На главную Лекции и практикум по психологии Разное по психологии Психогигиена для учащихся начальной школы - Занятие 13-14. Твое настроение и самочувствие
Психогигиена для учащихся начальной школы - Занятие 13-14. Твое настроение и самочувствие
Лекции и практикум по психологии - Разное по психологии
Индекс материала
Психогигиена для учащихся начальной школы
Занятие 1-2. Гигиена умственного труда
Занятие 3-4. Внимание
Занятие 5-6. Память
Занятие 7-8. Воображение и мышление
Занятие 9-10. Правила общения
Занятие 11-12. Твое общение со сверстниками
Занятие 13-14. Твое настроение и самочувствие
Все страницы

Занятие 13-14. Твое настроение и самочувствие

Цель: закреплять навыки распознавания положительных и отрицательных эмоций, учить способам управления собственным настроением.
Основные понятия: положительные и отрицательные эмоции, способы регуляции настроения, способы выражения эмоций.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Представьте себе или вспомните, если такое уже было, что вам подарили вашу любимую игру, например, «Денди», или коньки, или самокат, или необыкновенный пенал, словом то, что вам очень-очень хотелось. А теперь скажите, какие эмоции человек испытывает в такие моменты? Конечно, радость, ему очень приятно и весело. Вот такие эмоции, когда нам хорошо, весело, приятно, радостно, называются положительными. Как мы выражаем положительные эмоции? Мы улыбаемся, смеемся, еще мы можем передать положительные эмоции с помощью слов, например: «Как мне хорошо!», «Как я рад!», «Как здорово!». А еще мы можем выразить свои положительные эмоции через действия или движения (пантомимику), например, подпрыгивать от радости или хлопать в ладоши.
А теперь представьте такую ситуацию. Вы играете, предположим, в «Денди», и, как ни стараетесь, вам не удается набрать нужное количество очков. Естественно, вы будете испытывать огорчение. Это отрицательная, или неприятная, эмоция. Когда еще люди испытывают отрицательные эмоции? Когда им больно, обидно, грустно, страшно. Отрицательные эмоции так же, как и положительные, выражаются в словесной форме (например, когда нам плохо, мы говорим: «Не повезло», «Вот беда»), с помощью мимики лица, позы тела и различных движений, то есть пантомимики.
Вообразите: вы плещетесь в теплой приятной воде у берега моря (или озера, реки – где вам больше нравится). Яркий солнечный летний день. Вам хорошо в воде. И, вдруг – крик с берега: «Немедленно вылезай из воды, сколько можно купаться!» Понятно, какие вы будете испытывать эмоции в этот момент, положительными их не назовешь. Но, тем не менее, каждый свои эмоции на одно и то же событие проявляет по-разному. Кто-то, явно огорчившись, немедленно выйдет из воды; кто-то начнет спорить, просить покупаться еще минуточку; кто-то сделает вид, что не услышал указаний с берега; кто-то будет ныть... Вариантов выражения эмоций очень много. Иногда мы переживаем свои эмоции очень ярко, сильно, бурно реагируем на ту или иную ситуацию. А бывает, что наши эмоции проявляются очень слабо, тихо и даже, можно сказать, незаметно для окружающих. Например, мальчик упал и ушибся, но ему не хотелось показать товарищам, что ему больно: он старается сдержать свои эмоции и не плакать.
Но бывают такие важные моменты в жизни человека, когда, как бы он ни старался скрыть свои эмоции, они все равно проявляются очень сильно и ярко. У вас, наверное, это был самый первый школьный день, а может быть, еще какое-то важное событие.
Вспомните сказку Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок». Как вы думаете, какие персонажи этой сказки сильно проявляли свои эмоции, а какие нет?
Давайте предположим, что вы ученые-исследователи. Ваша задача – определить, какие эмоции испытывает человек в различных ситуациях, как он их выражает, как пытается их скрывать, на какие события он реагирует положительными эмоциями, на какие – отрицательными, на какие – ярко и сильно? Проведите такой эксперимент (ведь вы теперь не просто ученики или ученицы, а исследователи; исследователи, особенно психологи, очень любят проводить эксперименты): придите домой после школы и приберитесь в своей комнате или на своем столе, помойте посуду или подметите пол, постирайте (что вы предпочитаете), сделайте самостоятельно уроки; еще попробуйте в этот день не играть в свои любимые игры и даже не смотреть телевизор. Конечно, такой эксперимент сразу поставить трудно. Можно провести подготовительную работу или разбить эксперимент на отдельные этапы. Но в любом случае главная цель исследования – изучить эмоциональные реакции родителей, братьев, сестер, бабушек и дедушек в условиях эксперимента. Как они будут реагировать на твое поведение: положительно или отрицательно? Какие эмоции будут преобладать – удивление, радость, умиление или другие?
Результаты эксперимента можно отмечать в таблице.
Из этой таблицы сразу видно, что наши действия вызывают различные эмоции у окружающих. Мы своим поведением по-разному воздействуем на других. Такую таблицу можно составить и по отношению к друзьям, для того, чтобы лучше понимать друг друга и стараться как можно меньше огорчать близких людей.

