На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Теоретические и эмпирические подходы к исследованию творческой деятельности и личностных детерминант ее эффективности - Креативность в профессиональной деятельности руководителя, менеджера
Теоретические и эмпирические подходы к исследованию творческой деятельности и личностных детерминант ее эффективности - Креативность в профессиональной деятельности руководителя, менеджера
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Теоретические и эмпирические подходы к исследованию творческой деятельности и личностных детерминант ее эффективности
Компоненты творческой деятельности и их взаимосвязь
Этапы и стадии творческого процесса
Психологические механизмы творческой деятельности
Методы исследования творческой деятельности и креативной личности
Исследование психологического механизма творческой деятельности
Прикладная психология творчества
Креативность в профессиональной деятельности руководителя, менеджера
Все страницы

 

1.3.2. Креативность в профессиональной деятельности руководителя, менеджера

В практике преподавательской и исследовательской деятельности автору учебного пособия неоднократно приходилось сталкиваться с психологическим особенностями управленческой деятельности и спецификой профессионально важных качеств руководителя, менеджера.
Специфика деятельности руководителя состоит в необходимости оперативно реагировать на часто меняющиеся ситуации и быстро принимать адекватные решения. Уровень гибкости - это индивидуальный показатель, который не только обусловлен биологическими задатками человека, но и в значительной мере зависит от его личностных особенностей, мотивационных установок, а также от условий деятельности (монотонная стимуляция, наличие опасности и т.д.). Человек как субъект управления отличается такими характеристиками, как уникальность, изменчивость, незавершенность, несовпадение с самим собой ни в один миг. Все это исключает эффективную работу с людьми, если она основана на только на алгоритмизированных рекомендациях и инструкциях. Созидательная творческая активность в работе с людьми предполагает готовность к нестандартным действиям. Креативность как готовность к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также рефлексии и развитию своего опыта равно необходимы менеджеру. Руководителю в деятельности и в общении. Постоянно взаимодействуя в процессе своей профессиональной деятельности с другими людьми, менеджер не может быть достаточно эффективным, не проявляя в полной мере различные качества креативного человека: быстроту, точность, оригинальность мышления, богатое воображение, самообладание, целеустремленность, инициативность, уверенность в себе и др. Креативность помогает руководителю находить нестандартные инновационные решения организационных и управленческих проблем. Она помогает менеджеру преодолевать различные, прежде всего профессиональные стереотипы мышления и поведения и добиваться повышения эффективности своей деятельности. Поэтому современному руководителю необходимо овладеть навыками диагностики уровня творческих способностей (причем как у себя, так и у своих подчиненных), это может существенно облегчить его функцию управления персоналом в организациях.
Применяя принцип системного подхода к анализу эффективной управленческой деятельности можно выделить следующие критерии взаимосвязанные с уровнем креативности руководителя:
Первое условие эффективного управления: управляемый орган (группа, коллектив) должен обладать способностью изменять свои состояния (необходимо, чтобы управляемый орган сам хотел изменяться): управление заключается в воздействии на управляемый орган, таким образом, чтобы он переходил из одного состояния в другое. Если состояние управляемого органа жестко зафиксировано, то понятие управления теряет всякий смысл. Любые бюрократические барьеры, консерватизм руководителя, мыслительные шаблоны как раз и являются главными препятствиями на пути к эффективному управлению, и креативность руководителя позволяет некоторые из этих барьеров снять.
Второе условие говорит о том, что всякое разумное управление должно быть целенаправленным, а не представлять собой набор случайных решений. Цель это некоторое конечное состояние управляемого органа, которое должно быть достигнуто на данной стадии управления (необходимо знать что желательно, а что не желательно для управления системой). Если цель не известна, то изменения системы приобретают характер хаотического блуждания (пойди туда не знаю куда, найди, то не знаю что). Роль творческих способностей в процессах педагогического целеполагания уже была рассмотрена нами выше.
Третье условие - управляющая система должна иметь возможность выбора одного решения из множества вариантов. Если управляющая система имеет лишь одно единственное решение и нет никакой альтернативы, то она не осуществляет управление. А это прямое указание на необходимость развития у руководителей гибкости, дивергентности мышления. Только такие качества помогут руководителю увидеть множественность вариантов альтернативных решений предлагаемых организационных задач.
Четвертое условие: для правильного и эффективного воздействия управляющая система (руководитель) должна знать не только цели, но и текущее состояние управляемого органа. Только в этом случае может быть выбран правильный путь или траектория движения управляемого органа к цели, приняты решения, направляющие его на этот путь. Без такой информации о состоянии управляемого органа в отдельные промежутки времени управление становится или невозможным или неэффективным. В этом условии эффективного управления дается прямое указание руководителю на необходимость изучения психологии сотрудников и в особенности их потенциальных (в том числе и творческих) способностей. Не вызывает сомнений, что эффективность работы многих современных организаций определяет так называемый человеческий фактор и тот руководитель, который хорошо знает свой коллектив и умело это знание использует, имеет больше шансов на выигрыш в конкурентной борьбе.
Пятое условие: эффективное управление связано с умением оценивать качество управления, наличием критериев эффективности.
Основным критерием качества управления может считаться степень достижения цели. Если цель еще не достигнута, то эффективность управления определяется расстоянием до нее. При этом следует определить, что вкладывается в понятие самый эффективный путь (либо самый короткий путь по продолжительности усилий, либо самый быстрый по времени, либо самый дешевый, либо самый надежный по качеству результата). Несомненно, при поиске и анализе данных критериев эффективности управленцу неоднократно придется прибегать к своим креативным способностям, ведь управленческая деятельность, как уже говорилось, часто проходит в нестандартных условиях и часто требует оригинальных и смелых решений. Способность пойти на осознанный риск -вот что сближает деятельности руководителя и творца.

