На главную Работа с родителями Программы для родителей Программа "Семейный клуб" - Тема 26-32
Программа "Семейный клуб" - Тема 26-32
Работа с родителями - Программы для родителей
Индекс материала
Программа "Семейный клуб"
Тема 1. Наши дети
Тема 2. Семейное воспитание
Тема 3. Семейное обучение
Тема 4. Семейные отношения
Тема 5 - 8
Тема 10-15
тема 16-20
Тема 21-25
Тема 26-32
Все страницы


Тема 26. Родной этнос
«Моя родная сторона…» - припев  одной из очень популярных песен. Да, в любом споре человек занимает какую-то сторону, и хорошо, если эта сторона именно родная. Страшно быть человеком без Родины, без родной стороны, без родного этноса. Еще совсем недавно в нашей стране делалась попытка сформировать новую историческую общность – единый советский народ. Социальное экспериментаторство достигло тогда в этой точке своего апогея: попытка окалась несостоятельной. Эта неудача, возможно стала одной из важнейших причин обвала социалистической системы в России. Сейчас мы делаем попытки вернуться к правильному пониманию роли этничности в  оптимальном формировании подрастающего поколения, но пока эти попытки носят слишком робкий характер.
Вполне обоснованно нам кажется слишком дерзкой идея вырастить настоящего человека в пробирке: мы хорошо понимаем, что человек это не только и не столько биологическое существо. В своем онтогенезе он должен вобрать в себя весь филогенез рода человеческого. Нам понятно, что ребеночек должен выйти на свет Божий из чрева матери, - не какой-то абстрактной женщины, а именно вот этой. Но так же понятным нам должно быть, что человек может выродиться в большой, настоящий социум только вобравши по пути в себя микросоциум семьи – свой родной этнос. Привычки быта, труда и отдыха родных людей.

Литература:
1. Абульханова-Славская К.А. и др.   Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. – М., 1997.  Шифры в РГБ:  2  97-31/89-5  и  2  97-31/90-9
2. Абульханова-Славская К.А.  и др.  Российский менталитет. – М., 1996.   Шифры в РГБ:  1  97-13/111-6  и  1  97-13/112-4
3. Айварова Н.Г. Этнопсихологические особенности самоотношения подростков в условиях семейного воспитания. На примере марийского этноса: Автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.05 Казанский социально-юрид. ин-т. - Казань, 2001. - 22 с. Тема: Социальная психология. Шифры в РГБ:  9:01-2/898-2  и 9:01-2/899-0
4. Арьес Ф.   Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке / Пер. с франц.  – Екатеринбург, 1999. – 146 с.
5. Белолюбская М. С.  Использование традиций народной педагогики эвенов в воспитании детей: Пособие для воспитателей эвен. дошк. образоват. учреждений, учителей, родителей. М. С. Белолюбская - СПб.: Фил. изд-ва Просвещение, 2002. (ОАО Полигр. предприятие  3 - 61, [2] с. ил. 22 см. - Текст эвен.. - ISBN 5-09-005256-5 (в обл.)
6. Волков Г.Н.  Этнопедагогика:  Учеб.  для студ.  сред.  И высш.  пед.  учеб.  заведений. – М., 1999. – 168 с.
7. Гачев Г.Д. Наука и национальные культуры. – Ростов-на-Дону:  РГУ, 1993. – 320 с.
8. Громыко М.М.  Мир русской деревни. – М., 1991. – 446 с.
9. Громыко М.М.,  Буганов А.В.  О воззрениях русского народа. – М., 2000. – 541 с.
10. Гумилев Л.Н.  От Руси к России: очерки этнической истории. – М.:  Экопрос, 1992. – 336 с.
11. Гумилев Л.Н.  Этносфера:  история людей и история природы. – М.:  Экопрос, 1993. – 544 с.
12. Дементьева И.Ф.  Российская семья:  проблемы воспитания: Рук.  Для педагогов  / И.Ф. Дементьева. – М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2000. – 36, [3] с.; ил.;  табл.;  20 см.  (Серия «Семья и воспитание» / ГосНИИ семьи и воспитания. – Рез. англ.  Библиогр. В конце книги.  Шифр в  РГБ:  3  00-7/1736-6
13. Демкина Е.В. Психолого-педагогические основы подготовки социального педагога к работе с детьми из разных этнических групп: (На примере казачей семьи)  Демкина Е.В.;  Адыг. Гос.  ун-т.  – Майкоп: Алкс, 2002. – 37 с. 20 см. – Библогр.: с.  36. Шифр в РГБ:  3  03-7/977-9
14. Демков М.И. О русском семейном воспитании  // Семейное воспитание: Хрестоматия: Учебное пособие  для студ.  высш.  учеб.  заведений  / Сост.  П.А. Лебедев. – М., 2001. – С. 42-28
15. Измайлова А.Б. Русская народная педагогика: воспитание ребенка младенческого возраста: Монография А.Б. Измайлова; М-во образования Рос. Федерации. Владим. гос. пед. ун-т. - Владимир: Владим. гос. пед. ун-т, 2001. - 548 с., 20 см. - Библиогр.: с. 507-532. - ISBN 5-87846-266-4. Этнография. – Русские. - Социальный строй. – Дети. Шифры в РГБ: 1 01-12/207-7.  и 1 01-12/208-5
16. Ильдарханова Ф.А. Региональная модель социально-педагогической поддержки семьи на примере Республики Татарстан.  Ф.А. Ильдарханова; Гос. науч.-исслед. ин-т семьи и воспитания. (Фил. в Респ. Татарстан). - Казань: Унипресс, 2002. (Лаб. ОП КГУ - 27, [1] с. табл. 21 см. - ISBN 5-93525-003-9 (в обл.)  Аннот.: Книга содержит: методы социально-педагогической поддержки семьи; теоретические основы национально-региональной семейной политики; формирование концептуально-региональных основ государственной поддержки молодой семьи и другие темы.  Шифры в РГБ:3 03-7/1828-X  и  3 03-7/1829-8
17. Ильдарханова Ф.А. Семья и общество: Социальные и этнодуховные аспекты возрождения семьи: [Монография].  Ф. А. Ильдарханова; Гос. науч.-исслед. ин-т семьи и воспитания (фил. в Респ. Татарстан). - Казань: Унипресс, 2002. (Лаб. ОП КГУ - 117, [1] с. 20 см. - Библиогр. в конце кн. - ISBN 5-900044-68-8 (в обл.)  Аннот.: Работа является результатом научного поиска форм и содержания взаимодействия семьи и общества в целях выработки модели благополучной семьи.  Шифры в РГБ: 2 03-17/466-4  и  2 03-17/467-2
18. Ильин И.А.  Путь духовного обновления  // Ильин И.А. Путь к очевидности. – М., 1993. – с. 199-241.
