Страница 2 из 8
1.1.2. Компоненты творческой деятельности и их взаимосвязь
Проблематика данного раздела включает в себя вопросы: Каковы структурные компоненты творческой деятельности? Из каких этапов и стадий состоит творческий процесс? Какие из этих этапов являются системообразующими, определяющими творческое решение проблемы, а какие являются вторичными? Каким образом из репродуктивного мыслительного процесса возникает продуктивный, и как эти два процесса между собой взаимодействуют? Вновь следует отметить, что на большинство поставленных здесь вопросов у исследователей нет единой точки зрения. Каждый из них по-своему видит решение этих вопросов и акцентирует внимание на тех или иных аспектах данных проблем. В работах известного отечественного психолога А.Н. Леонтьева установлена следующая система компонентов деятельности: цель, предмет, средства, мотив, действия и операции деятельности. При этом он отмечал, что мотив может либо совпадать с основной целью деятельности, либо не совпадать. При их совпадении имеет место деятельность, при несовпадении - действие. А.Н. Леонтьевым были исследованы особенности проявлений активности личности в состоянии сверхмотивации. Согласно закону Еркеса-Додсона, чем сильнее мотивация, тем выше результативность деятельности, но лишь до определенного предела и если мотивация проходит это пиковое значение, то результативность деятельности начинает снижаться. А.Н. Леонтьев экспериментально доказал, что в минуты чрезвычайного напряжения у некоторых людей появляется всплеск активности, причем амплитуда его бывает довольно высока. Аналогичные явления могут наблюдаться в состоянии творческого озарения «инсайта». На важность потребностей и влечений в структуре творческой деятельности обращал внимание в своих работах известный отечественный психолог А.Н. Лук [25]. По мнению данного автора, творческая деятельность возникает из общественных потребностей, Социальные воздействия превращают врожденные влечения и задатки в систему творческих способностей. Потребности отражают социальный опыт и формируются на основе влечений, но уже, будучи сформированными, воздействуют на человека наравне с влечениями и даже приобретают главенствующую роль. Другой исследователь творческой деятельности А.В. Матюшкин [27] выделил следующие ее компоненты: 1. Цель действия. 2. Способы действия. 3. Условия действия. Первая является представлением человека о результате действия, вторые являются системой операций, с помощью которых человек осуществляет преобразование предмета действия для достижения цели, третьи представляют собой неспецифические особенности предмета, которые непосредственно не связаны с достижением цели, но являются тем фоном, на котором разворачивается сама эта деятельность. П.Я Гальперин и В.Л. Данилова [11] вводят в систему компонентов деятельности ориентировочную основу действия, которая представляет собой отражение субъектом деятельности ее компонентов ~ цели, предмета, орудий и операций. Для творческой деятельности ориентировочный рефлекс чрезвычайно важен, ведь на его основе развивается такое свойство творческой личности, как любознательность. В работах О.К. Тихомирова [31] и его сотрудников была установлена динамика целей, их движение и развитие, что является чрезвычайно важным вкладом в изучение компонентов деятельности. В его работах выделяется также такой компонент деятельности, как продукт, показывается взаимосвязь между целью деятельности и ее результатом. Развернутая схема компонентного состава творческой деятельности представлена в работах И.П. Калошиной [19]: 1. Наличие цели, которая должна быть достигнута и наличием исходного материала, который должен быть преобразован и использован. 2. Изначальным отсутствием орудий и операций, непосредственно предназначенных для воздействия на этот предмет и достижения цели (первый уровень обобщения). 3. Изначальным отсутствием орудий и операций второго уровня обобщения, предназначенных для разработки орудий и операций первого уровня обобщений. 4. Изначальным отсутствием орудий и операций третьего уровня обобщения, предназначенных для разработки орудий и операций второго уровня обобщений. Под первым уровнем обобщений автор понимает частные методики решения творческих задач, под вторым уровнем - специально-научных методологических положений, под третьим - общенаучные знания. Под операционным составом творческой деятельности И.П. Калошина понимает группы действий по созданию недостающих компонентов деятельности того или иного уровня обобщения. В него включены стадии: 1. Актуализация орудий и операций третьего порядка обобщения: выбор общенаучных методологических знаний для разработки специально-научных методологических положений. 2. Разработка орудий и операций второго порядка обобщения: создание специально-научных методологических положений. 3. Разработка орудий и операций первого порядка обобщений: создание методики (способа) решения творческих задач 4. Применение методики к решению задачи и получение продукта деятельности. Таким образом, анализ вышеперечисленных первоисточников заставляет обратить особое внимание в структуре творческой деятельности на процессы ее мотивации и целеполагания как системообразующих характеристик, а также ряду дополнительных факторов (средства, условия, действия и операции) которые могут стать или благоприятными, или неблагоприятными для ее оптимального протекания.
|