На главную Педагогически трудные дети Работа с "трудными детьми" Работа с педагогически запущенными детьми - Социально-психологическая модель ранней профилактики педагогической запущенности детей и подростков
Работа с педагогически запущенными детьми - Социально-психологическая модель ранней профилактики педагогической запущенности детей и подростков
Педагогически трудные дети - Работа с "трудными детьми"
Индекс материала
Работа с педагогически запущенными детьми
Роль психолога в профилактике педагогической запущенности учащихся
Психолого-педагогическая модель ранней профилактика педагогической запущенности детей и подростков
Социально-психологическая модель ранней профилактики педагогической запущенности детей и подростков
Приложения
Карточка индивидуального изучения и учета подростка
Нормативные акты, регулирующие социальную работу по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Все страницы

Социально-психологическая модель
ранней профилактики педагогической
запущенности детей и подростков

модель

Модели комплексной профилактики
педагогической запущенности детей и
подростков

модели

Психокоррекционная служба.
Осуществляет
диагностику развития, занимается ограничением
педагогической запущенности от задержек
психического развития у ребенка, умственной
отсталости, отклонений в неврологическом статусе;
проводит коррекционные, развивающие,
логопедические занятия, игровую психокоррекцию поведения.
Служба социальной поддержки. Организует
работу телефона доверия для взрослых и подростков;
проводит семейные педагогические консультации,
изучает средовую адаптацию ребенка; проводит работу
по охране прав ребенка через взаимодействие с
инспекцией по делам несовершеннолетних, органами
опеки и попечительства; оказывает помощь в
социально-педагогической реабилитации,
восстановлении ведущей деятельности, мотивации достижений.
С развитием социально-психологической службы в системе народного образования вполне приемлема и наиболее результативна модель комплексной профилактики педагогической запущенности детей и подростков, включающая деятельность педагогов, родителей, психологов, социальных педагогов и районных (городских) профильных центров.
Ведущей идеей комплексной профилактики
должна стать гуманизация отношений в семье, детском
саду, школе, среде неформального общения. Задача
воспитательных институтов, нарождающейся
социально-психологической службы — общими усилиями помочь ребенку справиться с его проблемами, организовать его успех, облегчить личностный рост и развитие.
В последнее время разрабатываются и создаются модели такой службы, в которую психологическая входит составной частью. Каждому сотруднику новой
службы важно хорошо представлять ее общие ориентиры и свою конкретную роль в общей системе.
Мы полагаем, что такие модели носят региональный характер.
Региональная модель реабилитационной службы базируется на следующих основаниях:
а) концепции реабилитационной службы,
определяющей ее сущность, цели, задачи, принципы и
приоритеты;
б) социологическом мониторинге
образовательной ситуации региона (микрорайона),
указывающем на потребности, возможности, условия и
специфику службы;
в) практическом опыте коррекционно-
развивающей и реабилитационной работы с детьми и
подростками, дающем представление о различных
вариантах и механизме функционирования службы на
уровне города, микрорайона, учреждения,
Основные концептуальные положения,
определяющие методологию региональной
реабилитационной службы:
Реабилитация — это комплексная,
многоуровневая, этапная и динамическая система взаимосвязанных действий, направленных на восстановление человека в правах, статусе, здоровье, дееспособности в собственных глазах и перед лицом окружающих. Она включает аспекты профилактики и коррекции отклонений.
Профилактика в системе реабилитации связана с устранением, сглаживанием, снятием причин, условий и факторов, которые вызывают те или иные отклонения в развитии личности. Чаще всего она связана со средой, социальным окружением ребенка.
Коррекция предполагает работу с конкретными отклонениями и направлена, прежде всего, на самого ребенка.
Восстановление ребенка в правах предполагает
учет основных положений Конвенции ООН о правах
ребенка: его право на жизнь и выживание, право на
воспитание и обучение, защиту прав и свобод
личности, обеспечение возможностей для
благоприятного развития, активное участие в жизни общества.
Реабилитация невозможна без восстановления ребенка в статусе и дееспособности. В психолого-педагогическом смысле это означает восстановление ребенка как социального субъекта и как субъекта ведущей (формирующей) деятельности. Реабилитация связана не только с преодолением семейных, школьных репрессий и социальной дискриминации несовершеннолетних, но и с изменением представлений ребенка о самом себе — его Я-концепции.
Исходя из целостного понимания ребенка, реабилитация ребенка осуществляется на уровне личности, субъекта деятельности и социального субъекта с учетом его индивидуальности.
Психолого-педагогическая реабилитация — это восстановление ребенка как субъекта ведущей деятельности (игра, учение) и общения в условиях обучения и воспитания.
Социально-педагогическая реабилитация в
образовательных учреждениях заключается в преодолении школьных и семейных репрессий в отношении запущенных детей и подростков, разрешении конфликтных ситуаций, преодолении обструкции по отношению к ним со стороны сверстников, коррекции их общения и поведения, а также восстановлении их в статусе субъекта учебной деятельности, формирующей отношения ученика с окружающими.
Медико-педагогическая реабилитация — меры, направленные на укрепление или восстановление
утраченного здоровья, применяемые в процессе обучения и воспитания.
Реабилитационная служба системы образования — это единое реабилитационное пространство элитарных, общеобразовательных адаптивных и профильных учреждений, обеспечивающих оптимальные возможности для благоприятного развития и социализации каждого ребенка и комплексную реабилитацию детей и подростков.
Ее основной целью является ранняя профилактика отклонений в развитии, поведении, деятельности и общении несовершеннолетних и разносторонняя помощь детям группы риска.
Основные задачи реабилитационной службы:
выявление причин деформаций в развитии детей и подростков;
поиск средств и способов их устранения;
оптимизация условий жизни, воспитания и обучения;
построение адекватного педагогического процесса, способствующего развитию нормальной личности;
своевременное выявление детей и подростков группы риска;
оздоровление их внутреннего мира, преодоление психологического кризиса,
оказание разносторонней помощи нуждающимся через реализацию специальных реабилитационных, коррекционно-развивающих программ.
Основные принципы реабилитации следующие:
принцип учета региональных особенностей,
социокультурной и экономической ситуаций в регионе, принцип партнерства, принцип разносторонности реабилитационных мероприятий, принцип единства биологических, психосоциальных и педагогических методов, принцип ступенчатости, принцип индивидуально-личностного, гуманистического подхода.
Приоритетами в создании реабилитационной службы являются:

