Страница 2 из 8
Занятие 1-2. Гигиена умственного труда
Цель: ознакомить с основами гигиены умственного труда. Основные понятия: гигиена, умственный и физический труд, внимание, память, работоспособность, утомление.
Информационные материалы
Гигиена в переводе с греческого языка означает «здоровый». Гигиена, область медицины, изучающая влияние условий жизни и труда на здоровье человека. Данное направление медицины разрабатывает меры профилактики (предупреждения) заболеваний. Гигиена направлена на обеспечение оптимальных условий существования, сохранения здоровья и продления жизни. Труд человека может быть физическим и умственным. Когда человек делает что-либо руками, напрягает мышцы, активно двигается, то это – физический труд. Когда же нам приходится думать, читать, считать, решать задачи, писать, рисовать, работать на компьютере и выполнять другие умственные действия, то это уже – умственный труд. Для осуществления умственного труда очень важны внимание, память, хорошая работоспособность и низкая степень утомления. Каждый из нас понимает, как важно быть внимательным и как плохо, а часто даже опасно, быть невнимательным. Если ученик невнимательно слушает учителя, значит, он не поймет задания и получит низкий балл. Невнимательный пешеход может попасть под машину. Но что же такое внимание? Чтобы лучше понять, что такое внимание, представьте себе такую ситуацию. Вы – участник соревнований по бегу на 60 метров. Вас приглашают на беговую дорожку. «На старт!» – дает первую команду судья. И вы занимаете правильную предстартовую позицию. Следующая команда судьи – «Внимание!». Что происходит в этот момент? Для вас должно быть важно только одно – услышать выстрел стартового пистолета или команду «Марш!» и тут же побежать. Но вы обязательно проиграете, если в этот момент станете рассматривать пролетающего над стадионом воробья, или подслушивать чей-нибудь разговор. И точно так же любой человек не сможет ничего сделать, если не будет выбирать самое важное из всего, что он видит, слышит, чувствует, о чём думает. Внимание и помогает нам выбирать самое важное и отсеивать ненужное в данный момент. Внимание нельзя наблюдать само по себе. Внимание – это внутренняя готовность, настроенность человека на какую-либо деятельность, в том числе физическую или умственную. У человека есть замечательная способность запоминать то, что он ощущает и воспринимает в окружающем мире. Мозг человека получает различную информацию, перерабатывает и сохраняет её. Все события нашей жизни не проходят бесследно. Представим себе человека, который не мог бы ничего запомнить. Этот человек не умел бы читать, писать, считать, то есть не мог бы ничему научиться. Он не помнил бы, что делал на прошлой неделе, вчера и даже минуту назад. Этот человек был бы таким же беспомощным в окружающем мире, как новорождённый младенец. Но такого не бывает. Все события нашей жизни не исчезают, а остаются с нами. Это возможно потому, что у нас есть память. Что же такое память? Память– это способность человека сохранять свои знания и опыт и использовать их в своей жизни. Конечно, не все, что с нами происходит, полностью запоминается. Предположим, что в памяти сохранялось бы все, что человек видит, слышит, делает. Тогда мозг человека был бы очень перегружен и не мог бы работать быстро и точно. Поэтому наряду с процессами запоминания существует и процесс забывания. Это важно для обеспечения нормальной жизни человека. Внимание и память обеспечивают человеку его работоспособность. Работоспособность – это характеристика имеющихся возможностей человека выполнять работу эффективно и в течение определенного времени. В процессе умственной и физической деятельности всегда происходит изменение уровня работоспособности. Специалисты выделили следующие уровни или стадии работоспособности: врабатывание (человек постепенно набирает темп работы), оптимальная работоспособность, утомление, конечный порыв (когда человек знает, что работа уже завершается, он увеличивает темп работы, у него появляются дополнительные силы для завершения работы). Утомление – временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия физической или умственной нагрузки. Снижается производительность труда, скорость и качество работы, нарушается внимание и память, человек начинает делать больше ошибок, устают глаза, ощущение боли в мышцах и другие проявления утомления. Чтобы избежать или уменьшить утомление, для этого необходима рациональная организация трудового процесса, режима труда и отдыха, специальная тренировка или обучение. Вопросы и задания: 1. Вы знаете, как устроен светофор и зачем он нужен. Горит красный свет – значит стой. Горит зелёный – можно идти или ехать. А зачем загорается жёлтый свет? 2. Зачем человеку внимание? 3. Найдите дома в старых книжках или журналах задания на поиск различий в одинаковых картинках. Предложите одноклассникам найти различия в них. Можно устроить соревнование с одноклассниками, родственниками или приятелями: кто больше найдет различий (например, за 5 минут), тот и будет чемпионом по вниманию. 4. Зачем человеку нужна память? 5. Чем память помогает человеку и чем мешает? 6. Создайте «Библиотечку здоровья». 7. Составьте правила гигиены умственного труда.
