На главную Психология для всех Психосоматика Профилактика психосоматических заболеваний у детей
Профилактика психосоматических заболеваний у детей
Психология для всех - Психосоматика

Учитывая тот факт, что в последнее время увеличивается количество детей с различными заболеваниями, важно создать среду, направленную на сохранение здоровья и профилактику психических и соматических заболеваний. Несмотря на развитие современной медицины, количество психосоматических заболеваний у дошкольников и школьников растет. Большинство из них являются последствиями стрессов и определяются психологическими факторами. Это указывает на возможность и целесообразность психокоррекционной работы, способствующей нормализации психосоматического состояния личности.

§ 2.1. Официальная статистика заболеваемости в стране

Согласно данным «Научного центра здоровья детей» около 35 % детей в России рождаются с различными осложнениями или заболевают в первый год жизни. Из-за травм и заболеваний многие получают инвалидность еще в детском возрасте. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) состояние здоровья зависит от четырех факторов:
— наследственность — 20 %;
— экологически благоприятная среда — 20 % (со временем вклад этого фактора будет увеличиваться);
— медицинское обеспечение — 10 % (со временем вклад этого фактора будет уменьшаться);
— образ жизни человека — 50 %.
Таким образом, можно отметить, что серьезную роль в укреплении своего здоровья играет сам человек. Поэтому не совсем правомерно снимать с себя ответственность за собственное здоровье и здоровье близких с себя и перекладывать ее на внешние факторы. Образ жизни человека включает его психологические особенности, жизненный опыт, семейные и местные обычаи и стандарты жизни, характерные для данного социального слоя, региона, государства. Мы не всегда может повлиять на внешние факторы (экологию, наследственность, здравоохранение), но вправе изменить свой образ жизни. Его качественное улучшение может повлиять и на физическое состояние человека.
В последнее время все больше статей и исследований посвящено теме психосоматических заболеваний. Отметим, что психосоматика — это направление в медицине и психологии, которое исследует влияние психологических факторов на возникновение заболеваний . Основным постулатом этой науки является утверждение, что в основе психосоматического заболевания лежит реакция на эмоциональное переживание, сопровождающаяся функциональными изменениями и патологическими нарушениями в органах.
Как утверждает И. Г. Малкина-Пых «по данным ВОЗ, от 38 до 42 % всех пациентов, посещающих кабинеты соматических врачей, относятся к группе психосоматических больных». Данные П. И. Сидорова и И. А. Новиковой говорят о еще большей их распространенности. Они утверждают о 50—70 % психосоматических заболеваний среди населения трудоспособного возраста, отмечая такие заболевания как заболевания желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы, хронических неспецифических болезней, эндокринные расстройства и др.
Вопросы для самоконтроля к § 2.1
1. Какие факторы определяют состояние здоровья населения?
2. Связано ли физическое состояние с психическим?
3. Что такое психосоматика?
Задания для самостоятельного выполнения к § 2.1
1. Проанализируйте отчет «Краткие итоги выборочного обследования «Влияние поведенческих факторов на состояние здоровья населения», представленный на сайте
Федеральной службы статистики. Какие выводы можно сделать на его основе?
2. Проанализируйте информацию, представленную на сайте Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Челябинской области в разделе «Население» . Представьте анализ одного из разделов на выбор.

§ 2.2. Причины психосоматических заболеваний

Как правило, целесообразно говорить о комплексе факторов, приводящих к психосоматическому заболеванию: наследственная отягощенность или предрасположенность, нарушения деятельности центральной нервной системы (ЦНС), личностные особенности, психическое и физическое состояние во время действия психотравмирующих событий и сами особенности психотравмирующих событий. Ни одна из данных причин сама по себе не может спровоцировать психосоматическое заболевание. Только их сочетание со временем может спровоцировать саму болезнь.
Говоря о психологических причинах возникновения болезней, то можно выделить семь источников психосоматических заболеваний:
1) внутриличностный конфликт (противоборство между сознательной частью личности и бессознательной);
2) вторичная выгода;
3) эффект внушения другим;
4) элемент «органической речи»;
5) идентификация;
6) самонаказание;
7) болезненный травматический опыт прошлого.
Стоит отметить, что первый источник заболеваний —
внутриличностный конфликт — встречается достаточно часто в кризисные периоды жизни человека. Если учитывать, что нормативных кризисов в развитии человека насчитывается около десяти по разным исследованиям , то каждый человек в тот или иной период переживает такое состояние. Особенно в подростковом возрасте дети испытывают множество переживаний, конфликтных состояний. Это связано с переломным моментом в развитии личности: переходе от детства ко взрослости. Кстати, в этот период можно отметить частые болезненные состояния у подростков.
Ситуация 1. 13-летнюю девочку госпитализировали с подозрением на аппендицит. Она жаловалась на резкие боли, тошноту, отмечалось повышение температуры тела до 37 градусов. Медицинское обследование не выявило аппендицита. Девочка отмечет, что уже седьмой раз госпитализируется с данными симптомами, примерно раз в три месяца. Она знает персонал больницы. Ей комфортно лежать в больничной палате. Навещать ее приходит мама, которая живет отдельно с младшим братом и новым мужем. Сама же девочка воспитывается бабушкой.
Данная ситуация характерна для многих подростков. Особенно для тех, которым не хватает родительского внимания и тепла. Своей болезнью они удовлетворяют потребность во внимании и любви, которые все меньше получают взрослеющие дети.
Следующий источник психосоматических заболеваний — вторичная выгода — является достаточно распространенным. Современному человеку выгодно болеть: он получает отдых, заниженные требования. Детская болезнь позволяет ребенку получить повышенное внимание со стороны родителей, заботу или дает возможность укрепить распадающуюся семью.
Ситуация 2. Мама привела 10-летнего сына на психологическую консультацию с запросом на коррекцию его агрессивности. В ходе консультации выяснилось, что как таковой агрессивности нет, но у мальчика сахарный диабет (он инсулинозависимый). Ребенку год назад поставили этот диагноз. Сначала мама жаловалась на то, как ей трудно с двумя детьми, один из которых с инвалидностью, второй еще совсем малыш. Однако позже она сказала, что эта болезнь даже спасает ее: она способствовала снижению претензий и требований в ее адрес со стороны родителей, дала возможность получать от них финансовую поддержку, муж стал более внимателен и заботлив.
Таким образом представленная ситуация демонстрирует смысл болезни ребенка в снижении претензии социума к его матери. Порой физическое страдание переносится легче, чем психическое. Данная ситуация является таким примером.
Такой источник болезни как эффект внушения другим чаще также можно увидеть у детей. Когда родители говорят о том, что от холодного молока или мороженного горло заболит, то со временем так и происходит. Примечательно, что чем больше родители беспокоятся о возможности ребенка заболеть, тем чаще она и проявляется. Часто болеющие дети у тревожных и порой «очень правильных» родителей.
Ситуация 3. Одна очень тревожная мама жалуется на частые болезни своего ребенка. Причём она говорит, что очень серьёзно следит за тем, чтобы ребенок не заболел. Если он вспотел, она сразу его переодевает (меняет кофточку, носочки). Чтобы не было заболеваний желудочно- кишечного тракта, она следит за его питанием. Готовит еду только на пару, у ребенка своя индивидуальна тарелка, ложка и кружка. Чтобы ребенок не получил травмы, ему не разрешается прыгать с дивана, бегать и кувыркаться. Однако чем больше мама тревожится за здоровье своего ребенка, тем чаще он болеет.
Следующий источник заболеваний в психосоматике элемент «органической речи». Такие выражения как «голова идет кругом», «я схожу от него сума», «у меня за него сердце болит», «вы меня в могилу сведете» очень опасны для человека. Немецкий психотерапевт Носсрат Пезешкиан обнаружил слова, программирующие болезни тела. Он убедительно доказал, что эти разрушительные слова, напрямую влияющие на физиологические органы человека, присутствуют в коммуникации всех людей. Изначально человек включает такие слова-разрушители в свою речь (тем самым закладывает программу конкретной болезни) — и только потом возникает сама болезнь. Причем не какая-нибудь болезнь, а именно та, которая была заявлена. Иными словами не сами болезни передаются по наследству, а лексика (словарный запас), которая эти болезни программирует от поколения к поколению .
