На главную Работа с родителями Программы для родителей Программа "Семейный клуб" - тема 16-20
Программа "Семейный клуб" - тема 16-20
Работа с родителями - Программы для родителей
Индекс материала
Программа "Семейный клуб"
Тема 1. Наши дети
Тема 2. Семейное воспитание
Тема 3. Семейное обучение
Тема 4. Семейные отношения
Тема 5 - 8
Тема 10-15
тема 16-20
Тема 21-25
Тема 26-32
Все страницы


Тема 16. Педагогический всеобуч
Сегодня наша страна попала в кризисную ситуацию. Сколько уж лет прошло с 1991 года, а до сих пор не удалось даже восстановить того, что делалось в 80-е годы. И чем дальше, тем грустнее смотреть окрест. Думали, что рыночная экономика, капитализм - теперь главный ресурс России. – Не получилось. Потом стали думать, что нефть и газ, извлекаемые из сибирских недр командами землерезов с вожаками-олигархами. – панацея от всех бед. Опять не получилось. Потом вертикаль власти взялась за дело. И снова не получилось. А что же тогда главный ресурс России? Сегодня, как и в страшные дни мировой войны, ответ один – наши люди. Только обязательно воспитанные как россияне. А кто воспитает?
Сначала думали, что церковь. Не получилось. Потом подумали, что «рынок» - это такая автоматическая машина, что люди, в нее попадая, сами собой и воспитываются, и обучаются, и образовываются. Теперь уже ясно – не получилось. Потом вспомнили о школьном учителе. Денег, правда, на зарплату у нас для него нет. И на то, чтобы как следует оборудовать его рабочее место – школу – тоже. Но вот обязан он нам всех наших детей и обучить, и воспитать, и образовать! (Мы–то ему, естественно, ничего не должны). Так вот из этой затеи много тоже не произойдет. Так что же тогда делать?
Надо понять, наконец, что родители организуют не только первое рождение человека – его зачатие, но и второе – освобождение из тела матери. Не только третье – когда он из эгоиста превращается в альтруиста, но и четвертое – когда он осознает свою жизнь частью жизни вселенской. Во всех этих рождениях все остальные социальные работники – воспитатель детского сада, школьный учитель и учитель бальных танцев, университетский профессор, участковый милиционер и диктор телевидения – в лучшем случае, могут только помогать родителю (к сожалению, зачастую вредят).
Но чтобы с основной этой задачей своей жизни – задачей обучения, воспитания и образования своих детей – справиться, родителям следует учиться быть педагогами. Три месяца, по три раза в неделю и каждый раз по три часа дяденьки и тетеньки сидят на автомобильных курсах, чтобы получить водительские права. Так задачка ребенка превратить в настоящего человека покруче будет! Однако, никто из родителей по формуле 3 х 3 х 3 в школьной педагогике не работает. Пока. А работать придется. Потому что не будет доброго будущего у России, пока мы всем миром не возьмемся за обучение, воспитание и образование собственных детей. И пусть все госслужащие, в том числе и школьные учителя, будут нам самыми верными и полезными помощниками в этом святом деле. Без педагогического всеобуча не получится дать то образование подрастающему поколению, которое необходимо, чтобы поднять страну.


Литература:
1. Гребенников И.В. Педагогический всеобуч родителей: Примерная программа народного университета педагогических знаний. – М., 1986.
2. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 1990. – 424 с.
3. Измайлова А.Б. Русская народная педагогика: воспитание ребенка младенческого возраста: Монография А.Б. Измайлова; М-во образования Рос. Федерации. Владим. гос. пед. ун-т. - Владимир: Владим. гос. пед. ун-т, 2001. - 548 с., 20 см. - Библиогр.: с. 507-532. - ISBN 5-87846-266-4. Этнография. – Русские. - Социальный строй. – Дети. Шифры в РГБ: 1 01-12/207-7. и 1 01-12/208-5
4. Изучение общественного мнения о причинах педагогических ошибок в семейном воспитании и пути их преодоления. Материалы семинара, провед. 4-5 апр. 1978 г. в г. Москве [Под ред. А. М. Низовой]. - М.: ЦС ПО РСФСР, 1979э - 100 с. 20 см. - В надзаг.: Пед. о-во РСФСР, Центр. совет. - 20 к. Шифры в РГБ: B 80-50/396 и B 80-50/396
5. Кантан В.В. Каждый ребенок может и должен стать вундеркиндом / В. В. Кантан, Н. Т. Федоров. - СПб.: Валери СПД: Квинт, 2001. - 30, [1] с. ил., табл., 20 см. - (Библиотека дошкольника). - ISBN 5-8142-0065-0. Теория обучения в дошкольном возрасте. Шифр в РГБ: 3 01-7/2379-2 и 3 01-7/2380-6
6. Кантан В.В. Как вырастить вундеркинда: От 0 и старше: Практич. рук. для родителей и воспитателей. В. В. Кантан. - СПб.: КОРОНА принт: КВИНТ, 2002. - 157, [2] с. ил., табл. 24 см. - (Библиотека дошкольника). - Библиогр. в конце кн.. - ISBN 5-7931-0212-4 Шифры в РГБ: 3 02-45/60-X и 3 02-45/61-8
7. Капаева В.С. Работа общественных организаций родителей в образовательных учреждениях России // Воспитать человека. – М.: Вента-Графф, 2002. – с. 365-376.
8. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1982. 704 с.
9. Каптерев П.Ф. Педагогические курсы для матерей и нянь // Семейное воспитание: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Сост. П.А. Лебедев. – М., 2001. – С. 137-139.
10. Корнеева Е.Н. Если в семье конфликт… / Е. Н. Корнеева. – Ярославль: Акад. развития: Акад. Холдинг, 2001. - 189, [1] с. ил., 20 см. - (Семейная педагогика). - Библиогр. в конце кн. - ISBN 5-9285-0139-0 Тема: Социальная психология. - Семья и быт, воспитание ребёнка в семье. - Внутрисемейные отношения. Шифр в РГБ: 2 01-14/66-X
11. Кроха: Программа развития и воспитания детей до 3 лет в семье. – Н. Новгород, 1996. – 423 с.
12. Кузьмина Т.Г. Работа учреждений дополнительного образования детей Владимирской области с семьей: проблемы, традиции, опыт // Наша школа: Научно-методический Журнал Владимирского областного института усовершенствования учителей. №2, 2002. – С. 70-73.
13. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб. – методич. Пособие для студентов сред. И высш. пед. учеб. заведений. – М., 1999. – 230 с.
14. Лански В. Советы родителям на каждый день. Настольная книга для родителей: 1500 бесцен. советов на первые пять лет жизни вашего ребенка. Вики Лански. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 447 с. ил., 15 см. - (Советы родителям на каждый день). - ISBN 5-04-007537-5 Воспитание по возрастам. - Воспитание детей дошкольного возраста. Шифр в РГБ: 2 01-24/105-8
15. Лютова Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми: [Комплекс. программа]. Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. - СПб.: Речь, 2002. - 189 с. ил. 21 см. - (Психологический тренинг). - Библиогр.: с. 187-189. - ISBN 5-9268-0 Шифр в РГБ: 3 02-36/284-0
16. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. – М., 1994.
17. Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Разноцветные белые вороны. М., 1996. – 268 с. (Школа для родителей).
18. Мельничук Т. Н. Готовимся к рождению ребенка / Т. Н. Мельничук, В. Н. Касьянова. - М.: Когелет, 2001 - 60 c. цв. ил., 20 см. - ISBN 5-93348-033-9 Шифр в РГБ: 3 01-19/1007-3 и 3 01-19/1008-1
19. Методические рекомендации по организации в школах взрослых факультатива «Семейное образование» / Сост. Л.Н. Лесохина, Т.В. Шадрина. – Л., 1983.
20. Мустафин А.М. Что делать… = What to do… What to do: (Необыч. советы родителям и педагогам как обеспечить будущее обыч. ребенку). Альфред Мустафин. - 2. изд., доп. - Казань, 2001. - 51, [1] с. ил., 21 см. - Данные тит. л. частично парал. Англ. - Библиогр.: с. 49-50. Шифр в РГБ: 3 02-25/568-X
21. Об организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях. – Письмо Министерства образования Российской Федерации от 22 июля 2002 г. №30-51-547/16.
22. Образование родителей и школа: Учеб. -методич. Пособие. /Под ред. Л.Г. Петряевской. – М., 1999. – 120 с.
23. Образовательное учреждение и семья: сотрудничество и партнерство. Сборник материалов научно-практической конференции. – Казань, 2000.-107.
24. Овчарова Р.В. Взаимодействие семьи, детского сада и школы в предупреждении педагогической запущенности детей / Ин-т развития личности Рос. Акад. Образования, Арханг. Обл. ин-т переподготовки и повышения квалификации работников образования. – М.: Архангельск: Родина Ломоносова, 1994. – 226, [1] с.: граф.; 21 см. Библиогр.: с. 157-166 (157 назв.). – Б.ц. – 500 экз. ISBN 5-85151-011-0 Шифры в РГБ: 1 95-4/ 60-3 и 1 95-4/ 61-1
25. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение семьи и семейного воспитания: [Учеб. пособие] Р. В. Овчарова; М-во образования Рос. Федерации. Кург. гос. ун-т. Каф. общ. и соц. Психологии. - Курган: Кург. гос. ун-т, 2002. (Ризограф Курганского гос. ун-та) - 74 с. ил., табл. 21 см. - Библиогр. в конце гл.. - ISBN 5-86328-417-X (в обл.) Аннот.: В пособии представлены материалы по направлениям: "Психология семейного воспитания"; "Психологическое сопровождение семейного воспитания"; "Диагностика семьи и семейного воспитания". Для студентов, обучающихся по специальностям 020400, 040700, 031800 Шифр в РГБ: 3 03-7/570-6
26. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. – М., 1991.
27. Панкова Л.М. Воспитание внуков / Л. М. Панова. – СПб.: Питер, 1998. – 282 с.: ил.; 20 см. – (Вы и ваш ребенок. Сер.) ISBN 5-88782-221-Х Шифры в РГБ: 2 98-16/415-5 и 2 98-16.416-3
28. Педагогическое просвещение родителей младших школьников: Учеб. пособие по специализации "Семейн. воспитание". Млочешек Л.И., Братусь Е.С., Целиковская О.В. и др.; Науч. ред. Л.И. Млочешек; М-во образования Рос. Федерации. Таганрог. гос. пед. ин-т (ТГПИ. ИПЦ)21. - Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2002. (ИПЦ ин-та) - 149 с., 21 см. - Библиогр. в конце ст. - Библиогр.: с. 148. - ISBN 5-87976-239-4 (в обл.) Аннот.: Книга адресована студентам педагогических учебных заведений, учителям начальных классов, родителям. Шифры в РГБ: 3 03-18/510-0 и 3 03-18/511-9
29. Пикхарт Карл. Руководство для одиноких родителей: Пер. с английского. – М., 1998. – 173 с. (Серия «Советы родителям»).
30. Платонов К.К. Структура развития личности. – М., 1986.
31. Популярная психология для родителей / Под ред. А.А. Бодалева. – М., 1989.
32. Практическая психология образования. – М., 1997.
33. Программа развития взаимодействия образовательных учреждений с семьями обучающихся (воспитанников). Казань, 2002. 87. с.
34. Психология семьи: Хрестоматия [Ред.-сост. - Д.Я. Райгородский]. - Самара: БАХРАХ-М, 2002. - 749 с. ил., табл. 21 см. - (Психология семейных отношений). - На обл. в подзаг.: Брак и семья. Поло-ролевая дифференциация. Межличност. отношения. - ISBN 5-94648-005-7 Шифры в РГБ:3 02-13/55-3 и 3 02-13/56-1
35. Семейная педагогика: Учеб. пособие для студентов специальности 030900 Дошк. педагогика и психология / М-во образования Рос. Федерации. Комсом. –на Амуре гос пед ун-т; [Сост. Корниенко Н.В.] - Комсомольск – на – Амуре: Изд-во Комсом.-на-Амуре пед. ун-та, 2002. – 54 с.; 20 см. – Библиогр.: с. 51-53. Шифр в РГБ: 3 02-25/157-9
36. Смирнова Е.Р. Когда в семье ребенок-инвалид // Социологич. иссл. , 1997, №1. – С. 83-89.
37. Социальная защита детей-инвалидов в регионе: (на материалах социал. Исследований в Челябинской области) / Администрация Челяб. Области и др., Н.А. Гартман и др. – Челябинск: Челяб. Гос. ун-т, 1998. – 203 с.; 20 см. – Библиогр.: с. 199-203. ISBN 5-230-20024-3 Шифры в РГБ: 2 99-9/220-1 и 2 99-9/221-Х
38. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 1985.
39. Сухомлинский В.А. О педагогической культуре родителей. //Сухомлинский В.А. Мудрость родительской любви. М., 1988. – С. 37-61.
40. Сухомлинский В.А. Осторожно: ребенок! //Сухомлинский В.А. Мудрость родительской любви. – М., 1988. – С. 61-91.
41. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. – М., 1978.
42. Сухомлинский В.А. Тематика бесед родительской школы //Сухомлинский В.А. Мудрость родительской любви. – М., 1988. – С. 299-303.
43. Теория и опыт психолого-педагогического просвещения родителей: [Сборник]. Упр. образования при Администрации Ульян. обл. Ин-т повышения квалификации и переподгот. работников образования при Ульян. гос. пед. ун-те им. И.Н. Ульянова; [Науч. ред.: Поляков С.Д.] - Ульяновск: Ин-т повышения квалификации и переподгот. работников образования при Ульян. гос. пед. ун-те им. И.Н. Ульянова (ИПК ПРО), 2001-____ - ,21 см - На обл.: Программа поисковой ислед. эксперим. работы. - ISBN 5-7432-0317-2 Социальная психология. - Психология семьи и быта. - Социально-психологические проблемы воспитания в семье. - Воспитание детей в семье – Сборник. Нет шифра.
44. Торре А.Д. Ошибки родителей. Пер. с итальянского. – М., 1984.
45. Турбовской Я.С. Парадоксы воспитания. – М.: Знание, 1984. – 80 с., ил.; -20 см. – (нар. Ун-т, Пед. фак.; №12). – Библиогр.: с. 79. Шифр в РГБ: 2 85-5 / 109-3 и 2 85-5 / 110-7
46. Уинделл Д. Дисциплина: 50 надежных способов воспитания детей. Пер. с англ. – М., 1996. – 156 с. (Книга для родителей).
47. Урбанская О.Н. Работа с родителями младших школьников: пособие для учителя. – М., 1986.
48. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: концепции, направления и перспективы: Кн. для воспитателей дет. Сада и родителей. – М.: Просвещение, 1993. – 107 с.; ил.; 20 см. – Доп. Тит. Л. Хельс. Изд. – фин. ISBN 5-09-003960-7 Шифры в РГБ: 2 93-12/484-6 и 2 93-12/485-4
49. Центры образования взрослых / Под ред. Л.Н. Лесохиной, Т.Б. Шадриной. – М., 1—1.
50. Черепахова Э.М. Нить Ариадны / Элла Черепахова. - М.: Педагогика-Пресс, 2002. - 107, [3] с. ил. 22 см. - (Библиотека "Родительский факультет"). - ISBN 5-7155-0780-4 Шифры в РГБ: 3 02-22/247-4 и 3 02-22/248-2
51. Щербакова С.Н. Формирование психолого-педагогической культуры родителей: Автореф. Дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Моск. Пед. гос. ун-т. М., 1998. – 18 с. Шифры в РГБ: 9 99-1/1545-1 и 9 99-1/1546-Х
52. Энциклопедия для дома и семьи: Советы бабушки Оли / [Сост. О. Верещагина]. - М.: ОЛМА-пресс, 2000. – 559 с., илл.; 27 см. – На обложке в подзаг.: Нар. Дневник. Нар. Праздники и обычаи. Гадания. Сонник. Дет. Гороскоп. Домашний лечебник. Азбука красоты. Как снять усталость и депрессию. Ваша кухня. Как питаться при различных болезнях. Домашние цветы. ISBN 5-224-00722-4 Шифры в РГБ: 2 00-47/178-1 и 2 00-47/179-х.
53. Энциклопедия матери и ребенка. – М.: Олма-Пресс, 2001. – 574, [1] с.; ил., табл. 27 см. (Серия «Семейная энциклопедия»). ISBN 5-224-01647-9 Шифры в РГБ: 2 01-9/6-5 и 2 01-9/7-3.
54. Энциклопедия молодой семьи / Редкол.: Г.И. Герасимович и др.; Худож. А.Н. Хилькевич. – 5-е изд., перераб. И доп. – Минск: Белорус. Сов. Энциклопедия, 1991. – 697, [3] с.: ил.; 27 см. Указ.: с. 690-698. ISBN 5-85700-055-6 (в пер.). 30 р. 100 000 экз. Шифры в РГБ: 2 91-31/24-1 и 2 91-31/25-2.
Тема 17. Любая семья нуждается во внешней поддержке
На протяжении многих лет советской власти люди думали, что основной ячейкой государства является производственный коллектив. Затем в правах с ним почти уравнялась семья. Сегодня мы думаем, что основной ячейкой общества является семья, рождающая, обучающая и воспитывающая детей. Основной ячейкой производства – законопослушный и конкурентоспособный предприниматель, а основной ячейкой государства – исполнительный и не берущий взяток госслужащий. Общая картина стала простой и понятной. Не понятно только, как уговорить госслужащего не брать взяток, предпринимателя – платить налоги, а семью – рожать детей, их обучать и воспитывать. Во всех трех случаях ответ один и тот же – им надо создавать такие материальные условия, которые подталкивали бы их вести себя как полагается по смыслу их ролевой функции. Кроме того, общество должно их учить, как быть «хорошими». Именно общество. Государство должно лишь заботиться о создании материальных условий для такого обучения.
В случае семьи, без создания ей надлежащих материальных условий (количество квадратных метров жилплощади и рублей дохода на каждого члена семьи, свободное время, медицинское, бытовое и транспортное обслуживание и др.) нечего и мечтать о том, чтобы семьи перестали разводиться, а приступили бы к рождению, воспитанию и обучению детей. Кроме материальной помощи, семьи нуждаются и в помощи педагогической.
Литература:
1. Ильдарханова Ф.А. Региональная модель социально-педагогической поддержки семьи на примере Республики Татарстан. Ф.А. Ильдарханова; Гос. науч.-исслед. ин-т семьи и воспитания. (Фил. в Респ. Татарстан). - Казань: Унипресс, 2002. (Лаб. ОП КГУ - 27, [1] с. табл. 21 см. - ISBN 5-93525-003-9 (в обл.) Аннот.: Книга содержит: методы социально-педагогической поддержки семьи; теоретические основы национально-региональной семейной политики; формирование концептуально-региональных основ государственной поддержки молодой семьи и другие темы. Шифры в РГБ:3 03-7/1828-X и 3 03-7/1829-8
2. Ильдарханова Ф.А. Семья и общество: Социальные и этнодуховные аспекты возрождения семьи: [Монография]. Ф. А. Ильдарханова; Гос. науч.-исслед. ин-т семьи и воспитания (фил. в Респ. Татарстан). - Казань: Унипресс, 2002. (Лаб. ОП КГУ - 117, [1] с. 20 см. - Библиогр. в конце кн. - ISBN 5-900044-68-8 (в обл.) Аннот.: Работа является результатом научного поиска форм и содержания взаимодействия семьи и общества в целях выработки модели благополучной семьи. Шифры в РГБ: 2 03-17/466-4 и 2 03-17/467-2
3. Лофас Ж., Сова Д. Повторный брак: дети и родители. – СПб., 1996.
4. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: (Худож. Развитие ребенка в семье). – М., 1995. – 142 с. (Библиотечка журнала «Искусство в школе»).
5. Мельничук Т.Н. Готовимся к рождению ребенка / Т. Н. Мельничук, В. Н. Касьянова. - М.: Когелет, 2001 - 60 c. цв. ил., 20 см. - ISBN 5-93348-033-9 Шифр в РГБ: 3 01-19/1007-3 и 3 01-19/1008-1
6. Нартова-Бочавер С.К. 140 вопросов семейному психологу / С. К. Нартова-Бочавер, Г. К. Кислица, А. В. Потапова. - М.: Генезис, 2002. - 355 с. ил. 20 см. - (Психология для жизни). - ISBN 5-85297-052-2 Шифры в РГБ: 2 02-33/560-8 и 2 02-33/561-6
7. Помощь родителям в воспитании детей. – М., 1992.
8. Психология эмоций: Тексты. – М., 1993.
