На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Теоретические и эмпирические подходы к исследованию творческой деятельности и личностных детерминант ее эффективности - Исследование психологического механизма творческой деятельности
Теоретические и эмпирические подходы к исследованию творческой деятельности и личностных детерминант ее эффективности - Исследование психологического механизма творческой деятельности
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Теоретические и эмпирические подходы к исследованию творческой деятельности и личностных детерминант ее эффективности
Компоненты творческой деятельности и их взаимосвязь
Этапы и стадии творческого процесса
Психологические механизмы творческой деятельности
Методы исследования творческой деятельности и креативной личности
Исследование психологического механизма творческой деятельности
Прикладная психология творчества
Креативность в профессиональной деятельности руководителя, менеджера
Все страницы

 

1.2.2. Исследование психологического механизма творческой деятельности

В настоящем разделе данной главы представлены некоторые результаты наших многолетних исследований механизмов творческой деятельности, которые начались на занятиях по психологии среди студентов младших курсов Московского и Хабаровского педагогических университетов в 1993-1995 гг. и продолжаются вплоть до настоящего времени. Такой значительный лонгитюд позволил откорректировать намеченные ранее программы исследований, осуществить пилотажный отбор и апробацию системы диагностических и коррекционно-развивающих методов, направленных на определение и развитие творческих способностей у будущих педагогов. В исследовании мы опирались на теоретические подходы к изучению феномена творческих способностей отечественных (Я.А. Пономарева, Д.Б. Богоявленской, А.М. Матюшкина и др.) и зарубежных авторов (Д. Гилфорд, Е.П. Торренс, А. Медник и др.)
Для решения практических задач исследования были использованы следующие методы: наблюдение, анкетирование, экспертная оценка, тестирование и формирующий эксперимент. С помощью тестовых методик Р. Кеттела, А.Е. Личко, Стреляу, Л.А. Рабинович не только выяснялись личностные особенности данной возрастной группы студентов, но и проводилась гипотетическая оценка их творческого потенциала (батарея тестов Е. Торренса, тест речемыслительной креативности А. Медника). В формирующем эксперименте были использованы тренинговые методики (авторы Г.Н. Сартан, В.А. Кан-Калик), а также метод решения проблемных задач, индивидуальные творческие задания, методы саморегуляции [6]. Для создания креативной среды на занятиях по психологии использовались «активные методы обучения» - дискуссия, активный семинар, решение задач, деловой театр, проблемная лекция и др. Для удобства в дальнейшем все эти разновидности учебных занятий нами будут называться «учебно-творческой деятельностью». Для статистической обработки результатов эксперимента и поиска взаимосвязей личностных и креативных показателей были использованы современные методы статистической обработки.
В результате исследований нами была представлена наша авторская модель механизма творческой деятельности, которую мы уже представляли в ряде своих публикаций [2; 3]. Она состоит из двух блоков личностных показателей, оказывающих наиболее существенное воздействие на эффективность учебно-творческой деятельности студентов (рис. 1).
Первый блок (А) включает показатели следующих методик:
- Р. Кеттела «теплота» (А), «эмоциональная устойчивость» (С),
«доминантность» (Е), «беспечность» (Р), «социальная смелость» (Н),
«радикализм» (Q1), «самоконтроль» (Q3), «напряженность» (Q4);
- А.Е. Личко (типы акцентуаций характера: гипертимный,
циклоидный, лабильный, астено-невротический, психастенический,
шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый и конформный);
- Я. Стреляу (сила процессов возбуждения, подвижность нервных
процессов); Л. Рабинович - показатели степени выраженности эмоцио
нальных модальностей - «радость» и «гнев»).
Во второй блок (Б) вошли показатели: «абстрактность мышления» (В), «богемность» (М), «самостоятельность» (Q2), «чувствительность» (I), «тревожность» (0) (методика Кеттела); сила процессов торможения (методика Стреляу), показатель степени выраженности эмоциональной модальности «страх» (методика Рабинович).

 

G

 

N

 

Сенситивность

 

 

L

 

 

+

 

 

 

 

-

 

 

Блок А

..

+

 

+

Блок Б

 

Подблок Al Фактор Q3

_

Подблок Б1
Факторы    В,М,Q2J    и    сила

 

 

 

процессов торможения

Подблок А2

Подблок Б2

Факторы А, С, Е, Р, Н, Qb Q4

 

Фактор О и «страх»

Подблок A3

 

 

Гипертимный,      истероидный,

 

конформный

 

Подблок А4

 

Эпилептоидный,

 

психастенический, шизоидный

 

Подблок А5

 

Лабильный

 

Подблок А6

 

Циклоидный,                  астено-

 

невротический, неустойчивый

 

Подблок А7

 

«радость»

 

Подблок А8

 

«гнев»

 

Подблок А9

 

Сила процессов  возбуждения,

 

подвижность                 нервных

 

процессов.

 

 

 

 

 

 


Рис.1. Общая блок-схема корреляционных связей личностных показателей у студентов с высоким уровнем творческих способностей
* примечание здесь и далее в скобках указаны авторы методик, которые были нами использованы для исследования данных компонентов механизма психической регуляции творческой деятельности.
Ряд показателей методик Кеттела (О - «ответственность», Ь -«престижность» , N - «дипломатичность») и А.Е. Личко (сенситивный тип акцентуации) не вошли ни в один из названных блоков, их особая роль в механизме психического регулирования учебно-творческой деятельности будет рассмотрена ниже. Внутри каждого блока корреляционные связи между показателями положительные, а между блоками - отрицательные.

