На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Теоретические и эмпирические подходы к исследованию творческой деятельности и личностных детерминант ее эффективности - Психологические механизмы творческой деятельности
Теоретические и эмпирические подходы к исследованию творческой деятельности и личностных детерминант ее эффективности - Психологические механизмы творческой деятельности
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Теоретические и эмпирические подходы к исследованию творческой деятельности и личностных детерминант ее эффективности
Компоненты творческой деятельности и их взаимосвязь
Этапы и стадии творческого процесса
Психологические механизмы творческой деятельности
Методы исследования творческой деятельности и креативной личности
Исследование психологического механизма творческой деятельности
Прикладная психология творчества
Креативность в профессиональной деятельности руководителя, менеджера
Все страницы

 

1.1.4 Психологические механизмы творческой деятельности

Основной целью любой творческой деятельности является открытие нового, ранее неизвестного, неизученного. Каковы механизмы и движущие силы творческого процесса? Какими факторами он детерминируется? Раскрытию этих проблем психологии творчества будет посвящен данный раздел.
В ряде психофизиологических исследований, проведенных в конце XX в., прослеживается мысль, что творчеством является процесс создания новых комбинаций, образов и идей из элементов, удерживаемых долговременной памятью. У современного человека неизбежно встает проблема выделения новых комбинаций из огромного потока информации, с которыми он сталкивается ежедневно. Детекторами новизны внешних событий являются нейроны гиппокампа, которые ответственны за ориентировочный рефлекс, вызываемый новыми стимулами. Этот целенаправленный внутренний поиск осуществляется при помощи механизма доминантного фокуса. Интеграция механизма доминантного фокуса и механизма определения новизны образует психофизиологическую основу творчества. Теперь, чтобы объяснить действие механизма творческого акта, остается допустить, что реакцию в детекторах новизны могут вызывать не только актуально действующие стимулы, но и возбуждения, связанные с активацией следов памяти. В условиях удержания внутреннего эталона реакцию новизны будут вызывать следы памяти, близкие по составу удерживаемому эталону (общему замыслу). Из этой схемы следует, что эффективность творчества как процесса генерации новых идей и образов определяет доминантная устойчивость замысла, пластичность следов памяти и чувствительность детекторов новизны, позволяющая обнаружить новые комбинации следов. Таким образом, рассматривая механизмы творческой деятельности, можно сказать, что она представляет собой ориентировочно-исследовательскую деятельность, обращенную к следам памяти в сочетании с актуально поступающей информацией.
В психологических исследованиях были установлены следующие механизмы творческой деятельности:
1. Поиск неизвестного с помощью механизма анализа через синтез (А.М. Матюшкин, С.Л. Рубинштейн). Главная закономерность обнаружения нового в проблемной ситуации при данном механизме состоит во включении исследуемого объекта в новую систему связей.
2. Поиск неизвестного с помощью механизма взаимодействия интуитивного и логического начал (Я.А. Пономарев). В психологическом плане интеллектуальная интуиция является собирательным механизмом и включает в себя множество разных механизмов: установки, предвосхищения, догадки, бессознательную психическую активность, неосознанное отражение логики вещей и ориентировку на побочные продукты деятельности, интеллектуальные эмоции (последние возникают после познавательных действий, причем подчас оценка результатов последних с помощью эмоционального компонента опережает их смысловую оценку и таким образом эмоции играют предвосхищающую роль в этом процессе). По мнению Я.А, Пономарева, единство первосигнального и второсигнального компонентов составляет центральное звено психологического механизма творчества. Я.А. Пономаревым применительно к изучению развития и функционирования процессов мышления был сформулирован принцип ЭУС (этапы, уровни, ступени), согласно которому этапы развития системы трансформируются в уровни ее организации и становятся ступенями дальнейшего развития взаимодействия. В экспериментально-методическом плане реализация этой модели предполагает возможность реконструкции интуитивных и поначалу неосознаваемых решений задач на основе теоретической интерпретации эмпирических данных, полученных путем анализа наглядно-действенных проявлений мыслительного процесса и их периодического речевого сопровождения.
3. Поиск неизвестного с помощью ассоциативного механизма (Ю.А. Самарин, П.А. Шеварев). Он дополняет механизм анализа через синтез. Ключевым понятием здесь является трансформация интегральных образов (ассоциативных комплексов). Интегральные комплексы динамичны, они постоянно изменяются, частично трансформируются, возникают новые их сочетания, этот процесс со всеми его параметрами следует рассматривать как динамическую основу творчества. Данный процесс активизируется новой дополнительной информацией. При этом трансформация образов подчинена доминанте - интегральному образу, наиболее полно представляющему творческий процесс. Этот доминантный очаг частично представлен в сознании как ведущая направленность мыслей и интересов.
4. Поиск неизвестного с помощью эвристических приемов и методов (К. Дункер, Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская, И.Н. Семенов, СЮ. Степанов, и др.) Данные исследователи вводят в процесс изучения творческой деятельности механизм обратной связи. Прямая связь - это совокупность усваиваемых приемов правильного выполнения действий, обратная - тесно коррелирует с прямой, усваиваемое правило выступает в качестве главной предпосылки для последующей оценки результатов действия, способа контроля за выполняемыми действиями.
