Мотивация
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

На протяжении всей истории развития психологической науки исследователи занимались изучением мотивации. В настоящее время существует около 60 теорий мотивации, но нет единой теории, объясняющей всё многообразие человеческого поведения.
Существует терминологическая многозначность некоторых основных терминов, например, таких как «мотив» и «потребность» (Ильин, 2013). Часто под этими терминами понимают совершенно разные психологические явления.

Под мотивацией, как правило, понимается весь комплекс факторов, направляющих и побуждающих поведение человека. Изучение мотивации - это анализ причин и факторов, которые инициируют активность человека, а также направляют, поддерживают и приводят к завершению определенный поведенческий акт.
Нередко под «мотивацией» понимают две разных системы. Во-первых, это система мотивов определенного человека; во- вторых, система действий по активизации мотивов.
Важнейшей особенностью мотивированного поведения является наличие интенции - намерения выполнить действие. Намерение является сознательным стремлением человека завершить определенное действие в соответствии с намеченной программой, направленной на достижение предполагаемого результата. Оно выполняет функцию побуждения и планирования поведения и деятельности человека.
Термин «амотивация» означает отсутствие мотивации и характеризует отсутствие интенции, то есть намерения к осуществлению поведения.
Возникновение мотивации основывается на активации - всей совокупности факторов, влияющих на уровень возбуждения и тонус нервной системы. В системах мотивации принимают участие стимуляции и манипуляции, которые могут быть побудителями поведения независимо от мотивации.
Стимуляция - это действие внешнего фактора с целью пробуждения, усиления и ускорения мыслительных, эмоциональных и поведенческих реакций.
Манипуляция является скрытым побуждением другого человека к переживанию определенных состояний, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей (Сидоренко, 2000).
Мотивированное поведение есть результат действия двух факторов: личностного и ситуационного. Под личностными факторами понимаются разного рода мотивационные диспозиции личности (потребности, мотивы, установки, ценности), а под ситуационным - внешние, окружающие человека условия (поведение других людей, отношения, оценки, реакции окружающих, физические условия и т.д.).
Внешние факторы - это субъективное отражение (оценки и интерпретации) личностью объективных условий и то значение, которое она этим условиям придает.

 

Человек поступает в соответствии с тем, как он оценивает и интерпретирует окружающую действительность. В связи с этим выделяют два типа мотивации:
- интринсивная (внутренняя), связанная с потребностями, установками, интересами, влечениями, желаниями человека;
- экстренсивная, обусловленная внешними условиями и обстоятельствами, внешними воздействующими факторами.


Выделяют положительную и отрицательную мотивацию. В этих двух типах мотивации все побуждения к деятельности можно свести к четырем мотивационным факторам:
1) прямой конечный результат деятельности;
2) мотивационное вознаграждение;
2) привлекательность самого процесса деятельности;
4) подневольное поведение: избегание репрессий путем подчинения силе.


Центральным звеном мотивации является понятие «мотива». Мотив выступает побудителем деятельности и поведения, но для его возникновения необходима активизация индивидуума.
Психологическим побудителем активности человека и животных являются их потребности.


Потребность - это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития и выступающее источником его активности. Данное определение традиционно присутствует в словарях и учебниках. Но, как замечает Е.П. Ильин (Ильин, 2013), в этом определении есть ряд недостатков. Понимание нужды как дефицита приводит к пониманию потребности как избавления от дефицита: снятию напряжения, восстановления гомеостаза, т.е. к самосохранению. Однако активность может возникать не только из-за дефицита и нужды в чем-то, но и из-за избытка (например, повышение активности из-за избыточного выделения некоторых гормонов). Потребность может возникать в отсутствие дефицита при приятности (желательности) чего-то (например, желание сладкого может возникать не из-за дефицита глюкозы в организме). Также у человека есть потребность в развитии, познании, самосовершенствовании, самоактуализации, что также ведет к активизации.


Таким образом, необходимо подчеркнуть, что потребность обязательно связана с нуждой и/или желанностью чего-либо.
Важным элементом потребности является потребностное состояние, которое служит сигналом для человека относительно необходимости удовлетворить потребность. Если потребностное состояние отсутствует или слабо выражено, то человек может не знать о наличие актуальной потребности.
Возникновение потребности запускает активность человека на поиск и достижение цели, удовлетворяющей эту потребность. Таким образом, потребность является необходимым звеном в процессе сохранения и развития организма и личности; потребность приводит организм в состояние повышенной возбудимости, активизирует необходимые психические процессы и функции.


