На главную Педагогически трудные дети Работа с "трудными детьми" Работа с педагогически запущенными детьми - Психолого-педагогическая модель ранней профилактика педагогической запущенности детей и подростков
Работа с педагогически запущенными детьми - Психолого-педагогическая модель ранней профилактика педагогической запущенности детей и подростков
Педагогически трудные дети - Работа с "трудными детьми"
Индекс материала
Работа с педагогически запущенными детьми
Роль психолога в профилактике педагогической запущенности учащихся
Психолого-педагогическая модель ранней профилактика педагогической запущенности детей и подростков
Социально-психологическая модель ранней профилактики педагогической запущенности детей и подростков
Приложения
Карточка индивидуального изучения и учета подростка
Нормативные акты, регулирующие социальную работу по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Все страницы

Психолого-педагогическая модель ранней
профилактика педагогической
запущенности детей и подростков

модель ранней профилактики

 

В отношении многих трудных подростков нарушен принцип социальной справедливости, они не имеют счастливого детства. И здесь нужна помощь социальных работников. Чаще всего эти учащиеся нуждаются во всех видах поддержки одновременно.
К мерам специальной помощи мы относим
конкретные психопрофилактические и
психокоррещионные занятия, проводимые на основе общей и симптоматической диагностики; формирование мотивации достижений подростка; снятие нервно-психического напряжения, эмоциональных расстройств, которые будут способствовать социально-педагогической реабилитации и более оптимальной средовой адаптации педагогически запущенного ученика; мероприятия по охране интересов и прав подростка.
Основными задачами в профилактической работе с педагогически запущенными подростками являются: стимулирующая психодиагностика личности; снятие состояния психологического дискомфорта;
- формирование адекватной самооценки;
развитие познавательной и нравственно-эстетической культуры учащихся;

  1. развитие коммуникативных и поведенческих навыков;
  2. формирование навыков самопознания и самовоспитания.

Основные формы работы: телефон доверия, психологическая пауза и гимнастика, тренинг общения и ролевого поведения, достижения; школа трех «С» (самопознание, самовоспитание, самообразование); опережающие консультации, сеансы «Учись учиться»; индивидуальные консультации по психодиагностике, арттерапия, психолого-педагогический консилиум.
Задачи в работе с родителями педагогически запущенных подростков:
диагностика семьи и семейного воспитания;
- показ условий оптимального развития подростка;
повышение педагопиеской культуры и воспитательной активности родителей;
- ознакомление родителей с возрасгно-психологической
характеристикой подростка;
ознакомление с перспективами развития подростка (альтернативы);
- разработка совместных мер профилактической работы,
основанных на сотрудничестве и взаимодействии;
помощь в разрешении семейных и школьных конфликтов
трудных подростков.
Основные формы работы: совет школы, психолого-педагогический консилиум, телефон доверия, школа для родителей, индивидуальные и семейные консультации, семейная психотерапия.
Хотелось бы подчеркнуть, что работа с педагогически запущенными учащимися предполагает качественную перестройку всей системы отношений в школе и педагогического процесса в целом. Единичные мероприятия школьного психолога с трудными учащимися на фоне общей недостаточности педагогической работы особого эффекта не имеют, а лишь играют вспомогательную роль. Конкретное воплощение этой системы зависит от реальных целей и возможностей педколлектива. Поэтому общешкольная программа профилактических мероприятий предусматривает определенную подготовку учителей.
Задачи: стимулирование личностного роста учителя;
- снятие личностной тревожности, эмоциональной
перегрузки учителя как условия адекватного восприятия
педагогической действительности;
развитие сенситивности, эмпатии к окружающим
учащимся;
развитие коммуникативных качеств учителя;
повышение профессиональной компетентности, в том
числе по исследуемой проблеме;
- развитие рефлексивного мышления поведения педагогов.
Основные формы работы: психологическая
гимнастика, аутотренинг, сеансы релаксации, тренинг
сознания, ролевого поведения, общения,
чувствительности; модульные школьные курсы педагогического мастерства на диагностической основе; индивидуальные консультации по творческому развитию личности учителя.
Оказать такую комплексную помощь в условиях школы весьма затруднительно. Комплексная модель профилактики педагогической запущенности детей и подростков может быть успешно реализована в центрах психолого-педагогической и медицинской помощи ребенку, его родителям и педагогам.
Центр «Доверие» — подразделение
Архангельского областного ИППК — объединяет усилия многих специалистов, обеспечивает научное руководство их деятельностью на основе единой теоретической концепции и специально разработанной программы, ведет исследование проблемы комплексного подхода к профилактике трудного детства через взаимодействие детского сада, семьи и школы, разрабатывает и апробирует модели психолого-педагогической помощи педагогически запущенным детям; ведет разработку диагностических методик, подготовку и тиражирование пособий и методических рекомендаций для педагогов, психологов и родителей; является учебной базой для подготовки практических психологов и педагогов по данной проблеме.
Центр «Доверие» создан по решению совместной коллегии, областного УВД. В его штатном расписании могут быть представлены: директор, научный руководитель, методист-координатор, практические психологи разных профилей, социальный педагог, педагог-дефектолог, логопед, два психотерапевта и лаборант.
Вопросы научно-исследовательской работы центра рассматриваются на заседаниях кафедры педагогики и
психологии. Основной коллегиальной формой практической деятельности является психолого-педагогический консилиум.
В центре работают следующие службы:
Служба научно-методического обеспечения и психолого-педагогической пропаганды. Занимается разработкой целевых программ профилактики трудного детства и моделей их функционирования, обучением психолого-педагогических кадров по проблемам трудного детства. Работает с родителями и населением.
Служба информации предназначена для сбора заявок на обучение педагогов, представлений на трудных детей и подростков, нуждающихся в помощи. Организует учет, изучает потребности педагогических коллективов учреждений народного образования, разрабатывает перечень услуг центра ло психодиагностике, психопрофилактике, психокоррекции трудных детей и подростков, организует пропаганду психолого-педагогических знаний среди учителей, родителей и детей.
Служба психологической разгрузки. Занимается
снятием нервно-психического напряжения у
педагогически запущенных детей через психологическую гимнастику; проводит сеансы психотерапии, обучение навыкам аутотренинга, занимается снятием конфликтов «педагог — ребенок», «ребенок — ребенок», «ребенок — родитель» через психограмму, холдннгтерапию, тренинг ролевого поведения, арттерапию.
Диагностика-консультативная служба. Выявляет психолого-педагогические причины нарушения развития, поведения, деятельности детей, прогнозирует вероятность «прорыва» из состояния педагогической запущенности, проводит стимулирующее консультирование, направляет к специалистам.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.