Страница 5 из 8
1.2. Методы исследования творческой деятельности и креативной личности
1.2.1. Основнын направления исследований творческой деятельность и творческих способностей
Среди основных направлений исследований творчества можно выделить изучение прошлого опыта и установок, взаимодействия образных и логических структур, мотивационных детерминант в процессе творческого поиска и принятия решений, изучение мышления в условиях межличностного взаимодействия в групповых формах .решения творческих задач. В исследованиях творческого мышления отчетливо проявилось два основных подхода, соответствующих двум теоретическим представлениям о природе психики и мышления. Первый (адаптивный) представлен в классической бихевиористской теории. В ней говорится, что все виды и корни психики от элементарного сенсорного поведения до творческого акта представляют собой постепенно усложняющиеся виды адаптации индивида. Творческое мышление, согласно этой теории, является результатом научения. Наиболее оптимальные формы обучения - такие, которые строятся в соответствии с законами тренировки или на основе заданных образцов поведения. Включение в учебный материал элементов творческого поведения рассматривается представителями этого подхода как обучение творческому мышлению. Сам процесс обучения творчеству строится путем тренировки, без учета индивидуальных особенностей и врожденных задатков личности Второй подход был обоснован С.Л. Рубинштейном, он характеризует мышление как продуктивный процесс. Причем это процесс здесь не следует за обучением, а как бы предшествует ему и составляет его важное звено. Наиболее типичной ситуацией, в которой возникает этот процесс, является проблемная ситуация. Поиск и обнаружение субъективно неизвестного в проблемной ситуации составляет содержание процесса научения и психического развития, одновременно он выступает как творческий продуктивный процесс. Важнейшим показателем творческого процесса является становление таких психических новообразований, которые выступают как познавательные способности и как исследовательская активность. Продуктивные процессы присущи каждому индивиду на всех возрастных этапах и осуществляются в условиях постановки и решения проблемных ситуаций. В рассматриваемом подходе диагностик в большей мере выявляют индивидуальную типологию (потенциальные возможности и реальные проявления), а не уровни различий в продуктивном мыслительном процессе. В.С. Библером [7], Г. Бушем [9] было предложено еще одно направление исследований творческого мышления - анализ диалоговой структуры познавательных процессов. Основная посылка здесь - это предположение, что мышление индивида опосредовано прямо или косвенно мышлением другого индивида. Благодаря этому появилась возможность экспериментального изучения мышления не только на этапе поиска и принятия решений, но и на этапах порождения проблем и обоснования найденных решений. Изучение этих этапов не только расширяет сферу исследования мышления, но и ставит теоретические и прикладные проблемы. Изучение и организация групповых форм мышления - еще одна форма исследования творческих процессов. Главной целью и задачей организации групповых форм мышления часто является достижение более высокого уровня эффективности групповой творческой работы по сравнению с индивидуальной творческой деятельностью. Решение этой задачи достигается с помощью прямой и косвенной диагностики творческих возможностей участников группы и стимулирования творческого процесса у каждого из них. Данный метод организации творческой работы, по мнению А.М. Матюшкина целесообразно было ввести в процесс обучения в форме организации деловых игр, решения проблемных ситуаций и других форм групповой работы. творческих возможностей участников группы и стимулирования творческого процесса у каждого из них. Данный метод организации творческой работы, по мнению А.М. Матюшкина целесообразно было ввести в процесс обучения в форме организации деловых игр, решения проблемных ситуаций и других форм групповой работы. Конструктивный подход к изучению личностных предпосылок творчества содержится в работах Д.Б. Богоявленской. Она рассматривает в качестве единицы анализа творческого процесса интеллектуальную активность личности. В саму структуру интеллектуальной активности, по мнению данного автора, входят умственные способности и мотивационные факторы, которые находятся в диалектическом единстве. Ею была разработана методика, позволяющая исследовать не только конечный результат, продукт творчества, но и саму процедуру, процесс творчества. Она обнаружила прямую связь между высоким уровнем интеллектуальной активности и уровнем эффективности осуществления профессиональной деятельности. Я.