Страница 2 из 7
Роль психолога в профилактике педагогической запущенности учащихся Схема обследования ребенка при всех формах школьной дезадаптации
- Проверяется, не нарушены ли познавательные процессы (блок диагностических методик на вербальный и невербальный интеллект, память, внимание, уровень развития речи, при необходимости — ручной праксис).
- Проверяются: обучаемость ребенка (задачи с дозированной помощью взрослого), сформированность элементов учебной деятельности, внутреннего плана действий, произвольной регуляции поведения.
- Анализируются: особенности учебной мотивации ребенка, уровень притязаний, интересы.
- Обязательно проверяются учебные навыки ребенка, просматриваются его тетради по русскому языку, математике, даются пробы на чтение, письмо, решение задач.
- Выявляется эмоциональный компонент неуспеваемости: как ребенок относится к плохим (удовлетворительным) оценкам, какую получает типичную обратную связь от взрослых — родителей, учителей, есть ли сфера деятельности, позволяющая компенсировать неуспех в обучении, по возможности восстанавливается вся система межличностных отношений ребенка.
- Выясняются типичные виды помощи родителей ребенку в учебной деятельности: кто занимается, как много, каковы приемы помощи, каков в целом стиль семейного воспитания.
- Изучается предыстория консультируемого случая, дается подробный анализ истории поведения, анализ самими родителями консультируемой ситуации.
25
Схема истории развития ребенка
- Анкетные данные ребенка и основные сведения о семье. Дата рождения и точный возраст на момент об следования. Полный охват семьи с указанием возраста родителей и характера их работы. Изменения состава семьи. Условия жизни в семье.
- Особенности перинатального развития ребенка (до и после рождения). Наличие факторов риска в состоянии здоровья матери и ребенка.
- Состояние здоровья ребенка к моменту обследования. Наличие травм и операций, частых заболеваний. Случаи госпитализации и постановки на учет у специалистов, особенности сна и питания.
- Воспитание ребенка, где, кем воспитывался, кто ухаживал за ребенком, когда ребенок был помещен в детский сад, как привыкал, как складывались отношения, были ли жалобы воспитателей? Были ли резкие перемены в обстановке, длительные, частые разлуки с родителями? Реакция на них ребенка.
- Развитие ребенка в младенчестве и раннем детстве. Особенности развития моторики, сроки основных сенсомоторных реакций. Общий эмоциональный тон. Развитие речи. Отношение к близким и чужим. Активность и любознательность. Опрятность и навыки самообслуживания. Трудность поведения. Любимые игры и занятия,
- Развитие ребенка в дошкольном возрасте. Любимые занятия, игры, любит ли рисовать? С какого возраста? Любит ли слушать сказки, заучивать стихи, смотреть телевизор? Умеет ли читать, как научился? Когда? Как развит физически? Какая рука ведущая? Имеет ли домашние обязанности? Отношения со сверстниками. Отношения к членам семьи. Типичные конфликты. Актуальные запреты. Особенности характера. Страхи. Трудности. Жалобы.
7. Развитие ребенка в младшем школьном возрасте. В каком возрасте пошел в школу? Легко ли адаптировался? Тип посещаемого учебного заведения. Посещает ли группу продленного дня? Была ли смена школы, учителей? Успеваемость. Любимые и нелюбимые предметы Выполнение домашних заданий. Отношения с одноклассниками. Отношения с учителями. Участие в жизни класса. Увлечения. Место игры в досуге ребенка. Обязанности по дому. Степень самостоятельности. Конфликты. Педагогическая запущенность заключается в неразвитости, необразованности и невоспитанности ребенка, отставаниях его развития от собственных возможностей, требований возраста, вызванных педагогическими причинами и подвергающихся коррекции педагогическими средствами. При сохранении примерно одинакового механизма возникновения и развития на разных возрастных ступенях педагогическая запущенность имеет свою возрастную динамику, признаки и проявления. В дошкольном возрасте это: а) неуспешность в ролевой игре как ведущем виде деятельности, проявляющаяся в наличии трудностей при налаживании игровых отношений со сверстниками; предпочтение несложных по содержанию предметных игр; несостоятельность в других видах деятельности; б) неподготовленность к предстоящему обучению в школе, которая выражается в несоответствии уровня представлений ребенка об окружающей действительности возрастным возможностям, дисгармоничности эмоционально-волевой сферы, неразвитости психических процессов, отсутствии или слабой мотивации учения, неумении выделять специальные учебные задачи в ходе игровой, познавательной и других видов деятельности; в) отклонения в поведенческой сфере. Педагогическая запущенность младших школьников характеризуется: а) психологической и нравственной неподготовленностью ребенка к обучению, в основе которой лежит