Страница 6 из 7
Карточка индивидуального изучения и учета подростка (может использоваться при постановке на внутришкольный учет) Постановка ________ Снятое _____________ Повторная _________ Снятие____________ 1.ФЖХ
- Домашний адрес и телефон.
- Оставлен ли на второй год,
- С какого времени учится в данной школе.
- Сведения о родителях (ФИО, год рождения, где и кем работает): мать ;
отец_____________________________ .
- Черты характера подростка, явные и скрытые слабости.
- Интересы и увлечения, склонности подростка.
S. Характеристика домашних условий (состав семьи, отношение родителей к воспитанию, к школе, условия для занятий). 9. Отношение к учебе, гскешаемостьзанятий.
- Участие в обшеетвеннойжизни класса.
- Участие в кружках, клубах, секциях. 1Z Участие в общественно полезномтруде.
- С кем дружит в школе. По месту жительства
- Кого считает авторитетом и почему?
- Шеф подростка (ФИО., где и кем работает, адрес, телефон).
16. Характер отношений с товарищами (подчеркнуть): равенство, зависимость, руководящее положение. 17. Состоит ли на учете в ПДН и за что? 18. Обсуждался ли на комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав?
- Место и время совершения проступка.
- Мера наказания.
- Планируемые основные направления работы с подростком.
- Успеваемость в текущем году.
Акт контрольного обследования условий жизни и воспитания подопечного Дата обследования. Ф.ИО, должность общественного инспектора (социального педагога), проишодящзго обследование.
- ФИО. подопечного, дата его рождения, адрес,
- Занятие подопечного:
- посещает ясли, детский сад, учится в школе (в каком классе), учреждении начального профессионального образования, техникуме, вузеитд;
- ничем не занят (указать, с какого времени, почему, сколько классов окончил).
5. Состав семьи или опекуна(поручителя):
- изменения, прошсоедшие в семье за истекший период;
- взаимоотношения подопечного с опекуном (попечителем,членами его семьи.
6. Успеваемость подопечного: - какие имеются трудности в учебе, освоении профессии, получении квалификации, есть ли поощрения захорошую работу, учебу; - какая помощь оказана школой, учреждением начального прoфeccиoнaльнoro образования, вузом, предприятием, учреждением, их общественными организациями подопечному и опекуну (попечителю).
- Участие подопечного в общественной жизни коллектива (школы, учреждения начального гцюфесоюнального образования и тд).
- Состояние здоровья подопечного:
- результаты ежегодного углубленного медицинского осмотра; - принимаемые меры по улучшению состояния здоровья, лечению, оздоровлению, организации летнего отдыха подопечного.
- Организация досуга подопечного (работа в кружках, участие в художественной самодеятельности, спортивных секциях и др.).
- Сохранность имущества подопечного (сверяется по описи имущества; отмечаются недостающие и использованные веши, денежные средства, указывается, кем и когда дано разрешение на их использование).
- Материальное положение подопечного; формы, виды материальной и социальной помощи, оказанной подопечному за истекший гкриод (кем, когда).
- Исгюльэование опекунского пособия.
- Выводы и предложения по результатам кэнтрольного обследования.
Социальный педагог______________________ (подпись)
Паспорт неформальной подростковой группы
- Количество человек (постоянный и эпизодический состав).
- С какого времени существует.
- Возраст, место работы, учебы ее членов.
- Принцип включения в группу (по месту жительства, на основании общих целей, принадлежности к землячеству и т.д.).
- Основные места сбора.
- Средняя периодичность сборов.
- Наиболее предпочитаемые совместные занятия (проранжировать) (выпивки, игра в карты, подвижные игры, хождение по улицам, посещение кино, пение под гитару, употребление наркотиков и т.д.).
- Наиболее излюбленные темы бесед и обсуждений (проранжировать) (обсуждение различных затруднений в учебе, на работе, конфликтов с родителями, учителями, обсуждение прочитанного, кино- и телефильмов, обсуждение совместных действий, жизненных планов, отношений с девушками, рассказы о взаимоотношениях взрослых мужчин и женщин, рассказы о местах заключения, о воровских обычаях, обсуждение способов добычи средств для развлечений, выпивки, наркотиков и т.д.).
- Жаргонные словечки, используемые в группе.
- Клички членов группы.
- Лидер группы и его характеристика.
- На чем держится авторитет лидера (нужное подчеркнуть): на страхе перед физической силой; на уважении к интеллекту; на умении найти общий язык с ребятами; на опытности, бывалости и т.д.
- Как часто и по поводу чего бывают конфликты?
- Как обычно разрешаются конфликты (мирно, дракой, благодаря вмешательству лидера, компромиссом части ребят)?
