На главную Лекции и практикум по психологии Разное по психологии Психогигиена для учащихся начальной школы - Занятие 11-12. Твое общение со сверстниками
Психогигиена для учащихся начальной школы - Занятие 11-12. Твое общение со сверстниками
Лекции и практикум по психологии - Разное по психологии
Индекс материала
Психогигиена для учащихся начальной школы
Занятие 1-2. Гигиена умственного труда
Занятие 3-4. Внимание
Занятие 5-6. Память
Занятие 7-8. Воображение и мышление
Занятие 9-10. Правила общения
Занятие 11-12. Твое общение со сверстниками
Занятие 13-14. Твое настроение и самочувствие
Все страницы

Занятие 11-12. Твое общение со сверстниками

Цель:развивать умение слушать собеседника и умение договариваться друг с другом; работать над навыками бесконфликтного общения.
Основные понятия: общение, умение слушать, невербальные средства общения, сотрудничество, бесконфликтное общение.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Вы уже знаете, что речь – это общение на каком-либо языке. В каких случаях это общение легче, а в каких – труднее? Среди видов устной речи самая простая – диалог. Диалог прост тем, что, если собеседнику что-то не совсем понятно, он может переспросить, уточнить, да и не всегда требуются развернутые фразы. Бывает, что все понятно с полуслова. Сложнее в монологе. Здесь ситуация общения такова, что слушатели если и могут что-то переспросить, то лишь после того, как все сказано. Да и говорящий должен гораздо больше заботиться о том, чтобы его речь была понятна от начала до конца.
В обоих случаях сложно то, что приходится говорить сразу и нет возможности подолгу выбирать слова или проговаривать одну и ту же фразу, совершенствуя ее. Если ты научишься находить сразу нужные слова, быстро и точно выражать свои мысли, то собеседник легко поймет тебя.
Твоя речь станет еще более ясной и понятной собеседнику, если твой взгляд будет направлен на него, жесты будут выразительны и точны, а произношение – четкое.
Очень важно, особенно в монологе, чувствовать себя уверенным. Знаешь, почему иногда хочется прочитать самому себе вслух стихотворение, которое ты уже выучил и которое надо будет завтра рассказать на уроке? Да потому, что это придает тебе уверенность.
Письменная речь предъявляет другие требования. Если, например, над домашним сочинением ты поработаешь подольше, будешь обдумывать каждое слово, ты добьешься большей выразительности текста. Очень много работают над словом писатели и поэты. Посмотри, как тщательно подбирал слова Александр Сергеевич Пушкин, когда писал роман в стихах «Евгений Онегин».

внимание10

Пожалуй, наиболее трудно в письменной речи поставить себя на место читателя. Без этого нельзя достаточно понятно донести до читателя смысл написанного. Необходимо занять позицию читателя и задуматься над тем, поймет ли он все, что ты написал.
В то же время и в устной речи необходимо ставить себя на место того, к кому обращаешься. Гораздо лучше, если ты будешь задумываться над тем, понятны ли твои слова собеседнику, какие чувства он испытывает, слушая тебя. Тогда и тебе понять его станет гораздо проще. Это важнейший навык общения с другими людьми. Поэтому можно сказать, что хорошо владеет речью тот, у кого развиты навыки общения.
Итак, в ходе общения каждому человеку приходится не только говорить (делиться знаниями, новостями, своим настроением, чувствами, интересами и др.), но и слушать своего собеседника.
Хороший слушатель обладает следующими качествами: смотрит в глаза, не перебивает, сочувствует, подбадривает, поддерживает, не шумит, выглядит заинтересованным, проявляет терпение, умеет держать паузу, ставит себя на место другого, проявляет неравнодушие, кивает, жестикулирует, улыбается, не возражает, не пытается постоянно высказывать свое мнение.
Упражнение «Хорошее и плохое общение». Всем детям предлагается выполнить в парах следующие упражнения.
1. Оба ученика говорят одновременно от 30 секунд до минуты.
(Темы: «Любимая телевизионная передача», «А знаешь ли ты, что...» и др.)
Учитель с классом обсуждает:
— Что вы чувствовали?
— Не казалось ли вам, что больше нечего сказать?
2. Пары разделяются на участника А и Б. Пока А высказывается в течение минуты, Б полностью его (ее) игнорирует. Затем они меняются ролями.
Задается вопрос:
— Как вы себя чувствовали, когда вас игнорировали?
3. А говорит минуту, Б внимательно слушает. Затем они меняются ролями.
Обсуждаются вопросы:
— В чем состояла разница между упражнениями?
— Как вы определили, что сейчас вас слушают?