В результате исследования нами было установлено, что личностные качества, объединенные в блоке А, положительно сказываются на продуктивности учебно-творческой деятельности студентов, тогда как показатели, включенные в блок Б в основном снижают эффективность этой деятельности.
Более детальное рассмотрение корреляционных связей внутри блоков, а также анализ степени выраженности отдельных личностных показателей в группах с разным уровнем творческой активности на занятиях, позволили нам выделить в каждом из названных блоков несколько подблоков, имеющих свои специфические особенности и функции.
В блоке А показатели методики Р. Кеттела были сгруппированы в 2 подблока. Подблок А1 содержит только один личностный показатель -«самоконтроль» (Q3). Этот показатель характеризует представленность у субъекта моральных основ воли и является тем ядерным компонентом в структуре личностных качеств блока А, который направляет активность субъекта на достижение результатов деятельности и на преодоление препятствий возникающих в процессе этой деятельности. Развитая форма самоконтроля, по результатам нашего эксперимента, положительно влияет на эффективность учебной деятельности студентов педвуза, особенно в творческих ее формах (участие в групповых формах творческого взаимодействия на занятиях, решение проблемных задач, выполнение индивидуальных творческих заданий и др.).
Обособление фактора Q3 в отдельный подблок вызвано рядом причин. Во-первых, развитый самоконтроль является одним из отличительных диагностических признаков студентов, успешно осваивающих учебно-творческую деятельность (в группе студентов с высокими показателями творческой активности на занятиях средняя выраженность фактора Q3 в стенах =63 , в группе с низкими результатами в учебно-творческой деятельности =4.4). Во-вторых, на формирование и развитие этого фактора в значительно большей степени влияют условия обучения и воспитания личности, нежели его врожденные биологические особенности. Самоконтроль тесно взаимосвязан с нравственными мотивами и ценностями личности, которые наполняют волевые действия личностным нравственным смыслом. Действенно-волевая функция самоконтроля (саморегуляция) является неотъемлемой частью самосознания - центрального образования в структуре личности.
Развитие качеств самоконтроля, таким образом, неотделимо от развития морально-нравственных качеств личности. В результате исследования нами также было установлено, что эффективными методами развития самоконтроля у студентов являются различные методы саморегуляции, обучение которым проходило на занятиях по психологии (аутогенная тренировка, медитация, самогипноз и др.). По нашим данным именно способность к саморегуляции может стать эффективным средством коррекции негативных эмоциональных состояний, представленных в подблоке Б2 (рис. 1) и таким образом повлиять на уровень развития творческих способностей.
Подблок А2 включает факторы методики Р. Кеттела - А, С, Е, Р, Н, Q1, Q4. Эти показатели тесно связаны с природными психодинамическими особенностями нервной системы. Объединяет эти показатели общая активированность нервной системы, которая носит спонтанный, разнонаправленный характер и сказывается на всех факторах коммуникативной (А, Е, Р, Н), эмоциональной ( С, Q4) и интеллектуальной (Q1) сфер личности в данном подблоке, а также на остальных показателях включенных в блок А, что будет рассмотрено ниже. Качества данного подблока определяют социальную эргичность и пластичность (жажда освоения социальных форм деятельности, стремление к лидерству, общительность, освоение мира через коммуникацию, легкость включения в социальные связи, коммуникативная раскованность и импульсивность), предметную эргичность (высокая потребность в освоении предметного мира, стремление к интеллектуальной новизне), стеничность и оптимизм в эмоциональной сфере субъекта. Показатели подблока А2 положительно коррелируют со всеми диагностическими показателями учебно-творческой деятельности использованными в нашем исследовании. Для диагностики и развития личностных качеств подблока А2 нами были использованы тренинговые методики В.А. Кан-Калика и Г.Н. Сартана (в тренинговой ситуации испытуемые с выраженными качествами данного подблока часто выполняют роль лидера, организатора и активного участника группового взаимодействия).
Подблоки A3, А4, А5 и А6 включают различные типы акцентуаций характера (по А.Е. Личко). Подблок A3 (гипертимный, истероидный и конформный тип акцентуации) положительно коррелируют с интегральным показателем творческой активности на занятиях и целым рядом тестовых показателей креативности. Общим фактором, объединяющим эти характеры в один блок, очевидно, является экстравертная установка - направленность субъекта на внешнюю объективную реальность. На продуктивность учебной деятельности положительно влияют следующие качества, связанные с данными характерологическими типами: гипертимный - целеустремленность, независимость, самостоятельность, чувство нового, инициативность и остроумие; истероидный - общительность, авантюризм, гибкость восприятия и мышления, жажда удивлять и восхищаться; конформный -стремление к групповым формам совместной деятельности. Выраженность показателей данного подблока также является важной отличительной особенностью студентов с высокими показателями творческой активности в групповых формах учебно-творческой деятельности (дискуссия, деловой театр, решения проблемных задач и др.), средний балл по гипертимному типу в этой группе - 5.8, истероидному - 6.3, конформному - 3.3; в группе с низкими креативными показателями средние балловые оценки по данным типам акцентуаций были на 2-3 балла ниже. Следует также отметить, что чрезмерное усиление данных характерологических особенностей будет уже не положительно, а отрицательно сказываться на продуктивности учебной деятельности, так как наряду с положительными качествами станут проявляться и некоторые отрицательные качества, тормозящие творческую деятельность - безответственность, эгоцентризм, некритичность к себе, самодовольство, сверхконформизм, несамостоятельность и др.