Вопросы для самоконтроля
1. Как соотносятся понятия «творчество» и «креативность», «творчество» и «творческая активность»?
2. Как соотносятся понятия «творческая активность и «надситуативная активность», «творческая активность и «наднормативная активность»?
3. Какие уровни творческой активности вам известны, в чем их специфика?
4. Какова структура творческой деятельности, из каких компонентов она состоит?
5. Из каких этапов и стадий состоит творческих процесс?
6. Какой этап является ключевым с точки зрения получения творческого продукта, а какие вспомогательными?
7. Какие психологические механизмы творческой деятельности вам известны, в чем их особенности?
8. Какие подходы в исследовании творческих способностей вам известны, какими учеными они разрабатывались, в чем их специфика?
9. Какую роль выполняют акцентуации характера в психологическом механизме творческой деятельности?
10. Какие из акцентуаций положительно, а какие отрицательно сказываются на процессах творчества?
И. Какие черты акцентуаций положительно проявляются в групповых формах творческой деятельности, а какие в индивидуальных?
12. На какие показатели творческой деятельности положительно влияют акцентуации?
13. Какие волевые качества положительно влияют на креативные проявления, а какие отрицательно? Почему?
14. В чем заключается специфика педагогической творческой деятельности?
15. Какую роль творческие способности выполняют в профессиональной деятельности руководителя?