- Как часто возникают конфликты, драки с другими группировками и по поводу чего?
- Поддерживается ли связь со взрослыми преступниками, с лицами, отбывшими наказание в местах лишения свободы (да, нет, эпизодично)?
- Какое влияние они оказывают на ребят? (нужное подчеркнуть: предостерегают о возможности преступления; подстрекают к преступлению; заражают ложной романтикой; передают воровской жаргон, песни, обычаи).
- Какие качества характера и поступки больше всего осуждаются и какие меры воздействия со стороны группы оказываются на провинившегося?
- Возможен ли добровольный выход из группы? Переход в другую? Бывали ли такие случаи, по какой причине и какова реакция на это?
- Как относятся взрослые к группировкам ребят:
- родители (доброжелательно, не препятствуют встречам на квартирах, нейтрально, не обращают внимания, враждебно, запрещают общение, запрещают встречи у себя дома).
- учителя.
- соседи.
- Состоит ли кто-нибудь из ребят на учете в милиции, и каковы меры воздействия на группу?
- Занимается ли кто-нибудь из ребят в кружках, секциях, клубе? Как влияет на других ребят и как к этим занятиям относятся в группе?
Примерная характеристика микрорайона школы
1. Общие сведения о школе.
- название населенного пункта, административного района;
- тип школы;
-месторасположение (в границах улиц, территориально по отношению к центру населенного пункта);
- краткая характеристика природных и других особенностей расположения школы;
- тип застройки, на какое количество человек рассчитана по проекту;
- в каком году открыта;
- количество учащихся; из них состоят в детских общественных организациях: 1 —4-е классы, 5—9-е классы, 10—12-е классы; - количество классов-комплектов (для сельских школ); - наличие ГПД, пришкольного интерната, количество учащихся в них; - организация подвоза учащихся; - количество микрорайонов (населенных пунктов для сельской местности), в которых проживают учащиеся;
- время начала учебных занятий;
- каникулярное время;
- характеристика педколлектива: количество учителей, воспитателей; средняя учебная нагрузка;
сколько учителей совмещают предметы (Какие); образование; стаж работы в данной школе; учителя — выпускники школы; награды учителей; семейные династии; общественные поручения учителей в микрорайоне; материально-техническая база школы: характеристика учебных кабинетов;
характеристика материальной базы трудового воспитания, обучения; характеристика спортивной базы; характеристика материальной базы эстетического воспитания, обучения; наличие в школе музея; наличие в школе постоянно действующих выставок; наличие в школе библиотеки, ее фонды; наличие в школе радио (теле-) узла. 2. Общие сведения о микрорайоне школы: названия улиц, расположенных на территории микрорайона школы (для сельской школы — населенных пунктов); - карта-схема улиц (населенных пунктов), где проживают учащиеся, с указанием типов дороги, расстояния до школы, видов транспорта; карта-схема культурного, бытового, торгового обслуживания (клубы, библиотеки, кинотеатры, спортивные учреждения, медицинские учреждения, магазины, предприятия общественного питания);
- карта-схема с указанием дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования;
- карта-схема производственного окружения;
- тип застройки микрорайона, общее количество домов;
- количество жилых помещений различной формы собственности; - нежилые помещения в микрорайоне. 3. Характеристика производственного окружения: - характеристика базового предприятия (хозяйства), если таковое есть; - характеристика кадровых возможностей предприятия (хозяйства) в организации наставничества, кружковой работы, общественно полезного труда и т.п.; характеристика материальных возможностей предприятия (хозяйства); - сложившиеся направления совместной работы школы и предприятия (хозяйства); - характеристика других предприятий, учреждений в микрорайоне.
- Характеристика материальной базы для проведения воспитательной работы в микрорайоне.
- Характеристика организаций микрорайона, функции которых в той или иной мере связаны с воспитанием (культурные, спортивные учреждения; учреждения дополнительного образования, опорные пункты охраны порядка, депутатские группы, советы ветеранов, общественные организации и т.п.)
- Характеристикаоргановуправления общественным и семейным воспитанием (если таковые имеются).
7. Характеристика жителей микрорайона: общие сведения: сколько жителей проживает на территории микрорайона, из них: дошкольного возраста; учащихся; молодежи до 30 лет; до 55 лет; пенсионеров; ветеранов войны; инвалидов; 8. Основная часть жителей работает в _____________ ; национальность жителей__________________________ __j 9. Происхождение родителей учащихся; материальные условия семей, в которых живут дети; образовательный уровень родителей; 10. Местные социально-культурные традиции, особенности, религиозная обстановка;
- Местные авторитеты;
- Местные мастера, умельцы;
- Родительский актив;
- Участковые инспектора;
- Детский юношеский актив;
- Число временно неработающих;
- Число уклоняющихся от работы;
- Число педагогически запущенных подростков:
- Всего состоит на учете в ПДН;
- В чем выражаются негативные проявления;
- Сведения о воспитателях (родители, шефы, классные руководители, и др.);
- Краткая характеристика воспитателей;
- Число трудных взрослых жителей;
- Всего состоит на учете;
- Содержание нарушений, источник информации;
- Сведения о детях;
- Число неблагополучных семей и групп в микрорайоне;
- Число верующих;
- Список заслуженных людей.