Для достижения договоренности в ходе любых переговоров важно видеть глаза и лицо своего собеседника.
Упражнение «Что нужно для взаимопонимания». Два ученика по желанию выходят к доске и садятся спиной друг к другу. Их задача – договориться о чем-нибудь (например, о совместной подготовке занимательной информации к уроку, о правилах какой-либо игры и др.).
Двум следующим ученикам предлагается вести разговор друг с другом в условиях, когда один из них сидит на стуле, а другой стоит. Через некоторое время дети меняются местами. Остальные одноклассники наблюдают за жестами, телодвижениями, мимикой собеседников.
Делается вывод о значении невербальных средств общения.

Что значит «смотреть на мир глазами другого»?
Педагог придумывает сказку наоборот, с неожиданной точки зрения, например, о том, что думает старуха Шапокляк о своей одинокой жизни, либо как грустно живется Снежной королеве одной в своем ледяном дворце, или как в известной сказке обидели Волка. Детям предлагается вспомнить сказку «Красная шапочка».
Сказка «Как обидели Серого Волка».
Я жил в лесу. Лес был моим домом, и я о нем заботился. Я не жалел сил, чтобы содержать его в чистоте и порядке.
Однажды я убирал мусор, оставленный туристами, как вдруг услышал шаги. Выглянув из-за дерева, я увидел маленькую девочку с корзиной в руках. Она сразу показалась мне подозрительной: вся разодетая, в красной шляпе.
Я, конечно, знаю, что нельзя судить по одежде, но она пришла в мой лес, и я решил разузнать о ней побольше. Я спросил девочку, кто она, откуда и куда направляется. Однако она мне весьма резко ответила, что с незнакомыми не разговаривает. Я очень расстроился. Это я-то незнакомец? Я ведь вырастил целый волчий выводок в этом лесу. Она нехотя рассказала, что идет навестить бабушку и несет ей обед. Я решил, что неплохо бы научить ее не врываться в чужой дом, одетой подозрительно и неподобающим образом. Она отправилась своей дорогой, а я, распрощавшись с ней, побежал напрямую к дому бабушки. Когда я познакомился с милой старушкой, объяснил, в чем дело, она сразу согласилась, что внучке следует вести себя уважительнее. Мы решили преподнести ей урок.
Когда девочка пришла, я пригласил ее в спальню. Сам я лежал в кровати. Она вошла и сразу сделала грубое замечание по поводу моих ушей. Мне и раньше приходилось терпеть обиды, поэтому я вышел из положения, объяснив, что большие уши мне нужны для того, чтобы лучше слышать. Тут она сделала еще одно замечание, уже насчет моих «выпученных глаз». Представляете, какие чувства вызвала во мне эта девчонка, которая старалась выглядеть хорошей, а оказалась такой противной. Но я — волк воспитанный, обиды не показал, а сказал ей, что у меня такие большие глаза, чтобы лучше ее видеть. Но ее следующая выходка достигла своей цели. Эта малолетняя девчонка раскритиковала мои зубы. Я знаю, что мне следовало бы быть сдержанней, но я вышел из себя и заорал, что зубы такие большие, чтобы съесть ее. Теперь давайте начистоту: ни один нормальный волк никогда не станет есть маленьких девчонок. Все это знают. Но этот глупый ребенок стал вдруг с криком носиться по дому. Я снял бабушкину одежду, но это только ухудшило дело. Вдруг дверь с шумом распахнулась, и я увидел здоровенного парня с топором в руках, работника местного лесничества. Дела мои были плохи. Я быстро, но с достоинством удалился через окно.
Вскоре обо мне пошли разные слухи. С тех пор мне нет жизни в лесу.
Проводится обсуждение: «Чем эта история отличается от знакомой нам сказки?», «Как часто мы смотрим на события только с одной точки зрения?», «Возможно ли по-новому посмотреть на внутренний мир «плохого» героя, встав на его позицию?», «Изменится ли представление о нем? Как?»
«Неоконченные рассказы». Учитель говорит:
— В ситуациях доверительного общения мы задаем друг другу вопросы типа: «Если бы ты был на моем месте, то как бы поступил?», «Ты можешь понять, что я чувствовал в этот момент?», «Ты представляешь мое состояние, когда я услышал это?» Произнося эти фразы, мы просим собеседника постараться понять нас, посочувствовать нам, подсказать выход из ситуации. А умеем ли мы сами «смотреть на мир чужими глазами?»
Педагог просит детей послушать начало рассказа:
Мальчик жил на девятом этаже многоквартирного дома. Однажды он вышел на балкон и нашел там газеты, которые читал его папа вчера. Мальчик стал рвать их и обрывки бросать вниз. Занятие это показалось ему привлекательным. Попадая в воздушные потоки, листочки кружились, то быстро, то медленно. Падали на газон, на тротуар возле дома...
Предлагается поговорить с этим мальчиком от имени: его друга, его бабушки, папы, дворника, котенка, играющего на газоне.
Задаются вопросы:
— Можете ли вы описать свои ощущения в новой роли?
— Легко ли вжиться в роль и сохранять определенный стиль поведения?
— Что чувствовал ваш герой, разговаривая с этим мальчиком?
Приставка «СО-». Педагог показывает ученикам плакат с осликами, предлагает внимательно рассмотреть все картинки (начиная с верхней) и составить по ним рассказ.

