На главную Лекции и практикум по психологии Клиническая психология Основные понятия и методы клинической психологии
Основные понятия и методы клинической психологии
Лекции и практикум по психологии - Клиническая психология

1. Основные понятия клинической психологи

Категории нормы и патологии, здоровья и болезни выступают основными понятиями, которые являются критериями оценки состояния человека в клинической психологии.


Норма и патология

 

Понятие «норма» используется в качестве основного критерия для сравнения актуального и обычного состояния людей. Это понятие ассоциируется с понятием «здоровье». Какое-либо отклонение от нормы понимается как патология и болезнь.


Термин «норма» рассматривается двояко.


В первом значении понимается «статистическая норма», которая рассчитывается как среднеарифметическое значение каких-либо эмпирических данных. Для примера: если у большинства населения нет страха замкнутого пространства, значит, отсутствие этого страха является статистически нормальным.
Во втором значении нормой является некий идеальный образ состояния человека, как образец, к которому нужно стремиться. Тогда любое состояние, которое не соответствует данному идеальному образцу, определяется и оценивается как не норма.
В таком случае вопрос нормы подразумевает наличие нормативной группы людей, состояние психики, организма и жизнедеятельности которых является стандартом.
В понятие «индивидуальная норма» вкладывается следующий смысл: актуальное состояние человека сравнивается с его же состоянием, которое присуще ему обычно и соответствует его личным ценностям, целям и возможностям.
Любое отклонение от установленной нормы можно определить как патологию (в переводе с древнегреческого «patos» - страдание). В клинической психологии в содержание понятия «патология» включаются такие отклонения от нормы, в которых нет никаких биологических компонентов, и тогда вполне возможно употребление термина «патологическая личность».
В этом случае под патологией понимаются только такие отклонения от нормы, при которых человек чувствует эмоциональный дискомфорт, причем подразумевается одна главная причина. Но у какого-либо психического состояния часто существует несколько, а иногда и совершенно противоположных причин как биологического, так и психологического плана.
Для примера рассмотрим состояние депрессии. Здесь причинами могут быть нейрохимические нарушениями (сниженная активность серотонина, норадреналина, дофамина), нейрогормональные изменения (повышенное выделение кортизола). Также депрессии могут быть вызваны сложной жизненной ситуацией, а также особенностями когнитивной переработки информации (интерпретации событий). Опираясь на принцип связи мозга и психики, сложно однозначно быть уверенным в первопричине таких отклонений от нормы.
Наконец, в понятии «патология» выражен оценочный компонент, под который можно подвести любого человека, не соответствующего идеальным или статистическим нормам, и навесить на него ярлык «больной».
Из-за перечисленных особенностей употребления слова «патология» (обязательное наличие у отклоняющегося от нормы человека страдания, плохого самочувствия; предположение о действии одной ведущей причины нарушения; выраженный оценочный компонент) многие ученые выступают за его исключение из лексикона психиатров и клинических психологов, предлагая взамен использование термина «расстройство», ограничив применение понятия «патология» только биологическим уровнем нарушений [25].
Расстройство, с точки зрения Е. А. Орловой и Н. Т. Колесник, означает отсутствие или нарушение существовавшего ранее обычного для человека состояния. Употребление данного термина не предполагает обязательного наличия для того или иного отклонения от нормы однозначных причинно-следственных связей его возникновения. Расстройства могут вызываться взаимодействием ряда факторов биологического, психологического и социального уровня, причем в каждом конкретном случае тот или иной фактор может оказаться ведущим в начале, развитии или исходе нарушения. Использование в современной клинической психологии слова «расстройство» является более предпочтительным [26].


Базовые критерии определения психического расстройства:
- отдельные типы реакций, превышающие статистически выявленную частоту их возникновения у большинства людей в определенной ситуации в некоторый промежуток времени (например, если пять из девяти признаков депрессии наблюдаются у человека на протяжении двух и более недель, то только такое состояние признается расстройством);
- состояния, мешающие человеку адекватно реализовывать поставленные им перед собой цели и поэтому наносящие ему ущерб (так называемые дисфункциональные состояния);
- типы поведения, от которых страдает и получает физический ущерб сам индивид или приносящие страдание и физический ущерб окружающим его людям [26].
Среди причин возникновения психических заболеваний выделяют следующие:
- эндогенные - хромосомные, наследственные, с наследственным предрасположением или многофакторные;
- экзогенные, обусловленные внешними биологическими факторами;
- психогенные - основной этиологический фактор - конфликт личности с неприемлемой для нее ситуацией в системе межличностных отношений, порождающий психотравмирующую ситуацию;
- соматогенные, обусловленные соматическим заболеванием.


