На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Теоретические и эмпирические подходы к исследованию творческой деятельности и личностных детерминант ее эффективности
Теоретические и эмпирические подходы к исследованию творческой деятельности и личностных детерминант ее эффективности
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Теоретические и эмпирические подходы к исследованию творческой деятельности и личностных детерминант ее эффективности
Компоненты творческой деятельности и их взаимосвязь
Этапы и стадии творческого процесса
Психологические механизмы творческой деятельности
Методы исследования творческой деятельности и креативной личности
Исследование психологического механизма творческой деятельности
Прикладная психология творчества
Креативность в профессиональной деятельности руководителя, менеджера
Все страницы

1. Теоретические и эмпирические подходы к исследованию творческой деятельности и личностных детерминант ее эффективности

1.1. Структура и динамика творческой деятельности

1.1.1. Соотношение понятий: творчество, деятельность, активность

В категориальном аппарате психологии творчества центральное место занимают понятия - творчество, деятельность и активность. С этими категориями обязательно сталкивается любой исследователь, изучающий данную область современной психологии. Вместе с тем, первым противоречием, с которым сталкивается исследователь данного раздела психологии, является отсутствие единства в представлениях об этих базовых понятиях у специалистов, занимающихся данной проблемой.
Американские исследователи А. Хатсон и К.Р. Хаусман приписывают творчеству такое качество, как ценность. По мнению этих исследователей, нельзя всему новому приписывать такое качество, как «творческий», сначала нужно выяснить, насколько ценным является продукт, полученный в результате такой деятельности.
По мнению основателя психоанализа 3. Фрейда, творчество субъекта является результатом сублимации от враждебного, чуждого его инстинктивной природе общества, которое оказывает на него постоянное давление.