С некоторыми тестовыми показателями креативности положительно коррелирует подблок А4 (эпилептоидный, психастеничный, шизоидный типы акцентуаций). На продуктивности учебно-творческой деятельности положительно могут сказываться следующие качества этих характеров: эпилептоидного типа - изобретательность, психастенического типа - проницательность, способность сконцентрироваться на проблеме, внимание к деталям, шизоидного типа - оригинальность мышления, уникальность ассоциаций, слабая отвлекаемость в эмоциогенной ситуации, сила и постоянство увлечений. Причем качества этих характеров особенно положительно проявляются в индивидуальных формах учебно-творческой деятельности (индивидуальные творческие задания). Психастенический тип акцентуации явился одним из самых распространенных в данной выборке испытуемых (средний балл ~ 7.8), эпилептоидный и шизоидный типы выражены гораздо слабее (5.6 и 4.8 баллов соответственно). Среди студентов, испытывающих затруднения в учебно-творческой деятельности, психастнический тип акцентуации также не является редкостью, поскольку наряду с качествами, положительно влияющими на эффективность этой деятельности, он содержит и целый ряд качеств снижающих ее успешность: неспособность принять решение в ненормативной ситуации, формализм и плохая переключаемость.
Подблок А6 (циклоидный, астено-невротический, неустойчивый типы акцентуаций) положительно коррелирует с такими тестовыми показателями креативности как: оригинальность и уникальность, семантическая гибкость и ассоциативная беглость мышления. Среди качеств этого подблока, положительно влияющих на продуктивность учебной-творческой деятельности, наибольшее значение имеют: легкая переключаемость, лабильность восприятия, впечатлительность, экспансивность. При этом следует учитывать, что общая выраженность черт данных акцентуаций в исследованной выборке невысока (средний балл по циклоидному типу — 5.2, астено-невротическому типу - 4.6, неустойчивому типу ~ 2.6). Подблок А6 не связан достоверными корелляционными связями с остальными типами акцентуаций, чем и объясняется его обособление. Своеобразным связующим звеном здесь является подблок А5 (лабильный тип акцентуации), который положительно коррелирует практически со всеми показателями подблоков A3, А4 и А6.
Лабильный тип является самым распространенным в данной выборке испытуемых (средний балл - 9.2). Такая распространенность может быть обусловлена тем, что большую часть учащихся педагогических вузов составляют девушки, у которых выраженность качеств данного типа акцентуаций может быть связана с их гендерными особенностями. При этом среди студентов, успешно осуществляющих учебно-творческую деятельность, этот тип наиболее распространен (диагностирован у 70 %испытуемых). Такие черты данного характера как впечатлительность, эмоциональная возбудимость, эмпатия, яркость и искренность чувств, хорошо развитая интуиция благотворно сказываются на продуктивности этой деятельности.
Каждая акцентуация характера, таким образом, состоит из набора черт, которые могут как положительно, так и отрицательно влиять на эффективность творческой учебной деятельности. Следовательно, одним из возможных направлений коррекционно-развивающей работы преподавателя вуза может являться стимулирование и закрепление тех качеств характера студентов, которые положительно влияют на процесс и результат учебно-творческой деятельности. Эффективными методами в этой работе могут стать апробированные нами формирующие методики (тренинги, индивидуальные творческие задания, решение проблемных задач, методы саморегуляции).
Фактором, объединяющим такие разные показатели акцентуаций характера в один структурный блок, может являться общая активированность нервной системы, которая способствует общему подъему акцентуированности по всем характерологическим типам.
В ходе исследования нами было установлено, что на эффективность учебно-творческой деятельности влияет не только относительная выраженность отдельных типов акцентуаций, но и общая степень акцентуированности. Последний показатель вычисляется по формуле:
Х=Y/10
где X - индекс акцентуированности, Y - общая сумма баллов по 10 типам акцентуации (кроме сенситивного).
Общая активированность нервной системы, о которой мы говорили выше, очевидно способствует и общему подъему акцентуированности у испытуемых с выраженными качествами блока А. Следовательно, общую акцентуированность можно рассматривать как дополнительный диагностический показатель, положительно коррелирующий с креативностью.
Как выяснилось в результате исследования, у студентов, успешно осуществляющих учебно-творческую деятельность, общая акцентуированность в среднем несколько выше, чем у студентов, испытывающих серьезные затруднения в этом виде деятельности. Средние значения индекса акцентуированности у студентов, успешно осваивающий учебно-творческую деятельность =5.6 балла, тогда как у испытуемых, имеющих низкие результаты в этом виде деятельности, среднее значение этого показателя =3.8 балла).
Более подробно связь креативных качеств и типов акцентуаций характера представлена в таблице № 1

