На главную Профилактическая работа психолога в школе Профилактика вредных привычек Концептуально-методологические подходы к созданию модульного курса по предупреждению курения среди подростков и молодежи - Занятия 11 кл, ПТУ, первые курсы вузов
Концептуально-методологические подходы к созданию модульного курса по предупреждению курения среди подростков и молодежи - Занятия 11 кл, ПТУ, первые курсы вузов
Профилактическая работа психолога в школе - Профилактика вредных привычек
Индекс материала
Концептуально-методологические подходы к созданию модульного курса по предупреждению курения среди подростков и молодежи
Занятия в 5 классе
Занятия в 6 классе
Занятия в 7 классе
Занятия в 8 классе
Занятия 11 кл, ПТУ, первые курсы вузов
Занятия 5 - 11 класс
Все страницы

11 класс, ПТУ, ССУЗ, первые курсы вузов
Занятие 1
Цель — развитие сензитивности, адекватного восприятия и понимания другого человека.
«Угадай, чей предмет?»
Ведущий показывает разнообразные предметы. Каждый участник тренинга индивидуально записывает, кому может принадлежать данный предмет и какими качествами обладает человек, которому принадлежит предмет.
Предметы могут быть самыми разнообразными (сумочка, учебник, карандаш, чашка и т.д.), но обязательно должны присутствовать сигареты, трубка для курения.
Затем происходит обсуждение ответов и выясняется, какими характеристиками обладает, по мнению членов группы, курящий человек и человек, который ведет здоровый образ жизни.
«Ты — родитель»
Представьте себе, что вы — мамы и папы. И вот однажды вы нашли у своего ребенка сигареты. Что вы предпримете, почему, для чего?
Проводится ролевая игра, в процессе которой происходит обмен ролями.
Затем обсуждаются ощущения каждого исполнителя роли, а также даются характеристики курящему человеку и человеку, который ведет здоровый образ жизни.
«Стекло»
Предыдущая тема обсуждается невербально. Между родителем и ребенком (упражнение выполняется парами, время контролирует ведущий) находится воображаемое звуконепроницаемое стекло. Они должны общаться с помощью жестов, мимики и пантомимики. По сигналу ведущего происходит обмен ролями.
Затем обсуждаются ощущения исполнителя каждой роли, а также даются характеристики курящему человеку и человеку, ведущему здоровый образ жизни.
«Слоган»
Как известно, на пачках сигарет печатают: «Мин­здрав предупреждает: курение опасно для вашего здоровья». Разработайте слоганы о вреде курения и предложите список товаров, на которых они могут быть напечатаны. Напоминание: для большей эффективности учтите характеристики курящих людей и людей, которые ведут здоровый образ жизни.
Задание выполняется по подгруппам. Проводится конкурс на лучший слоган.
«Дружно хором»
Вся группа дружно хором скандирует слоганы каждой подгруппы.
Занятие 2
Цель — формирование установки активного неприятия курения.
«Экспедиция через пустыню»
Вы отправляетесь в путешествие через пустыню. Вам разрешается взять с собой десять предметов. Выберите из указанных на карточках предметов (даны наименования разнообразных предметов, в том числе и сигарет) те, которые вы возьмете с собой. Участники тренинга выбирают какой-либо предмет из указанных на карточках, лежащих на столе (карточки заранее готовит ведущий), затем обсуждают свой выбор по подгруппам и создают образцовый набор. Особо обсуждается вопрос о том, почему не нужны сигареты.
«Диктант»
Вы пишете книгу для младших школьников о здоровом образе жизни и вреде курения. Составьте несколько предложений на эту тему, которые младшие школьники могут записать под диктовку.
После составления предложений каждый член группы диктует их, а все остальные участники тренинга записывают. В результате получается книга.
«Живые скульптуры»
Объявлен конкурс на лучшую скульптуру, посвященную антиникотиновой рекламе. Представьте, как должна выглядеть эта скульптура, предложите участникам тренинга позировать (расположите их так, как вам представляется). Затем определяются скульптуры, наиболее выразительно отражающие идею конкурса.
«Афоризм»
Один из мыслителей прошлого (Публий Сир) сказал: «Стерпев пороки друга, наживешь их себе». Обсудите эту мысль применительно к проблеме курения. Все участники тренинга высказываются по очереди.
Занятие 3
Цель — развитие и укрепление своего «Я», уверенности, способности изменить свое поведение.
«Сходство»
Ведущий бросает какому-либо участнику тренинга мячик и задает вопрос: «На кого похож курящий человек?». Это упражнение дает эффект, когда каждый участник отвечает на вопрос несколько раз.
«Педагоги»
Твои педагоги заметили, что от тебя пахнет сигаретами. Что они сделают, что им лучше сделать, почему, для чего?
Проводится ролевая игра парами (каждая пара выступает по очереди перед группой): один участник — педагог, второй — школьник. Затем происходит обмен ролями и обсуждение впечатлений.
«Мои вершины»
Задумайте желания, поставьте цели. Это могут быть мысли от самых простых и обыденных до самых возвышенных и важных, связанных со смыслом жизни.
Нарисуйте на листах бумаги пики, т.е. цели, которых вы хотите достичь.
Затем устраивается выставка и проводится обсуждение темы.
«Мои ошибки»
Как вы относитесь к пословице «Жизнь прожить — не поле перейти»? Проводится обсуждение жизненных ошибок.
Каждый на отдельном листке записывает ошибки, которые хочет исправить.
«Костер»
Все листки с написанными на них ошибками, которые хотят исправить, помещают в специальную емкость и поджигают. Сгорает листик — исчезает ошибка.
Можно все начать с чистого листа.
Каждый участник еще раз просматривает рисунки «своих вершин» и, если ему хочется, изменяет их.
Занятие 4
Цель — проанализировать свои слабые стороны и «возможный комплекс неполноценности», определить способ работы с ним.
Комплекс неполноценности присущ всем людям, так как является напоминанием о нашей младенческой слабости. Но в то же время осознание своих несовершенств — это источник развития личности. Работать над своими слабыми сторонами можно, используя следующие способы:
q работа с самим недостатком (например, выдающийся оратор древности Демосфен изначально страдал косноязычием, но благодаря упорным тренировкам преодолел свой дефект);
q компенсация, т.е. усиленное развитие других сторон и качеств личности (например, Ньютон, будучи физически слабым, упорным трудом достиг успехов в умственной деятельности).
Проявление комплекса неполноценности связано преимущественно с удовлетворением личных или общественных интересов.
Мы предлагаем два варианта проведения занятия по данной теме:
1. Игра «Победи своего дракона».
2. Библиотерапевтическая методика «Пять стихотворений».
Игра «Победи своего дракона».
Ведущий рассказывает о том, что почти у каждого человека есть «свой дракон», выращенный в домашних условиях: это наши недостатки, которые мешают нам жить, но с которыми мы почему-то миримся. В один прекрасный день почти каждый решается убить своего дракона. Но потом оказывается, что дело это муторное и долгое, что на месте одной отрубленной головы как-то незаметно вырастает другая, потом третья. И мы приучаемся жить со своим драконом, хотя со временем он все больше портит и нашу жизнь, и жизнь наших близких.
Участникам тренинга ведущий предлагает, ориентируясь на выполнение домашнего задания, нарисовать или склеить по типу коллажа «своего дракона» и дать название ему и каждой голове в отдельности.
Домашнее задание. Ведущий говорит о том, что для борьбы с драконом почти всем понадобились помощники, друзья. Друзья очень важны в жизни. Способность заводить друзей зависит от того, насколько мы умеем находить хорошее в окружающих нас людях. Каждому ученику раздаются бланки «телеграмм» с проставленным именем адресата. Адресатами являются все участники занятий, в том числе и тот, кто посылает «телеграммы». Надо написать каждому, в том числе и самому себе, самое хорошее, что можно о нем сказать.
После выполнения задания школьники могут придумать историю или сказку о том, как они победят своих драконов. История может быть изображена в виде комикса, представлена в виде рассказа или сценария фильма. Желающие могут объединиться в группы и придумать общую историю, но и драконов, и героев должно быть столько же, сколько членов в группе.
Для сочинения каждой группе или отдельному школь­нику ведущий предлагает набор игральных карт, сделанных по типу так называемых карт Проппа. Карты Проппа — это колода карт по типу игральных (хорошо, если они иллюстрированы, особенно шутливыми, юмористическими рисунками), на каждой из которых записана функция действующего лица или какая-либо тема для сочинения истории.
Подчеркивается, что колода сложена по порядку, обычному для сказок, но ее можно перетасовать, можно вытаскивать наугад несколько карт и создавать историю по ним и т.д. Единственное условие — герой должен действовать как человек, уверенный в себе. Набор карт Проппа включает 31 карту (по числу функций, выделенных В.Я. Проппом) (набор, используемый Дж. Родари — 20) (см. с. 61).
Мы использовали набор из 16 карт: предписание или запрет; нарушение; принятие решения о битве с драконом; сбор вооружения; путь к дракону; встреча с дарителем; волшебные дары; препятствия; враги; помощники; вызов дракона на бой; условия битвы; битва; победа; возвращение героя; последствия побед.
На написание истории школьникам дается 25 минут. Затем желающим предлагается рассказать или показать свои истории.
Таким образом, умение найти хорошее в каждом человеке характеризует не только адресата, но и того, кто это делает. Для того чтобы «телеграммы» могли быть вовремя доставлены адресату, их необходимо положить в «волшебный ящик» за день до занятий, а ведущий специально придет за ними. (Последнее делается для того, чтобы предотвратить появление нежелательных — оскорбительных, грубых — «телеграмм». Если же такие «телеграммы» все же будут, их необходимо вернуть участнику, чтобы тот переделал, или, если она не подписана, заменить «позитивной».)
Библиографическая методика «Пять стихотворений».
Приводятся пять стихотворений А.С. Пушкина, которые необходимо прочитать и проанализировать.