19. Кларина Л.М. Москва в акварелях / Л. М. Кларина. - М.: Изд-во Стрелец, 2001. - 39 с., 21 см. - Библиогр.: с. 39. - ISBN 5-89409-025-3  Эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства. Шифр в РГБ:  3 01-35/1309-8
20. Коринфский А.А.  Народная Русь:  Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. – М., 1994. – 560 с.
21. Королева А.П.  Семейное воспитание и школа в России в мемуарной и художественной литературе (середина XIX – начало ХХ в.):  Пособие для педвузов. – М., 1994. – 160 с.
22. Лебон Г.  Психология  народов и масс.  – СПб.:  Макет, 1995.
23. Николаев В.А. Истоки русской народной педагогики / В.А. Николаев;  М-во общ. И проф. Образования и др. – М.; Орел, 1997. – 134 с.;  20 см.  Библ. С.  127-134.   Шифр в РГБ:  3  99-26/289-3
24. Особенности семейного воспитания в полиэтническом регионе: Сб. науч. тр. Гос.науч.-исслед. ин-т семьи и воспитания (Чуваш. фил.) [и др.]; [Редкол.: Л.П. Кураков и др.]. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2002 (Тип. ун-та) - 106 с. табл. 20 см. - ISBN 5-7677-0643-3 (в обл.)  Аннот.: В сборник включены статьи, раскрывающие проблемы семейного воспитания в условиях полиэтнического региона, а также приоритеты государственной социальной политики в области здравохранения. Для научных работников, преподавателей и студентов вузов.  Шифры в РГБ: 1 03-3/421-1 и 1 03-3/421-1
25. Сланова А.Ю. Проблемы семейного воспитания в прогрессивно-демократической педагогике народов Северного Кавказа (XVIII - начало XX вв.) Автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 Сев.-Осет. гос. ун-т им. К.Л. Хетагурова. - Владикавказ, 2002. - 23 с.
Тема 27. Родная духовность и нравственность
Не затихают споры о том, что есть духовность. Некоторые, если не большинство, отождествляют ее с церковностью. Но так ли это? Другие говорят о религиозности, забывая о светской духовности. Можно ли подвести какие-то твердые научные и доказательные для всех основы под понятие духовности? Не только можно, но и нужно. Проблема русской духовности по-настоящему серьезна. Никто не в праве отказать русскому народу развивать в любовной преданности веру отцов без оглядки на  специфические верования окружающих его народой-соседей. Но в то же время все мы понимаем, что Россия сложилась так, как сложилась. Может, так не надо было складываться. Но сложились. И теперь дальше надо жить, исходя из фундамента, на котором стоим. Вера наша   просто обязана быть не просто верой отцов, но верой отцовской, а может быть даже – по необходимой магкости и трепетности отношения к  не-русским верованиям и церквям – и материнской.
Взять «под свое крыло» другие народы – дело трепетное и сложное. Это значит не просто выделить им территорию оседлого проживания. Не только гарантировать приемлемую для них социальность. Но и позволить их духовности, их религиозности развиваться им, а не нам угодно. Чтобы так себя вести, мы должны быть настоящими государственниками, державно мыслящими мужами. Но для этого мы должны быть и очень взрослыми – в общем смысле всемирной истории – людьми. Сама история России поставила перед нами дилемму: либо мы, развивая веру своих отцов, взметнем ее к небесам как веру всемирную, способную взять «под крыло» любые другие веры и не развалиться при этом, либо Великой России не бывать. Гордый вызов гордому народу. Мы за ценой  не постоим. Осилим.  
Литература:
1. Абраменкова В.В.  Сорадование и сострадание в детской картине мира /Вера Абраменкова. – М.: Эко, 1999. – 224 с.; илл.; 21 см. – Библиогр.:  с.215-223.  ISBN 5-93480-003-5 Шифр в РГБ:  1  00-6/537-Х
2. Кириченко О.В.  Дворянское благочестие.  XVIII век. – М., 2002. – 464 с.
3. Кларин  В.М.,  Петров В.М.  Русская религиозная философия  воспитания XIX-XX  вв. -  М.:  МП «Кодекс», 1994. – 80 с.
4. Коваль Н.А. Духовность личности:  определение, формирование, изучение (программа) // Воспитать человека. – М.: Вентана-Графф, 2002. – с. 211-219.
5. Кравцова М. Воспитание детей на примере святых царственных мучеников / Марина Кравцова М.: Благо, 2002. - 285 с. ил., портр. 21 см - ISBN 5-86020-316-0  Шифры в РГБ: 3 02-34/195-0 и 3 02-34/196-9
6. Кравченко Г.В.  Принципы и содержание воспитания достоинства человека  // Воспитать человека. – М.: Вентана-Графф, 2002. – с. 250-256.
7. Кунц О.Р. Научно-педагогические основы воспитания нравственных отношений между юношами и девушками в школе и семье:  Автореферат дис. На  соиск. Учен. Степ. Д-ра пед. наук:  (13.00.01) / Гос. пед. ун-т. – Казань, 1995. – 46 с. Шифры в РГБ:  9 95-1/2042-X и  9  95-1/2043-8
8. Курочкина И.Н. Как научить ребенка поступать нравственно: Увлекат. беседы, поучит. истории и сказки. Планирование работы в мл., сред. и ст. группах дет. сада: Кн. для воспитателей, учителей и родителей: И.Н. Курочкина. - 2. изд. -М.: Флинта, 2002. - 124, [1] с. 20 см - ISBN 5-89349-349-4  Шифр в РГБ: 3 02-16/30-1
9. Никандров Н.Д.  Православие и образование в России  //Рождественские чтения 1996: Сборник докладов IV Международных рождественских образовательных чтений. – М.:  Отдел религиозного образования и катехизации Московского  патриархата, 1996. – С. 27-46.
10. Петракова Т.И.  Духовные основы нравственного воспитания. – М., 1997. – 96 с.
11. Потаповская О.М.  Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей. – М., 2002. – 28 с.
12. Социально-нравственные аспекты семьи и семейного воспитания: [Сб. статей]  Горьков. гос. пединститут им. М. Горького; [Редкол.: Шимин Н. Д. (отв. ред.) и др.] - Горький: Б. и., 1979 (вып. дан. 1980). - 89 с., 20 см. - ISBN :60 к.  Шифры в РГБ: Б 80-24/145 и Б 80-24/146
13. Флоренский П.А.  Сочинения в 4 томах. – М.:  Мысль, 1994. – Т.1. –797 с.
14. Флоровский Г.В.  Восточные отцы IV  века.  М.:  МП  Паломник, 1992. – 240 с.
15. Флоровский Г.В.  Восточные отцы V-VIII веков. -  М.:  МП  Паломник, 1992. – 261 с.
16. Флоровский Г.В.  Пути русского  богословия. – Paris, 1983. – 600 с.
17. Хомяков Д.А.  Православие, самодержавие, народность. – Монреаль:  Изд.  Братства преп. Иова Пачаевского, 1983. – 230 с.