9. Пять дней в мире психологии: Сб. материалов недели практ. психологии (г. Петропавловск-Камчатский, 5-10 нояб. 2001 г.). Упр. образования администрации Камчат. обл. Камчат. обл. ин-т повышения квалификации и переподгот. пед. кадров; [Под ред. Т.А. Синюшкиной]. - Петропавловск-Камчатский: Изд-во КОИПКПК, 2002. (Оборудование КОИПКПК; Оперативная Полиграфия) - 43 с. ил., табл. 22 см. - Библиогр. в конце ст. - ISBN 5-901898-04-4 (в обл.) Камчатский областной институт повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Аннот.: Сборник содержит: роль нарушения семейного воспитания в патохарактерологическом формировании и развитии личности; работа в малых группах; психологические аспекты педагогического общения и другие материалы. Шифры в РГБ: 2 03-8/72-4 и 2 03-8/73-2
10. Разумихина Г.П. Мир семьи, или будь, пожалуйста, счастлив! Материалы к программе «Этика и психология семейной жизни» в новой, 1997 г. редакции. – М., 1999. – 96 с. (Библиотека журнала «Воспитание школьников». Вып. 7).
11. Ричардсон Р.У. Силы семейных уз. – СПб., 1994.
12. Сабекия Р. Б. Полоролевая ориентация и психосексуальное развитие детей в процессе семейного воспитания: Учебно-методические материалы по спецкурсу "Полоролевое воспитание школьников" для студентов педвузов и педучилищ. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2003. (Стерлитамак: Тип. ЧП Богатыренко. - 55 с. - ISBN 5-7464-0764-X (в обл.) Аннот.: Основная цель данных материалов состоит в оказании помощи студентам, учителям-практикам, родителям в овладении современными психолого-педагогическими знаниями по теории и практике полового воспитания детей. Нет шифра.
13. Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1989.
14. Скиннер Р., Клиз Д. Семья и как в ней уцелеть. – М., 1996.
15. Социальное обслуживание семьи и детей: нормативные правовые акты: Сб. норматив. док. М-во труда и соц. развития Рос. Федерации. Департамент по делам детей, женщин и семьи. Гос. науч.-исслед.. ин-т семьи и воспитания; [Сост.: Л.С. Алексеева и др.] - М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2001. - 335 с. ил., табл., 21 см. - На тит. л. и обл.: Федер. целевая программа "Развитие соц. обслуживания семьи и детей". - ISBN 5-9000072-04-9 Тема: Семейное право. - Российская Федерация. - Государственная и общественная помощь многодетным семьям, одиноким матерям и детям, оставшимся без семьи. - Сборник нормативных актов Шифр в РГБ: 3 02-30/180-4
16. Ткачева В.В. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии / Дефектология. 1999, №3. – С. 30-36.
17. Торре А.Д. Ошибки родителей. Пер. с итальянского. – М., 1984.
Тема 18. Семейное чтение
Дети – народ любознательный. И когда кто-то из родственников усаживается рядом и начинает с интересом читать интересные книжки с интересными картинками, они бывают очень довольны. Кроме того, по нынешним временам времени у взрослых возиться с детишками остается все меньше и меньше. Поэтому просто побыть с кем-то из старших, что-то вместе что-то поделать – пусть даже и книжку почитать – очень даже приятно маленькому человечку.
Есть в семейном чтении и много других разумных смыслов. Есть возраст, когда ребенок сам еще читать не умеет, но уже способен воспринимать книжную информацию. Вот это вполне подходящее время, чтобы читать ему вслух. Кроме того, ребенок при этом видит, как много всего интересного внутри книжки спрятано. Ему самому начинает хотеться эту информацию из книжек вынимать. Так появляется мотив научиться читать. Когда в семейной жизни что-то происходит, ребенок получает от взрослых воспитывающую обратную связь на тему, «что такое хорошо, что такое плохо». Но ведь обсуждается уже происшедшее, случиться может при этом нечто непоправимое. Другое дело при чтении книжки, где ситуации возникают не с нами, но мы их можем обсуждать.
Делая это талантливо, не «в лоб», мы вкрадчиво можем закладывать в сознание и до-сознание ребенка, этические и эстетические оценки, формировать нужные для его интеллектуального и духовного роста качества. Читая артистично, мы можем его научить артицизму. В процессе семейного чтения накапливается «библиотека» уже прочитанного. Возможно, ребенку захочется еще раз вернуться к прочитанному. Так у него формируется избирательность и способность делать осознанный выбор. А что-то полюбившееся ребенок невольно или специально выучит наизусть, тем самым развивая, формируя и укрепляя свои психические процессы – память, внимание и мышление.
Иногда ребенок захочет нарисовать в картинках то, что привлекло его внимание в прочитанном. При этом развиваются его воображение, творческость и художественные навыки. Поскольку взрослые затем обязательно приглашаются войти в состав «оценочной комиссии» сотворенного, у нас появляется возможность превратить семейное чтение в полнокровную деятельность ребенка, чрезвычайно важную для нормального становления его личности. Конечно, участвуя в этом, мы должны проявить уйму такта, педагогического чутья, искусства.
Литература:
1. Безрукова С. В. Я люблю читать: Кн. для детей и родителей. С. В. Безрукова. - Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 153, [1] с. ил., 16 см - Библиогр.: с. 151-152. - ISBN 5-222-01846-6 Руководство чтением школьника. Шифры в РГБ: 3 02-1/298-7
2. Верные друзья: [Для чтения родителями детям] / [Худож. А. Алир и др.] М.: Самовар, [2002]. (Твер. полигр. комб. дет. лит. - 43, [4] с. цв. ил., 17 см. - (Для самых маленьких). - Содерж.: А. Барто, М. Яснов, Б. Заходер [и др.]. - ISBN 5-85066-204-9 (в пер.) Шифр в РГБ: 10 02-6/1188-8
3. Гриценко З.А. «Пришли мне чтения доброго…»: Пособие для чтения и рассказывания детям 4-6 лет (с метод. рекомендациями): Учеб.-метод. пособие для дошк. образоват. учреждений и семейн. Воспитания. З.А. Гриценко. – М.: Просвещение, 2001. - 142, [2] с., 22 см - ISBN 5-09-009926-X Художественное чтение и рассказывание. Шифр в РГБ 3 01-6/321-5
4. Кравцова М. Что читают наши дети? Кто такой Гарри Поттер? М. Кравцова. - М.: Фаворъ, 2002. (Тип. АО Мол. гвардия - 187, [2] с. 21 см. - ISBN 5-7614-0086-3 (в обл.) Аннот.: Книга содержит: введение в поттероведение; "Страна в волшебной сказке?"; "Быть может, в нем что-то есть?"; добро и зло - две стороны одной медали; как мы играем в Поттер; маги и маглы; сказка или триллер; дайте детям книжку в руки. Шифры в РГБ: 3 03-5/3-9 и 3 03-5/4-7
5. Кравченко А.И. Родителям о подростках (и подросткам о родителях): Кн. для семейного чтения. Кравченко А.И. - М.: Рус. слово, 2002. - 318, [1] с. 21 см - ISBN 5-94717-016-7 Шифры в РГБ: 2 02-6/171-0 и 2 02-6/172-9
6. Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Книга для трудных родителей. Пьесы для театра кукол и семейного чтения. М., 1994. –267 с. (Воскресный лицей).
7. Методические рекомендации к организации чтения художественной литературы в семье / Сост. Е.А. Соколовская. – Л., 1983.