* * *
Я пережил свои желанья,
Я разлюбил свои мечты;
Остались мне одни страданья,
Плоды сердечной пустоты.
Под бурями судьбы жестокой
Увял цветущий мой венец —
Живу печальный, одинокой,
И жду: придет ли мой конец?
Так поздним хладом пораженный,
Как бури слышен зимний свист,
Один — на ветке обнаженной
Трепещет запоздалый лист!..

Желание славы

Когда, любовию и негой упоенный,
Безмолвно пред тобой коленопреклоненный,
Я на тебя глядел и думал: ты моя, —
Ты знаешь, милая, желал ли славы я,
Ты знаешь: удален от ветреного света,
Скучая суетным прозванием поэта,
Устав от долгих бурь, я вовсе не внимал
Жужжанью дальнему упреков и похвал.
Могли ль меня молвы тревожить приговоры,
Когда, склонив ко мне томительные взоры
И руку на главу мне тихо наложив,
Шептала ты: скажи, ты любишь, ты счастлив?
Другую, как меня, скажи, любить не будешь?
Ты никогда, мой друг, меня не позабудешь?
А я стесненное молчание хранил,
Я наслаждением весь полон был, я мнил,
Что нет грядущего, что грозный день разлуки
Не придет никогда... И что же? Слезы, муки,
Измены, клевета, все на славу мою
Обрушилося вдруг... Что я, где я? Стою,
Как путник, молнией постигнутый в пустыне,
И все передо мной затмилося! И ныне
Я новым для меня желанием томим:
Желаю славы я, чтоб именем моим
Твой слух был поражен всечасно, чтоб ты мною
Окружена была, чтоб громкою молвою
Все, все вокруг тебя звучало обо мне,
Чтоб, гласу верному внимая в тишине,
Ты помнила мои последние моленья
В саду, во тьме ночной, в минуту разлученья.

Поэту

Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.

Exegi monumentum1

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит –
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспаривай глупца.

* * *
Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.

Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.

Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.

Но в день печали, в тишине,
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я...

