На главную Лекции и практикум по психологии Разное по психологии Психогигиена для учащихся начальной школы - Занятие 5-6. Память
Психогигиена для учащихся начальной школы - Занятие 5-6. Память
Лекции и практикум по психологии - Разное по психологии
Индекс материала
Психогигиена для учащихся начальной школы
Занятие 1-2. Гигиена умственного труда
Занятие 3-4. Внимание
Занятие 5-6. Память
Занятие 7-8. Воображение и мышление
Занятие 9-10. Правила общения
Занятие 11-12. Твое общение со сверстниками
Занятие 13-14. Твое настроение и самочувствие
Все страницы

Занятие 5-6. Память

Цель: изучить условия успешного запоминания.
Основные понятия: память, произвольное и произвольное запоминание, способы запоминания, кратковременная и долговременная память, забывание, виды памяти.

Информационные материалы

Все события нашей жизни не проходят бесследно. Представим себе человека, который не мог бы ничего запомнить. Он не знал бы даже, как его зовут, когда родился, где он живёт, кто его родители. У него не было бы друзей, так как через секунду он бы забывал о них. Этот человек не умел бы читать, писать, считать, то есть не мог бы ничему научиться. Этот человек был бы таким же беспомощным в окружающем мире, как новорождённый младенец.
Но такого не бывает. Все события нашей жизни не исчезают, а остаются с нами. Это возможно потому, что у нас есть память. Что же такое память?
Память — это способность человека сохранять свои знания и опыт и использовать их в своей жизни.
Конечно, не всё, что с нами происходит, полностью запоминается. Поэтому наряду с процессами запоминания существует и процесс забывания. Это важно для обеспечения нормальной жизни человека.
Память есть не только у человека. Вы знаете, что животные тоже способны что-то запоминать и часто надолго. Кошка всегда помнит, где стоит её миска с едой. Собака помнит свою кличку и несколько команд.
Но в отличие от человека, животное никогда не ставит перед собой задачу сознательно запомнить что-то. Запоминание у животных носит непроизвольный характер. Это означает, что оно происходит само собой, без усилия со стороны животного. И у человека есть непроизвольная память, при которой запоминание происходит без специальных усилий, просто так, само собой.
Но человек может и разумно управлять своей памятью. Он может ставить перед собой задачу запомнить какой-либо материал. Такая память называется произвольной.
Произвольное запоминание — это такое запоминание, когда человек специально ставит перед собой цель что-то выучить, запомнить.
Особенно быстро произвольная память развивается с поступлением в школу. Это происходит потому, что при обучении в школе нельзя полностью полагаться на случайное, непроизвольное запоминание. Поэтому приходится ставить перед собой специальные цели и задачи запомнить то, что вы изучаете. Тогда запоминание превращается в особую деятельность — заучивание. А значит, становится всё более произвольным. При этом можно использовать специальные приёмы и средства заучивания. Они помогают запоминать лучше и быстрее.

ПРИЕМЫ ЗАПОМИНАНИЯ

Человеку бывает сложно запомнить что-либо специально, нарочно. Для облегчения запоминания люди придумали различные способы. Они называются приёмами или способами запоминания.
Вот некоторые из них.
1. Приём рифмы
Известно, что любой человек лучше запоминает стихи, чем прозу. Чтобы лучше запомнить, можно придумать рифму или простую фразу.
Так, ты никогда не забудешь, как правильно вести себя на эскалаторе в метро, если запомнишь шутливое четверостишие:
Тростей, зонтов и чемоданов
Ты на ступеньки не клади,
Не облокачивайся на перила,
Стой справа, слева проходи.

2. Приём «мест»
Дни недели удобно запомнить в виде странички из дневника. Тогда какое-нибудь важное дело мысленно записать в этот «дневник» в нужном месте.
3. Прием «группировки»

Можно легко запомнить, какие предметы надо положить в портфель. Для этого нужно мысленно объединить их в несколько групп: учебники, пенал, тетради, все для рисования.

