На главную Лекции и практикум по психологии Разное по психологии Психогигиена для учащихся начальной школы - Занятие 9-10. Правила общения
Психогигиена для учащихся начальной школы - Занятие 9-10. Правила общения
Лекции и практикум по психологии - Разное по психологии
Индекс материала
Психогигиена для учащихся начальной школы
Занятие 1-2. Гигиена умственного труда
Занятие 3-4. Внимание
Занятие 5-6. Память
Занятие 7-8. Воображение и мышление
Занятие 9-10. Правила общения
Занятие 11-12. Твое общение со сверстниками
Занятие 13-14. Твое настроение и самочувствие
Все страницы


Занятие 9-10. Правила общения

Цель: учить детей навыкам общения, закреплять эти знания на практике в игровой форме, познакомить детей с формами общения, формировать культуру общения, способствовать сплочению детского коллектива.
Основные понятия: общение, невербальные средства общения, вежливость, правила поведения.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Сегодня мы с вами поговорим об общении и его значении. Что такое общение? Общение – это взаимодействие людей друг с другом, обмен информацией, эмоциями, чувствами. С помощью чего мы общаемся? Люди общаются с помощью слов, жестов, мимики, устно, с помощью письма, телефона, пейджера, факса, компьютера. Одинаково ли вы общаетесь с родителями, друзьями, учителями? От чего зависит ваше поведение при общении с разными людьми? Как вы думаете, с каким человеком интереснее общаться: с эмоциональным, живым или скучным, бесстрастным, занудливым? Чтобы быть интересным собеседником, самому лучше понимать людей, с которыми общаешься, нужно учиться правильно, красиво общаться. Культура общения – очень важная часть общей культуры человека. Человек, общаясь, использует язык слов и язык жестов и мимики.
Игра «Пантомима»
Пантомима – это бессловесное выражение какой-либо мысли, чувства, состояния. Давайте проведем конкурс на лучшее изображение:

  1. грустного пингвина, задумчивого кота;
  2. человека, только что плотно пообедавшего;
  3. сцену приглашения (на день рождения, на свидание, в кино);
  4. сцену объяснения причины опоздания на урок.

Молодцы! Понравилось? Вы можете сами придумывать задания для такой игры. А сейчас я предлагаю вам посоревноваться в написании короткого послания:

  1. старому другу;
  2. понравившейся девочке (мальчику);
  3. учителю;
  4. бабушке.

Затем проводится выборочный анализ работ.

Сегодня необычный день, потому что мы отправляемся путешествовать в Царство Вежливости. Нас приглашает туда Фея Вежливости. Она прислала нам «волшебный клубок» и карту, чтобы мы не заблудились. Отправляемся? «Волшебный клубок» укажет нам дорогу лишь в том случае, если мы вспомним волшебное слово.
Замок Улыбки
Звучит музыка В.Шаинского «Улыбка».
Ребята, как вы думаете, почему нас первой встречает Улыбка? Когда мы улыбаемся? Вспомните случаи, когда вы улыбались и смеялись.
Дети приводят примеры.
Человек улыбается, когда ему хорошо, весело. Человек улыбается, когда знакомится с новыми людьми или встречает друзей. Какая улыбка у доброго воспитанного человека? (Добрая, милая, солнечная.) Давайте проведем конкурс на лучшую улыбку. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. Понравилось, когда вам улыбаются? Теперь с хорошим настроением мы отправляемся в путь. Какое волшебное слово мы скажем на этот раз?
Замок Волшебных Зеркал
Люди общаются между собой с помощью слов, улыбки и жестов. Когда вы смотрите на человека, вы можете понять без слов, какое у него настроение. Что он чувствует или даже о чем думает. Все у него бывает «написано» на лице. Когда он радуется, что мы видим? (Улыбку.) А когда хмурится? (Грустит.) Молодцы! Давайте попробуем изобразить человека, который удивлен, рассержен, мечтает о чем-нибудь. Очень хорошо! А теперь давайте поиграем.
Игра «Зеркало»
Встаньте парами лицом друг к другу. Теперь один из вас пусть делает какие-нибудь движения руками, головой, туловищем, а второй – повторяет его движения, как зеркало.
Участники меняются ролями.
Замечательно! Продолжаем наше путешествие.
Замок Веселых Смешинок
«Волшебный клубок» привел нас в Замок Веселых Смешинок, которые ни минуты не могут усидеть на месте и приглашают нас потанцевать вместе с ними.
Релаксационная пауза.
Дети танцуют под ритмичную музыку.
Замок Вежливого Рыцаря
А в этом замке нас встречает Вежливый Рыцарь. За всю свою жизнь он не сказал никому ни одного грубого слова. Он предлагает вам поиграть.
Игра «Словарь вежливых слов»
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого… («спасибо»).
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит… («добрый день»).
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы… («спасибо»).
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь… («здравствуйте»).
Когда нас бранят за шалости,
Говорим… («прости, пожалуйста!»).
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорим… («до свидания!»).
Замок Феи Вежливости
Наше путешествие приближается к концу. Фея Вежливости благодарит нас за хорошую работу и предлагает последний конкурс.
Конкурс комплиментов
Участвуют несколько пар детей. В заключение дети награждаются воздушными шарами.
Итоги
Какой вывод можно сделать сегодня: что важно знать и уметь при общении с другими людьми? Значит, улыбка, волшебные слова помогут найти нам новых друзей.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какие средства можно использовать при общении, чтобы оно было более интересным?
2. Что включает в себя общение?
3. Что такое вежливость?
4. Сформулируйте свои правила общения.

