Страница 3 из 8
Занятие 3-4. Внимание
Цель: изучить условия успешной организации внимания. Основные понятия: непроизвольное и произвольное внимание, свойства внимания, приемы организации внимания, наблюдательность.
Информационные материалы
Легко быть внимательным, когда смотришь интересный фильм. Здесь о внимании и думать-то не надо. Но очень трудно быть внимательным, когда учишь скучный и трудный урок. Почему так происходит? Потому, что в этих двух случаях мы встречаемся с разным вниманием: непроизвольным (в случае с интересным фильмом) и произвольным (в случае со скучным уроком). Непроизвольное внимание возникает без всяких усилий с нашей стороны. Что может привлекать к себе непроизвольное внимание? Таких объектов очень много, но их можно разделить на две группы. Во-первых, это то, что привлекает внимание своими внешними свойствами. Например: • громкие и неожиданные звуки (гром, свисток милиционера, разорвавшаяся хлопушка, резкий визг тормозов); • яркие световые явления (молния, красочная реклама, внезапно включенный или выключенный свет); • резкие вкусы (горечь, кислота, неожиданный вкус); • сильные запахи (духов, гари, вкусной еды); • что-то новое (например, если ты каждый день ходишь в школу по одной и той же дороге и вдруг на пути увидишь новые качели, то обязательно обратишь на это своё внимание). Во-вторых, это все, что интересно для данного человека. Обычный человек не обратит внимания в лесу на какие-то там следы. Но внимание охотника, следопыта будет этими следами буквально поглощено. Книга по собаководству вызовет непроизвольное внимание кинолога (так называется профессия человека, который занимается разведением собак). Но эта книга будет совершенно неинтересной и не привлечет внимания человека, которому собаки безразличны. Интересно для человека чаще всего то, что связано с его основными, любимыми занятиями в жизни, с тем делом, которое для него важно. Когда речь идет о непроизвольном внимании, можно сказать, что не мы обращаем внимание на те или иные объекты, а они сами завладевают нашим вниманием. Совсем иначе обстоит дело в случае с вниманием произвольным. Здесь объект сам по себе не привлекает внимания, но человек удерживает на нем свое внимание своим собственным усилием. Произвольное вниманиевозникает тогда, когда человек сам ставит перед собой определенную цель и прилагает усилия, старания для ее достижения. Задача по математике не производит на нас такого сильного впечатления, как удар грома. Удар грома овладевает нашим вниманием совершенно независимо от нас. Но чтобы решать математическую задачу, надо самому постоянно удерживать на ней свое внимание. Однако иногда решение задачи становится для человека столь интересным делом, что он может даже не услышать удара грома. Тогда можно говорить о том, что его внимание в процессе решения задачи из произвольного превратилось вновь в непроизвольное. Внимание имеет и другие свойства и особенности. Представим внимание в виде луча прожектора. Тогда то, на что чаще всего бывает направлен луч этого прожектора, характеризует общую направленность внимания. Но можно быть очень внимательным, а можно быть внимательным слегка, чуть-чуть. Степень (интенсивность)внимания можно представить себе как яркость луча прожектора, как уровень освещенности. Площадь пятна света, которое образует луч, попадая на те или иные объекты, – это объем внимания. Люди очень давно стали задавать себе вопросы: на сколько предметов может быть одновременно направлено внимание? Сколько объектов внимания можно охватить сразу, одномоментно? Психологи определяют объем внимания обычно так: на короткое время (несколько секунд) человеку показывают изображение нескольких разных предметов (буквы, цифры, фигурки, значки и т.п.). Сколько объектов запомнил человек – таков его объем внимания. Чаще всего оказывается, что запоминается таким образом от четырёх до шести объектов. Объем внимания очень важно учитывать во многих областях жизни. Приведем такой пример. Создатель рекламы хочет, чтобы любой прохожий, который только мельком бросает свой взгляд на рекламный щит, понял и запомнил его содержание. Для этого надо, чтобы на рекламе было не больше пяти слов. Если их больше, то полезно ярко выделить несколько самых важных слов, но также не больше 4 – 6. Направленность, степень и объем – очень важные свойства внимания. Но есть и другие, не менее важные, но еще более сложные. Познакомимся с этими свойствами. Они имеют трудные названия, но постепенно вы к ним привыкнете.
Концентрация внимания – это такое свойство, которое направляет, сосредоточивает все внимание человека на каком-либо определенном предмете или определенной деятельности. Вот некоторые задания (тесты), по которым можно определить, насколько хорошо у вас развита способность концентрировать внимание, насколько вы можете быть сосредоточенным. В задании на левом рисунке надо в уме (без помощи пальцев или указки) сосчитать число кружочков в каждой цветовой группе. Кто сможет это сделать быстрее и точнее, тот обладает большей концентрацией внимания. В задании на правом рисунке (рис. 1) надо как можно быстрее найти одинаковые фигуры. Тот, кто быстрее выполнит это задание, без ошибок найдёт нужное число одинаковых фигур и отметит их крестиком, обладает большей концентрацией внимания.
Примерами заданий на определение концентрации или сосредоточенности внимания могут быть задания на прослеживание запутанных линий (рис. 2) и нахождение выхода из лабиринта (рис. 3).
Рис. 2
Рис. 3
Эти задания, а также многие похожие на них, можно использовать не только для того, чтобы определить, у кого выше концентрация внимания, но и для тренировки этого свойства внимания. Время, в течение которого сохраняется концентрация внимания, указывает на устойчивость внимания. Некоторые ученые полагают, что гениальные мыслители наделены особо устойчивым вниманием. Например, великого Ньютона спросили о том, как он смог сделать свои научные открытия. Он ответил: «Благодаря тому, что я непрестанно думал об этих вопросах». Как вы думаете, может ли внимание направляться одновременно в разные стороны? Может ли человек, внимательно делая какое-то одно дело, в то же самое время следить за другими объектами или думать о чем-то постороннем? Правильно, это не только возможно, но и необходимо в жизни на каждом шагу. Способность человека удерживать внимание на одной деятельности и при этом некоторое внимание уделять и другой деятельности называется распределениемвнимания. Распределение внимания можно представить как расщепление нашего луча-прожектора в двух и более направлениях. Но как, при каких условиях может человек распределить свое внимание? Например, чтобы успешно выполнять одновременно две работы, надо по крайней мере в одном деле быть мастером. Тогда эта работа будет выполняться автоматически, «сама собой», а человек будет лишь время от времени сознательно контролировать и регулировать ее. В этом случае основное внимание можно будет уделить второй работе, менее знакомой человеку. Умение распределять свое внимание у разных людей чрезвычайно различно. Одни люди легко могут делать два дела сразу, другим это очень трудно. Погрузившись в одно дело, они решительно не в состоянии замечать ничего другого. Иными словами можно сказать, что у одних людей внимание распределенное, у других – концентрированное. 1. А вы можете делать два дела сразу? Приведи примеры. 2. А ваша мама? Напишите, на какие дела она может сразу обращать свое внимание. Некоторые люди могут легко и просто переходить от одного занятия к другому. У таких людей внимание подвижное, гибкое. Для других переход от одного дела к другому связан с определенным усилием: им нужно некоторое время, чтобы «собраться с мыслями», «войти в работу». Эти люди различаются таким свойством внимания, как переключение. Переключение внимания –это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного предмета или действия на другие. Изучать способность к переключению внимания можно, например, по приведенному ниже рисунку 4.
|
Попробуйте сосчитать от 1 до 83, отыскивая соответствующие числа на рисунке, и заметьте, сколько вам потребуется времени. Можно провести соревнование с приятелем или с кем-то из родственников. А можно запомнить это время, попробовать тренировать эту способность, а затем проверить, улучшился ли результат. Запишите, сколько времени вы считали в первый раз, а сколько в последующие разы. Внимание может изменяться не только сознательно и произвольно, но и непроизвольно. Попробуйте сосредоточить свое внимание только на левой половине рисунка 5. Скоро вы заметите, что волей-неволей глаз перемещается на правую сторону изображения. Если смотреть еще дольше, то вовсе можно поймать себя на мысли, что вы уже и не смотрите внимательно на эти линии. Вы просто думаете о чем-то другом. У вас так и получилось?