ПАМЯТЬ КРАТКОВРЕМЕННАЯ И ДОЛГОВРЕМЕННАЯ

Все то, что человек запоминает, сохраняется в его памяти. Но сохранение это происходит по-разному. Психологи выделяют кратковременную память и долговременную память.
И та, и другая память есть у каждого человека. Отличаются они друг от друга двумя основными свойствами. Первое — это время хранения информации (как долго не забывается то, что мы запомнили). Второе — это объём памяти (сколько, как много информации может сохраниться).
Кратковременная память. Уже само её название говорит о том, что информация хранится недолго, а затем бесследно забывается. Например, вы пытаетесь выучить стихотворение сразу перед уроком, чтобы быстро ответить. Но эта информация остается только на уровне кратковременной памяти. Поэтому после урока стихотворение быстро забывается.
Попробуйте проверить свою кратковременную память с помощью простого эксперимента. Внимательно посмотрите на ряд цифр, приведённых ниже. Затем закройте их рукой и постарайтесь написать в том же порядке в пустых клетках.

внимание5

Скорее всего, второй ряд цифр вспомнить было гораздо сложнее. Это потому, что объемкратковременной памяти ограничен. В ней сохраняется очень немного информации.
Долговременная память сохраняет информацию надолго. Долговременная память начинает работать тогда, когда человек ставит перед собой цель запомнить что-то на долгий срок.
Объём этой памяти неограничен. Мы можем помнить много различных вещей и событий.
Человек запоминает то, что для него очень важно и интересно. Например, вы точно помните, когда у вас день рождения. Но затрудняетесь ответить, какого числа день рождения у вашего соседа по парте. Это потому, что собственный день рождения для вас важнее и значительнее. Поэтому лучше запоминается.
Чем больше мы повторяем тот материал, который запоминаем, тем дольше он хранится в нашей памяти.

КАК МЫ ВСПОМИНАЕМ, ЧТО ЗАБЫВАЕМ

Те предметы и явления, которые человек воспринимает, сохраняются в его памяти. А потом воспроизводятся в виде представлений. Представление — это мысленный образ предмета. Он возникает у нас тогда, когда мы не видим самого предмета.
Если вы сейчас вспомните о своей любимой игрушке, то у вас возникнет мысленный образ этой игрушки. Возможно, это представление (образ) будет не таким ярким, как настоящий предмет. И может не повторять с точностью все его детали.
У каждого человека представления возникают с различной точностью и яркостью.
Весь предшествующий опыт человека складывается, обобщается в представлении. Закройте глаза и попробуйте представить себе... лимон! Большой, жёлтый, с тугой, чуть шершавой кожурой. Почувствуйте, как он пахнет, какой у него вкус! Тот образ, который возник у вас, складывался в течение всей вашей жизни, когда вы видели, трогали, пробовали этот плод.
Именно представления помогают нам сохранить знание о предмете на всю жизнь. Мы уже говорили о том, что память — это не только запоминания и сохранения информации. Это и процесс забывания. Представьте себе, что человек бы все события своей жизни до мельчайших деталей. В этом случае его память была бы перегружена бесполезной информации. В ней человеку бы трудно разобраться, отделить важную, существенную от второстепенной.
Однако этого не происходит, потому что каждый человек обладает ещё и способностью забывать. Избавляться от лишних, ненужных подробностей.
В первую очередь забывается то, что перестает быть важным и нужным для человека, для его личности. Часто человек забывает то, что уже сделано, закончено, завершено. Психологи провели такой эксперимент. Одному человеку в течение часа давали несколько небольших заданий. Например, сосчитать, решить задачу, головоломку. Половину этих заданий дали доделать до конца, а другую половину отложили, оставили незавершённой. Через некоторое время человека попросили вспомнить, какие задания он выполнял. Оказалось, что он смог вспомнить именно те задания, которые не успел выполнить. Этот эксперимент показывает, что незаконченные действия забываются медленнее, помнятся дольше, чем уже выполненные действия или любые дела.

