На главную Лекции и практикум по психологии Разное по психологии Психогигиена для учащихся начальной школы
Психогигиена для учащихся начальной школы
Лекции и практикум по психологии - Разное по психологии
Индекс материала
Психогигиена для учащихся начальной школы
Занятие 1-2. Гигиена умственного труда
Занятие 3-4. Внимание
Занятие 5-6. Память
Занятие 7-8. Воображение и мышление
Занятие 9-10. Правила общения
Занятие 11-12. Твое общение со сверстниками
Занятие 13-14. Твое настроение и самочувствие
Все страницы

А.Н.Сизанов
Психогигиена для учащихся начальной школы

СОДЕРЖАНИЕ

Некоторые концептуальные основы создания и реализации программ обучения школьников здоровому образу жизни

Занятие 1-2. Гигиена умственного труда
Занятие 3-4. Внимание
Занятие 5-6. Память
Занятие 7-8. Воображение и мышление
Занятие 9-10. Правила общения
Занятие 11-12. Твое общение со сверстниками
Занятие 13-14. Твое настроение и самочувствие

Некоторые концептуальные основы создания и реализации программ обучения школьников здоровому образу жизни

В Республике Беларусь реализуется ряд государственных программ, направленных на укрепление здоровья учащихся. Ученые и практики создают различные оздоровительные программы для детей, подростков и молодежи. К сожалению, не всегда авторы задумываются над концептуальными основами создаваемых программ, принципами их построения, копируют опыт создания таких программ в западноевропейских странах и США, при этом не учитывают менталитет тех, кому они предназначены. Мы остановимся на некоторых концептуальных основах, которые необходимо учитывать при создании оздоровительных программ для учащихся и молодежи.
Следует отметить, что обучение здоровому образу жизни (ЗОЖ) – относительно новая дисциплина, которая разрабатывается в учреждениях образования многих стран мира. Обучение учащихся здоровому образу жизни имеет свою специфику. Оно основывается как на общих образовательных принципах, так и на психологическом подкреплении поведения школьников, способствующему сохранению здоровья. Опыт разработки программ ЗОЖ показывает, что первоначально считалось достаточным информировать учащихся о последствиях для здоровья определенного стиля поведения, чтобы сформировать у них соответствующее отношение, например, к курению, употреблению наркотиков, и таким образом изменить их поведение в желательную сторону. Этот подход, однако, не учитывал многих социальных и психологических факторов, участвующих в процессе принятия решения, например, наличие (или отсутствие) навыков принятия решения.
Важным социально-психологическим фактором формирования ЗОЖ является личность педагога. В сложившейся в Республике Беларусь системе педагогических кадров роль педагога и специалиста по здоровому образу жизни может на себя взять педагог-психолог, социальный педагог, валеолог, преподаватели биологии и физического воспитания. Консультационную поддержку им может оказать врач и другие специалисты. При этом очень важно, чтобы среди преподавателей здорового образа жизни было значительное количество мужчин, поскольку как раз для мальчиков не хватает положительных образцов мужского поведения. Именно у мальчиков по сравнению с девочками больше проблем с вредными привычками, аддиктивным поведением. Разумеется, педагог должен быть образцом здорового образа жизни, внешне привлекательным и спортивным. Особые требования предъявляются к коммуникативным навыкам и умениям педагога, которые включают активное слушание, умение разъяснять, задавать вопросы, наличие положительного эмоционального тона, умение без смущения говорить на интимно-личностные темы, подбирать примеры.
Занятия по здоровому образу жизни несут, прежде всего, профилактическую функцию и требуют соблюдения определенных принципов, которые должны быть заложены в программе по здоровому образу жизни.
Целью программ обучения учащихся здоровому образу жизни должно быть формирование у них социальных и жизненных навыков, обеспечивающих физическое и психическое здоровье, активную деятельную жизнь и долголетие.
Программы обучения ЗОЖ предполагают решение следующих задач:
- формирование отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей социальной ценности;
- выработка умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения;
- закрепление гигиенических навыков и привычек;
- приобщение к разумной физической активности;
- обучение умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.
В качестве основных при создании оздоровительных программ могут выступать три группы принципов.
Системно-структурная группа:
- непрерывность формирования навыков здорового образа жизни на протяжении всех лет обучения в школе;
- повторение сведений, относящиеся к проблемам здоровья, вредных привычек, полового и безопасного поведения, при этом первичная информация должна быть элементарной, а в дальнейшем на каждом возрастном этапе расширяться за счет введения новых понятий, фактов и сведений;
- конкретность и доступность означает, что все сведения должны излагаться ясно и понятно, в соответствии с подготовленностью и предобразованностью учащихся, без упрощенчества и схематизации;
- оптимизация задач означает, что обучение здоровому образу жизни должно соотноситься с целями и задачами воспитания подрастающего поколения;
- системность предполагает разработку программ на основе системного анализа актуальной со­циальной ситуации в стране и состояния здоровья детей, подростков и молодежи;
- стратегическая целостность определяет единую, целостную стратегию оздоровительно-профилактикой де­ятельности, обуславливающую основные направле­ния и конкретные мероприятия для образовательного учреждения;
- многоаспектность предполагает позитивное развитие ресурсов личности и, прежде всего, адекватной самооценки, целенаправленное формирование прочных навыков и стратегий стресс-преодолевающего поведения, актив­ное формирование систем социальной поддержки (социально-психологический центр, психологическая служба).

