На главную Профилактическая работа психолога в школе Профилактика вредных привычек Концептуально-методологические подходы к созданию модульного курса по предупреждению курения среди подростков и молодежи - Занятия 5 - 11 класс
Концептуально-методологические подходы к созданию модульного курса по предупреждению курения среди подростков и молодежи - Занятия 5 - 11 класс
Профилактическая работа психолога в школе - Профилактика вредных привычек
Индекс материала
Концептуально-методологические подходы к созданию модульного курса по предупреждению курения среди подростков и молодежи
Занятия в 5 классе
Занятия в 6 классе
Занятия в 7 классе
Занятия в 8 классе
Занятия 11 кл, ПТУ, первые курсы вузов
Занятия 5 - 11 класс
Все страницы


5 класс
Занятие 1. Привычки и здоровье
Цель: сформировать у учащихся представление о полезных и вредных привычках.
Основные понятия: привычки, полезные и вредные привычки, здоровье.
Исследовательские задания:
1. Определите свои привычки и разделите их на полезные и вредные.
2. Понаблюдайте за привычками окружающих вас людей. Как они проявляются?
3. Продолжите фразы: «Привычка — это…», «Здоровье — это…».
4. Заполните анкету «Привычки и здоровье». Ответы учащихся на вопросы этой анкеты могут быть использованы для стимуляции обсуждения темы.
Занятие 2. Вредные привычки
Цель: показать учащимся, как вредные привычки влияют на поведение человека и развитие его личности.
Основные понятия: вредная привычка, алкоголизм, наркомания, табакокурение.
Исследовательские задания:
1. Сделайте рисунок, символизирующий жизнь без вредных привычек.
2. Сочините сказку об одной из вредных привычек, используя «правила» Проппа.
Занятия 3–4. Курение и здоровье
Цель: сформировать у учащихся представление об отрицательном влиянии курения на организм.
Основные понятия: компоненты табачного дыма, никотин, его токсическое действие, последствия курения.
Исследовательские задания:
1. Нарисуйте заядлого курильщика.
2. Ознакомьте своих родителей с плакатом «Родители — табак — дети» (рис. 7). Лучше это сделать, когда они расположены к откровенному разговору, беседе. Обсудите с ними утверждения на плакате.
Занятие 5. Саморегуляция
Цель: научить различать случаи саморегуляции поведения.
Основные понятия: марионетка, саморегуляция поведения, произвольные действия.
Исследовательские задания:
1. Назовите и опишите ситуации, когда вы можете регулировать свое поведение и когда это затруднено.
2. Ответьте на вопросы теста «Волевой ли вы человек?».
Тест «Волевой ли вы человек?»
Насколько сильна воля, настолько обычно плодотворны наши работа и учеба.
Предлагаем определить, какая у вас воля. Постарайтесь ответить на вопросы с максимальной откровенностью (можно использовать три варианта ответа: «да», «иногда случается» (или «не знаю», «затрудняюсь ответить»), «нет»):
1. В состоянии ли вы завершить работу, которая вам неинтересна?
2. Преодолеваете ли вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что-то неприятное?
3. Когда попадаете в конфликтную ситуацию в школе или дома — в состоянии ли вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на ситуацию объективно?
4. Если сверстники предложат вам попробовать покурить, сможете ли вы им отказать?
5. Найдете ли вы силы утром встать раньше обычного, как было запланировано накануне, если делать это необязательно?
6. Останетесь ли вы на месте происшествия, чтобы рассказать о том, что вы видели?
7. Быстро ли вы выполняете обещание?
8. Если у вас вызывает страх посещение зубного врача, сумеете ли вы в последний момент не изменить своего намерения?
9. Будете ли вы принимать очень неприятное лекарство, которое вам настойчиво рекомендует врач?
10. Сдержите ли вы сгоряча данное обещание, даже если выполнение его принесет вам немало хлопот?
11. Без колебаний ли вы отправляетесь с друзьями куда-либо?
12. Строго ли вы придерживаетесь распорядка дня?
13. Относитесь ли вы неодобрительно к тем, кто подолгу не возвращает взятые в библиотеке книги?
14. Даже самая интересная телепередача не заставит вас отложить выполнение домашнего задания?
15. Сможете ли вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались обращенные к вам слова?
Ответы к тесту «Волевой ли вы человек?»
Ответ «да» — 2 балла; «иногда случается» («не знаю», «затрудняюсь ответить») — 1 балл; «нет» — 0 баллов.
0–12 баллов. С силой воли дела обстоят у вас неважно. Вы просто делаете то, что легче и интереснее, даже если это в чем-то может навредить вам. К обязанностям относитесь нередко спустя рукава, что бывает причиной разных неприятностей для вас. Ваша позиция выражается известным выражением: «Что мне — больше всех надо?». Вы не откажетесь от предложения сверстников попробовать покурить. Любую просьбу, любую обязанность вы воспринимаете чуть ли не как физическую боль. Дело не только в слабой воле, но и в эгоизме. Постарайтесь взглянуть на себя именно с учетом такой оценки. Может быть, это поможет вам изменить свое отношение к окружающим и кое-что «переделать» в своем характере. Если удастся — от этого вы только выиграете.
13–21 балл. Сила воли у вас средняя. Если столкнетесь с препятствием, то начнете действовать, чтобы преодолеть его. Но если увидите обходной путь, тут же воспользуетесь им. Не переусердствуете, но и данное вами слово сдержите. Неприятную работу постараетесь выполнить, хотя и поворчите. Вы можете аргументировать свой отказ попробовать покурить. По доброй воле лишние обязанности на себя не возьмете. Это иногда отрицательно сказывается на отношении к вам педагогов, не с лучшей стороны характеризует вас и в глазах окружающих. Если хотите достичь в жизни большего, тренируйте волю.
22–30 баллов. С силой воли у вас все в порядке. На вас можно положиться — вы не подведете. Вас не страшат ни новые поручения, ни те дела, которые иных пугают. Вам под силу отказаться от предложения сверстников попробовать покурить. Правда, вам трудно обосновать свой отказ. Но иногда ваша твердая и непримиримая позиция по принципиальным вопросам досаждает окружающим. Сила воли — это очень хорошо, но необходимо обладать и такими качествами, как гибкость, снисходительность, доброта.
Занятие 6. Причины курения
Цель: ознакомить учащихся с причинами (мотивами) курения.
Основные понятия: мотивация, самоутверждение, чувство взрослости, стадии приобщения к курению, никотиновая зависимость, синдром отмены.
Исследовательские задания:
1. Спросите знакомых, которые курят, как они приобщились к этой привычке, пытались ли они бросить курить, какие трудности они при этом испытывали.
2. Продолжите фразу: «Люди курят потому, что…». Проанализируйте ответы сверстников, взрослых.
Занятия-практикумы 7–8.
Я умею говорить «нет».
Цель: дать информацию об основных способах и приемах отстаивания собственной позиции и сопротивления давлению социальной среды.
Основные понятия: выбор, правила отказа, правила поддержки.
Исследовательские задания:
1. Привести отрывки из литературных произведений и кинофильмов, иллюстрирующих сопротивление давлению социальной среды и отстаивание собственной позиции.
2. Попробуйте проверить правила поддержки на своих близких, родственниках, сверстниках.
3. Подготовьте и проведите ролевые игры.
Ролевая игра 1.
Тематика игровых ситуаций
А. В компании друзей вам предлагают наркотики: «Мы уже все пробовали, только ты — новичок, и понятия не имеешь, что это такое!»
Б. За семейным столом старшие родственники благодушно наливают вам первую рюмочку: «Ты уже большой».
В. Товарищ, которого вы уважаете, видя, что вы расстроены, предлагает вам закурить и расслабиться: «Главное для тебя сейчас — успокоиться».
Вы должны не только придумать фразу, которой вы выразите свой отказ, но и показать свои действия: решительный жест отказа («отстранение» вытянутой рукой), изменение мимики и интонации с шутливой на серьезную, увеличение расстояния между собой и предлагающим (отодвинуться, встать, выйти из комнаты) (рис. 8).
Особое внимание нужно обращать на то, чтобы форма отказа не была оскорбительной для предлагающего: отказ должен быть по возможности вежливым.