ВИДЫ ПАМЯТИ

Память человека может быть очень разной. Она связана с различными сферами жизни человека, с его особенностями. Все мы умеем двигаться, думать, чувствовать, воспринимать. И во всех действиях и поступках память помогает нам сохранять умения, навыки, чувства, а не учиться каждый раз заново.
Выделяются различные виды памяти.
Двигательная (или моторная) память позволяет нам запоминать различные движения. Помогает вырабатывать навыки и привычки. Если бы не было этого вида памяти, то нам всякий раз приходилось бы заново учиться ходить, писать, держать ложку. Именно двигательная память позволяет нам делать многие движения, не задумываясь о них.
Существует эмоциональная память. Мы помним наши чувства, эмоции, переживания.
У каждого человека есть ещё логическая, или смысловая, память. Она позволяет нам запоминать наши мысли, размышления. Проверьте свою логическую память. Для этого прочтите слова: огонь, берёза, ветер, звезда, медведь, клён, волк, вода, луна, заяц, солнце. Теперь закройте книгу и попробуйте вспомнить и записать эти слова.
Получилось? Догадались ли вы разделить эти слова на группы?

деревья,
животные,
явления природы,
небесные тела.

Тогда для запоминания их вы воспользовались своей логической памятью. Если вы этого не сделали, то попробуйте сейчас. Кстати, это тоже один из приёмов запоминания.

ПАМЯТЬ И НАШИ ОРГАНЫ ЧУВСТВ

В соответствии с нашими органами чувств различают пять видов образной памяти: слуховую, зрительную, обонятельную, вкусовую и тактильную.
Когда мы говорим о зрительной памяти, то речь идёт о запоминании того, что мы видим.
С помощью предметов, которые изображены на рисунке, попробуйте проверить, какая у вас зрительная память. Посмотрите 1 — 2 минуты на табличку и постарайтесь запомнить, что и в какой клеточке нарисовано.

внимание6

Теперь закройте этот рисунок. Постарайтесь вспомнить и нарисовать в пустых клетках у себя в тетради те предметы, которые вы запомнили.
Сравните свою таблицу с образцом. Посчитайте свой результат. За каждый правильный рисунок в нужной клетке вы получаете 1 балл. Сравните свои результаты с результатами одноклассников. Не расстраивайся, если вы набрали меньше баллов, чем кто-то из ваших друзей. Зрительную память, как и другие виды памяти, можно развивать. Для этого, например, можно представить себе, как каждый предмет из таблички оживает. Можно попробовать услышать его звучание или почувствовать его запах. Тогда в следующий раз вам легче будет вспомнить.
А что такое слуховая память? Вы правильно догадались, что слуховая память связана с таким органом чувств, как слух.
Упражнение: попросите кого-нибудь прочесть вам следующие слова и постарайтесь их запомнить: дом, ручей, кукла, лес, собака, мотоцикл, пирог, цветок, снег, воробей.
Теперь запишите те слова из услышанных, которые вы можете вспомнить.
Проверьте, сколько слов вы запомнили правильно. За каждое слово вы получаете 1 балл. Сравните свои результаты с результатами одноклассников.
У нашей памяти есть одна существенная особенность. Мы лучше запоминаем то, что хорошо понимаем.