Истероидный (А.Е. Личко) Демонстративный (К. Леонгард)

С продуктивностью мышления
и воображения:
Упорство,         инициативность,
авантюризм,   лживость,   низкая
нормативность,              беглость
мышления      и      воображения,
соперничество,    стремление    к
признанию, лидерству.
С оригинальностью мыитения и
воображения:
Гибкость         восприятия         и
мышления,        фантазирование,
жажда    оказаться     в     центре
внимания, выделиться, удивить,
способность           восхищаться,
артистизм,       способность       к
социальной рефлексии

С продуктивностью мышления
и воображения:
Слабая            выдержка           и
самоконтроль,                   слабая
готовность     к     интенсивному
длительному труду.
С оригинальностью мышления
и воображения: Внушаемость,
низкая          критичность          в
отношении               собственной
продукции

Психастенический (А.Е. Личко) Педантичный (К. Леонгард)

С продуктивностью мышления
и воображения:
Высокая      концентрация      на
проблеме,            настойчивость,
нацеленность     на     результат,
способность      перебрать      все
возможные варианты, развитый
самоконтроль,
самоорганизованность.
С оригинальностью мышления и
воображения:
Проницательность, внимание к
деталям,                       рефлексия

С продуктивностью мышления и воображения:
Неспособность принять решение в ненормативной ситуации, чувство страха при столкновении с новым, чрезмерный формализм, низкий темп познавательной деятельности.
С оригинальностью мышления и воображения: Плохая переключаем ость, ригидность мышления

 

собственной          деятельности, критичность мышления

 

Гипертимный (А.Е.     Личко     и К. Леонгард)

С продуктивностью мышления и воображения:
Упорство, уверенность в себе, эмоциональная привязка к цели, честолюбие,     способность     к риску,                 решительность, авантюризм, беглость процессов мышления      и      воображения, способность   убеждать   других, отстаивать свою точку зрения. С оригинальностью мышления и воображения:
Гибкость         восприятия         и мышления, непосредственность, раскованность,  положительный эмоциональный        тон        при столкновении         с         новым, самостоятельность, инициативность,  стремление  к новой      интересной      работе, любознательность,          чувство юмора,          способность         к отдаленному ассоциированию и дивергентному мышлению

С продуктивностью мышления
и вообраэюения:
Слабая   сосредоточенность   на
одном                                  деле,
непоследовательность в работе,
неорганизованность.
С оригинальностью мышления
и вообраэюения:
Поверхностность

Тревожный (К. Леонгарду)

Канества,            положительно коррелирующие                           с продуктивностью мышления и воображения: Легкая переключаемость. Качества,            полоэюительно коррелирующие                          с оригинальностью  мышления  и вообраэюения:
Лабильность             восприятия, впечатлительность, богатство и глубина                     внутренних переживаний, хорошо развитая интуиция,      непредсказуемость реакций,                      рефлексия собственной деятельности

Качества,            отрицательно
коррелирующие                         с
продуктивностью мышления и
вообраэюения:
Неуверенность  в  себе,  боязнь
активного                     действия,
нерешительность.
Качества,            отрицательно
коррелирующие                         с
оригинальностью мышления  и
вообраэюения:
Чувство            страха           при
столкновении        с        новыми
жизненными обстоятельствами

Циклоидный (А.Е. Личко) Циклотимный (К. Леонгард)

С продуктивностью мышления и вообраэюения:
В  состоянии подъема могут в течение    некоторого    времени проявляться характерные черты гипертимиого                       типа акцентуации, а именно - легкая

С продуктивностью мышления и вообраэюения:
В   субдепрессивной   стадии   -наблюдаются                 качества полностью     противоположные рассмотренным выше - апатия, упадок     сил,     неуверенность,

 

переключаемость,   уверенность
в     себе,    целеустремленность,
решительность,   стремление   к
риску,      беглость      процессов
мышления и воображения.
С оригинальностью мышления и
воображения:
Лабильность             восприятия,
впечатлительность,       глубокие
чувства, развитая интуиция,
непредсказуемость реакций

чувство           неполноценности, нарастание чувства страха. С оригинальностью мышления и вообраэюения:
Неустойчивость к смене жизненного стереотипа

Лабильный (А.Е. Личко) Эмотивный (К. Леонгард)

С оригинальностью мышления и
вообраэюения:
Развитое чувство  прекрасного,
чувствительность,   богатство   и
глубина                     внутренних
переживаний,
впечатлительность,
эмоциональная     пластичность,
способность        к        эмпатии,
способность           восхищаться,
спонтанная экспрессивность

С продуктивностью мышления и вообраэюения:
Неуверенность в себе, несамостоятельность, слабый самоконтроль и самоорганизованность, боязнь активного действия

Эпилептоидный (А.Е. Личко) Возбудимый (К. Леонгард)

С продуктивностью мыитения
и вообраэюения:
Сила              неконтролируемых
побуждений, импульсивность в
сочетании со скрупулезностью,
уверенность            в            себе,
решительность,   настойчивость,
самостоятельность,   стремление
к лидерству.
С оригинальностью мышления и
вообраэюения:
Изобретательность

С продуктивностью мышления и вообраэюения:
Слабый        самоконтроль        и самоорганизованность, снижена способность   к   саморегуляции своих психических состояний. С оригинальностью мыитения и вообраэюения:
Отсутствие рефлексии и критичности к результатам собственной деятельности, ригидность мышления, стереотипное поведение в конфликтной ситуации, отсутствие эмпатии

Астено-невротический (А.Е. Личко) Дистимный (К. Леонгард)

 

Качества, отрицательно коррелирующие с продуктивностью мыитения и вообраэюения:
Апатия,       неспособность       к длительному        интенсивному труду,     отсутствие     интереса, заторможенность,            слабый самоконтроль и саморегуляция. Качества,            отрицательно коррелирующие                         с оригинальностью  мышления  и

 

 

вообраэюения:
Астенический    эмоциональный
фон, нехватка чувства юмора

Сенситивный (А.Е. Личко)

С продуктивностью мышления
и воображения:
Развитый              самоконтроль,
самоорганизованность,
готовность     к     интенсивному
труду, настойчивость.
С оригинальностью мышления и
воображения:
Чувствительность,
впечатлительность,   рефлексия,
фантазирование, способность к
эмпатии,  богатство  и  глубина
внутренних            переживаний,
развитая интуиция

С продуктивностью мышления
и вообраэюения:
Боязнь     активного     действия,
нерешительность,           чувство
неполноценности.
С оригинальностью мышления
и воображения:
Чувство            страха           при
столкновении        с        новыми
жизненными обстоятельствами

Шизоидный (А.Е. Личко)

С продуктивностью мышления и воображения:
Высокая      концентрация      на проблеме,            настойчивость, самостоятельность,   склонность к  риску,  умение  генерировать разнообразные                    идеи, стремление       к       творческим достижениям.
С оригинальностью мышления и воображения:
Восприимчивость к проблемам и   противоречиям,   отдаленная ассоциативность             памяти, фантазирование, критичность и дивергентность         мышления, способность       к       переносу, развитая                     рефлексия, оригинальные                    хобби, любознательность, нонконформизм