Однако если предлагающий чересчур настойчив, лучше перестать быть вежливым, чем сделать то, чего не хочешь делать.
Важно четко представлять себе, что решительный отказ не требует объяснения причин («не хочу» предпочтительнее, чем «не хочу, потому что мне не разрешают родители») и исключает дискуссию по поводу этих причин. Дело в том, что попытки разъяснить свою позицию, как правило, вызывают все более изощренные уговоры, и шансов настоять на отказе становится все меньше. Кроме того, объясняя свое поведение, человек обычно рассчитывает на действие разумных доводов, но само употребление психоактивных веществ неразумно, и поэтому вряд ли стоит ожидать, что доводы подействуют.
В сложных ситуациях важны навыки оказания товарищеской поддержки. Именно сложные, конфликтные ситуации обычно являются поводом для употребления наркотиков, алкоголя и табака.
Развитие навыков активной поддержки имеет две основные цели:
1. Научиться правильно помогать друг другу, демонстрировать реальные возможности, вселять уверенность в собственные силы: «Я хочу это сделать, я могу это сделать».
2. Поскольку каждый может оказаться в роли пострадавшего, надо быть убежденным в том, что, обратившись к товарищу за помощью, ее действительно можно получить.
Ролевая игра 2
В работе над проблемной ситуацией участвуют два добровольца, которые разыгрывают соответствующую сценку. Один из них выполняет роль «пострадавшего», другой — роль «поддерживающего». «Пострадавший» готовит свою роль заранее; он имеет возможность обдумать ее дома1. Остальные учащиеся внимательно наблюдают за развитием беседы и делают записи. После окончания сыгранной сценки они рассказывают о том, что им удалось увидеть и понять, комментируют увиденное, говорят, где бы они поступили иначе, чем поступил «поддерживающий», предлагают свои варианты. В ходе обсуждения участники формулируют правила для «поддерживающего».
«Пострадавший» и «поддерживающий» получают следующее задание:
К вам пришел товарищ. Вы видите, что он обеспокоен и подавлен. Он поссорился с сестрой и родителями. Вы хотите ему помочь, но не знаете, как это сделать. Что следует предпринять?
Успокоить. Создайте спокойную обстановку. Найдите место, где нет случайных, лишних людей. Лучше, если вы будете вдвоем. Спросите, не мешает ли ему музыка, не слишком ли резок свет. Сокращайте расстояние между вами. Делайте это постепенно, по мере того как развивается беседа. Сядьте ближе. Говорите тише и тише. Постарайтесь, чтобы ваши глаза были на одном уровне, чтобы вам не пришлось смотреть на него ни сверху вниз, ни снизу вверх. Постарайтесь принять такую же позу, какую принял он, станьте его «зеркалом». Примите также его манеру говорить. Возьмите его за руки или время от времени касайтесь его рукой. Не преувеличивайте значения случившегося.
Не стоит говорить: «Да что ты говоришь!», «Это ужасно!», «Что же теперь будет?», «Что же ты теперь будешь делать?», «Об этом надо всем рассказать».
Лучше сказать: «Не торопись», «В этом надо разобраться», «Расскажи все по порядку», «С чего все началось?»
Получите как можно больше информации о его проблемах. Не старайтесь сразу получить важную информацию. Если человек напряжен, не готов к откровенному разговору, начинайте с наводящих вопросов. Поощряйте любой ответ, независимо от того, нравится он вам или нет. Не критикуйте и не осуждайте: сейчас для этого не время. Понимающе кивните, скажите: «Да, понимаю», улыбнитесь, возьмите товарища за руку.
Вы можете рассказать какую-нибудь историю, которая, как вам кажется, похожа на историю вашего друга. Это может быть история, которая произошла с одним из ваших знакомых или которую вы знаете из чьих-либо рассказов, но лучше, если это будет история, которая произошла с вами. Этим вы покажете, что можно не скрывать подобные ситуации от других. Очень важно показать, что из любой ситуации есть разумный выход. Не пытайтесь домыслить, о чем думает ваш товарищ. Пусть он сам сформулирует свою проблему. Пока он этого не сделает, он не сможет ее оценить и найти решение. И помните: чтобы получить откровенный ответ, надо задать откровенный вопрос.
Не стоит говорить: «Ну, давай, рассказывай, что там у тебя случилось», «В чем проблема?».
Лучше сказать: «Расскажи мне, что произошло», «Просто скажи, я ошибаюсь или нет, но мне кажется, что…».
Ищите решение вместе. Обратите внимание товарища на то, что ничего не случается «вдруг». У каждой ситуации есть начало, на которое часто можно просто не обратить внимания. Каждая ситуация также развивается. Это тоже часто проходит незамеченным. Человек, не замечающий начала и развития ситуации, может окончательно испортить дело. Однако если ему удастся вспомнить, с чего все началось и как продолжалось, то он сможет увидеть свои ошибки и понять, что следует предпринять. Возможно, кое-что еще не поздно исправить. Если что-то исправить нельзя, нужно понять, к каким последствиям это может привести, и постараться их избежать.
Не стоит говорить: «Ни с того ни с сего ничего не бывает».
Лучше сказать: «Постарайся вспомнить, с чего началось», «Что могло к этому привести?».
Пригласите его куда-нибудь — в поход, в гости, предложите выполнить совместно нужную работу. Чаще всего лучшее решение проблемы приходит, когда человек полностью успокоился и прошло определенное время. Если человек решил действовать, то это тоже лучше делать чуть погодя. Пока человек погружен в грустные мысли о своей беде, он не сможет найти хорошего решения. А лучший способ отвлечься и прекратить «обдумывать» одно и то же — занять себя чем-нибудь интересным или важным.
Не стоит говорить: «Не думай об этом, постарайся уснуть», «Посиди и подумай сам».
Лучше сказать: «Мне нужна твоя помощь, сделай это, пожалуйста», «Давай прямо сейчас сходим (в кино, к другу, на дискотеку), а потом подумаем об этом еще раз».
Чего не следует предпринимать?
Пытаться навязать свое решение проблемы. Ваш товарищ должен лучше знать, что на самом деле произошло, к чему это может привести, что можно исправить, а чего исправить нельзя. Решение, которое вы предлагаете, ему не поможет. Искать выход он должен только сам. Ваше дело — поддержать его, показать, что он не останется со своей бедой один на один. Вы можете, например, рассказать, как из подобных ситуаций находили удачные выходы вы или ваши друзья. Он сам должен выбрать, что ему больше подходит, или найти совершенно новое решение. Вы также должны обнадежить его. Ваша задача — убедить товарища в том, что, пока мы живы, ситуация никогда не бывает безнадежной. Из любой ситуации всегда имеется выход, только не всегда он очевиден: его следует искать.
Не стоит говорить: «Сделай так», «Вот что тебе на самом деле нужно», «Делай, как я говорю».
Лучше сказать: «А можно ли поступить так?», «Подумай, может быть, это будет лучше», «Я в таких случаях поступаю так».
Проявлять отрицательное отношение к товарищу. Ваш товарищ уже попал в скверное положение, и ваши замечания только ухудшат его состояние. Если вы кого-то осуждаете, то тем самым вы лишаете себя возможности понять его. А если вы не понимаете человека, вы не можете ему помочь.
Не стоит говорить: «Ты вечно находишь себе проблемы», «Ты в этом сам виноват», «Так тебе и надо, ты это заслужил», «Теперь будешь умнее».
Лучше сказать: «Это случилось не потому, что ты плохой, просто ты что-то не так сделал», «Каждый человек имеет право на ошибку», «Мы постараемся извлечь из этого урок, и он пойдет нам на пользу».
Приуменьшать значимость проблемы. Человек, который ищет у вас поддержки, уверен в том, что его проблема очень серьезна, и вы не сможете разубедить его в этом, даже если на самом деле речь идет о пустяках. Даже если вы точно знаете, что проблема не стоит выеденного яйца, и показываете, что вы не придаете ей значения, вы никогда не поймете состояния вашего товарища, а в данный момент оно важнее, чем сама проблема. Кроме того, приуменьшая значимость проблемы, вы показываете неуважение к чувствам другого человека и лишаете себя его доверия.