Иформ-дайджест
Еще раз о видах памяти

А теперь давай поговорим о тактильной памяти. Это способность запоминать ощущения от прикосновения кразным предметам. В вашей памяти хранится множество информации о том, каковы на ощупь те или иные предметы. Гладкие или шершавые, теплые или холодные, мягкие или жесткие и т.д.
Попробуйте закрыть глаза и исследовать руками предметы, которые лежат перед вами на парте или на столе. Попытайтесь отгадать, до чего вы дотрагиваетесь.
Различные виды образной памяти развиты у каждого из нас неравномерно. У кого-то преобладает зрительная память. Для того чтобы лучше и легче запомнить материал, ему необходимо увидеть или прочесть его. А у другого человека преобладает слуховая память. Поэтому лучше всего он запоминает то, что услышал. Понаблюдайте за собой. Как вы лучше запоминаете урок: когда слушаете объяснения учителя? Или когда читаете учебник самостоятельно?
Обонятельная память — память запахов. Она связана с таким органом чувств, как обоняние. В вашей жизни вы сталкивались с множеством запахов. Многие из них вам наверняка запомнились. Дома подберите несколько предметов, имеющих четкий характерный запах. Закройте глаза и попробуйте только с помощью обоняния угадать, какие предметы лежат перед тобой. Возможно, вы не смогли отгадать какой-нибудь предмет. Тогда откройте глаза, вдохните еще раз его запах и попробуйте почувствовать его. Какие ощущения, мысли и чувства вызывает в вас этот запах, какое настроение у вас бывает, когда вы его вдыхаете? Если это получится, то вы запомните запах этого предмета и в следующий раз наверняка не ошибётесь!
Проделайте подобный эксперимент со своей вкусовой памятью. Эта память помогает вам запоминать вкус различных продуктов. Подготовьте несколько съедобных предметов, имеющих характерный вкус: сладкие, горькие, кислые и т.д. Закройте глаза и попытайтесь угадать, что вы сейчас пробуете. Вспомните ситуацию, когда вы уже пробовали тот или иной продукт. Какое ощущение и настроение у вас тогда было? Откройте глаза и проверьте, правильно ли вы угадали. Обсудите результаты ваших исследований с одноклассниками.