Основные эндогенные психические заболевания - шизофрения и аффективные расстройства. Ведущее место среди причин экзогенных психических расстройств занимают черепно-мозговые травмы, инфекции и интоксикации. К психогениям относят неврозы, декомпенсации патологических личностных нарушений (психопатии), реактивные состояния. Специальное место занимают олигофрении, инволюционные психозы, сенильное (старческое) слабоумие, связанные с генетическими нарушениями и атрофическими процессами в головном мозге, а также алкоголизм, наркомания и токсикомания, имеющие особое медико-социальное значение.


Понятия «здоровье» и «болезнь» как уровень нормы и патологии [26].


На социальном уровне функционирования человека норма и патология (расстройство) выступают в качестве состояний здоровья и болезни.
В науке существует два подхода к определению состояния здоровья: негативный и позитивный.
Негативное определение здоровья рассматривает последнее как простое отсутствие патологии и соответствие норме. Здесь норма рассматривается как синоним здоровья, а патология - как синоним болезни. Однако понятия нормы и патологии шире понятий здоровья и болезни. Они связаны не с объективно регистрируемым отклонением от нормы, а с субъективным состоянием хорошего или плохого самочувствия, влияющего на выполнение нами повседневных функций в деятельности, общении и поведении.
Характеристика общего самочувствия оказывается центральным звеном разграничения здоровья и болезни. Здоровый человек благополучно себя чувствует и поэтому может выполнять повседневные социальные функции. Больной человек - наоборот.
При этом наличие или отсутствие различных отклонений от нормы на биологическом уровне зачастую не становится определяющим для отнесения себя к здоровым или больным. Например, люди, употребившие алкоголь, имеют отклонения от «нормальных» параметров психического функционирования и находятся в измененном состоянии сознания, однако они не считаются больными до тех пор, пока у них не нарушается выполнение социальных функций. Получается, что понятие здоровья шире понятия нормы, а понятие болезни по содержанию отличается от понятия патологии. Данное обстоятельство привело исследователей к поиску позитивных концепций здоровья [26].
Позитивное определение здоровья не сводится к простому отсутствию болезни, а пытается раскрыть его автономное от болезни содержание.


Общее определение здоровья, предложенное ВОЗ, включает такое состояние человека, при котором:
- сохранены структурные и функциональные характеристики организма;
- имеется высокая приспособляемость к изменениям в привычной природной и социальной среде;
- сохраняется эмоциональное и социальное благополучие.


Критерии психического здоровья по определению ВОЗ:
- осознание и чувство непрерывности, постоянства своего «Я»;
- чувство постоянства переживаний в однотипных ситуациях;
- критичность к себе и к результатам своей деятельности;
- соответствие психических реакций силе и частоте средовых воздействий;
- способность управления своим поведением в соответствии с общепринятыми нормами;
- способность планировать свою жизнь и реализовывать свои планы;
- способность изменять поведение в зависимости от жизненных ситуаций и обстоятельств.


При оценке психологии здоровья важно различать понятия «состояние здоровья» и «самочувствие». Состояние здоровья - истинное положение дел в организме по данным врачебного осмотра.

Самочувствие же субъективно и не всегда точно отражает объективное состояние здоровья.


Ряд отечественных авторов (А. М. Громбах, А. Ш. Тхостов, В. В. Лебединский, Б. Д. Карвасарский) представили показатели психического здоровья и выделили четыре группы людей [26]:
1) совершенно здоровые (жалоб нет);
2) легкие функциональные нарушения, эпизодические жалобы астено-невротического характера, связанные с конкретными психотравмирующими событиями, напряжение адаптационных механизмов под влиянием отрицательных микросоциальных факторов;
3) лица с доклиническими состояниями и клиническими формами в стадии компенсации, стойкие астено-невротические жалобы вне рамок трудных ситуаций, перенапряжение механизмов адаптации (в анамнезе у таких людей неблагополучие беременности, родов, диатезы, травмы головы и хронические инфекции);
4) клинические формы заболевания в стадии субкомпенсации, недостаточность или поломка адаптационных механизмов.


