На главную Лекции и практикум по психологии Психодиагностика Психотехнологии: содержательный анализ
Психотехнологии: содержательный анализ
Лекции и практикум по психологии - Психодиагностика
Индекс материала
Психотехнологии: содержательный анализ
Психодиагностика как технология изучения интеллектуального и личностного ресурса
Концептуальное обучение и образовательные технологии
Консультативные технологии
Психокоррекционные технологии
Рефлексивные технологии
Все страницы

3.1. Представления о психотехнологиях: аспекты и систематизация

Приступая к изучению психотехнологий развития интеллектуального и личностного ресурса, необходимо исходить из представления о психотехнологии в нескольких аспектах: как продуктивной деятельности; как способа осуществления деятельности на основе рациональной ее дифференциации на процедуры и операции, их координации и синхронизации; как реально осуществляемой упорядоченной совокупности действий и операций; как диагностическом исследовании (психодиагностические технологии) и др.
Т. С. Кабаченко приводит следующую логическую схему построения психотехнологий:

• оказание воздействий на человека посредством слова и невербальных стимулов, через регуляцию уровня удовлетворения потребностей человека и вовлечения его в организованную деятельность специальным образом;
• подбор средств воздействия, объединенных определенным алгоритмом их применения, направленных на решение определенной психологической задачи в конкретных условиях (прием воздействия);
• подбор разнообразных конкретных приемов, которые образуют метод психологического воздействия;
• создание алгоритма как технологии воздействия на решение психологических задач с целью определенного социального эффекта.
Таким образом, психологические технологии (психотехнологию, психотехнику) можно рассматривать как алгоритм воздействия на психику человека, метод создания определенных переживаний (ощущений, эмоций, воспоминаний), побуждающих субъекта к желаемому действию.
В. В. Козловым [39] предпринята попытка провести систематизацию психотехнологий, исходя из их направленности (рис. 3.1).

 

систематизация психотехнологий


Можно сказать, что психотехнология - это организованная и продуктивная деятельность людей в различных сферах социальной практики, 
ориентированная на эффективное решение психологических задач с заранее определенным социальным эффектом и представляющая собой совокупность приемов, средств и методов психологического воздействия и влияния, объединенных определенным алгоритмом их применения [87]. Под психотехнологией подразумеваются целенаправленные действия, которые в определенной последовательности, определенными средствами достигают определенных результатов за определенный период времени [57].


Вопросы для самоконтроля
1. Опишите логическую схему построения психотехнологий.
2. Какое обучение называют концептуальным?
3. Охарактеризуйте специфику интегральных, целевых и метапсихотехнологий.
4. Приведите примеры видов психотехнологий в аспекте характера воздействия.

 


 


3.2. Психодиагностика как технология изучения интеллектуального и личностного ресурса


Одним из оснований психотехнологий является психодиагностика. Психодиагностика - это область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности [17].
Психологическая диагностика как деятельность предполагает распознание актуального состояния психологических особенностей отдельного человека или группы людей с точки зрения уровня развития/выраженности и соответствия норме. Психодиагностика представляет собой совокупность четырех взаимосвязанных групп теорий (рис. 3.3).
Можно сказать, что для осуществления психодиагностики важно опираться на теории объекта исследования, т.е. теории личности, которые определяют теоретическое обоснование диагностики. При этом обязательно учитываются теории разработки психодиагностических методов, теории интеракции (взаимодействия психодиагноста и клиента), а также теории постановки психологического диагноза.

г
Теории объекта психодиагностики и его диагностических признаков (ТО)

Теории разработки психодиагностических методов (ТМ)

 

ПД = ТО+ТМ+ТВ+ТР

 

 

 

Теории взаимодействия диагноста с обследуемым (ТВ)
V

Теории постановки психологического диагноза/ решения психодиагностических задач (ТР)

Рис. 3.3. Теории, лежащие в основе психодиагностики


Работа с ресурсом (интеллектуальным и личностным) предполагает индивидуальную психодиагностику, основной смысл которой состоит в том, чтобы оценить индивидуально-психологические особенности конкретного человека, его психические свойства и процессы по отношению к общим закономерностям и свойствам, раскрытым в системе психологического знания. Соответственно, диагностические задачи требуют применения сложных комплексных процедур и последующей интерпретации диагностируемых особенностей и качеств индивида.
Основной технологией в психодиагностике выступает психодиагностический метод. Специфической особенностью психодиагностического метода является его измерительно-испытательная, оценочная направленность, за счет которой достигается количественное и качественное (содержательное) описание изучаемого явления. Выделяют базовые требования, характерные для психодиагностического метода [17] (рис. 3.4).