18. Христианское воспитание детей с первых лет жизни: С прил. крат. семейн. Молитвослова. Христианское воспитание детей с первых лет жизни: С прил. крат. семейн. Молитвослова. - М.: Развитие духовности культуры и науки: Аксиос, 2003. - 125, [1] с. 17 см. - (Азбука православия: Дети). - ISBN 5-94872-023-3:10000  Шифр в РГБ: 3 03-1/450-8
Тема 28. Игрушки
Сознание интенционально. Покажи нам палец, мы о пальце и будем думать в этот момент. Покажи нам симпатичный портрет вождя, нам сразу покажется, что лучше человека на свете нет. Некоторые под дулом пистолета готовы отказаться даже от своих  политических пристрастий. В неизмеримо большей степени внешний предмет принимает участие в развитии внутренней жизни ребенка. Есть предметы, которые ребенок изменить не может. Это улица, где он живет, дерево перед домом. Но есть такие замечательные предметы, которые и созданы специально для того, чтобы их ребенок менял: это его игрушки. Игрушка – снаружи – отражает то, что внутри у ребенка. По игрушке, как по градуснику, можем мерить «температуру» внутреннего развития ребенка – физического, социального, духовного.
В сфере игрушки действует и откровенная прагматика. Например, известно, что в отроческом возрасте объем костной грудной клетки растет быстрее, чем объем  мягкой легочной ткани. В результате получается чахлая, впалая грудь (как минимум) или  чахотка и туберкулез (как максимум).  Мудрые прибалтийские народы это заметили и ввели в качестве обязательного отроческого упражнения хоровое пение «во всю ивановскую». Литовцы в качестве своего специфического пути в этом направлении выбрали напряженное дутье во всевозможные музыкальные духовые инструменты. А мы? Но это лишь один из примеров. Вопросы оптимального использования игрушки в семейном воспитании подробно рассматриваются в литературе.
Литература:
1. Абраменкова В.В.  Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба? Современный ребенок в «игровой цивилизации». – М., 1999. – 144 с.
2. Кард В.А. Пластилин: Игрушки из пластилина. В. Кард, С. Петров. - М.: РИПОЛ КЛАССИК: Валери СПД, 2001. - 126, [1] с. ил., 24 см. - (Энциклопедия рукоделия).  - ISBN 5-7905-1124-4 (РИПОЛ КЛАССИК). Эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства. Шифр в РГБ: 2 02-4/178-9
3. Кадышев В. А. Авторская технология: Самодел. учеб. пособия для родителей и взрослых по ускор. обучению детей дошк. возраста чтению и счету методом нагляд. практ. Повторения. В. А. Кадышев. - Челябинск: Челяб. Дом печати, 2001. - 20 с. ил., табл., 20 см - Загл. обл.: Способ ускоренного обучения детей чтению и счету. Шифр в РГБ: 3 01-35/230-4
4. Контарева О.Г. Костюмы детских праздников / Ольга Контарева. - 2. изд., испр. - М.: Айрис-Пресс: Рольф, 2001. - 249, [1] с. ил., 24 см. - (Внимание: дети!). - ISBN 5-7836-0474-7  Декоративно-прикладное искусство. - Виды художественных изделий. – Костюм. - Детский костюм.  Шифр в РГБ: 3 02-6/57-X
5. Нойшютц Карин. Оживи куклу / Карин Нойшютц; Пер. с швед. Н. Колобков. - М.: Evidentis, 2002. - 210, [1] с. ил., портр., табл. 22 см - Библиогр. в конце кн.. - ISBN 5-94610-004-1  Шифры в РГБ: 2 01-61/262-4  и 2 01-61/263-2
6. Степанов В.А. Азбука игрушек: [Азбука и загадки: Для мл. шк. возраста] В. Степанов.  - М.: Фолиант Пресс: Фламинго, 2003. (Твер. полигр. комб. дет. лит.) - [48] c. цв. ил. 21 см. - (Учебник для малышей). - ISBN 5-7833-0353-4 (в обл.) Шифр в РГБ: 3 03-15/175-6
Тема 29. Задатки, способности, таланты , гении
Мы говорим, что каждый человек равен Вселенной. В народной мудрости это нашло свое отражение. Так в Индии вселенское божество – Брахман. Но при  зачатии человек получает Атман, который есть Брахман в миниатюре. Последующая жизнь верующего превращается в стремление раскрыть свой внутренний Атман, чтобы отождествить себя со вселенским Брахманом. На Руси говорят об «искре божьей» в каждом человеке. Католики говорят, что растят Христа внутри себя. Идея в этих высказываниях одна: с рождения человек несет в себе множество задатков, которые можно – при умелом семейном воспитании – развить до способностей, талантов.
Есть несколько  базовых направлений подхода к проблеме одаренности детей. Одно из них состоит в том, что ребенок с момента рождения содержит в себе источник активной экспансии на окружающий мир, необходимую материальность, врожденную исходную информированность и стремление к биологическому размножению. Ребенок сам растет, сам  проявляет активность, сам выбирает цели. Нам следует лишь направлять его энергию и активности в правильном направлении. При этом, главный  призыв к воспитателю, как и ко врачу – «Не навреди!»
Есть много «ключей» к семейному счастью. И все же главный из них – доверие к членам свой семьи. Муж верит жене, жена доверяет мужу. Дети уверены в своих родителях. Родители верят не только в светлое будущее своих детей, но и в их партнерские качества в сегодняшней семейной жизни. Откуда взять такую веру, если она постоянно нарушается случаями дурного поведения и ненадежности? Не так давно Владимир Маяковский написал: «Отечество славлю которое есть, но трижды – которое будет!»  Он при этом искренне верил, что естественный ход событий с неизбежностью ведет в светлое завтра любимой Родины. С еще большей верой мы, родители, можем полагать, что естественный ход развития нашего ребенка ведет к формированию здорового, нравственно чистого, умственно совершенного любящего человека. Так заложено в самой природе вещей. Наша задача простая – не навредить. Чуть сложнее – не дать навредить другим. Но этому   необходимо учиться.