Вечером запоминайте, утром повторяйте

Чтобы память всегда оставалась гибкой и подвижной, ее надо постоянно тренировать. Выделите для этого в общей сложности один час в день или хотя бы 20 — 25 минут. Учтите, что продуктивность запоминания меняется в течение дня. Память наиболее цепкая и острая между 8 и 12 часами. Затем продуктивность запоминания начинает постепенно снижаться, а с 17 часов снова медленно растет и при отсутствии значительного утомления достигает высокого уровня в вечернее время (примерно к 19 часам). Понятно, что абсолютно все запомнить невозможно. Поэтому из потока информации необходимо выбирать наиболее существенное. Это прежде всего данные, которые помогают совершенствовать профессиональные навыки, сведения, связанные с миром увлечений, например коллекционированием. Отсюда основным условием успешного и осмысленного запоминания является использование изучаемого материала в практической деятельности.
Решив для себя, какая именно информация вам необходима, четко сформулируйте познавательную цель. Например: «Хочу знать, кто является архитектором здания Большого театра? Какие еще здания принадлежат этому зодчему?». Следует больше решать задачи и выполнять практические упражнения с использованием той информации, которую необходимо запомнить.
Важным условием того, чтобы информация запомнилась быстро и надолго, является наличие интереса к ней. Старайтесь расширять и углублять свой кругозор. Чем больше человек знает, тем лучше запоминает.
Процесс усвоения и воспроизведения информации зависит от внимания человека, точнее, от концентрации внимания на запоминаемом материале. Внимание — это резец памяти: чем оно острее, тем более глубокие следы оставляет.
Большое значение для запоминания имеют наши чувства и эмоции. Старайтесь придавать запоминаемому материалу эмоциональную окраску, вызывая у себя определенные чувства. Информация, которая вам безразлична, не вызывает эмоций и чувств, плохо запоминается. Непременным условием хорошего запоминания является понимание того, что надо усвоить. Хорошо запоминается то, что понятно. Все законы, правила, формулы сначала должны быть поняты, и лишь после этого их можно заучивать дословно. Понять информацию – значит, в какой-то мере уже запомнить ее.
Не старайтесь заучивать запоминаемый материал как нечто изолированное. Необходимо устанавливать его тесную смысловую связь с практикой, включать его в уже имеющуюся у вас систему знаний.
Эффект запоминания зависит от характера информации, и прежде всего от вашей активности и самостоятельности при ее усвоении. В момент запоминания важна собственная психическая активность, которая проявляется в сравнении, противопоставлении, анализе, синтезе, обобщении, группировке изучаемого материала. Такой материал следует представлять, воображать, одновременно проверяя качество запоминания. При усвоении понятий необходимо стремиться к собственным формулировкам. Это развивает память и мышление, и такие формулировки лучше запоминаются.
Мы уже отмечали, что запоминание становится успешным при наличии запаса знаний, являющихся базовой основой новых знаний. Можно сказать, что абсолютная новизна информации озадачивает и тяготит память. Постижение нового только тогда доставляет удовольствие и приносит хорошие плоды, когда его можно сравнить со старым, прошлым опытом. Следует помнить о количестве и качестве нового материала. Пробелы в знаниях не дают. возможности хорошо усвоить и запомнить последующий материал. Для предупреждения этого следует систематически проверять прежние знания.
Запоминание – это труд, и труд нелегкий. Поэтому важным условием усвоения материала является настойчивость и упорство в работе, умение не останавливаться на полдороги, а добиваться полного и прочного запоминания.
Очень важно уделять внимание организации своего труда и отдыха. Наиболее целесообразно сблизить момент первого повторения изучаемой информации и момент ее первичного восприятия. Такое сближение предотвращает забывание. Начинать надо с самого трудного раздела ин- формации, стараясь отделить главное от второстепенного.
Запоминанию способствуют выписки из прочитанного, представление информации в виде схемы, опорных сигналов, проговаривание информации про себя и вслух. Известно, что структурно лучше запоминается начало и конец информации. На запоминание середины уходит больше времени. Поэтому больше внимания необходимо обращать на середину запоминаемой информации, используя все те условия и приемы, которые мы назвали.
Результат запоминания зависит от предшествующей и последующей деятельности человека. У некоторых заучивание наиболее продуктивно в вечернее время, у других - утром. Наименее эффективно заучивание днем. Целесообразнее всего запоминать вечером и повторять на следующее утро. Обширный материал лучше делить на небольшие группы, объединенные по какому-либо признаку. Материал в процессе запоминания необходимо непрерывно систематизировать. Особое значение приобретает способность находить в явлениях, предметах сходство и различие.
Полезно ставить перед собой такие задачи на запоминание, которые бы несколько превышали ваши возможности. Говорят, что правильно забыть – наполовину вспомнить. В этом случае хорошо использовать метод ассоциаций, т. е. устанавливать связь запоминаемого материала с каким-либо событием, ситуацией и т. п.
Запоминание зависит от особенностей темперамента и характера человека. Так, холерики быстро запоминают, но и быстро забывают. А флегматики, наоборот, медленно запоминают, а помнят долго. Лучшие помощники памяти — дисциплинированность и организованность. Если человек эгоистичен, то ему трудно запомнить подробности жизни других, даже близких людей, включая даты дней рождения, зато нюансы проявлений собственного «я» всегда живы в его памяти. Обидчивый человек склонен терзать себя без конца воспоминаниями о причиненных обидах и насмешках, начисто забывая обо всем добром, что сделал для него обидчик. Можно даже сказать: «Скажи мне, что. ты помнишь, и я скажу тебе, кто ты».

Вопросы и задания:

1. Зачем человеку нужна память?
2. Чем память помогает человеку и чем мешает?
3. Чем отличается произвольное запоминание от непроизвольного?

  1. Вспомните, пользовались ли вы когда-нибудь такими приемами запоминания, которые мы описали? В каких случаях?
  2. Чем отличаются друг от друга кратковременная и долговременная память?
  3. Попробуйте вспомнить, какие образы-представления есть у вас. Подумайте, какого они цвета, размера, формы, вкуса, запаха.
  4. В чём польза и в чём вред такого процесса памяти, как забывание?
  5. Что человек легче забывает?
  6. Какие виды образной памяти вы знаете? С какими органами чувств они связаны?



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.