Страница 5 из 7
Образцы документов, необходимых социальному педагогу Схема изучения социальной истории личности 1. Общие данные:
- Ф.И.О., адрес, дата и место рождения, семейное положение национальность.
- Родители: И.О., дата рождения или смерти, место проживания
- Братья и сестры: И.О., дата рождения или смерти, место проживания.
- Дети: И.О., дата рождения, место проживания.
- Образование.
- Где работает (учится).
- Психическое и физическое здоровье.
- Место в семье, соседские связи.
2. Потребности и проблемы:
- Причины, приведшие к работе с данной личностью.
- История проблемы и ее состояние на нынешнем этапе.
- Способность выполнять жизненные роли.
- Стадия психического и умственного развития.
2.5. Выполнение личностного долга перед семьей, группой, общиной. 3. Позитивные и негативные факторы, оказывающие влияние на помощь клиенту:
- Внутренние ресурсы личности к изменению.
- Какие факторы могут повлиять на оказание помощи.
- Реалистичны ли ожидания к изменению личности.
Карта личности 1. Состояние здоровья и развития учащегося (заполняется школьным врачом или с его слов): 1.1. Общая оценка здоровья учащегося (по данным медицинской карты; 1.2. Признаки повышенной нервозности (отсутствуют; повышен утомляемость, пониженная работоспособность, подавленное настроение, повышенная возбудимость, вспышки гнева, агрессивность по отношению к учителям, отказ от контактов, общих дел, склонность к разрушительным действиям, садизм, другие признаки). 1.3. Патологические влечения: курит (не курит, курит эпизодически, систематически); употребляет спиртные напитки (не употребляет, употребляет эпизодически, систематически); употребляет токсические нарковещества (не употребляет, употреблял однократно, эпизодически, систематически). 1.4. Состоит на диспансерном учете, по поводу чего 2. Психологическая атмосфера в семье: 2.1. Данные о родителях (отец, мать, лица, их заменяющие):______________________________________ образование_______________________________ ; место работы______________________________ .
- Другие члены семьи____________________________ .
- Тип семьи:
благополучная (родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания, эмоциональная атмосфера в семье положительная); неблагополучная, в том числе: педагогически некомпетентная (родители не владеют культурой воспитания: отсутствует единство требований, ребенок безнадзорен, с ним жестоко обращаются, систематически наказывают, плохо осведомлены о его интересах, поведении вне школы); • нравственно-неблагополучная (родители ведут аморальный образ жизни, пьянствуют, тунеядствуют, содержат притон, имеют судимость, воспитанием детей не занимаются); • конфликтная (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, между родителями постоянные конфликты, родители повышенно раздражительны, жестоки, нетерпимы). 2.4. Характер взаимоотношений родителей с ребенком: - семейный диктат (систематическое подавление инициативы и чувства собственного достоинства ребенка); чрезмерная опека (удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждение от трудностей, забот, усилий); - попустительство (уклонение от активного участия в воспитании ребенка, пассивность, признание полной автономии ребенка); - сотрудничество (отношение взаимного уважения, совместное переживание радостей, горя и т.п.). 2.5. Организация режима труда и отдыха: какие обязанности выполняет в семье
- соблюдает ли режим дня___________________ ;
- кто и в какой степени помогает и контролирует выполнение домашнего задания
- как организовано общение учащегося в семье во время досуга, летнего отдыха, отпуска родителей 3. Особенности учебной деятельности: 3.1. Успеваемость учащегося 3.2. Отношение к учению: положительное, нейтральное, равнодушное, отрицательное. 3. 3. Интеллектуальные возможности учащегося: высокие, средние, низкие. 3.4. Мотивы учения: познавательный интерес к предметам, осознание необходимости учиться, стремление получить оценку, заслужить одобрение взрослых, стремление избежать наказания, стремление к самоутверждению в группе сверстников. 4. Положение в классном коллективе, отношение к коллективу: 4.1. Позиция учащегося в коллективе: лидер (звезда), предпочитаемый, принятый, отвергаемый (изолированный).
- С кем из класса наиболее близок; характер взаимного влияния.
- Взаимоотношения с другими одноклассниками: деловые, ровные, дружеские, теплые, конфликтные, ни с кем не общается.
- Манера, стиль общения с окружающими:
- доминантный стиль (уверен в себе, стремится навязать свое мнение, легко перебивает, но не дает перебить себя, нелегко признает свою неправоту);
- недоминантный стиль (застенчив, уступчив, легко признает себя неправым, нуждается в поощрении при разговоре);
- экстраверт (постоянно направлен на общение, легко входит в контакт, любопытен, открыт, полон внимания к окружающим);
- интроверт (не склонен к контактам, замкнут, предпочитает общению деятельность, в разговоре немногословен). 4.5. Отношение к общественному мнению: активно-положительное (понимает критику, согласен с ней, недостатки стремится исправлять и т.п.); пассивно-положительное (понимает критику, согласен с ней, но недостатки не исправляет);
- безразличное (не реагирует на критику, не меняет поведения);
- негативное (спорит, не согласен с замечаниями, поведения не меняет).
5. Отношение к общественной деятельности и общественно полезному труду:
- Отношение к общественным поручениям; с готовностью, без видимого интереса, отказывается.
- Выполнение общественных поручений: добросовестное, недобросовестное, по настроению.
6. К какой деятельности проявляет интерес (физический труд, умственный труд, техническая, общественно- политическая, организаторская, художественная (артистическая, литературная, музыкальная, хореографическая и т.п.), спортивная деятельность). 6.1. В каких кружках (секциях) состоит (состоял) 6.2. Культурный кругозор: посещает ли и насколько часто театры, музеи, выставки 6.3. Каковы читательские интересы, какую литературу предпочитает, регулярность чтения (книг не читает, читает эпизодически, читает систематически). 7. Особенности сферы свободного общения учащегося:
- Сколько времени уделяется уличному общению в течение недели: {часы вечернего прихода домой?
- С кем имеет дружеские связи вне класса, какое влияние они оказывают на учащегося?
- Постоянное или предпочитаемое место уличного общения (клуб, двор, подъезд и т.п.).
7.4. Содержание уличного общения (работа с техникой, посещение кино, игра на гитаре, прослушивание музыкальных записей, разговоры на разные темы, бесцельное времяпрепровождение, выпивка, курение, азартные игры и др.). 8. Уровень самооценки личности: адекватная (правильно оценивает свои положительные и отрицательные качества, личные возможности и достижения); - завышенная (некритичен по отношению к себе, преувеличивает свои достижения); - заниженная (излишне самокритичен, недооценивает свои положительные качества и личные достижения). 9. Особенности поведения: 9.2. Отрицательные поступки (проступки), их появление (эпизодически, систематически), характер (грубость, драки, поручений, не работает в классе на уроках: 9.3. Правонарушения учащегося (воровство, вымогательство у младших и слабых, избиение младших и слабых, попытки к насилию, жестокое обращение с животными, проявление садистских наклонностей, грубые нарушения общественного порядка (хулиганство) и т.п.) 9.4. Отношение к своим проступкам: равнодушен, переживает, оправдывает, осуждает. 9.5. Как относится к педагогическим воздействиям: с ожесточением, равнодушно, понимает и старается выполнить требования. 9.6. Состоит на учете внутри школы ________ вПДН____ вКДНиЗП_____
|