Страница 6 из 6
3.6. Рефлексивные технологии
Важным положением рефлексивно-интегративного подхода является признание ведущей роли рефлексии как принципа интеграции и принципа познания [68]. Такой подход отвечает теоретическим основам интеллектуального и личностного развития обучающихся субъектов. Рефлепрактика - специально организованное взаимодействие между людьми, направленное на актуализацию и формирование у них рефлексивного процесса (механизма) в целях эффективного разрешения возникших жизненных задач, в том числе внутриличностного характера [8]. Для этого используются рефлексивные методы как процессы осмысления при помощи изучения и сравнения. Эти методы могут применяться как составная часть различных методов обучения (тесты, синквейны, работа с цитатами и документами) [88]. Рефлексивные технологии направлены, как правило, на создание условий для интеграции разных форм опыта путем актуализации рефлексии, рефлексивной кооперации и рефлексивной системы оценки. Направляя рефлексивную оценку на свой опыт, свои действия и т.д., субъект может создать образ происходящего, моделируя его в системе целостного процесса. Рефлексивные технологии обеспечивают возможность актуализации научно-обоснованного и прогностичного механизма открытия себя в опыте, изменения собственного опыта при иерархической интеграции и гармонии «вложенных» форм опыта [36]. Сформированность рефлексивных процессов и умений, сформиро- ванность в структуре самосознания такой функции, как самооценивание, создают рефлексивную систему оценки и самооценки. Развитие рефлексии как личностной характеристики, как составляющей субъектного опыта, как предпосылки рефлексивного когнитивного стиля в ментальном опыте, порождает рефлексивную готовность и умение рефлексивной самооценки как контрольно-оценочного ресурсного механизма. Ей же (рефлексии) принадлежит значимая роль в аспекте интенционального компонента ментального опыта. Рефлексия есть парадоксальная особенность бытия жизни ego - сознания в форме интенциональной соотнесенности с самим собой. Рефлексия делает предметом то, что прежде не было предметным, будучи переживанием [26]. Развитие рефлексии обусловливает не только адекватную оценку и самооценку, но и умение работать в диалоге с другими людьми. Исходя из расширенного определения, рефлексия [51] представлена как способность человека не только принять позицию «наблюдателя», «исследователя» или «контролера» по отношению к своему телу, действиям и мыслям, но и способность принять позицию исследователя по отношению к другому «персонажу», его действиям и мыслям. По сути, речь идет о своеобразной рефлексивной системе. Под системой подразумевается «... такой комплекс избирательно вовлеченных компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношения принимают характер взаимоСОдействия (выделено И. О. Александровым) компонентов на получение фокусированного полезного результата» [4]. В качестве компонентов рефлексивной системы выступают оценка и самооценка человека. В рефлексивной системе самооценка личности (например, обучающегося) и его оценка другими людьми (например, преподавателем) имеет разные социально-психологические варианты, исходя из разных оснований: • адекватная и неадекватная (основание - реальная успешность); • конфликтная и бесконфликтная (основание - особенности построения взаимоотношений); • осознанная и неосознанная (основание - уровень осознанности) [32].
Вопросы для самоконтроля 1. Сформулируйте определение рефлепрактики. 2. Охарактеризуйте рефлексивные методы. 3. Определите основную цель рефлексивных технологий. 4. Опишите рефлексивную систему самооценки личности. 5. Обоснуйте разные социально-психологические варианты самооценки личности в аспекте таких оснований, как адекватность/неадекват- ность, конфликтность/бесконфликтность, осознанность/неосознанность, 6. Сформулируйте расширенное определение рефлексии.
Источник: Эксакусто, Т. В. Психотехнологии развития интеллектуального и личностного ресурса : учебник / Т. В. Эксакусто, И. А. Кибальченко ; Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2019. - 193 с.
|