С продуктивностью мышления и воображения:
Неуверенность         в         себе, практически             отсутствует способность к сотрудничеству в творческой            деятельности, неумение     убеждать     других, отстаивать свою точку зрения. С оригинальностью мышления и воображения: Отсутствие интуиции и эмпатии

Неустойчивый (А.Е. Личко)

С оригинальностью мышления и вообраэюения: Раскованность,
экспрессивность, способность к игровому    взаимодействию    с партнерами

С продуктивностью мышления
и воображения:
Отсутствие           самоконтроля,
неспособность к интенсивному
труду,       несамостоятельность,
непоследовательность.
С оригинальностью мышления
и воображения:
Внушаемость, конформность

Конформный (А.Е. Личко)

С продуктивностью мышления и вообраэюения:

С продуктивностью мышления и вообраэюения:

 

Развитый              самоконтроль, самоорганизованность

Нерешительность,
дез адаптивность                        в
ненормативной ситуации
С оригинальностью мышления
и воображения:
Высокая              нормативность,
консерватизм, внушаемость  со
стороны                           группы,
несамостоятельно сть,
отсутствие              критичности
мышления,   чувство   страха   и
недоверия ко всему новому

Экзальтированный (К. Леонгард)

Качества,            полоэюительно коррелирующие                          с продуктивностью мышления и воображения:
Внешняя              интенсивность проявления                      эмоций, способность к сотрудничеству в творческой деятельности. Качества,            положительно коррелирующие                           с оригинальностью  мыишения   и воображения:
Впечатлительность,        чувство прекрасного,      положительный эмоциональный        тон        при столкновении         с        новым, способность        к        эмпатии, эмоциональная раскованность и непосредственность, склонность к игровому взаимодействию  с партнерами,    чувство    юмора, артистичность,   способность   к рефлексии

Качества,            отрицательно коррелирующие                          с продуктивностью мышления и воображения: Непоследовательность, подверженность              сменам настроения

Застревающий (К. Леонгард)

Качества,            полоэюительно коррелирующие
продуктивностью мышления и воображения: Решительность, целеустремленность, честолюбие,      стремление      к лидерству,   умение   отстаивать свою    точку    зрения,    умение убеждать других

Качества,             отрицательно
коррелирующие                          с
продуктивностью мышления и
воображения:
Слабый самоконтроль, чувство
страха и подозрительность.
Качества,            отрицательно
коррелирующие                          с
оригинальностью мышления  и
воображения:
Отсутствие         эмпатии         и
рефлексии,    нехватка   чувства
юмора,          ригидность          и
стереотипность мышления

