Познавательный процесс - мышление
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Мышление - это высший психический процесс отражения действительности в опосредованном и обобщенном виде, высшая форма творческой активности человека (См. Большой..., 2002).
Именно благодаря мышлению мы можем судить о том, что скрыто от чувственного восприятия (Леонтьев, 2000). Познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению - высшему уровню психической репрезентации.


Мышление не имеет непроизвольной формы. Другими словами, это процесс преднамеренный и требующий активности нашего сознания (Иванников, 2010). Именно благодаря мышлению человек способен выстраивать логические цепочки, связывать в единую картину отдельные явления и события, а также выявлять скрытые закономерности в окружающем нас мире.
Мышление всегда начинается с осознания проблемной ситуации. Другими словами, осознание дефицита информации, понимание собственного непонимания выступает начальным этапом мыслительного процесса. Поэтому мышление следует понимать как процесс разрешения проблемных ситуаций.


Специфические качества мышления


Мышление имеет определенные характерные качества. К ним относят:
1) Гибкость. Это качество проявляется в способности своевременно и быстро менять алгоритмы решения в ходе мыслительного процесса.
2) Быстрота - умение находить верные решения даже в условиях дефицита времени.
3) Широта. Это качество предполагает умение совмещать в процессе мышления знания из различных областей.
4) Критичность подразумевает реалистичную оценку собственных идей, умозаключений, выводов и адекватную реакцию на критику со стороны окружающих.
5) Целенаправленность - это умение придерживаться собственного намеченного плана при решении проблем.
6) Комплексный характер мышления является сочетанием образного и абстрактно-логического мышления.
7) Глубина - качество, показывающее степень проникновения в сущность исследуемого объекта, умение выявлять логические связи между различными компонентами проблемной ситуации.
8) Экономичность - это количество логических действий с целью усвоения новых закономерностей.


Виды мышления


Существует несколько классификаций видов мышления.


По характеру решаемых задач мышление делится на два основных вида:
- практическое;
- теоретическое.


В свою очередь, эти виды можно дифференцировать на подвиды. Так, практическое мышление подразделяется на:
- наглядно-действенное;
- наглядно-образное.


Самый первый и простейший способ мышления у детей в возрасте 1-3 лет реализован в наглядно-действенном мышлении. В этом случае, мышление представлено практическими действиями. Ребёнок стремиться познавать мир через тактильнокинестетическую модальность. Главной характеристикой наглядно-образного вида мышления является отсутствие практического взаимодействия с предметами, при этом происходит оперирование с их образами и представлениями. Наглядно-образное мышление наиболее развито у детей 4-7 лет, но сохраняется на протяжении всей жизни. Эта разновидность мышления представлена наглядными образами. Несмотря на то, что в данном случае процесс мышления протекает с опорой на практическую деятельность, на этой стадии онтогенеза появляется возможность создания и сохранения в памяти образов, которые не имеют аналогов в сенсорной сфере человека.


Теоретическое мышление подразделяют на:
- образное;
- абстрактно-логическое (понятийное).


Образное мышление в большей степени развито у представителей творческих профессий, при этом образы (как правило, зрительные) могут быть как извлечёнными из памяти, так и созданными воображением.
Спецификой абстрактно-логического мышления является использование словесных конструкций в процессе решения задач, а также оперирование отвлечёнными понятиями. Процесс мышления включает в себя активное применение символов, цифр и понятий. При чём, в данном случае речь идёт не о предметно отнесённых, а об абстрактных понятиях, к примеру, «справедливость», «честь», «убыток» и т.д. (Щербатых, 2008).


По уровню оригинальности и новизны выделяют:
- репродуктивное;
- продуктивное.


Процесс репродуктивного мышления протекает на основе уже полученных представлений, образов, вербальной информации, которые взяты из каких-либо источников. В процессе продуктивного мышления большую роль играет творческое воображение.


По степени развёрнутости условно разделяют:
- дискурсивное (аналитическое);
- интуитивное.
Главной отличительной чертой дискурсивного мышления является преобладание выстроенной логики рассуждений. Данный вид мышления имеет чётко сформированные этапы, и развёрнут во времени. В случае интуитивного мышления имеет смысл говорить о роли неосознаваемых компонентов, а также об отсутствии строгой последовательности этапов и быстроте протекания процесса (Щербатых, 2008).