Литература:
1. Зиневич-Евстигнеева Т.Д. Как помочь "особому" ребенку: Кн. для педагогов и родителей. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л. А. Нисневич. - 3. изд. - СПб.: Детство-пресс, 2001. - 125, [2] с. ил., 21 см - Библиогр. в конце кн. - ISBN 5-89814-128-6. Олигофренопедагогика. – Дидактика. Шифры в РГБ: 3 01-20/203-0. и  3 01-20/204-9
2. Кантан В.В. Каждый ребенок может и должен стать вундеркиндом / В. В. Кантан, Н. Т. Федоров. - СПб.: Валери СПД: Квинт, 2001. - 30, [1] с. ил., табл., 20 см. - (Библиотека дошкольника). - ISBN 5-8142-0065-0. Теория обучения в дошкольном возрасте. Шифр в РГБ: 3 01-7/2379-2 и 3 01-7/2380-6
3. Кантан В.В.  Как вырастить вундеркинда: От 0 и старше: Практич. рук. для родителей и воспитателей. В. В. Кантан. - СПб.: КОРОНА принт: КВИНТ, 2002. - 157, [2] с. ил., табл. 24 см. - (Библиотека дошкольника). - Библиогр. в конце кн.. - ISBN 5-7931-0212-4  Шифры в РГБ: 3 02-45/60-X  и  3 02-45/61-8
4. Кулемзина А.В. Теоретические основания и организационно-педагогические условия обучения одаренных детей дошкольного возраста:  Автореф.  дис.  канд.  пед.  наук:  13.00.01  / Томский пед. ун-т  - Томск, 1996.  – 18 с.  Шифры в РГБ:  9  97-2/1916-2  и  9  97-2/1917-0
5. Лободина С.В.  Как развить способности ребенка. – СПб., 1997. – 249 с.
6. Логика: Свыше 100 игр и заданий: Самостоят. мысли. Рассуждаем, объясняем. Развиваем внимание. Учимся, играя С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина; Худож. Сусанна Горелова. - М.: Б-ка Ильи Резника: ОЛМА-Пресс, 2001. - 61 с. цв. ил., 29 см. - (Золотая коллекция детского сада) - (Завтра в школу) - На обл. авт. не указаны. Подготовка дошкольников к школе. Шифр в РГБ: 3 01-31/47-8
7. Лупан Сесиль.  Поверь в свое дитя / Сесиль Лупан; Пер. с фр. Е. И. Дюшен [и др.] - М.: Эллис Лак 2000, 2001. - 253, [2] с. ил., нот., 24 см. - Доп. тит. л. фр. - Библиогр.: с. 250-253. - ISBN 5-88889-014-6  Шифр в РГБ: 2 01-41/77-2 и 2 01-41/78-0
8. Лурия А.Р.   Развитие конструктивной деятельности дошкольника  // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста.  – М., 1995.  – С. 44-74.
9. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н.  Ступеньки к творчеству:  (Худож. Развитие ребенка в семье). – М., 1995. – 142 с. (Библиотечка журнала «Искусство в школе»).
10. Меренков А.В. Педагогика  саморазвития личности /   А.В. Меренков;  М-во образования Рос.  Федерации.  Ур. Гос. ун-т им.  А.М. Горького. – Екатеринбург:  Изд-во УрГу, 2001.  – 331, [1] с.;  20 см. – ISBN  5-7525-0941-6  Шифры в РГБ:  3  01-50/64-0   b  3  01-50.65-9
11. Орлов Ю.М.  Восхождение к индивидуальности. – М., 1991.
12. Петрушина Н.М. Шахматный учебник для детей / Наталья Петрушина Ростов н/Д : Феникс , 2002 - 221, [1] с. ил., табл. 22 см. - ( Серия "Шахматы"). - На обл. авт. не указан. - ISBN 5-222-02213-7  Шифр в РГБ: 3 02-19/79-8
13. Савин А. А.  Знания и сообразительность / А. А. Савин. - М.: АСТ, 2002. - 203, [4] с. ил. 22 см. - ( Как воспитать гения). - ( Книга для родителей). - На обл. авт. не указан. - Библиогр. в конце кн.. - ISBN 5-17-014436-9  Шифры в РГБ: 2 02-40/159-9 и 2 02-40/160-2
14. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка / Ю. Г. Тамберг. - СПб.: Речь, 2002. - 173, [1] c. 20 см. - (Детская психология и психотерапия). - Библиогр. в конце разд.. - ISBN 5-9268-0101-X  Шифр в РГБ: 2 02-31/288-X и 2 02-31/289-8
15. Шадриков В.Д.  Деятельность и способности. – М., 1994.
16. Эфроимсон В.П.   Загадка гениальности. – М., 1991.
Тема 30. Развивающие игры
Честно говоря, на свете не бывает не развивающих игр. Но как-то так повелось, с легкой руки Б.П.Никитина, что эти игры выделились в отдельный класс. Речь, в основном, идет о таких играх, которые специально созданы, придуманы, изготовлены с целью  направленного формирования различных полезных, с точки зрения  их изобретателя, качеств у ребенка. Одни игры способствуют раннему роста интеллекта, другие развивают воображение, третьи – различные физические навыки. Здесь хотелось бы предостеречь  родителей от  одной широко распространенной ошибки.  Слишком раннее развитие часто не только не полезна, но даже и вредно. Надо помнить, что жизнь складывается из возрастных периодов, каждому из которых надлежит сделать что-то специфическое в развитии ребенка. Так, возраст от  нуля до трех лет накапливает то содержание психики, которое становится в последующей жизни человека его золотым фондом, отправляясь в вынужденную ссылку в бессознательное. Всякая попытка развивать в этом возрасте интеллект ребенка – просто противоестественна.
Литература:
1. Лучшие игры для детей от 2 до 7 / [Акимова Галина Евгеньевна и др.] - СПб.: Весь, 2001. - 189, [1] с. ил., 20 см. - (365. Что ни день - то игра) - (Развивающие игры). - Библиогр. в конце кн.. - ISBN 5-94435-036-9 Шифр в РГБ: 3 01-34/554-6
2. Никитин Б.П. Развивающие игры. – 5-е изд., доп. – М., 1994. – 190 с.
3. Первушина Е.В. Настольная книга молодой мамы: Развивающие игры для малышей Елена Первушина. - СПб.: Литера, 2002. - 398 с. ил. 24 см - Библиогр.: с. 388-390. - ISBN 5-94455-054-6  Шифры в РГБ: 2 02-19/117-3 и 2 02-19/118-1
4. Первые уроки: Для детей от 1-2-х лет: [Для дошк. возраста] [Жукова О.С.]. - СПб.: Нева; М.: Олма-Пресс, 2001. - 27, [4] с. цв. ил.,28 см. - (Школа раннего развития). - ISBN 5-7654-1829-5. Семейное воспитание. -  Воспитание по возрастам. - Воспитание детей дошкольного возраста. Шифр в РГБ: 3 01-54/123-8
5. Развивающе-воспитательный потенциал игры и праздника на рубеже XXI века / Моск. гор. Дворец дет. (юношес.) творчества, Гос. НИИ семьи и воспитания Рос. акад. образования и Минтруда РФ; [Борисов Е.В.] - М.: МГДД(Ю)Т, 2001. - 167 с. ил., табл., 20 см - Библиогр. в конце ст. - ISBN 5-8094-0015-9 Московский городской Дворец творчества детей и юношества. Организация досуга детей в семье – Сборник. Шифры в РГБ: 2 01-53/10-4 и  2 01-53/9-0
6. Развивающие игры для младших школьников.  Кроссворды, викторины, головоломки:  Популярное пособие для родителей и педагогов / Калугин М.А., Новотворцева Н.В. – Ярославль, 1996. – 218 с.
