Страница 5 из 5
5. Антиципация как механизм переживания профессионального кризиса личности
Прежде чем перейти к рассмотрению сущности антиципацион-ного механизма, остановимся на тех исследованиях, в которых раскрывается феномен антиципации. В настоящее время в психологической науке существует большое количество исследований антиципации и прогнозирования. При этом в работах как отечественных, так и зарубежных исследователей встречаются такие понятия, как «антиципация», «антиципационные способности», «антиципационная состоятельность», «прогнозирование» и др. Независимо от содержания этих категорий все авторы вкладывают единый смысл в понятие «антиципация», понимая под ним предвосхищение, прогнозирование, опережение, экспектацию и пр. В работах многих авторов понятие предвосхищения принимает различные обозначения: «антиципация» (В. Вундт), «ориентировочный рефлекс» (И. П. Павлов), «экстраполяция» (Дж. Бартлет), «установка» (Д. Н. Узнадзе), «акцептор результатов действия» и «опережающее отражение» (П. К. Анохин), «планы поведения» (Дж. Миллер и др.), «модель потребного действия» (Н. А. Бернштейн), «оперативная предна-стройка» (О. К. Тихомиров), «перцептивная гипотеза» (Р. Грегори), «нервная модель стимула» (Е. Н. Соколов), «вероятностное прогнозирование» (И. М. Фейгенберг), «упреждающий сигнал» (И. А. Зимняя) и др. Термин «антиципация» был введен в психологию В. Вундтом. В его трактовке антиципация означает способность человека представить себе возможный результат действия до его осуществления. Возможность антиципации возникает благодаря синтезу простейших элементов психического, однако при непременном воздействии на этот синтез «творческих производных». Подходы к рассмотрению антиципации с позиций психофизиологии можно найти в работах П. К. Анохина, Т. Ф. Базылевич, Н. А. Берн-штейна, А. Ф. Корниенко, И. П. Павлова, В. М. Русалова, Е. Н. Соколовой, Д. А. Ширяева. Так, по мнению П. К. Анохина, организм в своих реакциях способен не просто адекватно отражать действительность, но и предупреждать воздействие среды. При взаимодействии организма со средой и воздействии на него внешних раздражителей на основе анализа прошлого опыта организуется обширный аппарат («акцептор результатов действия»), включающий в себя афферентные признаки будущего результата [2]. Акцептор результатов действия, являясь эквивалентом цели, направляет все этапы целенаправленного поведения, корректируя ежесекундно наиболее успешное достижение необходимого полезного результата, и имеет возможность на основе обратной афферентации сопоставить эти признаки с теми признаками, которые поступают к нему через некоторое время уже от реального результата. Некоторые исследования антиципации развертывались в когнитивной психологии. Так, в конце 70-х гг. XX в. У. Найссером была сформулирована идея об универсальном принципе антиципации, который лежит в основе взаимодействия организма и окружения [40]. В качестве основного понятия в познавательной деятельности индивида У. Найссер выделял антиципирующие, предвосхищающие схемы. Известен ряд работ, посвященных генетическому исследованию антиципации в направлении усложнения структуры и поэтапности возникновения различных уровней прогностических способностей в онтогенезе. Так, закономерности развития антиципации в раннем онтогенезе представлены в трудах Е. А. Сергиенко, понимавшего под антиципацией универсальный механизм психической организации человека, включающий избирательность и упреждение событий при взаимодействии со средой [54]. Автор также отмечает, что антиципация – это не только атрибут человеческой деятельности, а более универсальное, имманентное свойство психической организации человека и эволюции форм психической организации. Антиципация развивается непрерывно в ходе онтогенеза человека и проявляется в различных формах в зависимости от уровня психического развития. Функциональным механизмом антиципации является антиципирующая (предвосхищающая) схема, направляющая восприятие и действие при взаимодействии со средой. В результате взаимодействия со средой антиципирующая схема модифицируется, направляя дальнейший поиск к принятию новой информации [54]. И. А. Зимняя определяет вероятностное прогнозирование как процесс упреждения целого, предвидение элементов, последующих за данным элементом, на основе априорной вероятности их появления в апперципируемом целом [24]. Основываясь на концепции опережающего отражения действительности П. К. Анохина, существенным звеном которой является «акцептор действия», И. А. Зимняя интерпретировала вероятностное прогнозирование как результат контекстуально обусловленной готовности организма к воздействию того или иного раздражителя. Вероятностное прогнозирование рассматривается автором как определенный механизм выдвижения и последующего подтверждения (или отклонения) выдвинутой гипотезы на основе сличения с ней входящего сигнала по системе