Страница 1 из 5 1.1. Возрастные границы молодости
Личность человека формируется не одномоментно; в течение жизни она может как расти, развиваться, так и деградировать, разрушаться. В более распространенном варианте личность просто функционирует, «плывет по течению жизни», не деградируя, но и не развиваясь. Если же говорить о явных, социально выражаемых моментах внутреннего ответственного выбора и развития, то личность в этом смысле формируется (не всегда) к юности, расцветает в молодости, «дает плоды» в зрелости, «усыхает» к старости.
Если человек не развивает свою личность сознательно, то она развивается, пока ее развитие сопровождают социальные институты, и начинает деградировать, когда за его личностью перестают «ухаживать» он сам или окружающие. Примерно с 30 лет у большей части населения развитие и рост личности прекращаются, а лет через 10 появляются признаки застревания в развитии, а затем — деградации. Предметом нашего рассмотрения выступает молодость как психологический период в жизни человека. Личность, как ведущий инструмент развития человека, в молодости активно формируется, определяя качество его жизни. Для более полного рассмотрения технологий работы с молодежью необходимо определить с точки зрения психологии возрастные границы молодости и ее психологические особенности. Возраст — одна из фундаментальных и сложных категорий психологии развития. Он подразделяется на возраст абсолютный и возраст условный. Абсолютный (хронологический) возраст выражается количеством временных единиц (минут, дней, лет, тысячелетий и т. п.), отделяющих момент возникновения объекта до момента его измерения. Это — количественное, абстрактное понятие, обозначающее длительность существования объекта, его локализацию во времени. Определение хронологического возраста объекта называется датировкой. Условный возраст (или возраст развития) определяется путем установления местоположения объекта в конкретном эволюционно-генетическом ряду, в некотором процессе развития, на основании каких-то качественно-количественных признаков. Установление условного возраста — элемент периодизации, которая предполагает выбор не только хронологических единиц измерения, но и самой системы отсчета и принципов ее расчленения. И. С. Кон предлагает разграничить главные системы отсчета, в которых наука описывает человеческий возраст. Первая система отсчета — это индивидуальное развитие, описываемое в таких понятиях, как «онтогенез», «течение жизни», «жизненный путь», «жизненный цикл», «биография»; его составляющие («стадии развития», «возрасты жизни» и т. п.) и производные («возрастные свойства»). Вторая система отсчета — социально-возрастные процессы, описываемые в таких терминах, как «возрастные группы», «поколение», «когортные различия» и т. д. Третья система отсчета — возрастной символизм, т. е. осмысление возрастных процессов в культуре, того, как их воспринимают и символизируют представители разных социально-экономических и этнических общностей и групп («возрастные обряды», «возрастные стереотипы» и т. п.). В рамках данного учебного пособия понятие молодости используется с позиции психологического возраста. Л. С. Выготский рассмотрел динамику переходов от одного возраста к другому. На разных этапах взросления изменения в психике человека могут происходить медленно и постепенно, а могут — быстро и резко. Соответственно выделяются стабильные и кризисные периоды развития. Стабильный период развития характеризуется плавным течением, без резких сдвигов и перемен в личности. Незначительные, минимальные изменения, происходящие на протяжении длительного времени, обычно незаметны для окружающих. Но они накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования. Только сравнив начало и конец стабильного периода, можно представить себе тот огромный путь, который прошел в своем развитии взрослеющий человек. Стабильные периоды составляют большую часть развития. Они длятся несколько лет. И возрастные новообразования, появляющиеся медленно и долго, оказываются устойчивыми, фиксируются в структуре личности. Кроме стабильных существуют и кризисные периоды развития. В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии человека. Большая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по некоторым представлениям, человек, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше. Л. С. Выготский придавал кризисам большое значение и рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития. В настоящее время говорят о переломных моментах в развитии человека, а собственно кризисные, негативные проявления относят на счет особенностей его воспитания, условий жизни. Близкие взрослые могут эти внешние проявления смягчить или, наоборот, усилить. Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года/двух лет. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии, и взрослеющий человек резко меняется во многих своих чертах. Развитие может принять в это время катастрофический характер, критичный для жизни человека. Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Обострение наступает в середине периода. Окружающим людям оно дает о себе знать признаками изменения поведения, появлением «трудновоспитуемости». Взрослеющий человек становится непредсказуемым, выходит из-под контроля взрослых, и те меры педагогического воздействия, которые раньше имели успех, теперь перестают действовать. Аффективные вспышки, бунт против существующих системы и правил, реакция эмансипации, конфликтность — типичная картина симптомов кризиса. У находящегося в кризисе человека падает работоспособность, ослабляется интерес к занятиям, снижается успеваемость, иногда возникают мучительные переживания, внутренние конфликты. человека и его все еще ограниченными возможностями, с другой — между новыми потребностями и сложившимися ранее отношениями. Эти противоречия рассматриваются как движущие силы психического развития.