Социальная группа:
- деловитость предполагает деловое отношение к обсуждаемым проблемам; смущение и беспомощность педагога при обсуждении социально-нравственных острых тем, пагубных пристрастий вызывают у учащихся неоправданно повышенный интерес к обсуждаемым проблемам; эмоциональная беспристрастность обеспечивается использованием научных понятий и научных выводов, при этом следует избегать излишней сенсационности и запугивания фактами и выводами;
- активная инициатива и опережение - школьников трудно оградить от негативных воздействий социума, - поэтому лишь своевременные оздоровительно- профилактические программы способны исключить или, по крайне мере, смягчить их влияние;
- готовность личности к обучению здоровому образу жизни - любая программа обучения ЗОЖ должна предусматривать работу с личностью, - это достигается через систему тренинговых занятий;
- выработка индивидуальных и социальных установок - очень важно, чтобы учащиеся понимали, что здоровый образ жизни является проявлением межличностных отношений, нравственной и психологической культуры личности.
Психологическая группа:
- правдивость - уклончивые ответы, обещания разъяснить позже, ссылки на недостаточную зрелость и неспособность понять приводят к потере доверия, нарушают контакт с педагогом;
- доверие - недоверие, подозрения и выспрашивания, как правило, провоцируют у учащихся закрытость, обострение интереса к наркотикам, алкоголю, курению, личностно-интимным сторонам жизни человека;
- поддержка и стимулирование собственного поиска информации, познания себя и других;
- адресность - навыки здорового образа жизни могут быть сформированы только с учетом пола, психического и физического развития, предобразованности учащихся;
- скрытое оздоровительно-профилактическое воздействие на личность через игры, интерактивные методы обучения, научно-исследовательские учебные задания, беседы в условиях похода, участие самих учащихся в реализации оздоровительно-профилактических программ.
Рассмотренные нами некоторые концептуальные подходы к созданию программ здорового образа жизни должны учитывать ограниченность воспитательного процесса. Ведь далеко не всё в жизни человека произвольно регулируется. Нереалистические ожидания, обращение к оздоровительной программе как к средству неотложного и радикального решения возникших в обществе проблем со здоровым образом жизни, по существу, будет дискредитировать саму идею введения программ обучения здоровому образу жизни. Необходим объективный подход к возможностям этих программ, к отражению социально-экономических явлений, влияющих на здоровье подрастающего поколения.
Представленные материалы дают возможность сформировать у учащихся начальной школы (2-4 классы) основные психогигиенические навыки успешного пребывания и обучения в школе. Они могут проводиться факультативно или за счет школьного компонента.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.