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК К 1 ГЛАВЕ
1. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В.И. Андреев. - Казань: Изд-во КГУ, 1988. - 180 с.
2. Галактионов, И.В. Творческая личность учащегося: Психодиагностика. Формирование. Коррекция / И.В. Галактионов, О.В. Дашкевич. —М., 1996. - 33 с.
3. Галактионов, И.В. Личностный компонент механизма психической регуляции творческих аспектов учебной деятельности студентов / И.В. Галактионов // Психология обучения. - 2016. - № 4. -С. 29-41.
4. Галактионов, И.В. Личностные особенности студентов педвуза с разным уровнем одаренности / И.В. Галактионов // Психология сегодня. Ежегодник РПО. Т. 2. Вып. 1. - М., 1996. - С. 133-135.
5. Галактионов, И.В. Психологические особенности творческой личности (гл. 3) / И.В. Галактионов // Личность как субъект жизнедеятельности: коллективная монография / под ред. Е.Н. Ткач. -Хабаровск: Изд-во ТОГУ, 2016. " С. 76-128.
6. Гримак, Л.П. Общение с собой / Л.П. Гримак. - М. 1991. - С. 190-318.
7. Библер, В.С. Мышление и творчество / В.С. Библер. - М., 1975.-315с.
8. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. - М, 2002. - 456 с.
9. Буш, Г. Диалогика и творчество / Г. Буш. - Рига, 1985. - 238 с.
10. Виленский, М.Я. Педагогические основы формирования опыта творческой деятельности будущего учителя / М.Я. Виленский, СП. Зайцева. -М, 1993. - 194 с.
11. Гальперин, П.Я. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач / П.Я. Гальперин, В.Л. Данилова // Вопросы психологии. - -980. - № 1. ~ С. .1-338
12. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. ~ СПб.: Питер Ком, 1999. - 368 с.
13. Дункер, К. Психология продуктивного мышления / К. Дункер. -М., 1965. -265 с.
14. Ермолаева-Томина, Л.Б. Опыт экспериментального изучения творческих способностей / Л.Б. Ермолаева-Томина // Вопросы психологии. - 1977. - № 4. - С. 54-61.
15. Зарецкий, В.К. Динамика уровней мышления при решении творческих задач: дис. ... канд. психол. наук /В.К. Зарецкий. -М., 1984. - 181 с.
16. Ильин, ЕЛ. Психология воли / Е.П. Ильин. ~ СПб.: Питер, 2000.-288 с.
17. Ильин, ЕЛ. Психология творчества, креативности, одаренности / ЕЛ. Ильин. - СПб.: Питер, 2009. - 448 с.
18. Ильин, ЕЛ. Эмоции и чувства / ЕЛ. Ильин. - СПб.: Питер, 2001.-752 с.
19. Калошина, ИЛ. Структура и механизмы творческой деятельности (нормативный подход) / ИЛ. Калошина. - М, 1983. - 197 с.
20. Кан-Калик, В.А. Тренинг профессионально-педагогического общения / В.А. Кан-Калик. - М, 1990. - 20 с.
21. Козленко, В.Н. Проблема креативности личности / В.Н.Козленко // Психология творчества. Общая, дифференциальная, прикладная.-М, 1990.-С. 131-149.
22. Кулюткин, ЮЛ, Развитие творческого мышления школьников / ЮЛ. Кулюткин, Г.С. Сухобская. - Л., 1967. - 67 с.
23. Леонгард, К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. -Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. - 544 с.
24. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. - СПб.: Речь, 2009. - 256 с.
25. Лук, АЛ. Психология творчества / АЛ. Лук. - М., 1978. - 256 с.
26. Маркова, А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя / А.К. Маркова // Советская педагогика. - 1990. -№8.-С. 82-90.
27. Матюшкин, А.М. Основные направления исследования мышления и творчества / А.М. Матюшкин // Психологический журнал. -1984.-№1.-С. 9-17.
28. Найденова, Л.А. О рефлексивном аспекте индивидуального и совместного решения творческих задач / Л.А. Найденова, МЛ. Найденов // Компьютер. Творчество. - М.: ИФАН СССР, 1988. - Т. 4. - С. 34-40.
29. Петровский, А.В. К психологии активности личности / А.В. Петровский // Вопросы психологии. - 1985. - № 4. - С. 14-19.
30. Пономарев, Я.А. Психология творчества / ЯЛ. Пономарев. -М; Воронеж: Модэк, 1999. - 480 с.
31. Психологические исследования творческой деятельности / под ред. О.К. Тихомирова. - М, 1977. - 188 с.
32. Сартан, ГЛ. Психотренинги по общению для учителей и старшеклассников / ГЛ. Сартан. - М., 1993. - 32 с.
33. Семенов, ИЛ. Опыт деятельностного подхода к экспериментально-психологическому изучению мышления на материале решения творческих задач / ИЛ. Семенов // Методологические проблемы исследования деятельности. - М., 1976. - С. 148-188.
34. Семено,, ИЛ. Проблема орааниаации творчсскгго мышления и рефлексия: подходы и исследования / ИЛ. Семенов, СЮ. Степанов. - М., 1990.-С. 37-53.
35. Степанов, СЮ. Исследование организации продуктивного мышления / СЮ. Степанов, И.Н. Семенов, В.К. Зарецкий // Исследование проблем психологии творчества. - М., 1983. - С 24-36.
36. Фромм, Э. Иметь или быть / Э. Фромм. - М,, 1990. - 415 с.
37. Шеварев, П.А. О роли ассоциаций в процессе мышления / П.А. Шеварев // Исследования мышления в советской психологии. - М. 1991.-246 с.
Источник: Галактионов, И. В.
Психология творческой деятельности: структура, этапы, механизмы, методы исследования: учеб. пособие / И. В. Галактионов. - Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2017.-124 с.

Продолжение Методы исследований способности к творчеству



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.