Страница 4 из 7
7 класс Занятие 1 Цель — формирование представлений о преимуществах здорового образа жизни. «Мышка без норки» Один участник игры — «мышка» — остается без стула, он должен успеть занять стул, пока остальные «мышки» перебегают из «норки в норку» (со стула на стул). «Защита фантастических проектов» Тренеру необходимо сформулировать основные принципы и правила составления проектов. Группа делится на подгруппы. Каждой подгруппе предлагается придумать проект на какую-либо тему — например, город под водой или космический город. Условия защиты проекта следующие: доброжелательность слушающих, которая помогает снять тревожность у замкнутых, стеснительных «проектировщиков». Авторы воплощают свои замыслы в рисунках, рассказывают об образе жизни жителей фантастических городов. При обсуждении обращается внимание учеников на то, что курение не вошло в проект, т.е. оно остается признаком экологического кризиса. «Заключительное слово» Участники группы высказывают свое мнение о значении здорового образа жизни, об умении защитить экологический проект. Занятие 2 Цель — развитие креативности (способности к творчеству) личности. «Самоописание» Каждый член группы характеризует себя путем отождествления с растением, каждый участник говорит: «Я — …», называет растение и описывает его. «В мастерской скульптора» Участники группы из пластилина создают символические скульптурные воплощения своих проблем. Устраивается выставка работ, авторы рассказывают о своих произведениях. Затем предоставляется возможность переделать скульптуру так, чтобы достичь эмоционального эффекта самовыражения. Тренер должен сказать участникам, что художественное мастерство выполненной скульптуры не оценивается. «Теперь и потом» Учащиеся на карточках описывают события своей жизни с учетом прошлого, настоящего и будущего времени. Затем, используя знания о последствиях употребления табака для человека и представляя себя в будущем ведущим нездоровый образ жизни, они переписывают собственную «линию жизни» и обсуждают, как пристрастие к дурману влияет на те события, которые люди планируют на будущее. «Заключительное слово» Задача ведущего — формирование умения говорить «нет». Все ученики становятся в круг, держась за руки. Каждый по очереди говорит: «Я могу сказать «нет» табаку». После каждого высказывания вся группа повторяет эту фразу, ритмично хлопая в ладоши. Занятие 3 Цель — формирование положительной Я-концепции. «Игра — драматизация на куклах» Ведущий начинает рассказывать историю о некоем персонаже, который в школе зашел в туалет и увидел, что его одноклассники (одноклассницы) курят. Что было дальше? Ведущий предлагает участникам группы создать драматический этюд с помощью кукол. Этюд разрабатывается и исполняется подгруппами. Затем происходит обмен впечатлениями и обсуждение. «Невинные жертвы» С привлечением местных статистических данных учитель рассказывает школьникам о детях матерей, употреблявших табак в период беременности. Для группового обсуждения предлагается создать сценарий ситуации под общим названием «Подумай о других». Занятие 4 Цель — развитие волевой сферы личности. «Сыграем спектакль» Участники действия: отец, мать, бабушка, дедушка, дети. Сюжет участники придумывают по ходу. В процессе обсуждении поднимаются гендерные проблемы курения. Ведущий предлагает обсудить фрагмент исследования Б.М. Теплова «Ум полководца» (М., 1985). В нем утверждается, что от полководца требуется наличие двух качеств — выдающегося ума и сильной воли (причем под словом «воля» подразумевается очень сложный комплекс свойств: сила характера, мужество, решительность, энергия, упорство и т.п.). Эта мысль совершенно бесспорная. Наполеон внес в нее совершенно новый оттенок: дело не только в том, что полководец должен иметь и ум, и волю, а в том, что между ними должно быть равновесие, что они должны быть равны. «Военный человек должен иметь столько же характера, сколько и ума», — говорил Наполеон. Дарование настоящего полководца он сравнивал с квадратом, в котором основание — воля, высота — ум. Квадрат будет квадратом только при условии, если основание равно высоте; большим полководцем может быть только тот человек, у кого воля и ум равны. Если воля значительно превышает ум, полководец будет действовать решительно и мужественно, но мало разумно, в обратном случае у него будут хорошие идеи и планы, но не хватит мужества и решительности осуществить их. Практический интеллект и есть единство ума и воли. Каждый член группы определяет в соответствии со схемой соотношение у себя воли и практического интеллекта (рис. 4). «Пословицы» Ведущий предлагает участникам группы объяснить, что означают пословицы: «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?», «Семь раз отмерь — один раз отрежь». Затем проводится обсуждение ответов. «Заключительное слово» Ученики становятся в круг. Все участники повторяют за ведущим: «Я ценю твердый, волевой характер, но добрый, без эгоизма, трусости и нытья. Я умею руководить и подчиняться. Я все больше умею и знаю. Я учусь думать. Мой ум руководит моим характером. Я ценю смелость, ответственность и доброту». Занятие 5 Цель — формирование умения отказать. «Конкурс ораторов» Желательно, чтобы это упражнение выполнило как можно больше учеников. Этот конкурс предполагает импровизацию. Вызывается любой участник (можно по жребию). Он должен произнести 2–3-минутную речь на любую заданную группой тему. Это задание следует разыграть тогда, когда в группе сложится достаточно доброжелательный климат и возникнет более полное доверие друг к другу. Тема выступления — «Как я отказался от предложения сверстника закурить». «Невербальная коммуникация» Упражнение выполняют пары. Каждый выражает нечто мимикой, жестами так, чтобы его поняли. Например, твой друг находится на седьмом этаже, ты — внизу, во дворе. Объясни ему что-то жестами, попроси его о чем-нибудь. «Мощная бомбардировка» Учащийся садится на «горячий стул» в центре круга, образованного одноклассниками, и выслушивает суждения каждого по порядку о качествах, сильных сторонах своей личности, которые высказывающий ценит, любит, принимает в нем. Такой прием учит школьников находить, давать и получать оценку сильных сторон друг у друга. «Обмен впечатлениями» Участники группы высказывают по очереди свои чувства, подчеркивая значение самостоятельно принимаемых решений, умение отказываться от неподходящих предложений.
|