8. Поиграем в сказку [Сост. Смирнова М. Н.; Худож. Никонова А. В.]. - [М.]: Пресс-Мастер, [2003]. - 16 с. ил. 29 см. - (Азбука профессионала. Вып. 2). - Без тит. л. Описано по обл.. - ISBN :(В обл.) Аннот.: В книге содержатся упражнения и рекомендации логопеда, которые можно использовать как для коррекции, так и для дальнейшего развития детской речи, начиная с раннего возраста (2-3 года).
9. Полная хрестоматия для начальной школы: Кн. 1. – 2001. – 511 с.: ил. ISBN 5-94176-129-5 Шифр в РГБ: 13 02-2/119-4
10. Рукавичка: [Для мл. шк. возраста] [Худож. Н. Гриченкова]. - [М.]: Фламинго, [2002]. (Твер. полигр. комб. дет. лит.) - [14] с. цв. ил. , 22 см. - (Читаем по слогам). - ISBN 5-7833-0493-X (в обл.) Нет шифра.
11. Семья: Книга для чтения / Сост. И.С. Андреева, А.В. Гулыга. – М., 1990.
12. Учимся понимать друг друга: [Для чтения взрослыми детям]. С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина; Худож. А. Банных. - М.: Б-ка И. Резника: Олма-Пресс, 2001. - 63 с. цв. ил., 29 см. - (Золотая коллекция детского сада) - ( Завтра в школу). - На обл. авт. не указаны. - На обл. в подзаг.: Свыше 70 игр и заданий. Эмоции и чувства. Поступки и настроение. Мимика и жесты. Учимся общаться. - ISBN 5-310-00041-0 Подготовка детей дошкольного возраста к школе. Шифр в РГБ: 3 01-23/52-X
13. Штец А.А. Секреты чтения. Учимся читать дома: Кн. для родителей и всех, кто хочет открыть для своего ребенка волшеб. мир чтения А. А. Штец. - М.: АРКТИ, 2002. - 76, [2] с. 21 см. - (Методическая библиотека). - ISBN 5-89415-289-5 Шифр в РГБ: 3 02-46/1139-8
Тема 19. Эстетическое и художественное воспитание
Иногда приходится слышать споры: что есть эстетическое, а что – художественное. Не вдаваясь в научные тонкости, скажем, что различаются две соответствующих формы деятельности человека степенью вовлечения его в процесс. Если участие носит преимущественно оценочный характер, уместнее говорить о нем как об эстетической деятельности. Если нам при этом что-то очень нравится, мы переживаем эстетическое наслаждение. Если же мы активно действуем, изменяя тем самым объект нашего восприятия, уместнее говорить о нашей художественной деятельности. Ее результат не случайно при этом часто называют нашими «художествами».
Разговор о соотношении художественного и эстетического не случаен, когда речь заходит о воспитании ребенка. Здесь конкретно проявляется спор о соотношении общих и частных способностей. Если мы собираемся сделать из нашего ребенка, к примеру, инженера-путейца, зачем нам тратить время на развитие у него художественных талантов? Действительно, при таком раскладе ребенку заниматься художественными промыслами в будущей жизни не придется. Но ему придется принимать массу нестандартных, творческих решений, руководить людьми, находить выходы из безвыходных положений. Делать все это, не имея развитого эстетического чувства, - просто невозможно. Но чтобы его сформировать в ребенке, надо приобщать его с раннего детства к художественному творчеству, развивать у него художественный вкус – предтечу высокоразвитого эстетического чувства.
Литература:
1. Агапова И.А. Мягкая игрушка своими руками / Ирина Агапова, Маргарита Давыдова; Худож. моделирование и рис. Ольги Контаревой М.: Айрис пресс: Рольф , 2001 - 234, [1] с., [4] л. цв. ил.ил.,24 см. - ( Внимание: дети!). - ISBN 5-7836-0384-8 Детская литература. - Научно-популярная литература. - Игры. Развлечения. – Само дельные игрушки. Шифр в РГБ: 2 01-7/420-7
2. Белобрыкина О.А. Волшебный мир домашнего театра. – М., 1999. – 189 с.
3. Белов В.И. Лад: Очерки о народной эстетике. – М., 1989. – 420 с.
4. Бельтюкова Н.Б. Папье-маше. Игрушки и подарки / Н. Бельтюкова. - М.: РИПОЛ КЛАССИК; СПб.: ВАЛЕРИ СПД, 2001. - 108, [1] с. ил., 24 см. - (Энциклопедия рукоделия). - ISBN 5-7905-1126-0 (РИПОЛ КЛАССИК) Эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства. Шифр в РГБ: 2 02-4/177-0
5. Вендеровская С. 100 минут для красоты и здоровья. – М., 1993.
6. Гомозова Ю.Б. Праздник своими руками: Поделки к осен. и зим. Праздникам. Ю. Б. Гомозова, С. А. Гомозова. - Ярославль: Акад. развития [и др.], 2001. - 142, [1] с. цв. ил., 26 см. - (Вместе учимся мастерить). - ( Популярное пособие для родителей и педагогов). - Библиогр. в конце кн. - ISBN 5-9285-0161-7 Внеучебная работа. - Игры. Развлечения. - Популярные издания. Шифр в РГБ: 3 02-15/88-9
7. Данкевич Е.В. Пластилиновая азбука: [Нагляд. пособие для мл. возраста (Родители читают детям)]. Е. Данкевич, З. Сомичева; [Худож. Екатерина Данкевич]. - М.: ОНИКС 21 век, 2002. - 95 с. цв. ил. 26 см - ISBN 5-329-00526-4 Шифр в РГБ: 3 02-24/93-4
8. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги / Г. И. Долженко; [Худож. А. Ю. Долбишева]. - Ярославль: Академия развития [и др.], 2001. - 143 с. цв. ил., 24 см. - (Умелые руки). - ISBN 5-9285-0089-0 Дошкольная педагогика. - Российская Федерация. - Воспитание художественных способностей детей. Шифр в РГБ: 2 02-7/48-4
9. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника // Хрестоматия по детской психологии. – М., 1996. – С. 170 – 175.
