Слово «психология» состоит из двух древнегреческих слов: «psyche» (душа) и «logos» (учение, знание, наука), и в собственном смысле означает «учение о душе». Л. Д. Столяренко отмечает основные этапы развития психологии: I этап — психология как наука о душе. Наличием души люди пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека (более двух тысяч лет назад). II этап — психология как наука о сознании. Способность думать, чувствовать, желать была названа сознанием (XVII век). III этап — психология как наука о поведении. Задача психологии заключалась в наблюдении за тем, что можно непосредственно увидеть: поведение, поступки, реакции человека (XX век). IV этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.
Официальное оформление научная психология получила в 1879 году, когда немецкий психолог Вильгельм Вундт открыл в г. Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии. В России подобную лабораторию организовал В.М. Бехтерев в 1885 году. Наряду с научными знаниями существуют и житейские представления о психике и их следует отличать. Необходимо рассмотреть соотношение научной и житейской психологии (Ю.Б. Гиппенрейтер). У каждого человека есть запас житейских психологических знаний. Каждому человеку свойственно в какой-то мере понять другого человека, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, учесть его индивидуальные особенности и т.п. Научные психологические знания отличаются от житейских (таблица 1).
Отличительные особенности научных и житейских психологических знаний
Таблица 1
Житейские психологические знания
|
Научные психологические знания
|
Знания конкретны, приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам
|
Знания обобщены, используются научные понятия, отражающие наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения
|
Носят интуитивный характер, приобретаются путем практических проб и прилаживаний
|
Рациональны и вполне осознанны, обычный путь состоит в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке логически вытекающих из них следствий
|
Житейский опыт передается, как правило, с большим трудом и в незначительной степени
|
В науке знания аккумулируются и лучше передаются; накопление и передача научных знаний возможна благодаря тому, что эти знания кристаллизуются в понятиях и законах, фиксируются в научной литературе
|
Житейская психология ограничивается наблюдениями и размышлениями
|
К методам житейской психологии добавляется эксперимент. Исследователь сам вызывает определенное явление, создавая соответствующие условия
|
Житейская психология не накапливает фактический материал
|
Научная психология располагает обширным, разнообразным и уникальным фактическим материалом, недоступным ни одному носителю житейской психологии
|
Каждая наука отличается от других наук особенностями своего предмета. Что является объектом и предметом психологии? Объект психологии как науки — психика; предмет — основные закономерности порождения и функционирования психической реальности. Психика является субъективным, сложным и многообразным отражением объективного мира. Душа, психика — это внутренний мир личности, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающим внешним миром, в процессе активного отражения этого мира. Психика проявляется у человека в психических явлениях, включающих: психические процессы (познавательные, эмоциональные, волевые процессы); психические состояния (работоспособность, настроение); психические свойства личности (темперамент, характер, способности); психические образования (знания, умения, навыки). Для получения достоверных научных сведений психология использует следующие методы исследования: 1. Наблюдение — преднамеренный, систематический, целенаправленный процесс сбора данных о поведении человека с целью его последующего анализа и объяснения. 2. Эксперимент — целенаправленное и продуманное создание искусственной ситуации, в которой изучаемое явление выделяется, проявляется и оценивается наиболее оптимально. 3. Беседа (опрос) — набор вопросов, задаваемых человеку с целью получения информации об испытуемом. 4. Тесты — система заданий позволяющих измерить уровень развития качеств (свойств) личности.
Вопросы для контроля: 1. Определите этапы развития психологии как науки. 2. Назовите отличия житейских и научных психологических знаний. 3. Выделите предмет и объект психологии и дайте их характеристику. 4. Перечислите методы исследования в психологии.
Тест для самоконтроля: Инструкция: выберите один правильный ответ. 1. Преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью последующего анализа и объяснения: A) эксперимент Б) опрос B) наблюдение Г)тест Д) все ответы верны 2. Метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определенную шкалу значений: A) беседа Б)тест B) эксперимент Г) верные ответы Б и В Д) все ответы верны 3. Метод, который заключается в получении информации в процессе непосредственного общения исследователя и испытуемого: A) наблюдение Б) эксперимент B) тест Г) беседа Д) все ответы неверны
Задания для самостоятельной работы: 1. Проанализируйте свои житейские психологические знания. 2. Понаблюдайте за поведением конкретного человека в различных ситуациях и составьте его характеристику (по результатам своего наблюдения).
Источник: Надточий, Юлия Борисовна. Психология и педагогика : учебное пособие / Ю. Б. Надточий. — Казань : Бук, 2019. — 210 с. |