Особенности потребностей
Потребности человека делятся на две большие группы:
- первичные (биологические) потребности;
- вторичные («квазипотребности»).


Первичные потребности (биологическая мотивация) подразделяются на:
1) влечение к пище (голод);
2) к воде (жажда), к воздуху;
3) к избеганию повреждений (страх);
4) к поддержанию оптимальной температуры;
5) к отдыху (после продолжительной деятельности);
6) ко сну (после длительного бодрствования);
7) к активности (после бездействия);
8) половое влечение.


Они возникают на основе врожденных наследственных механизмов, и основную роль в их возникновении играет гипоталамус (Фрэнкин, 2003).


Вторичные потребности («квазипотребности») - это социальные потребности, формируемые в онтогенезе в процессе социализации и воспитания человека. К их числу относят:
1) материальные (потребность в одежде, жилище);
2) социальные (потребность в общении, труде, признании другими людьми, в сопереживании);
3) познавательные (потребность в познании окружающего мира, других людей и себя);
4) духовные (эстетические и нравственные потребности, потребность в творчестве и т.п.).


Особенность эстетических и нравственных потребностей заключается в том, что они формируются у человека в процессе социализации. Их отсутствие или ущербность напрямую связаны с тем, что они не прививались в процессе воспитания.
У человека происходит непрерывный рост потребностей в отличие от их ограниченности и фиксированности у животных.
Если удовлетворение потребности связано с положительными эмоциональными переживаниями, то возникает желание продолжать реализовывать эти потребности.
Потребности образуют иерархическую систему: базовые, доминирующие, актуальные, потенциальные.
Базовые - это устойчивые потребности, которые определяются личностью человека, они слабо зависят от внешних обстоятельств, характеризуют содержание интересов и увлечений, стремления и общую направленность личности. Их удовлетворение является условием эмоционального благополучия человека.
Актуальные - ситуационно обусловленные потребности, возникающие под влиянием внешних обстоятельств.
Доминирующие потребности являются наиболее важными для человека на протяжении некоторого определенного времени.
Потенциальные - потребности, влияние которых еще не проявилось, но можно предполагать их актуализацию.
Потребность проявляется в определенных действиях, по которым ее можно распознать.


Помимо видов, ещё выделяют характеристики потребностей, к которым относятся:
1) модальность (в чем именно возникает нужда);
2) сила (степень потребностного напряжения);
3) острота переживания (при неудовлетворенной потребности);
4) временные характеристики (кратковременные, устойчивые, периодически возникающие потребности).


Потребность и мотив


Сама по себе потребность не может стать мотивом поведения. Как состояние нужды она способна породить только ненаправленную активность организма и поддерживать ее на определенном уровне до тех пор, пока она не будет устранена. Направление и организованность, т.е. целесообразность и разумность поведения может обеспечить только конкретный мотив (по А.Н. Леонтьеву, это предмет данной потребности). Поэтому для полноценной мотивации, стимулирующей и определяющей направление поведения, необходимы два мотивационных фактора: потребность и мотив.
Потребность побуждает к возникновению мотива. Потребность преобразуется в мотив после опредмечивания, т.е. после нахождения предмета (объекта), способного ее удовлетворить.
Мотив (от лат. movere - приводить в движение, толкать; или фр. motif - побуждение) психологи понимают по-разному: как потребность, как предмет удовлетворения потребности, как внутренне осознанное побуждение, как намерение (принятое решение), как свойство личности или черту характера, как формулировку целей и средств, как состояние, заставляющее действовать или бездействовать (Ильин, 2013).
Но, наиболее принятое определение мотива следующее: мотив - это осознаваемое или неосознаваемое переживание, которое обусловлено потребностями и побуждающее к деятельности, направленной на ее удовлетворение.
Мотивацию рассматривают как динамический процесс формирования мотива, где последний выступает результатом этого процесса.