Нормы тестовых показателей и стандартизация
Любая диагностическая методика должна быть стандартизирована. Стандартизация - это единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста [33], предполагающее выполнение ряда требований (рис. 3.5).


• Стандартизация инструмента измерения, в основе которой лежит понятие нормы

• Требования надежности и валидности

• Требования, предъявляемые к процедуре исследования


Рис. 3.4. Требования к психодиагностическому методу

требования стандартизации

Рис. 3.5. Требования стандартизации

Стандартизация рассматривается в двух аспектах: как выработка единых требований к процедуре диагностики; как определение единого критерия оценки результатов диагностических испытаний. С точки зрения стандартизации процедуры диагностики предполагается унификация (единообразие) инструкций, бланков обследования, способов регистрации результатов, условий проведения обследования.
С точки зрения выбора критерия, по которому проводится сравнение результатов диагностики, важно учитывать тот факт, что диагностические методики не имеют заранее определенных стандартов успешности или неудачи в их выполнении. Количественный результат как таковой ничего не означает. Соответственно, нужно располагать точкой отсчета и строго определенными мерами, чтобы с их помощью оценивать полученные при диагностировании индивидуальные и групповые данные (статистическая норма).
Надежность и валидность как критерий качества психодиагностических методик
Прежде чем психодиагностические методики могут быть использованы для практических целей, они должны пройти проверку по ряду формальных критериев, доказывающих их высокое качество и эффективность. 
К числу основных критериев оценки психодиагностических методик относится надежность и валидность (рис. 3.6).

 

надежность


Рис. 3.6. Понятие надежности и валидности


Требования, предъявляемые к процедуре исследования
Данные требования предполагают точное соблюдение инструкции (не допускается вносить в инструкцию изменения, дополнять/сокращать ее), строго определенные способы представления стимульного материала (не допускается сокращать стимульный материал, дополнять своими зада- ниями/вопросами), ограничения во времени (однако они не допустимы при работе с проективными методами и личностными опросниками) и недопустимость вмешательства экспериментатора и т. д.


Вопросы для самоконтроля
1. Охарактеризуйте психодиагностику как психотехнологию.
2. Какие теории лежат в основе психодиагностики?
3. Какие требования предъявляют к психодиагностическому методу?
4. Что такое надежность и валидность?
5. Какие требования предъявляет стандартизация к психодиагностическому исследованию?

 


 


3.3. Концептуальное обучение и образовательные технологии


Для развития индивидуального (а в нем интеллектуально-личностного) ресурса целесообразно использование концептуального обучения,
основанного на развитии понятийных концептуальных способностей человека. Концептуальное обучение подразумевает восхождение от предметного понятийного аппарата к общенаучным категориям, что положительно влияет на уровень развития критического мышления [28]. Концептуальное обучение - это обучение, основанное на концептах (Малкольм Николсон, Вагнер, Триллинг и Фадель) для смещения акцентов от знаний к пониманию и навыкам.
Ключевыми элементами концептуального обучения являются понятия дисциплин и взаимосвязей между ними. Основой концептуального подхода является понимание базовых идей или концепций, без которых сложно иметь глубокое понимание о сути явлений и законов. Концептуальные идеи - это фундаментальные идеи для процесса образования в целом (Виггинс и МакТай). Концептуальное обучение и метапознание взаимосвязаны. Девиз концептуального обучения: изучение на более высоком уровне меньшего количества понятий эффективнее, чем изучение большого количества понятий на поверхностном уровне. Концептуальное обучение является фундаментальным для развития в рамках каждой дисциплины и в повседневной жизни.
Под образовательной технологией понимается система взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся. В технологии взаимосвязаны принципы, цели, содержание, методы и средства обучения. Цель образовательной технологии - повышение эффективности образовательного процесса и развитие профессионально, интеллектуально и социально компетентной личности. Характеристики образовательной технологии представлены на рис. 3.7.

