На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Теоретические и эмпирические подходы к исследованию творческой деятельности и личностных детерминант ее эффективности - Этапы и стадии творческого процесса
Теоретические и эмпирические подходы к исследованию творческой деятельности и личностных детерминант ее эффективности - Этапы и стадии творческого процесса
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Теоретические и эмпирические подходы к исследованию творческой деятельности и личностных детерминант ее эффективности
Компоненты творческой деятельности и их взаимосвязь
Этапы и стадии творческого процесса
Психологические механизмы творческой деятельности
Методы исследования творческой деятельности и креативной личности
Исследование психологического механизма творческой деятельности
Прикладная психология творчества
Креативность в профессиональной деятельности руководителя, менеджера
Все страницы

 

1.1.3. Этапы и стадии творческого процесса

Большая база первоисточников, посвященных вопросам психологии творчества, творческой личности, так или иначе затрагивает тему творческого мышления и воображения. Безусловно, творческое мышление является важнейшей качественной характеристикой и отличительным признаком креативной личности. Поэтому, при анализе литературы по проблеме психологии творчества, процессу творческого мышления следует уделить особое внимание. В частности, важно знать стадии творческого мыслительного процесса и возможность подключения различных формирующих и стимулирующих методов и методик на различных этапах этого процесса.
Одним из первых в своих работах о стадиях творческого мышления упоминает Г. Уоллес, так, им были выделены четыре этапа этого процесса: 1. Подготовка. 2. Созревание. 3. Вдохновение. 4. Проверка истинности. В повседневном потоке мышления эти четыре стадии постоянно перекрывают друг друга. Особенно большое внимание он уделял стадии «созревания», когда в мозгу человека совершается бессознательная работа, завершающаяся «инсайтом». Данные стадии в дальнейшем были экспериментально проверены в работах К. Патрик.
Р. Вудворде высказал гипотезу о том, что «вспышка», «озарение» является кульминационным пунктом и коротким периодом очень интенсивно протекающего процесса мышления и, следовательно, нет необходимости в понятии о бессознательной работе, якобы имеющей место в период «вынашивания». Данная гипотеза не была специально доказана или опровергнута, тем не менее, ряд современных психологов придерживается точки зрения, что бессознательная фаза в творческом процессе необходима. Данное четырехстадиальное описание творческого мыслительного процесса является сугубо описательным и практически не раскрывает его механизмы и движущие силы.
Более развернутое описание динамики протекания процесса творческого мышления можно найти в работах П.М. Якобсона. Им были выделены семь стадий этого процесса: 1. Период интеллектуальной готовности субъекта. 2. Усмотрение потребности. 3. Формирование задачи и зарождение идей. 4. Стадия поисков решения. 5. Получение принципа решения. 6. Превращение принципа в схему. 7. Техническое оформление и развертывание изобретения.
В работах У. Джеймса впервые делается попытка собственно психологического описания мыслительного процесса, в основе которого лежит способность ориентироваться в новых для нас данных опыта. На первом этапе мысль субъекта за счет «проницательности» усматривает в явлении (в «данной опыта») его существенную сторону («атрибут»). Суть же второго этапа определяется актуализацией «запаса знаний», т.е. быстрой постановкой выделенного атрибута в связь с заключенными в нем, связанными с ним и вытекающими из него следствиями. У. Джеймс ставит протекание мыслительного процесса в прямую зависимость от личностных (точек зрения, интересов) и интеллектуальных качеств субъекта мышления. Одна из самых насыщенных и глубоких концепций описывающих процессы продуктивного мышления была разработана К.Дункером. «Мышление, - по определению данного автора, - это процесс, в котором посредством инсайта (понимания) проблемной ситуации приводит к адекватным ответным действиям». Также он отмечает, что для «полного понимания проблемной ситуации как таковой включается процесс мышления с его проникновением в конфликтные условия проблемной ситуации». Это проникновение является первой и основной стадией продуктивного мышления. Вторая и последняя стадия -это реализация функционального решения. Нельзя при этом не отметить, что за скобками его исследований во многом остались личностные аспекты творческой мыслительной активности человека, а также существенная ее обусловленность процессами общения.
