Страница 7 из 8
1.3. Прикладная психология творчества
1.3.1. Специфика педагогической творческой деятельности
Поскольку наше учебное пособие в значительной степени адресовано профессиональным педагогам, которые преподают творческие дисциплины (изобразительное искусство, музыку, актерское мастерство, и др.), а также учащимся педагогических специальностей высших учебных заведений, мы не могли обойти стороной вопрос о психологических особенностях проявлений творческих способностей в данной профессии. Творчество в педагогической деятельности может быть рассмотрено как возможность, с помощью которой будущий учитель, активно влияет на будущие изменения, развивает себя и достигает уровня педагогического мастерства и новаторства. При всей своей индивидуальной специфике и неповторимости педагогическое творчество выступает как нормативная деятельность. Нормативность является первой психологической особенностью педагогического творчества, которая отличает его от других разновидностей профессиональной творческой деятельности. В самом деле, в художественном, музыкальном, артистическом, научном и др. видах творчества данное свойство или вообще отсутствует, либо представлено в весьма незначительной степени. Сама природа педагогического труда характеризуется целым рядом параметров, которые имеют нормативный характер, что отнюдь не исключает эвристического начала в данной деятельности, но предполагает определенный учет этой нормативности. Итак, нормативно-эвристическими показателями педагогической творческой деятельности являются: 1. Целеполагание - самосознание значения и задач собственной педагогической деятельности, умение соотносить текущие педагогические задачи с перспективными. 2. Понимание воспитанника как самостоятельной личности, дифференцированный подход к учащемуся как субъекту обучения и воспитания. 3. Осознание собственной творческой индивидуальности, преломление опыта накопленного другими педагогами через собственный педагогический опыт. 4. Планируемость педагогического творчества, постановка тактических и стратегических целей и задач педагогической творческой деятельности и отражение этих задач в планировании учебных занятий и воспитательных мероприятий. Последний показатель включает в себя целый ряд умений и навыков, которые необходимо сформировать у будущих учителей еще во время обучения в вузе: • осознание конечных и ситуативных целей учебно-воспитательного взаимодействия, • умение соотносить планируемые взаимодействия с психолого-педагогической теорией, общей системой педагогического процесса и собственными педагогическими взглядами • умение осуществлять вероятностный прогноз сиюминутных и отсроченных результатов планируемого взаимодействия, учет индивидуально-неповторимых особенностей педагогической ситуации, выбор оптимальных путей решения планируемого взаимодействия, в наибольшей степени соответствующих творческой индивидуальности педагога По мнению ИЛ. Калошиной [19], для педагогической психологии важно изучение не любой творческой деятельности, а именно нормативной, которая должна стать объектом усвоения в процессе обучения и формированием которой можно управлять. Она определяет эту деятельность как процесс, который осуществляется на осознаваемом уровне планомерным путем и методом движения от абстрактного к конкретному. Нормативная творческая деятельность у нее противопоставляется другим видам творчества, которым присущи следующие показатели: деятельность методом «проб и ошибок», на неосознанном уровне, эмпирическим путем. Она выделяет следующие виды нормативной творческой деятельности с учетом психологического и социального критериев: • Деятельность нормативная творческая с психологической и социальной точек зрения. Имеет место в том случае, если субъект в целях решения задачи разрабатывает планомерным и теоретическим способом на осознаваемом уровне новые для себя методологические (или предметные) знания, которые в тоже время являются объективно новыми. В дополнение к ним он, возможно, создает объективно новый способ решения задачи или у него получается объективно новый продукт. Деятельность нормативно творческая с психологической точки зрения и репродуктивная с социальной. Она имеет место в том случае, если при решении задач субъект разрабатывает для себя методологические и предметные знания, в качестве ориентировочной основы для создания способа решения задач, однако такие знания уже известны в соответствующей научной области как средства решения задач данного типа. • Деятельность репродуктивная в психологическом плане, но продуктивная, исследовательская в социальном. В этой деятельности субъект не создает для себя методологически и предметных знаний для разработки способа решения задачи, а получает их от преподавателя в готовом виде. Однако на базе полученных знаний он создает в ходе ссответствующее ииследовательской деятельности объективно новый способ решения задачи, или получает в итоге объективно новый продукт. В педагогическом процессе, как правило, имеют место два последних вида нормативной творческой деятельности, причем второй вид характеризует творческого педагога, а последний - творческого ученика. Еще одной важной особенностью творческой деятельности преподавателя является ее сопряженность с творчеством других участников педагогического процесса - учащихся и отсроченность результатов педагогического труда. Учитель работает на перспективу и результатом его труда является сформированная личность учащегося. В этой связи возникают закономерные вопросы: Каков итог педагогической деятельности? Насколько успешным является использование тех или иных методов обучения и воспитания? Каким образом оценивать эффективность деятельности педагога, и каковы критерии этой эффективности? Чтобы получить ответы на все поставленные выше вопросы порой нужны годы. Сократить эту дистанцию, сделать коррективы в процессе обучения и воспитания на этапе становления личности - одна из задач современной психодиагностики. Еще одной важной особенностью педагогической творческой деятельности является сам процесс творческого взаимодействия учителя и ученика, который В.А. Кан-Калик определил как «сотворчество». Учителю мало самому быть творческой личностью, он еще должен обладать способностью к развитию данных способностей у своих учеников. Особенно ярко творческая индивидуальность учителя проявляется в педагогическом общении. Данное качество, на наш взгляд является системообразующим в деятельности педагога и именно от уровня развития этой способности зависит качество «сотворческой деятельности» учителя и учащихся на занятиях. Своеобразную модель педагогического «сотворчества» учителя и ученика можно найти в работах представителя гуманистического направления в психологии К. Роджерса. Так в этой модели предполагается: • «Постановка перед учащимися реальных проблем, которые воспринимаются ими как реальные». Это значит, что вопросы, решаемые на учебных занятиях, должны быть значимы для учащегося, нельзя изолировать ученика от реальных жизненных задач. • Заключение контракта с преподавателем, что предполагает разработку и принятие за основу обучения индивидуальной программы, плана на какой-либо срок. Это делает их более ответственными в условиях свободы действий. Преподаватель же в данном случае выполняет роль консультанта и помогает учащемуся в разработке данной программы. • Метод программной инструкции предполагает алгоритмизированный показ учителем путей достижения цели для учащихся в какой-либо сфере обучения. Этот метод дает учащимся возможность почувствовать, что процесс познания приносит удовлетворение и что это процесс понятен. • Использование игры в обучении. • Самооценивание - ученик берет ответственность за решение, выбирает критерий, который важен для него в оценивании, сам выбирает цели, которые хочет достичь и оценивает достижение этих целей. Итак, роль учителя в творческом взаимодействии сводится к тому, что он способствует расширению границ возможностей на мотивационно-потребностном уровне деятельности учащихся. Он создает условия для преодоления границ на уровне целеполагания учащихся, когда ориентирует на самостоятельное решение задачи нестандартным образом. Спрашивает какие еще способы решения они видят. Учитель способствует расширению границ на уровне реализации цели, когда в процессе решения задачи предлагает ученикам выбрать тот способ. Который с их точки зрения является наиболее эффективным, он формирует потребность относиться к задаче, как потенциально содержащей различные способы решения. Каковы критерии оценки сформированности творческой педагогической деятельности? Обобщая высказывания ряда исследователей по данному вопросу можно предположить следующее: • Деятельность должна оставлять после себя осязаемый результат. • Результат должен оцениваться качественно и количественно. • Требования к оцениваемой деятельности не должны быть слишком низкими, или слишком высокими, чтобы деятельность могла осуществляться с максимальной затратой сил. • Для оценки результатов деятельности должна иметься определенная сравнительная шкала, некий нормативный уровень, считающийся обязательным. • Деятельность должна быть желанная для самого субъекта, и ее результат должен быть получен им самим. Под результативностью педагогической деятельности А.К. Маркова понимает наличие качественных изменений в психическом развитии учащихся и учителя, которые возникают вследствие педагогического процесса [26]. В педагогическом творчестве учителя важную роль играет этический аспект. Этический идеал педагога - умение любить ребенка. Эстетический аспект педагогического идеала - гармония целей и средств педагогической деятельности, композиционная стройность и аавершенность, пропорциональность педагогического влияния, их ритмическая организация. Педагогическое действие это всегда духовное переживание, а если его нет, то нет и взаимодействия. В практической части нашего учебного пособия мы постарались представить комплект проверенных в исследовательской деятельности методов диагностики творческих способностей, которые помогут учителю, студенту педагогических и психологических специальностей оценить свои креативные способности и сделать аналогичную оценку творческого потенциала учащихся на разных этапах процесса обучения, воспитания.
|