несбалансированность развития индивидуально-психологических качеств личности, вызванная дефектами воспитания в семье, недостатками обучения в детском саду и школе; б) неуспешностью, затрудненностью учебы, а также других видов деятельности, наличием пробелов в знаниях, неразвитостью познавательных процессов, несформированностью общественно значимых мотивов учения, предпочтением ребенком-школьником игры или другой деятельности, в которой ему сопутствует успех; в) нарушениями в сфере общения, связанными с неудачами ребенка в учении, со слабостью его представлений об окружающем мире, нравственных правилах жизни коллектива, отсутствием навыков общения, неправильной самооценкой, оценкой своего положения в группе сверстников. Показателями педагогической запущенности у подростков нам представляются нарушения в сфере отношений, в том числе к самому себе; нарушения в познавательной сфере (задержка и низкий уровень развития познавательных процессов, низкая познавательная культура, неразвитые познавательные потребности); неправильное, патологическое развитие характера, выраженное в акцентуациях. Возникая в дошкольном периоде развития ребенка на поведенческом уровне, приобретая новообразования дидактического уровня в младшем школьном возрасте, педагогическая запущенность переходит в социально-педагогическую у подростков. Каждая возрастная группа наиболее чувствительна к тем или иным внешним неблагоприятным факторам, приводящим в определенных условиях к возникновению и развитию педагогической запущенности. Для дошкольника — это малый круг общения, семейные факторы; для младшего школьника — школьные факторы, учитель, для подростка — личностно-значимые факторы (средовая адаптация, самоутверждение в процессе обучения, труда, общения). Поскольку причины педагогической запущенности детей и подростков обусловлены недостатками воспитательно-образовательной работы семьи, детского сада и школы, то ее успешное предупреждение зависит от тесного взаимодействия последних. Основными путями взаимодействия семьи, детского сада и школы в предупреждении педагогической запущенности детей являются следующие: совместная работа по повышению уровня педагогической культуры родителей, научно-методического уровня педагогов по рассматриваемой проблеме; совместное программирование содержания профилактической работы; совместная практическая деятельность по реализации намеченной программы предупреждения и преодоления педагогической запущенности, совместный анализ ее результатов. Цель этого взаимодействия — перестройка семейного воспитания и воспитательно-образовательной работы в детском саду и школе в отношении педагогически запущенных детей и подростков. Успешному решению задач профилактической работы способствуют как общие методы (создание благоприятного психологического микроклимата в семье, детском саду и школе, устранение эмоционально-психологических перегрузок ребенка), так и специальные (организация успеха ребенка в ролевой игре, учении, руководство его поведением путем опоры на положительные качества, формирование его взаимоотношений со сверстниками через привитие навыков жизни и деятельности в коллективе, преодоление недостатков, пробелов, дисгармоничности, интеллектуального, нравственного и эмоционально-волевого развития). К объективным условиям, способствующим повышению эффективности рассматриваемого взаимодействия, относятся: обеспеченность детских садов и школ квалифицированными педагогическими кадрами; наличие материальной базы для организации разносторонней воспитательной работы с детьми; совершенствование управления взаимодействием воспитательных институтов; позитивные изменения в организации семейного воспитания; преодоление формализма в организации обучения и воспитания детей в детском саду и школе; наличие научно обоснованной программы и рекомендаций по проблеме. В числе субъективных условий успешности взаимодействия следует назвать овладение его участниками системой знаний о причинах, признаках и проявлениях педагогической запущенности; методикой ее диагностики и профилактики на основе преемственности и взаимодействия; создание атмосферы доброжелательности, взаимоуважения и взаимной требовательности между педагогами и родителями, общего фона положительных взаимоотношений в семьях педагогически запущенных детей, коллективах дошкольных учреждений и школ. Создание этих условий и является прерогативой практического психолога. Совершенно очевидно, что работа школьного психолога должна быть в первую очередь направлена на гуманизацию педагогического процесса, развитие культуры общения, эмпатического понимания как основы диалога с трудным учеником, безоценочного, личностного и оптимистического отношения к нему педагогов. Можно предложить начинающему психологу диагностический лист для первичной психологической оценки состояния учебно-воспитательной работы с педагогически запущенными учащимися: 1. Общая характеристика состояния работы педагогов с детьми, имеющими начальные признаки и проявления педагогической запущенности (отметить соответствующее): - общий уровень учебно-воспитательной работы (высокий, средний, низкий); характер межличностных отношений в классе; - выявление детей, имеющих признаки и проявления педагогической запущенности; изучение положительных особенностей их личности, признаков и проявлений педагогической запущенности, причин, их вызывающих; - определение основных направлений преодоления педагогической запущенности учащихся; постановка и реализация задач дифференцированного подхода к педагогически запущенным учащимся, индивидуальная работа; характер отношения педагогов к этим воспитанникам (подчеркнуть соответствующее): активно-положительный; пассивно-положительный; пассивно-отрицательный; активно-отрицательный; неустойчивый или неопределенный. Стимулы, используемые в работе с учащимися: внимание сочувствие ласка неодобрение одобрение ирония поощрение замечание положительный пример угроза упражнение порицание тренировка наказание
организация успеха развенчание в глазах коллектива сопереживание критика сотрудничество 2. Причины педагогической запущенности учащихся (нужное отметить) I группа низкий педагогический и культурный уровень родителей; - неблагополучие в семье (конфликтность, аморальность, асоциальность поведения родителей); отсутствие четкой организации жизни и деятельности ребенка в семье, безнадзорность ребенка в быту;
- нарушение единства требований к ребенку, их последовательности;
- неправильное отношение к ребенку (подавление личности, угрозы, физическое наказание, заласкивание, чрезмерная опека);
- незнание или невыполнение требований по подготовке ребенка к обучению в школе, оказанию ему помощи в учении.
II группа - слабое знание педагогами ребенка, условий его воспитания в семье; недостаточная работа по психолого-педагогической подготовке родителей дошкольников (младших школьников); недостаточная дифференциация работы по подготовке детей к обучению в школе (организации их учения); слабая индивидуальная работа по преодолению отклонений в поведении и нравственном развитии детей; - преобладание методики негативного стимулирования их поведения и деятельности; отсутствие учета эмоционального состояния ребенка, щадящей нагрузки; недостаточное руководство формированием межличностных отношений в группе (классе), игровыми отношениями детей; - несистематическое взаимодействие семьи, детского сада и школы в профилактике педагогической запущенности детей. III группа отставания ребенка в общем развитии (общая неразвитость, слабость представлений об окружающем мире);
- болезненность; нравственная невоспитанность;
- пробелы в знаниях, умениях и навыках поведения и общения;
неподготовленность к ведущему виду деятельности. Профилактика педагогической запущенности может вестись в двух направлениях. Во-первых, это предупреждение ее возникновения, т. е. снятие внешних причин, которые могут приводить ребенка к такому состоянию, интенсивное формирование положительных и торможение отрицательных качеств, свойств, сторон личности. Во-вторых, это предупреждение ее развития, т. е. преодоление возникающих пробелов в развитии детей, коррекция поведения, деятельности и отношений, снятие отрицательного эмоционального состояния ребенка. Психолог может предложить учителям начальных классов и классным руководителям примерную программу организации индивидуальной работы по предупреждению и преодолению педагогической запущенности, состоящую из трех основных направлений помощи: 1. Изменение условий семейного воспитания ребенка: а) повышение психолого-педагогической грамотности родителей, культуры взаимоотношений; б) создание воспитывающих ситуаций в семье, активное включение родителей в воспитательный процесс; в) индивидуальные консультации, помощь родителям в воспитании положительных и преодолении отрицательных качеств ребенка; г) контроль за организацией нормального режима для ребенка, устранение его безнадзорности; д) помощь в организации разумной деятельности ребенка (игра, труд, творчество, познание окружающего мира), его общения в семье; е) меры по устранению нарушений семейного воспитания, восстановлению воспитательного потенциала семьи. 2. Совершенствование воспитательно- образовательной работы с классом: а) коррекция отношения педагога к ребенку, рекомендация методов работы с ним, активное использование методики позитивного стимулирования ребенка, снятие психологических перегрузок; б) гуманизация межличностных отношений в детском коллективе, создание благоприятного психологического микроклимата в классе, способствующего эмоциональному комфорту всех детей; в) рационализация воспитательно- образовательной работы в классе; г) взаимодействие учителей и родителей в педагогическом процессе. 