Познавательный процесс - внимание
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

В самом общем смысле, под вниманием понимают направленность и сосредоточенность деятельности человека на каком-либо объекте. Иначе говоря, «внимание - процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач» (Большой..., 2002, С. 67).
Феномен внимания вызывал исследовательский интерес у многих психологов. Так, С.Л. Рубинштейн определял внимание, как сторону всех основных познавательных процессов нашего сознания (ощущение, восприятие, память, воображение, мышление), где они выступают в роли направленной на объект деятельности. Он полагал, что внимание не имеет своего собственного содержания и может проявляться лишь внутри других процессов (Рубинштейн, 1946).

На самом деле, человек, который концентрирует внимание на объекте в ходе выполнения какой-либо деятельности, не способен осознать саму работу внимания, а только то, на что внимание направлено (на чём оно сконцентрировано). В этом смысле, внимание можно понимать ещё как механизм работы сознания. Этот механизм обеспечивает осознанность, но сам никогда не осознается.

Существует несколько специфических черт, характерных только для данного явления. Во-первых, размытость границ как самостоятельного явления. Крайне сложно, а иногда невозможно, определить, где заканчивается внимание и начинается другой процесс. Во-вторых, неоднозначность проявлений и отсутствие ясных эмпирических маркеров явления.
Поскольку, говоря о внимании, мы всегда подразумеваем взаимоотношения субъекта с объектом, следует отметить такую важную характеристику, как двусторонность. Она проявляется в том, что как наше внимание может быть направленно на какой-либо объект, но и сам объект может привлекать внимание. То есть, причинами усиления внимания (повышения уровня концентрации) к определённому выбранному объекту могут являться как сам объект, взятый аспекте его отношения к субъекту, так и субъект в аспекте отношения к объекту (Рубинштейн, 1946).
Несмотря на то, что внимание включено в другие психические процессы и неразрывно связано с ними, существует ряд признаков, которые позволяют считать внимание самостоятельным феноменом. К ним относят:
1) Наличие собственных свойств, которые не наблюдаются у других физиологических и психических процессов.
2) Изменение характера внимания вне зависимости от видов деятельности и процессов, в регуляции которых внимание участвует.
3) Наличие собственных анатомо-физиологических коррелятов (Рыжова, 2010).


Свойства внимания


Выделяют следующие основные свойства внимания:
- концентрация;
- объём;
- переключение;
- устойчивость;
- распределение.


Концентрацию внимания можно охарактеризовать как уровень сосредоточенности на определённом объекте. Концентрация в зависимости от различных факторов может различаться по уровню. Это интенсивностная характеристика внимания, которую также иногда рассматривают как энергетический ресурс внимания (Д. Канеман).
Объёмом внимания принято называть количество одновременно удерживаемых объектов в фокусе сознания.
Под переключением понимают перенос фокуса сознания с одного объекта на другой, с одной деятельности на другую и т.п.
Устойчивость - способность к длительному удержанию внимания на определённом объекте без его переключения. Данная характеристика в особенности важна в условиях монотонной работы.
Под распределением внимания понимается одновременное выполнение нескольких заданий или видов деятельности (так называемых, совмещенных действий).
Традиционно выделяют произвольное и непроизвольное виды внимания.
Непроизвольное внимание связано с рефлекторными установками человека. Это пассивная форма внимания (У. Джемс). Процесс протекает без участия контроля сознания. Этот вид называют первичной формой внимания, которая является непроизвольным следствием актуализированного интереса (Рубинштейн, 1946).
Характеризуя произвольное внимание, необходимо отметить осознанно направляемый и регулируемый процесс. Произвольное внимание требует волевого усилия и носит опосредованный характер (Там же).
Несмотря на то, что эти два вида внимания часто противопоставляют, важно указать на их тесную взаимосвязь.
Непроизвольное внимание, как было сказано ранее, всегда продиктовано актуальным интересом к объекту, произвольное же, напротив, характеризуется отсутствием интереса, вследствие чего человеку приходится специально направлять его. По мере того, как та работа, на которую сначала специально направлялось внимание, начинает приобретать какой-либо интерес, произвольное внимание начинает плавно переходить в непроизвольное (Рубинштейн, 1946). Иногда в литературе такой переход связывают с послепроизвольным вниманием. Впервые ввёл этот термин отечественный психолог Н.Ф. Добрынин. Он настаивал на том, что это самостоятельный вид внимания и его нельзя редуцировать к непроизвольной форме. Оно происходит из произвольного при усилении интереса к продукту выполняемой деятельности (См. Психология внимания, 2001).
Таким образом, отличие произвольного внимания (активного) от непроизвольного (пассивного) заключается в наличие контроля внимания со стороны сознания. В первом случае внимание направляется на избранный человеком объект сознательно. Во втором случае оно направляется вне зависимости от нашего намерения. Послепроизвольное внимание характеризуется сознательным выбором объекта, но отсутствием напряжения, которое характерно для произвольного внимания.
Так же внимание разделяют на интеллектуальное и чувственное. В первом случае, объект внимания относится к внутренним
переживаниям и чувствам человека, в то время как во втором - к внешнему миру.
Кроме того, существуют и другие, менее распространенные классификации. Например, Ю.В. Щербатых подразделяет внимание по форме деятельности, выделяя
- сенсорно-перцептивное;
- интеллектуальное;
- двигательное.
Сенсорно-перцептивное внимание, по-другому, ещё называют внешним. Оно характеризуется направленностью на объекты внешнего мира.
Интеллектуальное (внутреннее) внимание характеризуется направленностью на объекты, репрезентированные во внутреннем мире человека и, соответственно, на анализ психической деятельности (память, мышление, воображение).
Двигательное (моторное) внимание обеспечивает регуляцию движений и их осознание (Рыжова, 2010).


В свою очередь, сенсорно-перцептивное дифференцируют на
- зрительное;
- слуховое;
- кинестетическое и др. (Щербатых, 2008).


Функции внимания


Важной функцией внимания является селекция (отбор) информации, поступающей из внешнего мира. Именно благодаря вниманию сигнал выделяется из шума и перцептивное поле членится на фигуру и фон. Кроме этого внимание выполняет функцию удержания, что позволяет сохранять определенное время необходимые мысли и впечатления, которые могут смениться другими, более сильными впечатлениями (Фаликман, 2006).
Щербатых Ю.В. также выделяет функцию активизации. Она заключается в усиление одних процессов и торможении других, нерелевантных решаемой задаче (Щербатых, 2008).
Обобщив частные классификации А.М. Рыжова, в свою очередь, предлагает выделять пять основных функций внимания:
1) Торможение ненужных и активация нужных физиологических процессов и процессов психики.
2) Селекция - целенаправленный отбор информации.
3) Удержание определённых образов в сознании до достижения поставленной цели.
4) Обеспечение сосредоточенности на длительное время на одном объекте.
5) Контроль и регуляция деятельности (Рыжова, 2010).


Явления невнимания


Фаликман М.В. описала перечень самых распространённых и частых ошибок внимания. К ним относятся:
1) Истинное невнимание (рассеяние), которое характеризуется отсутствием ясных мыслей, упадком или отсутствием сил, расплывчатостью ощущений.
2) Мнимая рассеянность. При данном явлении человек становится предельно внимателен, но не к окружающим его вещам. Внимание чётко сконцентрировано только на одном объекте.
3) Ученическая рассеянность. В большей степени проявляется у учеников младшей и средней школы и выражается в высокой утомляемости и слабой концентрации внимания.
4) Старческая рассеянность. Это форма невнимания свойственна людям пожилого возраста и выражается в низкой переключаемости и слабой концентрации внимания вследствие старения (Фаликман, 2006).


Возрастные особенности внимания


По С.Л. Выготскому, внимание у детей дошкольного возраста проходит шесть основных стадий развития.


Первая стадия наступает сразу после рождения. Ребёнок обращает внимание на особо привлекающие его предметы и явления, но не способен удерживать внимание на определенном уровне концентрации в течении времени. Основой внимания на данной стадии является ориентировочный рефлекс. В данном случае следует говорить о первых проявлениях непроизвольного внимания.


Вторая стадия наступает в возрасте от 1,5 до 3 месяцев жизни ребёнка. Он реагирует на указательные жесты, воспринимает материнский голос, её лицо. Иначе говоря, формируется избирательная функция внимания.


Третья стадия наступает, когда ребёнок научается использованию жестов, движений и голоса с целью привлечения внимания к себе.


Четвёртая стадия развития внимания начинается в возрасте от 1,5 до 4 лет. В этот период происходит активное развитие речи, поэтому ребёнок может переключать своё внимание в зависимости от услышанных слов, а также использовать слова для переключения внимания других людей.


На пятой стадии (3-6 лет) ребёнок использует речь, чтобы управлять собственным вниманием. На этом этапе формируется внутренняя речь, возрастает устойчивость внимания. К концу пятой стадии внимание ребёнка могут привлекать логические задачи, деятельность окружающих людей и т.д.


Шестой этап наступает с достижением старшего дошкольного возраста. Его основными особенностями являются: появление опосредованного внимания, регуляция которого происходит при участии внутренней речи. Это способствует готовности ребёнка переходу от игровой деятельности к учебной (Рыжова, 2010).

Источник: Шилов Юрий Егорович Общая психология. Познавательные и регуляторные процессы: учебное пособие / Ю.Е. Шилов. - Самара: Издательство Самарского университета, 2021. - 92 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.