А. Пономарев вводит психологические проблемы творчества в контекст анализа процессов взаимодействия и развития. Так в качестве существенного критерия процессов творчества у него выступает не только новизна, но и собственно психологический критерий внутренних психических перестроек, роста личности, происходящего в ходе тех или иных объективных преобразований. Данный исследователь в своей работе представляет классификацию основных и вспомогательных методов исследования творчества. К первой группе он отнес описательные методы- самонаблюдение творцов за ходом собственного творчества, изучение биографий творцов, а также анкетирование и интервьюирование. Ко второй группе он относит методы объяснительной психологии -экспериментальные методы (адаптированные для изучения процессов творчества), тесты (предназначенные для выявления творческих способностей и качеств личности творца) и метод анализа результатов предметного действия путем выявления прямого и побочного продукта. Изучение личностных предпосылок креативности, психологических особенностей творческих личностей посвящены исследования Л.Б. Ермолаевой-Томиной [14] и В.Н. Козленко [21]. Ими были обнаружены положительные корреляционные связи между творческими способностями и личностными образованиями, интегрирующими в себе влияние внутренних и внешних факторов (креативные черты характера, особенности волевой, мотивационной сферы личности, особенности психофизиологических процессов и др.) Большой вклад в изучение креативной личности, творческих способностей был сделан представителями американской психологической школы [17]. Традиционно здесь существуют два направления в исследовании креативности. Первое направление предполагает создание диагностических методик для выявления творческого потенциала личности. Наиболее ярким представителем этого подхода является Дж. Гилфорд. По мнению этого автора, среди всех интеллектуальных способностей наиболее непосредственное отношение к творчеству имеет способность к «дивергентному» мышлению, которое допускает существование нескольких правильных решений на одну и ту же проблему, а также «оценивающее» мышление, от которого зависит чувствительность к проблемам. Другой источник творческих способностей Дж. Гилфорд связывал с трансформацией опыта, знания, в результате чего он производит новые форм. Кроме того, им были выделены семь ключевых творческих способностей: 1 - восприимчивость к проблемам, 2 - изменчивость, 3 - гибкость мышления, 4 -оригинальность, 5 - способность к анализу, 6 - способность к синтезу, 7 - проницательность. Им была разработана концепция, согласно которой интеллект представляет собой многомерное явление. Модель интеллекта, по Дж. Гилфорду, включает 120 различных интеллектуальных процессов -частных способностей. Кроме того, Дж. Гилфорд одним из первых сформулировал понятие «творческого мышления», он считал, что креативность мышления связана с доминированием в нем четырех особенностей: • Оригинальности, т.е. нетривиальности, необычности высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. • Семантической гибкости, т.е. способности видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике. • Образной адаптивной гибкости, т.е. способности изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны. • Семантической спонтанной гибкости, т.е. способности продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности такой, которая не содержит ориентиров для этих идей. Дж. Гилфорд считал, что каждый творец характеризуется определенной совокупностью личностных черт, при этом каждому такому набору он приписывает определенный выход творческих достижений. Но при этом он считает, что набор одних и тех же черт при разных условиях может давать творческую продукцию различного уровня, либо вообще не давать, т.е. индивид может проявить свои способности, если ему дать необходимую мотивацию и соответствующую среду. Второе направление исследований предполагает изучение личностных особенностей, способствующих творческой деятельности. Представителем этого направления является ЕЛ. Торренс [12], который определил творчество как возникновение чувствительности к проблемам, недостаткам, провалам в знании, отсутствующим элементам; способность к идентификации трудностей; исследование решений; возникновение догадок и формулирование гипотез относительно недостающих элементов; проверка и перепроверка этих гипотез. Идеальные методы диагностики, согласно Е.П, Торренсу, должны быть чувствительны к каждой операции, включенной в это определение творческой деятельности. Целый ряд исследователей в американской психологии были посвящены поиску корреляционных связей умственных и творческих способностей. Так, в работах Дж. Джетзелса и П. Джексона было доказано, что между фактором «интеллект» и «креативность» не существует положительной корреляции. В то же время, по их мнению, навряд ли можно найти творческого человека с IQ (суммарный показатель интеллектуальных способностей - памяти, воображения, мышления и др.) ниже 120 единиц, что определяет минимальное пороговое значение данного коэффициента для различных специалистов, занятых мыслительной деятельностью, Наблюдается лишь положительная корреляция при низких значениях IQ, что соответствует и низкому показателю творческих способностей, ведь почти любая интеллектуальная способность может стать косвенно необходимой для творчества в определенное время и в определенной ситуации. К. Кеннел и Г. Домино, обобщая вышесказанное, считают, что большинство творчески одаренных людей обладают также и умственной одаренностью, но нельзя