 

ИНФОРМ-ДАЙДЖЕСТ

Наше поведение на улице и в городском транспорте

Большую часть своего времени человек проводит «на людях», в обществе незнакомых людей на улице, в транспорте, в общественных местах. И от того, как мы ведем себя в обществе, зависит не только наше настроение, состояние здоровья и душевное спокойствие, но и настроение, состояние здоровья и душевное состояние окружающих нас людей.
Улица... Шумная, движущаяся во всех направлениях толпа. И вот кто-то кого-то задел локтем, кого-то толкнули чемоданом, кто-то остановился «на полном ходу», да еще посередине, и остальные наталкиваются на него, сердито выражая свое неудовольствие. Вот спешит молодой человек и, не считаясь с общим направлением движения, идет всем навстречу, прокладывая себе путь под недовольные реплики. Вот группа девушек, «перекрыв движение», бурно радуется встрече, не обращая внимания на окружающих, на то, что создали помеху общему движению многих людей.
Даже короткий отрезок пути в такой толпе людей, не знающих правил поведения на улице или просто не считающихся с теми, кто вокруг, способен надолго вывести из равновесия, испортить настроение. А ведь соблюдение правил хорошего тона на улице необходимо так же, как и соблюдение правил уличного движения.
В то же время не все люди бегут по делам. Поэтому правила поведения предусматривают возможность находиться на улице и тем, кто опаздывает на свидание или торопится на работу, и тем, кто вышел полюбоваться городом, просто побродить по улицам, погулять.
Поэтому главное правило, как и все правила хорошего тона, - вести себя так, чтобы не доставлять неудобств и неприятностей окружающим.
Предупредительность и вежливость на улице друг к другу, а не только ожидание этой предупредительности от других требует определенных усилий. Быть бесцеремонно грубым – значительно проще.
А есть ли какие-то особые правила поведения на улице? Пожалуй, нет, кроме установленных правил уличного движения, они-то, пожалуй, известны всем. В нашей стране – правостороннее движение, поэтому, находясь на улице, мы обычно держимся правой стороны, при этом не протискиваемся, следим, чтобы не задеть окружающих локтем, зонтом, сумкой. Если тротуар достаточно широк, не идем по середине его и тем более не идем против движения.
Вас трое – две девочки и мальчик, все ли равно, кто где будет идти; мальчик в середине, или мальчик справа, а затем две девочки? Книги по этикету рекомендуют в этом случае мальчику идти посередине, и наоборот, девочке – между двумя мальчиками.
Часто мальчики не знают, с какой стороны идти, находясь рядом с девочкой. Совет очень простой: надо идти с той стороны, где может быть потенциальная опасность (проезжая часть, обрыв, стройка).
Вас четверо друзей, а может, и больше. Ходить такой большой компанией в ряд не следует, разделитесь на группы по два-три человека, так будет удобнее и вам, и окружающим.
Вы торопитесь, и вам нужно обойти идущих впереди. Как это сделать? Идущего впереди обходят слева, а идущих навстречу – справа. При этом не забудьте воспользоваться обращениями: «позвольте пройти», «пожалуйста», «будьте добры», а если вам придется кого-то потревожить, обязательно надо извиниться. Если тротуар узок, то мальчик должен уступить дорогу женщине, пожилому человеку и при необходимости даже сойти с тротуара.
Иногда возникает такая ситуация, когда нужно остановиться на улице, уточнить адрес, найти в сумочке необходимую вещь, или вы неожиданно встретили приятеля (друга), а может быть, к вам обратились с вопросом, и однозначно ответить на него нельзя (все возможные варианты перечислить трудно). Тогда отойдите в сторону (лучше в сторону, противоположную движению, туда, где можно спокойно, без помех все сделать, не мешая окружающим).
На улице мы стараемся не привлекать внимание окружающих очень громким разговором, смехом, жестикуляцией. Воспитанный человек не будет разглядывать окружающих; а тем более оглядываться. Конечно, каждому понятно, что нужно помочь перейти улицу слепому и пожилому человеку, при этом не обязательно дожидаться, когда вас об этом попросят, вполне прилично самому предложить такую помощь. Будем доброжелательны и приветливы к тем, кто обращается к нам на улице с вопросом, не отмахнемся ничего не значащей фразой, постараемся ответить четко и правильно, а если просто не знаем, «где эта улица, где этот дом», лучше извинимся и предложим узнать это у кого-нибудь другого. Ни в коем случае не будем есть на ходу, да еще проталкиваясь через толпу с жирным пирожком или капающим мороженым (как часто бывает). Вообще на улице и в транспорте есть не рекомендуется, за исключением тех мест, которые специально для этого отведены. Невежливо, проходя по улице, делать громкие замечания в адрес проходящих по поводу их внешнего вида. Не принято громко разговаривать и смеяться в общественном транспорте, так как рядом могут находиться люди с плохим настроением, потерявшие близких, возвращающиеся с похорон.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.