10. Евдокимова М.М. Волшебный карандаш. Пособие для занятий с детьми по рисованию Марина Евдокимова. - М.: Шк. Пресса, 2002. - 24 с. ил., цв. ил. 29 см - ISBN 5-9219-0112-1 Дошкольное воспитание и обучение: Прил. к журн. "Воспитание школьников" Вып. 23. Шифр в РГБ: 23 21/76-4
11. Ветрова Г.Е. Айвазовский: Сказка о волне и худож.: [Для чтения взрослыми детям] Галина Ветрова. - М.: Белый город, 2001. - 11 с. цв. ил., портр., 26 см. - Авт. указаны перед вып. дан. - ISBN 5-7793-0280-4 Эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства. Шифр в РГБ: 3 01-56/70-2
12. Ветрова Г.Е. Васнецов: Сказка о сказочнике: [Для чтения взрослыми детям]. Галина Ветрова. - М.: Белый город, 2001. - 11 с. цв. ил., портр., 26 см. - Авт. указаны перед вып. дан. - ISBN 5-7793-0280-4 Эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства. Шифр в РГБ: 3 01-56/68-0
13. Ветрова Г.Е. Левитан: Сказка о грустном худож.: [Для чтения взрослыми детям] Галина Ветрова. - М.: Белый город, 2001. - 9, [2] с. цв. ил., портр., 26 см. - Авт. указаны перед вып. дан. - ISBN 5-7793-0280-4 Эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства. Шифр РГБ: 3 01-48/212-3
14. Ветрова Г.Е. Саврасов: Сказка о худож. и весенних птицах: [Для чтения взрослыми детям]. Галина Ветрова. - М.: Белый город, 2001. - 11 с. цв. ил., портр., 26 см - Авт. указаны перед вып. дан. - ISBN 5-7793-0280-4 Эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства. Шифр в РГБ: 3 01-56/66-4
15. Ветрова Г.Е. Суриков: Сказка о возвращенном времени: [Для чтения взрослыми детям]. Галина Ветрова. - М.: Белый город, 2001. - 11 с. цв. ил., портр., 26 см. - Авт. указаны перед вып. дан. - ISBN 5-7793-0280-4 Эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства. Шифр в РГБ: 3 01-56/67-2
16. Ветрова Г.Е. Шишкин: Сказка о лесном худож.: [Для чтения взрослыми детям]. Галина Ветрова. - М.: Белый город, 2001. - 11 с. цв. ил., портр., 26 см. - Авт. указаны перед вып. дан. - ISBN 5-7793-0280-4 Семейное воспитание. - Российская Федерация. - Эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства. Шифр РГБ: 3 01-56/69-9
17. Знакомим с книжной графикой: Большое искусство - маленьким: Учеб.-нагляд. пособие. Авт.-сост. Н.А. Курочкина. - СПб.: Детство-пресс, 2001. - 15, [2] с.[12] л. цв. ил., 29 см. - (Библиотека программы "Детство"). - ISBN 5-89814-103-0 Подготовка детей дошкольного возраста к школе. Шифр в РГБ: 3 01-56/97-4
18. Знакомим с натюрмортом: Учеб. - нагляд. пособие. Авт. - сост. Н.А. Курочкина. - 2. изд., перераб. и доп. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. - 21, [1] с., [12] л. цв. ил., 29 см. - (Библиотека программы "Детство"). - (Большое искусство - маленьким). - ISBN 5-89814-089-1 Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства. Шифр в РГБ: 3 01-39/124-1
19. Как у наших у ворот: Стихи рус. поэтов, игры, потешки, колыбельные для детей. Авт.-сост. Мария Емец. - М.: Айрис-пресс, 2002. - 124, [2] c. цв. ил. 27 см. - Библиогр. в конце кн. - ISBN 5-8112-0028-5 Шифр в РГБ: 10 02-8/412-0
20. Кард В.А. Пластилин: Игрушки из пластилина. В. Кард, С. Петров. - М.: РИПОЛ КЛАССИК: Валери СПД, 2001. - 126, [1] с. ил., 24 см. - (Энциклопедия рукоделия). - ISBN 5-7905-1124-4 (РИПОЛ КЛАССИК). Эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства. Шифр в РГБ: 2 02-4/178-9
21. Кларина Л.М. Москва в акварелях / Л. М. Кларина. - М.: Изд-во Стрелец, 2001. - 39 с., 21 см. - Библиогр.: с. 39. - ISBN 5-89409-025-3 Эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства. Шифр в РГБ: 3 01-35/1309-8
22. Контарева О.Г. Костюмы детских праздников / Ольга Контарева. - 2. изд., испр. - М.: Айрис-Пресс: Рольф, 2001. - 249, [1] с. ил., 24 см. - (Внимание: дети!). - ISBN 5-7836-0474-7 Декоративно-прикладное искусство. - Виды художественных изделий. – Костюм. - Детский костюм. Шифр в РГБ: 3 02-6/57-X
23. Кулемзина А.В. Теоретические основания и организационно-педагогические условия обучения одаренных детей дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01/Томский пед. ун-т.-Томск, 1996. – 18 с. Шифры в РГБ: 9 97-2/1916-2 и 9 97-2/1917-0
24. Куманова Н.В. Как научить Вашего ребенка писать сочинения: [Пособие для учителей, родителей и старшеклассников]: 10-11 кл. Н.В. Куманова. - [М.]: Грамотей, 2002. - 123 с. табл. 21 см. - ISBN 5-89769-057-Х Шифр в РГБ: 3 02-33/504-8
25. Латышев О.Л. Педагогические проблемы семейного музыкального воспитания детей. Автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 Липецк. гос. пед. ун-т Липецк , 2002 - 16 с.
26. Мариничева О.В. Учим детей наблюдать и рассказывать: [Попул. пособие для родителей и педагогов]. М. А. Мариничева, Н. В. Елкина. - Ярославль: Акад. развития: Академия К°, 2001. - 191 с. ил., 20 см. - (Детский сад: день за днем). - Библиогр.: с. 191. - ISBN 5-9285-0141-2 Шифр в РГБ: 3 01-24/561-5
27. Мартынюк С.Г. Костюм и маска: Домашний театр С. Г. Мартынюк. - М.: АСТ: Астрель, 2002. - 63 с. цв. ил. 22 см. - (Семейный клуб выходного дня). - Библиогр.: с. 63. - ISBN 5-17-009318-7 (АСТ) Шифры в РГБ: 3 01-15/334-6 и 3 01-15/335-4
28. Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Книга для трудных родителей. Пьесы для театра кукол и семейного чтения. М., 1994. –267 с. (Воскресный лицей).
29. Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей на 2002-2005 годы (приложение №2 к приказу Минобразования России от 25.01.02 №193) // Воспитать человека. – М.: Вентана-Графф, 2002. – с. 43-56.
30. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: (Худож. Развитие ребенка в семье). – М., 1995. – 142 с. (Библиотечка журнала «Искусство в школе»).
31. Михайлова М.А., Горбина Е.В. Поем, играем, танцуем дома и в саду: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1996. – 234 с. (Игра – обучение, развитие – развлечение).
32. Нойшютц Карин. Оживи куклу / Карин Нойшютц; Пер. с швед. Н. Колобков. - М.: Evidentis, 2002. - 210, [1] с. ил., портр., табл. 22 см - Библиогр. в конце кн.. - ISBN 5-94610-004-1 Шифры в РГБ: 2 01-61/262-4 и 2 01-61/263-2
33. Острогорский В.П. Письма об эстетическом воспитании: посвящается российским матерям. – М., 1908.
34. Отдых с детьми: Справочник: детские лагеря и дома отдыха; Центры, клубы, театры, музеи; Зарубеж. туризм; Образоват. Программы. Б. м.: Пед. об-ние "Радуга", [199?] - 80 с. ил. 20 см. - (Серия: "Образование, культура, досуг"). - ISBN 5-89005-044-3 шифр в РГБ: 3 99-29/414-8
35. Открытая комплексная программа «Семья». М. Московский городской дворец творчества юных, 1996. – 32 с.