Этапы формирования мотива


Мотив возникает не одномоментно. В его образовании можно выделить следующие этапы:
1) Формирование потребности. Мотив возникает на основе сформированной биологической или социальной потребности, а также может возникать на основе долженствования (сформированного чувства долга).
2) Переживание потребностного состояния как неприятного или желательного. Неудовлетворенность потребности ведет к увеличению интенсивности переживания внутренней напряженности и увеличению стремления избавиться от нарастающего напряжения.
3) Возникновение побуждения к поисковой активности. Предмет удовлетворения потребности здесь ещё не конкретизирован и проявляется в виде обобщенного образа или понятия. Чем сильнее потребность, тем менее специфичен объект удовлетворения. Поисковая активность может быть внешней или внутренней. Внешняя поисковая активность - поиск реального объекта во внешней среде. Внутренняя поисковая активность - мысленный перебор конкретных предметов удовлетворения потребности и условий их получения.
4) Определение вероятности достижения предполагаемого предмета удовлетворения потребности при различных способах поведения и деятельности, а также прогноз последствий выбираемого пути достижения цели.
5) Оценка предполагаемого предмета и путей его достижения внутренними личностными регуляторами поведения человека.
К таким регуляторам относятся: нравственный контроль (наличие нравственных принципов); предпочтения (интересы и склонности); уровень притязаний; убеждения, идеалы, ценности, установки, отношения; оценка своих возможностей (знаний, умений, качеств); учет условий достижения цели (затраты усилий и времени); последствия действия или поступка; внешняя ситуации и собственное состояние в данный момент.
6) Выбор конкретной цели и формирование намерения ее достичь.


Цель определяется как осознанный образ будущего результата. Кроме предмета удовлетворения потребности, целью может быть и процесс её удовлетворения.


На формирование мотива оказывают влияния различные виды и формы внешней организации мотивационного процесса (Ильин, 2013). К видам внешней организации относятся: информирование, инструктирование, стимулирование и запрет. Эти виды, в свою очередь, реализуются в четырех группах внешней организации:
1) просьба, предложение, совет, убеждение, внушение;
2) приказ, требование, принуждение (только если принуждающий имеет более высокий социальный статус);
3) манипуляция;
4) мотивация, вызванная привлекательностью объекта: социальное заражение (энтузиазм), эмоциональное заражение (паника), подражание (следование примеру, образцу, принятие и воспроизведение внешних и внутренних особенностей других людей).


Если действия и поведения человека многократно повторялись, то возникает укороченная (автоматизированная) мотивация, когда при возникновении мотива пропускается ряд этапов и появляется возможность быстрее перейти к достижению цели.


Функции и характеристики мотивов


Выделяют следующие основные функции мотивов.
1) Побуждающая функция - связана с возникновением по- требностного состояния, которое вызывает мобилизацию энергии.
2) Направляющая функция - включается при появлении цели, направляя энергию на конкретный объект.
3) Стимулирующая функция - связана с продолжением побуждения при осуществлении намерения.
4) Регулятивная функция (управляющая) - изменяет и регулирует выше названные функции.


Мотивы описывают с помощь следующих характеристик.


1) Сила мотива определяется интенсивностью мотивационного возбуждения, которое зависит от гипоталамуса, приходящего в состояние возбуждения от недостатка каких-то веществ в организме. Также влияют и психологические факторы, особенно, внутренняя детерминация.
2) Устойчивость.
3) Степень осознанности структуры мотива.


В процессе формирования мотива может возникать явление, получившие обобщенное название «борьба мотивов».


Во-первых, такая борьба может происходить в процессе формирования мотивации, когда мотив еще не образован. Тогда борются различные компоненты мотива - внутренние личностные регуляторы поведения. Особенно сильно переживается борьба компонентов мотива, когда они противоречат друг другу (для одних есть необходимость в быстрой реализации мотива, другие направлены против вектора его формирования).


Во-вторых, при внутреннем мотивационном конфликте - борьбе одновременно актуализированных противоречивых потребностей - может происходить:
1) «приближение - приближение» - необходимость выбора между равно привлекательными, но взаимоисключающими альтернативами;
2) «избегание - избегание» - выбор между двумя равно непривлекательными возможностями;
3) «приближение - избегание» - цель одновременно привлекательна и непривлекательна.