образовательные технологии

рис. 3.7 Характеристики образовательной технологии


В процессе использования образовательных технологий происходит включение обучающихся в исследования при решении различных задач. Выделяют проектные, контекстные, информационные, личностно-развивающие, интерактивные образовательные технологии (дискуссии, имитационно-деятельностные игры, анализ кейсов и др.) [22, 52, 53].
Образовательные технологии (особенно интерактивные, дискуссионные, игровые и др.) осуществляются с опорой не просто на индивидуальный опыт каждого обучающегося, а на триаду (единый, целостный комплекс) опыта, включающую субъектный, ментальный и учебно-познавательный формы опыта.
Такой синтез порождает «вложенность» (включенность друг в друга) форм опыта, преобразующую личный опыт и определяющую его свойства. Система психических образований, формирующаяся в учебной деятельности под воздействием функционирования ментального и субъектного опыта и интегрируемая с ними на рефлексивном уровне в триаду «вложенных» форм опыта, оказывает позитивное влияние на уровень достижений в учебной деятельности. В связи с этим происходит осмысление и переструктурирование своего опыта [32].
Основными методами и приемами образовательных технологий выступают:
• психодидактический и смыслодидактический методы (в том числе методы интерактивного обучения), предполагающие специальную организацию и подачу учебного материала (способствующего развитию рефлексии на интеллектуальном и личностном уровнях);
• метод решения задач («задачный» метод), в котором используются задачи различных типов, включающие соответствующие виды знаний и умений и детерминирующие различные виды учебно-познавательной деятельности за счет творческого осмысления и продуктивного нахождения решения.


Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте концептуальное обучение.
2. Какие ключевые элементы концептуального обучения вы знаете?
3. Охарактеризуйте особенности и применение образовательных технологий. 
4. Что является основой образовательных технологий?
5. Какие методы образовательных технологий являются основными?

 


 


3.4. Консультативные технологии


Психологическое консультирование - один из распространенных видов практической деятельности психолога, направленный на решение широкого круга психологических проблем личности: неудовлетворенность профессиональной деятельностью, конфликты, неустроенность личной жизни, отсутствие взаимопонимания^ разными людьми, в разных социальных группах), неуверенность в себе и низкая самооценка, трудности в принятии решений, трудности в установлении и поддержании межличностных отношений и т.п. [62]. Оно представляет собой специфический способ общения между консультантом (психологом) и клиентом, позволяющий последнему понять свои чувства, мысли и поведение, осознать свои сильные стороны и, опираясь на внутренние ресурсы, самостоятельно принимать адекватные решения и совершать целенаправленные действия.
Психологическое консультирование предназначено для людей, не имеющих клинических нарушений, однако испытывающих трудности в повседневной жизни и ищущих психологическую помощь и поддержку. Соответственно, консультирование имеет несколько специфических особенностей (рис. 3.8).


• Помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению
• Способствует развитию личности
• Помогает обучаться новому поведению
• Делает акцент на ответственности клиента, его способности принимать самостоятельные решения
• Характеризуется «консультативным взаимодействием»

3.8 Специфика психологического консультирования

В связи с достаточно широким кругом проблем, на которые ориентировано психологическое консультирование, выделяют спектр универсальных целей, характерных для данного вида психотехнологии (рис. 3.9).
При этом важно помнить, что каждый клиент формулирует свой запрос (свою индивидуальную цель) для психологического консультирования и очень важно понять эту цель (для психолога), помочь клиенту осознать свои потребности (которые могут не совпадать ни с универсальными целями, ни с первоначальным запросом самого клиента).
• Способствовать изменению поведения клиента с точки зрения его удовлетворенности жизнью
• Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями
• Обеспечить эффективное принятие личностью жизненно важных решений
• Улучшать качество жизни личности посредством обучения эффективному построению межличностных отношений
• Способствовать развитию и реализации потенциала личности, ее личностного ресурса