Говоря об идентификации как источнике заболеваний, стоит отметить, что дети, очень привязанные к своим родителям, порой начинают копировать их болезни. Взрослый является авторитетом для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Дети усваивают нормы поведения часто по подражанию. Они многое повторяют за своими близкими, включая болезни. Причем можно отметить, что идентификация встречается не только в детском возрасте. Даже взрослый человек может подсознательно копировать модели поведения значимого для него лица, в том числе и болезненные проявления.
Самонаказание как источник психосоматического заболевания встречается чаще, наоборот, у взрослых людей. Это может проявиться в момент утраты близкого человека, ухода его из жизни. Жить после такой потери счастливо представляется некоторым людям не возможным. И искупить вину за свое пребывание на этом свете после такой утраты, человек может через болезнь. Страдая, он тем самым себя успокаивает и наказывает за возможную виновность в потере близкого.
Болезненный травматический опыт прошлого является самым распространенным источником психосоматических заболеваний. Ни одно событие не проходит бесследно. Даже если человек не помнит каких-либо потрясений в своей жизни (сработала психологическая защита «вытеснение»), оно остается на уровне подсознания. Заблокированное, неотреагированное негативное переживание фиксируется в теле. Мышечные зажимы могут быть проявлением энграмм (следов) памяти. На данный зажим наслаивается следующие зажимы, как результаты переживаний негативных ситуации. В итоге функциональное изменение (отдельные боли) приводят к органическим изменениям в определенной системе организма. Так формируется заболевание.
Ситуация 4. Мэрилин Мюррей в своей автобиографической книге «Узник иной войны» продемонстрировала данный фактор. Она повествует о том, что, не смотря на ее личностную, финансовую и социальную успешность, здоровье оставляло желать лучшего. С каждым годом оно ухудшалось. В свои сорок лет женщина выглядела на 60 и не могла выдерживать жуткие боли. Обратившись к психотерапевту, она на одном из сеансов вспомнила, что в 9 лет подверглась сексуальному насилию. Эта ситуация была вытеснена, не проработана и поэтому со временем стала проявлять в соматическом плане.
Таким образом, можно отметить, что разные явления психологического характера могут спровоцировать психосоматические заболевания. Учитывая то, что современные дети являются более чувствительными к трудностям, то каждый ребенок находится в группе риска по возникновения психосоматического заболевания.
Вопросы для самоконтроля к § 2.2
1. Укажите семь источников психосоматических заболеваний.
2. Какой травматический опыт прошлого может оказаться болезненным для психического развития личности?
3. Какую вторичную выгоду могут представлять психосоматические заболевания?
Задания для самостоятельного выполнения к § 2.2
1. Дайте характеристику «психосоматичного ребенка».
2. Приведите примеры из собственной практики проявления психосоматичного заболевания.

§ 2.3. Семья и образовательные учреждения как факторы психосоматических заболеваний у детей

Важнейшим фактором формирования психосоматических расстройств является все же семья, и, как правило, дисфункциональная. Ни для кого не секрет, что основная часть социализации у человека происходит в семье, а нарушения семейных взаимоотношений будут способствовать формированию той или иной патологии.
В раннем возрасте мать определяет отношение ребенка к миру и себе, она формирует у него язык тела. Если обратиться к характеристикам психосоматической матери то можно обнаружить следующие ее описания: сверхвключенность, авторитарность, доминирование, высокая тревожность, враждебность, навязчивость или требовательность, внутренняя конфликтность.
В литературе выделяют следующие проявления психосоматогенных семей:
1) сверхвключенность родителей в жизненные проблемы ребенка, это вредит его самостоятельности и не развивает защитные механизмы;
2) сверхчувствительность каждого члена семьи к дистрессам другого;
3) слабая способность менять правила взаимодействия в ситуации изменяющихся обстоятельств, ригидность взаимоотношений;
4) склонность избегать выражения своего мнения, открытого обсуждения конфликтов;
5) заболевание ребенка часто играют роль стабилизатора в супружеском конфликте.
Иными словами можно говорить, что важным условием здоровья личности является психически благополучная семья. Поэтому если родители будут психологически компетентны, будут понимать и ценить своего ребенка, давать ему «нужную порцию» положительных эмоций, а самое главное будут любить и заботиться друг о друге, тогда можно сказать, что ребенок будет более стрессоустойчив и соответственно здоров.
Часто в психологическом консультировании можно обнаружить семейный фактор ведущим в картине психического и соматического состояния ребенка. Как правило, ребенка приводят на консультацию к психологу с каким-либо поведенческим отклонением, трудностями коммуникации, эмоциональными или интеллектуальными особенностями. И во всех трудностях ребенка родители винят либо его самого, либо кого-либо другого. Но если изучить суть ситуации, то можно найти комплекс причин, среди которых достаточно часто есть семейный фактор. Однако не каждый родитель готов принять ответственность за состояние своего ребенка и более того готовность меняться свою систему взаимоотношений как непосредственно с ребенком так и в семье в целом. Если же ребенок заболевает, то его ведут к врачу и редко задумываются о психологических причинах болезни. Мы ни в коем случае не выступаем против официальной медицины. Мы полагаем, что если медикаментозное лечение подкрепить психотерапевтическим, эффект будет гораздо внушительней. Собственно говоря, и количество последующих заболеваний можно снизить.
Ситуация 5. Мама привела к психологу мальчика двух с половиной лет с жалобами на «психологический запор». У ребенка страх дефекации и поэтому он по неделям терпит, что приводит к серьезным запорам. Во время рассказа
0 своих взаимоотношениях с мужем, жалуясь на конфликтность в них, женщина несколько раз произнесла фразу: «Я держу в себе», говоря о своих эмоциях гнева, раздражения. Проработав подавленные эмоции не только с ребенком, но с его мамой получили через некоторое время нужный результат. Если мать подавляет эмоции, ребенок их тоже сдерживает, а заблокированная эмоция часто переходит в заболевание. Трудности в семейных отношениях между супругами отражаются на физическом состоянии ребенка или на его поведении.
Автор книги «Детская психосоматика» Н. Ю. Дмитриева отмечает, что многие детские психосоматические проявления возникают под воздействием психических факторов (неправильного воспитания в семье, стрессов, учебных перегрузок и др.). Далее они проявляются в виде гастрита, невроза, бронхиальной астмы, нейроциркуляторной дис- тонии и других болезней. Причем, самым важным с нашей точки зрения является то, что вылечить эти заболевания можно с помощью психологической коррекции поведения родителей и ребенка.
Ситуация 6. Женщина пришла на консультацию к психологу, чтобы разобраться в вопросе: сохранять ли семью или развестись с мужем. Она говорила о том, что с самого первого дня семейной жизни у них много разногласий. Муж ограничивает ее в финансах, не помогает в воспитании ребенка, которому еще нет и трех лет. Жаловалась на его равнодушие и замкнутость. На вопрос: как чувствует себя ребенок. Она сказала, что у него с года поставлен диагноз — бронхиальная астма.
Данная ситуация показывает, что соматическое состояние детей серьезно зависит от психологической атмосферы в семье. Еще в 50-х годах прошлого века Ф. Александер выделили 7 психосоматических заболеваний. Это: гипертония, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, специфический язвенный колит, тиреотоксикоз, ревматоидный артрит, нейродермит и бронхиальная астма. Сегодня насчитывают психосоматических болезней более ста. К ним относят онкологию, ожирение, сахарный диабет, бесплодие и другие .