3. Помощь ребенку в личностном росте: а) организация психологического обследования ребенка и оказание ему необходимой психологической помощи; б) индивидуальная работа по сглаживанию недостатков интеллектуальной, нравственной, эмоционально-волевой сфер; в) включение ребенка в активную деятельность на основе использования его положительных интересов и склонностей; г) преодоление демотивнрованности, негативной мотивации учения; д) организация успеха ребенка в усвоении школьной программы; е) руководство общением ребенка со сверстниками на основе опоры на положительные качества личности; ж) работа по формированию мотивации достижений. Рассмотрим различные модели профилактики педагогической запущенности детей и подростков, учитывая специфику возраста. Воспитательно-образовательная работа учителей начальных классов с педагогически запущенными детьми может совершенствоваться через осуществление дифференцированного и индивидуального подхода к ним; изменение отношения педагога к таким детям и методов работы с ними; формирование в группе (классе) межличностных отношений, изменение положения неблагополучных детей в коллективе; обеспечение постоянных контактов воспитателей детских садов и учителей в подготовке детей к обучению в школе. Эта работа должна быть направлена на устранение, нивелирование личностных недостатков педагогически запущенных детей, преодоление отставаний в их развитии, отсутствия интереса к ведущей деятельности; формирование игровых, учебных умений и навыков; развитие активности в других видах деятельности. В процессе работы с педагогически запущенными учащимися могут быть использованы следующие методики: - методика организации ведущей деятельности ребенка, имеющая целью пробудить или развить интерес, активное отношение к этой деятельности и обеспечить удовлетворенность успехами в ролевой игре или учении; методика руководства поведением, которая предполагает расширение круга конкретных представлений о правилах поведения в разных условиях, преодоление разрыва между элементарными социально-этическими знаниями и индивидуальным опытом поведения;
- методика руководства общением, ориентированная на изменение неблагоприятного положения в группе сверстников, на совершенствование межличностных отношений,
- методика выравнивания возможностей, направленная на преодоление недостатков в интеллектуальном и нравственном, эмоционально-волевом и физическом развитии.
Работая с родителями педагогически запущенных учащихся, педагоги стараются помочь им понять содержание профилактической работы, увидеть свои функции в ней. Речь идет об устранении безнадзорности ребенка в семье, его приучении к твердому распорядку дня, выполнению трудовых поручении, правил поведения, о поощрении его дружбы со сверстниками. Родители настраиваются на гуманное и требовательное отношение к ребенку, на приложение максимальных усилий к нормализации обстановки в семье, перестройку семейных отношений в направлении взаимоуважения и взаимной требовательности, ответственности. При необходимости используются меры общественного и административного воздействия на родителей, ведущих неправильный образ жизни, уклоняющихся от воспитания детей. Психолого-педагогическая модель ранней профилактики педагогической запущенности детей представлена на схеме. Поскольку ранними проявлениями педагогической запущенности подростков являются нарушения социально-психологической сферы, возникает необходимость дополнять модель профилактики мерами специальной помощи. В течение ряда лет в базовых школах кафедры педагогики и психологии Архангельского ИППК успешно >апробировалась социально-психологическая модель профилактики педагогической запущенности детей и подростков. К ее реализации привлекались педагог-дефектолог, психотерапевт, подростковый нарколог, социальный педагог в тех случаях, когда это диктовалось необходимостью. Практическая работа в школе привела нас также к проблеме междисциплинарного подхода к изучению личности трудного ребенка, причин недостатков, пробелов и отклонений в его развитии (во всех формах), поведении, деятельности и общении. В педагогически запущенном ребенке как в фокусе соединяются психолого-педагогические, медико-биологические и социальные проблемы. Довольно часто, работая с этой категорией учащихся, педагог обнаруживает сильнейшие отклонения в неврологическом статусе ребенка, которые он не в состоянии преодолеть вместе с родителями, используя только педагогические средства. Распространенные задержки психического развития, нарушения речи требуют помощи педагога-дефектолога. Длительное пребывание ребенка в условиях психической депривации в семье, обструкции и отверженность в школе предполагают снятие состояния психологического дискомфорта, в котором он пребывает долгие годы. И тогда нужен психотерапевт.
|