Страница 1 из 8 А.Н.Сизанов Психогигиена для учащихся начальной школы
СОДЕРЖАНИЕ
Некоторые концептуальные основы создания и реализации программ обучения школьников здоровому образу жизни
Занятие 1-2. Гигиена умственного труда Занятие 3-4. Внимание Занятие 5-6. Память Занятие 7-8. Воображение и мышление Занятие 9-10. Правила общения Занятие 11-12. Твое общение со сверстниками Занятие 13-14. Твое настроение и самочувствие
Некоторые концептуальные основы создания и реализации программ обучения школьников здоровому образу жизни
В Республике Беларусь реализуется ряд государственных программ, направленных на укрепление здоровья учащихся. Ученые и практики создают различные оздоровительные программы для детей, подростков и молодежи. К сожалению, не всегда авторы задумываются над концептуальными основами создаваемых программ, принципами их построения, копируют опыт создания таких программ в западноевропейских странах и США, при этом не учитывают менталитет тех, кому они предназначены. Мы остановимся на некоторых концептуальных основах, которые необходимо учитывать при создании оздоровительных программ для учащихся и молодежи. Следует отметить, что обучение здоровому образу жизни (ЗОЖ) – относительно новая дисциплина, которая разрабатывается в учреждениях образования многих стран мира. Обучение учащихся здоровому образу жизни имеет свою специфику. Оно основывается как на общих образовательных принципах, так и на психологическом подкреплении поведения школьников, способствующему сохранению здоровья. Опыт разработки программ ЗОЖ показывает, что первоначально считалось достаточным информировать учащихся о последствиях для здоровья определенного стиля поведения, чтобы сформировать у них соответствующее отношение, например, к курению, употреблению наркотиков, и таким образом изменить их поведение в желательную сторону. Этот подход, однако, не учитывал многих социальных и психологических факторов, участвующих в процессе принятия решения, например, наличие (или отсутствие) навыков принятия решения. Важным социально-психологическим фактором формирования ЗОЖ является личность педагога. В сложившейся в Республике Беларусь системе педагогических кадров роль педагога и специалиста по здоровому образу жизни может на себя взять педагог-психолог, социальный педагог, валеолог, преподаватели биологии и физического воспитания. Консультационную поддержку им может оказать врач и другие специалисты. При этом очень важно, чтобы среди преподавателей здорового образа жизни было значительное количество мужчин, поскольку как раз для мальчиков не хватает положительных образцов мужского поведения. Именно у мальчиков по сравнению с девочками больше проблем с вредными привычками, аддиктивным поведением. Разумеется, педагог должен быть образцом здорового образа жизни, внешне привлекательным и спортивным. Особые требования предъявляются к коммуникативным навыкам и умениям педагога, которые включают активное слушание, умение разъяснять, задавать вопросы, наличие положительного эмоционального тона, умение без смущения говорить на интимно-личностные темы, подбирать примеры. Занятия по здоровому образу жизни несут, прежде всего, профилактическую функцию и требуют соблюдения определенных принципов, которые должны быть заложены в программе по здоровому образу жизни. Целью программ обучения учащихся здоровому образу жизни должно быть формирование у них социальных и жизненных навыков, обеспечивающих физическое и психическое здоровье, активную деятельную жизнь и долголетие. Программы обучения ЗОЖ предполагают решение следующих задач: - формирование отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей социальной ценности; - выработка умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения; - закрепление гигиенических навыков и привычек; - приобщение к разумной физической активности; - обучение умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения. В качестве основных при создании оздоровительных программ могут выступать три группы принципов. Системно-структурная группа: - непрерывность формирования навыков здорового образа жизни на протяжении всех лет обучения в школе; - повторение сведений, относящиеся к проблемам здоровья, вредных привычек, полового и безопасного поведения, при этом первичная информация должна быть элементарной, а в дальнейшем на каждом возрастном этапе расширяться за счет введения новых понятий, фактов и сведений; - конкретность и доступность означает, что все сведения должны излагаться ясно и понятно, в соответствии с подготовленностью и предобразованностью учащихся, без упрощенчества и схематизации; - оптимизация задач означает, что обучение здоровому образу жизни должно соотноситься с целями и задачами воспитания подрастающего поколения; - системность предполагает разработку программ на основе системного анализа актуальной социальной ситуации в стране и состояния здоровья детей, подростков и молодежи; - стратегическая целостность определяет единую, целостную стратегию оздоровительно-профилактикой деятельности, обуславливающую основные направления и конкретные мероприятия для образовательного учреждения; - многоаспектность предполагает позитивное развитие ресурсов личности и, прежде всего, адекватной самооценки, целенаправленное формирование прочных навыков и стратегий стресс-преодолевающего поведения, активное формирование систем социальной поддержки (социально-психологический центр, психологическая служба).
Социальная группа: - деловитость предполагает деловое отношение к обсуждаемым проблемам; смущение и беспомощность педагога при обсуждении социально-нравственных острых тем, пагубных пристрастий вызывают у учащихся неоправданно повышенный интерес к обсуждаемым проблемам; эмоциональная беспристрастность обеспечивается использованием научных понятий и научных выводов, при этом следует избегать излишней сенсационности и запугивания фактами и выводами; - активная инициатива и опережение - школьников трудно оградить от негативных воздействий социума, - поэтому лишь своевременные оздоровительно- профилактические программы способны исключить или, по крайне мере, смягчить их влияние; - готовность личности к обучению здоровому образу жизни - любая программа обучения ЗОЖ должна предусматривать работу с личностью, - это достигается через систему тренинговых занятий; - выработка индивидуальных и социальных установок - очень важно, чтобы учащиеся понимали, что здоровый образ жизни является проявлением межличностных отношений, нравственной и психологической культуры личности. Психологическая группа: - правдивость - уклончивые ответы, обещания разъяснить позже, ссылки на недостаточную зрелость и неспособность понять приводят к потере доверия, нарушают контакт с педагогом; - доверие - недоверие, подозрения и выспрашивания, как правило, провоцируют у учащихся закрытость, обострение интереса к наркотикам, алкоголю, курению, личностно-интимным сторонам жизни человека; - поддержка и стимулирование собственного поиска информации, познания себя и других; - адресность - навыки здорового образа жизни могут быть сформированы только с учетом пола, психического и физического развития, предобразованности учащихся; - скрытое оздоровительно-профилактическое воздействие на личность через игры, интерактивные методы обучения, научно-исследовательские учебные задания, беседы в условиях похода, участие самих учащихся в реализации оздоровительно-профилактических программ. Рассмотренные нами некоторые концептуальные подходы к созданию программ здорового образа жизни должны учитывать ограниченность воспитательного процесса. Ведь далеко не всё в жизни человека произвольно регулируется. Нереалистические ожидания, обращение к оздоровительной программе как к средству неотложного и радикального решения возникших в обществе проблем со здоровым образом жизни, по существу, будет дискредитировать саму идею введения программ обучения здоровому образу жизни. Необходим объективный подход к возможностям этих программ, к отражению социально-экономических явлений, влияющих на здоровье подрастающего поколения. Представленные материалы дают возможность сформировать у учащихся начальной школы (2-4 классы) основные психогигиенические навыки успешного пребывания и обучения в школе. Они могут проводиться факультативно или за счет школьного компонента.
|