Таким образом, «здоровье вообще и психическое здоровье в частности представляют собой динамическое сочетание различных показателей, тогда как болезнь, напротив, можно определить как сужение, исчезновение или нарушение критериев здоровья, т. е. как особый случай здоровья» [26].
В понимании болезни существуют две точки зрения: болезнь есть любое состояние, диагностированное специалистом; болезнь есть субъективное ощущение себя больным. В первом случае болезнь рассматривается как оцениваемое по объективным признакам расстройство функционирования. «Второй подход тоже имеет свои ограничения: сообщаемое пациентом состояние скорее отражает его проблемы, а не само расстройство. К тому же при ряде тяжелых соматических состояний изменений самочувствия может и не возникнуть (например, при туберкулезе)» [26].
Понятие болезни не столько представляет собой отражение объективного состояния человека, сколько выступает общим теоретическим и социальным конструктом, с помощью которого обычные люди и специалисты пытаются определить и понять возникающие нарушения здоровья.
В настоящее время современной медицине существует две модели болезни: биомедицинская и биопсихосоциальная.
В биомедицинской модели не учитываются социальные, психологические и поведенческие причины развития болезни.
В рамках этой модели дефект (в том числе и психический) всегда подразумевает соматическую природу, независимо от причин, которыми он вызван. В данном случае вся ответственность за лечение возлагается только на врача.
Биопсихосоциальная модель болезни была сформирована в конце 70х годов ХХ века и основывалась на системной теории. В центре этой теории находится личность, включая ее переживания и поведение. В этом случае ответственность за выздоровление полностью или частично возлагается на самих больных людей.
Следовательно, в рамках биопсихосоциальной модели ведущую роль играют психологические факторы. Субъективно здоровье определяется чувством оптимизма, соматического и психологического благополучия, радости жизни. С точки зрения Е. А. Орловой «это субъективное состояние обусловливают психологические механизмы, обеспечивающие здоровье:
• принятие ответственности за свою жизнь;
• самопознание как анализ своих индивидуальных телесных и психологических особенностей;
• самопонимание и принятие себя как синтез (процесс внутренней интеграции);
• умение жить в настоящем;
• осмысленность индивидуального бытия, как следствие - осознанно выстроенная иерархия ценностей;
• способность к пониманию и принятию других;
• доверие к процессу жизни. Наряду с рациональными установками, ориентацией на успех и сознательным планированием своей жизни необходимо душевное качество, которое Э. Эриксон называл базовым доверием: умение следовать естественному течению процесса жизни, где бы и в чем бы он ни проявлялся» [26].


В рамках биопсихосоциальной парадигмы болезнь рассматривается как расстройство, угрожающее дисфункцией - неспособностью психобиологических механизмов выполнять свои функции в определенном социокультурном пространстве. При этом болезнью считается не каждое расстройство функционирования, но только то, которое становится причиной значимой для личности угрозы существованию в конкретных условиях среды. Следовательно, «болезнь - это не всякое расстройство, а только такое, которое нуждается в изменении («имеется потребность в лечении»)» [26].
Если нарушена работоспособность, социальные отношения, обычная деятельность, человек страдает и у него наблюдаются признаки отклонений, необходимо лечение.
В настоящее время более встречающимся является термин «психические, личностные и поведенческие расстройства», который охватывает различные формы нарушений, не исключая болезни в узком смысле слова.
Необходимо в рамках данной модели рассмотреть понятия «образ жизни», «стиль жизни», «уровень жизни», «качество жизни».
Образ жизни подразумевает все особенности обычной повседневной жизни человека, включая профессиональную деятельность, бытовые условия, виды досуга, специфика удовлетворения материальных и духовных потребностей, все его нормы жизни и правила.
Есть факты, доказывающие, что такие категории образа жизни, как уровень жизни, качество жизни и стиль жизни, в 50-55 % случаев детерминируют здоровье человека в целом.
Уровень жизни — это экономическая категория, которая показывает степень удовлетворения материальных, культурных, духовных потребностей.
Качество жизни имеет социологический подтекст и предполагает удовлетворение человеческих потребностей.
Стиль жизни относится к социально-психологической категории и включает поведенческие особенности жизни человека, тот стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности.

 


2. Методы клинической психологии


Общей задачей клинического психолога является его участие в проведении дифференциальной диагностики, лечении и социальном приспособлении пациентов.


Конкретные задачи включают:
- участие в решении задач дифференциальной диагностики;
- анализ структуры и установление степени психических нарушений;
- диагностика психического развития;
- выбор путей общеобразовательного и трудового обучения и переобучения;
- характеристика личности и системы его отношений;
- оценка динамики нервно-психических нарушений и учет эффективности терапии;
- решение экспертных задач;
- участие в психокоррекционной, психотерапевтической и реабилитационной работе с больными [5].


