Страница 7 из 7
Нормативные акты, регулирующие социальную работу по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Основным нормативным актом является Закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 нюня 1999 № 120. Ст. 1 Закона определяет основные понятия, которые используются в нормативных актах, регулирующих порядок осуществления и содержание профилактической работы по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц; беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания; несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо в возрасте восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия; семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними; индивидуальная профилактическая работа деятельность по своевременному несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий; профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и социально опасном положении. В ст. 2 закреплены основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Статья 4 определяет органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Согласно Закону, в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел. В этих органов находятся учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних других органов, учреждений и организаций в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской и (или) законодательством субъектов Российской Федерации.
В ст. 5 указаны категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа. Это в первую очередь 14 категорий несовершеннолетних, составляющих «группу риска». Кроме того, органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей или законных несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. При необходимости и с согласия руководителя органа или учреждения системы профилактики индивидуальная профилактическая работа может проводиться и в отношении других лиц. Далее в Законе определены основания и сроки проведения индивидуальной профилактической работы. Ст.8 закрепляет права лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, ст.9 - гарантии исполнения данного закона, а ст. 10 -возможность контроля и надзора за деятельностью органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Глава вторая Закона определяет основные направления деятельности органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Статьи, включенные в этот Закона, определяют компетенцию всех органов и учреждений системы профилактики. Следует обратить внимание на то, что статья 11, посвященная комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, предусматривает в качестве одного из направлений ее деятельности осуществление мер по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. На втором месте в системе органов профилактики находятся органы и учреждения социальной защиты населения (ст. 12 Закона). А вот органы внутренних дел и их подразделения указаны в перечня, это обусловлено более узким спектром профилактической деятельности, которую осуществляют субъекты системы профилактики.
Третья глава Закона содержит нормы, определяющие порядок производства по материалам о несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно - воспитательные учреждения закрытого типа, На основе федерального Закона принят Закон Красноярского края «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 31 октября 2002 года №4-608. Первая глава закона содержит определение основных понятий, используемых в законе, задач и принципов профилактической деятельности. Вторая глава целиком посвящена комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав. Определены их структура, порядок образования, задачи и полномочия. Отдельные статьи определяют меры воздействия, применяемые муниципальными комиссиями к несовершеннолетним, а также к их родителям или иным законным представителям. Третья глава регламентирует деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Статья 23 посвящена информационному обеспечению деятельности системы профилактики. На основании этой статьи в крае для решения задач по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних создается единый краевой банк данных о несовершеннолетних и их семьях, находящихся в социально опасном положении. В отличие от федерального закона, в краевом законе определена не компетенция органов системы профилактики, а система взаимодействия этих органов в решении задач профилактики. Акцент сделан на координации деятельности этих органов при оказании помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Красноярском крае регулируется также Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г. (с последующими изменениями и дополнениями), а также Положением о комиссии по делам несовершеннолетних н защите нх прав при губернаторе края, утвержденным постановлением Администрации Красноярского края от 25 января 2001 г. №45-П. Особое значение для профилактики беспризорности несовершеннолетних имеют правовые акты, направленные на защиту жилищных и имущественных прав несовершеннолетних. К их числу относятся: Постановление администрации г. Красноярска «О мерах по защите прав несовершеннолетних» от 30 апреля 1996 г. №390. Этим постановлением урегулирован порядок выдачи разрешений на совершение сделок по отчуждению (продаже, дарению, обмену и др.) жилых помещений, часть или вся площадь которых принадлежит несовершеннолетнему. Этому же вопросу посвящено инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации «О дополнительных мерах по защите жилищных прав несовершеннолетних» от 9 июня 1999 г. №244/26-5. В отношении иного имущества несовершен -нолетних, оставшихся без попечения родителей, действуют Правила управления имуществом несовершеннолетних подопечных, хранения и отчуждения этого имущества, утвержденные Министерством просвещения РСФСР 30 октября 1969 г. Для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, создаются специализированные учреждения. Их деятельность регулируется специальными нормативными актами: Примерное положение о социально реабилитационном центре для несовершеннолетних;
Примерное положение о социальном приюте для детей; Примерное положение о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Эти документы утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2000 г. N 896. С несовершеннолетними правонарушителями профилактическую работу проводят специализированные подразделения органов внутренних дел. Приказом Министра внутренних дел от 26 мая 2000 г. №569 утверждена Инструкция по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. Для осуществления социально-профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями имеет большое значение Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» от 14 февраля 2000 г. №17. Согласно этому Постановлению, судам при назначении судебного заседания по делам о преступлениях несовершеннолетних следует тщательно проверять обоснованность ареста (заключения под стражу) несовершеннолетнего, имея при этом в виду, что в силу статьи 393 УПК РСФСР такая мера пресечения может быть избрана лишь в исключительных случаях как единственно возможная в данных условиях, когда это вызывается тяжестью совершенного преступления при наличии оснований, указанных в статьях 89, 91 и 96 УПК РСФСР. В случае несоблюдения органами следствия этих требований и необоснованного ареста (заключения под стражу) несовершеннолетнего суду следует эту меру пресечения изменить или отменить. Исходя из конкретных обстоятельств дела и тяжести преступления, с учетом данных о личности несовершеннолетнего, а также условий его жизни и быта, отношений с родителями суд на основании статьи 394 УПК РСФСР может применить как меру пресечения отдачу его под присмотр родителей, опекунов, попечителей, а воспитывающихся в закрытых детских учреждениях - под надзор администрации этих учреждений. При рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних следует учитывать, что участие защитника (адвоката) по таким делам обязательно с момента ареста (заключения под стражу), предъявления обвинения, а также при судебном разбирательстве независимо от того, достиг ли обвиняемый к этому времени совершеннолетия. Если совершению преступления несовершеннолетним предшествовало неправомерное или провоцирующее поведение взрослых лиц, в том числе признанных потерпевшими по делу, суд вправе признать это обстоятельство смягчающим наказание виновного При решении вопроса о назначении наказания несовершеннолетним суду следует обсуждать, прежде всего, возможность применения наказания, не связанного с лишением свободы, Суд вправе принять решение о назначении несовершеннолетнему наказания в виде лишения свободы лишь тогда, когда исправление его невозможно без изоляции от общества, обязательно мотивировав в приговоре принятое решение.
|