В концепции А.М. Матюшкина [27] процесс творческого мышления включает в себя этапы: 1. Порождение проблемы. 2. Формулировка проблемы. 3. Понимание («инсайт»). 4. Обоснование (интерпретация). 5. Реализация решения. Помимо традиционно изучаемых центральных звеньев (связанных с поиском решения уже поставленной задачи) данный автор делает акцент на мыслительных процессах, как предшествующих постановке задачи, так и связанных с обоснованием найденного решения.
В научных работах Я.А. Пономарева [30, с. 39], также как и в работах Д. Уоллеса, выделяются четыре стадии творческого процесса, но характеризуются они иначе: 1. Фаза логического анализа. 2. Фаза интуитивного решения. 3. Фаза вербализации интуитивного решения. 4. Фаза формализации вербализованного решения. Важным вкладом Я.А. Пономарева является обоснование того факта, что «фазы творческого процесса отражают именно структурно-уровневую природу психологического механизма творчества».
В концепции И.Н. Семенова и СЮ. Степанова [34] структуру творческого дискуссивного мышления образуют четыре уровня компонентов, которые организованы иерархически и каждый верхний уровень управляет процессами нижележащего уровня:
1. Личностно-рефлексивный - обеспечивает осмысление и переосмысление субъектом личностного осуществления в ситуации испытания, содержащей конфликтообразующий момент.
2. Интеллектуально-рефлексивный - связан с осмыслением и переосмыслением предметно-операционного движения в содержании, включающего проблемно-образующий момент, требующий от субъекта преобразования его интеллектуального опыта (знаний, умений, навыков) в процессе решения творческих задач.
3. Предметно-содержательный - выражает трансформацию содержания образов в результате осмысления субъектом проблемной ситуации вплоть до построения адекватного представления о ее условиях и требованиях, а также переосмысления привлекаемых для решения задач средств.
4. Операционно-содержательный - реализует очевидные, уже осмысленные субъектом предметные содержания через их операционное преобразование за счет соответствующих действий.
В работах И.Н. Семенова и В.К. Зарецкого [15; 33] было представлено последовательное описание динамики творческого мыслительного процесса в трех взаимодополняющих аспектах: феноменологическом, содержательном и структурном. В результате ими были выделены три этапа поисков решения: 1. Реализация неадекватных представлений. 2. Движение в блокаде. 3. Реализация принципа верного решения. Смена этапов также как и в концепции ЯЛ. Пономарева объясняется характером функционирования структурно-уровневого механизма мышления. На первом и третьем этапах доминируют нижние -предметный и операционный уровни, а на втором - верхние: рефлексивный и личностный.
В других исследованиях мыслительного процесса было, кроме того, проанализировано членение мыслительного процесса в случае успешного и неуспешного решения задачи. Так, в случае успеха, решение творческой задачи делится на этапы:
1. Актуализация предметно-операционного опыта.
2. Личностная блокада предметно-операционного решения и ее рефлексивное осмысление, ведущее к преодолению тупика.
3. Предметно-операционная реализация найденного решения (в случае неуспеха в решении задачи третий этап отсутствует).
Обобщая вышесказанное, можно отметить, что большинство исследователей приходят к мнению, что процесс творческого мышления дискретен и состоит из нескольких последовательных, взаимосвязанных стадий, среди которых обязательно присутствует стадия осознания проблемной ситуации (или подготовительная стадия, на которой понимается суть конфликта, вызванного проблемной ситуацией). Затем следует стадия логического анализа проблемы (или актуализация средств и способов решения аналогичных проблем из личного опыта субъекта). Далее следует стадия интеллектуального озарения (инсайта) - пожалуй, самая таинственная и малоизученная стадия творческого процесса, которая, по мнению ряда авторов, является ключевой в структуре творческого мышления, так как остальные стадии творческого процесса связаны либо с подготовкой этой стадии, либо с обработкой полученного на данной стадии творческого продукта. Вместе с тем закономерности наступления этой фазы творческого мышления, ее психологические особенности и условия протекания до сих пор малоизучены, так как большая часть этой стадии проходит под контролем процессов бессознательного. Заключительной стадией творческого мышления является этап реализации и обоснования найденного решения, но наступление данной стадии целиком зависит от успешности протекания предыдущей фазы.
Важными условиями стимулирования и развития творческого мыслительного процесса учащихся являются: создание оптимальных условий для наступления и динамичного протекания подготовительной стадии, обучение их навыкам саморефлексии собственной деятельности, что будет способствовать снятию личностных барьеров и стереотипов мышления. Обучение учащихся навыкам интерпретации результатов творческой деятельности, критическому анализу, умениям доказывать и отстаивать свою точку зрения.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.