Определяются варианты проявления комплекса неполноценности, сферы его проявления (сфера личных интересов и достижений или сфера общественных интересов и достижений).
Подгруппы обсуждают способы работы с комплексом неполноценности, выводы записываются на листе ватмана. Отмечается курение как способ неэффективной компенсации комплекса неполноценности.

Занятие 5
Цель — активное обоснование отказа от курения.
«Ассоциации»
Из списка слов выберите те, которые относятся к человеку, к его чувствам и состояниям, и те, которые относятся к курению и сигарете.
Список слов: дружба, удовольствие, Чернобыль, одиночество, общение, яд, гости, растение, радость, зависимость, мода, современность, самостоятельность, независимость, отрава.
После составления на большом листе ватмана двух списков слов членам группы предлагается дополнить его по этому же принципу самостоятельно.
«Головные повязки»
Каждому участнику тренинга на лоб липкой лентой наклеивается карточка с названием его роли. Упражнение выполняется по подгруппам. Все члены подгруппы знают названия чужих ролей, но не своей. Общаются друг с другом в соответствии с ролью каждого. В конце общения, время которого регламентирует ведущий, и после того, как упражнение выполнили все члены группы, происходит обсуждение впечатлений, и каждый может назвать свою роль, о которой догадался. После этого повязки снимаются.
Возможные роли: заключенный в тюрьме, профессор, девушка на дискотеке, студент, пенсионерка, дачник, военнослужащий, педагог, врач и т.д. Тема беседы — современная экологическая обстановка, здоровье, курение.
«Молодая семья»
Игра проводится парами по очереди, затем происходит смена ролей и обсуждение переживаний и чувств при их исполнении. Разыгрывается ситуация «В магазине»: необходимо выбрать и купить товары для здорового образа жизни и обосновать отказ от покупки товаров, вредных для здоровья. Наименования товаров обозначены на карточках.
«Билль о правах»
Пользуясь текстом билля о правах, обоснуйте свободный выбор отказа от курения, от принуждения к нему друзьями, рекламой, средствами массовой информации.
Вы имеете право:
q менять свои решения или избирать другой образ действий;
q добиваться перемены договоренности, которая вас не устраивает;
q говорить «нет», «спасибо, нет».
Вы не обязаны:
q извиняться за то, что вы были самим собой;
q жертвовать своим внутренним миром ради кого бы то ни было;
q сохранять отношения, ставшие оскорбительными;
q выполнять неразумные требования;
q нести на себе тяжесть неправильного поведения кого-либо.
В конце занятия группа скандирует: «Я имею право быть здоровым, я имею право не курить».
«Научная лаборатория»
Группа делится на три-пять подгрупп, каждая разрабатывает свою тему. Затем происходит защита и обсуждение тем: «Экономические аспекты вреда курения», «Медицинские аспекты вреда курения», «Социальные аспекты вреда курения», «Психологические аспекты вреда курения», «Нравственно-этические аспекты вреда курения».
Ответы к тесту «Мордашка — зеркало души»
От 3 до 28 баллов. Вы избегаете выражать свое, на ваш взгляд, всегда поверхностное, предвзятое мнение, чтобы не обидеть малознакомого человека. Кроме того, таким образом вы не вводите самого себя в заблуждение насчет положительных качеств окружающих вас учеников. Вы не уверены в своей способности реализовать образовательную программу профилактики курения среди молодежи. Но вы бы добились лучших результатов, если бы оценивали учащихся более оптимистично и прислушивались к своему внутреннему голосу.
Вы — педагог неуверенного типа.

От 29 до 56 баллов. Вы считаете, что ваше мнение не может заинтересовать ваших учеников. Правда, вы обладаете талантом глубоко вникать во внутренний мир своих подопечных и являетесь хорошим психологом, что дает основание на успешную реализацию программы профилактики курения. Больше уверенности в себе и подавления своей скромности там, где дело касается судьбы учеников, — и они станут охотнее прислушиваться к вашему мнению.
Вы — скромный тип педагога.

От 57 до 87 баллов. Вы точно знаете, чего хотят ученики, и столь же хорошо знаете, что могли бы им дать. Вы педагог, с которым легко и приятно обсуждать личные проблемы: вы можете внимательно выслушать и дать дельный совет, в том числе и при реализации образовательной программы предупреждения курения среди несовершеннолетних. Но не переусердствуйте в роли советчика. Почаще оставляйте за учащимися право сделать свой выбор.
Вы — педагог-советчик.

От 88 до 115 баллов. Вы тот педагог, успех к которому приходит именно благодаря вашей уверенности в нем. Это дает основание говорить о вашем высоком творческом потенциале при осуществлении образовательной программы предупреждения курения среди молодежи. Притом вы не делаете секретов из своего оптимистичного взгляда на жизнь и возможности учеников. Ваша открытость и жизнерадост­ность заслуживают положительной реакции со стороны учеников. Но если на ваш оптимизм и радость не реагируют ваши подопечные, то вы начинаете грустить.
Вы — педагог-оптимист.

От 116 баллов и выше. В трудной для учащегося ситуации вы, вероятно, поступаете таким образом: стараетесь вникнуть во все нюансы дела и предлагаете свой выход из трудностей. Но при этом вы стараетесь быть как бы в стороне, вовремя выйти из дела или найти оправдание на случай провала. Поэтому ученики чувствуют себя с вами неуверенно: с одной стороны, вы довольно участливы, с другой — чрезвычайно эгоистичны. Это создаст для вас дополнительные трудности при реализации программы профилактики курения.
Вы — педагог-зануда.