Не стоит говорить: «С кем не бывает», «Все пройдет», «Подумай о чем-нибудь другом», «Нашел о чем беспокоиться», «Я не вижу здесь проблемы».
Лучше сказать: «Со многими моими друзьями случаются подобные вещи, это действительно неприятно», «Здесь есть над чем подумать», «Здесь нельзя действовать сгоряча».
Если ваши усилия не дали результата, на который вы рассчитывали, назначьте следующую встречу. Вы можете также обсудить эту проблему со своими родителями или другими взрослыми, которым вы доверяете, заручившись их заверением в том, что сказанное останется между вами.
После того как правила сформулированы, сценка импровизируется заново другими участниками, выразившими желание это сделать.
В заключение самостоятельно сформулируйте правила, которым нужно следовать для того, чтобы избежать вовлечения в нежелательные действия, например такие:
q отвечай за себя сам;
q знай, чего ты хочешь и чего не хочешь делать;
q анализируй ситуацию;
q помогай другим;
q знай, к кому обратиться за помощью в трудную минуту.

6 класс
Занятия 1–2. Табакокурение
Цель: осознать сложность и многоаспектность проблемы курения.
Основные понятия: никотин, психоактивные вещества, причина и следствие.
Исследовательские задания:
1. Проследите по карте мира путь распространения табака.
2. Поинтересуйтесь у взрослых курильщиков тем, как действует на человека никотин.
Занятие 3. Последствия курения для человека
Цель: дать учащимся представление о последствиях курения для общества и семьи.
Основные понятия: зависимость от курения, социальные последствия, никотин.
Исследовательские задания:
1. Проведите опрос педагогов, взрослых, родителей по анкете «Школа и курение подростков».
2. Обсудите результаты опроса.
3. Определите двух подготовленных учеников, желающих принять участие в дискуссии. Один из них будет выступать в качестве табачного магната, активно рекламируя свой товар. Другой приведет аргументы против покупки и потребления табачной продукции.
Занятия 4–5. Психология привычки
Цель: ознакомить с психологическими механизмами формирования привычек и путями избавления от вредных для здоровья и окружающих привычек.
Основные понятия: привычки, самообладание, самоисследование, самоуправление, рецидив.
Исследовательские задания:
1. Обобщите и проанализируйте результаты тестов: «Легко ли нам отказаться от нежелательной привычки?», «Почему вы курите?».
2. Протестируйте ваших сверстников.
Занятие-практикум 6. Употребление веществ, вызывающих зависимость
Цель: обобщить полученные ранее знания по этой проблеме, сформировать установку на здоровый образ жизни.
Основные понятия: индивидуальные и социальные факторы риска; биологические, психологические и психические факторы риска; психоактивные вещества, стресс.
Исследовательские задания:
1. Ознакомьтесь с «Мифами о пользе курения».
2. Методом «мозгового штурма» попробуйте назвать и другие «мифы о пользе курения», а также назвать «мифы о пользе алкоголя, наркотиков и токсических веществ».
3. Класс делится на 3 группы в соответствии с ситуациями.
Ситуация 1. Подросток курит.
Ситуация 2. Подросток употребляет алкоголь.
Ситуация 3. Подросток употребляет наркотики.
Группы должны обыграть ситуацию: перечислить причины возникновения пристрастия, последствия, к которым оно может привести, и предложить конкретное решение данной проблемы. Затем обсудить эти ситуации.
Мифы о пользе курения
Существует мнение, что табак уменьшает боль, например зубную. Действительно, накурившись, человек как бы «деревенеет», голова становится тяжелой. Ему действительно кажется, что боль утихает.
Разумеется, есть гораздо более эффективные и рациональные средства против зубной боли, например пойти к врачу, вылечить зуб, а до посещения врача выпить болеутоляющую таблетку.
Считают, что курение помогает сохранить стройную фигуру, сигареты снижают аппетит. В какой-то степени это верно, но яд, содержащийся в табаке, снижает или подавляет секреторную функцию желудка и тем самым способствует расстройству пищеварения, развитию катаральных явлений. Так что курение — это палка о двух концах, и второй конец бьет гораздо сильнее, разрушая тем самым еще один миф о пользе курения.
Все разговоры о «пользе» или, скажем, «целесообразности» курения часто исходят от курящих. Однако, как видим, есть очень много всяких «обстоятельств», втягивающих в курение. К тому же сейчас начать курить гораздо легче, чем, скажем, 100, 50 и даже 20 лет назад, потому что нынешние сигареты, особенно с фильтром, гораздо «мягче» прежних папирос, самокруток из махорки, трубочного табака. Это вовсе не означает, что нынешние сигареты безвреднее прежних, нет. Нынешний подросток редко испытывает такие же неприятные ощущения, как его сверстник 200–150 лет тому назад.
Классики мировой литературы не раз обращались к теме «первой затяжки» своих героев. Николенька из повести Л.Н. Толстого «Юность» вспоминает: «Едва я успел упасть на диван, как почувствовал такую тошноту и такую слабость, что вообразил себе, что трубка для меня смертельна, мне показалось, что я умираю».
Герои Марка Твена чувствовали себя примерно так же: «…курильщики стали сплевывать что-то уже очень часто. За щеками у них образовались как будто фонтаны: под языком было сущее наводнение, только успевай откачивать; заливало даже и в горло, несмотря на все старания, и все время подкатывала тошнота. Оба мальчика побледнели, и вид у них был самый жалкий».
Сейчас трубку курят немногие. Да и нынешние сигареты действуют менее жестко, чем папиросы. Специально обработанный табак, фильтр задерживают часть никотина. Но смолистые и другие очень вредные вещества все же проникают через «фильтр». Итак, современные сигареты «мягче», но не безвреднее. Следует отметить, что вкус сигарет обусловлен количеством смол, а не количеством никотина.
Занятия-практикумы 7–8. Как отстоять свою точку зрения?
Цель: научить учащихся отстаивать свою точку зрения.
Основные понятия: самоутверждение, правила формулировки отказа другому.
Исследовательские задания:
1. Проиграйте следующую ситуацию:
Виктор и Сергей — хорошие друзья. Виктор имеет возможность зарабатывать деньги. Он несколько раз давал деньги в долг Сергею. В последнее время Виктор заметил, что Сергей все чаще не отдает деньги в срок. Виктор решает обсудить этот вопрос с Сергеем после школы и попросить его поскорее вернуть деньги.
2. Придумайте аналогичные ситуации, где нужно обосновать свой отказ и сказать решительное «нет».
3. Составьте правила убеждения другого. Примените их в соответствии с данной ситуацией.
При выполнении заданий следует соблюдать следующие условия:
q Класс разбивается на пары (он и она).
q Вы и ваш партнер должны выбрать одну из спорных ситуаций (см. с. 257).
q Используя правила убеждения в своей правоте (см. табл. 2, с. 258), напишите высказывания, в которых вы отстаиваете свою точку зрения в данной конкретной ситуации. Один из партнеров читает запись другому.
q Можете вносить изменения, если вы считаете, что это необходимо. Ваш партнер должен прочитать написанное вами высказывание еще раз.
7 класс
Занятия-практикумы 1–2. Принятие на себя ответственности за собственный образ жизни
Цель: дать информацию об общих принципах, на которых основано уважение к себе и другим.
Основные понятия: агрессивное поведение, оскорбление, пассивное поведение, самоутверждение, самоуважение, ответственность, образ жизни, уважение к другим.
Исследовательские задания:
1. При возможности учащиеся должны посмотреть кинофильм «Чучело» Р. Быкова, в котором поднимаются вопросы отношения человека к самому себе и окружающим.
2. Попробуйте продолжить фразы: «Ответственность — это…», «Самоуважение — это…», «Самоутверждение — это…», «Образ жизни — это…». Обобщите ответы учащихся.
3. Ролевая игра.
В центр круга выходят двое учеников. Предварительно их инструктируют, но так, чтобы остальные ученики не знали, какое задание они получили. Для этого их можно вывести в коридор. Пока они отсутствуют, остальные учащиеся получают свое задание.