критических точек, последовательно меняющих меру неопределенности, или энтропию, сигнала. Вероятностная ценность гипотез обусловливается всем прошлым опытом индивида, а само прогнозирование соотносится с антиципирующей деятельностью мозга на фоне готовности индивида к процессу отражения окружающей его действительности [24]. С позиций деятельностного подхода антиципация рассматривается как особый вид деятельности. Так, в работах Б. Ф. Ломова, Е. Н. Суркова под антиципацией понимается способность (в самом широком смысле) действовать и принимать те или иные решения с определенным временно-пространственным упреждением в отношении ожидаемых, будущих событий [36]. Как отмечают авторы, антиципация как неотъемлемое свойство психики выполняет три важных функции в процессе отражения мира: 1) когнитивную – предвосхищение, предвидение и ожидание всегда определенных событий; 2) регулятивную – готовность к событиям, упреждение их в поведении, планирование действий; 3) коммуникативную – общение, взаимодействие между людьми (выражается в готовности подчиняться нормам, способности сразу узнавать эмоциональные состояния других людей). Б. Ф. Ломов указывает на универсальное значение антиципации для всех сторон деятельности человека, так как наиболее типичным для него является не только отражение настоящего, сохранение прошлого, но и активное овладение перспективой будущего. Интересны подходы к пониманию сущности антиципации в русле клинической психологии. Так, В. Д. Менделевич, исследуя анти-ципационную состоятельность в контексте неврозогенеза, установил, что этиопатогенез невротических расстройств находится в неразрывной связи с антиципационными процессами [39]. Как отмечается в исследованиях, проводимых В. Д. Менделевичем, личность, предрасположенная к невротическим расстройствам, исключает из антиципаци-онной деятельности прежде всего нежелательные события и поступки. Она ориентируется всегда лишь на желательные. И, переживая не-спрогнозированную, неблагоприятную ситуацию, личность сталкивается с проблемой применения совладающего поведения. И даже если система психологической компенсации у нее функционировала нормально, то в условиях расхождения прогноза и при крайних вариантах эмоциональных переживаний (обиды, разочарования, недоумения) личность не может использовать потенциальные возможности для того, чтобы справиться с ситуацией [39]. Обратимся теперь к рассмотрению роли антиципации в переживании профессионального кризиса личности. Для начала обозначим ряд исследований, раскрывающих значение антиципации в жизни личности. Антиципация является важным психологическим механизмом, обеспечивающим адекватность поведения человека. Значение антиципирующего совладания отмечается Л. И. Анцыферовой, по мнению которой, предвосхищение возникновения трудной ситуации влияет на формирование психологической готовности к встрече с негативным событием или поиск путей его предотвращения [4]. В работах Л. И. Ан-цыферовой встречается утверждение о том, что поскольку основным способом бытия личности является развитие, то постоянная экстраполяция себя в будущее, а своего отдаленного будущего в свое настоящее – это и есть проявление желания развиваться. Как отмечает автор, будущее существует в личности как направленность ее развития и переживается человеком в виде стремления к своим целям и идеалам, как желание выразить себя в определенной деятельности [4]. В работах К. А. Абульхановой-Славской антиципация является необходимым компонентом смыслообразования (планирование будущего), ответственности (предвидение последствий своих действий), организации жизни (опережающее и своевременное планирование) [1]. Характеризуя способы решения жизненных противоречий, в том числе и жизненных кризисов, автор отмечает, что особенности их разрешения дают возможность охарактеризовать социально-психологическую и личностную зрелость человека. Рассматривая антиципацию как неотъемлемое свойство психики, Б. Ф. Ломов, Л. А. Регуш, Е. А. Сергиенко, Е. Н. Сурков раскрывают когнитивную, регулятивную и коммуникативную функции психики. Когнитивная функция антиципации заключается в познании будущего в его самых различных формах. Регулятивная функция обеспечивает готовность к встрече с событиями, упреждение их в поведении, планирование действий. Коммуникативная функция антиципации состоит в готовности планировать и предсказывать процессы общения. На наш взгляд, именно когнитивная и регулятивная функции играют важную роль в переживании профессионального кризиса личности. На основе анализа работ вышеперечисленных авторов обозначим несколько позиций, раскрывающих антиципационный механизм переживания профессионального кризиса личности. Во-первых, нужно отметить, что антиципация является компонентом смыслообразования. В процессе переживания профессионального кризиса будущее существует в сознании личности как некий идеал, к которому она