Страница 5 из 8
Занятие 7-8. Воображение и мышление
Цель: рассмотреть содержание понятий мышление и воображение. Основные понятия: воображение, виды воображения (творческое и воссоздающее, произвольное и непроизвольное), мышление, свойства ума, связь мышления и речи.
Информационные материалы
У человека есть удивительная способность. Она дает ему возможность придумывать, создавать в уме новые образы. Представлять себе то, чего он никогда не видел, но о чем слышал или читал. Эта способность называется воображением. В создании воображаемых образов могут участвовать все органы чувств — зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. В слове «воображение» скрывается слово «образ». Образ – это то, что вы представляете себе в уме так, как будто видите, слышите, чувствуете это на самом деле. Образы воображения помогают нам представить то, чего мы никогда раньше не видели. Воображение – это способность к созданию в уме новых образов. Эти новые образы очень яркие. Вы можете нарисовать их, описать словами. Воображение помогает нам придумывать новые вещи, книги. Представить будущее и результаты поступков. Например, вы обещали товарищу что-нибудь сделать, а потом вам стало лень делать это. Но вы представляете себе, как расстроится он, видите его расстроенное (или рассерженное) лицо и понимаете, что обещание надо выполнить. Воображение, которое помогает создать что-то совсем новое, называется творческим. Без творческого воображения не было бы ни сказок, ни новых книг, картин, музыки, новых изобретений – вообще ничего нового. Ведь для того чтобы возникла новая вещь, её надо сначала придумать, представить себе, вообразить. Придумайте и нарисуйте цветок, которого не существует в природе. Вообразите и опишите его запах. Теперь вы знаете, что творческое воображение – это самостоятельное создание новых образов. Но есть и другой вид воображения – воссоздающее или восстанавливающее.Этот вид воображения часто нужен на уроке. Учитель рассказывает, например, о том, что было много лет назад, а вы представляете это себе. Иногда даже видите, как по телевизору или в кино. Такое воображение помогает по описанию представить себе то, что мы никогда не видели и не чувствовали. Воссоздающее воображение помогает нам по отдельному кусочку, детали представить целое. Восстановить, воссоздать его. Так, охотники по следам представляют, как выглядит зверь. А археологи по отдельным черепкам воссоздают старинные вазы, кувшины. У воссоздающего воображения всегда есть помощники – это описания, карты, схемы, детали, модели. Воссоздающее воображение помогает нам по карте представить местность. Оно позволяет нам смотреть на чертеж, выкройку или макет, а видеть машину, платье, дворец. Воображение, как и внимание, и память, может быть произвольным или непроизвольным. Вы можете представлять то, что вы хотите. Такое воображение называется произвольным. Например, вы начинаете думать о том, кем вы будете, когда станете взрослым. Создание образов в соответствии с поставленной целью, намерением называется произвольным воображением. Произвольное воображение очень важно для человека. Благодаря ему вы можете вообразить по своему желанию героя книги или мультфильма и играть в этих героев. Благодаря ему создаются новые изобретения, новые фильмы, книги, картины, песни – произведения искусства. Но иногда воображение «не слушается». Не вы управляете им, а оно само ведёт вас, уносит куда-то. В таких случаях говорят, что вы находитесь во власти воображения. Такое воображение называется непроизвольным. Свободное, неуправляемое возникновение образов у человека называется непроизвольным воображением. Непроизвольное воображение работает, когда мы фантазируем без определенной цели, мечтаем, дремлем или спим. В создании образов воображения могут участвовать все органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Они могут действовать по отдельности, а могут все вместе. Воображение достаточно успешно у нас развивается вместе с развитием нашего мышления. Вам, наверное, не раз приходилось слышать, как родители и учителя в разных ситуациях говорили: «Подумайте», «Попробуйте сообразить», «Учитесь мыслить самостоятельно», «Догадайтесь». Так они обращались к одной из самых важных человеческих способностей – способности мыслить. Человек – существо разумное, мыслящее. Научное название человека так и звучит: «Человек разумный», или «Homo sapiens». Вам уже известно, что человек может по-разному познавать окружающий мир. В этом ему помогают такие психические процессы, как ощущения, восприятие, память. Так, ощущения и восприятие позволяют почувствовать разнообразие окружающего мира, прямо соприкоснуться с ним: потрогать руками, увидеть его краски, услышать звуки, ощутить запахи и даже попробовать на вкус. Память помогает сохранить и в нужный момент вспомнить все полученные