Примечание: В таблице мы попытались совместить представления о типологии акцентуаций характера двух наиболее известных авторов А.Е. Личко и К. Леонгарда [23; 24].
Подблоки А7 и А8 включают показатели степени выраженности эмоциональных модальностей «гнев» и «радость». В результате исследований нами было установлено, что выраженность этих двух показателей положительно сказывается на продуктивности учебно- творческой деятельности, особенно в групповых ее формах (деловые игры, тренинги и др.). Эти два показателя отражают силу внешнего проявления эмоций у субъекта, стеничность (чувствительность к успехам и неудачам в общении, эмоциональную возбудимость). Вместе с тем на некоторых индивидуальных формах учебно-творческой деятельности (индивидуальные творческие задания, тестовые испытания) большая выраженность данных эмоций сказывается отрицательно, особенно чрезмерная гневливость. Фактором объединяющим показатели эмоциональный модальностей «гнев» и «радость» с остальными показателями блока А является уже отмеченная нами спонтанная активированность нервной системы. На это же указывает и тесная взаимосвязь всех показателей блока А с показателями «возбудимость-подвижность нервной системы» (методика Стреляу).
Семь показателей блока Б после процедуры факторного анализа, были нами сгруппированы в 2 подблока. Подблок Б1 включает показатели интеллектуальной (В, М, Q2) и эмоциональной (I) сфер личности (Р.Кеттел), а также психодинамический показатель «сила процессов торможения» (Стреляу). Показатели данного блока отрицательно коррелируют с большинством показателей блока А. Максимальные отрицательные связи установлены между факторами подблока Б1 и показателями гипертимность, подвижность нервной системы, гнев, факторами Е, Р и Н из блока А. Все это позволяет нам предположить, что факторы подблока Б1 объединяет сниженная активированность нервной системы на это указывает и присутствие в данном подблоке показателя «сила процессов торможения». Показатели интеллектуальной сферы В, М и Q2 в данной выборке испытуемых оказались больше выражены у студентов со сниженной социальной эргичностью и пластичностью (уход от социально-активных форм поведения, замкнутость, социальная пассивность, низкий уровень готовности к вступлению в социальные контакты, обособленность от группы), с низкой предметной эргичностью (пассивность, нежелание умственного напряжения, слабая вовлеченность в процесс деятельности). Все эти качества отрицательно сказались на освоении этими студентами различных форм учебно-творческой деятельности.
Экспериментально была установлена отрицательная корреляция факторов подблока Б1 с интегральным показателем творческой активности на занятиях. С большинством тестовых показателей креативности данный подблок также коррелирует отрицательно. Исключение составляет только показатель тестовый показатель «оригинальность-уникальность мышления», на проявление которого положительно сказываются абстрактность и самостоятельность мышления
(B>Q2).
Основными направлениями коррекционной работы с испытуемыми, у которых доминировали качества подблока Б1, в нашем эксперименте явились коррекция коммуникативной сферы учащихся при помощи тренинговых методик, разработка и проведение с ними индивидуальных форм учебно-творческой деятельности, поэтапное вовлечение их в групповую творческую деятельность на занятиях (привлечение их в качестве экспертов, критиков к групповым формам творческого взаимодействия).
Подблок Б2 объединяет два показателя - фактор «тревожность» (О) и выраженность эмоциональной модальности «страх» (методика Рабинович). У обоих показателей данного подблока установлены максимально отрицательные корреляции с показателями блока А и со всеми показателями продуктивности учебно-творческой деятельности, использованными в данной работе. С подблоком Б1 показатели «тревожность» и «страх» не имеют достоверной корреляции, объединение всех этих показателей в один блок объясняется общим характером их связей с блоком А. «Страх» является в нашем исследовании важным диагностическим признаком и причиной неуспеха в учебно-творческой деятельности (средний показатель выраженности «страха» у студентов с высокими учебно-творческими результатами - 20.2 балла, у студентов с низкими результатами аналогичный показатель - 33.8 балла). Эффективными методами коррекционной работы с учащимися у которых выражен подблок Б2 в нашем исследовании явились методы саморегуляции.
Среди качеств, не вошедших в блоки А и Б, следует выделить фактор О «ответственность», который также как и фактор Q3 характеризует представленность у субъекта моральных основ воли, с ним связывают такие необходимые для учебно-творческой деятельности качества, как дисциплинированность, настойчивость в достижении цели, деловая и просоциальная направленность. Неслучайно этот фактор, наряду с показателем Q3, является ядерным компонентом в структуре качеств творческой личности студента педвуза. По данным нашего исследования, с фактором О положительно коррелирует такой тестовый показатель креативности, как «оригинальность-уникальность мышления». С другими личностными показателями у фактора С не установлены достоверные корреляционные связи. Наряду с фактором Q3, показатель О является важным фактором успешности в учебно-творческой деятельности студентов педвуза.
Фактор Ь «престижность» выделен в особый блок, так как не имеет положительных связей с другими диагностическими показателями. По характеру отрицательных корреляций его скорее можно было бы отнести к блоку А (отрицательно кореллирует с факторами М,Q2 и показателем сила процессов торможения). Единственная положительная корреляция связывает фактор Ь с показателем «беглость мышления». Фактором объединяющим эти показатели очевидно является выраженная мотивация достижения.
Фактор N «дипломатичность» положительно коррелирует с такими тестовыми показателями креативности как «оригинальность-уникальность мышления», «семантическая и спонтанная гибкость мышления». С ним связаны следующие коммуникативные качества: социальная пластичность, проницательность, тонкий ум. К негативным чертам данного фактора можно отнести - чрезмерную разборчивость в социальных контактах, расчетливость и некоторую эмоциональную холодность. Отрицательно коррелирует данный фактор с показателем блока А «теплота» (Р. Кеттел). Это в целом объясняет, почему данный показатель редко проявляется у студентов принимающих активное участие в творческом групповом учебном процессе.
Факторы О, Ь, N имеют в основном социогенное происхождение, они формируются относительно независимо от психодинамических свойств нервной системы, что возможно и объясняет относительную обособленность этих факторов в личностном механизме регуляции творческой деятельности и их слабую взаимосвязь с остальными диагностическими показателями блоков А и Б.
Еще один показатель, не включенный нами ни в один из рассмотренные блоков, - сенситивный тип акцентуации. Это единственный характерологический показатель, который отрицательно коррелирует с другим типом акцентуации (гипертимным). В то же время с подблоками А1, А2, А6 и А7 этот тип характера коррелирует положительно. Положительная связь у этого показателя установлена и с подблоком Б1, а также с показателем «оригинальность-уникальность мышления». Таким образом данный тип акцентуации занимает промежуточное положение между блоками А и Б, чем и объясняется его положение на схеме (рис. 1).
Таким образом, комплексное исследование личностных качеств студентов и выявление механизмов психического регулирования их деятельности позволили нам не только установить психологические особенности данной возрастной группы, выделить общие компоненты личностной структуры и представить их в виде схемы, но и выяснить функциональное назначение этих компонентов и эффективно использовать эти знания для проведения коррекционно-развивающей работы с данной группой обучающихся. Многолетнее исследование подтвердило эффективность использованных диагностических и коррекционно-развивающих методик.
Рекомендации по диагностике творческих качеств и работе по развитию творческих способностей у обучающихся изложены в ряде публикаций автора статьи [1; 2]. Для продолжения исследований взаимосвязи креативных и личностных качеств нами могут быть рекомендованы: 16-ти факторный опросник Р. Кеттела (включающий факторы Q3, G, N, Е, F, Q1, В, М, Q2, О), психодиагностический опросник А.Е. Личко, тест-опросник Я. Стреляу, методика Л.А. Рабинович, тест речемыслительной креативности А. Медника, тесты Е. Торренса.
Последующие исследования творческой деятельности позволили осмыслить и конкретизировать роль каждого из компонентов механизма творческой, а также расширить сам комплект этих факторов.
Роль различных эмоциональных проявлений в психологическом механизме регуляции творческой деятельности и в структуре качеств личности творца представлена в таблице № 2 и в авторских публикациях [4; 5]. За основу классификации эмоциональных проявлений была взята модель Е.П. Ильина [18].