стремится. Цели, ценности личности выступают ориентирами в построении вероятностной модели будущего. Не имея возможности реализовать в актуальной профессиональной ситуации свои потребности, личность изменяет и обогащает систему ценностей и смыслов, сопоставляя ее в том числе и с возможным будущим. Во-вторых, антиципация играет особую роль в психической регуляции поведения и деятельности и обеспечивает готовность субъекта к встрече с событиями, планированию действий. Механизм антиципации обеспечивает формирование цели, планирование и программирование поведения и деятельности по преодолению кризисной ситуации. Антиципация включается в процесс принятия личностью решения о своем профессиональном будущем, в процессы текущего контроля за деятельностью по совладанию с кризисом и пр. В-третьих, неэффективность антиципации приводит к повышению вероятности невротического расстройства личности. В клинической психологии накоплен большой эмпирический материал, подтверждающий факт того, что неспособность личности предвосхищать ход событий и собственное поведение во фрустрирующих ситуациях приводит к развитию невроза. Ситуация профессионального кризиса личности является, безусловно, ситуацией фрустрации. Будучи неспособным спланировать свое поведение и деятельность по совладанию с кризисом, ориентируясь в процессе антиципации на желательные события и поступки, профессионал тем самым увеличивает вероятность неблагоприятного разрешения кризиса вплоть до ухода в пограничные состояния. Таким образом, переживание профессионального кризиса личности актуализирует антиципационные механизмы, заставляя личность проектировать свое профессиональное будущее. Антиципация обеспечивает нахождение новых профессиональных горизонтов, перспектив профессионального развития. Для профессионала значимость ан-тиципационных механизмов огромна, поскольку именно посредством антиципации личности удается оставаться субъектом своей профессиональной деятельности и сохранять психологическое благополучие. Итак, теоретико-эмпирическое исследование психологических механизмов переживания профессионального кризиса личности позволяет сформулировать ряд выводов. 1. Под психологическим механизмом переживания профессионального кризиса личности мы понимаем открытую, целостную и динамическую систему средств внешней и внутренней регуляции жизнедеятельности личности в ситуации профессионального кризиса. 2. Переживание профессионального кризиса личности – это деятельность по устранению дезинтеграции ценностно-смысловой сферы субъекта труда, которая регулируется посредством особых психологических механизмов и во внешнем плане проявляется в трансформации общей стратегии жизнедеятельности субъекта. 3. Феноменологический анализ позволил констатировать, что основной аспект переживания профессионального кризиса личности связан с изменением смыслового контекста работы. Для многих испытуемых переживание профессионального кризиса сопровождается рефлексией содержания профессиональной деятельности, затем актуализируется рефлексия внутреннего мира и социального окружения. Можно отметить, что профессиональный кризис личности представляет собой ситуацию, когда сталкиваются новая реальность профессиональной деятельности и сложившаяся внутренняя смысловая реальность жизни. Переживание профессионального кризиса осуществляется за счет действия ценностно-смыслового механизма, который разворачивается в направлении трансформации системы ценностей и трансформации смыслового поля сознания. 4. Работа ценностно-смыслового механизма переживания профессионального кризиса личности приводит к тому, что постепенно с изменением иерархии ценностей и формированием иной смысловой реальности происходит переоценка прошлого и настоящего и построение личностью будущего посредством проектирования новой профессиональной перспективы. В ходе этой сложной внутренней работы происходит трансформация мотивационной структуры, вносятся изменения в содержание, структуру деятельности, которая тем самым выводится на уровень творчества. 5. В процессе переживания профессионального кризиса личности происходит актуализация рефлексивных механизмов. Посредством рефлексии личность простраивает новые границы своего профессионального пространства. Рефлексия направлена на поиск новых профессиональных горизонтов, перспектив профессионального развития. 6. Антиципация как механизм переживания профессионального кризиса личности связана с проектированием новых профессиональных перспектив. Посредством механизма прогнозирования будущего профессионал ставит новые цели, начинает осознавать свое профессиональное будущее. Далее Психолого-педагогическое сопровождение процесса переживания профессионального кризиса личности Источник: Н.О.Садовникова, Т.Б.Сергеева Психологические механизмы переживания профессионального кризиса личности Монография ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2018, Екатеринбург
|