Также в зависимости от конкретных условий деятельности могут возникнуть задачи участия в проведении семейного консультирования с ближайшим окружением больного, в психогигиенических и психопрофилактических мероприятиях, в психологическом просвещении медицинских работников.
Для решения этих задач клинический психолог должен располагать большим арсеналом методов исследования, большая часть которых заимствована из общей психологии, а некоторая часть создана специально как клинико-психологические методы [15].
Наблюдение - это целенаправленная фиксация проявлений психики человека в определенных условиях. Существует много разновидностей данного метода (включенное, свободное, внешнее, внутреннее и др.), каждая из которых имеет свои особенности применения.
Эксперимент - это метод изучения психики, когда специально создаются условия для проявления психического явления и в результате определение причинно-следственных связей. Эксперимент считается наиболее достоверным и информативным методом изучения психики.
Тест - перечень задач или вопросов, интерпретация которых позволяет выявить и оценить психическое явление, а также степень его развития.
Тесты предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также особые приемы их последующей интерпретации.
Условно все методики подразделяют на нестандартизированные и стандартизированные. Нестандартизированные методы, представленные набором так называемых патопсихологических методик (Б. В. Зейгарник, С. Я. Рубинштейн, Ю. Ф. Поляков), отличаются «прицельностью», направленностью на определенные виды психической патологии, и выбор их осуществляется индивидуально для конкретного испытуемого. Создаются эти методики для изучения конкретных видов нарушения психической деятельности. В условиях психологического эксперимента они избирательно используются для выявления особенностей психических процессов в соответствии с поставленной задачей, в частности, дифференциальной диагностики [14].
Стандартизированные методики уступают по своей диагностической ценности нестандартизированным, применение их в клинике обычно имеет вспомогательное значение, чаще в качестве дополнения к нестандартизированным методам. Адекватно их использование при массовых обследованиях, при необходимости групповой оценки испытуемых, для ориентировочной экспресс-диагностики в условиях дефицита времени. При оценке результатов исследований, проводимых с помощью одних лишь тестовых методов, необходима известная осторожность, особенно уместная из-за нередко сопутствующей таким исследованиям (по Стоквису) «иллюзии псевдоточности» [14].
Метод анализа продуктов деятельности. К продуктам деятельности в психологии относятся рисунки, рукописи, книги, статьи, письма, поделки и другие вещи, имеющие отношение к испытуемому. Они отражают особенности деятельности и психических процессов человека.
Контент-анализ относится к способу изучения текстов, в котором анализируются понимание, осмысление, стиль, смысловые единицы, выделяются ключевые понятия. Затем подсчитывается их частота, процентное соотношение по разным частям текста, что впоследствии дает информацию о психике испытуемого.
Особое внимание среди продуктов деятельности в клинической психологии уделяется рисункам и результатам творчества душевнобольных.
Анализ результатов деятельности (иначе - архивный метод) относится к вспомогательным методам изучения психики и обязательно подтверждается другими методами.
Метод беседы - это способ изучения психических явлений и особенностей личности с помощью специально подобранных вопросов. В рамках клинической психологии при работе с пациентом этому методу придается особое значение.
Существуют разновидности этого метода, к которым относятся сбор анамнеза, клиническое интервью и психологические анкеты.
Анамнез (греч. anamnesis - воспоминание) - это все сведения, которые можно получить о прошлом испытуемого. Он бывает субъективный, когда сам испытуемый рассказывает о себе, или объективный, когда об испытуемом рассказывают близкие, хорошо знающие его люди.
Интервью - это вид беседы, когда существует задача получить ответы на заранее подготовленные вопросы.
Интервью может быть:
- стандартизированное, когда существует строгий перечень вопросов;
- свободное, когда нет определенного перечня вопросов, что обусловливает хороший психологический контакт, косвенно добавляет много полезных сведений о больном, а также обладает и психотерапевтическим ресурсом.
Еще одной разновидностью считается диагностическое интервью. Рассмотрим особенности его проведения. Основное условие его успешности - это создание безопасной дружеской атмосферы, чтобы настроить пациента на сотрудничество и установить эффективный контакт.
Беседа всегда начинается с обычных вопросов, затем задаются вопросы общего характера, чтобы определить основные события жизни и деятельности испытуемого. На следующем этапе доходит очередь до специальных вопросов, касающихся внутреннего мира, которые и являются целью интервью. На данном этапе психолог может встретиться с психологическим барьером, который характеризуется отказом отвечать или давать неопределенные и расплывчатые ответы.