Роль социальных институтов в развитии психосоматических расстройств также велика. Адаптация ребенка к детскому саду или школе является сложным процессом для многих детей. Ребенок выходит за пределы своей семьи, устанавливает новые взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Кроме того он должен принимать и соблюдать систему норм и правил поведения в новом обществе. Изменение привычного уклада жизни выводит из равновесия не только ребенка, но и его семью. Поэтому адаптация к дошкольному учреждению и школе сложный процесс перестройки личности и принятия новой системы отношений.
Процесс адаптации у каждого человека индивидуален и насколько успешно он пройдет, настолько комфортно будет состояние адаптируемого и эффективность его деятельность. Адаптация к детскому саду зависит от множества факторов: личностные особенности ребенка, семейные отношения, условия пребывания в дошкольном учреждении. В этой связи у каждого ребенка адаптация протекает по-своему. Обычно период адаптации составляет три-четыре недели. Если это время прошло, а ребенок все еще «не совмещается» с детским садом, то необходимо выяснить, что его беспокоит.
Зачастую процесс адаптации сопровождается болезненными состояниями ребенка. В первый месяц привыкания к новому учреждению дети начинают жаловаться на свое самочувствие: появляется насморк, повышается температура. Многие ссылаются на тошноту, боли в животе, иные соматические проявления. Все это способствует тому, что ребенок остается дома и избегает пугающей или непривычной для себя новой ситуации. Если человек не принимает новую ситуацию, он пытается от нее уйти. Болезнь — это самый простой способ ухода от трудностей. Стоит отметить, что главной ценностью многие родители считают здоровье своего ребенка, об этом свидетельствует проведенный нами опрос в группе «Психология ребенка» в социальной сети «ВКонтакте» . Поэтому, переживая за здоровье своего ребенка, часть родителей отказываются вообще от посещений его детского сада.
Взаимосвязь психологического и физического здоровья детей отмечается выше, чем младше ребенок. Существует мнение, что в период младенчества психологические и соматические процессы практически неразрывны, и эта их слитность по мере взросления ребенка должна ослабевать. Более того, многочисленные исследования в этой области называют психосоматику «языком младенца», с помощью которого он сообщает о чувстве дискомфорта, тех или иных нарушениях своего функционирования. Так, повторяющиеся инфекции, отиты и бронхиты, астма, расстройства питания, нарушения сна рассматриваются как реакции ребенка на плохо переносимые внешние условия.
Существует так называемая категория «несадиковских» детей. Их поведение в детском саду и дома начинается с пассивного или активного отрицания (отказ от сна, еды, общения), переходя в истерики и формирование хронических заболеваний. Решая одну проблему (отказ от посещения дошкольного образовательного учреждения), родители до конца не осознают, что формируют новую — проблемы социализации. Ребенку в любом случае придется идти в школу и проходить новый процесс адаптации. И несомненно, что дети, не посещающие детский сад, могут испытывать большие трудности в этом процессе. В книге Н. Ю. Дмитриевой «Детская психосоматика» представлены ситуации, описывающие психосоматическую реакцию детей на адаптацию к детскому саду. Так приводится пример девочки, у которой развился сахарный диабет в результате переживания отрыва от матери. Таким образом, можно сказать, что адаптация к дошкольному учреждению очень важный процесс, к которому необходимо готовить ребенка и помогать осваивать новые условия. Однако важно понять, что ребенок — это зеркало семейных отношений, он отражает чаще родительскую реакцию на событие. Поэтому чтобы ребёнку полноценно войти в новую среду, важно в первую очередь настроиться самим родителям (особенно маме). Чем сильнее привязанность ребенка, тем сложнее идет отрыв от родителя. Чем тревожнее мама, тем боязливее ребенок. Маленькие дети достаточно быстро адаптируются к новым условиям, они легко перестраиваются, если им в этом помочь. Благоприятная атмосфера, доброжелательное отношение к ребенку — это залог его позитивного состояния. А от эмоционального состояния зависит активность и успешность деятельности личности.
