На главную Лекции и практикум по психологии Психодиагностика Психотехнологии: содержательный анализ - Рефлексивные технологии
Психотехнологии: содержательный анализ - Рефлексивные технологии
Лекции и практикум по психологии - Психодиагностика
Индекс материала
Психотехнологии: содержательный анализ
Психодиагностика как технология изучения интеллектуального и личностного ресурса
Концептуальное обучение и образовательные технологии
Консультативные технологии
Психокоррекционные технологии
Рефлексивные технологии
Все страницы

 


3.6. Рефлексивные технологии


Важным положением рефлексивно-интегративного подхода является признание ведущей роли рефлексии как принципа интеграции и принципа познания [68]. Такой подход отвечает теоретическим основам интеллектуального и личностного развития обучающихся субъектов.
Рефлепрактика - специально организованное взаимодействие между людьми, направленное на актуализацию и формирование у них рефлексивного процесса (механизма) в целях эффективного разрешения возникших жизненных задач, в том числе внутриличностного характера [8].
Для этого используются рефлексивные методы как процессы осмысления при помощи изучения и сравнения. Эти методы могут применяться как составная часть различных методов обучения (тесты, синквейны, работа с цитатами и документами) [88].
Рефлексивные технологии направлены, как правило, на создание условий для интеграции разных форм опыта путем актуализации рефлексии, рефлексивной кооперации и рефлексивной системы оценки. Направляя рефлексивную оценку на свой опыт, свои действия и т.д., субъект может создать образ происходящего, моделируя его в системе целостного процесса. Рефлексивные технологии обеспечивают возможность актуализации научно-обоснованного и прогностичного механизма открытия себя в опыте, изменения собственного опыта при иерархической интеграции и гармонии «вложенных» форм опыта [36].
Сформированность рефлексивных процессов и умений, сформиро- ванность в структуре самосознания такой функции, как самооценивание, создают рефлексивную систему оценки и самооценки.
Развитие рефлексии как личностной характеристики, как составляющей субъектного опыта, как предпосылки рефлексивного когнитивного стиля в ментальном опыте, порождает рефлексивную готовность и умение рефлексивной самооценки как контрольно-оценочного ресурсного механизма. Ей же (рефлексии) принадлежит значимая роль в аспекте интенционального компонента ментального опыта. Рефлексия есть парадоксальная особенность бытия жизни ego - сознания в форме интенциональной соотнесенности с самим собой. Рефлексия делает предметом то, что прежде не было предметным, будучи переживанием [26].
Развитие рефлексии обусловливает не только адекватную оценку и самооценку, но и умение работать в диалоге с другими людьми. Исходя из расширенного определения, рефлексия [51] представлена как способность человека не только принять позицию «наблюдателя», «исследователя» или «контролера» по отношению к своему телу, действиям и мыслям, но и способность принять позицию исследователя по отношению к другому «персонажу», его действиям и мыслям. По сути, речь идет о своеобразной рефлексивной системе. Под системой подразумевается «... такой комплекс избирательно вовлеченных компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношения принимают характер взаимоСОдействия (выделено И. О. Александровым) компонентов на получение фокусированного полезного результата» [4]. В качестве компонентов рефлексивной системы выступают оценка и самооценка человека.
В рефлексивной системе самооценка личности (например, обучающегося) и его оценка другими людьми (например, преподавателем) имеет разные социально-психологические варианты, исходя из разных оснований:
• адекватная и неадекватная (основание - реальная успешность);
• конфликтная и бесконфликтная (основание - особенности построения взаимоотношений);
• осознанная и неосознанная (основание - уровень осознанности) [32].


Вопросы для самоконтроля
1. Сформулируйте определение рефлепрактики.
2. Охарактеризуйте рефлексивные методы.
3. Определите основную цель рефлексивных технологий.
4. Опишите рефлексивную систему самооценки личности.
5. Обоснуйте разные социально-психологические варианты самооценки личности в аспекте таких оснований, как адекватность/неадекват- ность, конфликтность/бесконфликтность, осознанность/неосознанность,
6. Сформулируйте расширенное определение рефлексии.

Источник: Эксакусто, Т. В. Психотехнологии развития интеллектуального и личностного ресурса : учебник / Т. В. Эксакусто, И. А. Кибальченко ; Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2019. - 193 с.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.