Договор об изменении поведения
учащегося как средство психолого-
педагогической поддержки
при его отказе от курения
Психолого-педагогическая поддержка учащегося представляет собой особый тип профессиональной деятельности педагога, направленной на помощь подрост­ку в становлении его способностей к активной, самостоятельной, ответственной деятельности по выстраиванию линии собственной жизни.
Одним из средств психолого-педагогической поддерж­ки является договор об изменении поведения. Договор возможен в ситуации, когда у учащегося реально существует проблема (это понимают и подросток, и педагог), но подросток в стремлении преодолеть ее оказывается «недостаточным». Ему нужна помощь, и педагог, как взрослый человек, профессионал, готов ее оказать и может это сделать.
Договор — это открытое проявление доверия партнеров друг к другу, готовности к открытому обсуждению возникающих проблем и поиску совместного паритетного решения.
Договор может быть заключен как с отдельнымучеником, так и с группой (например, тренинговой). Договор об изменении поведения включает: 1) описание стратегий поведения; 2) ожидаемые результаты; 3) указание периода времени, в течение которого действует договор (например, количество занятий, дней или недель); 4) вариант согласия ученика на основе его полной информированности.
Договор помогает ученику следовать четким правилам, в нем описываются последствия того или иного поведения и определяется ответственность за те или иные поступки. Заключение договоров отдельно с каждым учеником — хороший способ уточнить индивидуальные планы по изменению его поведения. Если вы сочтете нужным, вы можете использовать сведения из этих договоров, чтобы продемонстрировать подростку в группе его успехи по изменению поведения, — это может послужить хорошим примером и стимулом к продолжению работы.
Договор с членом группы должен включать следующие пункты:
q четкое описание того, что должно быть улучшено, исправлено или исключено;
q дату начала действия договора и дату его пересмотра;
q описание способов изменения поведения;
q имена людей, имеющих отношение к договору;
q способ вознаграждения за достойное поведение;
q санкции за недостойное поведение.
Договор рекомендуется составлять просто и ясно. Следует избегать сложных ситуаций, предполагающих участие других лиц или решение сразу нескольких проблем. При заключении индивидуального договора с учеником можно включать еще двух-трех взрослых — родителей, учителей и т.д. Однако договор следует заключать строго между педагогом и учеником, без учета других взрослых лиц, в противном случае трудно контролировать его выполнение.
Технология подготовки и проведения ролевой игры «Суд над табаком»
Ролевая игра — вид имитационной игры. Ролевая игра в форме судебного процесса над негативными явлениями нашей жизни, человеческими пороками, безнравственными поступками позволяет вовлечь подростков и старшеклассников в серьезный нравственный анализ и самоанализ, провести оценку и самооценку.
Существует несколько вариантов подготовки и проведения такой ролевой игры. В любом случае необходимо знать процедуру ведения судебного заседания хотя бы в общих чертах.
Роли:
«судья» — ведет судебное заседание. Знает ход ролевой игры «Суд над…»;
«секретарь» — записывает основные аргументы «за» и «против», высказанные в ходе обсуждения проблемы;
«обвиняемый» — явление общественной жизни, порок, негативное качество, нравственный анализ и оценка которого будут осуществлены в ходе ролевой игры;
«прокурор» («обвинитель») — выносит обвинение, перечисляет все факты и аргументы, подтверждающие опасность, вред обсуждаемого явления, качества и т.д.;
«адвокат» («защитник») — находит факты, аргументы, оправдывающие обсуждаемое явление, качество, пристрастие и т.д.;
«свидетели обвинения»;
«свидетели защиты»;
«присяжные заседатели» (все остальные учащиеся класса).
Технологическая цепочка ролевой игры. В зале, где расставлены столы в соответствии с ролевой игрой, находятся «присяжные заседатели» (отдельные скамьи), «зрители» (в центре зала), «прокурор», «адвокат» сидят за отдельными столами, «обвиняемый» — в стороне за отдельным столом, «свидетели обвинения» и «свидетели защиты» — в зале.
«Секретарь» обращается к залу: «Встать, суд идет!» (Все присутствующие встают.)
Входит «судья». Он сообщает, что слушается дело по обвинению… (какого-либо негативного явления, вина которого против нравственности или человечества будет обосновываться в ходе судебного заседания). Судья предоставляет слово «обвинителю». После короткой речи (5 минут) «прокурора» «судья» вызывает по очереди «свидетелей обвинения», которым задают вопросы или просто выслушивают их заявления. «Адвокат» может задавать дополнительные вопросы «свидетелям обвинения». Затем в течение 5 минут выступает «адвокат», его факты подкрепляются показаниями «свидетелей защиты». «Прокурор» может также задавать им дополнительные вопросы. Затем «судья» предоставляет слово «обвиняемому» (3 минуты). «Секретарь» следит за регламентом в процессе всего обсуждения проблемы. После всех выступлений наступает время обсуждения фактов, представленных на суде, «присяжными заседателями». Каждый из них выносит решение «виновен» или «не виновен», представляя свои аргументы, объясняющие его решение. «Секретарь» подсчитывает количество высказываний «за» и «против». После обсуждения «присяжными заседателями» «судья» выносит окончательное решение «виновен» или «не виновен» с последующей аргументацией, отражающей мнение большинства «присяжных заседателей».
После завершения ролевой игры рекомендуется провести рефлексивную деятельность по анализу хода ролевой игры и ее результатам. (Что получилось удачно в игре? Почему? Что не получилось? Почему?)
Приведем методические рекомендации по проведению ролевой игры.
1-й вариант проведения ролевой игры — игра-импровизация для старшеклассников.
Подготовительная работа.
1. Каждый учащийся на отдельной карточке записывает то явление в нашей жизни или качество, которое, по его мнению, неоднозначно оценивается им и его одноклассниками и друзьями. Затем из общего набора проблем инициативная группа выбирает наиболее часто встречающуюся на карточках. Это явление становится «обвиняемым». Так, можно «судить» равнодушие, цинизм, наркоманию, проституцию, лень, прагматизм и т.д. Наступает этап распределения ролей, которое можно осуществить по желанию, можно по жребию (на карточках будут перечислены все роли, каждый будет играть роль, которая выпала ему по жребию). Ролевая игра-импровизация успешно проходит в старших классах, где учащиеся имеют опыт взаимодействия.
2-й вариант проведения ролевой игры имеет длительный подготовительный этап (4–5 дней) после выбора проблемы и распределения ролей.
В этом случае все участники могут подобрать факты, используя дополнительные источники (художественную литературу, публикации в периодической печати, опрос ровесников или людей старшего возраста).
«Суд над табаком» (сценарий)
На стенах — плакаты с пословицами и высказываниями о вреде курения; плакаты, показывающие последствия для организма пристрастия к курению.
Роли: судья, секретарь суда, обвиняемый (табак), прокурор, адвокат (защитник), свидетели обвинителя (врач-нарколог, профессор, социолог, психолог, сексолог), свидетель защиты, присяжные заседатели (все остальные учащиеся класса).
Секретарь суда. Встать! Суд идет!
Судья. Прошу всех садиться. Сегодня состоится суд над табаком. Слушается уголовное дело по обвинению табака. Прокурор готов? Защита готова? Публику в ход судебного заседания прошу не вмешиваться. Итак, чтобы лучше понять обвинение и защиту, следует знать историю табака. Слово предоставляется табаку.
Табак. Я — табак. Латинское мое имя Никотина Табакум. Это травянистое растение семейства пасленовых. Мои ближайшие родственники — картофель, томат, баклажаны. А это весьма уважаемые растения, прошу суд учесть.
Судья. Ну, коль разговор зашел о родственниках, то вы, может быть, вспомните и других. Таких, как белена, белладонна, дурман. Но все-таки лучше о себе расскажите.
Табак. Моя родина — тропическая Америка. Я теплолюбив, люблю хорошую почву, на которой даю высокие урожаи — до 30 и более центнеров с гектара. Больше всего людей интересуют мои листья.
Судья. Скажите, каким образом из Америки вы проникли в Европу?
Табак. В Европу я попал после возвращения из Америки участников второй экспедиции Колумба. О, я помню, как удивлялись европейцы. Сам Колумб описал это. Можно, я зачитаю?
«Высадившись на берег, мы отправились в глубь острова. Нас встретило множество почти голых людей, которые шли из своих деревень с горящими головешками и травой, дым которой они по своему обыкновению «пили». Иные несли одну большую сигару и при каждой остановке зажигали ее, затем каждый делал из нее три-четыре затяжки, выпуская дым через ноздри. Когда все таким образом освежались, трогались в путь снова, а мальчишки несли горячие головешки до следующей остановки».
Я очень долгое время считался лечебным средством. Например, в учебнике медицины в 1625 году обо мне писали следующее: «Это зелье очищает нёбо и голову, рассеивает боль и усталость, успокаивает страдания; оберегает людей от чумы; прогоняет вшей, лечит рожу…»
Ну почему сейчас ко мне отношение переменилось?
Адвокат. Табак широко распространился по планете. В далекие времена табаку приписывали необыкновенные действия. Думали, что табак целебен, его дым пред­отвращает болезни. Табак считали успокаивающим средством. Тюки табака из Америки заполняли все порты мира, принося огромные доходы владельцам табачных плантаций и торговцам.
Начало курения табака имеет религиозную основу. Заметив своеобразное действие табака на организм, индейцы Америки стали считать его волшебным.
Жан Нико, французский посланник в Португалии, преподнес французской королеве Екатерине Медичи сухие листья табака с рекомендацией нюхать их при головной боли. Во многих книгах табак представлялся лекарством чуть ли не от всех болезней.
К концу ХVI века курение проникло в Испанию, Португалию, Францию, Англию, Россию. По религиозным мотивам в Италии табак был объявлен забавой дьявола. В назидание потомкам пятеро монахов, уличенных в курении, были заживо замурованы в монастырской стене. А в Англии по указу Елизаветы I (1585 г.) курильщиков водили по улице с веревкой на шее.
В России в ХVII веке уличенных в курении в первый раз наказывали 60 ударами палок по стопам, во второй раз — отрезанием носа или ушей. Говорили: «Кто курит табак, тот хуже собак». Но в этой борьбе табак все же оказался победителем. Вернее, победили плантаторы и купцы, получавшие баснословные прибыли от торговли сигарами. Вредные действия табака до XIX века не были изучены. Этот факт заставил правительства многих стран изменить отношение к табаку и использовать его как источник прибылей.
В России торговля табаком и курение были разрешены в 1697 году в царствование Петра I, который стал сам заядлым курильщиком после посещения Голландии. Более того, он всячески склонял к курению своих приближенных и разрешил свободный ввоз табака из-за границы, наложив на него высокую пошлину.
Считают, что табак помогает отключаться от неприятностей, облегчает общение: достаточно подойти к курящим и закурить вместе с ними, когда нет общих дел, а в голове интересных мыслей, которыми можно было бы обменяться с другим человеком. Стоять рядом и молчать глупо и унизительно. А вот стоять рядом и курить — можно, само это занятие создает видимость общего дела. К тому же можно принять привлекательно-задумчивый вид. Поэтому, я считаю, моего подзащитного нельзя судить слишком строго.
Судья. Мы послушали обвинение и защиту, теперь предоставим слово свидетелям. Показания дает врач-нарколог.
Врач-нарколог. Наркотическими называют вещества, вызывающие вначале своеобразное возбуждение, а затем угнетение центральной нервной системы. К ним относятся опиум, героин, кокаин, алкоголь, никотин.
В результате приема наркотического вещества возникает особое состояние психики — эйфория. Для нее характерны приятная расслабленность, умиротворение (когда ничего не волнует и не беспокоит).
Опасность эйфории заключается в том, что у человека, несколько раз испытавшего это состояние, постепенно появляется желание испытать его вновь и вновь. А для этого требуются новые, увеличенные дозы наркотического вещества.
Профессор кафедры пульмонологии. Позвольте о вреде курения сказать мне. Я много лет занимаюсь изучением влияния табака на организм.