считать, что большинство умственно одаренных людей обладают также и творческими способностями. Вся проблема, здесь заключается в составе интеллектуальных способностей, их широте, вариативности и готовности личности к перестройке способов приобретения интеллектуальных знаний. К сожалению, часто вместе с большим объемом интеллектуальных знаний, человек приобретает и множество мыслительных стереотипов, шаблонов, с помощью которых эти знания приобретались, а это в дальнейшем приводит к снижению творческого потенциала личности. Работы американских психологов А. Воллаха и Н. Когана были посвящены работе с одаренными детьми. Ими были разработаны тестовые методики, в которых они постарались снять некоторые негативные стороны воздействия тестовых испытаний на личность - жесткие лимиты времени и чувство тревоги. Они утверждали, что тестирование творческих способностей у детей лучше всего проводить в форме игры, в непринужденной обстановке, не ограничивая их во времени, когда они работают с тестовыми заданиями. В исследованиях С.А. Медника отражены его представления о творческом мышлении как процессе формирования новых комбинаций ассоциативных элементов, которому должны соответствовать определенные требования, связанные с такими понятиями, как пригодность и полезность. Исследуя творческие способности, американские психологи, работы которых мы рассмотрели выше, часто ограничиваются лишь изучением процессов, связанных с творческим мышлением. Творчество при этом оценивается по его конечному результату, с помощью таких понятий, как новизна, оригинальность, полезность продукта творчества. При этом за рамками исследований остается сам процесс творчества, его психологические механизмы, генезис и закономерности. Исследованию личностных предпосылок творчества были посвящены исследования американского психолога Холла, который включает в число признаков творческой личности следующие качества: способность творить чудеса, которые выходят за сферу разумного; эмпатия и высокая степень проникновения в нужды и потребности других людей; ореол исключительности; способность разрешать конфликты, особенно в тех случаях, когда они не имеют логического решения, способность к медитации. Другой американский исследователь Р.В. Рескин обращает внимание на склонность творческих людей к нарциссизму и называет следующие черты личности творца: поглощенность собой, ориентация на самого себя; богатая внутренняя жизнь; первичность мыслительных процессов: импульсивность и независимость; самоутверждение, способность и потребность в господстве и доминировании; готовность использовать других людей в своих целях, отсутствие эмпатии; напористость и агрессивность; потребность в признании окружающими. Дополняя последнюю классификацию, Э. Ван Эйкен выделяет такие черты творческой личности, как наблюдательность и восприимчивость, чувство сопричастности с будущим, интуитивные озарения. К. Тейлор отмечает, что творческого человека отличает стремление к интересной работе, независимость мышления, склонность к риску, любознательность, чувствительность к выявлению проблем, оригинальность, фантазия и гибкость, изобретательность и стремление к усовершенствованиям, активность в познавательном поиске. Французские ученые ~ А. Бодо, Ж. Беррэ, Г. Лепутра, Л. Шварц и др. считают, что креативная личность - это человек, не знающий покоя, недисциплинированный, подвергающий все сомнениям, любознательный, имеющий широкий круг интересов, но вовсе не интересующийся всем на свете. Он обладает чувством юмора и способен посмеяться над собой. Творческие люди, по мнению данных авторов, наделены чувством прекрасного, имеют, как правило, хорошее мнение о себе, не стремятся приспособиться к окружающей среде, а наоборот, стараются адаптировать окружающих к своему видению мира. Они хорошо информированы и интересуются фундаментальными проблемами, могут свободно выражать свои мысли и дают себе отчет в том, что они знают, а чего не знают. Р. Ремушам и Р. Мато, дополняя высказывания своих коллег, отмечают, что творческий человек способен согласиться с новой идеей, даже если она противоречит его взглядам; до такой степени автономен, что может не принять точку зрения другого; способен выдвигать нелепые, на первый взгляд гипотезы; несмотря на большие личностные возможности, способен работать в группе; способен «вновь стать ребенком»; умеет искренне восхищаться; не расчетлив, даже наивен; часто раздаривает другим свои идеи; стремится к рассмотрению явления со всех сторон. С.С. Паркс, А. Осборн, А. Кестлер и др. считают, что творчеству, творческому мышлению можно научить, нужно только найти такие эффективные методы, которые бы потребовали от учащихся максимальной активизации мышления, заставили бы их проявить гибкость суждений, повлияли бы на их стремление генерировать идеи, искать альтернативные решения и т.д. Обобщая вышеизложенные концепции творческой личности, можно отметить их большую вариативность и противоречивость. Это поставило перед нами задачу составления своей авторской модели классификации качеств творческой личности, которая и будет нами представлена в последующих главах данного пособия.
|