Кризисные и стабильные периоды развития чередуются. Поэтому возрастная периодизация кризисов Л. С. Выготского имеет следующий вид: — кризис новорожденности — младенческий возраст (2 месяца — 1 год); — кризис 1 года (раннее детство, 1-3 года); — кризис 3 лет (дошкольный возраст, 3-7 лет); — кризис 7 лет (школьный возраст, 7-13 лет); — кризис 13 лет (пубертатный возраст, 13-17 лет); — кризис 17 лет.
Кризисы дальнейшего возраста Л. С. Выготский не рассматривал. Продолжая логику Л. С. Выготского, правомерно считать, что возрастные границы молодости также очерчены кризисами «на входе» (17-18 лет) и «на выходе» (около 30 лет). Возрастные границы молодости разными авторами определяются в разных промежутках возрастного развития. Так, согласно В. Н. Квинн это период от 18 до 40 лет ; Г. Крайг включает молодость в раннюю взрослость (20-40 лет) . Молодость охватывает период жизни от окончания подросткового возраста (около 18 лет) примерно до 30 лет, когда человек «более или менее утверждается во взрослой жизни» (А. В. Толстых) . Условно определяя молодость в пределах от 18 до 30 лет, необходимо иметь в виду, что «молодежь» — понятие не столько возрастное, сколько социальное и историческое. Определение возрастных границ молодости, как и решение многих проблем, относящихся к «молодежным», до сих пор остается предметом научных дискуссий. У современной психологии данных о специфических именно для молодости закономерностях несравнимо меньше, чем информации о развитии в детских возрастах. Показательно даже то, что в отличие от детской психологии или геронтопсихологии у психологии молодости нет общепринятого в науке «имени», а в общественном мнении вообще бытует слишком расширительное понимание молодости (до 40 лет), когда к нему относят и «молодого ученого» за тридцать, и «молодого поэта» за сорок, и даже «молодого режиссера» за пятьдесят. Тем не менее период от 18-20 до 30 лет изучается в последнее время более интенсивно, поскольку это — один из продуктивных и смыслонасыщенных возрастов человека. Желая точно очертить хронологические рамки периода молодости, исследователи сталкиваются с трудностью его отграничения, с одной стороны, от юности, а с другой — от взрослости. Так, ряд авторов считает, что молодость — это третья фаза переходного периода между детством и взрослостью, следующая за фазами отрочества и юности; что молодость не следует за юностью, а начинается с нее, включая ее в себя как этап. Первой из этих трех фаз переходного периода к возрасту взрослости отпочковалась фаза отрочества. Отрочество оформилось как особое возрастное явление в связи с прогрессом всеобщего образования, с формированием типа под- ростка-школьника как своеобразного переходного звена от ребенка к взрослому человеку. Формирование понятия юности потребовало еще больше времени. В XII в., когда статусно закреплялись другие возрасты, понятие «юность» полностью отсутствовало, да и сейчас процесс его дифференциации не завершен. Не случайно молодость часто называют ранней взрослостью, подчеркивая ее двоящийся характер: обладая желанием и всей совокупностью прав вести взрослую жизнь, молодые люди не всегда способны найти и реализовать в ней себя. Двойственность усугубляется одной особенностью фазы отрочества — выраженным инфантилизмом молодежи, состоящим в сохранении относительно взрослым человеком черт характера, свойственных детям и подросткам. Эта особенность — «великовозрастное иждивенчество», т. е. социальная, нравственная и гражданская неразвитость, незрелость молодого человека. Как проблема она осознается тогда, когда закрепляется и превращается во внутреннюю позицию личности. В такой форме инфантилизм молодежи становится социальным явлением со всеми своими последствиями. Чтобы понять это, необходимо вспомнить о законе гетерохронности развития, согласно которому различные стороны личности развиваются неравномерно. Б. Г. Ананьев указывал на несовпадение во времени наступления зрелости человека как индивида (физической зрелости), как личности (гражданской зрелости), как субъекта познания и труда (умственная зрелость и трудоспособность) . Тем не менее, как показывают современные исследования, именно в молодости происходит выравнивание темпов развития отдельных сторон личности, поскольку осуществлять полноценную жизнь человек не может, развиваясь только в одном каком-то направлении: и в молодости, и во взрослости