Рис. 5
Непроизвольное изменение степени, силы внимания во времени называют колебаниями внимания. Вы можете проверить, есть или нет у вас это свойство, с помощью такого простого опыта. Попросите кого-нибудь (маму, сестру, брата, друга), кто не читал еще этого учебника, закрыть глаза. Скажите, что хотите проверить его(ее) слух. Потом поднесите к его(ее) уху часы – наручные или небольшой будильник – и скажите: «Слушай внимательно тиканье часов. Когда тебе будет казаться, что я отдаляю часы от твоего уха, поднимай правую руку. А когда тебе будет казаться, что приближаю, – левую». При этом вы держите часы на одном и том же расстоянии от уха. В результате вы увидите, что вашему испытуемому будет действительно казаться, что часы то приближаются, то удаляются. Это потому, что тиканье слышится то как более громкое, то как более тихое. Иногда у некоторых людей проявляется такое свойство внимания как рассеянность. Этим словом обозначают два вида невнимательности. Они происходят от разных причин. Рассеянность может быть результатом слабости внимания. Человек ни на чем не может сосредоточиться на долгое время. Внимание его непрерывно перескакивает с одного на другое. Но рассеянность может иметь совершенно иной характер. Человек настолько сильно сосредоточен на одном предмете, что не способен замечать ничего другого, потому и рассеян. Например, многие ученые люди совершенно не обращают внимания на свою одежду, обувь. Выходя на улицу, они часто забывают переобуть тапочки и т.д. Эта «рассеянность» является выражением максимальной собранности и сосредоточенности на основном предмете своих мыслей. При столкновении с житейскими мелочами рассеянный ученый не переключает своего внимания на эти мелочи и часто попадает в смешное положение. У таких людей внимание сильное, но узкое и малоподвижное. Очень связана с нашим вниманием наблюдательность. Умение наблюдать дает возможность хорошо ориентироваться, более точно воспринимать предметы, лучше понимать людей, подмечая их внешние особенности и особенности поведения. Все это позволяет разумно поступать и реагировать на изменения в окружающем мире. Как правильно организовать наблюдение? 1. Необходимо получить предварительные знания об интересующем вас предмете. Наблюдать то, о чем мы не имеем никаких сведений, бывает очень трудно. 2. Наблюдение хорошо вести по плану. Беспорядочное рассматривание объекта редко дает удовлетворительные результаты. 3. Наблюдение должно вестись с достаточной полнотой и глубиной. Целесообразно замечать в наблюдаемом объекте существенно важное и быть внимательным к деталям, имеющим значение для правильного понимания предмета. 4. Наблюдение полезно сопровождать записями, сбором документальных материалов, которые затем подвергать тщательному анализу. Наблюдательность как свойство личности формируется в процессе систематических занятий любимым делом, связана с развитием профессиональных интересов. Мы познакомились с важной стороной психики – вниманием. Внимание сопровождает и восприятие, и память, и мышление, и воображение. Без внимания жизнь была бы невозможна, потому что нельзя одновременно все видеть, все слышать, обо всем думать. Внимание дает человеку возможность выбирать. Оно делает его поведение разумно направленным на что-то. Теперь вы знаете многие свойства внимания, которые можно у самого себя развивать. Не отчаивайтесь, если вам вдруг покажется, что у вас низкая переключаемость внимания или недостаточная концентрация. Лучше потренируйтесь.