Согласно современным представлениям, мотив является побудителем деятельности, действий и поведения человека. При этом необходимо отметить, что побудителем деятельности может быть одновременно несколько мотивов (полимотивация деятельности).
Также при объяснении мотивов своего поведения, человек может называть разные причины, учитывая особенности личности и интересов собеседника. Это явление получило название «мотивировка» как рациональное объяснение субъектом причин действия посредством указания на социально приемлемые для него и референтной группы обстоятельства, побудившие к выбору данного действия или поступка.
Следует заметить, что единой и общепринятой классификации потребностей и мотивов в психологии не существует. Наиболее известными являются классификации А. Маслоу и Г. Мюррея.


Маслоу А. выделил четыре базисных и три вида высших потребностей.


Основную роль в мотивации поведения человека играют потребности высшего уровня. Однако они могут стать актуальными лишь тогда, когда более или менее полно удовлетворены потребности, расположенные на нижележащих уровнях. С другой стороны, если человеку не удается удовлетворить потребности более высокого уровня, то он стремится, как можно полнее удовлетворять простейшие потребности (Маслоу, 2003).


В соответствие с этой теорией к виду высших потребностей относят:
1. Потребность в самоактуализации: стремление к реализации своих способностей, к развитию собственной личности.
2. Эстетические потребности: стремление к гармонии, симметрии, порядку, красоте.
3. Познавательные потребности: стремление много знать, уметь, понимать, исследовать.


К базовым потребностям относятся:
1. Потребности в уважении (почитании): стремление к компетентности, достижению успехов, одобрению, признанию, авторитету.
2. Потребность в принадлежности и любви: стремление принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими.
3. Потребность в безопасности: стремление чувствовать себя защищённым, избавиться от страха и жизненных неудач.


Низший уровень пирамиды А. Маслоу образуют физиологические (органические) потребности: голод, жажда, движение, половое влечение и т.п.


Перечень потребностей Г. Мюррея включает в себя следующие разновидности (См. Леонтьев, 1998):
1. Уничижение (уступать, принимать наказание, извиняться, каяться, унижаться).
2. Достижение (преодолевать обстоятельства, проявлять свою силу и возможности, делать что-то трудное максимально хорошо и быстро).
3. Аффиляция (поиск дружеских связей, общения с другими, социальная кооперация, любовь, присоединение к группе).
4. Агрессия (нанести кому-либо вред или оскорбление; убить, унизить, нанести ущерб, обвинить, высмеять кого-либо; наказать).
5. Автономия (сопротивляться влиянию или принуждению; ниспровергать авторитет, искать свободу в новом месте, стремиться к независимости).
6. Преодоление трудностей (преодолевать неудачи и поражения новыми усилиями; выбирать самые трудные задачи; отстаивать делом свою честь и гордость).
7. Повиновение (почитать высший авторитет, добровольно подчиняться ему; помогать лидеру, с радостью служить ему).
8. Самооправдание (защищаться от обвинений и уничижения, оправдывать свои действия; давать объяснения; сопротивляться проверкам).
9. Доминирование (влиять на других, управлять ими; убеждать, запрещать, диктовать; руководить; ограничивать; организовывать поведение группы).
10. Демонстративность (привлекать к себе внимание, удивлять, восхищать, пугать, шокировать).
11. Избегание опасности (уклонение от угрозы извне, опасности, в борьбе с враждебными силами окружения).
12. Избегание неудачи (избегание стыда, унижения, выставления себя в смешном положении; отказ браться за то, что за пределами возможностей).
13. Опека (помогать, защищать беспомощных).
14. Порядок (организовывать, упорядочивать, быть точным и пунктуальным).
15. Игра (отдыхать, развлекаться, забавляться, искать разнообразия, играть в игры, шутить, смеяться, радоваться).
16. Отвержение (игнорировать кого-то, отвергать, смотреть свысока, дистанцироваться).
17. Чувственность (чувственные удовольствия разного рода).
18. Секс (сексуальные отношения между полами, сексуальное удовлетворение).
19. Поиск помощи (поиск поддержки или симпатии; просьба о подмоге, снисхождении; зависимость, привязанность к опекающему родителю).
20. Понимание (рациональные суждения, сбор информации, построение картины событий).


Другой подход представлен в работах Ж. Нюттена, который выделил следующие категории анализа строения мотивации (Нюттен, 2004):
S (self) - мотивация, связанная с собственной личностью;
SR (self realisation) - мотивы саморазвития, самореализации;
R (realisation) - мотивация работы, активности разного рода;
C (contact) - мотивы общения;
E (exploration) - мотивация познания;
T (transcedentant) - трансцедентальная мотивация,
P (hjssession) - мотивы приобретения, владения, обладания;
L (leisure) - мотивация, связанная с отдыхом, досугом.