Информ-дайджест
Режим, традиции, упражнения *
Сохранение высокой работоспособности осуществляется путем чередования труда и отдыха, следования определенному режиму и традициям. Это составляет основу внутренней организации жизни. Вспомним великолепный режим, выработанный для себя А.В.Суворовым, которому впоследствии подражали многие поколения военных. Известно, что и величайший полководец Великой Отечественной войны Г.К.Жуков немало внимания уделял режиму, закалке, спорту. Но режим нужен не только военным. Он нужен каждому из нас. Режим сам по себе может помочь выработать полезные привычки, связать между собой труд и отдых, умственный и физический труд, спорт и самообслуживание. Разумный, дисциплинирующий режим, созданный человеком для себя, имеет чрезвычайно большую ценность в организации его жизни и самовоспитания. Режим служит достижению ощутимых результатов в учении и труде при сохранении здоровья и высокой работоспособности. Он нужен и для того, чтобы превратить труд и учение в управляемое саморазвитие своих сил и способностей. Режим – это самоорганизация поведения и деятельности, без него не выработать умений и навыков самовоспитания. Наконец, режим – способ управления временем, отработка умения беречь его. А время – не деньги, это нечто более дорогое; время – это полнота жизни, ее красота, это счастье. Кто не умеет беречь время, тот ни на что его не имеет: ни для наслаждения выполняемым любимым делом, ни для обогащения знаниями, ни для общения с природой, интересными людьми. Режим посвящен организации дела, он корректирует труд и отдых, а отдых, как известно, деятельность по восстановлению работоспособности и в то же время это умение наслаждаться жизнью, понимание и восприятие прекрасного во всем, что нас окружает. Режим, который способствует оптимальному использованию своих сил и способностей, вызывает бодрость, мажор. Ведь если все заранее спланировано и выполнено, возникает удовлетворение собой и жизнью. С чего же следует начинать отработку режима? Прежде всего с учета затрат времени и сил в вашем привычном образе жизни. Вначале выявите, с чем связаны потери времени. Для этого в течение недели ежедневно заносите в тетрадь простые записи: сколько часов отняла учеба и другие занятия, сколько – домашние дела, сколько – разговоры со сверстниками, игры, просмотр телевизионных программ, сколько – дорога в школу и обратно, сколько времени ушло на еду, отдых и т. д. Суммарные затраты времени покажут вам, на что и как вы его используете. Затем познакомьтесь с режимом дня ваших знакомых, товарищей, сравните его с собственным режимом, определите, что можно позаимствовать для себя. Далее почитайте различные рекомендации по составлению режимов дня для учащихся и сравните со своим режимом. Определите, где и почему у вас возникли отступления, и только после этого можно усовершенствовать собственный режим. При составлении режима надо учитывать следующее: 1. Чередование труда и отдыха с целью поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья. Здесь не может быть стандартов, поскольку одному сложнее входить в работу, но, начав ее, он после долго и равномерно трудится, другой быстро входит в работу, но нуждается в перерывах для поддержания работоспособности, третий утомляется при однообразной работе, но сохраняет высокую работоспособность при работе творческой и т. д. 2. Чередование различных видов деятельности. И здесь тоже нет штампов: один хорошо усваивает и наиболее продуктивно работает в утренние часы (с 7.30 до 11.30), у другого наступает высокая работоспособность лишь, допустим, с 16 и держится до 20 часов. Различны и периоды для активной физической деятельности. Поэтому каждый должен опытным путем установить, в какой последовательности лучше учить учебные предметы, какие виды труда должны следовать друг за другом. 3. Гигиенические меры по сохранению здоровья: питание, сон, одежда, гигиена помещения. Известно, что прием пищи в одно и то же время обеспечивает не только хороший аппетит, но и нормальное пищеварение, предупреждает желудочно-кишечные заболевания. Сон отнимает от 6 до 10 часов в сутки. Сон менее 6 часов снижает работоспособность на 30 % в течение всего дня. Одинаково вреден и длительный сон: нервная система человека чрезмерно расслабляется, и он уже до конца дня не может себя мобилизовать на активную деятельность. 4. Особенности климата. В летнюю жару, кпримеру, лучше всего учиться и трудиться с раннего утра (с 6 до 12 дня) или после 17 часов. 5. Выполнение режима зависит от двух факторов: силы воли и здоровья. Главным врагом режима является лень – своеобразное безволие человека, когда он не может заставить себя четко выполнять свои обязанности, свой план и режим. Лень, вялость, инертность губят здоровье. Среди долгожителей не бывает лентяев, среди трудолюбивых мало больных. 