Карта обследования жизненного пространства ребенка
- Ф.И.О. ребенка.
- Дата рождения ребенка (число, месяц, год).
- Место рождения (город, село, область) и его экологическая характеристика (природные условия и их сохранность, наличие разрушающих природу источников, экологически грязных и вредных производств, общественный транспорт, удаленность дома от большого скопления техники и людей).
- Географический характер места постоянного проживания.
- Жилищно-бытовые условия (отдельный дом, квартира, наличие детской комнаты, двора, где ребенок может быть без присмотра взрослых).
- Физическое развитие ребенка (полностью здоров, хронически болен (чем именно), часто болеет).
- Культурно-бытовые условия домашней жизни: наличие специального учебного уголка, комнаты-мастерской для занятий по интересам; книг, спортивного инвентаря, музыкальных инструментов; бытовой техники, с которой ребенок постоянно имеет дело дома; собственного уголка природы, животных, птиц, растений, за которыми он постоянно ухаживает.
- Культурно-гигиенические условия дома и двора (наличие детской площадки, специальных предметов и инвентаря, предназначенного для физического развития ребенка).
- Отношение взрослых к внеучебным занятиям ребенка дома (поощрительное, заинтересованное, контролирующее, равнодушное, отрицательное).
- Отношение семьи к учебным делам ребенка (постоянно заинтересованное, жестко контролирующее, поддерживающее, непоследовательное, постоянно конфликтное из-за отметок).
- Наказывают ли дома за школьные успехи и неудачи (практически нет, довольно часто, нет, никогда).
- Обычное проведение времени ребенком дома (самостоятельное, под контролем взрослых, при участии взрослых в его делах, при его участии в делах взрослых, бесконтрольное, ребенок сам контролирует свое время, контролирует и свое время, и занятия младших членов семьи).
- Часто ли ребенок конфликтует с членами семьи (родителями, старшими, младшими).
- Любимые досуговые занятия (труд, общение, чтение, просмотр телепередач, занятия музыкой, искусством, увлечение техникой, уходом за животными, растениями, спорт, поделки и т.п.).
- Отношение взрослых к общению и друзьям ребенка (заинтересованное, равнодушное, негативное).
- Основные внеучебные занятия ребенка в школе после уроков (игры со сверстниками, самоподготовка к занятиям, физический труд, спортивные занятия, занятия в кружках, занятия по спецпрограмме, компьютерные игры и т.д.).
- Посещение ребенком учреждений дополнительного образования (посещает библиотеку (еженедельно, время от времени, никогда, поблизости библиотеки нет); ходит на занятия клубных кружков, объединений, секций, ходит в клуб на познавательно-развлекательные программы, не ходит в клуб, клуба нет; занимается по индивидуальной программе в УДО).
- Участвует ли в полезном труде по благоустройству своего дома (да, изредка, нет), двора (да, нет), школы (да, нет).
- Трудится ли вместе с родителями на приусадебном участке, даче (постоянно и охотно, только по просьбе взрослых, участвует периодически (весной, летом, осенью), не участвует, приусадебного участка нет).
- Поощряется ли самостоятельное зарабатывание денег (да, еще мал, нет).
Примерная схема характеристики ребенка
- Общие сведения о ребенке; фамилия, имя, возраст, место воспитания и обучения, состав семьи, семейные условия, место работы родителей, особенности воспитания и отношений в семье, уровень материального благосостояния.
- Состояние здоровья ребенка и его родителей.
- Особенности социальной микросреды ребенка: социально-экономический характер района проживания, профессиональный и национальный состав населения, стабильность места проживания, психическая индукция среды.
- Направленность личности ребенка: общее развитие и кругозор, результаты учебной деятельности, любимые\нелюбимые предметы и учителя, посещение кружков и секций, интересы и склонности, их устойчивость, уровень дисциплинированности.
- Положение ребенка в группе, классе: участие в жизни группы, наличие друзей и отношение к ребенку других детей, организаторские способности, наличие лидерских качеств, инициативность, авторитет, выполнение поручений.
- Основные черты личности ребенка: темперамент, направленность личности, мотивы поведения, волевые черты, отношение к себе, взрослым, одноклассникам, труду, самооценка, эмоциональное развитие, работоспособность.