Рис. 3.9. Универсальные цели психологического консультирования

Основными принципами и этическими требованиями в психологическом консультировании, как правило, становятся следующие [5].
1. Осознанное согласие
Предполагает информирование клиента о процессе консультирования: об основных целях консультирования; о квалификации консультанта; об оплате за консультирование; о приблизительной продолжительности консультирования; о целесообразности консультирования; о риске временного ухудшения состояния в процессе консультирования; о границах конфиденциальности; о возможности аудио-, видеозаписи хода консультирования.
Только в том случае, когда все эти вопросы обговорены с клиентом и он дает осознанное согласие на консультирование, можно начинать процесс оказания помощи.
2. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту
Данный принцип предполагает владение психологом такими умениями, как умение слушать; умение оказывать психологическую поддержку; умение не осуждать.
3. Ориентация на нормы и ценности клиента
Этот принцип подразумевает, что психолог во время своей работы должен ориентироваться, прежде всего, на принятие и уважение ценностей клиента, его жизненных принципов и идеалов.
4. Отказ от советов
В ходе консультирования психолог должен отказаться от готовых решений и дачи советов клиенту, так как они могут не соответствовать уникальности опыта самого клиента и подразумевают перекладывание ответственности за жизнь клиента на консультанта.
5. Разграничение личных и профессиональных отношений
Этот принцип предполагает два основных момента:
• избегание установления личных отношений консультанта с клиентом;
• избегание консультирования лиц, с которыми уже сложились личные отношения.
Другими словами, стоит избегать консультирования своих родственников, друзей, знакомых.
6. Конфиденциальность
Этот принцип предполагает запрет на передачу информации, сообщенной клиентом психологу, третьим лицам (без согласия клиента), т.е. предполагается полная анонимность обращения клиента за консультативной помощью. При этом конфиденциальность имеет определенные границы (рис. 3.10).
7. Принятие клиентом ответственности за происходящее с ним (локус контроля-Я)
Только в том случае, если человек ощущает свою ответственность за происходящее, он будет действительно стараться измениться и изменить свою ситуацию, в противном случае он будет лишь ожидать помощи и изменений со стороны окружающих. Можно сказать о необходимости наличия у клиента интернального локуса контроля.
8. Включенность клиента в процесс консультирования
Для того чтобы процесс консультирования был эффективным, клиент во время приема должен чувствовать себя максимально включенным в беседу, ярко и эмоционально переживать все, что обсуждается с консультантом. Обеспечить такую включенность возможно только при наличии логики и ясности для клиента всего происходящего с ним.


• Конфиденциальность зависит от характера предоставляемых клиентом сведений
• Материалы консультативных встреч, которые не могут причинить вред интересам клиента, не подпадают под правила конфиденциальности
• Материалы консультативных встреч, необходимые для эффективной работы консультанта, не подпадают под правила конфиденциальности
• Конфиденциальность всегда основывается на праве клиента на доброе имя и сохранение тайны (только если не нарушаются права третьих лиц)
• Конфиденциальность ограничена правом консультанта на сохранение собственного достоинства и безопасность своей личности
Рис. 3.10. Границы конфиденциальности

9. Осознание границ собственной профессиональной компетентности
Данный принцип раскрывает необходимость правильной (адекватной и точной) оценки психологом уровня и пределов своих профессиональных знаний, умений и навыков.


Вопросы для самоконтроля
1. Понятие психологического консультирования.
2. Какие цели и задачи решаются в ходе психологического консультирования?
3. Перечислите основные принципы психологического консультирования.
4. Чем определяются границы конфиденциальности в консультировании.

 


 


3.5. Психокоррекционные технологии


Психокоррекция - (буквально «исправление») представляет собой комплекс (систему) мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия. Она направлена, прежде всего, на коррекцию тех недостатков, трудностей, проблем, которые не имеют органической основы и не относятся к группе устойчивых качеств, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются (например, свойства нервной системы). Психокоррекция имеет ряд специфических особенностей [64] (рис. 3.11).

Специфические особенности психокоррекции



Рис. 3.11. Специфические особенности психокоррекции

Исходя из достаточно широкого понимания психокоррекции, можно говорить о том, что психокоррекция может осуществляться в виде психотерапии и в видеотренинга (рис. 3.12). Остановимся на этих понятиях более подробно.
Под психотерапией можно понимать специфические методы воздействия, затрагивающие глубинные личностные процессы и психику человека. Психотерапия ориентирована на людей, имеющих в повседневной жизни психологические трудности, проблемы и жалобы, преодоление которых требует глубинных изменений личности, поиск необходимых ресурсов [42, 102].