7. Развивающие игры с малышами до трех лет: Популяр. пособие для родителей и педагогов. [Галанова Т.В.] - Ярославль: Акад. развития: Акад. Холдинг, 2002. - 238 с. ил., цв. ил. 20 см. - (Игра, обучение, развитие, развлечение). - Библиогр.: с. 221-222. - ISBN 5-9285-0126-9
8. Разумовская О.К. Игры со словами в школе и дома / О. К. Разумовская. - М.: Сфера, 2002. - 78, [1] с. ил. 21 см. - (Язык мой - друг мой). - ISBN 5-89144-273-6  Шифр в РГБ: 3 02-25/1932-X
9. Савенков А.И. Ваш ребенок талантлив: Дет. одаренность и домаш. обучение А.И. Савенков. - Ярославль: Акад. развития, 2002. (ГП Владимир. книж. тип.) - 351 с. ил., табл. 20 см. - (Семейная педагогика). - На тит. л.: Федер. программа книгоиздания России. - Библиогр.: с. 351. - ISBN 5-7797-0151-2 (в обл.)  Аннот.: Книга посвящена актуальной, но мало разработанной в отечественной педагогике и психологии проблеме - обучению одаренных детей в условиях школы и дошкольных образовательных учреждений.  Шифры в РГБ: 3 03-4/548-6  и  3 03-4/549-4
10. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания Федер. прогр. книгоиздания России А.И. Савенков. - Ярославль: Акад. развития, 2002. (ГП Владимир. книж. тип.) - 160 с. ил. 24 см. - (Развивающее обучение. Практические задания). - ISBN 5-7797-0150-4 (в обл.)  Аннот.: Книга адресована студентам педагогических университетов, воспитателям детских садов, родителям, педагогам и психологам.  Шифры в РГБ: 3 03-22/72-5  и 3 03-22/73-3
11. Савин А. А.  Знания и сообразительность / А. А. Савин. - М.: АСТ, 2002. - 203, [4] с. ил. 22 см. - ( Как воспитать гения). - ( Книга для родителей). - На обл. авт. не указан. - Библиогр. в конце кн.. - ISBN 5-17-014436-9  Шифры в РГБ: 2 02-40/159-9 и 2 02-40/160-2
12. Самоукина Н.В.   Игры в школе и дома:   Психотехнические упражнения и коррекционные программы. -  М.,  1995.
13. Синицына Е.И.  Веселые уроки для дошкольников: В играх, сказках, упражнениях, раскрасках Евгения Синицына. - М.: Лист-Нью: Вече, 2002. - 190 с. ил., табл. 25 см  (Учимся и играем: АБВ). - На обл. авт. не указан. - Библиогр.: с. 189. - ISBN 5-7871-0161-8  Шифр в РГБ: 3 02-21/199-6
14. Синицына Е.И. Игры с пословицами /Е. И. Синицына. - М.: Лист Нью: Вече, 2002. - 158, [1] c. ил. 25 см. - (Учимся и играем: АБВ). - На обл. авт. не указан. - Библиогр. в конце кн. - ISBN 5-7871-0164-2  Шифр в РГБ: 3 02-29/22-8
15. Синицына Е.И. Сказки для игры и развития /Е.И. Синицына. - М.: Лист Нью [и др.], 2002. - 253, [1] с. ил. 24 см. - (Учимся и играем). - На обл. авт. не указан. - На тит. л. в вых. дан.: Лист Нью, Вече, КАРО. - ISBN 5-7871-0153-7  Шифр в РГБ: 3 02-15/177-X
16. Синицына Е.И. Умные занятия и игры /Евгения Синицына. - М.: Лист Нью: Вече, 2002. - 189, [1] с. ил. 25 см. - (Учимся и играем). - На обл. авт. не указан. - ISBN 5-7871-0160-Х  Шифр в РГБ: 3 02-15/176-1
17. Смирнова М. Н., сост.   Поиграем в сказку [Сост. Смирнова М. Н.; Худож. Никонова А. В.].  2003. 
18. Современный ребенок в «игровой цивилизации». Вера Абраменкова. - 2. изд. - М.: Данилов. благовестник, 2001. - 141, [1] с. ил., табл.,20 см - На обл. авт. не указан. - ISBN 5-89101-068-2  Шифр РГБ: 3 01-46/82-2
19. Соколова Ю.П..  Закономерности: [Пособие для игрового дошк. обучения, осуществляемого родителями и воспитателями]. Юлия Соколова; Ил. В.  2003.  Шифр в РГБ: 3 03-1/57-X
20. Соколова Ю.П. Вычитание / Юлия Соколова; Ил. Елены Мельниковой. - М.: ЭКСМО, 2002. - [48] с. цв. ил. 15х16 см - ISBN 5-699-01234-6  Шифр в РГБ: 10 02-6/1036-9
21. Соколова Ю.П. Задачки на логику: [Пособие для игрового дошк. обучения, осуществляемого родителями и воспитателями] Юлия Соколова; Ил. Е. Гальдяевой. - М.: ЭКСМО, 2002. - [48] с. цв. ил. 14 см. - (Серия "Божья коровка"). - ISBN 5-699-01232-Х  Шифр в РГБ: 3 02-56/22-5
22. Соколова Ю.П. Моторика / Ю. Соколова; Илл. Елены Мельниковой. - М.: ЭКСМО, 2002. - [45] с. цв. ил. 14х15 см. - На обл. авт. не указан. - ISBN 5-699-00405-X  Шифр в РГБ: 10 02-6/937-9
23. Соколова Ю.П. Противоположности / Юлия Соколова. - М.: Эксмо, 2002. (АООТ Твер. полигр. комб.) - [48] с. цв. ил. 14 см - ISBN 5-699-01499-3 (в пер.)  Аннот.: Цель книги - помочь вам путем незатейливых упражнений, которые так просто превратить в веселую занимательную игру, развить у ребенка наблюдательность. Шифр в РГБ: 10 02-6/1260-4
24. Соколова Ю. Речь и моторика / Юлия Соколова; Ил. Елены Белозерцевой, Дмитрия Белозерцева. - М.:  Эксмо, , 2002. (АООТ Твер. полигр. комб.) - [48] с.: цв. ил.; 14 х 15. - ISBN 5-699-01511-6 (в пер.)  Аннот.: Забавные стихи и смешные потешки, помещенные здесь, позволят проводить занятия с детьми интересно и содержательно, развивая при этом произвольное внимание и память.  Шифр в РГБ: 10 02-6/1184-5
25. Соколова Ю.  Сложение / Юлия Соколова; Ил. Анатолия Воробьева. - М.: ЭКСМО, 2002. - [48] с. цв. ил. 15х16 см - ISBN 5-699-01233-8  Шифр в РГБ: 10 02-6/1035-0
26. Соколова Ю.П. Тесты на интеллектуальное развитие ребенка трех лет: [Внимание, память, мышление, математика, развитие речи, мелкой моторики, знакомство с окружающим миром]. Юлия Соколова; Ил. Елены Карпович. - М.: ЭКСМО, 2002. - 63 с. цв. ил. 21 см. - (Академия дошкольного образования). - На обл. авт. не указан. - ISBN 5-699-01032-7  Шифр в РГБ: 3 02-52/201-7
27. 150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе: Развитие внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения, произвольн. поведения. Пальчиковая гимнастика. Опыты с песком и глиной. Поделки из природ. Материала. - М.: АСТ, 2002. - 126 с. ил., 26 см - ISBN 5-17-003763-5  Шифр в РГБ: 3 02-28/120-3
28. Страковская В.Л.  Помогите малышу подготовиться к школьной жизни:  Оздоравливающие и развивающие подвижные игры от 1,5 до 7 лет:  Метод.  пособие. – М., 2000. – 110 с.