В состав табака входит никотин — наркотическое вещество, которое вызывает ощущение приятного возбуждения, душевного подъема, легкости. Никотин очень ядовит! Он оказывает вредное влияние на нервную систему, дыхательный центр, органы пищеварительной системы. Курение является сухой возгонкой табака, при которой он не горит, а тлеет, температура при этом может достигать +600°С. Образующийся при курении дым содержит никотин, эфирные масла и множество других веществ, среди которых нет ни одного полезного для организма.
Среди веществ, содержащихся в табаке, особенно вредными считаются около 30; самое опасное — бензпирен — вызывающее раковые заболевания.
Курение наносит вред многим органам и системам, но в первую очередь сердечно-сосудистой системе и органам дыхания. Когда мне приходится бывать в палатах, где лежат больные, страдающие раком легкого, заболевшие после многих лет курения, то я вижу их исхудавшие, желтые лица, слышу натужный кашель, вижу, как они буквально задыхаются. У меня иной раз возникает желание выйти на улицу, взять за руку любого молодого человека, который курит сигарету, привести его сюда и сказать: «Смотри, вот чем все это может кончиться». Я уверен, что после такого посещения вряд ли нашелся бы хоть один из курящих, кто немедленно не бросил бы курить. Но мы, медики, естественно, не можем пойти на это. Да всех и не приведешь.
Коварство табака в том, что расплата готовится исподволь, незаметно. Но она неотвратима.
Судья. Слово предоставляется свидетелю защиты.
Свидетель защиты. В нашем сознании никотин прочно связан с курением. Курить вредно, а значит, плох и никотин. Это стойкое заблуждение пытаются развеять ученые США и Великобритании, изучающие разнообразные свойства данного вещества.
Ученым пришлось потратить немало энергии и сил на то, чтобы добыть деньги, необходимые для исследования никотина. Никто не хотел финансировать изучение вещества, одна капля которого может убить лошадь, — такая формула засела у многих в мозгу еще со школьных времен. Отношение к никотину стало меняться лишь тогда, когда исследователям удалось получить достаточное его количество в чистом виде.
Прежде всего, по мнению директора Национального института нервных болезней и паралича США Зака Холла, никотин оказался хорошим помощником наркологов, стремящихся отучить курильщиков от их пагубной привычки. Исследования показали, что человек, получая небольшие дозы никотина (через кожу благодаря специальному пластырю, через ингалятор или особую жевательную резинку), вскоре перестает нуждаться в курении как таковом. А потом его уже несложно отучить и от никотиновой зависимости, постепенно уменьшая поступление никотина в организм. И при этом никаких сверхусилий воли, нервных срывов, бессонницы и т.д.
Никотин проявил себя также как отличный стимулятор работы нервных клеток — нейронов. На поверхности многих из них находятся белки, называемые никотин-полинергическими рецепторами. Попадая в мозг, молекулы никотина соединяются с этими рецепторами и стимулируют выработку нейротрансмиттеров (в первую очередь допамина) — веществ, которые переносят сигналы от одной клетки к другой. При этом никотин еще и усиливает нервные сигналы.
Такую способность никотина стали использовать для лечения болезни Паркинсона, при которой отмирают клетки, вырабатывающие допамин, и человек начинает непроизвольно двигаться, а потом впадает в паралич. «Врачи и раньше замечали, что эта болезнь развивается у курильщиков вдвое реже, чем у некурящих, однако не могли понять, в чем тут дело, — говорит Зак Холл. — Теперь стали понятными механизм заболевания и пути его лечения…»
Никотин показал высокую эффективность и в борьбе с болезнью Альцгеймера. При этом недуге в мозгу образуются бета-амелоидные бляшки, препятствующие связям между нейронами, что в конечном итоге приводит к потере памяти и слабоумию. Доктор Майкл Загурски и его коллеги из Кливлендского университета обнаружили, что никотин способен растворять белки, из которых формируются эти бляшки. А значит, и лечить болезнь.
Эксперименты, проведенные на подопытных животных, показали, что никотин в состоянии улучшать память, усиливать кровоснабжение мозга. К сожалению, он одновременно обладает и нежелательными побочными эффектами. Поэтому в настоящее время ученые ищут никотиноподобные вещества, которые, сохраняя полезные качества своего «тезки», были бы лишены его недостатков. Один такой аналог — АВТ-418 — уже создан. У принимавших его пациентов заметно улучшилась кратковременная и пространственная память, отступила болезнь Альцгеймера.
Хорошие результаты получены при употреблении двух никотиноподобных соединений, синтезированных в Сан-Диего. Одно из них предназначено для лечения болезни Паркинсона, другое — болезни Альцгеймера.
В последнее время выяснилось, что никотин способен помочь и тем, кто страдает от язвенного колита — хронического воспаления толстой и прямой кишки.
Еще одно достижение «убийцы лошади» связано с шизофренией. Во всем мире это заболевание лечат галопередолом. Но данное лекарство одновременно ухудшает память, вызывает чувство тревоги, может нарушить сон. Никотину по плечу значительно ослабить все эти нежелательные эффекты.
Судья. Слово предоставляется социологу.
Социолог. Курение — привычка вымирающая, коль скоро сами курильщики начали призывать к ограничениям самих себя, — такой вывод делает английский журнал «Time Out» по результатам опроса своих читателей. Трудно сказать, чем именно вызван переход от традиционной для курильщиков позиции вызова обществу к позиции пораженчества: торжеством здравого смысла или государственной кампанией за здоровье населения.
Как бы то ни было, но сегодня даже те, кто не хочет или не может бросить курить, перестают бороться за курение как за свое неотъемлемое право.
Так, 66% курильщиков заявили, что они пытались бросить курить. Половина из них решалась на это один или два раза, а для 8% такие попытки сами по себе стали привычкой, что немудрено, если бросаешь курить более 8 раз. Неудивительно, что курящие ждут от некурящих крутых мер, которые заставили бы их бросить курить. Учитывая, что две трети некурящих, как и половина курящих, обеспокоены вредом пассивного курения, такие меры не заставят себя долго ждать. Если в один прекрасный день врач откажется лечить больного, пока тот не бросит курить, потому что врач считает эту болезнь связанной с курением, — почти треть некурящих и 16% курящих сочтут это справедливым. Еще более потрясающе, что 21% некурящих и 11% курящих считают, что женщины, курящие во время беременности, должны преследоваться по закону.
