На главную Профилактическая работа психолога в школе Профилактика вредных привычек Концептуально-методологические подходы к созданию модульного курса по предупреждению курения среди подростков и молодежи - Занятия в 5 классе
Концептуально-методологические подходы к созданию модульного курса по предупреждению курения среди подростков и молодежи - Занятия в 5 классе
Профилактическая работа психолога в школе - Профилактика вредных привычек
Индекс материала
Концептуально-методологические подходы к созданию модульного курса по предупреждению курения среди подростков и молодежи
Занятия в 5 классе
Занятия в 6 классе
Занятия в 7 классе
Занятия в 8 классе
Занятия 11 кл, ПТУ, первые курсы вузов
Занятия 5 - 11 класс
Все страницы

5 класс
Занятие 1
Цель — создание благоприятной атмосферы в группе.
Вначале с учащимися проводится беседа о том, чем они будут заниматься на тренинге, вырабатываются правила поведения (говорит один человек, соблюдается конфиденциальность, безоценочное принятие личности и др.).
«Передача чувств»
Участников тренинга ведущий обучает поддерживающему контакту, т.е. умению особым образом держаться за руки во время беседы друг с другом: тот, кто слушает, держит руки ладонями вверх; тот, кто говорит, кладет свои руки сверху. Слушающий поддерживает говорящего. Участников тренинга просят смотреть друг другу в глаза приветливо и поддерживать партнера взглядом.
«Знакомство»
Члены группы по очереди выходят к ведущему, который берет их за руку. Каждый представляется, т.е. говорит, как его зовут, для чего он пришел в группу, какие у него черты характера. Группа слушает говорящего молча, приветливо.
«Видение других»
Игра на внимательность друг к другу: один садится спиной к аудитории. Он должен подробно описать внешний вид кого-либо из присутствующих — детали костюма, обувь, прическу и др.
«У меня есть чувства»
Игра проводится с помощью куклы, например лягушки, которую учитель, как перчатку, надевает себе на руку. Дети знакомятся со способами повышения своего настроения, совместно обсуждают и предлагают пути улучшения самочувствия, если дела идут плохо. Каждый ребенок записывает свои предложения на доске. Затем ведущий проводит анализ предложений совместно с членами группы.
«С чего начать»
Сначала определите цель. Ведущий совместно с детьми обсуждает тему определения цели. Если вы не знаете, куда идете, то никогда не узнаете, дошли или нет. Далее составьте план; затем запишите все дела, которые вам нужно сделать сегодня, и обсудите в группах по 3–5 человек.
«Афоризм»
«В чем сомневаешься, того не делай», — высказывание (Плиний Старший), которое дети обсуждают. Ведущий помогает наводящими вопросами.
«Прощание»
Дети становятся в круг и держатся за руки. Каждый на прощание говорит одно слово, отражающее его настроение.
Занятие 2
Цель — овладеть умениями отстаивать свое мнение.
Свободное сочинение сказки на тему «Плохие привычки»
Сочинение пишется по схеме Дж. Родари. Ученый-фольклорист В.Я. Пропп выделил 31 элемент в построении сказки и определил их последовательность. Дж. Родари, обучая детей и взрослых сочинять сказки, свел их количество до 20:
1. Предписание или запрет.
2. Нарушение.
З. Вредительство или недостаток.
4. Отъезд героя.
5. Задача.
6. Встреча с дарителем.
7. Волшебные дары.
8. Появление героя.
9. Сверхъестественные свойства противника.
10. Борьба.
11. Победа.
12. Возвращение.
13. Прибытие домой.
14. Ложный герой.
15. Трудные испытания.
16. Препятствия ликвидируются.
17. Узнавание героя.
18. Ложный герой изобличается.
19. Наказание противника.
20. Свадьба.
«Прощание»
Дети становятся в круг, держась за руки. По очереди они говорят о своих впечатлениях и настроении.
Занятие 3
Цель — формирование навыков отказа.