6. Тому, кто учится, крайне важно не пренебрегать физическими нагрузками, а тому, кто трудится физически, – напряжением ума. Тело и разум – взаимная опора. Режим укрепляется традициями. В разных странах существуют национальные традиции, которые учитывают специфику местных условий. Англичане на завтрак обязательно едят овсяную кашу; в Индии и у народов Кавказа традиционны острые блюда, поскольку это помогает в жарком климате бороться с инфекционными кишечными заболеваниями. Каждый человек в своей жизни вырабатывает свои традиции. Они касаются отношения к делу, к родным, к себе. Традиции порождают привычки. Недаром еще в Древнем Риме говорили, что привычка – вторая натура. Но как полезны добрые привычки, так вредны плохие, в том числе курение, бессонные ночи накануне экзаменов. Иные чуть ли не хвастаются своим пренебрежением к здоровью, расходуя без меры силы, растрачивая их на пустяки. Охрана здоровья требует каждодневного внимания к своему самочувствию. Нарушения в состоянии здоровья вначале сказываются в быстрой утомляемости, затем в низкой работоспособности, в бессоннице, и, наконец, появляются болевые ощущения, недомогания. Универсальным средством поддержания, укрепления и даже восстановления здоровья являются физические упражнения. С их помощью ликвидируется дефицит движения (гипокинезия), повышается умственная работоспособность, улучшается обмен веществ, поднимается эмоциональный тонус, появляется уверенность в себе. Надо хорошо изучить себя, чтобы знать, какие упражнения лучше всего помогают укреплять ваше здоровье. Забота о здоровье начинается с утренней гимнастики. За 10 — 15 минут организм приводится в состояние бодрости, ему задается ритм жизни, высокая активность, необходимая для умственной и физической работоспособности. Очень полезны некоторые виды физической активности. Специалисты отдают предпочтение велосипеду. В Европе и Юго-Восточной Азии велосипед – дешевый транспорт и средство борьбы с гиподинамией, в нашей стране велосипед мог бы стать средством массового туризма и физической закалки. Велосипед способствует активному долголетию, на нем до старости катались И.П.Павлов и К.Э.Циолковский. «Веломашина» помогает каждому поддерживать высокую работоспособность сердца, отлично укрепляет мускулатуру ног, мышц спины, брюшного пресса, плечевого сустава, учит сохранять равновесие, формирует выдержку, развивает находчивость, уверенность в себе, не говоря о том, что дает простое наслаждение от быстрой езды и эстетического восприятия природы. Овладение велосипедом – не такое уж простое дело. Вначале надо просто научиться ходить, держа велосипед за руль (а потом и за седло) и выделывая восьмерки и повороты. Потом в поле (в городском парке), обычно на полевой дорожке, надо два-три дня потренироваться ездить без педалей, причем седло опускается так, чтобы можно было в любую минуту коснуться земли ногами. Еще два-три дня следует попытаться ездить, не садясь в седло: встать с правой стороны от велосипеда, левую ногу поставить на педаль, а правой отталкиваться от земли, удерживать равновесие. Лучше, если при этом вас будет кто-нибудь страховать. Наконец, следует самостоятельно попытаться ездить на небольшом, хорошо изученном участке полевой дороги (парка), постепенно усложняя трассу. Главное в технике педалирования – это плавный нажим на педали без приложения больших усилий, с плавным переходом центра тяжести с одной педали на другую. Посадка должна быть удобной и непринужденной, туловище слегка наклонено вперед, голова приподнята, руки на руле без напряжения. Частота дыхания должна сочетаться с ритмом нажима на педали. На подъемах вдох должен совпадать с каждым движением ноги вниз. На ровной местности достаточен один дыхательный цикл на два оборота педали. Обувь должна быть на твердой подошве, плотно облегать стопу, одежда – хлопчатобумажное белье и легкий спортивный костюм. Широко применяется ходьба как средство против многих недугов, как способ сохранения высокой работоспособности, как условие крепкого сна. Тренировочный эффект дает ходьба со скоростью 4 – 6 километров в час. Она способствует нормализации ритма дыхания, усиливает в 3 – 4 раза потребление кислорода по сравнению с состоянием покоя, улучшает функциональную деятельность сердца, обмен веществ. Оздоровительная ходьба требует не менее 40 – 50 минут в день, причем вначале это делается 4 раза в неделю, потом – каждый день. Наиболее удобное время для пешеходных прогулок – с 7 до 9 вечера. В любых видах физических упражнений выполняйте три основных правила: 1. Важна настроенность на радость, на удовольствие. Движение – это бодрость, мажор, улыбка! 2. При выполнении упражнений требуется добросовестность. Напрягаться надо всерьез, действовать активно. Нет пользы от зарядки, в которой люди лениво подтягиваются и подрыгивают конечностями. Это худший вид формализма: делать вид, что заботитесь о своем здоровье, а на самом деле еще и расслаблять свою волю. 3. Важна ритмичность в движении, спокойствие, уверенность в том, что не сегодня, так завтра вы преодолеете неумелость, нездоровье, боли, мешающие двигаться. Нужно выработать ритм своего организма, определить интенсивность нагрузок, которые помогут обеспечить наступательную, а не оборонительную позицию в борьбе за собственное здоровье.
* Кочетов А.И. Как заниматься самовоспитанием. – Мн., 1985. – С. 119-134.
|