Путь от себя и к себе
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

С.С. Бачило


Белорусский Экзархат Московского Патриархата, Медицинский отдел «Самарянин» (Минск).

 

Тело и душа ребенка живут в полной гармонии со своими чувствами, желаниями и способностями. Открытость миру, опора на свои собственные ощущения дают ему возможность чувствовать себя очень важной и неповторимой частичкой этого огромного мира. Ребенок естественен. Именно поэтому взрослые могут часами наблюдать за детьми, восхищаясь и втайне завидуя их непосредственности и искренности. Но время идет, и взрослые все чаще вмешиваются в естественный ход развития ребенка. Исходя из своих
собственных, часто ошибочных, представлений, они решают, как он должен себя вести и что он должен делать. «Хороший» ребенок приучается действовать по совету и указанию мамы или другого взрослого. Он научается стараться. Его собственные чувства отходят на задний план. Все чаще он старается угадать, каким его хотят видеть окружающие взрослые, хочет получить одобрение. И платит за это потерей индивидуальности, потерей ценности собственного «Я».
Жить «головой» очень трудно. На все случаи жизни не запасешься готовыми ответами. Нельзя все держать под контролем. Невозможно быть готовым ко всем неожиданностям и событиям. Нельзя достичь во всем совершенства. Все чаще в жизни сталкиваешься с вопросами, которые необходимо решать самостоятельно. И люди вокруг такие разные. Как их понять, как разгадать? Искренним быть страшно, вдруг увидят меня настоящего, несовершенного. Проще играть какие-то чужие роли. Постепенно жизнь заполняется тревогой. Переносить ее очень сложно. Трудно справиться с тем, чего ты не можешь увидеть, понять. Страх, он как-то ближе и реальнее. Ведь боишься чего-то или кого-то конкретно. И тогда ты придумываешь себе множество страхов: страх темноты, чудовищ, высоты, плохой оценки... Но эти страхи не освобождают от чувства тревоги. Она рядом. Она похожа на утренний туман, глубоко проникающий в сердце и охватывающий тебя без остатка. И тогда сразу встают вопросы: Кто я здесь на этой земле? В чем мой смысл? Нет ответа на эти сложные вопросы. А тут еще жизнь преподносит разные «сюрпризы»: неожиданную смерть близкого человека, тяжелые травмы, несчастные случаи. Тревога, как бездонный океан, может поглотить. Опасность может показаться непреодолимой и угрожающей. И человек, защищая себя, приобретает различные невротические черты характера (болезненную застенчивость, излишнюю пунктуальность, патологическую недоверчивость к себе и людям и т. д.). Эти невротические черты принимаются человеком как часть собственной личности: «Ну что сделать, если я такой?». Все дальше человек уходит от себя настоящего. Чужой для себя. Чужой для других. Автоматизм существования, потеря своего внутреннего смысла ведет к постепенному отчуждению и от своего собственного тела. Проблемы находят свое выражение во всех сферах человеческого существования, в том числе и физической. Невыраженные и подавленные эмоции находят свой отпечаток в теле. Возникают мышечные зажимы.
Человек не может долго находиться в состоянии полной беспомощности и неразрешимого конфликта. Иногда организм приспосабливается с помощью возникновения различных психосоматических симптомов. По мнению Р. Мея, симптом - это тревога в кристаллизованном виде. Он выражает стремление организма к разрешению внутренних конфликтов, которые мешают проявлению собственного «Я». Это способ защиты организма от угрожающей ситуации. Человек делает выбор: он уходит в болезнь. Болезнь - это создание вокруг себя особого мира. С появлением болезни мир сужается, уменьшается объем работы, а вместе с тем и сфера ответственности. Больной человек нуждается в повышенном внимании и заботе. Он может позволить себе быть не тем, кем ему предназначено быть. Через болезнь он в значительной степени освобождает себя от реализации своих способностей.
Теперь я понимаю, что освобождение от болезни возможно только через осознание своей собственной ответственности за болезнь. Трудно вернуться к себе, приблизиться и услышать свой внутренний голос, довериться своим чувствам, прервав отчужденность, похожую на летаргический сон.
Тревога всегда со мной. Я чувствую ее в своем теле. Но теперь я понимаю, что она может быть как разрушительной, так и созидательной. Встреча с тревогой может сделать мою жизнь насыщенной и полной ярких переживаний. Она, по словам Кьеркегора, может стать «лучшим учителем», открывая мир новых возможностей.

Источник: II Международный когресс «Молодое поколение ХХI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья» Минск, 3-6 ноября 2003 г. Ритм Социальный проект 2003г

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.