Виды мотивационных образований


Мотивационные образования включают в себя мотив как один из основных компонентов, но также содержат и другие психологические компоненты, не сводимые к мотиву. Выделяют:
1) Мотивационные состояния (например: когнитивный диссонанс (познавательное несоответствие); сомнение (решимость; надежда).
2) Мотивационная установка как сформированный, но нереализованный мотив, готовый осуществиться при появлении нужной ситуации.
3) Замысел как долговременное намерение.
4) Мечта как долговременная мотивационная установка, направленная в будущее, но лишенная непосредственного побуждения.
5) Стремление - активная сторона потребностей. Здесь выделяют три мотивационных образования.
Влечение как недифференцированная, неосознаваемая или слабоосознаваемая потребность.
Желание как переживание потребности, переходящей в действенную мысль о возможности чем-либо обладать или что-либо осуществить. При этой потребности обостряется осознание цели и строится план действия.
Увлечение как сформировавшееся и захватившее личность влечение.
6) Склонность как избирательная направленность человека на определенную деятельность. В основе лежит устойчивая потребность, стремление совершенствовать знания и умения в соответствующей области.
7) Интересы как форма проявления познавательной потребности, побуждающей к познавательной деятельности.
8) Направленность личности как совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Характеризуется интересами, склонностями, потребностями, устремлениями, идеалами, ценностями и др.


Основные мотивы


Мотив аффиляции - потребность в общении, эмоциональных контактах, дружбе и любви. Проявляется в стремлении быть в обществе других людей, взаимодействовать с окружающими, оказывать кому-либо помощь и поддержку и принимать их от других. Усиливается в ситуациях, порождающих стресс, тревогу и неуверенность в себе. Блокирование потребности в аффиляции порождает чувство одиночества, бессилия и вызывает фрустрацию.
Мотив достижения - устойчивое стремление человека к успехам в различных видах деятельности. Он объясняет внутри- и межиндивидуальные различия в ориентациях, интенсивности и последовательности поведенческих актов, связанных с достижением успехов. Соотносится с мотивом избегания неудачи. Преобладание кого-то из этих двух мотивов влияет на отношение к выполняемой деятельности, на ее успешность или неуспешность.
Мотив власти - устойчивое и отчетливо выраженное стремление человека иметь власть над другими людьми. Это стремление и способность получать удовлетворение от контроля над другими людьми. Проявляется в эмоциональных переживаниях, связанных с удержанием или утратой психологического или поведенческого контроля над другими людьми; в удовлетворении от победы над другим человеком в деятельности или огорчении по поводу неудачи, а также нежелании подчиняться другим людям.


Мотив помощи относится к просоциальному и альтруистическому поведению. Имеет четыре аспекта:
1) осознание последствий собственных действий или бездеятельности для благополучия других людей;
2) приписывание себе ответственности;
3) моральные (просоциальные) нормы, которые определяются обществом и принимаются личностью как внутренние стандарты;
4) самооценка (поведение подкрепляет желательные представления о самом себе).
Мотив агрессии связан с намеренным причинением вреда другому человеку. Является результатом следующих процессов:
1) положительная оценка последствий своего агрессивного поведения;
2) наличие фрустрации;
3) наличие эмоционального перевозбуждения типа аффекта или стресса, сопровождаемых внутренней напряженностью, от которой человек хочет избавиться;
4) наличие подходящего объекта агрессивного поведения, способного снять напряжение и устранить фрустрацию.
Подавляется данный мотив тенденцией к торможению агрессии, когда агрессивные действия оцениваются как нежелательные (Хекхаузен, 2003).
Мотивация психологической деятельности состоит из двух основных компонентов: склонность к анализу мотивации поведения людей и способность понимать мотивацию поведения.
Со второй половины 19 века и на протяжении двадцатого века активно создавались различные теории мотивации. Часть из них (теории инстинктов, теории потребностей, теории научения, теории мотивации к росту, когнитивные теории) носили общий характер (Фрэнкин, 2003). Другая часть теорий была направлена на объяснение отдельных областей психологической практики (например, теории мотивации труда и управления персоналам). К началу 21 века наиболее популярными стали две группы теорий: теории внешней и внутренней мотивации.


