На главную Психология для всех Психосоматика Историко-методологические аспекты психосоматики
Историко-методологические аспекты психосоматики
Психология для всех - Психосоматика
Индекс материала
Историко-методологические аспекты психосоматики
Теоретические обоснования проблемы психосоматического взаимодействия и его нарушений
Все страницы

1.1. Краткая история развития психосоматического направления в медицине и психологии

Термин «психосоматика» означает выражение реальной связи психических и соматических процессов в человеческом организме. Впервые этот термин в его современном звучании был предложен Й. Хейнротом в 1818 г., хотя интерес к проблеме психосоматических отношений возник в древнейшие времена, когда человек только пытался осмыслить свое бытие. В примитивном обществе считалось, что болезнь вызывается духовными силами, а следовательно, и бороться с ней необходимо духовными средствами. Злой дух, входивший в человека, должен быть изгнан либо заклинаниями, либо трепанацией черепа. Известные исследователи из древних греков: Пифагор, Алкмеон из Кротона, Анаксагор (ок. 500 в. до н.э.), Эмпедокл из Акраганта (490-430 в. до н.э.) систематически исследовали мозг животных.

Знаменитый математик и философ Пифагор утверждал, что музыка очень благотворно действует на здоровье, если заниматься ею подобающим образом. Он был увлечен поисками музыкальной гармонии. Последователи Пифагора - пифагорейцы, отходя ко сну, очищали разум от дневного смятения и шума определенными песнями и особого рода мелодиями и этим обеспечивали себе спокойный сон с немногими и приятными сновидениями. Однажды Пифагору удалось унять гнев пьяного разбуянившегося юноши просто тем, что он велел флейтисту сыграть торжественную мелодию. Тем самым философ не только открыл целый ряд музыкальных эффектов, но и нашел им практическое применение в учебе и медицине.
Алкмеон считал, что мозг, подобно железе внутренней секреции, выделяет мысль, и пытался найти каналы, по которым слуховые или зрительные впечатления достигают мозговые ткани. Он считал, что неадекватные ощущения происходят оттого, что соответствующие каналы, ведущие от уха и глаза к мозгу, засоряются. Исследования внутренней секреции привели его к предположению о том, что гуморальные отношения (взаимодействия жидкостей организма) могли быть причиной болезней. В последующем именно это предположение Алкмеона было положено в основу своего учения Гиппократом. По свидетельствам историков работа Алкмеона «О природе» служит самым значительным научным трудом среди всего написанного до Гиппократа.
Эмпедокл из Акраганта объяснил эволюцию выживания за счет приспособления. Он считал, что первовещества притягиваются и отталкиваются под воздействием любви и ненависти. Его теория четырех первовеществ стала фундаментом для физиологического учения Гиппократа.
Анаксагор - первый афинский философ. Известен своим учением о гомеомериях, подобночастных - семенах мира, которые, смешиваясь в разных пропорциях, образуют все многообразие вещей и явлений. Анаксагор выдвинул тезис: «Все во всем и все из всего выделяется». Семена, из которых состоят вещи, понимались Анаксагором как инертные неподвижные частицы. Движущим толчком, который приводит в движение эти семена и заставляет их соединяться и разъединяться, является ум (нус). В истории философии имеются попытки (например, Платон) интерпретировать нус Анаксагора как духовное начало, однако на самом деле ум понимается у Анаксагора и как духовная, и как материальная механическая сила. Она определяет порядок в мире. Нус Анаксагора выступает как причина или основа мировой упорядоченности. В области познания Анаксагор считал, что главная роль здесь принадлежит чувствам. Однако он не абсолютизировал чувственное познание, понимая, что чувствам недостает надежности, истинности, их показания требуют исправления. Более того, он придавал большое значение уму в процессе познания, считая, что семена, из которых состоят вещи, не могут восприниматься непосредственно, мы знаем об их существовании посредством ума, они постигаются только умом.