29. Топалова Е.П. 366 развивающих игр для дошкольников / Елена Топалова. - М.: Айрис Пресс: Рольф, 2002. - 189, [1] с. 24 см. - (Внимание: дети!). - Библиогр.: с. 180-181. - ISBN 5-7836-0503-4  Шифр в РГБ: 3 02-15/37-4
30. 1000 загадок: Попул. пособие для родителей и педагогов [Сост.: Елкина Н.В., Тарабарина Т.И.] - Ярославль: Акад. развития [и др.], 2002. - 220 с. ил. 20 см. - (Игра, обучение, развитие, развлечение). - 5-9285-0030-0.  – Шифр в РГБ: 3 02-12/540-2
Тема 31. Зарубежный опыт семейного обучения и воспитания
Не только мы воспитываем в семьях своих детей, но все родители в мире. Они обучают, воспитывают, образовывают. Совершают ужасные ошибки, добиваются блистательных успехов. Об этом они же или местные педагогики-любители и профессионалы пишут в книгах, которые иногда переводятся на иностранные языки, попадают в поле читательского  внимания и российских родителей. Родители наши эти книжки почитывают, уму-разуму учатся, хорошие идеи используют, вредные – отвергают. 
Литература:
1. Бартл А. Увлекательные детские игры: [Пер. с нем.] Альмут Бартл, Манфред Бартл; Рис. Тильмана Михальски. - М. : Мир кн. , 2001 - 141, [1] с. ил., цв. ил., 27 см - На обл. перед загл. авт.: Альмут и Манфред Бартл, Тильман Михальски. - ISBN 5-8405-0086-0  Шифр в РГБ:  3 01-31/197-0
2. Берк Р. Воспитание на основе здравого смысла: Провер. и поэтап. руководство по воспитанию ответств. детей и созданию счастливой семьи. Рэй Берк и Рон Херрон. [Пер. с англ. Т. Балашовой, М. Бадхен]. - СПб.: Весь, 2001. - 223 с. ил., 21 см. - На тит. л. в вых. дан.: Father Flanagan's Boys' Home. Nebraska, USA. ИД "Весь". Санкт-Петербург. - На авантит.: Изд-во "Весь".   Добрые вести. - ISBN 5-94435-017-2 Шифры в РГБ: 2 01-49/349-2 и 2 01-49/350-6
3. Бойд К. Воспитание малышей и дошкольников: [Полез. советы помочь ребенку сделать первые шаги, произнести первые слова. Рекомендации специалиста, как оградить малыша от травм, как научить его правилам лич. гигиены, как родителям контролировать эмоцион. состояние ребенка. Некоторые правила, которые помогут воспитать здорового и общит. ребенка]. Кит М. Бойд, Кевин Осборн; [Пер. с англ. О. Соколовой]. - М.: ТЕРРА-Кн. клуб, 2001. - 317, [1] с. ил., 22 см - ISBN 5-275-00151-7  Шифры в РГБ:  2 01-22/194-6 и 2 01-22/195-4
4. Браун Дж. Теория и практика семейной психотерапии / Джозеф Браун, Дана Кристенсен; [Пер. с англ. Н.А. Мухиной]. - 3. междунар. изд. - СПб. [и др.]: Питер , 2001 - 351 с. ил., табл.,25 см - Доп. тит. л. англ.. - На тит. л. в вых. дан.: Санкт-Петербург, Москва, Харьков, Минск. - Библиогр. в конце глав. - ISBN 5-272-00337-3 Тема: Медицинская психология. - Клиническая психология. – Психотерапия. Социальная психология - Психология семьи и быта, психология воспитания детей в семье. - Компенсация, восстановление психических функций. Шифры в РГБ:  2 01-20/106-8 и 2 01-20/107-6 
5. Викофф, Джерри. Воспитание без криков и шлепков: Мнение педагога. Джерри Викофф, Барбара Ц. Юнелл; [Пер. с англ. И.И. Игнатенко]. - М.: ДРОФА, 2001. - 190, [1] с., 21 см. - (ДРОФА родителям). - Доп. тит. л. изд.: New York, англ. - ISBN 5-7107-4117-5  Шифры в РГБ:  2 02-2/120-8 и 2 02-2/121-6
6. Йелланд Энн. Уход за ребенком до 1,5 лет: [Самые важные темы для вашей семьи]. Энн Йелланд; [Пер. с англ. Татьяны Усовой]. - М.: Махаон, 2002. (Чебоксары: РГУП ИПК Чувашия) - 111, [1] с. цв. ил. 22 см. -  (Семейная библиотека). - Указ. - ISBN 5-18-000442-X (в обл.)  Аннот.: Молодым родителям нужна краткая и доступная информация о том, как ухаживать за новорожденным. Эта книга содержит полезные советы и практические рекомендации, которые помогут мамам и папам в этот волнующий и ответственный период.  Шифры в РГБ: 2 03-17/432-X  и  2 03-17/433-8
7. Кволс К.Дж. Радость воспитания = Redirecting children`s Behavior: Как воспитывать детей без наказания. Кэтрин Кволс. - СПб.: Весь, 2002. - 268, [2] с. табл. 20 см. - (Радуга отношений). - Данные тит. л. частично парал. англ. - ISBN 5-94435-208-6  Шифры в РГБ: 2 02-48/491-8  и  2 02-48/492-6
8. Кемпбелл Аньет. Послушайте детей: Кн. 1; Прислушайтесь, наконец: Кн. 2 / Аньет Кемпбелл; [Пер. с англ. Б. Грибкова] - М.: Библ.-богосл. ин-т св. апостола Андрея (ББИ), [2001]. - 144 с. портр., 22 см. - ISBN 5-89647-035-5 Семейное воспитание. - Зарубежные страны. - Семейный коллектив и его роль в воспитании детей. - Популярные издания.  Шифр в РГБ: 3 02-16/90-5
9. Кенфилд Кен. Сердце отца: Как отцы могут изменить будущее своих детей. Кен Кенфилд; [Пер.: А. Фищенко] - СПб.; Киев: Руфь, 2001. - 237 с. ил., 20 см. - (Книга для жизни). - ISBN 5-94172-005-X.  Семейное воспитание. - Зарубежные страны. - Семейный коллектив и его роль в воспитании детей.  Шифр в РГБ: 2 01-34/147-7
10. Коулмен Пол. Как сказать ребенку о …: Как помочь вашему ребенку решить проблемы, утешить его и развить в нем хорошие качества. Пол Коулмен. - М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2002. - 397, [1] с. 22 см - Доп. тит. л. англ. - ISBN 5-89939-072-7  Шифры в РГБ: 2 02-28/43-5  и  2 02-28/44-3 
11. Крафт А.,  Лэндрей Г. Родители как психотерапевты: Прислушаться к игре своего ребенка. Пер. с англ. – М.: 2000. – 196 с.