человеком знания и впечатления. А зачем нужно мышление? Отличие человека как существа разумного состоит в том, что он не только воспринимает окружающий мир, но и хочет его понять. Понять – это значит проникнуть в суть предметов и явлений, познать самое главное, существенное в них. Понимание даётся человеку с помощью мышления. Поэтому мышление – есть выделение главного и существенного в окружающих предметах и явлениях. Мышление помогает человеку совершать научные открытия, изобретать и конструировать сложные технические устройства: космические ракеты, компьютеры, лазеры, строить большие и красивые города, создавать замечательные произведения искусства. Без мышления невозможно читать интересные книги и понимать, о чём в них написано, решать задачи, писать стихи, отгадывать загадки, играть в шахматы и «морской бой», шить куклам платья, учить щенка выполнять разные команды. Именно мышление позволяет не заблудиться в лесу, найти лучший способ помириться с другом, придумать новую игру для младшего брата или сестры, выбрать маме подарок ко дню рождения и ещё многое, многое другое. Без мышления человек просто не смог бы быть человеком. Мышление не может появиться из ничего, на пустом месте. Ваша мысль только тогда начинает работать, когда нужно что-то понять, в чём-то разобраться, решить какую-то задачу, преодолеть затруднение. Начиная думать о чём-то, вы сначала задаёте себе вопросы. Мышление всегда начинается с вопроса. Поэтому нельзя заставить мысль работать, если просто сказать себе: «Подумай». И у другого человека от одной этой просьбы мысли в голове тоже не появятся. Нужно, чтобы перед вами возник вопрос, над решением которого вам необходимо «думать». И самое главное, чтобы этот вопрос вам самому хотелось решать, чтобы вам было интересно над ним думать. Нередко можно слышать, как, характеризуя человека, о нём с уважением говорят: «Какой он умный», «Он у нас такой умный». А какого человека можно назвать умным? Попробуйте ответить на этот вопрос. Свои ответы запишите, начиная с такой фразы: «Умный человек – это…» А теперь давай разберёмся. Очень часто умным называют человека, который много знает. Много знать – это действительно хорошо. Знания всегда могут пригодиться в жизни. Но ведь знания можно накопить и без ума, только с помощью памяти. Хорошая память и хороший ум – это не одно и то же. Ум – это способность человека мыслить. Поэтому каждый, кто способен к мышлению, может быть назван умным человеком. Однако люди различаются особенностями своего ума. «Сколько голов, столько умов», – говорит пословица. Давайте посмотрим, какими особенностями может обладать ум. Представь себе, что вы – выдающийся шахматист. Сейчас вы играете очень важную и ответственную партию на международном турнире. Вы тщательно и последовательно обдумываете каждый свой ход, взвешиваете все «за» и «против», отбрасываете неудачные варианты и всякий раз выбираете тот единственный ход, который укрепляет ваши позиции. Так, строго контролируя каждое своё решение и оценивая ответные шаги соперника, вы уверенно ведёте свою игру. И вот, наконец, вы делаете последний, решающий ход. И... проигравшему сопернику остаётся только пожать вашу мужественную руку. Вы – победитель! Добиться победы вам помогло такое качество ума, как дисциплинированность. Дисциплинированный – значит подчиняющийся определённому порядку. Именно дисциплинированность ума не позволила вам делать первые пришедшие в голову ходы, а заставила последовательно и внимательно проверять правильность каждого решения. Дисциплинированность, чёткость ума очень важна при овладении такой точной наукой, как математика. А теперь представьте себе, что во время той же шахматной партии вы, совершенно неожиданно для соперника, применяете новый, никому не известный ход. Найденное вами новое, нестандартное решение стало переломным моментом партии и во многом определило успех вашей игры. В умении находить новые, неожиданные решения проявляется гибкость ума. Гибким умом отличаются изобретатели, умеющие увидеть с неожиданной стороны привычные всем предметы и найти не известные до этого способы их применения. А теперь представьте, что, играя в шахматы, вы следите только за своими ходами и не учитываете действий соперника. Можете считать, что вы уже проиграли. Ведь вы не принимаете в расчёт всей ситуации, которая складывается на шахматной доске. Способность полностью охватить все условия задачи зависит от широты мысли. Игра в шахматы требует развития и такой особенности ума, как быстрота. Ведь свой ход нужно успеть сделать в отведённое для этого время. Однако лётчику быстрота ума требуется ещё больше, чем шахматисту. Нельзя же остановить самолёт в воздухе, чтобы подумать, куда лететь дальше. Лётчик должен принимать решения очень быстро, поэтому медленно соображающий человек не может быть хорошим лётчиком.
Теперь вы знаете, что ум имеет разные особенности: дисциплинированность, гибкость, широту и быстроту. У разных людей эти особенности ума могут быть развиты неодинаково и по-разному сочетаться друг с другом. Хорошо, если быстрый ум является в то же время дисциплинированным и широким. Обладатель такого ума будет отлично справляться со сложными заданиями, требующими всестороннего обдумывания. Человек с быстрым и гибким умом сумеет легко найти выход из любой неожиданно возникшей трудной ситуации и проявит при этом сообразительность и находчивость. А вот только быстрота ума без достаточного развития других его сторон приводит к торопливости. Вспомни Незнайку, который из-за торопливости своего ума всё время попадал в смешные и нелепые ситуации и доставлял много хлопот окружающим. Как видите, быстрота мысли ещё не является показателем хорошего ума. Точно так же и медленный ум – это не значит ум плохой. Медленно, неспешно думающие люди (их ещё называют тугодумами) могут глубже и внимательнее подойти к решению задачи. Благодаря этому они способны найти весьма оригинальное её решение, мимо которого, возможно, проскочил бы быстрый ум. Вы видите, что у ума есть много особенностей. Поэтому существует и много разных умов, каждый из которых имеет свои сильные стороны. Умным можно быть по-разному. Наше мышление имеет одну важную особенность: мы мыслим словами.Когда мы о чём-то думаем, то произносим слова громко или про себя. Мы задаем вопросы, рассуждаем о чём-то, высказываем различные предположения, пользуясь словами родного языка. Именно слова дают нам возможность выразить свои мысли и сообщить их другим людям. Вы знаете, почему на уроках учителя нередко просят школьников отвечать «полным ответом», подробно объяснять решение примера или задачи? Потому что «полный ответ», то есть полностью развёрнутая в словах мысль, позволяет лучше понять объяснение не только тому, кто слушает ответ, но и тому, кто отвечает. На этот счёт существует хорошее правило: объясняя что-то другому, сам начинаешь лучше понимать то, что объясняешь. Наша речь, слова родного языка помогают существовать нашим мыслям и делают их понятными для других людей. И теперь вам, наверняка, будет понятен ответ на самый главный вопрос: что же такое мышление? Мышление – это способность к решению проблем и задач. Различные задачи, требующие своего разрешения, встречаются в жизни на каждом шагу. И это не только задачи по математике. Способность к мышлению требуется от человека при выполнении любой деятельности. Человек всегда думает, прежде чем что-то сделать. Поэтому так важно учиться мыслить и развивать лучшие качества своего ума. Вопросы и задания:
1. Что такое воображение? 2. Зачем человеку нужно воображение? 3. Придумайте новую игрушку, такую, какой ни у кого ещё нет. Нарисуйте или опишите её. 4. Некоторых ребят называют воображалами. Почему? Подумайте, как связано это с тем, что вы узнали о воображении. 5.Чем различаются воссоздающее и творческое воображение, произвольное и непроизвольное? 6. Зачем человеку нужно мышление? 7. Подумайте и ответьте. Имеются песочные часы на 3 и 7 минут. Надо опустить яйцо в кипящую воду ровно на 4 минуты. Как это сделать при помощи песочных часов? 8. На этом рисунке вы видите работу французского скульптора О.Родена «Мыслитель». Всмотритесь в этого человека. Попробуйте себе представить, о чём задумался «Мыслитель». Запишите его мысли.
Рис. 7.
9. К следующему занятию на листе бумаги изобразите силуэт головы. Можете взять за образец тот, который нарисован на этой странице. С помощью различных фотографий, наклеек, картинок, вырезок составьте коллаж на тему «Что в моём уме». Элементы коллажа подбирайте так, чтобы они могли рассказать другим людям о вас самих и о ваших мыслях.
Рис. 8.
10. Вспомните героев хорошо известных вам книг и мультфильмов: Винни-Пуха, Карлсона, Маугли, трёх поросят, девочку Алису из Страны Чудес, Иванушку-дурачка (такой ли уж он дурачок?) и других. Какие особенности их ума вы можете отметить? Кто из них по складу своего ума напоминает вас? 11. Проявите гибкость ума. Придумайте как можно больше способов применения хорошо известных вам предметов. Для начала возьми, например, карандаш. Как ещё его можно использовать помимо рисования? Подумайте также над новым употреблением мела, книги, портфеля. Вы можете выбрать и любые другие предметы по своему желанию. 12. Что помогает нашей мысли стать понятной для других людей?