Внешняя и внутренняя мотивация


Выделяют два типа мотивации и соответствующие им типы поведения:
1) внешняя мотивация (extrinsic motivation) - внешне мотивированное поведение (extrinsic motivated behavior);
2) внутренняя мотивация (intrinsic motivation) - внутренне мотивированное поведение (intrinsic motivated behavior).
«Внешняя мотивация» - конструкт для описания детерминации поведения в тех ситуациях, когда факторы, которые его инициируют и регулируют, находятся вне Я личности или вне поведения. Достаточно инициирующему и регулирующему факторам стать внешними, как вся мотивация приобретает характер внешней. Внешняя мотивация основана на наградах, поощрениях, наказаниях или других видах внешней стимуляции, которые инициируют и направляют желательное или тормозят нежелательное поведение.
Наиболее ярко концептуализация данного типа мотивации представлена в бихевиористских теориях и в теориях инструмен- тальности.
«Внутренняя мотивация» - понятие, описывающее такой тип детерминации поведения, когда инициирующие и регулирующие его факторы проистекают изнутри Я и полностью находятся внутри самого поведения. Внутренне мотивированные деятельности не имеют поощрений, кроме самой активности. Люди вовлекаются в эту деятельность ради неё самой, а не для достижения каких-либо внешних наград. Такая деятельность является самоцелью, а не средством для достижения некой другой цели.
Для объяснения этого типа мотивации было создано множество теорий: теория компетентности и мотивации эффективностью Р. Уайта, теории оптимальности активации и стимуляции, теория личностной причинности Р. Де Чармса, теория самодетерминации Э. Диси (См. Чирков, 1996), теория наслаждения деятельностью М. Чиксентмихайя (Чиксентмихайя, 2010).


Теории внешней мотивации


В бихевиористских теориях основной акцент в детерминации поведения делается на подкреплении, то есть положительных (награды, поощрения) или отрицательных (наказания) последствиях, которые следуют за выполнением определенного поведенческого акта.
Идеи бихевиоризма берут свое начало в исследованиях Э.Л. Торндайка. Им была обнаружена закономерность, получившая впоследствии его имя и известная в психологии как закон Торндайка. Этот закон гласит, что привлекательные и непривлекательные последствия поведения влияют на частоту инициации поведенческих актов, приводящих к этим последствиям. Поведение, которое приводит к положительным результатам, закрепляется и имеет тенденцию к повторению, тогда как поведение, приводящее к отрицательным последствиям, имеет тенденцию к прекращению. Для объяснения регуляции поведения эти идеи были использованы К. Халлом и Б.Ф. Скиннером.
Главной особенностью всех вариантов бихевиористского подхода является признание того, что основным инициатором и регулятором поведения является внешнее по отношению к нему подкрепление. Сущность прикладного применения данной модели заключается в систематическом подкреплении желательного поведения. Желательное поведение имеет место только в период действия подкрепления (если не вступают в действие другие мотивационные механизмы). «Нет подкрепления - нет мотивированного поведения» (Цит. по Чирков, 1996).
Другим вариантом теорий внешней мотивации являются теории валентности - ожидания - инструментальности.
Данный тип теорий построен на двух фундаментальных условиях человеческого поведения, которые в психологии стали изучаться после работ К. Левина и Э. Толмена.
Первое условие заключается в следующем. Для того, чтобы быть мотивированной к определенному виду поведения, личность должна быть уверена, что существует прямая связь между осуществляемым поведением и его последствиями. Эта субъективная уверенность получила название «ожидание/инструментальность». Второе условие: последствия поведения должны быть эмоционально значимы для личности, должны иметь для нее определенную ценность. Эта эмоциональная привлекательность получила название «валентность».
Формула мотивированного поведения в этом случае выглядит так: Поведение = Валентность х Ожидание. Произведение двух параметров означает, что, если хотя бы один из сомножителей равен нулю, то и все произведение будет равно нулю. Если последствия поведения будут незначимы для личности, то она не будет испытывать интенции к его выполнению. Также, если человек будет уверен, что поведение никак не связано с его результатами, то мотивации к выполнению не будет. Высокая мотивация в соответствии с данным подходом будет в том случае, когда человек будет уверен, что желательные для него последствия являются прямым результатом предпринимаемого поведения. В рамках данной парадигмы созданы многие известные мотивационные теории (Чирков, 1996).
Эта группа теорий относится к внешним, потому что ведущими регулирующими факторами поведения являются валентность внешнего по отношению к поведению последствия и связь между поведением и этим последствием. Когда рабочий собирает на конвейере (осуществляемое поведение) агрегат (получаемый результат) и зарабатывает деньги на жизнь (привлекательные последствия), мотивация данного трудового поведения носит ярко выраженный внешний характер. Его инициация, интенсивность и направленность находятся в прямой зависимости от привлекательности последствий и связи между поведением и этими последствиями.