12. Крери Э. Не разбрасывай носки … или Что еще должен уметь ребенок:  Советы родителям. Пер. с англ. – М., - 1999. – 204 с.  (Внимание, дети!)
13. Кэмпбелл Росс.  Воспитание в общении: Пер. с англ. Росс Кэмпбелл. - СПб.: Мирт, 2002. - 214, [2] с. табл. 20 см. - (Серебряная серия. Родителям о детях). - ISBN 5-88869-131-3 (рус.)  Шифры в РГБ:3 02-27/525-5  и  3 02-27/526-3
14. Кэмпбел Росс.   Как на самом деле любить детей.   Пер. с английского.   – М., 1992.
15. Кэрролл Ли.  Дети Индиго: Новые дети пришли. Ли Кэрролл, Джен Тоубер; [Пер. с англ. - Т. Белина]. [Киев]: София; [М.]: Гелиос, 2001. - 284, [3] с. ил., 21 см. - (Родителям, учителям, психологам, врачам: новые дети уже пришли!). - ISBN 1-56170-608-6  Тема: Семейное воспитание. - Зарубежные страны. - Воспитание детей с учетом возраста и пола. – Сборник.  Шифр в РГБ: 3 02-2/224-8 и 3 02-2/225-6
16. Лупан Сесиль. Поверь в свое дитя / Сесиль Лупан; Пер. с фр. Е. И. Дюшен [и др.] - М.: Эллис Лак 2000, 2001. - 253, [2] с. ил., нот., 24 см. - Доп. тит. л. фр. - Библиогр.: с. 250-253. - ISBN 5-88889-014-6  Шифр в РГБ: 2 01-41/77-2 и 2 01-41/78-0
17. Майер П. Воспитание ребенка: От рождения до двенадцати лет. Пол Д. Майер, Дональд Е. Рэтклифф. - СПб.: Библия для всех, 2001. - 173, [1] c., 20 см. - Библиогр.: с. 164-173. - ISBN 5-7454-0546-5  Семейное воспитание. - Зарубежные страны.  Шифр в РГБ: 2 01-31/281-X
18. Мустакас Кларк. Большие проблемы маленьких детей = The child's Discovery of Himself: Экзистенц. терапия с детьми Кларк Мустакас; [Пер. c англ. Г. Пимочкиной].  The child's Discovery of Himself.  -  М.: Апрель Пресс: ЭКСМО, 2003. - 383 с. 21 см. - (Как стать психологом). - Данные тит. л. парал. англ.. - ISBN 5-699-01964-2 (в пер.) Аннот.: Эта книга для всех взрослых, которые хотели бы помочь детям понять самих себя и научиться самостоятельно справляться с жизненными проблемами. Шифры в РГБ:  3 03-2/260-7
3 03-2/261-5
19. Нойшютц Карин.  Оживи куклу /Карин Нойшютц; Пер. с швед. Н. Колобков. - М.: Evidentis, 2002. - 210, [1] с. ил., портр., табл. 22 см - Библиогр. в конце кн.. - ISBN 5-94610-004-1  Шифры в РГБ: 2 01-61/262-4  и 2 01-61/263-2
20. Ребенок от года до трех: Развитие. Формирование личности. Воспитание: [Полн. энцикл. для родителей] [Пер. с итал. Б.Богомолова и др.]. -  М.: АСТ: Астрель, 2003. (Тул. тип.) - 48 с. цв. ил. 27 см. - (Ваш ребенок). - ISBN 5-17-017723-2 (ООО "Изд-во АСТ") Аннот.: Научно-популярное издание для родителей и не только. Шифр в РГБ: 2 03-23/2-8 2 03-23/1-X
21. Райт Норман. Общение: Ключ к вашему браку: [Пер. с англ.] Норман Райт. - СПб.: Мирт, 2002. (Акад. тип. Наука РАН - 203, [2] с. ил., табл. 20 см. - ISBN 5-88869-132-1 (в обл.)  Аннот.: Норман Райт, практикующий семейный психолог, считает, что недостаток общения является одной из основных проблем роста разводов. Он не просто констатирует это, он предлагает практические пути для решения этой проблемы, основанные на библейском учении.  Шифры в РГБ: 3 03-18/373-6  и  3 03-18/374-4
22. Торре А.Д. Ошибки родителей. Пер. с итальянского. – М., 1984.
23. Уинделл Д.  Дисциплина:  50 надежных способов воспитания детей.  Пер.  с англ. – М., 1996. – 156 с. (Книга для родителей).
24. Фромм А. Азбука для родителей/ Аллан Фромм; [Пер. И.Г. Константиновой].  - Тула: Родничок.  - М.: Астрель: АСТ, 2003. (М.: ГУПП Дет. кн. - 349, [1] с. ил. 20 см. - (Мировой бестселлер). - ISBN 5-17-016958-2  Аннот.: Что нужно делать, чтобы не избаловать детей? Может ли неправильное кормление развить у ребенка враждебность и угнетенность? Как бороться с детскими страхами? Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдете в книге. Шифр в РГБ  3 03-2/3468 и 3 03-2/347-6
25. Фромм А. Азбука для родителей. – Л., 1991.
1. 27. Хямяляйнен Ю.  Воспитание родителей: концепции, направления и перспективы. Пер. с фин.:  Кн. для воспитателей дет.  Сада и родителей. – М., 1993. – 112 с.