Таблица №2


Эмоции

Особенности проявлений

Связь с креативностью

I.Эмоции ожидания и прогноза:

 

 

1. Тревога (Р. Кеттел)

Прогностическая эмоция,     связанная     с ожиданием потенциальных опасностей,      источник которых         неизвестен. Чаще               социально обусловлена

Отрицательно влияет на творческую деятельность, но в группе высококреативных учащихся уровень тревоги выражен значительно больше. Высококреативные студенты, испытывая сравнительно высокий уровень тревожности, умеют эффективно справляться с ее негативными проявлениями, тормозящими творческий процесс

2. Страх
(Л.А. Рабинович)

Прогностическая эмоция,     связанная     с ожиданием   опасностей, источник            которых

«Страх» является важным диагностическим признаком низкой креативности и причиной неуспеха при решении учебно-

 

известен      и      оценен. Связана с биологически детерминированной потребностью

творческих задач (средний показатель выраженности этой эмоции статистически значимо отличает группу студентов с высокими креативными достижениями в учебной деятельности от студентов, имеющих низкий

И.Стенические эмоции

 

 

3.     Удовлетворение     и
радость
(Л.А. Рабинович)

Эмоция радости связана с               возможностью достаточно             полно удовлетворить жизненно важные    для    человека потребности.      Чувство радости        проявляется особенно      интенсивно, если              вероятность удовлетворения потребности             была сравнительно невелика

Выраженность эмоции «радость» положительно сказывается на продуктивности творческой деятельности, особенно в групповых ее формах (во время учебных занятий - решение проблемных задач в группе, деловые игры, тренинги педагогического общения)

Ш.Фрустрационные эмоции.

 

 

4. Гнев (Л.А. Рабинович)

Гнев     -     стеническая эмоция  протекающая  в форме       аффекта       и вызывается       внезапно возникшим
препятствием   на   пути удовлетворения исключительно    важной для                    субъекта, потребности

Эмоция гнев обнаруживает отрицательную корелляционную связь с большинством показателей препятствующих развитию креативности, которые проявляются у низкокреативных студентов. Эмоцию гнева чаще проявляли студенты, которые показывали неплохие результаты в групповых формах творческой деятельности, но имели низкие успехи в индивидуальных и тестовых творческих заданиях

5. Печаль, страдание (Л.А. Рабинович)

Астеническая       эмоция связанная                        с невозможностью удовлетворить исключительно значимые для  человека потребности        и        с переживаниями           по этому поводу

Являясь полной противоположностью эмоции радости, печаль, страдание негативно сказывается на процессах творчества. Но в то же время это эмоциональное состояние нередко посещают творческого человека, особенно в периоды потери творческого вдохновения

IV.     Интеллектуальные эмоции

 

 

6. Удивление

Эта эмоция на внезапно

Положительно        влияет        на

 

возникшие
обстоятельства. Лежит в основе
ориентировочного рефлекса

процессы   творчества,   так   как подготавливает      человека      к столкновению         с         новым, внезапным          объектом          и последствиями                      этого столкновения,   тем   самым   она готовит человека к приему новой информации

7.                        Интерес,
любознательность,
любопытствоё

Положительная эмоциональная   реакция на новую информацию, способствующая развитию     навыков     и умений,    приобретению знаний,    мотивирующая процесс обучения

Положительно        влияет        на развитие                      творческой деятельности,    т.к.    в    данном аффективно-когнитивным комплексе,            наряду            с эмоциональным      компонентом (положительной   эмоциональной реакцией   на   новизну)   есть   и мощный      мотивационный потребность            в            новой информации,                       новых впечатлениях, новой обстановке

Чувство юмора

Вызываются         резким отклонением    реальных событий                        от ожидавшихся  в  данной ситуации, в этом чувстве присутствует     еще     и отношение   человека   к происходящему

Чувство     юмора     во     многих исследованиях            креативной личности   упоминается   как   ее характерная              особенность. Проявлению   этого   чувства   у творческой                      личности способствует              выраженная способность         к         видению парадоксов     и     противоречий, развитое                       творческое воображение,                интуиция, дивергентность,                которые отличают личность креатива от обычных людей

Эмоция догадки

Это интуитивный ответ на поставленную задачу, в        процессе        этого когнитивного процесса у человека          возникает сопутствующее          ему эмоциональное переживание

Положительно        влияет        на результативность      творческого процесса,  с  ней  связано  такое личностное   свойство   креатива как сообразительность, так как в ней происходит оценка нового, не до конца осознанного способа решения            интеллектуальной задачи

Чувство уверенности-неуверенности

Уверенность              или неуверенность     -     это интеллектуальный процесс  вероятностного прогнозирования      того или     иного     события, достижения или не достижения цели, это вера в себя или потеря этой веры

Постоянно               сопровождает творческий   процесс    не   дают истинному   творцу   остановится на достигнутом и заставляют его продолжать свою деятельность

Конечно, в данной таблице рассмотрена далеко не вся палитра эмоциональных проявлений личности, а только те эмоции, связь которых с проявлениями креативности нами или другими исследователями была экспериментально установлена. Характер этих связей не однозначен, одни эмоции стимулируют творческий процесс (интерес, радость), другие его тормозят (страх), одни стимулируют групповые формы творческой деятельности (радость), другие больше способствуют индивидуальному успеху в творчестве (эмоция догадки). Вектор эмоциональных проявлений и его влияние на креативность до конца еще далеко не изучен и ждет дальнейших исследований.
Значение волевых качеств личности в творческом процессе изучалась нами в более поздних исследованиях и представлена в таблице № 3. Более подробно результаты этих исследований представлены в авторских публикациях [4; 5]. За основу классификации волевых качеств личности была взята модель Е.П. Ильина [16].