ему потребуются все ресурсы его личности. Почему так размыты возрастные границы? Причиной может быть отсутствие объективных критериев в определении молодости, по поводу которых у психологов нет единого мнения. Это могут быть: — начало самостоятельной трудовой деятельности; — завершение образования, получение профессии; — приобретение материальной независимости; — приобретение гражданских и политических прав; — вступление в брак; — осознание ответственности за свои поступки, принимаемые решения; — возможность ведения самостоятельной, не зависимой от родителей жизни; — определенная физиологическая зрелость; — жизненная и творческая активность. «Нижняя граница» молодости может быть инициирована: — обстоятельствами, которые заставляют повзрослеть раньше; — войной, смертью близких, ранней трудовой деятельностью; — инфантилизмом — сохранением у взрослых физических и психических черт, свойственных детскому возрасту (эмоциональная неустойчивость, незрелость суждений, капризность). «Верхняя граница» может быть также определена кризисом перехода к периоду зрелости, а может быть незафиксированной, тогда наблюдаются такие явления, как «молодые старики» и «вечная» молодость. Одной из периодизаций, четко определяющих границы молодости, является периодизация Э. Эриксона, который считает, что для человека ведущая потребность — стремление к сохранению идентичности, целостности Эго, а его трансформации знаменуют переход от этапа к этапу . Поскольку Эго, самосознание человека развиваются в течение всей его жизни, то и потребность в сохранении идентичности остается всегда актуальной; следовательно, периодизация должна не оканчиваться на юношеском возрасте, а охватывать весь жизненный путь. По учению Э. Эриксона, молодость как этап длится с конца юности до начала среднего возраста; это период ухаживания и ранние годы семейной жизни. Задачей этапа молодости Э. Эриксон видит разрешение дуальности «близость / изоляция». Молодому человеку важна близость — не только физическая, но и как способность заботиться о другом, делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя. Новоиспеченный взрослый готов проявлять нравственную силу и в интимных, и в товарищеских взаимоотношениях, оставаясь верным, даже если потребуются значительные жертвы и компромиссы. Проявления этого этапа — и в сексуальном влечении, и в дружбе, и в более широком диапазоне. Например, между однополчанами, сражавшимися бок о бок в тяжелых условиях, образуются тесные связи — образец близости в широком смысле. Ценные качества, приобретаемые на этапе молодости, — аффилиация и любовь. Опасность данного этапа заключается в избегании контактов, которые обязывают к близости. Избегание опыта близости из-за страха утратить с трудом наработанную эго-идентичность приводит к чувству изоляции и последующему самопоглощению. Если ни в браке, ни в дружбе молодой человек не достигает близости, — он погружается в одиночество, при котором не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться. Опасность этапа молодости состоит в том, что и интимные, и соперничающие, и враждебные отношения человек испытывает к одним и тем же людям. Остальные для него безразличны. И только научившись отличать схватку соперников от сексуального объятия, человек осваивает этическое чувство — отличительный признак взрослого человека. Только теперь проявляется «истинная генитальность» (И. С. Кон), что не является чисто сексуальной задачей; ее значение шире — это компетентность в способах подбора партнера, выборе сотрудничества и/или соперничества. Основное внимание Э. Эриксон уделял кризису подростковоюношеского этапа, который сопровождается важными биологическими и психологическими изменениями, так как с изменением образа собственного тела меняется и образ собственного Я подростка. Кризис идентичности, происходящий на этом этапе, составляет основу личностной и социальной идентичности, которая начинает осознаваться с этого времени. ПРОВЕРЬ СЕБЯ 1. В связи с чем переход от одного этапа развития человека к другому сопровождается кризисами? 2. В чем проявляются симптомы кризиса? Чем кризис отличается от педагогической запущенности? 3. Пересмотрите фильм «Все умрут, а я останусь». Определите черты кризиса у героев. 4. Как вы понимаете, что человек, очевидно по возрасту немолодой, молод душой? Назовите 5-7 измеримых индикаторов, по которым это можно определить.
|