внимание11

Учитель просит детей объяснить значение глагола «сотрудничать». Предлагает проанализировать еще несколько слов с приставкой «со-»: «содружество», «содействие», «сострадание» и др. Спрашивает о том, что объединяет эти слова.
Ответы детей обобщаются: «Все слова с приставкой «со-» способствуют примирению людей, установлению между ними гуманных, дружеских отношений, помогают предотвратить конфликт, ссору. Поэтому их можно назвать «миротворцами» — создающими мир и взаимопонимание».

«Как поступить?» Педагог раскладывает на своем столе сюжетные картинки конфликтного содержания. Например, следующие:
1. Все сажают овощи, цветы, деревья, а один ребенок сидит без дела.
2. Двое детей едят что-то вкусное, а третий нет.
3. Дети играют, а у одного ребенка нет игрушек.
4. Два незнакомых ребенка встречаются у качели, оба хотят покачаться.
Ученики по очереди подходят к столу учителя, берут картинку, рассматривают и предлагают свой выход из ситуации. Придуманные ими ситуации и выходы из них разыгрываются. Учитель поощряет предложения детей, в которых конфликт разрешается благодаря действию глаголов-«миротворцев».

ИНФОРМ-ДАЙДЖЕСТ
Правила дружбы
Помогай другу.
Если умеешь что-то делать — научи и его.
Если друг попал в беду — помоги ему, чем можешь.
Делись с другом.
Играй так, чтобы не всегда брать себе самое лучшее.
Останови друга, если он делает плохое.
Если он не прав, скажи ему об этом.
Не ссорься, не спорь по пустякам.
Играй дружно, не зазнавайся, если у тебя получилось лучше, чем у других.
Не завидуй — радуйся успехам друга вместе с ним.
Если поступил плохо, не бойся признаться в этом, попроси прощения и признай свою ошибку.
Если друг совершил проступок, но осознал свою вину и извинился — не затаивай в душе зло, обиду, умей простить его.

Правила честной игры
Соблюдай правила, старайся выигрывать честно.
Не радуйся, когда другой проигрывает, не смейся над ним.
Обидно, когда проигрываешь, но не падай духом и не злись ни на того, кто выиграл, ни на того, по чьей вине, может быть, произошло поражение.
ЗАДАНИЯ

1. Для выполнения этого задания тебе понадобятся несколько человек. Назовем их ассистентами. Это могут быть взрослые, но лучше — твои друзья. Пусть каждый из них зажмет в кулаке небольшой предмет (бусинку, камушек, монету). Твоя задача — уговорить разжать кулак и показать, что там спрятано. Каждого надо уговорить. К каждому найти свой подход, чтобы он разжал кулак. Если уговоришь — молодец.
2. Придумай с друзьями свой собственный язык, на котором можно было бы говорить, но понимали бы друг друга только вы. Например, «тарабарский язык». В нём после каждого слога добавляется слог «ля» (слово «утро» по-тарабарски «утляроля»). Разговаривайте на нём. Легко ли это делать? Всегда ли вы понимали друг друга? Когда переходили на обычный язык? Почему?
3. Социометрия.
Детям предлагается заполнить бланк:
Класс_________ Фамилия_____________ Дата__________
1. С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?
1-й выбор___________ 2-й выбор_________ 3-й выбор____________
2. С кем бы ты больше всего хотел работать на пришкольном участке? 1-й выбор___________ 2-й выбор_________ 3-й выбор____________
3. Кого из одноклассников ты охотнее всего пригласил бы на день рождения?
1-й выбор___________ 2-й выбор_________ 3-й выбор____________



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.