Один из игроков должен держаться очень спокойно, естественно и на все вопросы и обращения отвечать так, как если бы это его вовсе не задевало. Если к нему обращаются грубо, агрессивно, он должен просто промолчать, демонстрируя как можно более спокойное отношение. Второй игрок, наоборот, ведет себя вызывающе, показывая всем, что он сильный, готов постоять за себя прямо сейчас и никому не спустит попытки обращаться с ним пренебрежительно.
После того как все участники игры получат задание, игроки входят в круг. Окружающие начинают по очереди к ним обращаться, имитируя различные конфликтные ситуации на улице, в транспорте, в общественном месте, в школе, в семье, между двумя товарищами. Можно использовать ситуации, которые имели место недавно и вызвали выраженную эмоциональную реакцию ребят — расстроили их или, наоборот, развеселили. В качестве потенциально конфликтной может быть также рассмотрена ситуация отвержения (игнорирования), когда игрок обращается к одному из окружающих с каким-либо простым предложением (выпить чая, сходить на дискотеку) и получает немотивированный отказ или выраженную пренебрежительную реакцию. Используемые фразы должны быть эмоционально окрашены (»Эй ты, подойди сюда!», «Не могли бы вы помочь мне?», «Мне кажется, тебе здесь не место!», «Не слишком ли вы шумите?», «Ты должен сделать это сам!», «Ваш поезд давно ушел!» и т.д.).
Для всех участников игры должна стать очевидной разница в видимой и реальной защищенности каждого из игроков, а также преимущества и недостатки каждой из форм защиты собственного достоинства. В этой игре, как и в реальной жизни, на деле защищен не тот, кто постоянно готов демонстрировать окружающим свою способность постоять за себя, а тот, кто ведет себя сдержанно и адекватно предлагаемой ситуации.
Важно, чтобы в результате обсуждения этой игры ее участники сами поняли ее цель. Но учитель может и помогать им. Можно, к примеру, сообщить, что реакции второго игрока характерны для людей, чувствующих свою незащищенность. Более того, подобная разница в реакциях существует у животных (агрессивными чаще бывают маленькие дворняжки и реже — крупные породистые собаки).
Занятие 3. Анатомические и физиологические аспекты курения
Цель: объяснить влияние табачной смолы на дыхательную систему человека.
Основные понятия: дыхательная система, респираторные инфекции, никотин, смола, бронхит, эмфизема, рак, реснички респираторного эпителия.
Исследовательские задания:
1. Предложите учащимся ответить на вопросы анкеты «Что вы знаете о вреде курения» (см. с. 285—286). За каждое совпадение с «ключом» — 1 балл (табл. 3).
2. Проанализируйте групповые ответы учащихся. Какие ответы чаще совпадали с правильными? Сколько учащихся правильно ответили на каждое утверждение? У кого самое высокое количество баллов?
Занятие 4. Физиологические последствия
курения
Цель: добиться от учащихся понимания физиологических последствий курения и влияния табачной смолы на живую ткань.
Основные понятия: никотин, дыхательные пути, головной мозг, последствия курения для организма.
Материалы: прозрачная пластиковая бутылка с колпачком, трубка длиной 5–7 см, шарики из ваты, пластилин, сигарета без фильтра, спички.
Исследовательские задания:
1. Приготовьте прибор для курения. В крышке проделайте отверстие размером с диаметр трубки. Вставьте трубку и замажьте отверстие пластилином.
2. Необходимо продемонстрировать учащимся проникновение смолистых веществ в легкие.
Задача эксперимента — показать, что смолистые вещества немедленно проникают в рот и легкие.
Вставьте ватные шарики в бутылку, сигарету — в трубку. Завинтите крышку.
Сжав бутылку, выдавите из нее воздух. Зажгите сигарету и начните медленно и равномерно ослаблять давление на бутылку.
Выводы из наблюдений можно получить, ответив на вопросы:
q Как выглядят ватные шарики после эксперимента?
q Как выглядит бутылка?
q Как вы думаете, какое влияние оказывает курение на внутреннюю поверхность ваших легких?
После эксперимента проделайте следующее:
q протрите ватным шариком стебель нескольких растений;
q посмотрите, что произошло с растениями.
Занятие 5. Курение как угроза здоровью
Цель: научить учащихся подробно охарактеризовать хотя бы одно из заболеваний, вызываемых курением.
Основные понятия: пневмония, бронхит, рак легких, сердечный приступ, респираторные заболевания, язва желудка, диабет.
Исследовательские задания:
1. Ознакомьтесь в библиотеке с информацией об одном из вызываемых курением заболеваний.
2. Обсудите полученную информацию.
Занятие 6. Кратковременные и длительные
последствия курения
Цель: убедить учащихся в однозначности отрицательного влияния курения.
Основные понятия: кратковременные последствия, длительные последствия.
Материалы: бумага, карандаши.
Исследовательские задания:
1. Разделите класс на четыре группы (команды). Капитан каждой группы записывает ответы четырех команд, которые должны перечислить:
q отрицательные кратковременные последствия курения (1-я группа);
q возможные отрицательные длительные последствия курения (2-я группа);
q положительные кратковременные последствия курения (3-я группа);
q положительные долгосрочные последствия курения (4-я группа).
Каждой группе для обдумывания ответов дается 10–15 минут.
2. Проанализируйте ответы по степени важности.
3. Обсудите результаты работы.
Занятие 7. Игра-шоу «Вы рискуете своими легкими»
Цель: ознакомить учащихся с основными опасностями для здоровья, вызываемыми курением.
Основные понятия: «дефекты» курения, угарный газ, зависимость, «пассивное» курение, заболевания.
Исследовательские задания:
1. Назовите перечень побочных явлений, вызванных курением. (Перечень побочных явлений, вызываемых курением: неприятный запах изо рта, пропахшие дымом одежда, волосы; пожелтевшие зубы; одышка, мокрота, сухой кашель, раздражение глаз, прожженная одежда и мебель, пустой кошелек.)
2. Объявите учащимся, что они сейчас будут играть в игру «Вы рискуете своими легкими». Распределите учеников по трем командам и объясните им правила игры. Так как ответ могут знать сразу несколько человек, посоветуйте выбрать в командах капитана, который должен поднимать руку, если у команды готов ответ. Члены команды могут предлагать капитану свой вариант ответа.
3. Предложите учащимся нарисовать «дефекты» курения. В конце занятия в плане подготовки к следующему учитель раздает подросткам анкету «Портрет курильщика» и предлагает провести опрос среди населения (см. с. 166—168).
Предлагаемая игра-шоу похожа на телеигру. Учитель зачитывает вопрос. Если у команды готов ответ, капитан поднимает руку. Отвечает та команда, капитан которой первым поднял руку. Если ответ команды правильный, команда получает 10 очков. Если ответ неправильный, то учитель повторяет вопрос и право ответа переходит к другой команде. За неправильный ответ присуждается «дефект», т.е. набор желтых зубов курильщика или прокуренные волосы. Если команда получает три «дефекта», она выбывает из игры.
Рекомендуется в конце занятия раздать лист вопросов с правильными ответами. Попросите учащихся написать текст объемом примерно со страничку и указать в нем, что больше всего из видов узнанного их удивило или встревожило. Предложите свои пояснения.
До начала игры надо дать учащимся возможность повторить материал предыдущих занятий.
Ответы на вопросы игры-шоу «Вы рискуете своими легкими»
1. Угарный газ. Это ядовитый газ, который, соединяясь с красными кровяными тельцами, уменьшает количество кислорода, переносимого кровью.
2. В каждой сигарете содержится 15 различных канцерогенов.
3. Сердце. Курение является одной из основных причин заболеваний сердца.
4. Неверно. Спорт ни в коей мере не нейтрализует вреда, причиненного курением организму.
5. Сигареты.
6. Около литра.
7. Верно. Курение порождает как физическую, так и психологическую зависимость, это одна из причин, почему так трудно бросить курить.
8. Увеличивается риск рождения детей с недостаточным весом, самопроизвольных выкидышей, гибели плода и смерти младенца в перинатальный период, т.е. с 28-й недели внутриутробной жизни по 7 сутки жизни новорожденного.
9. 85%.
10. Около 10% (приблизительно 100–200 тысяч в нашей стране).
