На главную Лекции и практикум по психологии Психодиагностика Психотехнологии: содержательный анализ
Психотехнологии: содержательный анализ
Лекции и практикум по психологии - Психодиагностика
Индекс материала
Психотехнологии: содержательный анализ
Психодиагностика как технология изучения интеллектуального и личностного ресурса
Концептуальное обучение и образовательные технологии
Консультативные технологии
Психокоррекционные технологии
Рефлексивные технологии
Все страницы

3.1. Представления о психотехнологиях: аспекты и систематизация

Приступая к изучению психотехнологий развития интеллектуального и личностного ресурса, необходимо исходить из представления о психотехнологии в нескольких аспектах: как продуктивной деятельности; как способа осуществления деятельности на основе рациональной ее дифференциации на процедуры и операции, их координации и синхронизации; как реально осуществляемой упорядоченной совокупности действий и операций; как диагностическом исследовании (психодиагностические технологии) и др.
Т. С. Кабаченко приводит следующую логическую схему построения психотехнологий:

• оказание воздействий на человека посредством слова и невербальных стимулов, через регуляцию уровня удовлетворения потребностей человека и вовлечения его в организованную деятельность специальным образом;
• подбор средств воздействия, объединенных определенным алгоритмом их применения, направленных на решение определенной психологической задачи в конкретных условиях (прием воздействия);
• подбор разнообразных конкретных приемов, которые образуют метод психологического воздействия;
• создание алгоритма как технологии воздействия на решение психологических задач с целью определенного социального эффекта.
Таким образом, психологические технологии (психотехнологию, психотехнику) можно рассматривать как алгоритм воздействия на психику человека, метод создания определенных переживаний (ощущений, эмоций, воспоминаний), побуждающих субъекта к желаемому действию.
В. В. Козловым [39] предпринята попытка провести систематизацию психотехнологий, исходя из их направленности (рис. 3.1).

 

систематизация психотехнологий


Можно сказать, что психотехнология - это организованная и продуктивная деятельность людей в различных сферах социальной практики, 
ориентированная на эффективное решение психологических задач с заранее определенным социальным эффектом и представляющая собой совокупность приемов, средств и методов психологического воздействия и влияния, объединенных определенным алгоритмом их применения [87]. Под психотехнологией подразумеваются целенаправленные действия, которые в определенной последовательности, определенными средствами достигают определенных результатов за определенный период времени [57].


Вопросы для самоконтроля
1. Опишите логическую схему построения психотехнологий.
2. Какое обучение называют концептуальным?
3. Охарактеризуйте специфику интегральных, целевых и метапсихотехнологий.
4. Приведите примеры видов психотехнологий в аспекте характера воздействия.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.