Таблица №3


Волевые качества

Особенности проявлений

Связь с креативностью

1.   Целеустремленность   и волевые качества, с ней связанные

Систематическое проявление    комплекса волевых              качеств личности,
направленных             на достижение стратегической отсроченной цели

Особенно положительно сказывается                  на процессах стратегического творческого   мышления и воображения. Одинаково положительно сказывается      как      на индивидуальных, так и на   групповых   формах творческой деятельности

Б. Упорство

Является           волевым качеством,         которое проявляется индивидом в ситуациях, где нужно здесь и сейчас достичь желаемого, несмотря на имеющиеся проблемы и препятствия

Способствует повышению результативности (продутстивности) творческой
деятельности,     которая преследует  тактические цели

В. Упрямство

Волевое       проявление, имеющее     негативную

Негативно    сказывается на    оригинальности    и

 

направленность. Действия субъекта при упрямстве окружающим кажутся  эгоистичными, не         рациональными, чаще     связанными     с импульсивными           и эмоциональными качествами личности

гибкости      творческого мышления                     и воображения,     как     в групповых,    так    и    в индивидуальных формах          творческой деятельности,   так   как способствует   развитию ригидности
когнитивных  процессов и поведения

Г. Настойчивость

Это       систематическое проявление       волевых усилий,   когда  человек стремится          достичь отдаленной по времени цели,      несмотря      на возникающие барьеры и трудности

Способствует повышению         уровня творческих  достижений групповой                      и индивидуальной творческой деятельности, направленной              на достижение
отсроченных    целей    в ситуации               снятия временных ограничений

1.   Самообладание     и     волевые качества, с ней связанные

Включает          волевые качества, способствующие повышению
самоконтроля               и саморегуляции      своих психических состояний, в        особенности        в ситуациях, связанных с повышенным    уровнем риска или подавлением нежелательных реакций

Положительно влияет на продуктивность             и оригинальность творческого   мышления и                 воображения. Способствует      снятию негативных эмоциональных проявлений, сопровождающих творческий процесс

А. Выдержка

Способствует торможению     нервных импульсов,       особенно тех,     которые    можно отнести                          к необдуманным эмоциональным побуждениям, подчинять     разуму     и воле   свои   желания   и чувства

Положительно сказывается                 на результативности творческой
деятельности,      но      в основном          в          ее групповых формах

Б. Несдержанность

Является психологическим антиподом выдержки и

Негативно    сказывается на   групповых   формах творческой

 

может трактоваться как полное ее отсутствие

деятельности, но иногда способствует          росту результативности          в индивидуальных формах творчества

В. Смелость

Способность  сохранять устойчивую психическую организацию, самоконтроль               в потенциально   опасных для жизни, престижа и здоровья        ситуациях, при   этом,   не   снижая эффективности             и качества                 своей деятельности

Положительно сказывается                 на оригинальности            и гибкости      творческого мышления,  а также  на общей   продуктивности творческой
деятельности,   помогает человеку   справиться   с эмоцией страха

Г. Решительность.

Волевое           качество, характеризующее быстрый    переход    от процесса          принятия решений    к    активным действиям, преодолевая внутренние
противоречия               и сомнения   в   значимой ситуации

Положительно сказывается                 на показателях   «беглости» и        «продуктивности» творческого  мышления, творческим людям часто приходится    принимать решения     в     ситуации оправданного риска

3.     Сложные     морально-волевые качества:

 

 

А. Самостоятельность

Это              способность осуществлять      какую-либо   деятельность   без посторонней помощи

Способствует проявлению оригинальности мышления,
присутствует    на    всех этапах          творческого процесса   от   осознания проблемы до реализации принятых решений

Б. Инициативность

Является
мотивационно-волевым качеством, характеризуется социальной  смелостью, способностью взять на себя ответственность за совершаемые поступки

Положительно коррелирует                   с креативными способностями, особенно с проявлением оригинальности, способствует  реформам и инновациям

В. Дисциплинированность и организованность

Способствует      соблюдению         заведенного порядка,

Дисциплина                по принуждению      и      из соображений       выгоды

 

организованности,           1 выдержанности (подавление          своих побуждений, возникших не вовремя, в              неподходящий момент)

тормозит      проявления
креативности,   так   как
способствует
ригидности мышления и
поведения.
Но                  внутренняя
самодисциплина
(организованность)
является             важным
компонентом   культуры
умственного    труда    и
положительно
сказываться                 на
продуктивно сти
творческой
деятельности

Г. Старательность

Потребность выполнить порученное             дело максимально хорошо и добросовестно

Положительно сказывается                 на начальных                     и заключительных стадиях        творческого процесса

Д. Энергичность

Мобилизационное волевое     качество     -способность     волевым усилием               быстро поднимать    активность до             необходимого уровня,       вплоть      до самого высокого

Положительно сказывается     на     всех стадиях        творческого процесса

Е. Принципиальность

Сложное        морально-волевое качество, когда человек              склонен придерживаться в своей жизни     определенного свода                   правил, принципов                    и убеждений,        которые определяют нормы его поведения

В       большей      степени способствует повышению результативности групповых                форм творческой деятельности, если    применяется    для отстаивания             своих нонконформистских убеждений,         но         в индивидуальных  формах творчества            прогноз скорее   негативный,   так как    в    этом    качестве пр о см атри ваются свойства            личности, способствующие развитию   консерватизма и            репродуктивного мышления

Итак, представленный в работе механизм регуляции творческих аспектов учебной деятельности учащихся включает целый комплекс личностных характеристик - индивидуально-психологических, эмоционально волевой характер влияния которых на результативность и процессы творческой деятельности мы попытались исследовать. Разумеется, нам не удалось охватить все аспекты проблемы связанной с условиями регуляции и развития этой деятельности. Поэтому одной из эмпирических задач данного пособия явилось определение путей дальнейших исследований учащимися проблематики психологии творчества.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.