11. «Пассивное курение» (или «вынужденное курение») состоит в том, что некурящие вдыхают сигаретный дым окружающих их курильщиков. Особенно опасно это для больных, страдающих астмой, заболеваниями сердца и органов дыхания.
12. Верно.
13. Целоваться, принимать душ, плавать, играть в баскетбол и т.д.
14. Во-первых, дурной запах; во-вторых, некурящие друзья; в-третьих, некурящие родители и т.д.
15. Повышенная заболеваемость бронхитом, пневмонией и т.д.
16. Одной сигареты достаточно, чтобы увеличить серд­цебиение, повысить артериальное давление и нарушить нормальное кровообращение и газообмен в легких.
Занятие-практикум 8. Портрет курильщика
Цель: показать особенности привычек курильщика и его отношение к курению.
Основные понятия: респондент, анкета, опрос, обработка результатов анкетирования.
Материалы: анкета.
Исследовательские задания:
1. Проведите анкетирование сверстников и взрослых, пристрастившихся к курению (по анкете «Портрет курильщика»).
2. Обсудите результаты анкетирования.

Анкета «Портрет курильщика»
Инструкция. Этот опрос поможет вам и вашей команде узнать основные характеристики курильщика. Действительно ли курящие люди сильно отличаются от некурящих? Опросите как можно больше людей, особенно подростков, и заполните соответствующие графы анкеты их ответами. Начните с вопроса: «Не возражаете ли вы, если мы поговорим о курении?». Если ответ положительный, поинтересуйтесь, не отвечал ли ваш респондент уже на подобные вопросы. Объясните, что ваш класс занимается исследованием проблем курения и вы нуждаетесь в помощи респондента. Сообщите опрашиваемому, что опрос проводится анонимно и он вправе отказаться отвечать.
1. Вы курите?
а. Да.
б. Нет.
Если вы курите, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
2. Когда вы выкурили первую сигарету?
а. До 14 лет _____________________________
б. К 18 годам ____________________________
в. После 21 года _________________________
3. Почему вы начали курить?
а. Потому что ваши друзья курили ___________
______________________________________
б. Потому что ваши родители (или один из них) курили__________________________________
в. Потому что курил ваш старший брат или сестра
______________________________________
г. Для того, чтобы изменить свой имидж ______
д. Чтобы выглядеть старше _________________
е. Другое _______________________________
4. Сколько сигарет вы выкуривали вначале?
а. Менее 10 сигарет в день.__________________
б. Около пачки в день._____________________
в. Больше пачки в день.____________________
5. Сколько вы выкуриваете сейчас?
а. Менее 10 сигарет в день.__________________
б. Около пачки в день._____________________
в. Более пачки, но менее двух в день.__________
г. Две пачки и более в день _________________
6. Большинство ваших друзей курит?
Да_______________Нет__________________
7. Курит ли ваш друг (подруга) или супруг (супруга)?
Да_______________Нет__________________
8. Как бы вы оценили свою успеваемость? (Вопрос задается только подросткам.)
а. Выше средней._________________________
б. Средняя._____________________________
в. Ниже средней._________________________
9. Вы где-нибудь подрабатываете? (Вопрос задается только подросткам.)
Да________________Нет_________________
10. Собираетесь ли вы продолжить ваше образование? (Вопрос задается только подросткам.)
Да________________Нет_________________
11. Пытались ли вы когда-нибудь бросить курить?
Да________________Нет_________________
12. Если «да», то сколько раз?
а. Два раза._____________________________
б. От трех до пяти раз._____________________
в. Более пяти раз.________________________
13. Считаете ли вы, что курение опасно для вашего здоровья?
Да________________Нет_________________
14. Если бы вы знали о курении все, что знаете сейчас, до того, как пристрастились к сигарете, начали бы вы курить?
Да________________Нет_________________
15. Хотели бы вы быть некурящим, если бы бросить курить было не так трудно?
Да________________Нет_________________

Разделите класс на три группы. В каждой группе выберите капитана. Капитан каждой группы получает по два экземпляра анкеты «Портрет курильщика», а каждый учащийся — по одному. Объясните всему классу, что все ученики участвуют в анкетировании по поводу курения и должны получить ответы на вопросы у своих школьных товарищей, родителей и знакомых с тем, чтобы можно было иметь представление о характерных чертах курильщика. Раздайте бланки анкеты «Портрет курильщика».
Выпишите результаты проведенного опроса на доске в виде таблицы и обсудите их. Что говорят полученные ответы школьникам? Проведите беседу.
8 класс
Занятия 1–2. Принятие решения и роль влияния среды
Цель: сформировать у учащихся необходимость и показать пользу воздержания от курения как в плане сохранения здоровья, так и в плане укрепления характера.
Основные понятия: воздержание от курения, сохранение здоровья, укрепление характера, манипуляция, самооценка, групповое давление, конформизм.
Исследовательские задания:
1. Зачитайте классу характеристики двух совершенно непохожих друг на друга подростков.
2. После прочтения каждого описания быстро опросите школьников одного за другим, интересуясь тем, каково, по их мнению, главное достоинство представленного человека.
3. Приведите примеры классификации подростков по другим основаниям.
Подросток 1. Быть подростком чаще всего непросто. Совершенно неожиданно приходится принимать множество решений. И все: родители и, конечно же, друзья — уже имеют готовый ответ. А я не знаю, кто прав, и все тут! Прошлая пятница, 13-е число, была, как я и думал, препаршивейшим днем в моей жизни. Я провалился на контрольной. Задания были — тоска смертная. Я так ничего и не понял. Потом еще друг мой лучший говорит, что, если я не буду ходить с ним на тренировки по баскетболу, он не будет со мной разговаривать. И я хожу и выгляжу там как дурак, потому что баскетбол — это не для меня. Хотя я толком и не знаю, что в этой жизни «мое». К тому же пошли опять скандалы с родителями — они кричат, а я себе слушаю. Я так хочу, чтобы они оставили меня в покое!
Подросток 2. Есть много вещей, которые важны для меня, — друзья, семья, школа. Как ни трудно, но я пытаюсь найти время для всего, потому что мне все это нравится. Я решила посещать летние дополнительные занятия, чтобы подтянуть математику, и дала себе слово не вступать в споры со своей вредной сестрицей. Я даже разработала план, как уговорить родителей разрешить мне гулять по выходным подольше. Да, чуть не забыла, я решила, хотя это было довольно трудно, что Виктор мне все-таки не подходит. И мне все равно, что думают по этому поводу мои подруги.
Подсказка. Первому подростку очень трудно дается принятие решений. Он неуверен в себе и легко поддается влиянию со стороны сверстников. Он не самодостаточен, у него низкая самооценка, цель своей жизни он еще не определил. Второй подросток, девочка, напротив, добивается всего сама. Она не боится принимать решения, которые могут изменить ее жизнь. Судя по всему, она обладает достаточным самоуважением и имеет ясные цели. Ее не волнует мнение посторонних.
Выясните у учащихся, на кого им хотелось бы быть похожим: на первого подростка или на второго? Вынесите характеристики каждого на доску и проанализируйте их. Например:
Черты характера
Подросток 1 Подросток 2
Неуверенность в себе Уверенность в себе
Спросите учащихся, как первый подросток мог бы устранить недостатки своего характера, стать более уверенным. Спросите учащихся, у кого из подростков больше шансов начать курить. Почему?
Занятие-практикум 3. Принятие решения
Цель: научить учащихся видеть положительные черты своего характера и установить связь между курением и недостатками в своем характере.
Основные понятия: принятие решения, характер, положительные и отрицательные черты характера.
Материалы: бумага, фломастеры.
Исследовательские задания:
1. Выясните, что вам нравится в вас самих.
Попросите школьников открыть чистую страницу. Напишите на доске заголовок «Что мне нравится в себе самом» и попросите учащихся переписать этот заголовок в тетради. Пусть учащиеся напишут под ним пять своих качеств. Им необходимо отразить такие вещи, как внешность, характер, специальные навыки и т.д. Отведите на это не более 3 минут. Затем попросите учеников расположить эти качества в порядке убывания важности: от 1-го (самого важного) до 5-го (наименее важного). Дайте 2 минуты на это задание. Когда оно будет выполнено, попросите их отложить список на время в сторону.
