Психотехнологии: содержательный анализ - Психодиагностика как технология изучения интеллектуального и личностного ресурса |
Лекции и практикум по психологии - Психодиагностика | ||||||||||||||||
Страница 2 из 6
|
г |
Теории разработки психодиагностических методов (ТМ) |
||
|
ПД = ТО+ТМ+ТВ+ТР |
|
|
|
|
||
Теории взаимодействия диагноста с обследуемым (ТВ) |
Теории постановки психологического диагноза/ решения психодиагностических задач (ТР) |
Рис. 3.3. Теории, лежащие в основе психодиагностики
Работа с ресурсом (интеллектуальным и личностным) предполагает индивидуальную психодиагностику, основной смысл которой состоит в том, чтобы оценить индивидуально-психологические особенности конкретного человека, его психические свойства и процессы по отношению к общим закономерностям и свойствам, раскрытым в системе психологического знания. Соответственно, диагностические задачи требуют применения сложных комплексных процедур и последующей интерпретации диагностируемых особенностей и качеств индивида.
Основной технологией в психодиагностике выступает психодиагностический метод. Специфической особенностью психодиагностического метода является его измерительно-испытательная, оценочная направленность, за счет которой достигается количественное и качественное (содержательное) описание изучаемого явления. Выделяют базовые требования, характерные для психодиагностического метода [17] (рис. 3.4).
Нормы тестовых показателей и стандартизация
Любая диагностическая методика должна быть стандартизирована. Стандартизация - это единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста [33], предполагающее выполнение ряда требований (рис. 3.5).
• Стандартизация инструмента измерения, в основе которой лежит понятие нормы
• Требования надежности и валидности
• Требования, предъявляемые к процедуре исследования
Рис. 3.4. Требования к психодиагностическому методу
![]() |
Рис. 3.5. Требования стандартизации
Стандартизация рассматривается в двух аспектах: как выработка единых требований к процедуре диагностики; как определение единого критерия оценки результатов диагностических испытаний. С точки зрения стандартизации процедуры диагностики предполагается унификация (единообразие) инструкций, бланков обследования, способов регистрации результатов, условий проведения обследования.
С точки зрения выбора критерия, по которому проводится сравнение результатов диагностики, важно учитывать тот факт, что диагностические методики не имеют заранее определенных стандартов успешности или неудачи в их выполнении. Количественный результат как таковой ничего не означает. Соответственно, нужно располагать точкой отсчета и строго определенными мерами, чтобы с их помощью оценивать полученные при диагностировании индивидуальные и групповые данные (статистическая норма).
Надежность и валидность как критерий качества психодиагностических методик
Прежде чем психодиагностические методики могут быть использованы для практических целей, они должны пройти проверку по ряду формальных критериев, доказывающих их высокое качество и эффективность.
К числу основных критериев оценки психодиагностических методик относится надежность и валидность (рис. 3.6).
![]() |
Рис. 3.6. Понятие надежности и валидности
Требования, предъявляемые к процедуре исследования
Данные требования предполагают точное соблюдение инструкции (не допускается вносить в инструкцию изменения, дополнять/сокращать ее), строго определенные способы представления стимульного материала (не допускается сокращать стимульный материал, дополнять своими зада- ниями/вопросами), ограничения во времени (однако они не допустимы при работе с проективными методами и личностными опросниками) и недопустимость вмешательства экспериментатора и т. д.
Вопросы для самоконтроля
1. Охарактеризуйте психодиагностику как психотехнологию.
2. Какие теории лежат в основе психодиагностики?
3. Какие требования предъявляют к психодиагностическому методу?
4. Что такое надежность и валидность?
5. Какие требования предъявляет стандартизация к психодиагностическому исследованию?
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |