Предмет и методы психологии
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Слово «психология» состоит из двух древнегреческих слов: «psyche» (душа) и «logos» (учение, знание, наука), и в собственном смысле означает «учение о душе».
Л. Д. Столяренко отмечает основные этапы развития психологии:
I этап — психология как наука о душе. Наличием души люди пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека (более двух тысяч лет назад).
II этап — психология как наука о сознании. Способность думать, чувствовать, желать была названа сознанием (XVII век).
III этап — психология как наука о поведении. Задача психологии заключалась в наблюдении за тем, что можно непосредственно увидеть: поведение, поступки, реакции человека (XX век).
IV этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Официальное оформление научная психология получила в 1879 году, когда немецкий психолог Вильгельм Вундт открыл в г. Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии. В России подобную лабораторию организовал В.М. Бехтерев в 1885 году.
Наряду с научными знаниями существуют и житейские представления о психике и их следует отличать. Необходимо рассмотреть соотношение научной и житейской психологии (Ю.Б. Гиппенрейтер). У каждого человека есть запас житейских психологических знаний. Каждому человеку свойственно в какой-то мере понять другого человека, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, учесть его индивидуальные особенности и т.п. Научные психологические знания отличаются от житейских (таблица 1).

Отличительные особенности научных и житейских психологических знаний


Таблица 1

Житейские психологические знания

Научные психологические знания

Знания конкретны, приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам

Знания обобщены, используются научные понятия, отражающие наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения

Носят интуитивный характер, приобретаются путем практических проб и прилаживаний

Рациональны и вполне осознанны, обычный путь состоит в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке логически вытекающих из них следствий

Житейский опыт передается, как правило, с большим трудом и в незначительной степени

В науке знания аккумулируются и лучше передаются; накопление и передача научных знаний возможна благодаря тому, что эти знания кристаллизуются в понятиях и законах, фиксируются в научной литературе

Житейская психология ограничивается наблюдениями и размышлениями

К методам житейской психологии добавляется эксперимент. Исследователь сам вызывает определенное явление, создавая соответствующие условия

Житейская психология не накапливает фактический материал

Научная психология располагает обширным, разнообразным и уникальным фактическим материалом, недоступным ни одному носителю житейской психологии

 

Каждая наука отличается от других наук особенностями своего предмета. Что является объектом и предметом психологии? Объект психологии как науки — психика; предмет — основные закономерности порождения и функционирования психической реальности.
Психика является субъективным, сложным и многообразным отражением объективного мира. Душа, психика — это внутренний мир личности, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающим внешним миром, в процессе активного отражения этого мира. Психика проявляется у человека в психических явлениях, включающих: психические процессы (познавательные, эмоциональные, волевые процессы); психические состояния (работоспособность, настроение); психические свойства личности (темперамент, характер, способности); психические образования (знания, умения, навыки).
Для получения достоверных научных сведений психология использует следующие методы исследования:
1. Наблюдение — преднамеренный, систематический, целенаправленный процесс сбора данных о поведении человека с целью его последующего анализа и объяснения.
2. Эксперимент — целенаправленное и продуманное создание искусственной ситуации, в которой изучаемое явление выделяется, проявляется и оценивается наиболее оптимально.
3. Беседа (опрос) — набор вопросов, задаваемых человеку с целью получения информации об испытуемом.
4. Тесты — система заданий позволяющих измерить уровень развития качеств (свойств) личности.


Вопросы для контроля:
1. Определите этапы развития психологии как науки.
2. Назовите отличия житейских и научных психологических знаний.
3. Выделите предмет и объект психологии и дайте их характеристику.
4. Перечислите методы исследования в психологии.


Тест для самоконтроля:

Инструкция: выберите один правильный ответ.
1. Преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью последующего анализа и объяснения:
A) эксперимент Б) опрос
B) наблюдение Г)тест
Д) все ответы верны
2. Метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определенную шкалу значений:
A) беседа Б)тест
B) эксперимент
Г) верные ответы Б и В Д) все ответы верны
3. Метод, который заключается в получении информации в процессе непосредственного общения исследователя и испытуемого:
A) наблюдение Б) эксперимент
B) тест Г) беседа
Д) все ответы неверны


Задания для самостоятельной работы:
1. Проанализируйте свои житейские психологические знания.
2. Понаблюдайте за поведением конкретного человека в различных ситуациях и составьте его характеристику (по результатам своего наблюдения).

Источник: Надточий, Юлия Борисовна. Психология и педагогика : учебное пособие / Ю. Б. Надточий. — Казань : Бук, 2019. — 210 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.