28. Чепмен Гэри. Пять путей к сердцу ребенка / Г. Чепмен, Р. Кэмпбелл; [Пер. с англ. Н. Будиной]. -  СПб.: Библия для всех, 2003. (ГПП Печ. Двор) - 267 с. 20 см. - Библиогр.: с. 264. - ISBN 5-7454-0755-7 (в обл.)  Аннот.: Как найти тот необходимый и единственно верный путь к сердцу вашего ребенка и достигнуть взаимопонимания, подскажет эта книга. Авторы книги - опытные педагоги, психологи и врачи. Шифр в РГБ: 3 03-13/309-1
29. Шлезингер Лаура. 10 дурацких ошибок, которые совершают семейные пары, чтобы испортить себе жизнь.  Лаура Шлезингер; [Пер. с англ. В.Г. Ершовой].  -  М.: Быстров, 2003. (Тул. тип.) - 415 с. 21 см. - На обл.: Одиноким читать не рекомендуется! - ISBN 5-94700-026-1 (в пер.)  Аннот.: Одна из основных человеческих потребностей - потребность в постоянстве и надежности отношений, основанных на любви и крепкой привязанности. В книге рассказывается о проблемах, с которыми сталкиваются мужчины и женщины, пытающиеся обрести мир и любовь. Шифры в РГБ: 3 03-15/256-6 и 3 03-15/257-4
30. Шредингер Э.  Мое  мировоззрение  // Вопросы философии. – 1994.  - №9. – С. 66-95.
31. Эшнер Лори. Когда родители любят слишком сильно: Как помочь родителям и детям жить своей, а не чужой жизнью. Лори Эшнер, Митч Майерсон; [Пер. А. Дорман] - М.: Добрая кн., 2002. - 399 с. 22 см. - На тит. л. англ.. - ISBN 5-94015-012-8  Шифры в РГБ: 2 02-44/158-9  и 2 02-44/159-7

Тема 32. Кругозор, мировоззрение
Лев Толстой сказал: «Если у человека правильное мировоззрение, то и мысли правильные. Если у него правильные мысли, то и поступки правильные. И наоборот. Если у человека не правильное мировоззрение, то и мысли у него неправильные. Если мысли неправильные, то и поступки дурные». Всего несколько строк. Но в них – вся всемирная философия, педагогика, история.
В нашей подборке полезной для семейного обучения, воспитания и образования литературы мы не случайно последним разделом пустили  кругозор и мировоззрение. Это – своеобразный венец педагогического мастерства, апогей, триумф – если родителям удается сформировать у своего питомца правильное мировоззрение. Если это удается, родителям дальше уже не о чем беспокоиться: «Сама пойдет!».
Литература:
1. Мир дошкольника: Вопр. и ответы. С.К. Нартова-Бочавер, Е.А. Мухортова, А.В. Потапова, Г.К. Кислицкая - М.: Дрофа, 2002. (Тул. тип.) - 190, [2] с. 21 см.. - ("Дрофа" родителям).. - (Мнение психолога). - На обл. авт. не указаны. - ISBN 5-7107-5394-7 (в пер.)  Аннот.: Книга посвящена проблемам воспитания детей дошкольного возраста. В ней вы найдете ответы на вопросы, которые чаще всего задают родители психологам. Для родителей, воспитателей, психологов, будущих специалистов в области дошкольного педагогики, психологии.  Шифры в РГБ: 2 03-2/190-1 и  2 03-2/191-X
2. Орлов Ю.М.  Восхождение к индивидуальности. – М., 1991.
3. Парамонова Л.Г. Узнаю новые слова: Для детей 4-6 лет: Программа развития и обучения дошкольника. Л. Г. Парамонова. -  СПб.; : Нева;  М.: Олма-ПРЕСС, 2003. (ПФ Красный пролетарий) - 175 с. цв. ил. 29 см. - ISBN 5-7654-2463-5; Аннот.: Данная книга - это путеводитель, с помощью которого ребенок не только узнает много новых слов, но и: научится правильно говорить; научится подбирать однокоренные слова, синонимы и антонимы; познакомится с основными частями речи; расширит кругозор. Шифр в РГБ: 3 03-14/187-5
4. Развиваем интеллект: Для обучения, детей в семье, дет. саду и далее... Внимание. Речь. Мышление. Восприятие. Воображение. Память [Полянок, О.В.; Худож. Н.Глушкова]. - Екатеринбург: У-Фактория, 2002 (Екатеринбург : ГИПП Урал. рабочий - 113, [7] л. цв. ил. 29 см. - ISBN 5-94799-073-3 (в пер.)  Аннот.: Пособие в занимательной и доступной форме вводит ребенка в мир интеллекта. Путешествуя по страницам книги вместе с девочкой. Поумнейкой и мальчиком Сообразилкой дети учатся познавать мир, пользуясь логическими приемами мышления
5. Рачинский С.А.  Сельская школа. – М.:  Педагогика, 1991. – 176 с.
6. Реан А.А.  Человек как субъект воспитания // Воспитать Человека. - М.: Вентана-Графф, 2002. с. 112-123.
7. Рекомендации «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных  символов Российской Федерации и их популяризации» (письмо Минобразования России  от 01.03.2002 г. №30-51-131 / 16)
8. Рогов  Е.И.   Психология познания. – М., 1997.
9. Рыков С.Н. Беглецы: [ Проблемы воспитания детей и подростков]:  Кн.  для учителя. – М.: Просвещение, 1992. – 110, [1] с.; 20 см.  ISBN  5-09-003658-6:  Б.ц., 20 000 экз.   Шифр в РГБ  2  93-5 / 323-8.
10. Семья – родина ребенка. – Нижний Новгород, 2001. 115 с.
11. Станеки-Козвоски М., Фелленц-Усами Д., Хейнс У.   Мой мир и я:   Путь любви:   Пособие для учителя.   / Под ред.  Битинаса, Б.П.   – М., 1994. – 231 с.
12. Столин В.В.  Самосознание личности. – М., 1983.
13. Сухомлинский В.А.  Как воспитать настоящего человека. – М.:  Педагогика, 1990.  – 228 с.
14. Сухомлинский В.А.  Труд и долг // Сухомлинский В.А.  Мудрость родительской любви.  – М., 1988. – С. 149-179.
15. Флоренская Т.А.  Мир дома твоего.  Материалы к программы «Этика и психология семейной жизни» в новой, 1997 года, редакции. – М., 1999. – 128 с. (Библиотека журнала «Воспитание школьников». Вып.  6).
16. Чаадаев П.Я.  Статьи и письма. -  М.:  Современник, 1987. – 367 с.
17. Чепурных Е.Е.  Воспитание подрастающего поколения – общая задача современной России // Воспитать человека. – М.: Вентана-Графф, 2002. – с. 57-66.
18. Шалаева, Галина.  Окружающий мир: Первый учеб. вашего малыша Галина. - М.: Филол. о-во Слово: Эксмо, 2003. (АООТ Твер. полигр. комб.) - 174 с. цв. ил. 27 см. - На обл. авт. не указан. - ISBN 5-8123-0140-9 (Слово)  Аннот.: В живой и доступной форме, при помощи цветных иллюстраций, малыши от 2 до 6 лет познакомятся с удивительным миром растений и животных, расширят и дополнят свои знания об окружающем мире. Шифр в РГБ:  3 03-20/68-8
19. Эриксон Э.  Детство и общество. – СПб., 1996.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.