Термин «внутренняя мотивация» впервые был введен в 1950 г. К этому времени популярность бихевиористского подхода стала падать, и прежде всего потому, что, несмотря на попытки сформулировать универсальные законы человеческого поведения, многие виды человеческой активности никак не укладывались в объяснительные схемы бихевиоризма.
В 1958 году Р. Вудвортс провозгласил принцип первичности поведения в противовес бихевиористскому принципу первичности побуждения. Человек, согласно Р. Вудвортсу, рождается с активной тенденцией освоить мир с помощью поведения. Такое поведение понимается как постоянный поток активности по эффективному взаимодействию с окружением.
Р. Уайт в 1959 году ввел понятие «компетентность», объединяющее такие виды поведения, как ощупывание, осматривание, манипулирование, конструирование, игра, творчество. Он считает, что все эти виды поведения, при выполнении которых организм не получает никаких видимых подкреплений, преследуют одну цель: повышение компетентности и эффективности человека. Силой, детерминирующей это стремление к компетентности, является «мотивация через чувство эффективности». Данный вид мотивации имеет место всякий раз, когда человека побуждает потребность в эффективности, компетентности и мастерстве.
Р. де Чармс высказал предположение, что первичной мотивационной предрасположенностью человека является стремление эффективно взаимодействовать с окружением. Человек стремится к тому, чтобы быть первопричиной, источником своего собственного поведения; он стремится к личностной каузальности. Согласно Р. де Чармсу, как только личность начинает воспринимать себя как первопричину своего собственного поведения, можно говорить о внутренней мотивации ее активности (См. Чирков, 1996).
Отталкиваясь от идеи Р. де Чармса и опираясь на работы Р. Вудвортса и Р. Уайта, Э. Диси высказал гипотезу о существовании двух фундаментальных мотивационных тенденций: потребностей к самодетерминации и компетентности. Применение денежных вознаграждений, по Э. Диси, приводит к тому, что человек начинает считать, что не он сам, а эти вознаграждения являются причинами его поведения. Происходит экстернализа- ция локуса причинности, фрустрация потребностей в самодетерминации и компетентности и, как следствие, уменьшение внутренней мотивации.
Такие внешние факторы, как избегание наказания, призы и награды, сроки окончания деятельности, навязывание целей, соревновательная ситуация уменьшают внутреннюю мотивацию.
Одним из факторов, положительно влияющих на уровень внутренней мотивации, является наличие выбора и свобода его осуществления. Положительно влияет даже иллюзия выбора.
Э. Диси выделил общий фактор, на котором строятся все теории внутренней мотивации. Согласно его определению, внутренняя мотивация - это стремление совершать деятельность ради нее самой, ради награды, которая содержится в самой этой деятельности. Этой наградой является «момент переживания чего-то большего, чем обыденное существование» (Сидоренко, 2000).
К теориям внутренней мотивации относится описанный М. Чиксентмихайя феномен «наслаждения процессом деятельности». Автор описал переживание состояния «потока» («flow»), который можно испытывать в процессе практически любой деятельности и который ведет к наслаждению процессом деятельности. И только от самого человека зависит, сможет ли он научиться формировать условия, порождающие подобное переживание.


Признаки «потока»:
1) чувство слитости со своими действиями;
2) полная управляемость ситуацией и контроль над действиями;
3) потеря самосознавания;
4) чувство объединения с окружающими;
5) трансцедентные переживания;
6) аутотеличность;
7) наслаждение (Чиксентмихайя, 2010).