психокоррекция

Рис. 3.12. Методы организации психокоррекционной работы

Нужно отметить, что зачастую преобладает мнение (особенно в России в медицинской среде), что психотерапией могут заниматься только люди, имеющие специальное медицинское образование. В этом контексте под психотерапией понимается система медико-психологических средств, применяемых врачом для лечения различных заболеваний пациента. Однако термин «психотерапия» (Psychothrapy) является международным и во многих странах мира однозначно используется по отношению к методам работы, которые осуществляют профессиональные психологи [64].
Под тренингом понимают средство психологического воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в межличностном общении, на формирование навыков саморазвития в целом. Тренинг определяется как многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного развития [19, 70]. Особенностью тренинга является его направленность на формирование навыков саморазвития личности, уход от понятия «нормы», получение участниками эмоционального опыта; его тесная связь с понятием развивающего обучения (в широком смысле слова).
Нужно подчеркнуть, что процесс психокоррекции (и в случае психотерапии, и в случае тренинга) ориентирован на клиента, который представляет собой нормального, физически и психически здорового человека, у которого в жизни возникли проблемы психологического или поведенческого характера, либо у которого есть стремление к саморазвитию, совершенствованию своих личностных и социальных навыков. При этом данный человек не может самостоятельно справиться с возникшей ситуацией, достичь поставленных целей, поэтому нуждается в психологической помощи и поддержке. В качестве объекта психокоррекционного воздействия могут выступать как отдельная личность, так и группа людей (в том числе семья).
Выделяют множество целей и задач психокоррекции. Основной ее целью является раскрытие, анализ, осознание и проработка проблем клиента, его внутриличностных и межличностных конфликтов; коррекция неадекватных отношений, установок, эмоциональных и поведенческих стереотипов. И. В. Вачков систематизирует и уточняет цели психокоррекционной работы, выделяя несколько основных ее «блоков» (рис. 3.13) [19].

цели психокоррекции

Рис. 3.13. Основные цели психокоррекционной работы

Исходя из такого множества целей, в психокоррекции принято делить задачи на три группы в соответствие с различными личностными аспектами. Таким образом, задачи психокоррекции фокусируются на трех составляющих самосознания [64]: самопонимании, самоотношении и саморегуляции.
1. Самопонимание (когнитивный аспект) - познавательная сфера личности, предполагающая, прежде всего, осознание клиентом различных связей между своими установками, поведением, переживаниями (например: осознание особенностей своего поведения и эмоционального реагирования; своих мотивов, потребностей, стремлений, отношений, социальных установок, а также степени их адекватности и реалистичности; своих защитных механизмов и т.п.).
2. Отношение к себе (эмоциональный аспект) - эмоциональная сфера личности, предполагающая переживание клиентом определенных эмоциональных состояний, распознание и рефлексию своих (и чужих) эмоций, чувств, состояний; получение эмоциональной поддержки от других (например: научиться искренности в отношении к себе и к другим людям; возможность изменить свои переживания, эмоциональное реагирование на различные события и т.п.).
3. Саморегуляция (поведенческий аспект) - поведенческая/волевая сфера личности, предполагающая развитие у клиента навыков регуляции
своего поведения, преодоление неадаптивных и неадекватных форм поведения в повседневной жизни и в трудных жизненных ситуациях (например: развитие сотрудничества, ответственности и самостоятельности; адекватной адаптации и эффективного функционирования; обучение реагированию на основе достижения в познавательной и эмоциональной сферах и т.п.).
Достижение целей психокоррекции и решение поставленных задач происходит с опорой на основные механизмы коррекционного воздействия, к которым относят: корригирующие эмоциональные переживания, конфронтацию и научение [64] (рис. 3.14).


Корригирующие
эмоциональные
переживания

• Предполагают эмоциональную поддержку клиента, признание его ценностей, его значимости, уникальности его «Я». Эмоциональная поддержка оказывает положительное влияние на самооценку личности, повышает степень ее самоуважения

Конфронтация

• Понимается как столкновение клиента с самим собой, со своими проблемами, конфликтами, установками, отношениями за счет получения обратной связи. Благодаря этому человек получает информацию о том, как он воспринимается другими; какие эмоциональные и поведенческие стереотипы для него характерны и т.п.

