодости процесс формирования самосознания личности продолжается. Многое из того, что человек как личность приобретает еще в школьные годы, остается с ним на всю жизнь и в значительной степени определяет его судьбу.


ПРОВЕРЬ СЕБЯ
1. Какую психологическую задачу возраста решает рефлексия в период ранней юности? Что чаще всего побуждает юношу к рефлексивному анализу своей личности?
2. Каковы особенности развития рефлексивной способности взрослого человека? Влияет ли опыт на развитие рефлексии? Попробуйте определить главное условие развития способности человека к рефлексии.
3. Проведите краткий рефлексивный анализ своей юности. Как вы думаете, какое место занимала рефлексия в развитии вас как личности? В каких формах находила выражение рефлексивная ориентация вашего сознания (участие в дискуссиях, спорах с одноклассниками и учителями, исповедальные беседы с близкими друзьями, самоанализ «про себя» или в дневниковых записях, увлечение поэзией, познание духовной литературы)?
4. Как вы считаете, какой след оставила юношеская рефлексия в вашем последующем личностном развитии? (Выполните упражнение 1, помещенное в Приложении 1).

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.