«Цунами»
Ведущий направляет реакции детей, разводя руки и соединяя ладони. Когда руки соединены, тихо топают, стучат по партам ладонями, издают звук «а». По мере разведения рук ведущего звук удерживается на максимуме и постепенно уменьшается.
«Сигареты и мои планы»
На левой половине ватмана ученики по очереди пишут свои планы на будущее, затем каждый ребенок делится этими планами с группой. После этого дети по очереди подходят к ватману и пишут напротив каждого плана, какое препятствие в достижении выбранной цели создается курением.
Игра «Прилет инопланетян»
Ученики, изображающие инопланетян, рассказывают о жизни и развлечениях на своей планете. Земляне показывают свои игры и также рассказывают о жизни. Разрабатывается совместный проект общей деятельности. При обсуждении оказывается, что в проекте нет места курению.
«Подведение итогов»
Дети становятся в круг, держась за руки. Каждый говорит о том, как он умеет отказывать. «Я умею говорить «нет».
Занятие 4
Цель — развитие коммуникативных умений.
«Приветствие»
Ученики произносят одно из следующих слов (каждый свое): ящики, хрящики, спички, очки, крючки. Слово надо повторить несколько раз, чтобы получилось дружное «апчхи».
«Как просить об услуге»
У детей формируется умение правильно обращаться к знакомым и незнакомым людям с просьбой (смотреть в глаза, обращаться к другу по имени; говорить «спасибо», «пожалуйста», когда просьбу удовлетворили). Когда в услуге отказывают, спросить о причине отказа; произнести «хорошо» и т.д.
«Как отказывать»
У детей формируется навык говорить «нет», когда просьбы, даже друзей, не соответствуют их моральным принципам и собственным убеждениям.
Упражнения проходят в форме ролевой игры. По мере овладения учениками навыком практические занятия могут быть записаны на видеомагнитофон. Это обеспечивает положительное подкрепление усвоенного навыка. Важно, чтобы дети видели себя со стороны хорошо исполняющими навык.
«Подведение итогов»
Ученики становятся в круг, взявшись за руки, каждый произносит фразу: «Сегодня я понял…» — и заканчивает предложение.
Занятие 5
Цель — развитие индивидуального и группового самосознания.
«Приветствие»
Все ученики становятся в круг. Каждый говорит: «Наша группа делает вот так…» — и показывает какой-либо жест, вся группа повторяет.
Ведущий проводит беседу: «Мы собрались, чтобы помочь друг другу стать умнее, сильнее, научиться вести себя среди людей, защитить себя и слабого, уметь общаться с ребятами в классе и во дворе, общаться на равных, без страха, унижения и обид, без ссор и драк, честно и справедливо, понимать самого себя, других людей и жизнь. Человек должен добиться уважения к себе. За что уважают мальчика? За что уважают девочку? Далее группа приступает к обсуждению, а ведущий в заключение подводит итог: «Надо говорить о себе «я» и о группе «мы».
«Кто я?»
Каждый ученик на листике пишет ответ на вопрос «Кто я?», завершая предложения: «Я — …», «Мой любимый герой — …».
Затем каждый по очереди читает ответы группе. Группа воспринимает ответы безоценочно.
«Проективный рисунок «Наша группа»
Материалы — лист ватмана, фломастеры. Группа делится на подгруппы, и каждая подгруппа создает проективный рисунок группы. Затем происходит обсуждение. После этого все создают общий рисунок и делятся своими впечатлениями.
«Каким я хочу быть»
Ученики становятся в круг, взявшись за руки. Каждый говорит: «Я хочу быть…» (и называет желаемые качества), а заканчивает свою фразу словами: «Я все сделаю, чтобы так было».
«Танец свободы»
Представьте себе танец победы над трусостью, плохими привычками, над своими слабостями. Каждый танцует и проявляет свои чувства так, как хочет и может. Клич во время танца — победоносное «х-х-э!».



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.