2. Определите, что другие думают о вас.
Учащиеся прикрепляют друг другу на спину чистый лист бумаги. Свободно перемещаясь по классу, каждый вписывает в лист одноклассника по одному качеству, наиболее привлекательному для него в этом человеке. Если на каком-либо из листочков уже есть пять качеств, ничего добавлять нельзя, и ученик должен подойти к другому однокласснику. Постарайтесь организовать работу так, чтобы у каждого ученика было написано на листке по крайней мере четыре качества. Затем попросите учащихся сесть на свои места и просмотреть свои списки. Подчеркните, что теперь у них есть некоторое представление о том, как они выглядят в глазах других. Спросите, есть ли что-нибудь в списках, что их удивило. Пусть ученики сравнят полученные списки с теми, что они составили сами. Упоминается ли в них курение? Почему да, почему нет?
Занятия 4–5. Ролевая игра «Курильная опера»
Цель: ознакомить учащихся с факторами, влияющими на принятие решения в пользу или против курения.
Основные понятия: принятие решений, факторы принятия решений, роли.
Материалы: несколько экземпляров «Курильной оперы».
Исследовательские задания:
1. Запишите последовательность действий принятия решений.
2. Сравните варианты ответов среди учащихся по вопросу о курении (принятии алкоголя).
3. Сочините концовку «Курильной оперы».
Карточка последовательности принятия решения
q Какие существуют возможные варианты решений?
q Каковы отрицательные и положительные последствия каждого из вариантов?
q Могу ли я отказаться от этого варианта?
q Если нет, принимал ли я подобные решения в прошлом?
q Если да, то было ли это решение правильным и могу ли я снова принять такое же решение сейчас?
q К кому я могу обратиться за советом по поводу этого решения?
q Каково же мое окончательное решение? Как я должен действовать?
Занятие 6. Здоровье и выбор образа жизни. Часть 1
Цель: определить понятие «здоровье» и показать пагубное воздействие курения на самочувствие человека.
Основные понятия: здоровье, образ жизни, цели, мечты, положительные и отрицательные качества характера.
Исследовательские задания:
1. Понаблюдайте за собой во время игры «Остров мечты».
2. Проанализируйте свои слабые и сильные стороны, проявившиеся во время игры.
3. Проведите наблюдения за собой. Цель этого задания — помочь узнать себя, лучше выявить свои сильные и слабые стороны, более четко обрисовать намеченные цели и выработать план по их достижению. Ведите наблюдения за собой в течение нескольких недель и месяцев как личный дневник (например, в виде бланка). Можно при желании поделиться своими мыслями с близкими друзьями и родными, которые могут поддержать тебя, помочь советом.
4. Предварительно учащиеся должны ознакомиться с информацией об укреплении здоровья, имеющейся в библиотеке.
Игра «Остров мечты»
Объясните учащимся, что они будут играть в игру «Остров мечты». Скажите им, что это та игра, в которой сбывается мечта любого человека. Однако каждый ученик должен выбрать только одну мечту из предлагаемого списка: Здоровье, Богатство, Слава, Любовь, Дружба, Семья. Напишите эти слова в виде заголовков на доске. Работа должна проходить в быстром темпе. Спросите ученика: «Твоя мечта?», дайте ему всего лишь несколько секунд на ответ и спрашивайте следующего. Помечайте ответы школьников в соответствующих колонках на доске. После того как опрошены будут все, попросите некоторых из ребят объяснить свой выбор. Спросите, почему они не выбрали что-либо другое, в частности Здоровье. Пусть ученики обсудят, как решения касательно их здоровья, принятые ими теперь, скажутся в ближайшем и в отдаленном будущем на их мечтах и жизненных целях.
Занятие 7. Здоровье и выбор образа жизни. Часть 2
Цель: см. с. 173.
Основные понятия: см. с. 173.
Материалы: шкала здоровья.
Исследовательские задания:
1. В возрасте, когда школьники любят риск, курение им кажется интересным. Необходимо дать им понять, что они смогут распоряжаться своей судьбой, только сделав выбор в пользу здоровья и отказавшись от вещей, которые могут помешать им в жизни.
2. Подойдите к доске, на которой ведущим прикреплена таблица «Шкала здоровья», и очертите мелом колонку «Здоровье». Скажите ученикам, что хотели бы поговорить на тему здоровья. Вычертите на доске схему в виде таблицы (табл. 4) и попросите учащихся перерисовать ее в тетради.
Пусть ученики сыграют роли подростков X, Y, Z — это поможет при их обсуждении. На основе шкалы здоровья можно вычертить график.
Занятие-практикум 8. Как бросить курить?
Цель: показать возможный путь прекращения курения.
Материалы: два фрагмента по проблеме подросткового курения (см. с. 347—349).
Исследовательские задания:
1. Сравните два фрагмента по проблеме подросткового курения. Встаньте на позиции действующих лиц в представленных фрагментах.
2. Проанализируйте свои чувства, возникшие при чтении фрагментов.
3. Научите учащихся правильно вести себя с курильщиками. Учащиеся должны обсудить дисциплину родителей в вопросах курения и линию поведения в конфликтных ситуациях. Чем ближе знакомство школьников с подобными ситуациями, тем легче они будут с ними справляться. Изготовьте достаточное количество экземпляров фрагмента о семье Кузнецовых.
Разделите класс на две группы, одной предложите прочесть фрагмент 1, второй — фрагмент 2. В каждой группе выберите участников ролевой игры. Попросите их закончить диалоги. Проиграв оба эпизода, обсудите их концовку. Попросите учащихся предложить другие, благопристойные финалы. Спросите, не считают ли они, что Кузнецовы относятся к проблемам Маши чересчур спокойно и что конфликтная линия поведения Сережи приведет к тому, что курящие оставят свою привычку?
Учащиеся могут изготовить плакаты, чтобы ситуация выглядела реалистично.
9 класс
Занятие 1. Психология влияния группы
Цель: помочь учащимся осознать силу влияния подростковой среды при формировании привычки курения.
Основные понятия: подростковая среда, формирование привычки, конформизм, уступчивость, повиновение, одобрение, внушаемость.
Материалы: текст инструкции, сигареты (или их имитация).
Исследовательские задания:
1. Проанализируйте результаты теста «Вы и табак».
2. Предложите его близким людям и сверстникам.
Чтобы практически выявить, как влияет среда на привычки подростков, проведите ролевую игру «Влияние сверстников».
Разделите класс на две команды. Выберите капитанов и попросите капитана одной из команд покинуть класс, снабдив его следующей инструкцией: «Когда вы вновь войдете в класс, представьте себе, что находитесь на вечеринке с друзьями. У вас с собой пачка сигарет, хотя вы и подумываете о том, чтобы бросить курить. Попытайтесь закурить, когда вернетесь в класс».
После того как выбранный капитан покинет класс, сообщите его команде, что действие происходит на вечеринке; все собравшиеся — заядлые курильщики, которые должны приложить максимум усилий и не дать капитану «отколоться» от их компании. Задача же второй команды — послать представителей на вечеринку. Они некурящие и должны постараться убедить капитана не курить.
Учитель делит доску на две колонки — «за» и «против». Какой из списков окажется больше? Какой убедительнее? Почему? Затем обсудите вопрос о влиянии сверстников и почему так важно быть готовым противостоять такому влиянию. Всем классом обдумайте различные способы отказа от предложенных друзьями сигарет. Выпишите те варианты ответов на доску, которые, по мнению всего класса, наиболее эффективны.
Разделите оставшихся учащихся-зрителей на две группы. Первая группа записывает все услышанные аргументы в пользу курения, вторая — против него.
Занятие 2. Кампания «Нет — курению!»
Цель: убедить учащихся в необходимости изучения отношения общества к здоровью и курению.
Основные понятия: отношение к здоровью и отношение к курению.
Материалы: фломастеры, ватман.
Исследовательские задания:
1. Организуйте кампанию «Нет — курению!».
2. Пополните перечень видов занятий, заменяющих курение (см. с. 364). Придумайте к ним рекламу и текст.