36. Попов Т. Дете. Изкуство. Семейство / Теодор Попов. - София: Музика VIVA, 2002. - 91 с. табл. 21 см. - С автогр. авт. - Библиогр.: с. 83-91. - ISBN 954-9990-08 Шифр в РГБ: 6 02-2/395-6
37. Пузыревский А.И. Пение в семейном воспитании. Энциклопедия семейного воспитания и обучения. Вып. 39. – СПб., 1901.
38. Ткаченко Т.Б. Лепим из пластилина: Первые шаги. Т.Б. Ткаченко, К.И. Стародуб. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. (Курск: ФГУИПП Курск) - 158, [2] с. цв. ил. 25 см. - ISBN 5-222-02716-3 (в пер.) Аннот.: Пособие построено так, чтобы ребенок мог и без текста понять как лепить, поэтому очень подробно, шаг за шагом рассказывается и наглядно подтверждается рисунками весь процесс лепки. Шифр РГБ: 3 03-20/56-4
39. Фролов М.И. Учимся рисовать на компьютере: Самоучитель для детей и родителей Михаил Фролов. - М.: ЮНИМЕДИАСТАЙЛ: Лаб. Базовых Знаний, 2002. - 271 с. ил. 22 см - На обл.: Создадим свой коллаж и распечатаем его на принтере. Освоим цифровую фотокамеру. Познакомимся с жанрами изобр. искусства. Сделаем первые шаги в рисовании в граф. ред. Paint. Научимся работать с вектор. и растровой графикой в ред. CoreI DRAW и Photoshop. Прочитаем о великих худож. и их произведениях. - ISBN 5-93208-125-2. Шифр в РГБ: 3 02-14/156-2 и 3 02-14/157-0
40. Я рисую: Для детей от 1 года до 3-х лет: [Для дошк. возраста] [Жукова О.С.] - СПб.: Нева; М.: Олма-Пресс, 2001. - 15 с. цв. ил., 28 см. - (Школа раннего развития). - ISBN 5-7654-1518-0. Семейное воспитание. - Российская Федерация. - Эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства. Шифр в РГБ: 3 01-28/56-5

Тема 20. Волшебный мир сказки
Есть две теоретические позиции в вопросе о воспитательной полезности сказки. Одна отрицает такую полезность, указывая на то, что описываемые в сказке события не происходят в реальной жизни. Они приучают ребенка действовать невозможным способом в невозможных обстоятельствах, а это вредно, так как уводит ребенка от реальной жизни, мешает формировать у ребенка знания, умения и навыки, необходимые для будущей взрослой жизни. Другая точка зрения настаивает на прямо противоположном. Пока ручонки у деточки слабы, он еще и ходить-то как следует не умеет, не говоря о многом другом, полезно дать ему возможность – пусть только в воображении! – созидать и разрушать города, сажать дивные сады и спасать любимых принцесс. Мышцы потом окрепнут, денежки и другие инструменты для свершения великих дел появятся, но сердцем, душой и головой ребенок должен быть подготовлен к ним с детства.
Конечно, с первой позицией мы встречаемся только в очень высокообразованных, скажем честно – академических – семьях. Также честно скажем, что академики (именно ученые, а не поэты!), вырастают именно в этих семьях. Внимание ребенка при этом привлекается к тому, «как прекрасна эта жизнь», как много в ней по-настоящему сказочного без всякого придумывания сказок. Но это, конечно же, «высший пилотаж», привить такой воспитательный подход широкому населению – дело абсолютно утопическое, поэтому сосредоточим свое внимание на позиции номер два.
Да, сказка – дело во многом виртуальное. В то же время, «сказка – ложь, но в ней намек, добру молодцу урок». Еще совсем неокрепшие нравственные и эстетические ориентации ребенка так трудно «переваривают» грубые, жесткие формы реальной жизни. В качестве пищи телесной мы даем им жидкую кашицу, понимая, что у них еще не выросли клыки, чтобы зубами рвать нежаренную дичь. Так же и чтиво или рассказики мы им подаем в подслащенном и адаптированном виде. Как при изучении иностранного языка: опытный учитель сначала работает с учеником в специально подобранных, легких ему для восприятия текстах и звуках, лишь постепенно вводя элементы настоящего, «уличного» языка.
В сказках является душа народа. Приобщая ребенка к сказкам, мы передаем ему сокровища национального языка, традиций труда и быта, наше национальное мировоззрение. Но, опять же, одно и то же дело можно производить и топорно, и изящно, с большим воспитательным эффектом.
Литература:
1. Борисенко М.Г., сост. Игры со сказками. Репка: [Для мл. дошк. возраста]. [Борисенко М.Г.]. – СПб.: Нева, М.: ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2003. – [18] с. цв. Ил. 25 см. (Школа Олеси Жуковой) (Школа раннего развития: Для детей 1-3 лет) ISBN 5-948-46266-8 Шифр в РГБ: 3 03-14/41-0
2. Герои любимых сказок приглашают к чтению: Для детей 4-6 лет: [Для ст. дошк. возраста]. [Бурова И.И.] - СПб.: Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - 143 с. цв. ил. 22 см - На тит. л. и обл.: Программа развития и обучения дошкольника. - ISBN 5-7654-1558-Х
3. Гин А.А. Задачки-сказки от кота Потряскина: Для детей мл. шк. возраста. Анатолий Гин. - М.: ВИТА, 2002. - 78, [1] с. цв. ил. 24 см - ISBN 5-7755-0344-9
4. Дронов В.В. Мамины сказки: Рус. яз. для детей соотечественников, проживающих за рубежом. В.В. Дронов, С.Ю. Ремизова. – М.: Рус. Яз. Курсы, 2003. – 93 с., 24 см. («Русский язык с мамой») Шифр в РГБ: 3 03-25/81-8 Аннот.: В качестве содержательной базы книги выбраны 6 известных русских сказок, так как именно сказки представляют первооснову русской культуры.
5. Ершова, Ольга Александровна, сост. Никита Кожемяка: [Для дошк. возраста: Для детей 4-6 лет]. [Ершова Ольга Александровна. – СПб.: Изд. Дом «Нева», 2003. – [18] с. цв. ил., 25 см. ISBN 5-7654-2798-7 (в обл.) Шифр в РГБ: 3 03-20/65-3 Аннот.: С помощью этой книги можно не только познакомить ребенка с русской народной сказкой, но и развить память, внимание, мышление и речь малыша. Книга предназначена для дошкольного возраста.
6. Ершова, Ольга Александровна ,сост. Сестрица Аленушка и братец Иванушка : [Для дошк. возраста: Для детей 4-6 лет] [Ершова Ольга Александровна]. – СПб.: Изд. Дом «Нева», 2003. – [18] с. цв. ил., 25 см. (Игры со сказками) (Серия «Программа развития и обучения дошкольника») ISBN 5-7654- 2794-4 (в обл.) Шифр в РГБ: 3 03-20/62-9Аннот.: С помощью этой книги можно не только познакомить ребенка с русской народной сказкой, но и развить память, внимание, мышление и речь малыша.