Научение

• Психокоррекция, создает условия для понимания клиентом собственного поведения, позволяет вычленить в нем конструктивные и неконструктивные элементы. Это приводит к осознанию и к изменениям, которые приносят удовлетворение клиенту


Рис. 3.14. Механизмы психокоррекционного воздействия

Вопросы для самоконтроля
1. Дайте определение психокоррекции.
2. Как психокоррекция соотносится с понятиями «психотерапия» и «тренинг»?
3. Что является основными целями психокоррекции?
4. Какие сферы личности соотносятся с задачами психокоррекционной работы?
5. Что такое психотерапия?
6. Чем психотерапия отличается от тренинга?
7. Какие механизмы психокоррекционного воздействия вы знаете?

 


 


3.6. Рефлексивные технологии


Важным положением рефлексивно-интегративного подхода является признание ведущей роли рефлексии как принципа интеграции и принципа познания [68]. Такой подход отвечает теоретическим основам интеллектуального и личностного развития обучающихся субъектов.
Рефлепрактика - специально организованное взаимодействие между людьми, направленное на актуализацию и формирование у них рефлексивного процесса (механизма) в целях эффективного разрешения возникших жизненных задач, в том числе внутриличностного характера [8].
Для этого используются рефлексивные методы как процессы осмысления при помощи изучения и сравнения. Эти методы могут применяться как составная часть различных методов обучения (тесты, синквейны, работа с цитатами и документами) [88].
Рефлексивные технологии направлены, как правило, на создание условий для интеграции разных форм опыта путем актуализации рефлексии, рефлексивной кооперации и рефлексивной системы оценки. Направляя рефлексивную оценку на свой опыт, свои действия и т.д., субъект может создать образ происходящего, моделируя его в системе целостного процесса. Рефлексивные технологии обеспечивают возможность актуализации научно-обоснованного и прогностичного механизма открытия себя в опыте, изменения собственного опыта при иерархической интеграции и гармонии «вложенных» форм опыта [36].
Сформированность рефлексивных процессов и умений, сформиро- ванность в структуре самосознания такой функции, как самооценивание, создают рефлексивную систему оценки и самооценки.
Развитие рефлексии как личностной характеристики, как составляющей субъектного опыта, как предпосылки рефлексивного когнитивного стиля в ментальном опыте, порождает рефлексивную готовность и умение рефлексивной самооценки как контрольно-оценочного ресурсного механизма. Ей же (рефлексии) принадлежит значимая роль в аспекте интенционального компонента ментального опыта. Рефлексия есть парадоксальная особенность бытия жизни ego - сознания в форме интенциональной соотнесенности с самим собой. Рефлексия делает предметом то, что прежде не было предметным, будучи переживанием [26].
Развитие рефлексии обусловливает не только адекватную оценку и самооценку, но и умение работать в диалоге с другими людьми. Исходя из расширенного определения, рефлексия [51] представлена как способность человека не только принять позицию «наблюдателя», «исследователя» или «контролера» по отношению к своему телу, действиям и мыслям, но и способность принять позицию исследователя по отношению к другому «персонажу», его действиям и мыслям. По сути, речь идет о своеобразной рефлексивной системе. Под системой подразумевается «... такой комплекс избирательно вовлеченных компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношения принимают характер взаимоСОдействия (выделено И. О. Александровым) компонентов на получение фокусированного полезного результата» [4]. В качестве компонентов рефлексивной системы выступают оценка и самооценка человека.
В рефлексивной системе самооценка личности (например, обучающегося) и его оценка другими людьми (например, преподавателем) имеет разные социально-психологические варианты, исходя из разных оснований:
• адекватная и неадекватная (основание - реальная успешность);
• конфликтная и бесконфликтная (основание - особенности построения взаимоотношений);
• осознанная и неосознанная (основание - уровень осознанности) [32].


Вопросы для самоконтроля
1. Сформулируйте определение рефлепрактики.
2. Охарактеризуйте рефлексивные методы.
3. Определите основную цель рефлексивных технологий.
4. Опишите рефлексивную систему самооценки личности.
5. Обоснуйте разные социально-психологические варианты самооценки личности в аспекте таких оснований, как адекватность/неадекват- ность, конфликтность/бесконфликтность, осознанность/неосознанность,
6. Сформулируйте расширенное определение рефлексии.

Источник: Эксакусто, Т. В. Психотехнологии развития интеллектуального и личностного ресурса : учебник / Т. В. Эксакусто, И. А. Кибальченко ; Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2019. - 193 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.