Иформ-дайджест
Развивайте внимание
Верный путь развития внимания – приучать себя работать в самых разнообразных условиях, в шумной обстановке, стараться не замечать того, что мешает занятиям. Развитие устойчивости внимания человека связано с выраженностью его волевых качеств. Поэтому надо дисциплинировать себя, приучать, даже в мелочах, быть хозяином собственных действий. Умейте сосредоточиться, когда этого совсем не хочется. Рекомендуется почаще следовать принципу «надо», а не принципу «хочу». Приучайте себя начинать работу с трудного и неинтересного, сначала выполнять дела, которые хочется отложить «на потом». Хорошо развивает внимание чередование занятий легких и трудных, интересных и неинтересных, но при этом не следует забывать о перерывах. Полезны подвижные и спортивные игры, решение головоломок, игра в шахматы. Но сами по себе подобные занятия не развивают внимание, этому способствуют ваши стремление, желание, цели. Можно годами увлекаться шахматами и быть не очень внимательным человеком. Запомните: чем больше та или иная деятельность соответствует вашим интересам, потребностям, способностям, тем быстрее будет развиваться ваше внимание. Никогда не позволяйте себе делать ее без радости. Большую пользу принесут систематические упражнения при одновременном выполнении различных действий. При этом общее восприятие каждого объекта важно сохранить достаточно хорошим и в то же время следует концентрировать внимание на главном, выделяя его из второстепенного. Тренировка переключения внимания должна идти по трем путям: умение быстро переключать внимание с объекта на объект; умение выделять наиболее важные объекты; умение выбирать оптимальный маршрут восприятия, что образно называют выработкой «маршрута восприятия». Психологами разработаны специальные психотехнические упражнения, направленные в основном на развитие произвольности, способности управлять вниманием. Приведем некоторые из них. Упражнение «Муха» выполняется в группе. Необходимо нарисовать на доске или представить девятиклеточное игровое поле 3 х 3. В центральной клетке сидит «муха». Участники игры поочередно перемещают ее по командам «Вверх!», «Вниз!», «Вправо!», «Влево!» на соседнюю клетку. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями «мухи», не допустить ее выхода за пределы игрового поля. Если кто-то теряет нить игры или видит, что «муха» покинула поле, он дает команду «Стоп!» и, вернув «муху» на центральную клетку, начинает игру сначала. Игровое поле можно усложнить, придать ему другую конфигурацию. Можно поочередно двигать две «мухи». При выполнении упражнения «Заблудившийся рассказчик» участники игры рассаживаются в круг. Ведущий назначает тему разговора. Один из участников начинает развивать ее, а затем уводит разговор в сторону. Он «перескакивает» с одной темы на другую, стремится как можно лучше «запутать» свое повествование. Затем ведущий жестом передает слово другому участнику. Слово может получить любой, поэтому за ходом игры следят все. Тот, на кого упал выбор, должен «распутать» разговор, т. е. кратко пройтись по всем ассоциативным переключениям своего предшественника в обратном порядке – от конца к началу. Он возвращается к исходной, предложенной ведущим теме. Затем сам «запутывает» разговор, передает слово кому-то другому и так далее. Постепенно длину ассоциативных рядов при «запутывании» следует наращивать. Чем длиннее ряд, тем более напряженная работа памяти и внимания требуется от следящих за рассказом, тем эффективнее тренировка.
Вопросы и задания:
1. Приведите свои примеры произвольного и непроизвольного внимания. 2. Представьте себе ситуацию: мальчик сидит у себя дома за столом и читает школьный учебник. Как вы думаете, что может ему помочь удерживать внимание на этом учебнике, а что помешать? 3. При каком условии произвольное внимание может превратиться в непроизвольное? 4. Подготовьте 10 – 12 разных предметов. Накройте их газетой. Проверьте своих сверстников, каков объем их внимания, приоткрывая предметы на 2 – 3 секунды. 5. Рассказывают, что Наполеон мог делать одновременно много дел. Например, мог диктовать сразу несколько писем. Какие свойства определяли его внимание? 6. В классе идут занятия. Саша смотрит на доску и слушает, как учитель объясняет сложный урок. Антон тоже слушает учителя, но одновременно играет в крестики-нолики с соседом по парте. Вова внимательно разглядывает пролетающую за окном стаю ворон. Какими свойствами обладает внимание каждого из этих учеников? 7. Как вы думаете, какие свойства внимания должны быть у продавца, хирурга, канатоходца? Почему?
|