Известный печатный труд Гиппократа «Кодекс» состоит из 76 трактатов по более, чем 50 темам. Гиппократ определил многие положения врачебной деятельности, которые стали в последующем определяющими правилами: «Если не можешь сделать хорошо, по крайней мере, не делай вреда». В то же время он подчеркивал, что состояние здоровья, прежде всего, зависит от самого человека, от того образа жизни, который он ведет: «Жизнь коротка, научный поиск продолжителен, благоприятный случай уклончив, эксперимент опасен, рассудительность трудна. Нельзя полагаться лишь на то, что врач сделает все необходимое, но надо, чтобы пациент и его близкие сделали самыми благоприятными все обстоятельства и детали повседневного окружения».
Гиппократ подчеркивал, что мозг - самый важный орган человека в реализации его психических функций: «Человек должен знать, что из мозга и только благодаря мозгу мы получаем наши удовольствия, развлечения, смех и шутки, равно как и наши страдания, боль, муки и слезы. Поэтому я заявляю, что мозг является интерпретатором сознания». Вторили Гиппократу и многие древние мыслители. Сократ справедливо утверждал: «Неправильно лечить глаза без головы, голову без тела, так же как тело без души».
В средние века, в расцвет инквизиции, причиной как психических, так и соматических заболеваний считали греховность. В связи с этим лечение сводилось к искуплению грехов, а профилактика заболеваний заключалась в следовании церковным канонам.
Расцвет естественных наук привел к минимизации учета психических факторов в инициации и поддержании патологических процессов во внутренних органах и системах. Это совпало с распространением материалистического философского объяснения мироустройства. Любому заболеванию тела ученые-медики стремились найти естественное, доступное экспериментальному исследованию объяснение. Во многом подобный ход развития медицины в XIX - XX веках был обусловлен бурным развитием естественных наук: физики, химии, биохимии.
Несмотря на то, что официальным лозунгом медицины считался и считается лозунг: «Лечи не болезнь, а больного», на деле он не соблюдался. Известный австрийский писатель Стефан Цвейг (1931) писал: «Болезнь теперь означает не то, что происходит с человеком в целом, а то, что случается с его органами... Таким образом, естественная и изначальная миссия врача, подход к болезни как к целому, заменяется не в пример более скромной задачей локализации и идентификации заболевания и сопоставления его с определенной группой диагнозов.... Эта неизбежная объективизация и формализация терапии в XIX столетии дошла до крайности - между врачом и пациентом встал некто третий - прибор, механизм. Для постановки диагноза все реже и реже нужен был проницательный и способный к синтезу глаз прирожденного врача.» Вполне солидарен с ним был гуманитарий Алан Грегг (1936), который отмечал: «дело в том, что все органы и системы в человеке анализируются по отдельности; значение этого метода огромно, но никто не обязан использовать лишь этот метод. Что же объединяет наши органы и функции и удерживает их в гармонии? И что может сказать медицина о поверхностном
разделении «мозга» и «тела»? Вследствие чего личность становится цельной? Необходимость нового знания здесь мучительно очевидна».
Еще в XIX веке параллельно с игнорированием воздействий душевного состояния на телесные функции вновь стали звучать идеи о необходимости лечить не болезнь, а больного. В этом немалую роль сыграли выдающиеся писатели. Чтобы лучше познакомиться с психосоматическими отношениями, нужно почитать «Кузен Понс» Оноре де Бальзака, «Портрет Дориана Грея» О. Уайльда. Искусство демонстрирует вечность и постоянство для всех времен связей психического и соматического.
Ведущие российские клиницисты XIX века подчеркивали, что соматические заболевания человека нельзя рассматривать лишь как следствие воздействия биологических факторов. Русский врач М.Я. Мудров писал: «Зная взаимное друг на друга действие души и тела, долгом почитаю заметить, что есть и душевные лекарства, которые врачуют тело и дочерпывают из науки мудрости, чаще из психологии». В пользу психосоматического единства высказывались такие знаменитые российские врачи как Е.О. Мухин, А.Г Захарьин, С.П. Боткин и др. Они придавали большое значение действию на здоровье человека социально-экономических условий. Многие из них, прекрасно работая с пациентами, по сути, проводили психотерапевтическую коррекцию состояния больного.
С конца XIX-начала XX века изучение взаимодействия психики и со- матики активно развивается в рамках психоаналитической и физиологической школ. Практически все психоаналитики этого времени были врачами по образованию. Именно благодаря клинической практике М. Биша обращал внимание на расстройство пищеварительных процессов вследствие перенесенных негативных эмоций, Р.Т.Г. Лаэннек подчеркивал пагубное влияние на заболевание туберкулезом «печальной страсти». Значительный вклад в развитие психосоматической медицины внес 3. Фрейд и его последователи. 3. Фрейд в своих ранних работах определил роль психики в соматических конверсионных реакциях. Пионерами психосоматической медицины являются такие представители психодинамической школы, как Г. Гроддек (1886-1934) и Э. Симмель (1882 -1947) в Германии, Ф. Дейч (1884 -1964) в Вене, С.Э. Джелиффе (1866-1945) в США и А. Гарма в Аргентине. Многие из них пытались объяснить все симптомы, даже те, которые затрагивают внутренние органы, как прямое выражение высокоспецифичных вытесненных мыслей и фантазий. Однако, как было показано позже, «внутренние органы не реагируют на специфические вытесненные мысли, такие как те, что лежат в основе истерических симптомов. Они реагируют только на общее эмоциональное состояние. Точно также они не могут, в отличие от конверсионных
симптомов, снять эмоциональные напряжения». Ф. Александер, ученик В. Райха, считал неправомерным «перенос теории конверсионной истерии на все психосоматические реакции». Развитие физиологии внесло большой вклад в понимание психосоматической проблемы. В.М. Бехтерев в своих работах доказывал возможность возникновения соматических расстройств под влиянием психических изменений. И.М. Сеченов был убежден, что в научное определение организма входит и среда, влияющая на него, а значит, к расстройствам функции органов могут привести и психосоциальные воздействия. Павловское учение об условных рефлексах часто используется как фундамент для построения естественнонаучных представлений о человеке. Оно стало основой создания бихевиоральной модели психики и, конечно же, использовалось для объяснения механизма возникновения и поддержания связей между психической и соматической сферами жизнедеятельности человека. В рамках этой теории возникла знаменитая кортико-висцеральная теория К.М. Быкова. Большая часть работ этого автора относится к 40-50-м годам, а сама теория получила максимальное признание после того, как в 6070-е годы были опубликованы результаты исследований его учеников.
В настоящее время существует психосоматическое направление в медицине, которое считается наследником гиппократической школы Коса и постулирует психосоматическое единство человека - «психосоматика как картина мира». С позиции этого направления любое заболевание по своей сути можно назвать психосоматическим в соответствии с биопсихосоциальной сущностью человека. Исходя из ее основных положений, любой болезненный феномен изучается взаимодополнительным образом, либо под психологическим, либо под физиологическим углом. Это хорошо иллюстрируют слова Вейсса и Инглиша (Филадельфия): «Психосоматическая медицина не меньше, чем общая медицина, придает значение органическим факторам, но она придает большее значение психическим факторам, возвращаясь, таким образом, к древнему принципу, согласно которому душа и тело являются не противопоставленными, но взаимозависимыми элементами». К первому направлению принадлежат приведенные ниже теории.
В качестве общего методологического подхода психосоматический подход принят в клинической психологии. В современной медицине используется более узкое психосоматическое направление как «отрасль медицины, направленная на изучение умственных феноменов и их значение для появления и развития болезней, затрагивающих тело». В данном случае под понятием «психосоматические заболевания» подразумевают лишь специфические заболевания - так называемые классические психосоматозы и соматоформные расстройства. В клинической практике XX века сформировалось свое осмысление психосоматики, которое охватывало соматические нарушения без однозначного органического субстрата. Кельнер (1994) утверждал, что это прежде всего соматические заболевания, в этиологии которых существенную роль играют психологические факторы. Согласно МКБ10 эти заболевания классифицируются как органические. В качестве дополнительного психического диагноза применяется код F 54 - психологические и поведенческие факторы, связанные с нарушениями и болезнями, классифицированными в других рубриках; или в DSM IY код 316 - специфические психические факторы, влияющие на соматические заболевания. Соматические симптомы, которые нельзя в достаточной форме отнести к органическим заболеваниям и которые не являются вторичными последствиями другой, уже описанной психической симптоматики (например, депрессии или панических расстройств), с 1980 г. называют «соматоформными расстройствами». Между группой классических психосоматических заболеваний и соматоформными расстройствами лежит большая область пересечений. В обоих случаях имеют место как психические, так и соматические процессы, поддерживающие болезнь.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.