На главную Лекции и практикум по психологии Психодиагностика Психотехнологии: содержательный анализ - Концептуальное обучение и образовательные технологии
Психотехнологии: содержательный анализ - Концептуальное обучение и образовательные технологии
Лекции и практикум по психологии - Психодиагностика
Индекс материала
Психотехнологии: содержательный анализ
Психодиагностика как технология изучения интеллектуального и личностного ресурса
Концептуальное обучение и образовательные технологии
Консультативные технологии
Психокоррекционные технологии
Рефлексивные технологии
Все страницы

 


3.3. Концептуальное обучение и образовательные технологии


Для развития индивидуального (а в нем интеллектуально-личностного) ресурса целесообразно использование концептуального обучения,
основанного на развитии понятийных концептуальных способностей человека. Концептуальное обучение подразумевает восхождение от предметного понятийного аппарата к общенаучным категориям, что положительно влияет на уровень развития критического мышления [28]. Концептуальное обучение - это обучение, основанное на концептах (Малкольм Николсон, Вагнер, Триллинг и Фадель) для смещения акцентов от знаний к пониманию и навыкам.
Ключевыми элементами концептуального обучения являются понятия дисциплин и взаимосвязей между ними. Основой концептуального подхода является понимание базовых идей или концепций, без которых сложно иметь глубокое понимание о сути явлений и законов. Концептуальные идеи - это фундаментальные идеи для процесса образования в целом (Виггинс и МакТай). Концептуальное обучение и метапознание взаимосвязаны. Девиз концептуального обучения: изучение на более высоком уровне меньшего количества понятий эффективнее, чем изучение большого количества понятий на поверхностном уровне. Концептуальное обучение является фундаментальным для развития в рамках каждой дисциплины и в повседневной жизни.
Под образовательной технологией понимается система взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся. В технологии взаимосвязаны принципы, цели, содержание, методы и средства обучения. Цель образовательной технологии - повышение эффективности образовательного процесса и развитие профессионально, интеллектуально и социально компетентной личности. Характеристики образовательной технологии представлены на рис. 3.7.

образовательные технологии

рис. 3.7 Характеристики образовательной технологии


В процессе использования образовательных технологий происходит включение обучающихся в исследования при решении различных задач. Выделяют проектные, контекстные, информационные, личностно-развивающие, интерактивные образовательные технологии (дискуссии, имитационно-деятельностные игры, анализ кейсов и др.) [22, 52, 53].
Образовательные технологии (особенно интерактивные, дискуссионные, игровые и др.) осуществляются с опорой не просто на индивидуальный опыт каждого обучающегося, а на триаду (единый, целостный комплекс) опыта, включающую субъектный, ментальный и учебно-познавательный формы опыта.
Такой синтез порождает «вложенность» (включенность друг в друга) форм опыта, преобразующую личный опыт и определяющую его свойства. Система психических образований, формирующаяся в учебной деятельности под воздействием функционирования ментального и субъектного опыта и интегрируемая с ними на рефлексивном уровне в триаду «вложенных» форм опыта, оказывает позитивное влияние на уровень достижений в учебной деятельности. В связи с этим происходит осмысление и переструктурирование своего опыта [32].
Основными методами и приемами образовательных технологий выступают:
• психодидактический и смыслодидактический методы (в том числе методы интерактивного обучения), предполагающие специальную организацию и подачу учебного материала (способствующего развитию рефлексии на интеллектуальном и личностном уровнях);
• метод решения задач («задачный» метод), в котором используются задачи различных типов, включающие соответствующие виды знаний и умений и детерминирующие различные виды учебно-познавательной деятельности за счет творческого осмысления и продуктивного нахождения решения.


Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте концептуальное обучение.
2. Какие ключевые элементы концептуального обучения вы знаете?
3. Охарактеризуйте особенности и применение образовательных технологий. 
4. Что является основой образовательных технологий?
5. Какие методы образовательных технологий являются основными?

 



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.