Почти единогласно курящие поддерживают запрет на курение в метро и в автобусах. Почти половина из них не против того, чтобы запретить курение во всех общественных учреждениях. Наиболее серьезная «спорная территория» — рестораны: 70% некурящих — за запрещение, а 82% курящих — за пепельницы на столиках.
С другой стороны, половина всех курящих считает, что надо разрешать официально продажу сигарет только лицам, достигшим 18 лет (1% опрошенных считает, что надо вообще запретить продажу сигарет. Несомненно, вот оно, последнее средство для тех, кто бросал курить 8 раз и все неудачно!). Более половины (57%) поддержали бы запрет на рекламу сигарет и на спонсорство табачными компаниями спортивных соревнований (52%).
У курящих есть шанс (50:50) быть отвергнутыми после первого же свидания с некурящим партнером только из-за своей привычки. А многолетнее утверждение, что сигарета придает вам более сексуальный вид, опровергнуто! Только 9% всех наших респондентов считают, что с сигаретой женщина выглядит более сексуально.
Курящие в два раза чаще, чем некурящие, считают, что сигарета — очаровательный аксессуар; так обреченные обманывают себя.
Половина из тех, кто причисляет себя к курящим, выкуривают меньше 10 сигарет в день, большую часть этого количества — под спиртные напитки или после еды. Курильщики говорят, что душа приказывает бросить, но тело слабо и просит сигарету.
Хотя количество курильщиков с возрастом сокращается, количество сигарет, выкуриваемых человеком в день, с возрастом увеличивается. Единственный выход, как кажется, победить табак — это удержать людей от первой сигареты. Ведь 40% начали курить в 15 лет и даже раньше. Но самый опасный период — 16–20 лет, когда начали курить 42% курящих. Радует, что если человек до 25 лет удержался от курения, то с уверенностью на 96% можно считать, что он (или она) так и не пристрастится к этому делу.
Судья. У вас все?
Социолог. Обратите внимание на диаграмму (рис. 5). Она показывает, что мы находимся в самом опасном возрасте, когда соблазн закурить очень велик.
Судья. Слово предоставляется психологу.
Психолог. Обратите внимание на данные, представленные на диаграмме (рис. 6).
Поводов для курения очень много. Как же помочь тем, кто курит, — нашим близким и знакомым? Для этого созданы разные методики. Ознакомимся с одной из них.
Суть методики — своеобразная «психическая атака» на привычку курить, помощь в мобилизации сознания и воли курящего человека против этого очевидного зла, которое укорачивает жизнь миллионов людей.
По статистике, если человек выкуривает в день полторы пачки сигарет («отравляющих снарядов»), то это приравнивается к тому, что он в течение года добровольно 300 раз подвергается рентгеновскому просвечиванию.
Кроме того, токсичность табачного дыма в 4,5 раза выше токсичности выхлопных автомобильных газов. При выкуривании 20 сигарет человек фактически дышит воздухом, загрязнение которого в 580–1100 раз превышает гигиенические нормы.
Для активизации сознания следует взять себе за правило добросовестно, независимо от повода к курению, фиксировать на отдельном листе бумаги каждое отравление табачным дымом галочкой или крестиком. Отравился раз (затянулся табачным дымом) — поставь крестик. Случилось, к примеру, 15 отравлений (затяжек) от одного «отравляющего снаряда» (сигареты) — значит, на бумаге должно быть 15 фиксаций-крестиков. Обязателен и подсчет «отравляющих снарядов» (сигарет), выкуренных за сутки.
Для дальнейшей активизации сознания на отдельном листе бумаги рекомендуется записать следующее.
«Подарки» от курения: подавление половых функций мужчины и женщины (импотенция, половая холодность), снижение умственных способностей, умственной и физической трудоспособности, формирование конфликтности характера, ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, гастрит, язва желудка, хронический бронхит, эмфизема легких, раковые заболевания, потеря привлекательности, раннее наступление климакса у женщин и преждевременное угасание половой потенции у мужчин, преждевременное старение, сокращение жизни в среднем на 10–15 лет.
На оборотной стороне листа запишите следующее.
«Подарки» отказа от курения — укрепление здоровья, прекрасный сон, повышение умственных и физических способностей, половой потенции, спокойная нервная система, повышение устойчивости к стрессам, улучшение взаимоотношений в семье, высокая работоспособность, повышение интереса к жизни, к творчеству, рост самоуважения.
Этот лист бумаги, аккуратно сложив, положите в пачку сигарет («отравляющих снарядов»). Когда пачка закончится, лист переложите в другую пачку. Пусть эта информация постоянно помогает вам определиться в вопросе: курить или не курить?
Судья. Слово предоставляется сексологу.
Сексолог. Курение несовместимо с женской красотой.
Один из главных «секретов» женской красоты — игнорирование сигарет. Волосы, пропахшие дымом, пожелтевшие пальцы, нездоровая кожа непременно сопутствуют сигаретам. Но еще важнее знать, что никотин наносит женщинам больший вред, чем мужчинам. У женщины меньше объем грудной клетки, более интенсивный обмен веществ, а потому отравление никотином происходит быстрее. Курение ведет к преждевременному старению кожи лица, она становится бледной, с желтоватым оттенком. Очень чувствительна к никотину щитовидная железа. По статистике, она увеличена у 30% курящих женщин и только у 5% некурящих.
По мнению ученых, табак сокращает не только жизнь, но и предмет гордости сильного пола.
Сенсационное открытие, которое, возможно, произведет переворот во взглядах на курение, сделал южнокорейский профессор Пак Гван Сон. В результате долгих научных исследований он выяснил, что курение укорачивает не только жизнь, но и… длину мужского полового органа.