По этому поводу Б. Д. Карвасарский писал: «Для преодоления психологического барьера вопросы не рекомендуется формулировать как прямые (первый тип вопросов), т. е. непосредственно касающиеся исследуемого предмета (прямой вопрос: «Вы боитесь грозы?»). Необходимые сведения о пациенте можно получить, используя косвенные или проективные вопросы, которые часто становятся психологически более приемлемыми и не вызывают негативных реакций пациента» [14].
Далее Б. Д. Карвасарский отмечал, что «косвенные вопросы (второй тип вопросов) затрагивают интересующую тему опосредованно; тем самым частично снижается и опасность внушения ответа или симуляции (косвенный вопрос: «Что вы делаете, когда бывает гроза?»). Так называемые проективные вопросы (третий тип вопросов) отличаются проблематичным значением, и часто при ответе на них пациент спонтанно (самопроизвольно) присоединяет комментарий о себе (проективный вопрос: «Как вы думаете, большинство людей боится грозы?» Комментарий о себе можно вызвать добавочным вопросом типа: «Ну, а как вы?»)» [14].
Особое внимание нужно уделить отсутствию в речи психолога суггестивных вопросов, которые в своей формулировке подразумевают ответ и могут вызвать внутреннее сопротивление у клиента (например, прямой суггестивный вопрос: «Вы любите свою маму?»). В данном случае лучше сформулировать косвенный или проективный вопрос, или вопрос общего характера («Что вы мне расскажете о маме?», «Вы с мамой понимаете друг друга или иногда бывают недоразумения?»). Чтобы эмоционально не заблокировать клиента и не вызвать протест или снизить неблагоприятное предполагаемое впечатление от своего ответа, психолог использует подводящую фразу (например, «Иногда все люди ссорятся, так бывает... А как у вас? Вы иногда тоже ссоритесь? С кем?»).
Необходимо еще раз обратить внимание на создание атмосферы безопасности, некоторой снисходительности, тем самым дать возможность почувствовать клиенту, что он может свободно проявлять свои чувства без осуждения со стороны психолога. Исследователь должен быть максимально тактичным, не осуждающим, не оправдывающим, но в то же время понимающим собеседником. Ошибкой со стороны психолога может быть бесстрастная, равнодушная позиция, что будет по-своему истолковано клиентом.
Иногда в начале интервью могут возникнуть протест, агрессивность и другие оборонительные реакции со стороны клиента. Неопытных психологов такое поведение может напугать. На самом деле оно имеет огромную диагностическую ценность. Опытный психолог из каждого доступного вос-
приятию признака в поведении клиента (например, ассоциации, переспрашивание вопроса, неправильное его понимание, паузы и т. д.) выделяет важную для диагностического процесса информацию.
Наибольшую трудность для исследователя представляет своеобразное умение улавливать (точнее, предвосхищать) реакции пациента на вопрос, который еще не задан, но это умение помогает соответствующим образом менять тактику проведения беседы (В. Михал, 1978) [26].
Особое место среди методов клинической психологии занимает клиническое интервью.
Б. Д. Карвасарский дал следующее определение: «Клиническое интервью - это метод получения информации об индивидуально-психологических свойствах личности, психологических феноменах и психопатологических симптомах и синдромах, внутренней картине болезни пациента и структуры проблемы клиента, а также способ психологического воздействия на человека, производимый непосредственно на основании личного контакта диагноста и пациента» [10; 14].
Клиническое интервью отличается прежде всего тем, что оно нацелено не только на активно предъявляемые клиентом жалобы, но и на выявление скрытых мотивов поведения человека и оказание ему помощи в осознании истинных (внутренних) оснований для измененного психического состояния. Существенной для интервью считается также психологическая поддержка пациента (В. Д. Менделевич).
Авторский коллектив учебника по клинической психологии под руководством Б. Д. Карвасарского выделил следующие принципы клинического интервью: однозначность, точность и доступность формулировок-вопросов; адекватность, последовательность (алгоритмизованность); гибкость, беспристрастность опроса; проверяемость получаемой информации [14]. Далее ими было раскрыто основное содержание данных принципов.
Под принципом однозначности и точности понимается правильное, корректное и точное формулирование вопросов.
Принцип доступности базируется на нескольких параметрах: словарном (лингвистическом), образовательном, культурном, языковом, национальном, этническом и других факторах. Обращенная к пациенту речь должна быть ему понятна, совпадать с его речевой практикой, основанной на множестве традиций.