Мои действия

Эмоциональная реакция мамы

положительная

отрицательная

сильная

слабая

вид эмоций

Получил «5» за диктант

+

 

 

+

радость

Разбил вазу

 

+

+

 

гнев

Вынес мусор

+

 

+

 

радость

 

Заведите дневник, где вы будете фиксировать свои наблюдения и заносить данные в таблицу.

 

Мои действия

Эмоциональная реакция

положительная

отрицательная

сильная

слабая

вид эмоций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Какой вид эмоций наиболее часто встречается в ответ на ваши действия?
Подумайте, какими важными качествами должен обладать человек для того, чтобы стать, например, артистом или разведчиком, водителем, учителем, врачом, банкиром, дипломатом... Профессий очень много, и качеств для каждой профессии вы тоже можете перечислить множество. Но есть одно важное качество, которое нужно человеку в любой серьезной работе, - это умение владеть своими эмоциями. Разве можно быть хорошим хирургом с трясущимися от волнения руками? Или дрессировщиком, который от страха не входит в клетку с животными? Или известным артистом, нагоняющим тоску на зрителей? А в некоторых профессиях, например космонавта или летчика, необходимо пройти испытание на эмоциональную устойчивость. Что же это такое и для чего она нужна?
Вы уже знаете, что бывают произвольные и непроизвольные действия. Когда двухлетний малыш плачет от боли, он просто выражает свои отрицательные эмоции. Он это делает непроизвольно. А как школьник реагирует на боль? Всегда ли он плачет или в состоянии сдержать свои эмоции, то есть подключить свою волю и заставить себя не плакать?
Например, идет обсуждение какой-то важной темы на уроке, ученики увлеклись и некоторые бурно проявляют свои эмоции по поводу данного вопроса. Но вот учитель сказал: «Тихо», - и все затихли, то есть перестали так громко выражать свои эмоции. Значит, не всегда и не везде уместно активно проявлять свои эмоции. С возрастом человек учится сдерживать свои эмоции и управлять ими. Однако не всем и не всегда это удается. Но тот, кто умеет владеть собой, считается эмоционально устойчивым человеком, то есть сдержанным.
Мы познакомились с миром эмоций. Мы обсудили, что на любую ситуацию человек эмоционально реагирует: он то волнуется, то боится, то радуется, то печалится. И с помощью эмоций передает свое отношение к действительности.
Мы узнали, что эмоции выражаются словами и без слов, с помощью мимики, жестов, пантомимики. Эмоции возникают только в процессе взаимодействия, общения. Эмоции бывают положительные и отрицательные и отличаются по силе воздействия. Они, как краски, окрашивают нашу жизнь в различные цвета, делают ее многогранной и удивительной, без них всё вокруг было бы скучным и однообразным. Исследование эмоциональной сферы человека очень интересное и увлекательное занятие. Здесь мы затронули лишь некоторые вопросы этой загадочной стороны человеческой жизни. В дальнейшем ты узнаешь много нового об эмоциях и их проявлениях.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Вспомните и расскажите ситуацию, когда вы сумели сдержать свои эмоции.
2. Как вы думаете, в каких случаях уместно проявлять и выражать эмоции, а в каких нет?
3. Сравните эти две картинки и ответьте, на какой из них художник изобразил сдержанного человека, а на какой – нет.