Участие школьников в организации этого мероприятия поможет им применить на практике полученные знания, укрепиться в своем негативном отношении к курению и даст им чувство удовлетворения от сознания того, что они помогли своим друзьям, родным и близким отказаться от курения или бросить курить.
Можно предложить следующие виды работы:
q Организация «клиники» по борьбе с курением, в которой подростки могут получить консультацию, совет, ответы на любые вопросы, связанные с курением.
q Создание программы «Опека над курильщиками», в рамках которой учащиеся в индивидуальном порядке будут помогать курильщикам отказаться от пагубного пристрастия.
q Организация общешкольной кампании (школьное радио, видео, футболки с надписями, информационные бюллетени, значки).
q Конкурс на лучший «антиникотиновый» лозунг. Постановка мюзикла или пьесы в актовом зале школы.
q Демонстрация научных экспериментов на тему курения.
q «Цех здоровья», где учащиеся могли бы получить консультации по вопросам поддержания здоровья, здорового питания, записаться в специальные группы для занятий спортом и т.д.
q «Холл для некурящих».
q План освещения кампании в местных газетах и передачах телевидения.
Общими усилиями необходимо наметить мероприятия для осуществления кампании «Нет — курению!». Возможности здесь для педагога и учеников безграничны.
Занятие-практикум 3. Да здравствует чистый воздух!
Цель: ознакомить с физическими последствиями отказа от курения; показать пример уважительного отношения к людям, отказавшимся от курения.
Основные понятия: физиологические последствия; отказ от курения.
Исследовательские задания:
1. Пригласите в класс бывших курильщиков (как взрослых, так и подростков, безвозвратно бросивших курить), попросите их рассказать о своем опыте в борьбе с вредной привычкой.
2. Задавая вопросы в свободной форме, школьники могут обсудить с гостями следующие темы:
q Как отреагирует организм на отказ от курения?
q Как оценивает человек состояние здоровья в период, когда он курил, и после отказа от табака?
q Оказывали ли курение или отказ от курения влияние на образ жизни этого человека или достижение поставленных целей?
Занятие 4. Письмо сверстнику
Цель: научить выдвигать убедительные аргументы против курения в реальных жизненных ситуациях.
Основные понятия: аргументы, жизненные ситуации.
Материалы: материалы газетной рубрики «Письмо сверстнику» (см. с. 367—369).
Исследовательские задания:
1. Соберите из газет и журналов рекламу сигарет.
2. Определите, что в ней привлекает вас.
3. По специальной методике, приведенной ниже, обобщите материалы, изложенные учащимися в «Письме курящему сверстнику» (см. с. 370—374).
1. Испытываемые чувства по отношению к курению подростка.
2. Ассоциации, которые вызывает курящий подросток.
3. Причины вызванных ассоциаций.
4. Мотивы курения подростка.
5. Мотивы некурения автора «письма».
6. Возраст, когда автор «письма» начал курить.
7. Отношение к курению в детстве.
8. Оценка значимости прекращения курения автором «письма».
9. Оценка продолжения курения в настоящее время автором «письма».
10. Варианты начала курения с точки зрения способа решения конфликта со сверстниками: а) приспособление; б) компромисс; в) соперничество; г) сотрудничество; д) избегание.
11. Оценка пристрастия подростка к курению.
12. Оценка ощущений и чувств, которые испытывает подросток при курении.
13. Оценка привлекательности процесса курения для подростка.
14. Добыча денег на сигареты.
15. Оценка положительных последствий курения для подростка.
16. Оценка тяжести для здоровья подростка процесса курения.
17. Перечень ситуаций, при которых подросток чаще закуривает.
18. Перечень обстоятельств, которые мешают подростку бросить курить.
19. Перечень того, что может волновать родителей в подростке.
20. Действия учителей, осуждающих курение подростков.
21. Предполагаемые развлечения курящего подро­стка.
22. Какие сверстники для курящего подростка наиболее привлекательны.
23. Какие учителя нравятся курящему подростку.
24. Отношение курящего подростка к школе и учебе.
25. Особенности характера курящего подростка.
26. Стиль общения курящего подростка со сверстниками.
27. Осознание последствий курения автором «письма».
28. Способы борьбы с никотиновой зависимостью.
29. Пол автора «письма».
30. Образование автора «письма».
31. Возраст автора «письма».
32. В каком классе учится автор «письма».
33. Место жительства автора «письма».
34. Отношение автора «письма» к курению подростков.
35. Оценка автора «письма» курящих взрослых.
36. Оценка автором «письма» своего характера.
37. Оценка автором «письма» особенностей своего общения с другими людьми.
38. Перечень черт характера автора «письма», которые не позволили начать курить (или помогли отказаться от курения, или не дали возможности бросить курить).
39. Курение родителей или родственников автора «письма».
40. Успеваемость автора «письма».
При проведении данного занятия важно учитывать следующее.
q Жизненные ситуации, описанные в «письмах», предназначены для того, чтобы показать подросткам, как хорошие навыки принятия решения и такт могут помочь учащимся с честью выйти из подобного рода сложных обстоятельств.
q Занятие рассчитано на учащихся, которые уже пристрастились к курению. Оно, кроме того, может помочь некурящим ученикам понять, насколько трудно бывает курильщикам оставить эту пагубную привычку. Советы о том, как бросить курить, могут оказаться полезными для тех учащихся, чьи друзья или родные курят.
q Обсудите с учениками варианты ответов на каждое из писем. При обсуждении первого письма попросите их сформулировать разницу между привычкой (представляющей собой приобретенную и закрепившуюся в результате частого повторения поведенческую модель) и наркотической зависимостью (вынужденное употребление вызывающих привыкание наркотических веществ, одним из которых является никотин).
q Отметьте, что курение приводит к возникновению серьезной зависимости. Помимо физической зависимости от никотина существует и психологическая зависимость, которая, как правило, сильнее. Именно поэтому курильщикам приходится часто идти на изменение своего образа жизни, чтобы навсегда избавиться от пагубной привычки.
q При обсуждении второго письма убедитесь в том, что подростки знают все те опасности (недостаточный вес новорожденного, самопроизвольный выкидыш, преждевременные роды и гибель плода), которым подвергает себя курящая беременная женщина. Неплохо было бы пригласить на урок педиатра.
q Вслед за занятием проработайте материал «Как бросить курить?».
Занятия 5–6. Психология воздействия рекламы
Цель: ознакомить учащихся с механизмами воздействия рекламы на человека.
Основные понятия: реклама; когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты в рекламе.
Исследовательские задания:
1. Приведите примеры из личных наблюдений за эмоциональной рекламой.
2. Определите путем наблюдения навязчивые примеры рекламы. Проанализируйте, почему это происходит.
3. Проведите анкетирование сверстников по теме «Курение и реклама».
Примерный перечень вопросов:
q Как вы относитесь к курению?
q Считаете ли вы, что реклама может быть эффективным способом для борьбы с курением? Если да, то почему?
q Какой вариант рекламы против курения, появляющийся периодически на экране телевизоров, нравится вам больше всего?
q Какой лозунг вы бы сами предложили на рекламном щите против курения?
q Хотели бы вы принять участие в создании рекламного проекта? Если да, то почему? Какой проект вам интересен?
4. Понаблюдайте за рекламными роликами. Определите в них способы стимулирования запоминания рекламы без надоедания.

Занятие 7. Реклама курения
Цель: ознакомить с приемами рекламы курения и уловками рекламодателей.
Основные понятия: реклама, приемы рекламы, восприятие рекламы.
Материалы: реклама, портрет курильщика.
Исследовательские задания:
1. Определите самые действенные рекламные приемы.
2. В рекламе каких товаров используются эти приемы?
Распространение информации или слухов с целью оказания влияния на людей называется пропагандой. Важно знать, когда рекламное объявление сообщает достоверные факты, а когда — стремится убедить покупать определенный товар. Для того чтобы отличать одно от другого, подростки должны уметь распознавать приемы, которые используются в рекламе товаров, особенно табачных изделий. Если учащиеся смогут отличать, что есть достоверная информация, а что — дезинформация, они смогут лучше принимать решения, основываясь на реальных фактах.