Алгоритмизированность (последовательность) расспроса основана на знаниях диагноста в области сочетаемости психологических феноменов и психопатологических симптомов и синдромов, эндогенном, психогенном и экзогенном типах реагирования, психотического и непсихотического уровней психических расстройств.
Последовательность строится на известном алгоритме психогенеза: на основании предъявления первых жалоб больными, рассказе его родственников, знакомых или на основании непосредственного наблюдения за его поведением формируется первая группа феноменов или симптомов. Далее опрос охватывает выявление феноменов, симптомов и синдромов, традиционно сочетающихся с уже выявленными. Затем вопросы должны быть направлены на оценку типа реагирования (эндогенного, психогенного или экзогенного), уровня расстройств и этиологические факторы. Кроме вышеописанного принцип последовательности подразумевает детальный расспрос в лонгитудинальном разрезе: очередность появления психических переживаний и их связь с реальными обстоятельствами. При этом важна каждая деталь рассказа, важен контекст событий, переживаний, интерпретаций.
Принципы проверяемости и адекватности психологического интервью, когда для уточнения конгруэнтности понятий и исключения неверной интерпретации ответов диагност задает вопросы типа: «Что Вы понимаете под словом «голоса», которые Вы слышите?» или «Приведите пример испытываемых «голосов». При необходимости пациенту предлагается конкретизировать описание собственных переживаний.
Принцип беспристрастности - навязывание пациенту собственного представления о наличии у того психопатологической симптоматики на основании предвзято или небрежно проведенного интервью может происходить как по причине сознательной установки, так и на базе незнания принципов интервью или слепой приверженности одной из научных школ [10; 14].
По длительности первое интервью должно быть около 45-50 минут. Последующие интервью с тем же клиентом должны быть несколько короче.
В. Д. Менделевич в книге «Клиническая и медицинская психология» описал оптимальную модель клинического интервью [22]:
I этап: установление «доверительной дистанции». Ситуативная поддержка, предоставление гарантий конфиденциальности; определение доминирующих мотивов проведения интервью.
II этап: выявление жалоб (пассивное и активное интервью), оценка внутренней картины - концепции болезни; структурирование проблемы.
III этап: оценка желаемого результата интервью и терапии; определение субъективной модели здоровья пациента и предпочтительного психического статуса.
IV этап: оценка антиципационных способностей пациента; обсуждение вероятных вариантов исхода заболевания (при его обнаружении) и терапии; антиципационный тренинг.
При первом интервью преобладающими являются первые три этапа, а при последующих - четвертый. Особо следует учитывать уровень психических расстройств пациента (психотический - непсихотический); добровольность или принудительность интервью; критичность больного; интеллектуальные особенности и способности, а также реальную окружающую его ситуацию.
Анкетирование как метод изучения психики используют в том случае, когда вопросы и ответы представлены в письменной форме. Анкетирование считается способом изучения поверхностного слоя фактов, однако при ответственной формулировке вопросов и тщательной проработке ответов можно получить очень важную информацию о психике клиента.
«Один из крупнейших отечественных клинических психологов В. Н. Мясищев отмечал, что в сложной задаче психологического исследования на современном уровне каждый из психологических методов имеет преимущества и слабые стороны. Лабораторный метод уступает клиническому в близости к жизни, но может превосходить его с аналитически-ме- тодической точки зрения. Задача психолога-исследователя и психолога- практика - в умелом комбинировании этих методов сообразно целям исследования» [14].


Вопросы и задания для практических занятий
1 Объясните содержание понятий «норма» и «патология».
2 Каковы базовые критерии определения психического расстройства?
3 Определите разницу между понятиями «негативное определение здоровья» и «позитивное определение здоровья»?
4 Объясните критерии психического здоровья по определению ВОЗ.
5 Объясните различие в понятиях: здоровье, состояние здоровья, здоровье индивидуальное, здоровье психическое, самочувствие.
6 Объясните значение биопсихосоциальной модели болезни для клинической психологии, ее содержание.
7 Сформулируйте задачи, которые стоят перед клиническим психологом.
8 Охарактеризуйте методы исследования в клинической психологии.
9 Объясните целесообразность использования стандартизированных и нестандартизированных методик в практике клинического психолога.
10 Объясните целесообразность/нецелесообразность использования прямых, косвенных, проективных и суггестивных вопросов.

Источник: Мальцева Л. В. Клиническая психология в деятельности психолога системы образования : учебное пособие / Л. В. Мальцева. - Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2023. - 126 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.