Приход ребенка в школу знаменует новую социальную ситуацию развития. В этом возрасте ребенок переживает кризис 7 лет (формирования «Социального Я»). Происходит смена ведущей деятельности с игровой (в дошкольном возрасте) на учебную деятельность. Дети знакомятся с учителем, сверстниками, учебным процессом, и такое знакомство не у всех проходит успешно. Как мы отмечали ранее «несадиковские» дети труднее привыкают к новым условиям. Однако и ребенок, посещавший детский сад, также может испытывать трудности. Некоторые дети могут демонстрировать проявления школьного невроза.
Школьный невроз является формой дезадаптации ребенка к условиям обучения в образовательной организации. Он проявляется в отказе посещать школу, забывчивости, снижении успеваемости, нарушениях внимания, страхах отвечать или агрессии в разных соматических проявлениях. Бывает, что накануне контрольных, экзаменов, выступлений дети начинают жаловаться на разные боли. То есть свои переживания ребенок может озвучить, а может скрывать, выражая телом. Это могут быть тошнота, рвота, боли в животе, головокружения и другие проявления. Все выше перечисленное говорит о дискомфорте ребенка, страхах перед данными ситуациями, которые дети выражают в соматическом виде.
Существует зависимость между нарушениями психологического здоровья и снижением успеваемости. В рамках психоаналитически ориентированной педагогики было выявлено, что отставание в успеваемости, а также недисциплинированность — чаще всего проявление бессознательных конфликтов или невротических образований . Иными словами поведение ребенка является индикатором его эмоционального состояния. Чем болезненней эмоциональные переживания, тем хуже успеваемость, поведение и физическое состояние. В этой связи, как в семье, так и образовательной организации ребенок должен чувствовать себя комфортно, получать радость от общения, интерес к учебной деятельности.
Эмоциональное благополучие дошкольников и младших школьников в значительной степени зависит от того, как оценивают их родители и педагоги. Для подростков и старшеклассников важна также оценка сверстников. В этой связи взрослым важно научиться выделять сильные стороны в личности ребенка, найти то, за что его можно похвалить. Важна поддержка ребенка со стороны, одобрение его личности. Однако оценка должна быть адекватной, иметь ценность и значимость для личности. Хорошие рекомендации по выстраиванию взаимодействия с ребёнком дает Ю. Б. Гиппенрейтер в книге «Общаться с ребёнком. Как?». Они представлены в следующем параграфе. Кстати, соблюдение данных рекомендаций и позволит не только улучшить психическое состояние и здоровья ребенка, но и способствовать повышению качества его учебной деятельности.
Вопросы для самоконтроля к § 2.3
1. Перечислите проявления психосоматогенных семей.
2. Укажите 7 психосоматических заболеваний по Ф. Александеру.
3. Могут ли трудности в адаптации к образовательной организации вызвать у ребенка психосоматические проявления?
Задания для самостоятельного выполнения к § 2.3
1. Дайте характеристику матери «психосоматичного ребенка».
2. Приведите примеры проявления психосоматичного заболевания у ребенка при посещении образовательных организаций.

§ 2.4. Рекомендации по профилактике возникновения психосоматических заболеваний

1. Ребенка необходимо безусловно принимать, то есть любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!
2. Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.
3. Можно осуждать действия ребенка, но, не его чувства, какими нежелательными или «непозволительными» они не были.
4. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в непринятия его.
5. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно справишься!».
6. Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом: Возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому. По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.
7. Личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом.
8. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.
9. Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиям своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным».
10. Важно слушать ребенка. Активно слушание — это «возвращение» ему в беседе то, что он поведал, при этом обозначив его чувство.
11. Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом.
12. Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица о себе, о своем переживании, а не
0 нем, не о его поведении .
Елена Вроно, изучая детское поведение и проблемы, которые могут возникнуть у ребенка дает родителям и педагогам следующие рекомендации.
Чего по отношению к детям нужно стараться НЕ делать:
НЕ запугивайте, не угрожайте ребенку — полученное таким способом послушание подрывает веру ребенка в себя и в вашу любовь.
