Страница 3 из 7
Психолого-педагогическая модель ранней профилактика педагогической запущенности детей и подростков
|
В отношении многих трудных подростков нарушен принцип социальной справедливости, они не имеют счастливого детства. И здесь нужна помощь социальных работников. Чаще всего эти учащиеся нуждаются во всех видах поддержки одновременно. К мерам специальной помощи мы относим конкретные психопрофилактические и психокоррещионные занятия, проводимые на основе общей и симптоматической диагностики; формирование мотивации достижений подростка; снятие нервно-психического напряжения, эмоциональных расстройств, которые будут способствовать социально-педагогической реабилитации и более оптимальной средовой адаптации педагогически запущенного ученика; мероприятия по охране интересов и прав подростка. Основными задачами в профилактической работе с педагогически запущенными подростками являются: стимулирующая психодиагностика личности; снятие состояния психологического дискомфорта; - формирование адекватной самооценки; развитие познавательной и нравственно-эстетической культуры учащихся;
- развитие коммуникативных и поведенческих навыков;
- формирование навыков самопознания и самовоспитания.
Основные формы работы: телефон доверия, психологическая пауза и гимнастика, тренинг общения и ролевого поведения, достижения; школа трех «С» (самопознание, самовоспитание, самообразование); опережающие консультации, сеансы «Учись учиться»; индивидуальные консультации по психодиагностике, арттерапия, психолого-педагогический консилиум. Задачи в работе с родителями педагогически запущенных подростков: диагностика семьи и семейного воспитания; - показ условий оптимального развития подростка; повышение педагопиеской культуры и воспитательной активности родителей; - ознакомление родителей с возрасгно-психологической характеристикой подростка; ознакомление с перспективами развития подростка (альтернативы); - разработка совместных мер профилактической работы, основанных на сотрудничестве и взаимодействии; помощь в разрешении семейных и школьных конфликтов трудных подростков. Основные формы работы: совет школы, психолого-педагогический консилиум, телефон доверия, школа для родителей, индивидуальные и семейные консультации, семейная психотерапия. Хотелось бы подчеркнуть, что работа с педагогически запущенными учащимися предполагает качественную перестройку всей системы отношений в школе и педагогического процесса в целом. Единичные мероприятия школьного психолога с трудными учащимися на фоне общей недостаточности педагогической работы особого эффекта не имеют, а лишь играют вспомогательную роль. Конкретное воплощение этой системы зависит от реальных целей и возможностей педколлектива. Поэтому общешкольная программа профилактических мероприятий предусматривает определенную подготовку учителей. Задачи: стимулирование личностного роста учителя; - снятие личностной тревожности, эмоциональной перегрузки учителя как условия адекватного восприятия педагогической действительности; развитие сенситивности, эмпатии к окружающим учащимся; развитие коммуникативных качеств учителя; повышение профессиональной компетентности, в том числе по исследуемой проблеме; - развитие рефлексивного мышления поведения педагогов. Основные формы работы: психологическая гимнастика, аутотренинг, сеансы релаксации, тренинг сознания, ролевого поведения, общения, чувствительности; модульные школьные курсы педагогического мастерства на диагностической основе; индивидуальные консультации по творческому развитию личности учителя. Оказать такую комплексную помощь в условиях школы весьма затруднительно. Комплексная модель профилактики педагогической запущенности детей и подростков может быть успешно реализована в центрах психолого-педагогической и медицинской помощи ребенку, его родителям и педагогам. Центр «Доверие» — подразделение Архангельского областного ИППК — объединяет усилия многих специалистов, обеспечивает научное руководство их деятельностью на основе единой теоретической концепции и специально разработанной программы, ведет исследование проблемы комплексного подхода к профилактике трудного детства через взаимодействие детского сада, семьи и школы, разрабатывает и апробирует модели психолого-педагогической помощи педагогически запущенным детям; ведет разработку диагностических методик, подготовку и тиражирование пособий и методических рекомендаций для педагогов, психологов и родителей; является учебной базой для подготовки практических психологов и педагогов по данной проблеме. Центр «Доверие» создан по решению совместной коллегии, областного УВД. В его штатном расписании могут быть представлены: директор, научный руководитель, методист-координатор, практические психологи разных профилей, социальный педагог, педагог-дефектолог, логопед, два психотерапевта и лаборант. Вопросы научно-исследовательской работы центра рассматриваются на заседаниях кафедры педагогики и психологии. Основной коллегиальной формой практической деятельности является психолого-педагогический консилиум. В центре работают следующие службы: Служба научно-методического обеспечения и психолого-педагогической пропаганды. Занимается разработкой целевых программ профилактики трудного детства и моделей их функционирования, обучением психолого-педагогических кадров по проблемам трудного детства. Работает с родителями и населением. Служба информации предназначена для сбора заявок на обучение педагогов, представлений на трудных детей и подростков, нуждающихся в помощи. Организует учет, изучает потребности педагогических коллективов учреждений народного образования, разрабатывает перечень услуг центра ло психодиагностике, психопрофилактике, психокоррекции трудных детей и подростков, организует пропаганду психолого-педагогических знаний среди учителей, родителей и детей. Служба психологической разгрузки. Занимается снятием нервно-психического напряжения у педагогически запущенных детей через психологическую гимнастику; проводит сеансы психотерапии, обучение навыкам аутотренинга, занимается снятием конфликтов «педагог — ребенок», «ребенок — ребенок», «ребенок — родитель» через психограмму, холдннгтерапию, тренинг ролевого поведения, арттерапию. Диагностика-консультативная служба. Выявляет психолого-педагогические причины нарушения развития, поведения, деятельности детей, прогнозирует вероятность «прорыва» из состояния педагогической запущенности, проводит стимулирующее консультирование, направляет к специалистам.
|