Учитель собирает принесенные учащимися образцы рекламы, выбирает из них 5–6 и прикрепляет на доску. Под каждым образцом он выписывает отмеченные подростками положительные стороны каждого рекламного объявления (например: симпатичный герой, курение выглядит привлекательным, человек выглядит довольным, богатым и т.д.). Затем ведущий предлагает обсудить следующие вопросы:
q Почему реклама подает курение только в положительном свете?
q Хотят ли рекламодатели, чтобы мы походили на рекламные модели? Каким образом?
q Следует ли запрещать рекламу?
Покажите классу несколько образцов рекламы табачной продукции из всевозможных журналов, посвященных музыке, автомобилям, знаменитостям, популярным в подростковой среде, включая те, которые явно рассчитаны на подростковую аудиторию.
Используя только что помещенные на доске рекламные образцы и добавляя по мере необходимости новые, попросите учащихся оценить каждую рекламу (так же, как они делали и со своими образцами) с точки зрения торговой стратегии, приемов убеждения и привлекательности для аудитории, на которую реклама рассчитана.
Обсудите с ними следующее: считают ли они рекламу правдивой? заведомо ложной? нечестной? провокационно привлекательной для подростков?
Сообщите учащимся, что в целях повышения привлекательности для подростков производители табачных изделий прибегают к следующим приемам:
q Выставляют курение в качестве символа взросления.
q Делают сигарету показателем «взрослости».
q Демонстрируют, что люди, курящие сигареты, экстравагантны и интересны.
q Связывают курение с вином и пивом.
q Никогда не упоминают о здоровье.
На основе информации, содержащейся в «Портрете курильщика», предложите подросткам обобщить факторы, кроме рекламы, которые могут оказывать сильное влияние (например, влияние сверстников, родителей, братьев и сестер; низкая самооценка и некоторые другие) на подростка.
Занятие 8. Истоки здоровья
Цель: помочь учащимся понять, что здоровье является важнейшей социальной ценностью, и оно формируется на протяжении всей жизни.
Основные понятия: социальная ценность здоровья, отношение к здоровью, оценка здоровья.
Исследовательские задания:
1. Подберите или придумайте две рекламы для новой продукции, соответствующей девизу «Мы за здоровый образ жизни». Одна реклама должна быть предназначена для журнала или доски объявлений, другая — для показа по телевидению.
2. Используя материалы занятий по рекламе, составьте тексты или слоганы к рекламе здорового образа жизни.
3. Каждая из команд должна продемонстрировать рекламное объявление и ролик. Внимательно изучите каждое объявление, выписывая на доске различные приемы привлечения и убеждения покупателей, наподобие тех, что перечислены в материале «Основные рекламные приемы».
4. Разработайте правдивую рекламу сигарет.
5. Обсудите с учащимися приемы, обеспечивающие успех рекламы.

10 класс, ПТУ, ССУЗ,
первые курсы ВУЗов
Занятие 1. Табак и история
его распространения
Цель: ознакомить учащихся с историей распространения курения среди людей.
Основные понятия: табак, курение, вред курения.
Исследовательские задания:
1. Опросите 5 взрослых знакомых курящих людей по следующим вопросам:
q Когда вы начали курить?
q Как это произошло?
q Жалеете ли вы об этом?
q Пытались ли вы бросить курить и в связи с чем?
q Сколько сигарет вы выкуриваете в день?
2. Изучите, как распространялось курение в нашей стране.
Занятия 2–3. Свойства никотина. Курение и сердечно-сосудистая система
Цель: показать свойства никотина и взаимосвязь курения с изменениями в сердечно-сосудистой системе.
Основные понятия: никотин, эйфория, условный рефлекс, вторичные привычки, токсичность, вегетативная нервная система, сухая возгонка табака, сердечно-сосудистая система.
Исследовательские задания:
1. Подберите информацию для доказательства влияния курения на возникновение различных заболеваний в ряду других факторов (питание, вода, наследственность, загрязненность среды (экология), половая принадлежность и др.).
2. Побеседуйте с родителями о том, что они знают о влиянии курения на организм человека.
Занятия 4–5. Курение и его последствия для организма
Цель: определить последствия курения на организм человека.
Основные понятия: органы дыхания, вторичные привычки, рак, обмен веществ, аллергия, половая потенция, беременность, органы чувств, продолжительность жизни, «пассивный» курильщик.
Исследовательские задания:
1. Опишите последствия курения на нервную систему и органы чувств.
2. Проранжируйте эти последствия по степени важности.
Занятия 6–7. Психология курения
Цель: ознакомить учащихся с психологическими механизмами привыкания к курению.
Основные понятия: отравление никотином, фазы употребления табака, никотиновая абстиненция.
Исследовательские задания:
1. Найдите в художественных произведениях описание состояния курильщика.
2. Попробуйте провести их классификацию, положив в основу отрицательные или положительные эмоции, различные ситуации, возможные личностные характеристики.
Занятие 8. Мотивы курения
Цель: ознакомить учащихся с мотивами курения, сформировать умение их анализировать.
Основные понятия: мотивы, подражание, стремление к взрослости, самоутверждение, экспериментирование.
Исследовательские задания:
1. Составьте анкету по изучению мотивов курения у взрослых людей.
2. Проведите анкетирование взрослых по выяснению их мотивов курения.
3. Проанализируйте полученный при анкетировании материал.
11 класс, ПТУ, ССУЗ, первые курсы ВУЗов
Занятие 1. Профилактика курения
Цель: сформировать установку «За жизнь без табака».
Основные понятия: профилактика, тяга к курению, меры профилактики организационного характера, методы борьбы с курением.
Исследовательские задания:
1. Посетите ближайшую школу (ПТУ, техникум, вуз) и выясните, какие профилактические меры в ней предпринимаются для предупреждения курения среди учеников и студентов (побеседуйте с учащимися, педагогами, социальным педагогом, психологом).
2. Результаты проанализируйте в классе (группе).
Занятие 2. Угасание привычки
Цель: дать представление о механизмах угасания привычки.
Основные понятия: угасание, заучивание, эмоциональное подкрепление, виды поведения.
Исследовательские задания:
1. Опросите взрослых, родителей по поводу того, какие плохие привычки в течение жизни у них исчезли и почему.
2. Составьте рассказ об одной из исчезнувших плохих привычек у родителей.
Занятия 3–4. Как бросить курить?
Цель: ознакомить учащихся с программой отказа от курения.
Основные понятия: релаксирующее средство, самонаблюдение, самопознание, события жизни, угасание импульса курения, абстинентный синдром.
Исследовательские задания:
1. Выясните у взрослых знакомых, какие еще есть способы отказа от курения.
2. Составьте схему отказа от курения.
Занятия 5–6. Выработка хороших привычек
Цель: показать учащимся способы выработки хороших привычек.
Основные понятия: удовольствия, самовоспитание, радость, желательные виды поведения, предвосхищение, висцеральное научение, Я-концепция, психическая саморегуляция, воображение, эндорфины, мотив.
Исследовательские задания:
1. Проанализируйте, как формировались ваши хорошие привычки.
2. Составьте рассказ о появлении у вас одной из хороших привычек.
Занятие 7. О психических механизмах саморегуляции
Цель: ознакомить учащихся с психическими механизмами саморегуляции.
Основные понятия: привычное действие, образ-стимул, саморегуляция, психические механизмы, пусковой образ, привычка, навык, удовольствие, потребность.
Исследовательские задания:
1. Понаблюдайте за своими знакомыми, какие привычные действия для них характерны.
2. Дайте описание этих действий с точки зрения психологических механизмов саморегуляции.
Занятие 8. Психология научения
Цель: ознакомить учащихся с закономерностями научения.
Основные понятия: научение, переживание, образ, самоподкрепление, мотивация.
Исследовательские задания:
1. Подумайте, что вы используете в качестве самоподкрепления при подготовке уроков.
2. Ответьте, как правильно использовать самопод­крепление при подготовке уроков.

Подробнее почитайте курс и все таблицы и схемы к курсу  Жизнь без табака (5-11 класс)

Источник: Сизанов А.Н., Поплавский Н.Н., Хриптович В.А. Жизнь без табака: Пособие для педагогов.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.