  1. охрана и защита прав, интересов и здоровья ребенка,
  2. ранняя профилактика и коррекция девиаций развития,
  3. общая гуманизация отношения к детям группы риска;
  4. гуманизация педагогического процесса в учреждениях образования и семейного воспитания.

Объекты и субъекты реабилитации:
1. Социокультурно и педагогически запущенные
дети и подростки.
Самая распространенная категория детей группы риска, трудновоспитуемость и труднообучаемость которых обусловлена психолого-педагогическими причинами. Основными признаками запущенности можно считать недостатки ведущей деятельности (игра, учение), отклонения в поведении, трудности социальной адаптации. При отсутствии аномалий наблюдается дисгармония развития. Как правило, нарушена Я-концепция, система самосознания личности ребенка.
Поскольку эти дети и подростки не являются полноценными субъектами деятельности и отвержены в школьной и семейной среде, основную помощь им могут оказать педагоги, психолога и родители. В данном случае они выступают субъектами реабилитации.
2. Несовершеннолетние правонарушители,
дезадаптированные подростки с отклоняющимся
(девиантным) поведением, дети-сироты.
Этой группе риска, прежде всего, нужна помощь в социальной адаптации, овладении социальными ролями, культурно-нравственными нормами и ценностями, социальная поддержка.
Основной субъект реабилитации — социальный педагог, способный осуществлять перечисленные функции
и оказывать психологическую помощь отвергаемым в формальных коллективах детям и подросткам.
3. Дети с нарушениями психосоматического и нервно-психического здоровья и функциональными отклонениями:
а) хронические соматические заболевания;
б) функциональные нарушения;
в) нервно-психические заболевания;
г) умственная отсталость;
д) инвалидность.
Дети данной группы нуждаются, прежде всего, в медицинской и психологической реабилитации, субъектами которой выступают врачи и психологи, либо в комплексной реабилитации в условиях взаимодействия врачей, педагогов, психологов и социальных работников.
Под реабилитационной службой школы следует
понимать весь педагогический коллектив и команду
специалистов, взаимодействующих в рамках
функциональных обязанностей и профессиональной компетентности на основе общего концептуального подхода в рамках определенной содержательной модели, учитывающей специфику школы, и осуществляющих систему взаимосвязанных мероприятий, направленных на гармонизацию развития личности учащихся.
Модель реабилитационной службы должна
опираться на анализ социокультурной и образовательной
ситуации в регионе, включающий, во-первых, знание
инфраструктуры существующих учреждений общего и
реабилитационного типа, решающих коррекционно-
развивающие и профилактические задачи, а также
перспективы ее развития в регионе; во-вторых, точные
сведения о контингенте детей и подростков, состоянии его
психосоматического здоровья, социальной адаптации,
характере социального поведения, распределения по
учреждениям и потребностям в реабилитации; в-третьих,
необходимо основательное представление о реабилитационных возможностях учреждений системы образования, здравоохранения и социальной помощи с точки зрения анализа кадровой ситуации.
Модель сотрудника реабилитационной службы включает знания, умения, навыки, профессионально важные качества, необходимые для успешной работы. Особое значение имеют имидж сотрудника, характер направленности его деятельности по отношению к детям, их родителям и педагогам.
Механизм функционирования службы.
Реабилитационная служба региона может эффективно функционировать при наличии четкого понимания и реализации ее руководителями и участниками следующих узловых моментов:
ведомственное взаимодействие в организации единого реабилитационного пространства;
научно-методическое обеспечение
реабилитационной деятельности;
кадровое обеспечение реабилитационной службы;
диагностика и отбор объектов реабилитации;
согласованные действия субъектов
реабилитационного процесса на уровне учреждения.
Перечисленные выше механизмы должны быть
проработаны детально как на уровне региона, так и на
уровне города (района) и всех учреждений
общеобразовательного, специализированного и
профильного типа.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.