На главную Лекции и практикум по психологии Психодиагностика Психотехнологии: содержательный анализ - Концептуальное обучение и образовательные технологии
Психотехнологии: содержательный анализ - Концептуальное обучение и образовательные технологии
Лекции и практикум по психологии - Психодиагностика
Индекс материала
Психотехнологии: содержательный анализ
Психодиагностика как технология изучения интеллектуального и личностного ресурса
Концептуальное обучение и образовательные технологии
Консультативные технологии
Психокоррекционные технологии
Рефлексивные технологии
Все страницы

 


3.3. Концептуальное обучение и образовательные технологии


Для развития индивидуального (а в нем интеллектуально-личностного) ресурса целесообразно использование концептуального обучения,
основанного на развитии понятийных концептуальных способностей человека. Концептуальное обучение подразумевает восхождение от предметного понятийного аппарата к общенаучным категориям, что положительно влияет на уровень развития критического мышления [28]. Концептуальное обучение - это обучение, основанное на концептах (Малкольм Николсон, Вагнер, Триллинг и Фадель) для смещения акцентов от знаний к пониманию и навыкам.
Ключевыми элементами концептуального обучения являются понятия дисциплин и взаимосвязей между ними. Основой концептуального подхода является понимание базовых идей или концепций, без которых сложно иметь глубокое понимание о сути явлений и законов. Концептуальные идеи - это фундаментальные идеи для процесса образования в целом (Виггинс и МакТай). Концептуальное обучение и метапознание взаимосвязаны. Девиз концептуального обучения: изучение на более высоком уровне меньшего количества понятий эффективнее, чем изучение большого количества понятий на поверхностном уровне. Концептуальное обучение является фундаментальным для развития в рамках каждой дисциплины и в повседневной жизни.
Под образовательной технологией понимается система взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся. В технологии взаимосвязаны принципы, цели, содержание, методы и средства обучения. Цель образовательной технологии - повышение эффективности образовательного процесса и развитие профессионально, интеллектуально и социально компетентной личности. Характеристики образовательной технологии представлены на рис. 3.7.

образовательные технологии

рис. 3.7 Характеристики образовательной технологии


В процессе использования образовательных технологий происходит включение обучающихся в исследования при решении различных задач. Выделяют проектные, контекстные, информационные, личностно-развивающие, интерактивные образовательные технологии (дискуссии, имитационно-деятельностные игры, анализ кейсов и др.) [22, 52, 53].
Образовательные технологии (особенно интерактивные, дискуссионные, игровые и др.) осуществляются с опорой не просто на индивидуальный опыт каждого обучающегося, а на триаду (единый, целостный комплекс) опыта, включающую субъектный, ментальный и учебно-познавательный формы опыта.
Такой синтез порождает «вложенность» (включенность друг в друга) форм опыта, преобразующую личный опыт и определяющую его свойства. Система психических образований, формирующаяся в учебной деятельности под воздействием функционирования ментального и субъектного опыта и интегрируемая с ними на рефлексивном уровне в триаду «вложенных» форм опыта, оказывает позитивное влияние на уровень достижений в учебной деятельности. В связи с этим происходит осмысление и переструктурирование своего опыта [32].
Основными методами и приемами образовательных технологий выступают:
• психодидактический и смыслодидактический методы (в том числе методы интерактивного обучения), предполагающие специальную организацию и подачу учебного материала (способствующего развитию рефлексии на интеллектуальном и личностном уровнях);
• метод решения задач («задачный» метод), в котором используются задачи различных типов, включающие соответствующие виды знаний и умений и детерминирующие различные виды учебно-познавательной деятельности за счет творческого осмысления и продуктивного нахождения решения.


Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте концептуальное обучение.
2. Какие ключевые элементы концептуального обучения вы знаете?
3. Охарактеризуйте особенности и применение образовательных технологий. 
4. Что является основой образовательных технологий?
5. Какие методы образовательных технологий являются основными?

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.