НЕ прибегайте к насилию — насилие всегда воспроизводится.
НЕ провоцируйте, не шантажируйте, не подкупайте ребенка — вы даете тем самым ему наглядный урок манипулирования людьми и чувствами.
НЕ оценивайте, не сравнивайте ребенка — принимайте его таким, какой он есть.
НЕ сдерживайте своих чувств — старайтесь следовать при этом принципу «здесь и теперь»: чувства, выраженные post factum или авансом, редко оказываются подлинными.
НЕ замалчивайте проблемы и конфликты — высказывайте сами и непременно выслушивайте детей.
НЕ приносите жертв — ребенку не может быть хорошо, если плохо вам.
НЕ отвергайте ребенка — как бы тяжко он ни про- винился .
Также важно понимать, что самооценка ребенка колеблется в разных ситуациях и даже при благоприятных обстоятельствах он не всегда может быть успешным. Поэтом использование приемов повышения самооценки или чувства самоценности ребенка, будет важным этапом поддержки. Ю. Б. Гиппентрейтер рекомендует следующее:
1. Безусловно принимать ребенка.
2. Активно слушать его переживания, и потребности.
3. Бывать (читать, играть, заниматься) вместе.
4. Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется.
5. Помогать, когда просит.
6. Поддерживать успехи.
7. Делиться своими чувствами (значит доверять).
8. Конструктивно разрешать конфликты.
9. Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: Мне хорошо с тобой. Я рада тебя видеть. Хорошо, что ты пришел. Мне нравится, как ты... Я по тебе соскучилась. Давай (посидим, поделаем.) вместе. Ты, конечно, справишься. Как хорошо, что ты у нас есть. Ты мой хороший.
10. Часто обнимать (лучше по 8 раз в день).
11. Не требовать от ребенка невозможного или трудно выполнимого.
12. Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.
13. Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого, но их не должно быть слишком много. Они должны быть гибкими и согласованы взрослыми между собой.
14. Требования взрослых не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.
15. Важно обращать внимание на интонацию в общении. Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.
16. Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.
17. Формировать у ребенка положительное отношение к себе, которое является основой психологического выживания.
Болезнь — это способ адаптации к среде. Подавленный гнев, страх, тревога, чувство вины приводят к блокам в теле, которые со временем переходят в заболевание того или иного органа или части тела. Социум запрещает открыто выражать так называемые негативные эмоции. И со временем данные эмоциональные состояния отражаются на соматическом самочувствии.
Таким образом, для того, чтобы оздоровить население необходимо в первую очередь заботиться о его психическом состоянии. Если родители обеспокоены самочувствием своего ребенка, важно задуматься о создании здоровой психологической атмосферы в семье. Также следует пересмотреть собственный образ жизни. Причем это не только питание и физическая активность, но и образ мыслей, особенности восприятия происходящего. Человек всегда волен выбирать. Он может изменить либо ситуацию, либо свое отношение к данной ситуации.
Стрессы, которым подвержена большая часть населения, негативно сказываются на эмоциональном, а затем и физическом состоянии людей. И если у взрослого по большей части сформированы механизмы преодоления трудностей, решения проблемных ситуаций, то у детей такого опыта еще не достаточно. Если человек не преодолевает трудности, он от них уходит. Уйти можно в болезнь, в зависимость или уйти из жизни. Данная тема будет рассмотрена в третьей части пособия.
Вопросы для самоконтроля к § 2.4
1. Укажите проявления школьного невроза.
2. Влияет ли психическое состояние на успеваемость обучающегося?
3. Какие рекомендации по общению с ребенком дают специалисты детской психологии?
Задания для самостоятельного выполнения к § 2.4
1. Предложите рекомендации родителю по повышению самооценки ребенка.
2. Разработайте план-конспект проведения родительского собрания на тему «Профилактика психосоматических заболеваний у ребёнка».
Селиванова А. А. Психолого-педагогическая поддержка детей группы риска в образовательных организациях : учеб. пособие / Е. А. Селиванова. — Челябинск : Цицеро, 2018. — 110 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.