К. Дункером, кроме того, в рамках гештальтпсихологического подхода, были выявлены следующие особенности процесса мышления, влияющие на его продуктивность: «частота - правильная реализация повторяется чаще; новизна - ряд проб заканчивается после правильной реакции; эмоциональная возбудимость - в этом случае правильная реакция приводит к цели; прошлый опыт - с его помощью правильная реакция отличается от других возможных реакций; ассоциация по смежности -обеспечивает связь между проблемной ситуацией и правильной реакцией; повторение - правильная реакция повторяется снова и снова, если повторяется соответствующая обстановка; информация, передаваемая с людьми или помощью книг - с ее помощью контролируется то, что передается из поколения в поколение» [13, с. 14]. К. Дункер предложил для экспериментально-психологической практики совершенно новый тип задач, в решении которых мышление субъекта осуществляется по принципу саморазвития, т.е. за счет внутренних резервов и механизмов, а не с опорой на внешние, независящие от мыслительной активности факторы, привносимые в проблемную ситуацию случаем или другими подобными причинами. Это очень важная инновация, так как собственно творческим процесс мышления становится тогда, когда он способен к самоорганизации и самодвижению. При этом он считал, что в типичном процессе мышления решающую роль играют определенные «эвристические методы», которые обуславливают возникновение (т.е. являются механизмами) следующих друг за другом фаз мышления. Под «эвристическими методами» он понимал «действия с собственными действиями», т.е. рефлексию. Суть такого рода действий он видел в том, что они позволяют человеку учиться на собственных ошибках.
Исследованию роли рефлексии в механизме творческой мыслительной деятельности посвящены ряд исследований И.Н.Семенова и С.Ю.Степанова. По мнению этих авторов, рефлексия является системообразующим фактором творческого процесса. Она реализует коммуникативно-личностную обусловленность мышления, осуществляет смысловую регуляцию его интеллектуально-содержательного плана. Рефлексия, таким образом, не только выступает репродуктивным образом в процессе ретроспективного осознания оснований уже совершенной деятельности, но и несет инновационный, продуктивный материал для проектирования новой мыслительной деятельности. Важная роль рефлексии в умственном развитии старшеклассников и взрослых в работах Н.И. Гуткиной, Л.А. Найденовой, М.И. Найденова [28] и др. Вскрытие рефлексивных механизмов творческого мышления является, по мнению ЯЛ. Пономарева, одним из конструктивных достижений новейшей психологии творчества
В исследованиях СЮ.Степанова и И.Н.Семенова была прослежена возрастная динамика рефлексивных механизмов творчества. С возрастом продуктивность решения задач на сообразительность, по мнению этих авторов, увеличивается. Происходит это за счет того, что рефлексивные механизмы мышления, определяющие эту продуктивность, по своим структурным и динамическим характеристикам все больше приближаются к механизмам, присущим собственно творческому мышлению. Главные возрастные изменения в рефлексивных механизмах мышления касаются усиления согласованности функционирования личностной и интеллектуальной рефлексии в процессе мыслительного поиска. Причем, в более старших возрастных группах активизация работы рефлексивных механизмов приходится не на конечные фазы мыслительного процесса (когда предельно обостряется проблемность и конфликтность ситуации решения творческой задачи), а на начальные и центральные его фазы, когда решается вопрос - состоится или нет успешный поиск решения. С возрастом интенсифицируется процесс мыслительного поиска за счет более высокой эффективности личностно-рефлексивного компонента дискуссивного мышления (по показателям темпа вербализации). При этом происходит реорганизация компонентной структуры мыслительной деятельности. В юношеском возрасте личностно-рефлексивный компонент выходит на третье место, оттесняя операционно-содержательный на четвертое место, что может говорить об изменении отношения субъекта к конфликтной ситуации, вследствие чего она становится особым объектом осмысления, у субъекта возникают возможности самостоятельного преодоления собственных конфликтных состояний, возникающих вследствие неуспешного мыслительного поиска. Удельный вес коммуникативных высказываний при этом неизменно снижается, что свидетельствует о потере коммуникативным компонентом первоначально присущих ему компенсаторных функций. Функционирование рефлексивных механизмов становится все более сбалансированным, что обеспечивает учащемуся новые возможности по самоорганизации своих умственных возможностей и самомобилизации усилий волевого и мотивационного порядка на преодоление проблемно-конфликтной ситуации.
И.Н. Семеновым, СЮ. Степановым и В.К. Зарецким [35] были выделены следующие уровни рефлексии:
1. На «О» уровне рефлексии («субъект») - человек фиксирует изменение деятельности, обнаруживает его причину - препятствие на пути достижения цели. При рефлексии на деятельность и препятствие в самой деятельности начинают доминировать процессы объективации, усиливаются ориентировочные действия.
2. На первом уровне рефлексии («образ себя») - субъект видит себя,воспринимающим препятствия в деятельности. Он отражает не только препятствие, но и самого себя - действующего и воспринимающего препятствие в своей деятельности, оценивающего его как мешающее, или наоборот, стимулирующее движению к цели (или нейтральное). В
деятельности при этом интенсифицируются процессы прогнозирования, моделирования новых ее вариантов. Активизируется познавательная деятельность, предметом которой выступает «Я образ» и его динамика в данной ситуации.
3. На втором оромну рефлексии («модель дебя»с - субъект активизирует то, как он видит себя воспринимающим препятствие. Он способен актуализировать и формировать сложные, адекватные решаемой им жизненной задаче шкалы оценивания, понимать себя как верно, или ошибочно решающего эту задачу, конструктивно относится к границе своей деятельности.
Итак, рассмотренные нами выше механизмы творческой деятельности позволяют определить основные методы исследования и стимулирования креативных процессов. В многолетних исследованиях механизмов творческой деятельности нами апробированы и могут быть рекомендованы для применения следующие методы и методики: так механизм анализа через синтез хорошо можно использовать при применении метода решения проблемных задач, поиск неизвестного с помощью ассоциативного механизма используется в тесте речемыслительной креативности А. Медника, рефлексивные механизмы творческой деятельности и механизм взаимодействия интуитивного и логического начал можно применять в тренинговых методиках ГЛ. Сартана [32], В.А. Кан-Калика [20].

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.