Стадии мышления


Существует несколько этапов или стадий мышления, последовательная смена которых, приводит к решению задачи.
1. Возникновения проблемной ситуации и её осознание.
2. Постановка задачи.
3. Генерации возможных вариантов решения поставленной задачи.
4. Оценка вариантов решения в соответствии с критериями допустимости.
5. Нахождение (осознание) единственного варианта.
6. Осознание решения поставленной задачи (Щербатых, 2008).


Мыслительные операции


Мышление имеет операндный и операциональный состав. Операнды - материал мышления. Таким материалом выступают вторичные образы представления и понятия. Устанавливаемые в ходе мышления отношения и являются предметом мышления.
В процессе мышления используются различные мыслительные операции. К числу основных операций относят:
1. Прямое и обратное сравнение - установление различий или сходства между вещами.
2. Анализ - мысленное разделение объекта на его составляющие и их последующее сравнение.
3. Синтез - объединение отдельных компонентов в единое целое.
4. Абстрагирование - вычленение одной части какого-либо предмета или явления, несуществующей в отдельности в реальной жизни.
5. Обобщение - выделение общих черт или элементов.
6. Конкретизация - выделение черт или элементов, которые не характерны для общего класса данного предмета или явления (Там же).


Развитие мышления


Мышление, конечно, возникает у человека не сразу, а в процессе онтогенетического развития. Все действия новорождённых детей продиктованы лишь рефлексами, а не активностью мышления. Только к концу первого года жизни у ребёнка начинает развиваться функциональная структура мышления.
Согласно Ж. Пиаже, существуют четыре стадии развития мышления.
1) Стадия сенсомоторного интеллекта (1-2 года). Данная стадия характеризуется начальным развитием способности к познанию предметов реального мира. К концу стадии сенсомоторного интеллекта у ребёнка начинает появляться важное субъективное чувство, которое выражается в выделении себя из окружающего мира (чувство Я).
2) Стадия операционального мышления (от 2-х до 7 лет). Стадия характеризуется началом развития речи. Здесь преобладает эгоцентричность мышления: ребёнку трудно принимать точки зрения других людей и вставать на позицию Другого.
3) Стадия конкретных операций (от 7 до 12 лет). Говоря об этой стадии, следует отметить способность ребёнка логически объяснять собственные действия, менять своё мнение, переходя от одной точки зрения к другой. Важно подчеркнуть появление способности группировать предметы по классам. К этому времени ребёнок также начинает понимать следующие логические формулы: если А=В и В=С, то А=С; А+В=В+А.
4) Стадия формальных операций (от 12 лет и старше). В этом возрасте у человека формируется навык выполнения различных операций в ментальном плане. Используются логические операции и абстрактные понятия (Пиаже, 1997).


Патология мышления


По мнению С.Л. Рубинштейна нарушения мышления могут быть двух видов:
1. Расплывчатость, которая выражается в неустойчивости мысли, постоянных блужданий вокруг поставленной задачи (лёгкая форма нарушения).
2. Скачка идей, выраженная в замене предметно-смысловых связей на ассоциативные (более тяжёлая форма нарушения) (Рубинштейн, 1946).


Щербатых Ю.В., в свою очередь, предложил свой перечень основных видов нарушения мышления:
1. Ускорение процесса мышления (количество образующихся ассоциаций в промежуток времени возрастает, в некоторых случаях наблюдается скачка идей).
2. Замедление мышления (уменьшение количества я ассоциаций в данный промежуток времени).
3. Ментизм (непроизвольный наплыв образов, воспоминаний и мыслей).
4. Обстоятельность (чрезмерная детализация).
5. Сужение объёма (низкая мыслительная подвижность, ограничение содержания, объединение различных тем в одно целое).
6. Бессвязность (неспособность к анализу, обобщению, синтезу, хаотичные ассоциативные связи).
7. Паралогичность (объединение несопоставимых явлений или понятий, дефектная рассудительность).
8. Резонерское мышление (бесплодное мудрствование).
9. Разорванность (между отдельными частями фразы отсутствуют смысловые связи при полном сохранении всех грамматических правил).
10. Закупорка (внезапная остановка мышления).
11. Персеверация (устойчивое повторение одного и того же мыслительного акта или слова) (Щербатых, 2008).

Источник: Шилов Юрий Егорович Общая психология. Познавательные и регуляторные процессы: учебное пособие / Ю.Е. Шилов. - Самара: Издательство Самарского университета, 2021. - 92 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.