На главную Лекции и практикум по психологии Психодиагностика Психотехнологии: содержательный анализ - Психокоррекционные технологии
Психотехнологии: содержательный анализ - Психокоррекционные технологии
Лекции и практикум по психологии - Психодиагностика
Индекс материала
Психотехнологии: содержательный анализ
Психодиагностика как технология изучения интеллектуального и личностного ресурса
Концептуальное обучение и образовательные технологии
Консультативные технологии
Психокоррекционные технологии
Рефлексивные технологии
Все страницы

 


3.5. Психокоррекционные технологии


Психокоррекция - (буквально «исправление») представляет собой комплекс (систему) мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия. Она направлена, прежде всего, на коррекцию тех недостатков, трудностей, проблем, которые не имеют органической основы и не относятся к группе устойчивых качеств, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются (например, свойства нервной системы). Психокоррекция имеет ряд специфических особенностей [64] (рис. 3.11).

Специфические особенности психокоррекции



Рис. 3.11. Специфические особенности психокоррекции

Исходя из достаточно широкого понимания психокоррекции, можно говорить о том, что психокоррекция может осуществляться в виде психотерапии и в видеотренинга (рис. 3.12). Остановимся на этих понятиях более подробно.
Под психотерапией можно понимать специфические методы воздействия, затрагивающие глубинные личностные процессы и психику человека. Психотерапия ориентирована на людей, имеющих в повседневной жизни психологические трудности, проблемы и жалобы, преодоление которых требует глубинных изменений личности, поиск необходимых ресурсов [42, 102].

психокоррекция

Рис. 3.12. Методы организации психокоррекционной работы

Нужно отметить, что зачастую преобладает мнение (особенно в России в медицинской среде), что психотерапией могут заниматься только люди, имеющие специальное медицинское образование. В этом контексте под психотерапией понимается система медико-психологических средств, применяемых врачом для лечения различных заболеваний пациента. Однако термин «психотерапия» (Psychothrapy) является международным и во многих странах мира однозначно используется по отношению к методам работы, которые осуществляют профессиональные психологи [64].
Под тренингом понимают средство психологического воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в межличностном общении, на формирование навыков саморазвития в целом. Тренинг определяется как многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного развития [19, 70]. Особенностью тренинга является его направленность на формирование навыков саморазвития личности, уход от понятия «нормы», получение участниками эмоционального опыта; его тесная связь с понятием развивающего обучения (в широком смысле слова).
Нужно подчеркнуть, что процесс психокоррекции (и в случае психотерапии, и в случае тренинга) ориентирован на клиента, который представляет собой нормального, физически и психически здорового человека, у которого в жизни возникли проблемы психологического или поведенческого характера, либо у которого есть стремление к саморазвитию, совершенствованию своих личностных и социальных навыков. При этом данный человек не может самостоятельно справиться с возникшей ситуацией, достичь поставленных целей, поэтому нуждается в психологической помощи и поддержке. В качестве объекта психокоррекционного воздействия могут выступать как отдельная личность, так и группа людей (в том числе семья).
Выделяют множество целей и задач психокоррекции. Основной ее целью является раскрытие, анализ, осознание и проработка проблем клиента, его внутриличностных и межличностных конфликтов; коррекция неадекватных отношений, установок, эмоциональных и поведенческих стереотипов. И. В. Вачков систематизирует и уточняет цели психокоррекционной работы, выделяя несколько основных ее «блоков» (рис. 3.13) [19].

цели психокоррекции

Рис. 3.13. Основные цели психокоррекционной работы

Исходя из такого множества целей, в психокоррекции принято делить задачи на три группы в соответствие с различными личностными аспектами. Таким образом, задачи психокоррекции фокусируются на трех составляющих самосознания [64]: самопонимании, самоотношении и саморегуляции.
1. Самопонимание (когнитивный аспект) - познавательная сфера личности, предполагающая, прежде всего, осознание клиентом различных связей между своими установками, поведением, переживаниями (например: осознание особенностей своего поведения и эмоционального реагирования; своих мотивов, потребностей, стремлений, отношений, социальных установок, а также степени их адекватности и реалистичности; своих защитных механизмов и т.п.).
2. Отношение к себе (эмоциональный аспект) - эмоциональная сфера личности, предполагающая переживание клиентом определенных эмоциональных состояний, распознание и рефлексию своих (и чужих) эмоций, чувств, состояний; получение эмоциональной поддержки от других (например: научиться искренности в отношении к себе и к другим людям; возможность изменить свои переживания, эмоциональное реагирование на различные события и т.п.).
3. Саморегуляция (поведенческий аспект) - поведенческая/волевая сфера личности, предполагающая развитие у клиента навыков регуляции
своего поведения, преодоление неадаптивных и неадекватных форм поведения в повседневной жизни и в трудных жизненных ситуациях (например: развитие сотрудничества, ответственности и самостоятельности; адекватной адаптации и эффективного функционирования; обучение реагированию на основе достижения в познавательной и эмоциональной сферах и т.п.).
Достижение целей психокоррекции и решение поставленных задач происходит с опорой на основные механизмы коррекционного воздействия, к которым относят: корригирующие эмоциональные переживания, конфронтацию и научение [64] (рис. 3.14).


Корригирующие
эмоциональные
переживания

• Предполагают эмоциональную поддержку клиента, признание его ценностей, его значимости, уникальности его «Я». Эмоциональная поддержка оказывает положительное влияние на самооценку личности, повышает степень ее самоуважения

Конфронтация

• Понимается как столкновение клиента с самим собой, со своими проблемами, конфликтами, установками, отношениями за счет получения обратной связи. Благодаря этому человек получает информацию о том, как он воспринимается другими; какие эмоциональные и поведенческие стереотипы для него характерны и т.п.

Научение

• Психокоррекция, создает условия для понимания клиентом собственного поведения, позволяет вычленить в нем конструктивные и неконструктивные элементы. Это приводит к осознанию и к изменениям, которые приносят удовлетворение клиенту


Рис. 3.14. Механизмы психокоррекционного воздействия

Вопросы для самоконтроля
1. Дайте определение психокоррекции.
2. Как психокоррекция соотносится с понятиями «психотерапия» и «тренинг»?
3. Что является основными целями психокоррекции?
4. Какие сферы личности соотносятся с задачами психокоррекционной работы?
5. Что такое психотерапия?
6. Чем психотерапия отличается от тренинга?
7. Какие механизмы психокоррекционного воздействия вы знаете?

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.