Свои данные профессор медицины получил после того, как на протяжении двух лет изучал вместе с коллегами из Бостонского университета эту проблему. Приговор был вынесен в результате серьезных клинических исследований на 242 курящих и не страдающих этой вредной привычкой пациентах. Попутно выяснилось, что мужчинам, для которых важна длина известной части тела, необходимо следить и за тем, чтобы избегать атеросклероза, диабета, гиперлипидемии — повышенного содержания в организме жиров.
Судья. Мы выслушали мнение защиты и обвинения.
Секретарь суда. Суд удаляется на совещание.
Судья. Всем встать. Слушайте приговор. Табак нанес непоправимый ущерб психическому и физическому здоровью человека. С ним связаны огромные экономические потери. Он не способствует социальному и нравственному становлению личности. Поэтому суд, учи­тывая мнение присяжных заседателей, признал Табак виновным и приговорил его к пожизненному заключению на необитаемом острове.
Благодарю всех, кто участвовал в заседании суда. Судебное заседание объявляю закрытым.
Технология подготовки и проведения ток-шоу
Как известно, для подростков, молодежи привлекательны дискуссионные формы занятий, когда можно поспорить с одноклассниками и педагогом, все подвергнуть сомнению, приводя свои аргументы, отстоять собственную точку зрения. Таких форм много. Телевизионные ток-шоу могут служить основой для творческого поиска педагогов и учащихся в создании собственных форм дискуссий. Организационно ток-шоу позволяет включить в дискуссию большое количество учащихся и как воспитывающая форма имеет много достоинств:
q обсуждаются проблемы, волнующие учащихся, в привлекательной и достаточно известной для них форме;
q аудитория делится на группы, отстаивающие или придерживающиеся различных точек зрения;
q ведущие (подростки, а не педагог) концентрируют обсуждение на предмете спора, напоминая о правилах ведения дискуссии и о необходимости уважать друг друга;
q мнение взрослого не навязывается подросткам, они свободны в своем нравственном выборе, и даже если они его не сделают в ходе диспута, дискуссия натолкнет их на размышления, на поиск истины.
Ситуации нравственного выбора могут быть представлены различными средствами и методами. Это может быть:
q рассказ человека в маске, «история маски»;
q фрагмент кино- или видеофильма;
q ситуация, цитируемая из книги, журнальной или газетной статьи;
q придуманная или реальная ситуация из жизни подростка и рассказанная аудитории;
q инсценировка ситуации;
q проблемы (ситуации), записанные каждым под­ростком на отдельных карточках, одна из ситуаций выбирается для обсуждения.
Можно найти и другие интересные для подростков средства представления ситуации.
Подготовка к дискуссии в форме ток-шоу проходит в течение 2–3 дней. В первый день проводится «мозговой штурм» по планированию предстоящего мероприятия. Кратко технология проведения «мозгового штурма» может состоять из нескольких этапов:
1. Коллектив делится на микрогруппы по 5–7 учащихся в каждой.
2. Предлагается каждой группе за 2–3 минуты придумать порядок проведения ток-шоу, в котором они хотели бы участвовать.
3. Выслушиваются краткие описания проектов, придуманных каждой микрогруппой.
4. Выбирается наиболее понравившийся вариант, либо комбинируются разные идеи, либо усовершенствуется наиболее подходящая.
Педагог, организующий «мозговую атаку» учащихся, должен соблюдать ряд правил.
1. Поддерживается и одобряется любая, даже на первый взгляд кажущаяся нелепой, идея.
2. Запрещается критиковать, высмеивать какие-либо идеи, предложения, высказанные в ходе «атаки».
3. Поощряется стремление усовершенствовать свою или чужую идею, попытка комбинировать, модернизировать идеи.
4. Нельзя принуждать участников высказываться. В ходе «мозговой атаки» идет быстрый, свободный, добровольный обмен идеями.
Завершается этап коллективного планирования, когда всем участникам станут известны:
q день и час проведения;
q конкретное место в кабинете (зале);
q проблема или тема;
q ведущие (Ф.И.О.);
q принцип деления на группы (организаторы точно знают, каким способом будут создаваться эти группы);
q известны ответственные (инициативная группа) за подготовку зала к дискуссии и уборку его после проведения диспута;
q правила ведения дискуссии.
Приведем шесть основных правил.
1. С уважением относиться друг к другу.
2. Чтобы высказаться, каждый поднимает руку.
3. Порядок выступлений определяет ведущий.
4. Мнение или позиция аргументируются фактами, примерами из жизни, литературы, фильмов и т.д.
5. Признается право каждого иметь свою точку зрения, свое собственное мнение.
6. Обсуждаются точки зрения и взгляды, а не личности.
В ходе подготовки педагог помогает ведущим продумать в деталях ход дискуссии, вопросы, выносимые на обсуждение, ситуацию нравственного выбора, средства ее презентации, консультирует инициативную группу по вопросам оформления зала, проводит вместе с ведущими деление коллектива на группы, если это предусмотрено сценарием ток-шоу.
Технологическая цепочка проведения ток-шоу:
q Ведущий знакомит участников с темой ток-шоу, представляет участников.
q Ведущий напоминает правила ведения дискуссии.
q Формулируется проблема обсуждения (ситуация нравственного выбора).
q Ведущий предоставляет слово одному из участников дискуссии.
q Идет обсуждение проблемы, направляемое вопросами ведущих. В ходе дискуссии происходит коллективный анализ ситуации (выявление субъектов ситуации, анализ их целей, мотивов поведения, выявление проблемы или конфликта, выдвижение гипотез решения нравственной проблемы, анализ различных вариантов и способов решения проблемы, поиск оптимального нравственно обоснованного решения проблемы).
q Подведение итогов дискуссии.
Ток-шоу не дает единственно верного решения проблемы, однако в коллективном поиске истины и самоанализа уясняются основные нравственные принципы, соотносятся моральные ценности участников дискуссии с общечеловеческими ценностями.
Методическое обеспечение занятий по профилактике курения
Каждое занятие по профилатике курения проводится на определенную тему. Исследовательские задания, сценарии преподаватель дает заранее перед рассмотрением темы. За две-три недели учащиеся вполне могут собрать исследовательский материал, используя для этого анкетирование, опрос, беседу. В качестве респондентов чаще выступают сверстники и родители.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.