Информ-дайджест
Воображение и мышление можно развивать
Каждый человек обладает способностью к творческому и воссоздающему воображению. Но чтобы воображение развивалось, его надо тренировать. Для этого существуют специальные упражнения-игры. Одно из них придумал всемирно известный сказочник Джанни Родари. Оно называется «Фантастические гипотезы». Он предложил придумывать разные ответы на вопрос: Что было бы, если ...? Для вопроса берутся случайные подлежащее и сказуемое. Например, пусть подлежащим будет «город», а сказуемым – «летать». Что было бы, если бы город ... начал летать? Это невероятное предложение и есть гипотеза. Упражнение можно выполнять самостоятельно, а лучше – с одним или несколькими друзьями. Приготовьте 10 карточек. На первых пяти напишите существительные, а на остальных пяти – глаголы. Например: стол, телефон, светофор, ложка, утюг; и летать, изобретать, рисовать, мечтать, говорить. Перемешайте карточки в каждой из групп. Не глядя, вытащите из каждой группы по одной карточке. Соедините полученные слова вопросом «Что было бы, если...?» Спросите себя или друга, с которым вы выполняете это упражнение: «Что было бы, если утюг стал мечтать?» Придумайте как можно больше разных ответов. Это и будет формулировкой гипотезы. Примерно так же задают себе вопросы изобретатели и учёные. Меняйте слова и постепенно увеличивайте количество карточек в каждой группе. Так вы будете тренировать своё творческое воображение. Воссоздающее воображение тоже можно тренировать. Посмотрите внимательно на нарисованные в рамке геометрические фигуры.
|
Рис. 9.
Составьте из этих фигур разные изображения. Каждую фигуру можно использовать столько раз, сколько захотите, но нельзя добавлять другие фигуры или линии. Например, попробуйте изобразить маску клоуна, домик, кошку. Для развития воображения это упражнение надо делать часто. Фигуры можно вырезать из бумаги и составлять из них картинки. Можно даже придумать целую картину, а потом составить по ней рассказ. Как же развивать мышление? Прежде всего, надо учиться задавать вопросы. Вы уже знаете, что так рождается мышление. Ведь сам вопрос – это уже мысль. И чтобы его задать, нужно прежде подумать о том, о чём вы спрашиваете. Для развития в себе этой способности можно выполнять такое упражнение. Выберите какой-нибудь предмет (совершенно любой) и задавайте о нём как можно больше самых разных вопросов: Какого он цвета? Формы? Чем пахнет? Из чего сделан? Как сюда попал? Для чего предназначен? Кто его использует? Где ещё его можно встретить? Что бы случилось, если бы он был в несколько раз больше (или меньше)? Другого цвета? И так далее. И, конечно, постарайтесь сами ответить на свои вопросы. Это упражнение можно выполнять в свободную минуту дома, на улице, в школе на перемене (но не на уроке!). Ещё лучше, если вы будете делать это с друзьями. Вы удивитесь тому, как вопросы позволяют увидеть с совершенно новой, неожиданной стороны даже самые привычные предметы. Развивать мышление – это, прежде всего, учиться наблюдать, формулировать и разрешать различные вопросы. Чем более человек склонен к размышлению, тем чаще он ставит перед собой те или иные проблемы. Понаблюдайте за собой. Часто ли у вас возникают вопросы, как существенны они? Легко ли вам увидеть проблему при изучении какого-то материала? Это можно выяснить простым способом: при изучении незнакомого вам материала проанализируйте, как быстро и уверенно вы выделяете ясное или неясное, т. е. ставите вопросы. Мышление – самая трудная работа для человека. И для выполнения этой работы необходимы организованность, хорошо развитое внимание, память, наблюдательность, работоспособность. Непременное условие развития мышления – чтение, участие в дискуссиях, решение творческих, нестандартных, парадоксальных задач, регулярное изложение мыслей своими словами, широта и глубина интересов. При решении любой умственной задачи постарайтесь проследить этапы своей мыслительной деятельности: постановка задачи или проблемы, выдвижение гипотез или вариантов решения (чем их больше, тем лучше), анализ гипотез и выбор наиболее вероятных, проверка избранной гипотезы или решения (ее доказательство). Определите, какие трудности вы испытываете на том или ином этапе. Как вообще вам дается мыслительное усилие? Как часто вы подменяете решение мыслительной задачи работой памяти? Попробуйте определить, развита или нет у вас потребность в мышлении. Понаблюдайте за собой: при решении задач возникает ли у вас «тяга к решению», стремление по-иному подойти к проблеме, заняться еще подобными задачами. Способствует оттачиванию мысли выполнение упражнения в письменном виде (ведение дневника жизни, сочинительство). Следует усвоить важнейшие характеристики мышления. К ним относятся: самостоятельность мышления – умение использовать общественный опыт, независимость собственной мысли; критичность мышления – объективная оценка других и себя; глубина мысли – способность анализировать, сравнивать, находить существенное; гибкость мысли – умение находить пути решения задачи; пытливость мысли – потребность всегда искать наилучшее решение; креативность мышления – способность к творчеству.
|