7. Игры со сказками. Колобок [Для мл. дошк. возраста]. Борисенко, Марина Геннадиевна. - СПб.: Нева; М.: ОЛМА-Пресс, 2002. (ПФ Красный пролетарий - [18 с.] цв. ил. 26 см.. - ( Школа раннего развития: Для детей 1-3 лет) - ( Школа Олеси Жуковой). - ISBN 5-94846-090-8 Аннот.: Книга, с помощью которой можно не только познакомить ребенка с русской народной сказкой, но и развить память, внимание, мышление и речь малыша. Аннот.: Книга, с помощью которой можно не только познакомить ребенка с русской народной сказкой, но и развить память, внимание, мышление и речь малыша.
8. Игры со сказками. Теремок [Для мл. дошк. возраста Капустина Елизавета Валерьевна]. - СПб.: Нева; М.: ОЛМА-пресс, 2003. М.: ПФ Красный пролетарий - [18] с. цв. ил. 26 см. - ( Школа раннего развития : Для детей 1-3 лет).. - ( Школа Олеси Жуковой). - ISBN 5-7654-2623-9 (в обл.) игры для дошкольников Шифр в РГБ: 10 03-8/42-X
9. Курочкина И.Н. Как научить ребенка поступать нравственно: Увлекат. беседы, поучит. истории и сказки. Планирование работы в мл., сред. и ст. группах дет. сада: Кн. для воспитателей, учителей и родителей: И.Н. Курочкина. - 2. изд. - М.: Флинта, 2002. - 124, [1] с. 20 см - ISBN 5-89349-349-4 Шифр в РГБ: 3 02-16/30-1
10. Лукина Н.А., сост. Игры со сказками. Курочка Ряба: [Для мл. дошк. возраста]. Лукина Н. А. - СПб.: Нева; М.: ОЛМА-Пресс, 2003. (М.: ПФ Красный пролетарий) - [18] с. цв. ил. 26 см.. - (Школа раннего развития : Для детей 1-3 лет) - ( Школа Олеси Жуковой). - ISBN 5-94846-267-6 Шифр в РГБ: 10 03-8/43-8
11. Лукина Н.А, сост. Как коза избушку построила: [Для мл. дошк. возраста] [Лукина Наталья Андреевна]. - [СПб.]: Изд. Дом "Нева", [2003]. (ПФ Красный пролетарий) - [18] с. цв. ил. 25 см.. - (Школа Олеси Жуковой) - (Игры со сказками) - (Школа раннего развития: Для детей 1-3 лет). - ISBN 5-7654-2800-2 (в обл.) Аннот.: С помощью этой книги можно не только познакомить ребенка с русской народной сказкой, но и развить память, внимание, мышление и речь малыша. Книга предназначена для младшего дошкольного возраста. Шифр в РГБ: 3 03-20/71-8
12. Лукина Н.А., сост. Рукавичка: [Для мл. дошк. возраста] [Лукина Наталья Андреевна]. - [СПб.]: Изд. Дом "Нева", [2003]. (ПФ Красный пролетарий) - [18] с. цв. ил. 25 см. - (Школа Олеси Жуковой) - (Игры со сказками) - (Школа раннего развития: Для детей 1-3 лет). ISBN 5-7654-2802-9 (в обл.) Шифр в РГБ: 3 03-20/61-0
13. Лукина Н.А., сост. Три медведя: [Для мл. дошк. возраста] [Лукина Наталья Андреевна]. - [СПб.]: Изд. Дом "Нева", [2003]. (М.: ПФ Красный пролетарий) - [18] с. цв. ил. 25 см.. - (Школа Олеси Жуковой) - (Игры со сказками) - (Школа раннего развития: Для детей 1-3 лет). - ISBN 5-7654-2801-0 (в обл.) Шифр в РГБ: 3 03-20/60-2
14. Новиковская О.А., сост. Гуси-лебеди: [Для дошк. возраста: Для детей 4-6 лет] [Новиковская Ольга Андреевна]. - [СПб.]: Изд. Дом "Нева", [2003]. (М.: ПФ Красный пролетарий) - [18] с. цв. ил. 25 см. - (Школа Олеси Жуковой) - ( Игры со сказками) - На тит. л.: Программа развития и обучения дошкольника. - ISBN 5-7654-2793-6 (в обл.) Шифр в РГБ: 3 03-20/74-2
15. Новиковская О.А., сост. Зимовье: [Для дошк. возраста: Для детей 4-6 лет] [Новиковская Ольга Андреевна]. - [СПб.]: Изд. Дом "Нева", [2003]. (ПФ Красный пролетарий) - [18] с. цв. ил. 25 см. - (Школа Олеси Жуковой) - ( Игры со сказками) - На тит. л.: Программа развития и обучения. - ISBN 5-7654-2795-2 (в обл.) Шифр в РГБ: 3 03-20/66-1
16. Шорыгина Т.А. Зеленые сказки: Экология для малышей Т. А. Шорыгина. - М.: Прометей: Книголюб, 2002. - 99, [3] с. ил. 21 см. - (Серия "Развивающие сказки для детей") - (Книголюб). - Библиогр. в конце кн.. - ISBN 5-7042-1124-0 Шифр в РГБ: 3 02-5/301-9
17. Поиграем в сказку [Сост. Смирнова М. Н.; Худож. Никонова А. В.]. - [М.]: Пресс-Мастер, [2003]. - 16 с. ил. 29 см. - (Азбука профессионала. Вып. 2). - Без тит. л. Описано по обл.. - ISBN :(В обл.) Аннот.: В книге содержатся упражнения и рекомендации логопеда, которые можно использовать как для коррекции, так и для дальнейшего развития детской речи, начиная с раннего возраста (2-3 года).
18. Радуга сказок / В адапт. пересказе Евгения Белякова, Ольги и Сергея Фединых. - М.: Айрис Пресс: Рольф, 2001. - 217, [6] с. ил., 24 см. - (Первые шаги). - ISBN 5-7836-0396-1 Помощь семьи в обучении детей. Шифр в РГБ: 10 01-3/285-8
19. Рыжова Н.А. Не просто сказки: Экол. рассказы, сказки и праздники. Н. А. Рыжова. - М.: Линка-Пресс, 2002. - 190, [2] с. 21 см. - Библиогр. в конце кн. - ISBN 5-8252-0023-1 Шифры в РГБ:3 02-22/77-3 и 3 02-22/78-1
20. Умные сказки: [Ориг. игровые задания на развитие логики] [Худож. Карлос Бюке]. - М.: Махаон, 2002. - 112 с. цв. ил., 27 см. - ISBN 5-18-000313-X Шифр в РГБ: 10 02-8/159-8
21. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей Т. А. Шорыгина. - М.: Прометей: Книголюб, 2003. (Домодедово: ДПК) - 78, [1] с. ил. 21 см. - (Серия "Развивающие сказки для детей"). - ISBN 5-7042-1165-8 Аннот.: В пособии представлены занятия, построенные на анализе поступков героев авторских сказок. В доступной и увлекательной форме дети усваивают правила безопасного поведения дома, на городской улице, у водоемов и в лесу. Шифр в РГБ: 3 03-7/236-7



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.