Психотехнологии: содержательный анализ - Психокоррекционные технологии |
Лекции и практикум по психологии - Психодиагностика | |||
Страница 5 из 6
|
![]() |
Рис. 3.11. Специфические особенности психокоррекции
Исходя из достаточно широкого понимания психокоррекции, можно говорить о том, что психокоррекция может осуществляться в виде психотерапии и в видеотренинга (рис. 3.12). Остановимся на этих понятиях более подробно.
Под психотерапией можно понимать специфические методы воздействия, затрагивающие глубинные личностные процессы и психику человека. Психотерапия ориентирована на людей, имеющих в повседневной жизни психологические трудности, проблемы и жалобы, преодоление которых требует глубинных изменений личности, поиск необходимых ресурсов [42, 102].
![]() |
Рис. 3.12. Методы организации психокоррекционной работы
Нужно отметить, что зачастую преобладает мнение (особенно в России в медицинской среде), что психотерапией могут заниматься только люди, имеющие специальное медицинское образование. В этом контексте под психотерапией понимается система медико-психологических средств, применяемых врачом для лечения различных заболеваний пациента. Однако термин «психотерапия» (Psychothrapy) является международным и во многих странах мира однозначно используется по отношению к методам работы, которые осуществляют профессиональные психологи [64].
Под тренингом понимают средство психологического воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в межличностном общении, на формирование навыков саморазвития в целом. Тренинг определяется как многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного развития [19, 70]. Особенностью тренинга является его направленность на формирование навыков саморазвития личности, уход от понятия «нормы», получение участниками эмоционального опыта; его тесная связь с понятием развивающего обучения (в широком смысле слова).
Нужно подчеркнуть, что процесс психокоррекции (и в случае психотерапии, и в случае тренинга) ориентирован на клиента, который представляет собой нормального, физически и психически здорового человека, у которого в жизни возникли проблемы психологического или поведенческого характера, либо у которого есть стремление к саморазвитию, совершенствованию своих личностных и социальных навыков. При этом данный человек не может самостоятельно справиться с возникшей ситуацией, достичь поставленных целей, поэтому нуждается в психологической помощи и поддержке. В качестве объекта психокоррекционного воздействия могут выступать как отдельная личность, так и группа людей (в том числе семья).
Выделяют множество целей и задач психокоррекции. Основной ее целью является раскрытие, анализ, осознание и проработка проблем клиента, его внутриличностных и межличностных конфликтов; коррекция неадекватных отношений, установок, эмоциональных и поведенческих стереотипов. И. В. Вачков систематизирует и уточняет цели психокоррекционной работы, выделяя несколько основных ее «блоков» (рис. 3.13) [19].
![]() |
Рис. 3.13. Основные цели психокоррекционной работы
Исходя из такого множества целей, в психокоррекции принято делить задачи на три группы в соответствие с различными личностными аспектами. Таким образом, задачи психокоррекции фокусируются на трех составляющих самосознания [64]: самопонимании, самоотношении и саморегуляции.
1. Самопонимание (когнитивный аспект) - познавательная сфера личности, предполагающая, прежде всего, осознание клиентом различных связей между своими установками, поведением, переживаниями (например: осознание особенностей своего поведения и эмоционального реагирования; своих мотивов, потребностей, стремлений, отношений, социальных установок, а также степени их адекватности и реалистичности; своих защитных механизмов и т.п.).
2. Отношение к себе (эмоциональный аспект) - эмоциональная сфера личности, предполагающая переживание клиентом определенных эмоциональных состояний, распознание и рефлексию своих (и чужих) эмоций, чувств, состояний; получение эмоциональной поддержки от других (например: научиться искренности в отношении к себе и к другим людям; возможность изменить свои переживания, эмоциональное реагирование на различные события и т.п.).
3. Саморегуляция (поведенческий аспект) - поведенческая/волевая сфера личности, предполагающая развитие у клиента навыков регуляции
своего поведения, преодоление неадаптивных и неадекватных форм поведения в повседневной жизни и в трудных жизненных ситуациях (например: развитие сотрудничества, ответственности и самостоятельности; адекватной адаптации и эффективного функционирования; обучение реагированию на основе достижения в познавательной и эмоциональной сферах и т.п.).
Достижение целей психокоррекции и решение поставленных задач происходит с опорой на основные механизмы коррекционного воздействия, к которым относят: корригирующие эмоциональные переживания, конфронтацию и научение [64] (рис. 3.14).
Корригирующие
эмоциональные
переживания
• Предполагают эмоциональную поддержку клиента, признание его ценностей, его значимости, уникальности его «Я». Эмоциональная поддержка оказывает положительное влияние на самооценку личности, повышает степень ее самоуважения
Конфронтация
• Понимается как столкновение клиента с самим собой, со своими проблемами, конфликтами, установками, отношениями за счет получения обратной связи. Благодаря этому человек получает информацию о том, как он воспринимается другими; какие эмоциональные и поведенческие стереотипы для него характерны и т.п.
Научение
• Психокоррекция, создает условия для понимания клиентом собственного поведения, позволяет вычленить в нем конструктивные и неконструктивные элементы. Это приводит к осознанию и к изменениям, которые приносят удовлетворение клиенту
Рис. 3.14. Механизмы психокоррекционного воздействия
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте определение психокоррекции.
2. Как психокоррекция соотносится с понятиями «психотерапия» и «тренинг»?
3. Что является основными целями психокоррекции?
4. Какие сферы личности соотносятся с задачами психокоррекционной работы?
5. Что такое психотерапия?
6. Чем психотерапия отличается от тренинга?
7. Какие механизмы психокоррекционного воздействия вы знаете?
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |