Представление является высшим уровнем образного отражения действительности и переходным между образными и речемыслительным планами психической организации. Говоря о представлении, следует выделять процесс и его результат вторичный образ. Понятие «вторичный образ» означает, что представления производны от ранее воспринятого опыта. В этой связи, некоторые авторы полагают, что представление есть форма воспоминания, то есть воспроизведение в образной форме прошлого перцептивного события (Веккер, 1974).
Выделяют два вида образов представлений. Образы представления первого вида есть результат психического отражения объектов, отсутствующих в поле восприятия в актуальный момент времени, но имевших место в прошлом перцептивном опыте. Такие образы еще называют репродуктивными или, иначе, представлениями памяти. Ко второму виду относятся образы, составленные из элементов различных первичных образов. Именно благодаря комбинированию образа из элементов прошлых перцептов становится возможным выходить за пределы непосредственно воспринимаемой реальности и воображать несуществующие в действительности объекты. Однако, в любом случае, представление опирается на те знания об объектах, которые хранятся в памяти. Вторичный образ аккумулирует признаки эталонированных в памяти первичных образов. На основе представлений строится портрет класса объектов, тем самым обеспечиваются условия перехода от собственно перцептивной деятельности к понятийно-логическому отражению. Основная сложность исследования представлений заключается в невозможности прямого соотнесения объекта представления и вторичного образа.
Свойства представления
Пространственная панорамность заключается в том, что при воспроизведении пространственной структуры объектов возможности представления не ограничиваются размерами перцептивного поля (См. Агафонов, 2003). В эффекте панорамности происходит выход за пределы наличной ситуации за счет предварительной суммации различных перцептивных полей. Представление об отдельном объекте может включать в себя те стороны или части объекта, которые при восприятии находились бы за пределами поля зрения. Представить можно то, что нельзя увидеть при обычном восприятии, однако само представление не является мыслительной деятельностью; вторичные образы служат информационным материалом для мышления и наряду с понятиями составляют операндный состав мышления. Независимость фигуры от фона. В отличие от перцепции, фигуро-фоновые отношения во вторичном образе имеют неограниченное количество степеней свободы. К фигуре может быть приставлен любой фон, фигура может находиться в безфоновом, «пустом» пространстве, равно как и фон, может представляться без фигуры.
Выпадение абсолютных величин объектов проявляется а) в несохранении числа однородных элементов (Ананьев, 1961); б) в нарушении воспроизведения абсолютных размеров отображаемого пространственного массива и размеров отдельного объекта (См. Агафонов, 2003).
Симулътанностъ (временная панорамность). То, что происходило при реальном восприятии развернуто во времени, в представлении может преобразовываться в одновременную структуру. Сдвиги в воспроизведении длительности событий установлены в ряде исследований и обобщены С.Л. Рубинштейном в виде эмпирического закона, который состоит в том, что «чем более заполненным и, значит, расчлененным на маленькие интервалы является отрезок времени, тем более длительным он представляется. Этот закон определяет закономерность отклонения психологического времени воспоминания прошлого от объективного времени» (Рубинштейн, 1946). Большая точность в отображении последовательности событий по сравнению с временной длительностью. Во вторичном зрительном образе происходит перестройка цветовой палитры в сторону основных цветов спектра. Отдельные оттенки цвета нивелируются тем в большей мере, чем более длительным является время сохранения образа. Это напоминает сдвиги в восприятии цвета в затрудненных перцептивных условиях. При всем различии яркости вторичных образов, в среднем представления по сравнению с сенсорно-перцептивными образами характеризуются значительно меньшей яркостью. Образы становятся болеебледными, что так же, как и в случае описания модальных характеристик, указывает на сходство вторичных образов с первичными образами в затрудненных условиях восприятия. Неустойчивость вторичного образа выражается в колебаниях, текучести, мерцании формы, что свидетельствует о низкой степени константности образа. Фрагментарность состоит в том, что некоторые части, стороны, признаки объектов во вторичном образе могут выпадать. Если неустойчивость - есть недостаток константности (основного свойства восприятия), то фрагментарность выражает дефицит целостности. Обобщенность состоит в том, что благодаря отсутствию воздействующего объекта, вторичный образ может быть не только единичным, но и общим, «может быть обобщенным образом не единичного предмета или лица, а целого класса или категории аналогичных предметов» (Рубинштейн, 1999). Круг представлений конкретного человека - это запас его образной культуры, его резервы в способах репрезентации реального мира в образной форме (Агафонов, 2003). Под термином «воображение» принято понимать психический процесс, благодаря которому человек способен строить внутренние образы вследствие переработки элементов психики, приобретённых в прошлом. Согласно словарному определению, воображение это «универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путём переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта» (Большой..., 2002, С. 73). Некоторые авторы воображение отождествляют с представлением, но большинство придерживаются другого мнения, ведь представление тесно связано с памятью человека, воображение же - создание образов, которые не отображают ранее воспринятое. Рубинштейн С.Л. полагал, что важнейшей характеристикой воображения считается именно преобразование, а не воспроизведение. Последнее он считал основой такого психического процесса, как память (Рубинштейн, 1946). Считается, что у детей воображение развито гораздо больше, чем у взрослых, но на самом деле разница состоит лишь в том, что воображение развивается быстрее всех остальных высших проявлений нашего сознания и имеет гораздо большее значение в жизни ребёнка, нежели в жизни взрослого. Воображение у детей развивается в соответствие с общей логикой их умственного развития (Рубинштейн, 1946). На самом начальном этапе детское воображение формируется и проявляется в игре и любой другой творческой деятельности ребёнка (рисование, лепка, занятия музыкой).
Виды воображения
По степени активности и волевых усилий принято выделять: - активное воображение; - пассивное воображение.
Главной особенностью пассивного воображения можно считать непроизвольную трансформацию образов, которые не формируются воображением, а всплывают на внутреннем экране. Так, З. Фрейд выделил несколько преобразований, характерных для данной простейшей формы воображения: замещение, вытеснение и сгущение. Если же говорить об активной форме воображения, то следует отметить её зависимость от контроля сознания. Кроме того, образы в процессе активного воображения строятся согласно целям творческой деятельности человека (Рубинштейн, 1946).
По степени преобразования действительности воображение делят на два вида: - продуктивное (творческое); - репродуктивное (воссоздающее) воображение.
Говоря о продуктивном воображении, мы подразумеваем создание абсолютно новой образной продукции. В актах продуктивного воображения действительность преобразуется творчески, а не просто копируется или воссоздаётся. Механизм репродуктивного воображения тесно связан с понятием памяти и характеризуется воссозданием явлений (предметов) по их непосредственному описанию (Щербатых, 2008). Рубинштейн С.Л. приводит другие обозначения для данной классификации: творческое (преображающее) и воспроизводящее (Рубинштейн, 1946).
Воображение делят в соответствии с характером образов на: - абстрактное; - конкретное.
Такая градация связана с тем, что образы, которыми оперирует наше воображение, могут быть разнообразными, гетерогенными: обобщёнными, такие как схемы и символы, или же конкретными со множеством деталей. Абстрактное воображение оперирует образами генерализированными, в то время как конкретное, напротив, использует единичные, вещные. Следует отметить, что абстрактное и конкретное виды воображения - явления, между которыми существует большое количество взаимосвязей и переходов, так что полярными назвать их можно только условно (Рубинштейн, 1946). В реальном процессе воображения образы включают в себя как абстрактные, так и конкретные элементы. Щербатых Ю.В. выделяет отдельные формы воображения, к которым он относит: сновидения, грёзы, галлюцинации и мечты. Сновидения автор трактует как непроизвольную, то есть пассивную форму воображения. По его мнению, сновидения оправданно дифференцировать на репродуктивные и продуктивные. По сей день, относительно проблемы сновидений существует множество споров. Некоторые исследователи считают, что сны - это отражение процесса перевода информации из кратковременной памяти в долговременную. Другие авторы полагают, что сновидение является выражением скрытые человеческих потребностей, которые не могут по каким-либо причинам быть реализованными в реальной жизни. Так или иначе, сновидные образы могут отражать реальные объекты и ситуации, в этом смысле, напоминать вторичные образы представлений, но могут иметь и фантасмагорический характер, содержательно не имея отношения к прошлому опыта индивидуума. Галлюцинации, по мнению Ю.В. Щербатых, также относятся к непроизвольной, пассивной форме воображения. Галлюцинации иначе называют фантастическими видениями, не имеющими никакой связи с окружающей реальностью. Грёзы относятся к пассивному, продуктивному видам воображения. Они представляют собой нереализованные желания, фантазии, которые связаны, как правило, с идеализированной репрезентацией будущего. Мечты представляют собой активную и продуктивную формы воображения. В отличие от грёз, мечты более реалистичны (Щербатых, 2008). Когда речь заходит о воображении, то обыкновенно имеют в виду визуальное воображение. Вместе с тем, бывают случаи и аудиального, и моторного воображения, о чём упоминал еще У. Джемс. Несмотря на то, что разным людям присущи разные формы воображения: у кого-то образы преимущественно зрительные, у других - моторные или слуховые, в большинстве случаев воображение представляет собой комбинацию разнокачественных элементов (Джемс, 1991).
Формы синтеза представлений в процессе воображения
Существует несколько форм синтеза представлений в процессе воображения. Первая форма - агглютинация - является совмещением в единое целое различных признаков, элементов или предметов, которые в действительности невозможно соединить. Схожим по смыслу понятием является «гиперболизация». Эта форма предполагает как увеличение/уменьшение отдельных частей или предмета целиком, так и увеличение/уменьшение количества частей предмета. Третьей формой синтеза можно назвать подчёркивание. В данном случае акцентируются отдельные признаки предмета, и заостряется внимание на них. Схематизация, в свою очередь, характеризуется сглаживанием различий или, напротив, выделением сходства предметов сливанием отдельных представлений. Последняя форма - типизация - выражается в явном выделении главного, повторяющегося, инвариантного в схожих фактах и их воплощение в образе воображения (Рыжова, 2010).
Творческое воображение
Воображение является неотъемлемой частью любого творчества, в особенности в художественной сфере. Конечно, нельзя недооценивать роль воображения и в научном творчестве. Что касается художественного творчества, то в данном случае воображение допускает как существенный разрыв с реальностью, так и незначительные изменения в репрезентации реальности. По мнению С.Л. Рубинштейна, абсолютно неверным является бытующее мнение о том, что чем произведение необычнее и причудливее, тем сильнее работало воображение автора. По мнению классика психологии, напротив, гораздо большей работы воображения требует более объективное и правдоподобное изображение реальности (Рубинштейн, 1946). Хотя, очевидно, что даже художник, пишущий портрет, не воспроизводит, а именно преобразует воспринимаемую информацию (Там же).
Щербатых Ю.В. выделил четыре стадии, через которые проходит активное творческое воображение у изобретателей и учёных. 1. Подготовительный (сбор материала). 2. Созревание (концентрация знаний по теме, сбор недостающих сведений). 3. Озарение (понимание искомой идеи на интуитивном уровне). 4. Проверка (формирование конечного результата, уточнение) (Щербатых, 2008)
Источник: Шилов Юрий Егорович Общая психология. Познавательные и регуляторные процессы: учебное пособие / Ю.Е. Шилов. - Самара: Издательство Самарского университета, 2021. - 92 с. |