Очень важное дополнение в понимании сущности творческой деятельности и творческой личности было сделано Д.Б. Богоявленской [8]. По ее мнению, творчество есть производное от интеллекта, преломленное через мотивационную структуру, которая либо тормозит, либо стимулирует его проявление. Деформация в мотивационной сфере личности, по мнению данного автора, является главным барьером на пути к достижению творческих целей.
Наиболее развернутое, на наш взгляд, определение творчества дает в своей работе В.А. Андреев [1]. Творчество, по мнению данного автора -это один из видов человеческой деятельности, направленный на разрешение противоречий, решение проблемной задачи, для которой нужны объективные (социальные, материальные) и субъективные (знания, умения, способности) личностные условия, результат которой обладает новизной и оригинальностью, личностной и социальной значимостью.
С категорией «творчество» часто путают термин «креативность», что не совсем сопоставимые понятия. Так как творчество - это деятельность, а креативность - это лишь комплекс способностей, которые способствуют оптимальной реализации этой деятельности. Вот как охарактеризовали креативность немецкие психологи Г. Диетрих и Г. Вальтер - это способность выходить за рамки прошлого опыта, создавать что-нибудь новое, самобытное, ранее не бывшее. При этом не имеет значение, является ли вновь созданное новым для самого индивида или для всех людей. Предпосылкой этого служит способность к переконструированию заданных ситуаций и богатство идей, т.е. синтез опыта и фантазии.
Итак, творческой большинство ученых называют деятельность, связанную с порождением чего-то нового, пусть даже эта новизна значима лишь субъективно (это может быть новое знание, открытие новых связей между предметами и явлениями, изменение и расширение ранее сложившихся парадигм, решение проблемных задач, умение связывать несоединимое).
Что же касается категорий «активность» и «деятельность», то психолог И.А. Джидарьян, соотнеся эти категории, отмечает следующее: «как это не парадоксально звучит на первый взгляд, активность и шире и ужо деятельности. Например, как характеристика психики она ^же деятельности, но как характеристика человеческой личности она шире деятельности». Далее, характеризуя данные понятия, он подчеркивает, что в современной психологии активность и деятельность максимально сопряжены между собой.
По мнению известного отечественного психолога А.В. Петровского [29, с. 16], «активность выступает в соотношении с деятельностью, проявляясь как динамическое условие ее становления, реализации и видоизменения». Активность характеризуется в большей степени произвольными действиями и спецификой внутренних состояний субъекта непосредственно в момент действия, произвольностью, т.е, обусловленностью цели намеченной субъектом, надситуативностыо, т.е. выходом за пределы исходных целей, значительной устойчивостью деятельности в отношении поставленной цели. Источником активности человека, по мнению А.В. Петровского, являются его потребности.
В рассмотрении специфики данной категории следует в особенности остановиться на такой ее разновидности, как «творческая активность». В определении данного понятия различные исследователи подчеркивают ее направленность на преобразование действительности, выход за пределы заданного, самостоятельное выдвижение и решение новых задач. Исходя из определения активности, можно сделать вывод о том, что творческая активность является динамическим условием становления, реализации и видоизменения творческой деятельности.
У Л.Б. Ермолаевой-Томиной [14, с. 55] можно найти другое определение творческой активности - «это избыточная по отношению к стимулу деятельность, которая включает в себя компоненты творчества: самостоятельность выбора объекта мышления, выход за пределы задания, преобразование задания и стимула». При этом она подчеркивает, что в комплексе внутренних и внешних факторов, детерминирующих проявление и развитие творческой активности, невозможно выделить каких-либо из них в качестве ведущих. Творческая активность, как не стимулированная извне, поисковая и преобразующая деятельность, по мнению данного автора, детерминируется в первую очередь некоторыми внутренними предпосылками, имеющими свою специфическую структуру.
По мнению М.Я. Виленского [10], творческая активность имманентно присуща человеку, нужно только помочь ему ее найти и раскрыть в той сфере, в которой он сможет проявить себя особенно ярко, с максимальной пользой для себя и для общества.
В психологической литературе можно встретить упоминание о двух разновидностях творческой активности - надситуативной и наднормативной. Первая представляет собой способность субъекта подняться над уровнем требований ситуации, ставить избыточные, с точки зрения исходной задачи, цели деятельности. Посредством надситуативной активности субъект преодолевает внутреннее и внешнее ограничение деятельности. Она выступает в явлениях творчества, познавательной активности и др. Второй вид активности - наднормативная, выражает стремление индивида или группы превысить официально предъявляемые обществом нормативные требования к тому или иному виду деятельности и обусловливается, как правило, целями совместной коллективной деятельности. Оба эти вида активности не стоит все же напрямую отождествлять с творческой активностью, последняя является более широкой категорией и включает в себя оба вышеназванных вида активности на ранних стадиях своего развития. В отличие от адаптивных видов активности, творческая рождается в общении и основывается не на мотивации достижения, а на различных видах познавательной мотивации. Она проявляется в форме постановки новых проблем и задач, ее главным психологическим механизмом выступает механизм понимания, составляющий главный механизм регуляции мыслительный операций.
Известный представитель психоаналитического направления психологии Э. Фромм [36] считал, что в основе творческого труда лежит спонтанная активность, соединяющая человека с миром других людей. Это достигается не только усилиями мышления, но и путем активного проявления всех его возможностей. Эти возможности есть в каждом человеке. Но они становятся реальными только лишь в мере, в какой они проявляются. Позитивная свобода состоит, по мнению данного автора, в спонтанной активности всей целостной личности человека. Спонтанная активность определяется Э. Фромом как свободная деятельность личности. Под свободной деятельностью он понимает творческую активность, которая может проявиться в эмоциональной, интеллектуальной и чувственной жизни человека, а также и его воле. Спонтанная активность возможна в том случае, если разные сферы жизни человека слились в единое целое. С точки зрения Э. Фромма, спонтанная (творческая) деятельность является единственным способом, которым может преодолеть страх одиночества от полноты своего «Я», ибо спонтанная реализация его сущности снова объединяет его с миром, с людьми, с природой и самим собой.
В работах Д.Б. Богоявленской [8], посвященной анализу особенностей проявления интеллектуальной активности у студентов, выделены следующие уровни этой активности, которые с полным правом можно назвать уровнями развития творческой активности:
1. Стимульно-продуктивный (пассивный уровень) - это деятельность, определяемая каждый раз какими-то внешними условиями, безинициативное принятие того, что задано извне. Определенная ситуация может сделать «пассивного» активным участником творческого процесса, который по сути своей явление многофакторное. Одним из важнейших факторов творчества на данном уровне является коллектив, создающий творческую атмосферу в учебной или профессиональной деятельности.
2. Эвристический - предполагает эмпирическое открытие, проявление интеллектуальной инициативы, не стимулированной внешними факторами и субъективной оценкой результатов деятельности. Это не «боковое» мышление (позволяющее человеку войти в более широкое мыслительное пространство), неслучайный продукт хаотических идей, а результат логического анализа, позволяющий углубиться в объект исследования.
3. Креативный (или собственно творческий) - на этом уровне творческой активности эмпирически обнаруженная закономерность становится конечным пунктом мыслительного процесса, а не проблемой, самостоятельной целью исследования, детерминантой дальнейшего творческого поиска.
Таким образом, первый уровень развития творческой активности еще нельзя назвать собственно творчеством, в нем лишь возникают предпосылки, определяющие дальнейшее развитие личности и перехода ее на новые ступени своего развития. Второй уровень развития творческой активности ориентирован на получение конечного продукта творческой деятельности, т.е. на ее продуктивность. Личность, достигшая данного уровня, получает положительное эмоциональное подкрепление от результатов творческой деятельности. Наивысшего эмоционального напряжения человек, находящийся на данном уровне активности, достигает во время ее конечной стадии, когда возникает предвкушение получения творческого продукта. Третий же уровень развития творческой активности мотивируется самой творческой деятельностью и при этом человек получает положительные эмоции (радость, интерес) от своего участия в процессе творчества, независимо от его результативности и от внешнего стимулирования этой деятельности. Психическая энергия при этом равномерно распределяется на всех стадиях протекания творческого процесса и не вызывает быстрой утомляемости субъекта творческой деятельности. Следует, однако, отметить, что представленная модель эволюции творческих качеств личности может иметь и обратный ход, если поступательный процесс развития креативности тормозится неумелыми приемами и методами обучения. При этом наблюдается следующая общая закономерность: чем более высокого уровня развития креативности достигла личность, тем сложнее повернуть вспять процесс ее творческой самоактуализации.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.