На главную Лекции и практикум по психологии Психодиагностика Психотехнологии: содержательный анализ - Консультативные технологии
Психотехнологии: содержательный анализ - Консультативные технологии
Лекции и практикум по психологии - Психодиагностика
Индекс материала
Психотехнологии: содержательный анализ
Психодиагностика как технология изучения интеллектуального и личностного ресурса
Концептуальное обучение и образовательные технологии
Консультативные технологии
Психокоррекционные технологии
Рефлексивные технологии
Все страницы

 


3.4. Консультативные технологии


Психологическое консультирование - один из распространенных видов практической деятельности психолога, направленный на решение широкого круга психологических проблем личности: неудовлетворенность профессиональной деятельностью, конфликты, неустроенность личной жизни, отсутствие взаимопонимания^ разными людьми, в разных социальных группах), неуверенность в себе и низкая самооценка, трудности в принятии решений, трудности в установлении и поддержании межличностных отношений и т.п. [62]. Оно представляет собой специфический способ общения между консультантом (психологом) и клиентом, позволяющий последнему понять свои чувства, мысли и поведение, осознать свои сильные стороны и, опираясь на внутренние ресурсы, самостоятельно принимать адекватные решения и совершать целенаправленные действия.
Психологическое консультирование предназначено для людей, не имеющих клинических нарушений, однако испытывающих трудности в повседневной жизни и ищущих психологическую помощь и поддержку. Соответственно, консультирование имеет несколько специфических особенностей (рис. 3.8).


• Помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению
• Способствует развитию личности
• Помогает обучаться новому поведению
• Делает акцент на ответственности клиента, его способности принимать самостоятельные решения
• Характеризуется «консультативным взаимодействием»

3.8 Специфика психологического консультирования

В связи с достаточно широким кругом проблем, на которые ориентировано психологическое консультирование, выделяют спектр универсальных целей, характерных для данного вида психотехнологии (рис. 3.9).
При этом важно помнить, что каждый клиент формулирует свой запрос (свою индивидуальную цель) для психологического консультирования и очень важно понять эту цель (для психолога), помочь клиенту осознать свои потребности (которые могут не совпадать ни с универсальными целями, ни с первоначальным запросом самого клиента).
• Способствовать изменению поведения клиента с точки зрения его удовлетворенности жизнью
• Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями
• Обеспечить эффективное принятие личностью жизненно важных решений
• Улучшать качество жизни личности посредством обучения эффективному построению межличностных отношений
• Способствовать развитию и реализации потенциала личности, ее личностного ресурса

Рис. 3.9. Универсальные цели психологического консультирования

Основными принципами и этическими требованиями в психологическом консультировании, как правило, становятся следующие [5].
1. Осознанное согласие
Предполагает информирование клиента о процессе консультирования: об основных целях консультирования; о квалификации консультанта; об оплате за консультирование; о приблизительной продолжительности консультирования; о целесообразности консультирования; о риске временного ухудшения состояния в процессе консультирования; о границах конфиденциальности; о возможности аудио-, видеозаписи хода консультирования.
Только в том случае, когда все эти вопросы обговорены с клиентом и он дает осознанное согласие на консультирование, можно начинать процесс оказания помощи.
2. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту
Данный принцип предполагает владение психологом такими умениями, как умение слушать; умение оказывать психологическую поддержку; умение не осуждать.
3. Ориентация на нормы и ценности клиента
Этот принцип подразумевает, что психолог во время своей работы должен ориентироваться, прежде всего, на принятие и уважение ценностей клиента, его жизненных принципов и идеалов.
4. Отказ от советов
В ходе консультирования психолог должен отказаться от готовых решений и дачи советов клиенту, так как они могут не соответствовать уникальности опыта самого клиента и подразумевают перекладывание ответственности за жизнь клиента на консультанта.
5. Разграничение личных и профессиональных отношений
Этот принцип предполагает два основных момента:
• избегание установления личных отношений консультанта с клиентом;
• избегание консультирования лиц, с которыми уже сложились личные отношения.
Другими словами, стоит избегать консультирования своих родственников, друзей, знакомых.
6. Конфиденциальность
Этот принцип предполагает запрет на передачу информации, сообщенной клиентом психологу, третьим лицам (без согласия клиента), т.е. предполагается полная анонимность обращения клиента за консультативной помощью. При этом конфиденциальность имеет определенные границы (рис. 3.10).
7. Принятие клиентом ответственности за происходящее с ним (локус контроля-Я)
Только в том случае, если человек ощущает свою ответственность за происходящее, он будет действительно стараться измениться и изменить свою ситуацию, в противном случае он будет лишь ожидать помощи и изменений со стороны окружающих. Можно сказать о необходимости наличия у клиента интернального локуса контроля.
8. Включенность клиента в процесс консультирования
Для того чтобы процесс консультирования был эффективным, клиент во время приема должен чувствовать себя максимально включенным в беседу, ярко и эмоционально переживать все, что обсуждается с консультантом. Обеспечить такую включенность возможно только при наличии логики и ясности для клиента всего происходящего с ним.


• Конфиденциальность зависит от характера предоставляемых клиентом сведений
• Материалы консультативных встреч, которые не могут причинить вред интересам клиента, не подпадают под правила конфиденциальности
• Материалы консультативных встреч, необходимые для эффективной работы консультанта, не подпадают под правила конфиденциальности
• Конфиденциальность всегда основывается на праве клиента на доброе имя и сохранение тайны (только если не нарушаются права третьих лиц)
• Конфиденциальность ограничена правом консультанта на сохранение собственного достоинства и безопасность своей личности
Рис. 3.10. Границы конфиденциальности

9. Осознание границ собственной профессиональной компетентности
Данный принцип раскрывает необходимость правильной (адекватной и точной) оценки психологом уровня и пределов своих профессиональных знаний, умений и навыков.


Вопросы для самоконтроля
1. Понятие психологического консультирования.
2. Какие цели и задачи решаются в ходе психологического консультирования?
3. Перечислите основные принципы психологического консультирования.
4. Чем определяются границы конфиденциальности в консультировании.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.