Теория самодетерминации


Исследования Р.М. Райна и Э.Л. Диси позволили сформулировать им теорию самодетерминации. Теория описывает факторы, поддерживающие внутреннюю мотивацию (Райн, Деси, 2003). Теория содержит ряд частных теорий: теорию когнитивной оценки, теорию когнитивного развития и др. Основные положения теории самодетерминации следующие.
Внешние факторы, связанные с инициацией или регуляцией поведения, будут влиять на внутреннюю мотивацию личности настолько, насколько они изменяют локус каузальности поведения. Те факторы, которые способствуют экстернализации локуса каузальности, будут подавлять внутреннюю мотивацию, тогда как, те факторы, которые способствуют его интернализации, будут ее повышать.
Внешние факторы будут влиять на внутреннюю мотивацию при условии, что деятельность самодетерминирована. Те факторы, которые способствуют повышению чувства компетентности, положительно влияют на внутреннюю мотивацию. Любой стимул (событие, сообщение, коммуникация), с которым человек сталкивается при выполнении деятельности, может иметь для него контролирующее или информирующее значение.
Контролирующими являются такие стимулы, которые воспринимаются как принуждение думать, чувствовать или вести себя строго определенным образом.
Информирующими являются стимулы, которые воспринимаются как предоставляющие свободу выбора и снабжающие человека информацией, необходимой для эффективного взаимодействия с окружением.
Если человек находится в состоянии амотивации, то он может быть выведен из него или применением контролирующих подкреплений (тогда он перейдет в состояние внешней мотивации), или оптимизацией трудности выполняемой деятельности и упорядочиванием обратной связи (тогда при условии свободы выбора он может перейти в состояние внутренней мотивации).
Если человек находится в состоянии внешней мотивации при выполнении неинтересной или непривлекательной деятельности, то применение контролирующих стимулов сказывается положительно на поддержании и регуляции имеющегося мотивационного состояния.
Если человек находится в состоянии внутренней мотивации, то контролирующие стимулы снижают ее уровень, лишая человека чувства самодетерминации и компетентности. Информирующие воздействия не снижают ее уровень, а также могут способствовать его возрастанию.


Другие теории мотивации


Согласно теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера (2002) положительное эмоциональное переживание возникает тогда, когда ожидания человека подтверждаются, представления воплощаются в жизнь, а планы выполняются. Это состояние консонанса.
Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в условиях, когда между ожидаемыми и реальными результатами имеется несоответствие. Или когда у человека есть два противоречивых паттерна знания, два мнения или понятия об одном объекте. Это состояние диссонанса.
Субъективно состояние когнитивного диссонанса переживается человеком как дискомфорт, и он стремится, во что бы то ни стало, как можно скорее избавиться от него. Выход из состояния когнитивного диссонанса может быть двояким: или изменить ожидания и планы таким образом, чтобы они соответствовали реально полученному результату, или попытаться получить новый результат, который согласовывался бы с прежними ожиданиями.
Теория С. Райса иначе описывает мотивационные силы. Основные желания, согласно С. Райсу (2004), руководят нашими повседневными действиями и делают нас такими, как мы есть. Какие это желания? Власть, независимость, любознательность, одобрение, порядок, экономия, честь, идеализм, общение, семья, положение в обществе, месть, любовные отношения, еда, физические упражнения и спокойствие.
Большая часть основного перечня характерна и для животных и, похоже, имеет значение для выживания. Четырнадцать из шестнадцати предложенных стремлений имеют генетическую основу. Только стремление к идеалу и одобрению, по-видимому, не связано с наследственностью. Комбинация этих стремлений и их расстановка по приоритетности делают личность неповторимой.


Законы Йеркса - Додсона (авторы - Роберт М. Йеркс и Дж. Д. Додсон):
1) По мере увеличения интенсивности мотивации качество (продуктивность) деятельности изменяется по колоколообразной кривой, достигая оптимума при среднем уровне мотивации.
2) Чем сложнее деятельность, тем более низкий уровень мотивации является оптимальным.
Эффект незавершенного действия Б.В. Зейгарник: прерванные задачи в силу сохраняющегося мотивационного напряжения запоминаются лучше, чем завершенные.
Эффект сдвига мотива на цель (эффект А.Н. Леонтьева) - процесс превращения первоначально внешне мотивированного действия (поведения), выполняемого ради достижения какого- либо подкрепления, во внутренне мотивированное действие.

Источник: Шилов Юрий Егорович Общая психология. Познавательные и регуляторные процессы: учебное пособие / Ю.Е. Шилов. - Самара: Издательство Самарского университета, 2021. - 92 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.