- Психологическая характеристика познавательной сферы ребенка: восприятие {легкость, активность, заинтересованность, широта), внимание (устойчивость, произвольность, распределяемость, длительность), память (объем, соотношение механической и логической, произвольность).
- Уровень развития интеллекта, мышления, речи, общая эрудиция.
- Описание 1-2 конкретных ситуаций из жизни ребенка, имеющих социально-педагогическое значение.
- Педагогические выводы и пути дальнейшей работы с ребенком.
Паспорт пространства развития в микрорайоне
- Карта-схема м/р (жилые дома, торговые точки, объекты культуры, отдыха, образования, предприятия, новостройки, зеленые насаждения).
- Характеристика природной среды: зеленые насаждения, уровень экологического загрязнения, наличие предприятий с вредными производственными отходами.
- Материальная среда: градообразующие предприятия, образовательные учреждения (дошкольные, школы, дополнительное образование), детские спортивные площадки и места отдыха, торговые точки, развлекательные учреждения (кафе, рестораны и пр., культовые учреждения, наличие учреждений социального обслуживания, различные дома-интернаты, приюты, другие учреждения.
- Характеристика жилого фонда (благоустроенное жилье, частный сектор, общежития, коттеджи и т.п.).
- Насыщенность маршрутами общественного транспорта.
- Степень удаленности от центра города
- Характеристика населения: по возрасту, роду занятий, образованию, национальному составу, условиям жизни.
- Характеристика семей: % неблагополучных семей, материальному обеспечению, молодых семей и т.д.
- Характеристика несовершеннолетних и молодежи: по возрасту, роду занятий, национальной принадлежности, принадлежности к определенному типу семей, криминогенности.
- Информационно-культурная насыщенность пространства: библиотечный фонд и посещаемость библиотек, доступность различных телевизионных программ, выписываемые и покупаемые газеты, содержание деятельности культурно-образовательных учреждений).
Паспорт пространства развития ребенка в семье
- Состав семьи.
- Количество детей в семье.
- Образ жизни и психологический климат семьи. Традиции, обычаи семьи.
- Здоровье родителей и других членов семьи.
- Образование и род занятий родителей.
- Наличие в семье детей ясельного возраста и способ их воспитания.
- Наличие в семье детей дошкольного возраста и способ их воспитания.
- Нуждаемость семьи в дошкольных учреждениях.
- Наличие в семье детей школьного возраста.
- Место учебы, работы детей школьного возраста.
- Внешкольные занятия, дополнительное образования детей школьного возраста.
- Характеристика здоровья и психосоматического развития детей.
- Наличие социальных отклонений у детей подросткового возраста.
- Формы и содержания свободного времяпрепровождения членов семьи (театры, кино, дача, совместная трудовая деятельность и т.п.).
- Наличие в семье предметов, обеспечивающих культурно-образовательное развитие: компьютер, телевизор инструменты для труда, музыкальные инструменты и т.п.
- Наличие в семье библиотеки.
- Выписываемая периодика
- Любимые телепередачи и частота работы телевизора, способ определения программ для просмотра.
- Преобладающий стиль семейного воспитания.
Паспорт пространства развития ребенка в школе, образовательном пространстве
- Удаленность школы от места жительства ребенка и характеристика пути.
- Школьные программы обучения.
- Дополнительное образование внутри школы.
- Наличные формы социальной самореализации ребенка, его свободной предметной и социальной деятельности (общественные образования, акции и т.п.).
5. Стиль общения и воспитания в школе. 6. Организация и оформление школьного пространства: теснота, регламентированность, эстетичность, творимость, изменчивость и т.п. 7. Способы организации досуга в школе.
- Школьные традиции, обычаи, нормы и правила.
- Информационная база школьного образования: компьютеры, библиотека и т.п.
Характеристика пространства неформального общения ребенка
- Количество человек в подростковой группе (постоянный и эпизодический состав, стабильность группы).
- С какого времени существует.
- Возраст, занятость ее членов.
- Основные места сборов.
- Наиболее предпочитаемые совместные занятия: выпивки, игра в карты, подвижные игры, разговоры (о чем?), хождение по улицам, посещение мест отдыха (каких?), пение под гитару, употребление наркотиков и т.п.).
- Лидер группы и его характеристика.
- Как часто и по поводу чего бывают конфликты?
- Влияние асоциальных взрослых на ребят.
- Возможен ли добровольный выход из группы?
- Совершают ли члены группы противоправные поступки? Как группа относится к этому?
- Наиболее излюбленные темы бесед в группе.
- Наличие жаргона, собственного языка, культура речи.
- Отношение взрослых (учителей, родителей, соседей) к группировке.
|