Рис. 12.

внимание12

4. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы вызвать положительные эмоции у мамы или у бабушки, папы, учителей, друзей? Постарайтесь это сделать.
5. Постарайтесь вспомнить, какие эмоции преобладали у вас сегодня: положительные или отрицательные?
6. Как можно изобразить радость и грусть? Сделайте два рисунка, которые называются «Радость» и «Грусть».
7. Измерение настроения и самочувствия.
8. Разработайте сценарий для «Театра здоровья».

ИНФОРМ-ДАЙДЖЕСТ

Как управлять своим настроением

Настроение – психическое состояние, которое сопровождается положительными или отрицательными эмоциями. В зависимости от этого мы называем свое настроение хорошим или плохим. Когда у нас хорошее настроение, мы чувствуем себя хорошо, любая работа спорится в наших руках, мы готовы поделиться своим настроением с близкими людьми. Хорошее настроение сопровождается улыбкой или смехом. Если же настроение «испортилось» или ухудшилось, нам не хочется ни с кем общаться, все падает из рук, хочется плакать. Мы чувствуем разочарование, растерянность, тоску, уныние. Выражение лица грустное, уголки губ опущены. Что делать в такой ситуации?
Психологи рекомендуют несколько способов избавления от плохого настроения. Во-первых, подумайте о том, что произошло и вызвало плохое настроение. Это поможет в будущем избежать подобных ситуаций. Во-вторых, переключитесь на другой вид деятельности, не имеющий никакого отношения к причине вашего расстройства.
Если рядом есть доброжелательный и умеющий слушать собеседник (мама, папа, брат, сестра, друг), то «поплачьтесь ему в жилетку». Цените таких людей, помогайте им. В трудные для вас минуты они возьмут «на себя» часть ваших отрицательных переживаний.
Кроме того, вы можете написать письмо. Опишите все свои огорчения и переживания в письме к другу, которое никогда не пошлете. Сохраните его, перечитайте спустя некоторое время. Это поможет вам посмотреть на себя со стороны.
Сделайте себе подарок. Например, займитесь весь день только тем, что вам нравится. Некоторые получают удовольствие и от вкусной еды. Помогите ближнему. Помощь ближнему дает двойной выигрыш. Сделайте доброе дело и избавитесь от плохого настроения.
Один из самых простых и древних способов расстаться с унынием – растворить печаль во сне. Недаром говорят: «Утро вечера мудренее».
Если же, несмотря на все вышесказанное, настроение у вас не улучшилось, обратитесь к специалисту по этой проблеме – школьному психологу. Поверьте, уж он-то точно знает, как помочь в создавшейся ситуации.
Бывает и так, что настроение ухудшилось не у вас, а у вашего друга. Может быть, он сломал ногу, заболел или потерял близкого человека. Тогда стать психологом необходимо вам. Нужно спокойно выслушать товарища, не перебивая, не поглядывая на часы. Затем попытайтесь помочь ему, предложив один из вышеперечисленных способов или свой собственный. Важно, чтобы ваш друг почувствовал в вас поддержку, чтобы он доверял вам и был уверен в вашем доброжелательном отношении к нему.
Посещая больных одноклассников дома, помните, что больному легче будет справиться с болезнью, если у него будет хорошее настроение. Не стоит говорить фразы следующего характера: «Один мой знакомый тоже так болел, а потом он умер» или «Да, такую болезнь непросто перенести, тебе еще долго придется валяться в постели». Поэтому лучше рассказать смешную, веселую историю, анекдот, настроить вашего товарища на быстрейшее выздоровление.

Использованная литература

Психология. Под ред И.В. Дубровиной.
Сизанов А.Н. Познай себя: Тесты, задания, тренинги, консультации. – Мн., 2001. – С. 161 – 162.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.