На главную Лекции и практикум по психологии Психодиагностика Психотехнологии: содержательный анализ - Психодиагностика как технология изучения интеллектуального и личностного ресурса
Психотехнологии: содержательный анализ - Психодиагностика как технология изучения интеллектуального и личностного ресурса
Лекции и практикум по психологии - Психодиагностика
Индекс материала
Психотехнологии: содержательный анализ
Психодиагностика как технология изучения интеллектуального и личностного ресурса
Концептуальное обучение и образовательные технологии
Консультативные технологии
Психокоррекционные технологии
Рефлексивные технологии
Все страницы

 


3.2. Психодиагностика как технология изучения интеллектуального и личностного ресурса


Одним из оснований психотехнологий является психодиагностика. Психодиагностика - это область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности [17].
Психологическая диагностика как деятельность предполагает распознание актуального состояния психологических особенностей отдельного человека или группы людей с точки зрения уровня развития/выраженности и соответствия норме. Психодиагностика представляет собой совокупность четырех взаимосвязанных групп теорий (рис. 3.3).
Можно сказать, что для осуществления психодиагностики важно опираться на теории объекта исследования, т.е. теории личности, которые определяют теоретическое обоснование диагностики. При этом обязательно учитываются теории разработки психодиагностических методов, теории интеракции (взаимодействия психодиагноста и клиента), а также теории постановки психологического диагноза.

г
Теории объекта психодиагностики и его диагностических признаков (ТО)

Теории разработки психодиагностических методов (ТМ)

 

ПД = ТО+ТМ+ТВ+ТР

 

 

 

Теории взаимодействия диагноста с обследуемым (ТВ)
V

Теории постановки психологического диагноза/ решения психодиагностических задач (ТР)

Рис. 3.3. Теории, лежащие в основе психодиагностики


Работа с ресурсом (интеллектуальным и личностным) предполагает индивидуальную психодиагностику, основной смысл которой состоит в том, чтобы оценить индивидуально-психологические особенности конкретного человека, его психические свойства и процессы по отношению к общим закономерностям и свойствам, раскрытым в системе психологического знания. Соответственно, диагностические задачи требуют применения сложных комплексных процедур и последующей интерпретации диагностируемых особенностей и качеств индивида.
Основной технологией в психодиагностике выступает психодиагностический метод. Специфической особенностью психодиагностического метода является его измерительно-испытательная, оценочная направленность, за счет которой достигается количественное и качественное (содержательное) описание изучаемого явления. Выделяют базовые требования, характерные для психодиагностического метода [17] (рис. 3.4).


Нормы тестовых показателей и стандартизация
Любая диагностическая методика должна быть стандартизирована. Стандартизация - это единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста [33], предполагающее выполнение ряда требований (рис. 3.5).


• Стандартизация инструмента измерения, в основе которой лежит понятие нормы

• Требования надежности и валидности

• Требования, предъявляемые к процедуре исследования


Рис. 3.4. Требования к психодиагностическому методу

требования стандартизации

Рис. 3.5. Требования стандартизации

Стандартизация рассматривается в двух аспектах: как выработка единых требований к процедуре диагностики; как определение единого критерия оценки результатов диагностических испытаний. С точки зрения стандартизации процедуры диагностики предполагается унификация (единообразие) инструкций, бланков обследования, способов регистрации результатов, условий проведения обследования.
С точки зрения выбора критерия, по которому проводится сравнение результатов диагностики, важно учитывать тот факт, что диагностические методики не имеют заранее определенных стандартов успешности или неудачи в их выполнении. Количественный результат как таковой ничего не означает. Соответственно, нужно располагать точкой отсчета и строго определенными мерами, чтобы с их помощью оценивать полученные при диагностировании индивидуальные и групповые данные (статистическая норма).
Надежность и валидность как критерий качества психодиагностических методик
Прежде чем психодиагностические методики могут быть использованы для практических целей, они должны пройти проверку по ряду формальных критериев, доказывающих их высокое качество и эффективность. 
К числу основных критериев оценки психодиагностических методик относится надежность и валидность (рис. 3.6).

 

надежность


Рис. 3.6. Понятие надежности и валидности


Требования, предъявляемые к процедуре исследования
Данные требования предполагают точное соблюдение инструкции (не допускается вносить в инструкцию изменения, дополнять/сокращать ее), строго определенные способы представления стимульного материала (не допускается сокращать стимульный материал, дополнять своими зада- ниями/вопросами), ограничения во времени (однако они не допустимы при работе с проективными методами и личностными опросниками) и недопустимость вмешательства экспериментатора и т. д.


Вопросы для самоконтроля
1. Охарактеризуйте психодиагностику как психотехнологию.
2. Какие теории лежат в основе психодиагностики?
3. Какие требования предъявляют к психодиагностическому методу?
4. Что такое надежность и валидность?
5. Какие требования предъявляет стандартизация к психодиагностическому исследованию?

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.